Влияние темперамента на практическую деятельность среднего медицинского персонала
Заказать уникальную курсовую работу- 52 52 страницы
- 26 + 26 источников
- Добавлена 10.09.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ТЕМПЕРАМЕНТА И ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СРЕДНЕГО МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА 6
1.1. Характеристика темперамента 6
1.2. Психологические особенности профессиональной деятельности среднего медицинского персонала 15
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ТЕМПЕРАМЕНТА НА ПРАКТИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СРЕДНЕГО МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА 28
2.1. Организация исследования 28
2.2. Результаты исследования 32
2.3. Практические рекомендации 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 46
ПРИЛОЖЕНИЕ 49
Больше всего у них выражена позитивная динамика достижений в работе, стремление к профессиональному росту и постоянному повышению квалификации, умения организовать свою деятельность и деятельность других для достижения целей.Меньше, но на среднем уровне у медицинских работников выражена компетентность в профессиональной деятельности, способность с энтузиазмом и увлечением относиться к делу, наличие положительных отзывов, умение создать доброжелательную атмосферу и выстраивать отношения сотрудничества с коллегами и пациентами, умение работать в команде. Труднее всего медицинским работникам не допускать нарушений трудовой дисциплины и соблюдать этику во взаимоотношениях и тактичность в общении с коллегами,пациентами и их родственниками, руководством. Соотношение испытуемых с разной успешностью практической деятельности отражено на рисунке 3.Рис. 3. Соотношение испытуемых с разным уровнем успешности практической деятельности.В результате анализа выяснилось, что большинство медработников (62,5%) имеют среднюю успешность в своей практической деятельности, они в целом занимают свое место, выполняют свои обязанности, что-то им удается лучше, что-то хуже.У 22,5% респондентов высокая успешность в практической деятельности, они хорошо справляются со своими обязанностями, находятся на «своем месте», довольно перспективны в занимающей должности.15% медицинских работников имеют низкую успешность практической деятельности и плохо справляются со своими обязанностями, с трудом подходят для занимаемой должности и мало перспективны.Результаты диагностики медработников по шкале общей самоэффективности Р.Шварца, М. Ерусалема представлены в таблице 3 в Приложении.Результаты диагностики показали, что у медицинских сотрудников средний уровень самоэффективности (М=29,6±6,3), они иногда уверены, иногда не уверены в своем возможном влиянии на окружающую среду, в способности к решению различных задач и преодолению препятствий, а также относительноналичия потенциальныхспособностей организоватьиосуществитьсобственнуюдеятельность,необходимуюдлядостиженияопределенной профессиональной цели.Соотношение медработников с разным уровнем самоэффективности представлено на рисунке 4.Рис. 4. Соотношение медицинских работников с разным уровнем самоэффективности.Результаты соотношения показали, что у большинства медицинских работников (47,5%) выявлен средний уровень самоэффективности. В чем-то у них есть уверенность в своих способностях и длядостиженияцелей, в чем-то нет.У 30% медицинских работниковнизкий уровень самоэффективности. Они не уверены в себе, в своих способностях, у них нет доверия к своим поведенческим возможностям. Такие сотрудники испытывают трудности в достижении целей, чувствуют себя неуверенно и часто не способны справиться с новыми задачами и вызовами, которые встречаются в их жизни. Такие люди часто склонны к пессимизму и скептицизму, что может стать препятствием для их личностного роста и профессионального развития. У 22,5% медработников выявлен высокий уровень самоэффективности. Они уверенны в своих способностях и возможностях организоватьиосуществитьсобственнуюдеятельность,необходимуюдлядостиженияопределеннойцели, способны преодолевать сложные испытания и достигать поставленных целей, несмотря на возникающие препятствия, эффективно планировать, организовывать и контролировать свои действия, что в итоге приводит к улучшению качества жизни и повышению общего уровня удовлетворенности.