особенности мышления детей в раннем возрасте
Заказать уникальную курсовую работу- 39 39 страниц
- 32 + 32 источника
- Добавлена 15.06.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ…….…………….7
1.1. Сущность понятия «мышление». Виды и классификация …………..…....7
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей раннего возраста........11
1.3. Особенности развития мышления в раннем возрасте………….……….. 17
1.4. Выводы к 1 главе…………………………………………...........................20
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА………....22
2.1. Организация и методы исследования ……………………….....................22
2.2. Анализ результатов исследования особенностей мышления детей раннего возраста ………………………………………………………………………………. 25
2.3. Психолого-педагогические рекомендации родителям по развитию детей раннего возраста. Организация мышления………………………………………….28
2.4. Выводы ко 2 главе……………………………………………………….....32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….…….33
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ……...….………………. 35
ПРИЛОЖЕНИЕ 1………………………………………….………………….38
ПРИЛОЖЕНИЕ 2……………………………………………………………..39
, Харламов Ф.и другие дети не смогли выполнить задание, они отказались от помощи взрослого, а самостоятельно смогли выловить только 1 шарик, это говорит о том, что данные дети не способны понять взаимосвязь между предметами, они не могут учесть форму предметов и их расположение в пространстве.Общий уровень мышления испытуемых детей раннего возраста представлен на рисунке 2.Рис. 2. Исходный уровень развития мышления у детей раннего возраста (методика С.Н. Новоселовой), в %Согласно полученным данным, - высокий уровень развития наглядно-действенного мышления имеют 10% (3 детей). При решении всех трех практических задач самостоятельно достигли результата, учитывали особенности орудия, форму, положение предметов и взаимосвязь между предметами;- средний уровень развития наглядно-действенного мышления имеется 35% (7 детей). Если им помогал взрослый, то решение всех трех задач проходило успешно. Однако они не всегда учитывали особенности орудия и формы, а также расположение предметов. Также они не понимали взаимосвязь между предметами.- низкий уровень развития наглядно-действенного мышления обнаружен у 55% (11 детей). Если им помогал взрослый, то решение всех трех задач проходило успешно. Однако они не всегда учитывали особенности орудия и формы, а также расположение предметов. Также они не понимали взаимосвязь между предметами.Таким образом, у детей раннего возраста уровень развития наглядно-действенного мышления преимущественно находится на низком и среднем уровнях. Особенностями мышления детей являются неспособность:- принимать во внимание особенности орудия, его форму;- принимать во внимание положение предмета в пространстве;- вести связь между предметом и орудием.Это говорит о необходимости проведения специальной работы по развитию мышления детей раннего возраста.Психолого-педагогические рекомендации родителям по развитию детей раннего возраста. Организация мышленияВ отличие от раннего детства, мышление в дошкольном возрасте основано на восприятии. Дети могут думать о том, что им известно из прошлого опыта, а не о том, что они не могут воспринять в данный момент. Используя образы и представления, мышление дошкольников отходит от ситуативности, выходит за пределы воспринимаемой ситуации и значительно расширяет границы познания. [24]Изменения в мышлении дошкольников связаны, прежде всего, со все более тесной взаимосвязью мышления и речи. Эта взаимосвязь приводит, во-первых, к возникновению развернутых мыслительных процессов - рассуждений; во-вторых, к перестройке соотношения практической и умственной деятельности, когда речь начинает выполнять функцию планирования; в-третьих, к бурному развитию мыслительной деятельности.