Роль стереотипов как вида коммуникации в различных сферах общества.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Межкультурная коммуникация
  • 38 38 страниц
  • 26 + 26 источников
  • Добавлена 14.06.2024
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТЕРЕОТИПОВ КАК ВИДА КОММУНИКАЦИИ В СФЕРАХ ОБЩЕСТВА 5
1.1 Понятие стереотипов. Стереотипы в межкультурной коммуникации 5
1.2 Стереотипы в социальной коммуникации и профессиональной сфере 13
ГЛАВА 2 ИССЛЕДОВАНИЕ СТЕРЕОТИПОВ В СФЕРАХ ОБЩЕСТВА 22
2.1 Эмпирическое исследование социальных стереотипов как вида коммуникации 22
2.2 Анализ роли межкультурных стереотипов в современном обществе 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 36

Фрагмент для ознакомления

Некоторые ограничивают свободу инициативы и выбора, в то времякак другие освобождают человека от открытия или изобретения.Для современного общества важно проводить анализ и критическую оценку межкультурных стереотипов, чтобы: повысить осведомленность о том, как стереотипы формируются и распространяются; разработать стратегии для борьбы с негативными стереотипами и их последствиями; способствовать межкультурному образованию и обмену, чтобы улучшить понимание и уважение между различными культурами; стимулировать разнообразие во всех сферах общественной жизни [25].Можно сказать, что стереотипы—определенные убеждения и «привычные знания» людей о других личных качествах и личностях, событиях, явлениях, вещах. Следовательно, стереотипы существуют и широко используются людьми.Люди не склонны каждый раз по-новому реагировать на явления в своей среде, но относят их к той категории, которая у них есть. Постоянно меняющийся мир перегружает человека новой информацией и психологически вынуждает его классифицировать эту информацию на наиболее подходящие и знакомые модели, называемые стереотипами. В таких случаях когнитивные процессы остаются на уровне повседневного сознания и ограничиваются повседневным опытом, основанным на обобщении типичных концепций в этой области. В то же время в окружающем мире человека присутствуют элементы единообразия и повторяемости, развивается устойчивый стиль реакции и действий, который по своей природе является стереотипом. Чтобы отказаться от стереотипов, человеку необходимо постоянно уделять внимание и превращать весь жизненный процесс в бесконечную череду проб и ошибок. Они помогают человеку различать, упрощать и организовывать окружающий мир.Когда люди попадают в чужую культуру, они склонны обобщать и упорядочивать все, что видят. Классификация новой информации всегда начинается с первого контакта с чужой культурой, формируется относительно четкая модель этой культуры. Это достигается, как правило, за счет упрощения и обобщения реальности и выделения наиболее характерных черт той или иной культуры. Таким образом, на основе разных впечатлений формируется четкий очертание другой культуры, а ее представители характеризуются определенными характеристиками [14]. Например, стереотип практичности и пунктуальности гостеприимства и склонности к выпивке среди немцев, а во многих случаях и русских, основан на наблюденииих фактическогоповедения.С помощью стереотипов можно построить упрощенную матрицу окружающего мира, в которой определенные социальные группы «организованы» на основе стереотипов. Используя эту технику, вы можете быстро сгруппировать людей на основе стереотипных характеристик и ожидать, что они будут действовать определенным образом. Таким образом, стереотипы помогают разделить социальную среду на видимые и понятные группы и упростить сложность иностранной культурной среды.С помощью стереотипов можно четко различать себя и чужую этническую группу. Стереотипы позволяют вам оценивать свою группу по отношению к другим, тем самым сохраняя традиции, взгляды и ценности группы. В этом контексте стереотипы являются своего рода защитным механизмом, который помогает сохранить позитивную идентичность своей культурной группы.Поскольку стереотипы являются продуктом групп, их можно надлежащим образом использовать только в отношениях между группами, чтобы быстро ориентироваться в ситуации и оценивать этнические или культурные отношения представителей разных групп. Ориентация и идентификация происходят немедленно—в соответствии с признаками членства в группе срабатывают психологические механизмы стереотипов и реализуются соответствующие стереотипы. Причем для того, чтобы этот механизм заработал, совершенно не важно, что это такое на самом деле и каков личный опыт обладателя стереотипа, главное — не ошибиться в ориентации.