Результаты корреляционного анализа свойств темперамента и особенностей профессиональной деятельности у медперсонала представлены в таблице 5.Таблица 5Результаты корреляционного анализа (r Спирмена)ЭргичностьСоциальная эргичностьПластичностьСоциальная пластичностьТемпСоциальный темпЭмоциональностьСоциальная эмоциональностьПрофессиональный рост,350*,391*0,172,350*,441**,357*0,1790,159Энтузиазм,317*0,2980,1870,2530,276,314*0,101-0,055Организация0,2450,290,1850,2680,270,269-0,028-0,178Доброжелательность-0,174-0,1290,2030,03-0,185-0,1160,0210,22Компетентность-0,0920,0660,0150,0260,0950,038-0,114-0,222Работа в команде0,1140,2430,185,345*0,1630,15-0,097-0,098Достижения0,0860,1670,1590,1150,1630,189-0,122-0,277Дисциплина-0,057-0,073-0,148-0,156-0,041-0,114-0,096-0,102Этика-0,171-0,169-0,061-0,206-0,183-0,194-0,0520,000Отзывы-0,0410,0980,1540,1910,002-0,021-,379*-,320*Успешность0,0620,2360,2160,2330,1740,145-0,135-0,155Самоэффективность,324*0,3090,1580,23,398*,382*0,157-0,027Примечание: * - взаимосвязь на уровне р≤0,05;** - взаимосвязь на уровне р≤0,05;Значимые взаимосвязи отражены в корреляционных плеядах на рисунках 5 – 8.Результаты корреляционного анализа показали, что эргичность прямо связана с профессиональным ростом (р≤0,05), энтузиазмом (р≤0,05) и самоэффективностью (р≤0,05). То есть, чем выше у медработников потребность в освоении предметного мира, стремление к напряженному труду, легкость умственного пробуждения, тем больше они стремятся к профессиональному росту, тем выше их способность с энтузиазмом и увлечением относиться к делу и самоэффективность, уверенность в своих способностях и длядостиженияцелей. - прямая взаимосвязь на уровне р<0,05.Рис. 5. Корреляционная плеяда эргичностии особенностей профессиональной деятельности у медперсонала.Социальная эргичностьпрямо связана с профессиональным ростом (р≤0,05). То есть, чем выше у медработников потребность в социальном контакте,стремление к лидерству, общительность, тем больше они стремятся к профессиональному росту, постоянному повышению квалификации. - прямая взаимосвязь на уровне р<0,05.Рис. 6. Корреляционная плеяда пластичности и особенностей профессиональной деятельности у медперсонала.Социальная пластичность прямо связана с профессиональным ростом (р≤0,05) и умением работать в команде (р≤0,05). То есть, чем больше у медицинских работниковвыражена легкость вступления в социальные контакты, легкость переключения в процессе общения, наличие большого количества коммуникативных заготовок, коммуникативная импульсивность, тем больше они стремятся к профессиональному росту и тем лучше они умеют выстраивать отношения сотрудничества с коллегами, проявлять себя как член команды. - прямая взаимосвязь на уровне р<0,05; - прямая взаимосвязь на уровне р<0,01.Рис. 7. Корреляционная плеяда темпаи особенностей профессиональной деятельности у медперсонала.Темп прямо связан с профессиональным ростом (р≤0,01) и самоэффективностью (р≤0,05). То есть, чем выше у медработников темп поведения, скорость выполнения операций при осуществлении деятельности, тем больше они стремятся к профессиональному росту, тем выше их самоэффективность, уверенность в своих способностях и длядостиженияцелей.Социальный темп прямо связан с профессиональным ростом (р≤0,05), энтузиазмом (р≤0,05) и самоэффективностью (р≤0,05). То есть, чем выше у медицинских работниковречедвигательная быстрота, быстрота говорения, тем больше они стремятся к профессиональному росту, тем выше их способность с энтузиазмом и увлечением относиться к делу и самоэффективность, уверенность в своих способностях и длядостиженияцелей. - обратная взаимосвязь на уровне р<0,05.Рис. 8. Корреляционная плеяда эмоциональности и особенностей профессиональной деятельности у медперсонала.