Еще один важный аспект в развитии мышления дошкольников связан с изменением соотношения практической и умственной деятельности. В практической деятельности ребенок начинает не только устанавливать, но и использовать связи и отношения между предметами, явлениями и действиями. От простых связей он переходит к более сложным, отражающим причинно-следственные отношения. [25]Формирование качественно новых мыслей у детей связано с овладением мыслительными процессами. Они интенсивно развиваются в дошкольном возрасте и начинают выступать как способ умственной деятельности.Дошкольный возраст - это период, когда приобретаются основные знания, умения и навыки, формируется личность и интеллект. Мышление - одно из важнейших психологических новообразований. С его помощью дети осознают себя и окружающий мир. Для дошкольного возраста характерно наглядно-образное мышление, в первые годы обучения в школе развивается наглядно-образное и метафорическое мышление, в последующие годы обучения - словесно-логическое. Поскольку развитие мышления ребенка зависит от его опыта, чрезвычайно важно не только тренировать его мыслительные навыки, но и давать ему возможность видеть мир как можно шире. Тренировка мышления может быть веселой и интересной, если она проводится в игровой форме. Так как и взрослые, и дети получают больше удовольствия от процесса.Для развития наглядно-действенного мышления и создания предпосылок для развития наглядно-образного мышления детей раннего возраста необходимо проводить работу по следующим направлениям:1) улучшить восприятие;2) развитие соотносящих и орудийных действий; 3) развитие наглядно-действенного мышления; 4) развитие познавательной активности; 5) создания предпосылок сюжетно-ролевой игры;6) формирование целенаправленности действий ребёнка. [29]Развивать умственные навыки, обучаясь перемещению и визуальному моделированию поведения в различных видах деятельности.- Научить их группировать отдельные предметы.- Научить их идентифицировать объекты в соответствии с их назначением и природой.- Научить их классифицировать и обобщать объекты в соответствии с их природой и назначением.- Научить детей понимать смысл литературных произведений и уметь воспроизводить содержание текстов в правильном порядке с помощью вопросов.- Дать возможность детям уметь сравнивать объекты.- Научить ассоциировать схематические изображения с реальными объектами.- Использование дидактических игр для развития навыков быстрого мышления.- Создать интересную и организованную среду, в которой дети будут знакомиться с разнообразными предметами.- Поощрять детей к изучению свойств и функций различных материалов через изобразительную деятельность (например, лепку, аппликацию, рисование) и создание реальных рисунков и моделей.Игры и упражнения для развития мышления«Приведение картины в порядок». Формирует умение рассматривать порядок событий.«Завершение слов». Формирует умение заканчивать слова первым слогом.«Нахождение лишних предметов», «Нахождение лишних фигур в ряду». Формирует умение классифицировать предметы по их качествам и назначению.«Творческий подход»: покажите предметы, которые не имеют конкретного применения, и предложитедетям подумать, как они могут использовать этот предмет. «Антонимы». Ребенку говорят слово и просят назвать его антоним. Например, «тяжелый – легкий», «сильный – слабый», «твердый – мягкий». [27]Дети должны научиться рассуждать самостоятельно, делать выводы, сравнивать, противопоставлять, анализировать, находить общие черты и особенности и устанавливать простые закономерности:- Следите за тем, чтобы дети не скучали на уроках. Дети учатся лучше, еслиим интересно учиться. Интерес - лучший мотиватор, он делает ребенка по-настоящему творческой личностью и дает ему возможность испытать удовлетворение от интеллектуальных открытий.- Убедитесь, что необходимость каждого вида знаний продемонстрирована иприведены примеры. Соотносите новую информацию с ранее изученными и понятыми знаниями.