Второй кризис в Тайваньском проливе
Заказать уникальную курсовую работу- 30 30 страниц
- 13 + 13 источников
- Добавлена 07.07.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
ГЛАВА 1 Второй тайваньский кризис: геополитические аспекты 5
1.1 Предпосылки и факторы развития тайваньского кризиса 5
1.2 Советско‐китайские отношения в контексте тайваньского вопроса в 1950-е гг. 7
1.3 События в период второго тайваньского кризиса 10
ГЛАВА 2 Итоги и последствия тайваньского конфликта и прогнозы его разрешения 15
2.1 Позиции США и СССР в отношении конфликта 15
2.2 Последствия Тайваньского кризиса для России 22
2.3 Прогнозы в отношении Тайваньского кризиса 24
Заключение 27
Список использованных источников 29
Вместе с тем, отсутствие жестких обязательств по защите Тайваня в сочетании с дозированными поставками вооружений на остров позволяли удержать Тайбэй от излишне жесткого или провокационного курса в отношениях с Пекином [9].2.2 Последствия Тайваньского кризиса для РоссииБольшинство экспертов сходятся во мнении о значительном влиянии разрешения конфликта военным путем на геополитическую позицию России, о возможных как положительных, так и отрицательных последствиях такого развития событий.Поскольку вероятность конфликта останется чрезвычайно высокой, а ставки высокими, Китай будет склонен тратить значительные средства на ускоренное перевооружение в районах, важных для тайваньской операции. Китайское военно-политическое руководство будет менее склонно прислушиваться к отечественной промышленности, которая обещает произвести необходимые системы вооружения и технику «завтра».Подписанный в конце 2018 г. крупный (оценочно более 2 млрд долл.) контракт на поставки российских вертолетов, включающий в себя около 100 Ми-171 различных модификаций , вероятно, отражает эти тенденции. Контракт был подписан на фоне разворачивающегося в КНР серийного производства средних транспортных вертолетов Z-20, Z-8G/L, вероятно, для того, чтобы преодолеть нехватку производственных мощностей и отдельные конструктивные недостатки китайских машин [9].В некоторых из этих областей (например, системы ПВО, противорадиолокационные ракеты, авиационное высокоточное оружие) Россия уже имеет давнюю историю сотрудничества с Китаем, которая может быть расширена. Вполне вероятно, что новые направления сотрудничества могут появиться в виде поставок в Китай современных боевых вертолетов типа Ка-52К, систем активной защиты бронетехники и т.д. В целом растущая напряженность вокруг Тайваня может стать драйвером нового этапа роста российско-китайского военно-технического сотрудничества, однако, учитывая вероятность эскалации в ближайшие годы, Москве и Пекину потребуется ускорить переговоры и выполнить соответствующие бюрократические процедуры [9].Однако в условиях проведения СВО и жесточайших санкций со стороны Запада последствия разрешения Тайваньского конфликта военным путем многие эксперты оценивают настороженно. По мнению политолога Ростислава Ищенко, возможное развитие китайского конфликта, способного перерасти в масштабное противостояние, России не выгодно, каким бы ни был результат. А их как минимум два: Китай проиграл, что "вообще катастрофа, так как Россия останется в одиночестве"; Китай победил, что, исходя из мировой практики и опыта, будет означать, что именно Китай начнет "формировать под себя мир". И насколько выгоден для России будет этот "китайский мир" – большой вопрос, отметил политолог."Мы-то друзья, да. Но есть места, где мы конкурируем, в том числе за рынки».По мнению политолога, России совершенно не выгоден конфликт на Тайване. Если до этого не решится судьба Украины, то для России это будет значить "второй фронт", чего нельзя допустить, заявил он[11].В заявлении, опубликованном на сайте МИД, отмечается, что позиция России по Тайваню «общеизвестна, последовательна и неизменна».«Попытки отдельных стран использовать выборы на Тайване с целью оказать давление на Пекин и раскачать ситуацию в проливе и в регионе в целом контрпродуктивны и заслуживают широкого осуждения со стороны мирового сообщества», — говорится в нем [10].Также говорится, что МИД призывает внешние силы воздерживаться от провокационных действий, подрывающих региональную стабильность и международную безопасность [10]Однако можно также предположить, что российское руководство просто не верит в то, что, если дело дойдет до действительно острого кризиса между Пекином и Тайбэем, США будут полны решимости вмешаться на стороне последнего. А в отсутствие массовой американской поддержки Тайваню придется сдаться Народно-освободительной армии Китая без единого выстрела — слишком неравны силы сторон конфликта. Поэтому Кремль воспринимает риски крупномасштабного военного конфликта в восточной части Тихого океана как относительно невысокие, какие бы апокалиптические сценарии ни придумывали различные военные эксперты [11].2.3 Прогнозы в отношении Тайваньского кризисаКак следует из