В процессе межкультурного общения человек воспринимает другого человека своими поступками и поступками. Построение отношений с другими во многом зависит от способности понимать поведение и его причины [3]. В этом случае стереотипы позволяют нам делать предположения о причинах и возможных последствиях своих и чужих действий. С помощью стереотипов человеку присваиваются определенные черты и качества, и на этой основе можно предсказать его поведение. Вот почему стереотипы играют очень важную роль как в коммуникации, так и в ситуациях межкультурных контактов.Стереотипы прочно укоренились в нашей системе ценностей и являются ее неотъемлемой частью, обеспечивая своего рода защиту, которая защищает наше положение в обществе. Следовательно, использование стереотипов происходит во всех межкультурных ситуациях. Это невозможно сделать без использования этих очень общих и культурно-специфических планов оценки как для его собственной группы, так и для других культурных групп [16].Связь между культурным прошлым человека и приписываемыми ему личностными качествами обычно не подходит. Люди, принадлежащие к разным культурам, по-разному понимают мир, что делает невозможным общение из одного места. Руководствуясь нормами и ценностями своей культуры, человек решает, какие факты следует оценивать и в каком свете. Это сильно влияет на характер общения с представителями других культур. Например, при общении с итальянцем, который оживленно жестикулирует во время разговора, у немца, привыкшего к разным стилям общения, может сложиться очень выразительный и неорганизованный стереотип итальянца. Итальянцы также приобретут стереотип немцев как холодной и сдержанной страны.В зависимости от того, как они используются и в какой форме, стереотипы могут быть полезными или вредными для общения. Как подчеркивалось ранее, эффективные стереотипы помогают людям понять ситуацию и действовать в соответствии с новой ситуацией. Таким образом, стереотипы могут не только служить препятствием для общения, но и приносить определенные выгоды. Это возможно в следующих случаях:— если его осознаннопридерживаются. Человек должен понимать, что стереотипы отражают нормы и ценности группы. Групповые характеристики и качества, а не конкретные качества, присущие одному человеку из определенной группы;—если стереотип носит описательный характер, он не является оценочным. Это предполагает, что стереотип отражает реальные объективные качества и характеристики этой группы людей, но не оценку хорошего или плохого;— если стереотип верен. Это означает, что стереотип должен адекватно выражать признаки и характеристики группы, к которой принадлежит человек;—если стереотип —просто предположение о группе, но не прямая информация об этом. Это означает, что первое впечатление о группе не всегда является достоверной информацией обо всех людях в данной группе;—если стереотип изменился, то есть если он основан на опыте дальнейшего наблюдения и общения с реальным человеком или если он исходит из опыта реальной ситуации.В ситуациях межкультурного контакта стереотипы применимы только в том случае, если они используются в качестве первых положительных оценок человека или ситуации и не считаются единственно точной информацией о них. Стереотипы неэффективны и с ними трудно общаться, когда случайно вводят людей не в ту группу, искажают групповые нормы, путают стереотипы с определенными индивидуальными определениями или не могут4ъ исправить стереотипы, основанные на реальных наблюдениях и опыте. Акцент в общении над этими методами использования стереотипов обусловлен тем, что они могут стать серьезным препятствием для межкультурных контактов [4].Есть несколько причин, по которым стереотипы могут препятствовать межкультурнойкоммуникации:Невозможно определить индивидуальные особенности людей, стоящих за стереотипом. Стереотип предполагает, что все члены группы обладают одинаковыми характеристиками. Этот подход применим ко всей группе и отдельным лицам в течение определенного периода времени, несмотря на индивидуальные колебания.Стереотипы повторяют и укрепляют некоторые ложные убеждения и убеждения, пока люди не начнут принимать их как истину.Стереотипы основаны на полуправде и искажении. Сохраняя истинные характеристики группы стереотипов, стереотипы одновременно искажают реальность и порождают ложные представления о людях, с которыми происходит межкультурный контакт.