- Повторяйте и практикуйтесь. Интеллектуальное развитие ребенка зависит от времени и практики. Если практика не удалась, сделайте перерыв и повторите попытку позже или займитесь более легким делом.- Не переживайте слишком сильно, если у вас ничего не получается или вы не достигли большого прогресса. Будьте терпеливы, не торопитесь и не давайте заданий, которые выходят за рамки умственных способностей ребенка.- При занятиях с детьми необходимо соблюдать меры предосторожности. Если ребенок капризничает, устал или расстроен, не заставляйте его заниматься.Постарайтесь определить пределы выносливости ребенка и увеличивайте длительность занятий каждый раз на очень небольшой отрезок времени.- Избегайте негативных суждений. Не подчеркивайте его слабости, сравнивая его с другими детьми. Будьте уверены в способностях своего ребенка.- Не воспринимайте занятия с ребенком как тяжелую работу, получайте удовольствие, не теряйте чувство юмора и наслаждайтесь процессом общения.Выводы ко 2 главеДля изучения уровня развития мышления детей раннего возраста мною была использована методика С.Н. Новосёловой «Изучение процесса практического решения наглядной задачи в раннем возрасте». По результатам данной методикиу детей раннего возраста уровень развития наглядно-действенного мышления преимущественно находится на низком и среднем уровнях. Особенностями мышления детей являются неспособность:- принимать во внимание особенности орудия, его форму;- принимать во внимание положение предмета в пространстве;- вести связь между предметом и орудием.Это говорит о необходимости проведения специальной работы по развитию мышления детей раннего возраста. Известно, что лучшей формой воспитания детей дошкольного возрастаявляется игра, а игра, в которой родители увлеченно занимаются с детьми, помогает развить все составляющие личности малыша, включая внимание, воображение, память, речь и, конечно же, навыки мышления.Поскольку развитие мыслительных навыков детей зависит от их опыта, очень важно не только тренировать их мыслительные навыки, но и заставлять их смотреть на мир как можно шире. Обучение навыкам мышления может быть веселым и интересным, если оно проводится в игровой форме. И взрослые, и дети смогут получать от этого процесса больше удовольствия.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ отечественных психолого-педагогических исследованиях А.В. Запорожец отмечает, что «целью дошкольного воспитания является укрепление, т.е. обогащение и максимальное развитие тех ценных качеств, к которым этот возраст наиболее восприимчив».Эти данные подчеркивают важность поддержки и всестороннего развития специфических для раннего возраста качеств мышления. Это связано с тем, что уникальные условия, созданные в этом возрасте, никогда не повторяются, и то, что не «достигнуто» здесь, трудно или невозможно компенсировать в будущем. Отсроченное формирование таких структур очень сложно и часто неполноценно.Большое значение для психического развития в этом возрасте имеет и формирование сенсорики. Исследования многих ученых (К. Бюлера, А.В. Запорожца, Л.А. Венгера) показали, что в первые годы жизни уровень развития восприятия существенно влияет на мышление. Это связано с тем, что действия восприятия связаны с такими операциями мышления, как обобщение, классификация, подведение под понятие и другими.Психологические исследования показывают, что в период дошкольного детства у ребенка наиболее плодотворным способом является формирование познавательных процессов, по крайней мере в начальной форме.Практический опыт работы с детьми дошкольного возраста свидетельствует о том, что не все дети в полной мере развиты, и имеют средний и низкий уровень знаний. Для улучшения результатов, можно организовать целенаправленные развивающие занятия с детьми, которые помогут им для развития мышления.