Эмоциональность (р≤0,05) и социальная эмоциональность (р≤0,05) обратно связаны с наличием положительных отзывов. То есть, чем выше у медицинских работников чувствительность к расхождению между задуманным и ожидаемым, ощущения неуверенности, тревоги, неполноценности, и чем выше чувствительность к неудачам в общении, тем меньше положительных отзывов получают сотрудники.Таким образом, на практической профессиональной деятельности медицинского персонала хорошо сказываются высокая эргичность, темп и пластичность и плохо сказывается высокая эмоциональность. 2.3. Практические рекомендацииРекомендации медицинским работникам по выбору преимущественных видов практической деятельности в соответствии с основными темпераментными характеристикам. Сангвиник (средниеэргичность, пластичность, темп, эмоциональность). Для сангвиников желательна многозадачность, разнообразная деятельность, требующая быстрой энергетической активации, включение отдельных пунктов ответственности, которые не требуют большого напряжения и глубины, длительного времени для выполнения каждой отдельной задачи. Подходят работы связанные с коммуникацией, деятельность, требующая дисциплины и организованности.Нежелательна деятельность монотонная, емкая с точки зрения производительности, требующая концентрации на одном виде функции, длительной работы, а также деятельность, связанная исключительно с информацией (тексты, заполнение документации, оформление и т.п.), требующая значительных интеллектуальных и временных затрат.Флегматик (низкие средние эргичность, пластичность, темп, эмоциональность). Для флегматика желательны занятия, требующие длительной тщательной подготовки, долгосрочного сосредоточения на одной задаче, точности и кропотливости при выполнении отдельных операций. Им подходит аналитическая и экспертная деятельность, работа с информацией (тексты, заполнение документации, оформление).Нежелательна для них деятельность в условиях неопределенности и многозадачности, требующая постоянного переключения внимания или высокой скорости, включающая выполнение нескольких задач одновременно.Холерик (высокие энергичность, темп и эмоциональность при средних или высоких показателях по пластичности). Холерикам подходит проектная деятельность, требующая настойчивости и решимости для достижения цели в конкурентной среде, работы, связанные с необходимостью значительных усилий на старте, с высокой степенью личной ответственности, многозадачность с частой сменой функций, необходимость делать несколько дел одновременно, работы, связанные с коммуникациями, с переговорами, с необходимостью проявить креативность, актерское мастерство.Нежелательна для холериков монотонная деятельность, связанная с необходимостью выполнения одной функции в течение длительного времени, связанная с необходимостью строгой служебной субординации и исключающая возможность проявлять самостоятельность и инициативу;Меланхолик (низкие энергичность, пластичность, темп при средних или высоких показателях эмоциональности). Для меланхоликов подходит деятельность, основанная на подробно и корректно регламентированном порядке ее исполнения, не требующая значительной интеллектуальной или физической нагрузки. Они хорошо работают под руководством, выполняют работу с информацией.Для меланхоликов нежелательна деятельность, связанная с существенными психическими и физическими перегрузками, с необходимостью контакта с большим количеством малознакомых людей, с пребыванием на людях большую часть рабочего времени, с необходимостью проявлять инициативу, принимать решения и брать на себя ответственность, вести беседы с неблагополучным контингентом (например, агрессивные пациенты или родственники, умирающие больные и т.п.).Учитывая особенности своего темперамента и выбирая деятельность в соответствии с этими особенностями, можно добиться высокой успешности в профессиональной деятельности и удовлетворенности ею, а также предотвратить психоэмоциональное напряжение.