ответов на вопросы китайских и иностранных СМИ члена Политбюро ЦК КПК, министра иностранных дел Ван И по внешней политике Китая и международным отношениям весной 2024 г. политика Китая в отношении Тайваня остается неизменной. Он заявил, что более чем 180 стран и международных организаций после выборов на острове подтвердили свою приверженность принципу «одного Китая», заявили о своей поддержке усилий Китая, нацеленных на защиту государственного суверенитета и территориальной целостности. Это убедительное свидетельство того, что принцип «одного Китая» стал всеобщим консенсусом мирового сообщества. Любое потворство и поддержка выступающим за «независимость Тайваня», упрямство в сохранении официальных связей с Тайванем не будут восприняты иначе, как попытки бросить вызов суверенитету Китая и вмешательство во внутренние дела нашей страны. Убежден, что непременно наступит тот день, когда единомышленниками принципа «одного Китая» станут все члены мирового сообщества. Это всего лишь вопрос времени[12].Мир и стабильность в Тайваньском проливе расшатывают прежде всего сепаратистские силы на острове своей деструктивной деятельностью. Подлинного мира в проливе невозможно добиться без четкого и недвусмысленного отказа от «независимости Тайваня». Чем решительнее соблюдается принцип «одного Китая», тем надежнее будет обеспечен мир в Тайваньском проливе [12].Глава Индо-Тихоокеанского командования США адмирал Филип Дэвидсон еще весной 2021 года в ходе слушаний в Конгрессе также высказал мнение, что Пекин до 2027 года может попытаться военными средствами установить контроль над Тайванем. В нынешнем январе уже в качестве отставного военного он дал серию интервью, где уверенно повторил этот прогноз. В том же месяце, как сообщали СМИ, один из высших руководителей ВВС США генерал Майк Минихан разослал служебную записку, в которой утверждал, что прямое военное столкновение Соединенных Штатов и КНР у Тайваня может произойти уже в 2025 году. В связи с этим он дал подчиненным указание активнее готовиться к боевым действиям с Китаем.Еще больше мнений такого рода высказывается со стороны аналитиков — ощущение напряженности и приближающегося столкновения нарастает. Проявляется оно не только в словах. Так, Вашингтон и Токио, очевидно, ведут самую активную подготовку к военному кризису у Тайваня. По мнению Головнина В [13]: «Для КНР крайне важно сформировать ситуацию, когда остров не сможет рассчитывать на вооруженную поддержку со стороны США, которые с 1949 года остаются его главным военным покровителем. Пекин создает все более мощный флот, включая авианосные группы, десятки его боевых самолетов регулярно патрулируют воздушное пространство у Тайваня.»Также важным признаком нарастания напряженности является тот факт, что администрация президента США Трампа начала, а Байдена – продолжила практику постепенного повышения уровня контактов между чиновниками двух стран. Важным событием стала первая с 1979 года встреча советника президента США по национальной безопасности Джона Болтона с его тайваньским коллегой Дэвидом Ли в 2019 году. Активизировалась практика визитов на острова американских военных для участия в боевой подготовке тайваньских коллег[13].Таким образом, по мнению многих аналитиков серьёзное военное и экономическое давление на остров сохранится на длительный срок. Можно говорить о начале очередного (Четвёртого) кризиса безопасности в Тайваньском проливе. Китайцы будут соразмерять меры давления с тенденциями в тайваньской политике и в активности США в регионе. В случае если руководство КНР придёт к выводу о том, что время начинает работать против него в силу дальнейшего быстрого ухудшения политической ситуации на острове и ускорения роста американских военных поставок, то велика вероятность перерастания демонстративных военных учений в реальные военные операции по обеспечению воссоединения острова с материком силовым путем.ЗаключениеВ ходе исследования автором были достигнуты поставленные цели и сделаны следующие выводы.- Тайваньский вопрос оказывал и продолжает оказывать колосальное влияние на геополитические решения крупнейших государств мира.- Действия КНР по тайваньскому вопросу в период второго кризиса, как и реакция на усилия советской дипломатии по урегулированию проблемы, являются примером стратегического политического мышления, свойственного китайской дипломатии.