Мышление - это процесс, в ходе которого люди воспринимают реальность с помощью таких мыслительных процессов, как анализ, синтез и рассуждение. В дошкольном возрасте три основных вида мышления тесно взаимосвязаны. Это наглядно-действенное,наглядно-образное, словесно-логическое, а также язык и логика. Визуально-действенное мышление особенно интенсивно развивается в раннем детстве. На основе наглядно-действенного мышления формируется более сложная форма мышления - наглядно-метафорическое мышление, а в возрасте 6-7 лет начинается более интенсивное формирование языкового и логического мышления, связанного с использованием и преобразованием понятий. Эти формы мышления тесно взаимосвязаны и образуют единый процесс восприятия реального мира.Таким образом, получается, что мышление представляет собой социально обусловленный процесс поисков и открытий новых понятий, знаний, явлений действительности, а также их опосредованного отражения в результате анализа и синтеза. При его помощи человек проникает в сущность предмета либо явления и определяет взаимосвязи и отношения их между собой.Своевременное включение ребенка в активные виды предметно-орудийной деятельности – это одно из условий развития его мышления. Это подтверждает гипотезу нашего исследования.Таким образом, следует считать, что задачи работы полностью выполнены и цель исследования достигнута.СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВАксарина, Н.М. Воспитание детей раннего возраста / Н.М. Аксарина. — М.: Медицина 2007. — 304с.Алямовская, В.Г. Ясли — это серьезно / В.Г. Алямовская. — М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1999. — 159с. Блонский, П.П. Память и мышление. // Избр. пед. и псих, соч.: в 2 т. Т.1. /Под ред. А.В. Петровского. М.: Психология и педагогика, 1979. - с.9-85.Браткова М. О психолого-педагогической помощи семьям, воспитывающим детей раннего возраста с проблемами в развитии / М. Браткова // Дошкольное воспитание. — 2010. — № 2. — С.55-60.Брушлинский, А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. — М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «Модэк», 1996. — 392 с.Выготский Л.С. Анализ высших психических функций // Избранные психологические исследования: В 6 тт. Т. 3 / Л.С. Выготский. – Ростов/н/Дону: Феникс, 2010. – 564 с.Выготский, Л.С. Детская речь / Л.С. Выготский. — М.: Педагогика, 2006 — 420 с.Выготский, Л.С. Мышление и речь. Изд. 5, испр. — Издательство «Лабиринт», М., 1999. — 352с.Грехнев, В.С. Культура педагогического общения / В.С. Грехнев. — М.: Просв., 2000 — 197с.Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста: пособие для воспитателя дет. сада / Е. В. Зворыгина и др. // под ред. С. Н. Новосёловой. — М.: Просвещение, 1995. — 144 с.Забрамная С. Д., Костенкова Ю. А. Развивающие занятия с детьми. М., 2011.Запорожец, А.В. Развитие логического мышления у детей в дошкольном возрасте //Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. — М.—Л., 1958. — 91 с.Красильникова А.Е. Познавательный интерес как психолого-педагогический феномен / А.Е. Красильникова // Вестник Шадринского государственного педагогического института. – 2013. – № 2 (18). – С. 72–78.Кроха: Пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трех лет: Учеб. — метод. пособие для дошк. образоват. учреждений и семейн. воспитания / Г.Г. Григорьева и др. — М.: Просвещение, 2003. — 253 с.Кулагина, И.Ю. Возрастная психология. Развитие ребёнка от рождения до 17 лет / И.Ю. Кулагина. — М.: Айрис-пресс, 2005. — 412 с.Маклаков А.Г. Общая психология: учебник / А.Г. Маклаков. – СПб: Питер, 2001 – 592 сМамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии: научно-практическое пособие / И.И. Мамайчук. – СПб.: Речь, 2006. – 400 с.Новоселова, С.Л. Развитие мышления в раннем возрасте [Текст] / С.Л. Новоселова. - М.: Детство-Пресс, 2008. – 185 с.Обухова, Л.Ф. Детская возрастная психология [Текст]: Учебник / Л.Ф. Обухова. – М.: Владос, 2009. – 374 с.Осипова А.