ЗАКЛЮЧЕНИЕЦелью данного исследования являлось выявление влияния темперамента на практическую деятельность среднего медицинского персонала. В ходе достижения цели был поставлен и решен ряд задач. При анализе научной литературы было подчеркнуто, что темперамент – это индивидуально-своеобразные свойства психики, отражающие динамику психической деятельности человека, и проявляющиеся независимо от его целей, мотивов и содержания. Темперамент определяет динамику деятельности и влияет на ее продуктивность, однако в разных видах деятельности роль темперамента неодинакова. Темпераментные особенности являются врожденными и наиболее устойчивыми в течение жизни, они влияют на становление личности в целом: характера, индивидуального стиля деятельности, поведения, формирование самосознания.В функции среднего медицинского персоналавходит осуществление сестринского ухода, обучение пациентов и сестринского персонала, исполнение медицинской сестрой зависимой и независимой роли в отделении.Профессия среднего медицинского персонала относится к помогающим профессиям или профессиям человек – человек. Для успешного выполнения своих обязанностей медсестра должна быть всесторонне развитой личностью с высокими моральными качествами и активной жизненной позицией. Медицинским работникам приходится постоянно входить в роль пациента, вникать, слушать, вживаться в его состояние, сопереживать, проявлять сочувствие и предвидеть его слова, настроения и поступки. В работе медицинского персонала необходимо уделять особое внимание эмоциональной безопасности, посколькумедицинские сестры относятся к группе, которая подвержена высокому риску развития синдрома эмоционального выгорания.Результаты эмпирического исследования показали, что среди медработников встречается разное сочетание психодинамических свойств, объединяющихся в классические типы темпераментов. Преобладающим типом темперамента является сангвинический тип, у них среднеразвитые показатели по всем свойствам темперамента.Реже встречаются обладатели флегматического типа темперамента, у них низкие показатели по всем свойствам темперамента, и холерического типа, у них высокие показатели по энергичности, темпу и эмоциональности при средних или высоких показателях по пластичности. Меньшинство медработников являются представителями меланхолического типа, у них низкие показатели по энергичности, пластичности, темпу при средних или высоких показателях по эмоциональности.В результате опроса экспертов и обработки данных выяснилось, что в медработники, в основном имеют среднюю успешность в выполнении профессиональной деятельностии в целом справляются со своими обязанностями.Больше всего у них выражена позитивная динамика достижений в работе, стремление к профессиональному росту и постоянному повышению квалификации, умения организовать свою деятельность и деятельность других для достижения целей.Большинство медработников имеют среднюю успешность в своей профессиональной деятельности, они в целом занимают свое место, выполняют свои обязанности, что-то им удается лучше, что-то хуже. Результаты корреляционного анализа показали значимые связи свойств темперамента и особенностей профессиональной деятельности у медперсонала.Выводы:1. Чем выше у медработников потребность в освоении предметного мира, стремление к напряженному труду, легкость умственного пробуждения, тем больше они стремятся к профессиональному росту, тем выше их способность с энтузиазмом и увлечением относиться к делу и самоэффективность, уверенность в своих способностях и длядостиженияцелей.2. Чем выше у медработников потребность в социальном контакте, стремление к лидерству, общительность, тем больше они стремятся к профессиональному росту, постоянному повышению квалификации.3. Чем больше у медицинских работниковвыражена легкость вступления в социальные контакты, легкость переключения в процессе общения, наличие большого количества коммуникативных заготовок, коммуникативная импульсивность, тем больше они стремятся к профессиональному росту и тем лучше они умеют