Люди сохраняют стереотипы, несмотря на противоречащую им реальность, поэтому в ситуациях межкультурного контакта важно уметь эффективно справляться со стереотипами, то есть осознавать их и уметь отказаться от них, прежде чем они вступят в противоречие с реальностью. Поэтому при анализе стереотипов необходимо учитывать как негативные, так и положительные психологические эффекты стереотипов. С одной стороны, стереотипы суждения о других, основанные на стереотипах, часто действуют как предубеждения. Когда они возникают в ситуациях недостатка информации, социальные стереотипы часто оказываются ложными, играют консервативную роль, формируют у людей неправильные представления о происходящем, искажают процесс интерпретации происходящего и характер межличностного взаимодействия. Социальный стереотип, который оказывается верным в одном случае, оказывается ложным в другом и, следовательно, может оказаться неэффективным в решении задачи направления человека в окружающий социальный мир.С другой стороны, существование социальных стереотипов играет очень важную роль в общественной жизни по той простой причине, что ни правильная оценка, ни точный прогноз невозможны в отсутствие исчерпывающей информации о том, что происходит и что наблюдается. Во-первых, стереотипы позволяют значительно сократить время реакции на меняющуюся реальность.Во-вторых, ускоряют процесс познания.В-третьих, он обеспечивает по крайней мере некоторые важные основы для направления происходящего [6]. Например, чем больше клише в тексте, тем легче его будет понять. Несмотря на упрощение и схематизацию, стереотипы выполняют необходимую и полезную функцию в психологической регуляции процесса межличностного взаимопонимания.Межкультурные стереотипы оказывают значительное влияние на современное общество, особенно в контексте глобализации и расширения межкультурных контактов. Они могут формировать как общественное мнение, так и индивидуальные взгляды, влияя на социальное взаимодействие, политику, бизнес и образование.В социальном контексте стереотипы могут усилить разделение и недоверие между группами. Например, распространенные стереотипы об иммигрантах могут привести к социальной изоляции и дискриминации, что затруднит интеграцию и взаимопонимание.В политической сфере стереотипы могут использоваться для мобилизации избирателей или оправдания политических решений, иногда приводя к конфликтам и напряженности в международных отношениях.В деловом мире стереотипы могут влиять не только на маркетинг и рекламу, но также на решения о найме, продвижении по службе и управлении персоналом [5]. Компании, которые активно работают над преодолением культурных стереотипов, часто добиваются большего успеха в международном бизнесе.В образовании стереотипы могут повлиять на выбор учебных материалов, что может ограничить ожидания учителей от учащихся и их понимание культурного и исторического разнообразия.Подводя итог, можно сделать вывод, что, несмотря на уместность и иррациональность стереотипов, правды и лжи, все они являются неотъемлемыми компонентами культуры, которые в силу своего существования влияют на психологию и поведение людей, влияют на их сознание и межнациональные контакты. Активное и осознанное противодействие межкультурным стереотипам способствует созданию более открытого, справедливого и основанного на сотрудничестве общества.ЗАКЛЮЧЕНИЕСтереотипы как форма общения играют двойную роль в разных сферах жизни общества. С одной стороны, они могут упростить восприятие социальной реальности, позволяя поверхностно, но быстро оценивать людей и ситуации. С другой стороны, стереотипы искажают реальность и часто приводят к недопониманию и конфликтам [22]. Стереотипы основаны на повторяющихся однообразных жизненных ситуациях, которые закрепляются в сознании человека в виде стандартных схем и моделей. Они помогают человеку различать и упрощать окружающий мир и наводить в нем порядок.В данной работе была выявлена роль стереотипов как вида коммуникации в различных сферах общества, систематизированы знания о стереотипах как элементе коммуникативного процесса и расширении понимания их роли в обществе, получены результаты исследованиядля улучшения коммуникативной эффективности в различных сферах, даны ответы на поставленные задачи:— изучены теоретические аспекты стереотипов как вида коммуникации в сферах общества: в различных сферах общества стереотипы функционируют как средство коммуникации, которое может как облегчать, так и затруднять взаимопонимание;—исследованы социальные стереотипы как вид коммуникации: социальные стереотипы могут способствовать формированию социальной идентичности, но также и поддерживать социальное неравенство и дискриминацию;—проведен анализ роли межкультурных стереотипов как вида коммуникации: межкультурные стереотипы могут влиять на международную политику, глобальный бизнес и миграционные процессы.