А. Общая психокоррекция. Пособие для студентов вузов / А.А. Осипова. – М.: ТЦ Сфера, 2000. – 512 с.Павлова, Л.Д. Раннее детство: развитие речи и мышления / Л.Д. Павлова. — М.: Просвещение, 2000. — 208 с.Прудникова, Н.К. Условия развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста /Н.К. Прудникова// Молодой ученый. — 2017г. — №13. — с.590-592.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. / С.Л. Рубинштейн- Спб.:Питер, 2011-170с.РуноваМ. Дифференцированные игры-упражнения // Дошкольное воспитание, 2010, № 1.Самоукина Н. В. Игры в школе и дома: Психотехнические упражнения и коррекционные программы. — М.: Новая школа, 2010.Смирнова Е.О. Общение дошкольников с взрослыми и сверстниками: Учебное пособие / Е.О. Смирнова. – М.: Мозаика-Синтез, 2012. – 360 с.Сорокина А. И. Дидактические игры в детском саду (ранний возраст). Пособие для воспитателя детского сада. — М.: Просвещение, 2010. — 96с.Специальная психология: Учебное пособие / Под ред. В.И. Лубовского– М.: Академия, 2013. – 562 с.Столяренко Л.Д. Психология и педагогика: Учеб. пособие для вузов / Л.Д. Столяренко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 423 с.Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология [Текст]: учеб. пособие для учащихся средних пед. учебных заведений / Г.А. Урунтаева– М.: Аспект Пресс, 2009. – 339 с.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2013 г. № 1155.Эльконин, Д.Б. Заметки о развитии предметных действий в раннем детстве Д.Б. Эльконин // Избранные психологические труды. – М.: Педагогика, 1999. – С. 265-278.Приложение 1Форма протокола индивидуального обследования развития мышления ребенка раннего возраста (методика С.Н. Новоселовой)ФамилияИмяВозрастГруппаДата обследования3 балла2 балла1 баллЗадание 1Задание 2Задание 3Итого баллов ________Уровень развития мышления________________________________________Качественная характеристика________________________________________Подпись психолога (воспитателя):______________Приложение 2Показатели индивидуального развития мышления детей раннего возраста (методикаС.Н. Новоселовой)№ пп, имя ребенкаЗадание 1Задание 2Задание 3Общая сумма балловОбщий уровень развития мышления1.АннаСреднийСредний Средний 6Средний 2.ВоваНизкийНизкийНизкий3Низкий3.ГришаСредний СреднийНизкий5Средний4.ДашаНизкийСредний Средний 5Средний 5.ИннаНизкийНизкийНизкий3Низкий6.КоляСредний Высокий Высокий 8Высокий 7.ЛенаНизкийНизкийНизкий3Низкий8.МашаНизкийСредний Средний 5Средний 9.НаташаНизкийНизкийСредний 4Низкий10.СережаНизкийНизкийНизкий3Низкий11.ВладаСреднийСредний Низкий 5Средний 12.ДенисНизкий СреднийНизкий4Низкий13.ДимаСредний НизкийНизкий4Низкий14.НаташаСреднийСредний Средний 6Средний 15.ОляВысокий СреднийСредний7Средний16.ПолинаСредний Высокий Высокий 8Высокий 17.РозаНизкийНизкийНизкий3Низкий18.СтасНизкийНизкийСредний 4Низкий19.ТаняНизкийНизкийНизкий 3Низкий20.ФедорНизкийНизкийНизкий3Низкийв – 5% – 1с – 35% –7н – 60% -12в – 10% – 2с – 40% – 8н – 50% - 10в – 10% – 2с – 35% –7н – 55% - 11в – 10% – 2с – 35% – 7н – 55% - 11
1. Аксарина, Н.М. Воспитание детей раннего возраста / Н.М. Аксарина. — М.: Медицина 2007. — 304с.
2. Алямовская, В.Г. Ясли — это серьезно / В.Г. Алямовская. — М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1999. — 159с.
3. Блонский, П.П. Память и мышление. // Избр. пед. и псих, соч.: в 2 т. Т.1. /Под ред. А.В. Петровского. М.: Психология и педагогика, 1979. - с.9-85.
4. Браткова М. О психолого-педагогической помощи семьям, воспитывающим детей раннего возраста с проблемами в развитии / М. Браткова // Дошкольное воспитание. — 2010. — № 2. — С.55-60.
5. Брушлинский, А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. — М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «Модэк», 1996. — 392 с.
6. Выготский Л.С. Анализ высших психических функций // Избранные психологические исследования: В 6 тт. Т. 3 / Л.С. Выготский. – Ростов/н/Дону: Феникс, 2010. – 564 с.