выстраивать отношения сотрудничества с коллегами, проявлять себя как член команды.4. Чем выше у медработников темп поведения, скорость выполнения операций при осуществлении деятельности, тем больше они стремятся к профессиональному росту, тем выше их самоэффективность, уверенность в своих способностях и длядостиженияцелей.5. Чем выше у медицинских работниковречедвигательная быстрота, быстрота говорения, тем больше они стремятся к профессиональному росту, тем выше их способность с энтузиазмом и увлечением относиться к делу и самоэффективность, уверенность в своих способностях и длядостиженияцелей.6. Чем выше у медицинских работников чувствительность к расхождению между задуманным и ожидаемым, ощущения неуверенности, тревоги, неполноценности, и чем выше чувствительность к неудачам в общении, тем меньше положительных отзывов получают сотрудники.7. Таким образом, гипотеза исследования подтвердилась:свойства темперамента взаимосвязаны с особенностями профессиональной деятельности среднего медицинского персонала. На практической профессиональной деятельности медицинского персонала хорошо сказываются высокая эргичность, темп и пластичность и плохо сказывается высокая эмоциональность. Рекомендации:1. Внедрение практических рекомендаций в работу медперсонала.2. Изучение связи свойств темперамента с личностными особенностями медицинских работников. 3. Изучение свойств темперамента медицинских работников различных профилей.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫАнаньев Б.Г. Очерки психологии. – М.: Наука, 2007. – 215 с.Белоус В.В., Боязитова И.В. Место и роль темперамента в структуре интегральной индивидуальности // Психологический журнал. – 1999. – №4. – С. 87-93.Биоэтика. Философия сохранения жизни и сбережения здоровья: учебник. – М.: Юрайт, 2017. – 400 с.Горшкова В.В. Синдром эмоционального выгорания у медицинских работников / В.В. Горшкова, М.В. Аборина // Universum: психология и образование. – 2022. – №2(92). – С. 13-15.Дорофеева Л.О. Особенности профессиональной деятельности специалистов помогающих профессий / Л.О. Дорофеева, Е.Г. Шевырева. В сборнике: Актуальные проблемы клинической психологии и практика их решения. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Москва, 2023. – С. 167-170.Кобякова О.С. Медицинские сестры: факторы профессионального выгорания / О.С. Кобякова, И.А. Деев, Е.С. Куликов и др. // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины, 2021. – Т. 29. – № 2. – С. 353-358.Кречмер Э. Строение тела и характер. – М.: Прогресс, 2009. – 120 с.Лейтес Н.С. Типы ВНД и темперамент. – М.: Прогресс, 2002. – 267 с.Липатова Е.Е. Эмоциональное выгорание медицинских работников стационарного и амбулаторного звена / Е.Е. Липатова, Е.И. Александровская, Л.Р. Ахмадеева // Образовательный вестник «Сознание», 2018. – Т. 20. – № 8. – С. 45-49.Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2017. – 583с.Махнач А.В. Мировоззренческая направленность как компонент жизнеспособности человека в социономических профессиях / А.В. Махнач, Л.Г. Дикая // Институт психологии Российской академии наук. Организационная психология и психология труда. – 2018. – Т.3. – №1. – С. 62 - 92.Мерлин В. С. Очерк теории темперамента. – М.: Наука, 2009. – 184 с.Морозова Г.И., Основы сестринского дела. Ситуационные задачи: учебное пособие для медицинских училищ и колледжей. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. – 240 с.Мухина С.А. Теоретические основы сестринского дела: учебник / Мухина С.А., Тарновская И.И. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2019. – 368 с.Небылицын В.Д. Психологические исследования индивидуальных различий. – М.: Наука, 2006. – 335 с.Павлов И.П. Полное собрание сочинений. – М.: Академия, 2021. – 271 с.Помогающие профессии: научное обоснование и инновационные технологии / Под общей редакцией проф. З.Х. Саралиевой – Н.Новгород: Изд-во НИСОЦ, 2016. – 865 c.Псядло Э.М. Темперамент и характер в истории медицины и психологии: учебно-справочное пособие. – Изд. 4-е, доп. – Одесса: Феникс, 2019. – 394 с.