Также были сделаны соответствующие выводы:—стереотипы как вид коммуникации имеют глубокое влияние на общество, они могут способствовать эффективному общению, но также могут быть источником заблуждений и предвзятости. —для создания более справедливого и инклюзивного общества необходимо критически оценивать и преодолевать стереотипы, способствуя межкультурному диалогу и образованию, это поможет улучшить взаимопонимание и сотрудничество между различными культурами и социальными группами.Таким образом, хотя стереотипы являются неотъемлемой частью коммуникации в обществе, их роль должна быть предметом постоянного анализа и переосмысления, чтобы строить более справедливое и инклюзивное общество.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫАгеев В. С. Психологические особенности исследования социальных стереотипов [Текст] // Вопросы психологии / Отв. ред. Е. В. Щедрина. — М.: Изд. «Школа- Пресс», 2010. № 4. — С. 96–101.Агеев B. C. Стереотипизация как механизм социального восприятия. Общение и оптимизация совместной деятельности / В.С. Агеев.—М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987. —188 с.Байбурин А.К. Некоторые вопросы этнографического изучения поведения // Этнические стереотипы поведения / Под ред. А. К. Байбурина.— Л.: Наука, 1985.—325 с.Вервейко О. И. Социальные стереотипы как барьеры на пути развития соревновательных отношений // EuropeanSocialScienceJournal (Европейский журнал социальных наук). —2013—Т.2. – №8. — 295-300 с.Герчиков В. И. Управление персоналом: работник —самый эффективный ресурс компании. / В. И. Герчиков. — М.: ИНФРА-М, 2008 – 280 с.Денисова Ю.В. В защиту стереотипа // Россия и Запад: диалог культур: материалы науч.-практ.конф. — М.:Центр изучения взаимодействия культур, 1995. —301 с. Джамалян Д.В. Проявление агрессии в этнических стереотипах: дис. ...канд. психол. наук. —М.: Психол. ин-т Рос. акад. Образования, 2004.— 140 с.Ковалев В. А. Стереотипы или новые способы манипулирования общественным сознанием / В. А. Ковалев. —М.: PalmariumAcademicPublishing, 2013.—360 с.Лебон Г. Психология народов и масс: Пер. с фр.—М.: Академический Проект, 2011. —240с.Липпман У. Общественное мнение.Пер. с англ. Т.В. Барчуновой.— М.:Фонд "Обществ. мнение", 2004.—382 с.Лурье С. В. Историческая этнология. — М.: Аспект пресс, 1998.— 445 с.Метелкина Ю.С. Социальные стереотипы: процессы формирования, виды и использование в политике (информационный подход). — Нск.: Кемеров. гос. ун-т, 2002. —18 с.Павловская А. В. Россия и Америка. Проблемы общения культур. — М.: Изд-во МГУ, 1998. —302 с.Петренко В. Ф., Алиева Л. А. Стереотипы поведения как элемент национальной культуры // Языковое сознание: стереотипы и творчество / Под ред. Н. В. Уфимцевой. — М.: 1988. — 16-39 с.Петренко В. Ф. Психосемантический анализ этнических стереотипов: лики толерантности и нетерпимости / В. Ф. Петренко, О. В. Митина, К. В. Бердников, А. Р. Кравцова, В. С. Осипова. — М.: Смысл, 2000. — 73 с.Почебут Л.Г. Кросс-культурная и этническая психология: учебное пособие. — СПб.: Питер, 2012. —336 с.Речкин Н.С. Стереотипы и процессы стереотипизации в социальных системах. док.философ.наук.— Ростов н/Д: Рост. гос. ун-т, 2006. — 51с.Садохин А. П. Теория и практика межкультурной коммуникации. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. —203 с.Сорокина Н. В. Национальные стереотипы в межкультурной коммуникации. — М.: ИНФРА-М, 2014.—263 с. Сорокин Ю.А. Стереотип, штамп, клише: к проблеме определения понятий/Сорокин Ю.А.// Общение: Теоретические и прагматические проблемы.— М.: Ин-т языкознания АН СССР, 1998. — 268 с.Стасенко О.В. Влияние средств массовой коммуникации на стереотипизацию массового сознания / О.В. Стасенко. —Ставрополь: Ставроп. гос. ун-т, 2004. —197 с.Тренев Н. Н. Управление конфликтами / Н. Н. Тренев. —М.: Приор, 2001. —360 с.Чугров С.В. Этнические стереотипы и их влияние на формирование общественного мнения // Мировая экономика и международные отношения. — 1993. № 1. — 41-53 с.Электронные ресурсы:Бянкина, Е. А. Влияние социальных стереотипов на межличностные отношения / Е. А. Бянкина, Е. Ю. Савицкая. — Текст: непосредственный // Юный ученый. — 2020. — № 6 (36). — С. 135-138. — URL: https://moluch.ru/young/archive/36/2094/ (дата обращения: 13.05.2024).Ванина, О.Н. Методы исследования стереотипа [Электронный ресурс] / Электрон. дан. —URL: http://sociology,narod.ru/(дата обращения 12.05.2024).Веселкова Н.В. Методы исследования в социальной работе. 2001. URL: http://do.teleclinica.ru/184311/ (дата обращения: 12.05.2024).

1. Агеев В. С. Психологические особенности исследования социальных стереотипов [Текст] // Вопросы психологии / Отв. ред. Е. В. Щедрина. — М.: Изд. «Школа- Пресс», 2010. № 4. — С. 96–101.