7. Выготский, Л.С. Детская речь / Л.С. Выготский. — М.: Педагогика, 2006 — 420 с.
8. Выготский, Л.С. Мышление и речь. Изд. 5, испр. — Издательство «Лабиринт», М., 1999. — 352с.
9. Грехнев, В.С. Культура педагогического общения / В.С. Грехнев. — М.: Просв., 2000 — 197с.
10. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста: пособие для воспитателя дет. сада / Е. В. Зворыгина и др. // под ред. С. Н. Новосёловой. — М.: Просвещение, 1995. — 144 с.
11. Забрамная С. Д., Костенкова Ю. А. Развивающие занятия с детьми. М., 2011.
12. Запорожец, А.В. Развитие логического мышления у детей в дошкольном возрасте //Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. — М.—Л., 1958. — 91 с.
13. Красильникова А.Е. Познавательный интерес как психолого-педагогический феномен / А.Е. Красильникова // Вестник Шадринского государственного педагогического института. – 2013. – № 2 (18). – С. 72–78.
14. Кроха: Пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трех лет: Учеб. — метод. пособие для дошк. образоват. учреждений и семейн. воспитания / Г.Г. Григорьева и др. — М.: Просвещение, 2003. — 253 с.
15. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология. Развитие ребёнка от рождения до 17 лет / И.Ю. Кулагина. — М.: Айрис-пресс, 2005. — 412 с.
16. Маклаков А.Г. Общая психология: учебник / А.Г. Маклаков. – СПб: Питер, 2001 – 592 с
17. Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии: научно-практическое пособие / И.И. Мамайчук. – СПб.: Речь, 2006. – 400 с.
18. Новоселова, С.Л. Развитие мышления в раннем возрасте [Текст] / С.Л. Новоселова. - М.: Детство-Пресс, 2008. – 185 с.
19. Обухова, Л.Ф. Детская возрастная психология [Текст]: Учебник / Л.Ф. Обухова. – М.: Владос, 2009. – 374 с.
20. Осипова А.А. Общая психокоррекция. Пособие для студентов вузов / А.А. Осипова. – М.: ТЦ Сфера, 2000. – 512 с.
21. Павлова, Л.Д. Раннее детство: развитие речи и мышления / Л.Д. Павлова. — М.: Просвещение, 2000. — 208 с.
22. Прудникова, Н.К. Условия развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста /Н.К. Прудникова// Молодой ученый. — 2017г. — №13. — с.590-592.
23. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. / С.Л. Рубинштейн- Спб.: Питер, 2011-170с.
24. Рунова М. Дифференцированные игры-упражнения // Дошкольное воспитание, 2010, № 1.
25. Самоукина Н. В. Игры в школе и дома: Психотехнические упражнения и коррекционные программы. — М.: Новая школа, 2010.
26. Смирнова Е.О. Общение дошкольников с взрослыми и сверстниками: Учебное пособие / Е.О. Смирнова. – М.: Мозаика-Синтез, 2012. – 360 с.
27. Сорокина А. И. Дидактические игры в детском саду (ранний возраст). Пособие для воспитателя детского сада. — М.: Просвещение, 2010. — 96с.
28. Специальная психология: Учебное пособие / Под ред. В.И. Лубовского– М.: Академия, 2013. – 562 с.
29. Столяренко Л.Д. Психология и педагогика: Учеб. пособие для вузов / Л.Д. Столяренко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 423 с.
30. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология [Текст]: учеб. пособие для учащихся средних пед. учебных заведений / Г.А. Урунтаева– М.: Аспект Пресс, 2009. – 339 с.
31. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2013 г. № 1155.
32. Эльконин, Д.Б. Заметки о развитии предметных действий в раннем детстве Д.Б. Эльконин // Избранные психологические труды. – М.: Педагогика, 1999. – С. 265-278.