Роджерс К. О становлении личностью. Психотерапия глазами психотерапевта. К.: PSYLIB, 2004. – 229с.Русалов В.М. Биологические основы индивидуально-психологических различий. – М.: Наука, 2009. – 352 с.Свистунов А.А. Выгорание как профессиональная проблема современного здравоохранения / А.А. Свистунов, М.А. Осадчук, Е.Д. Миронова // ConsiliumMedicum. – 2019. – Т. 21. – № 12. – С. 101-105.Скугаревская М.М. Синдром эмоционального выгорания // Медицинские новости. – 2002. – №7. – С. 3-9.Суханова Е.И. Профессиональное выгорание медицинских сотрудников и его диагностика // Неонатология: Новости. Мнение. Обучение, 2022. – Т. 10. – № 2. – С. 55-60.Толочек В.А. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности. Методики профессионального отбора. – М: Юрайт, 2020. – 186с.Фельдман И.Л. Особенности копинг-стратегий и защитных механизмов у медицинских работников // Акмеология, научно-практический журнал. – 2012. – №3. – С.78-83.Шадриков В.Д., Мазилов В.А. Общая психология: учебник для академическогобакалавриата. – М.: Юрайт, 2017. – 411 с.ПРИЛОЖЕНИЕПервичные результаты диагностикиТаблица 1Результаты диагностики медработников по опроснику свойств темперамента№Ф.И.ПолВозрастЭргичностьСоциальная эргичностьПластичностьСоциальная пластичностьТемпСоциальный темпЭмоциональностьСоциальная эмоциональностьТип1А.Р.Ж2523423467м2А.Ю.Ж3997459679х3Б.А.Ж3746575667с4Б.В.Ж39610788779с5В.О.Ж3468586556с6В.С.Ж2221111121ф7В.Я.Ж2756655565с8Г.Н.М3367667656с9Г.С.Ж2765564544с10Д.А.Ж2832312223ф11Е.К.Ж40974310897х12Ж.Д.М24424245119м13З.Н.Ж3577676545с14И.К.Ж381011569798х15И.М.Ж3731312159м16К.А.Ж2965664534с17К.П.Ж4066767666с18Л.Е.Ж37999810998х19М.И.Ж2754343434ф20М.С.Ж25332343711м21Н.Е.М2398348797х22Н.Т.Ж3166754576с23П.Г.Ж3032333343ф24П.Ю.Ж3977768776с25Р.В.Ж2578566557с26Р.Е.М3442123212ф27С.К.Ж3087468797х28С.Р.Ж2834433343ф29Т.Г.Ж351084510789х30Т.И.Ж3434313232ф31Т.Р.М3679879899х32У.В.Ж2657566767с33Ф.И.Ж25910678775с34Ч.Н.Ж2624344178м35Ч.Ю.М2565656556с36Ш.А.Ж27443323810м37Ш.Р.Ж2834343422ф38Щ.О.Ж4023433234ф39Ю.Н.Ж3645676567с40Я.И.Ж4022232123фСреднее значение, М5,45,54,64,65,44,85,76,0Стандарт.отклонение, σ2,52,61,92,12,62,22,52,5Таблица 2Результаты экспертной оценки успешности практической деятельности испытуемых№Ф.И.ПолВозрастПрофессиональный ростЭнтузиазмОрганизацияДоброжелательностьКомпетентностьРабота в командеДостиженияДисциплинаЭтикаОтзывыУспешность1А.Р.Ж252114321153232А.Ю.Ж395352424532353Б.А.Ж375143515543364Б.В.Ж395445455324415В.О.Ж344243534453376В.С.Ж222442445444377В.Я.Ж273453545312358Г.Н.М333132535535359Г.С.Ж2754533342143410Д.А.Ж2833444154553811Е.К.Ж4045423353213212Ж.Д.М2432152114422513З.Н.Ж3544432541553714И.К.Ж3844514432343415И.М.Ж3732243123532816К.А.Ж2933553423143317К.П.Ж4042535343443718Л.Е.Ж3744453453354019М.И.Ж2745452433333620М.С.Ж2554553543344121Н.Е.М2343434434443722Н.Т.Ж3124252242422923П.Г.Ж3035434542233524П.Ю.Ж3955435454534325Р.В.Ж2545252543343726Р.Е.М3432324245333127С.К.Ж3054425351323428С.Р.Ж2853525354534029Т.Г.Ж3554424342333430Т.И.Ж3442445255554131Т.Р.М3655545343434132У.В.Ж2635443542353833Ф.И.Ж2545531434253634Ч.Н.Ж2633334224333035Ч.Ю.М2545353444454136Ш.А.Ж2723241333312537Ш.Р.Ж2835514442143338Щ.О.Ж4053545542254039Ю.Н.Ж3634342532343340Я.И.Ж40542444434438Среднее значение, М3,83,53,83,43,63,43,93,13,33,535,3Станд. отклонение, σ1,01,21,21,21,21,31,11,11,21,14,7Таблица 3Результаты диагностики медработников по шкале общей самоэффективности№Ф.И.ПолВозрастБалл№Ф.И.ПолВозрастБалл1А.Р.Ж252021Н.Е.М23322А.Ю.Ж392822Н.Т.Ж31253Б.А.Ж371923П.Г.Ж30384Б.В.Ж393224П.Ю.Ж39365В.О.Ж342225Р.В.Ж25316В.С.Ж222926Р.Е.М34287В.Я.Ж273227С.К.Ж30358Г.Н.М332828С.Р.Ж28259Г.С.Ж272929Т.Г.Ж353310Д.А.Ж282230Т.И.Ж342811Е.К.Ж403931Т.Р.М363812Ж.Д.М242532У.В.Ж263213З.Н.Ж352733Ф.И.Ж252914И.К.Ж383834Ч.Н.Ж262515И.М.Ж372335Ч.Ю.М252916К.А.Ж293936Ш.А.Ж271517К.П.Ж402137Ш.Р.Ж283618Л.Е.Ж373738Щ.О.Ж403119М.И.Ж272239Ю.Н.Ж363420М.С.Ж253040Я.И.Ж4040Среднее значение, М29,6Стандартное отклонение, σ6,3
1. Ананьев Б.Г. Очерки психологии. – М.: Наука, 2007. – 215 с.