2. Агеев B. C. Стереотипизация как механизм социального восприятия. Общение и оптимизация совместной деятельности / В. С. Агеев. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987. — 188 с.
3. Байбурин А. К. Некоторые вопросы этнографического изучения поведения // Этнические стереотипы поведения / Под ред. А. К. Байбурина. — Л.: Наука, 1985. — 325 с.
4. Вервейко О. И. Социальные стереотипы как барьеры на пути развития соревновательных отношений // European Social Science Journal (Европейский журнал социальных наук). — 2013 — Т.2. – №8. — 295-300 с.
5. Герчиков В. И. Управление персоналом: работник — самый эффективный ресурс компании. / В. И. Герчиков. — М.: ИНФРА-М, 2008 – 280 с.
6. Денисова Ю. В. В защиту стереотипа // Россия и Запад: диалог культур: материалы науч.-практ. конф. — М.: Центр изучения взаимодействия культур, 1995. — 301 с.
7. Джамалян Д. В. Проявление агрессии в этнических стереотипах: дис. ...канд. психол. наук. — М.: Психол. ин-т Рос. акад. Образования, 2004. — 140 с.
8. Ковалев В. А. Стереотипы или новые способы манипулирования общественным сознанием / В. А. Ковалев. — М.: Palmarium Academic Publishing, 2013. — 360 с.
9. Лебон Г. Психология народов и масс: Пер. с фр. — М.: Академический Проект, 2011. — 240с.
10. Липпман У. Общественное мнение. Пер. с англ. Т. В. Барчуновой. — М.: Фонд "Обществ. мнение", 2004. — 382 с.
11. Лурье С. В. Историческая этнология. — М.: Аспект пресс, 1998. — 445 с.
12. Метелкина Ю. С. Социальные стереотипы: процессы формирования, виды и использование в политике (информационный подход). — Нск.: Кемеров. гос. ун-т, 2002. — 18 с.
13. Павловская А. В. Россия и Америка. Проблемы общения культур. — М.: Изд-во МГУ, 1998. — 302 с.
14. Петренко В. Ф., Алиева Л. А. Стереотипы поведения как элемент национальной культуры // Языковое сознание: стереотипы и творчество / Под ред. Н. В. Уфимцевой. — М.: 1988. — 16-39 с.
15. Петренко В. Ф. Психосемантический анализ этнических стереотипов: лики толерантности и нетерпимости / В. Ф. Петренко, О. В. Митина, К. В. Бердников, А. Р. Кравцова, В. С. Осипова. — М.: Смысл, 2000. — 73 с.
16. Почебут Л. Г. Кросс-культурная и этническая психология: учебное пособие. — СПб.: Питер, 2012. — 336 с.
17. Речкин Н. С. Стереотипы и процессы стереотипизации в социальных системах. док. философ. наук. — Ростов н/Д: Рост. гос. ун-т, 2006. — 51 с.
18. Садохин А. П. Теория и практика межкультурной коммуникации. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. — 203 с.
19. Сорокина Н. В. Национальные стереотипы в межкультурной коммуникации. — М.: ИНФРА-М, 2014. — 263 с.
20. Сорокин Ю. А. Стереотип, штамп, клише: к проблеме определения понятий/Сорокин Ю. А.// Общение: Теоретические и прагматические проблемы. — М.: Ин-т языкознания АН СССР, 1998. — 268 с.
21. Стасенко О. В. Влияние средств массовой коммуникации на стереотипизацию массового сознания / О. В. Стасенко. — Ставрополь: Ставроп. гос. ун-т, 2004. — 197 с.
22. Тренев Н. Н. Управление конфликтами / Н. Н. Тренев. — М.: Приор, 2001. — 360 с.
23. Чугров С. В. Этнические стереотипы и их влияние на формирование общественного мнения // Мировая экономика и международные отношения. — 1993. № 1. — 41-53 с.
Электронные ресурсы:
24. Бянкина, Е. А. Влияние социальных стереотипов на межличностные отношения / Е. А. Бянкина, Е. Ю. Савицкая. — Текст: непосредственный // Юный ученый. — 2020. — № 6 (36). — С. 135-138. — URL: https://moluch.ru/young/archive/36/2094/ (дата обращения: 13.05.2024).
25. Ванина, О. Н. Методы исследования стереотипа [Электронный ресурс] / Электрон. дан. — URL: http://sociology,narod.ru/(дата обращения 12.05.2024).
26. Веселкова Н. В. Методы исследования в социальной работе. 2001. URL: http://do.teleclinica.ru/184311/ (дата обращения: 12.05.2024).