- Текущая ситуация и расстановка сил по Тайваньской проблеме в значительной степени отличается от периода второго кризиса и продиктована глобальными геополитическими изменениями в мире. Исследователи отметили ряд ключевых изменений в политике Пекина по отношению к Тайваню в период пребывания у власти Си Цзиньпина. Речь, в частности, идет о расширении трактовки статус-кво. Опасения Пекина связаны не только с возможностью формального провозглашения Тайбэем независимости острова, но и с небольшими, малозаметными шагами в сторону расширения суверенитета, которые Тайбэй совершает при поддержке США. Новой «красной линией» для материка стало стремление тайваньских лидеров бесконечно сохранять существующее положение дел, избегая разговора о воссоединении. Увязывание Пекином лозунгов воссоединения и национального возрождения повысило статус тайваньской проблемы, поскольку в рамках нынешней формулировки без объединения не будет и национального возрождения. Поиск тайваньского варианта модели «одно государство – две системы» сопровождается попытками Пекина подчеркнуть, что сопротивление воссоединению закончится для Тайбэя утратой полномочий, которые можно сохранить в ходе переговоров. Материковый Китай смелее демонстрирует силу, но при этом продолжает надеяться на мирное решение проблемы, формулирует планы расширения экономического сотрудничества и региональной интеграции с участием острова и пытается завоевать симпатии тайваньского населения. Большую тревогу в материковом Китае вызывает продолжающаяся «декитаизация» идентичности жителей Тайваня.По мере осознания тупиковости складывающейся ситуации Пекин будет демонстрировать все бóльшую жесткость и готовность к самым решительным действиям.Список использованных источниковCarter J. The Taiwan Strait Crisis of 1954–1955 and specter of nuclear war (https://supchina.com)Chang G.H., Di H. The Absence of War in the U.S.-China Confrontation over Quemoy and Matsu in 1954–1955: Contingency, Luck, Deterrence? // The American Historical Review — 1993 — p.1500–1524Elleman B.A. Taiwan Straits Standoff: 70 Years of PRC Taiwan Cross-Strait Tensions — Anthem Press, 2021Zhang S.G. The Second Taiwan Strait Crisis, 1958 // Deterrence and Strategic Culture — Cornell University Press, 2019История Китая с древнейших времён до начала XXI века: В 10 томах. Том 8: Китайская Народная Республика (1949–1976) — М.: «Наука», 2013Todd DePastino Remembering the “Second Taiwan Strait Crisis” of 1958https://veteransbreakfastclub.org/remembering-the-second-taiwan-strait-crisis-of-1958/https://scholarlycommons.law.northwestern.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=1093&context=facultyworkingpapersА.С. Бельченко, М.Г. Новоселова Реакция КНР на усилия советской дипломатии по разрешению тайваньского вопроса в 1949–1985 гг. Российскийуниверситетдружбынародов - 2020 the-reaction-of-the-chinese-government-to-soviet-diplomatic-2ys4d0sfer.pdfТайваньская проблема: военно-политические аспекты и последствия для российско-китайского военно-технического сотрудничества (cast.ru)Ищенко.Почему России не выгоден конфликт на Тайване – мнение - РИА Новости Крым, 30.08.2023 (ria.ru)Кортунов А.РСМД :: Почему Россия поддержала Китай в тайваньском вопросе (russiancouncil.ru)Ответы на вопросы китайских и иностранных СМИ члена Политбюро ЦК КПК, министра иностранных дел Ван И по внешней политике Китая и международным отношениям // Новые известия 2024-03-08 https://www.mfa.gov.cn/rus/zxxx/202403/t20240308_11256391.htmlГоловнин В. Ждать ли конфликта у Тайваня в 2027 году? США и Япония активно готовятся// Мнение, 9 февраля 2023 https://tass.ru/opinions/17004591
2. Chang G.H., Di H. The Absence of War in the U.S.-China Confrontation over Quemoy and Matsu in 1954–1955: Contingency, Luck, Deterrence? // The American Historical Review — 1993 — p.1500–1524
3. Elleman B.A. Taiwan Straits Standoff: 70 Years of PRC Taiwan Cross-Strait Tensions — Anthem Press, 2021
4. Zhang S.G. The Second Taiwan Strait Crisis, 1958 // Deterrence and Strategic Culture — Cornell University Press, 2019
5. История Китая с древнейших времён до начала XXI века: В 10 томах. Том 8: Китайская Народная Республика (1949–1976) — М.: «Наука», 2013
6. Todd DePastino Remembering the “Second Taiwan Strait Crisis” of 1958 https://veteransbreakfastclub.org/remembering-the-second-taiwan-strait-crisis-of-1958/
7. https://scholarlycommons.law.northwestern.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=1093&context=facultyworkingpapers
8. А.С. Бельченко, М.Г. Новоселова Реакция КНР на усилия советской дипломатии по разрешению тайваньского вопроса в 1949–1985 гг. Российский университет дружбы народов - 2020 the-reaction-of-the-chinese-government-to-soviet-diplomatic-2ys4d0sfer.pdf
9. Тайваньская проблема: военно-политические аспекты и последствия для российско-китайского военно-технического сотрудничества (cast.ru)
10. Ищенко. Почему России не выгоден конфликт на Тайване – мнение - РИА Новости Крым, 30.08.2023 (ria.ru)
11. Кортунов А. РСМД :: Почему Россия поддержала Китай в тайваньском вопросе (russiancouncil.ru)
12. Ответы на вопросы китайских и иностранных СМИ члена Политбюро ЦК КПК, министра иностранных дел Ван И по внешней политике Китая и международным отношениям // Новые известия 2024-03-08 https://www.mfa.gov.cn/rus/zxxx/202403/t20240308_11256391.html
13. Головнин В. Ждать ли конфликта у Тайваня в 2027 году? США и Япония активно готовятся // Мнение, 9 февраля 2023 https://tass.ru/opinions/17004591