2. Белоус В.В., Боязитова И.В. Место и роль темперамента в структуре интегральной индивидуальности // Психологический журнал. – 1999. – №4. – С. 87-93.
3. Биоэтика. Философия сохранения жизни и сбережения здоровья: учебник. – М.: Юрайт, 2017. – 400 с.
4. Горшкова В.В. Синдром эмоционального выгорания у медицинских работников / В.В. Горшкова, М.В. Аборина // Universum: психология и образование. – 2022. – №2(92). – С. 13-15.
5. Дорофеева Л.О. Особенности профессиональной деятельности специалистов помогающих профессий / Л.О. Дорофеева, Е.Г. Шевырева. В сборнике: Актуальные проблемы клинической психологии и практика их решения. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Москва, 2023. – С. 167-170.
6. Кобякова О.С. Медицинские сестры: факторы профессионального выгорания / О.С. Кобякова, И.А. Деев, Е.С. Куликов и др. // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины, 2021. – Т. 29. – № 2. – С. 353-358.
7. Кречмер Э. Строение тела и характер. – М.: Прогресс, 2009. – 120 с.
8. Лейтес Н.С. Типы ВНД и темперамент. – М.: Прогресс, 2002. – 267 с.
9. Липатова Е.Е. Эмоциональное выгорание медицинских работников ста-ционарного и амбулаторного звена / Е.Е. Липатова, Е.И. Александров-ская, Л.Р. Ахмадеева // Образовательный вестник «Сознание», 2018. – Т. 20. – № 8. – С. 45-49.
10. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2017. – 583с.
11. Махнач А.В. Мировоззренческая направленность как компонент жизнеспособности человека в социономических профессиях / А.В. Махнач, Л.Г. Дикая // Институт психологии Российской академии наук. Организационная психология и психология труда. – 2018. – Т.3. – №1. – С. 62 - 92.
12. Мерлин В. С. Очерк теории темперамента. – М.: Наука, 2009. – 184 с.
13. Морозова Г.И., Основы сестринского дела. Ситуационные задачи: учебное пособие для медицинских училищ и колледжей. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. – 240 с.
14. Мухина С.А. Теоретические основы сестринского дела: учебник / Мухина С.А., Тарновская И.И. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2019. – 368 с.
15. Небылицын В.Д. Психологические исследования индивидуальных различий. – М.: Наука, 2006. – 335 с.
16. Павлов И.П. Полное собрание сочинений. – М.: Академия, 2021. – 271 с.
17. Помогающие профессии: научное обоснование и инновационные техно-логии / Под общей редакцией проф. З.Х. Саралиевой – Н.Новгород: Изд-во НИСОЦ, 2016. – 865 c.
18. Псядло Э.М. Темперамент и характер в истории медицины и психологии: учебно-справочное пособие. – Изд. 4-е, доп. – Одесса: Феникс, 2019. – 394 с.
19. Роджерс К. О становлении личностью. Психотерапия глазами психотерапевта. К.: PSYLIB, 2004. – 229с.
20. Русалов В.М. Биологические основы индивидуально-психологических различий. – М.: Наука, 2009. – 352 с.
21. Свистунов А.А. Выгорание как профессиональная проблема современного здравоохранения / А.А. Свистунов, М.А. Осадчук, Е.Д. Миронова // ConsiliumMedicum. – 2019. – Т. 21. – № 12. – С. 101-105.
22. Скугаревская М.М. Синдром эмоционального выгорания // Медицинские новости. – 2002. – №7. – С. 3-9.
23. Суханова Е.И. Профессиональное выгорание медицинских сотрудников и его диагностика // Неонатология: Новости. Мнение. Обучение, 2022. – Т. 10. – № 2. – С. 55-60.
24. Толочек В.А. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности. Методики профессионального отбора. – М: Юрайт, 2020. – 186с.
25. Фельдман И.Л. Особенности копинг-стратегий и защитных механизмов у медицинских работников // Акмеология, научно-практический журнал. – 2012. – №3. – С.78-83.
26. Шадриков В.Д., Мазилов В.А. Общая психология: учебник для академическогобакалавриата. – М.: Юрайт, 2017. – 411 с.