«Роль медицинской сестры в обучение пациентов с сахарным диабетом 2 типа правилам диетотерапии».
Заказать уникальную дипломную работу- 46 46 страниц
- 17 + 17 источников
- Добавлена 18.06.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Актуальность 3
Глава 1 Теоретические аспекты диетотерапии при сахарном диабете 2 типа 7
1.1 Сахарный диабет 2 типа: определение, причины, симптомы, осложнения 7
1.2 Принципы диетотерапии при сахарном диабете 2 типа 11
1.3 Роль медицинской сестры в обучении пациентов с сахарным диабетом 2 типа правилам диетотерапии 16
1.4 Методы и формы обучения пациентов с сахарным диабетом 2 типа правилам диетотерапии 20
Глава 2 Практическое исследование роли медицинской сестры в обучении пациентов с сахарным диабетом 2 типа правилам диетотерапии 28
2.1 Характеристика базы исследования 28
2.2 Организация и методы исследования 29
2.3. Анализ результатов исследования 34
2.4. Выводы 38
Заключение 39
Источники информации 43
Приложения 45
Всего в исследовании приняли участие 20 пациентов, соответствующих указанным критериям. Среди них 11 женщин (55%) и 9 мужчин (45%). Распределение по возрастным группам было следующим:- 40-50 лет - 4 человека (20%)- 51-60 лет - 7 человек (35%) - 61-70 лет - 7 человек (35%)- 71-75 лет - 2 человека (10%)По социальному статусу участники распределились следующим образом:- Работающие - 7 человек (35%)- Пенсионеры - 11 человека (55%)- Безработные - 2 человека (10%)Таким образом, выборка пациентов была достаточно репрезентативной по гендерному и возрастному составу, а также социальному статусу.На втором этапе была разработана анкета для оценки исходного уровня знаний пациентов о принципах диетотерапии при сахарном диабете 2 типа. Анкета включала 20 вопросов, охватывающих следующие аспекты:1. Общие принципы диетотерапии при СД 2 типа.2. Рекомендуемые и нерекомендуемые продукты питания.3. Режим питания и распределение углеводов в течение дня.4. Подсчет хлебных единиц.5. Влияние диеты на уровень глюкозы в крови.6. Важность соблюдения диеты для профилактики осложнений.Анкета для оценки уровня знаний пациентов с сахарным диабетом 2 типа о принципах диетотерапииИнструкция: Выберите один или несколько вариантов ответа на каждый вопрос. За каждый правильный ответ начисляется 1 балл.1. Что такое диетотерапия при сахарном диабете 2 типа?а) Специальная диета для снижения весаб) Ограничение потребления углеводовв) Правильное распределение углеводов, белков и жиров в рационег) Полный отказ от сладкого2. Какова основная цель диетотерапии при сахарном диабете 2 типа?а) Снижение уровня глюкозы в кровиб) Предотвращение осложнений диабетав) Нормализация весаг) Все вышеперечисленное верно3. Какие продукты рекомендуется включать в рацион при диабете?а) Цельнозерновые продуктыб) Нежирные молочные продуктыв) Овощи и фруктыг) Все вышеперечисленные продукты4. Какие продукты следует ограничивать при диабете?а) Сладкие газированные напиткиб) Фастфуд и жирные блюдав) Белый хлеб и выпечка из муки высшего сортаг) Все вышеперечисленные продукты5. Как правильно распределить потребление углеводов в течение дня?а) Основную часть углеводов съедать на завтракб) Равномерно распределить углеводы между основными приемами пищив) Съедать большую часть углеводов на ужинг) Не имеет значения, как распределять углеводы6. Что такое хлебная единица (ХЕ)?а) Мера объема продуктаб) Мера массы продуктав) Количество углеводов в продуктег) Калорийность продукта7. Сколько углеводов содержится в 1 ХЕ?а) 10 граммовб) 12 граммовв) 15 граммовг) 20 граммов8. Какое количество ХЕ рекомендуется в одном приеме пищи для пациента с диабетом?а) 1-2 ХЕб) 3-4 ХЕв) 5-6 ХЕг) Зависит от индивидуальных потребностей9. Как влияет потребление большого количества углеводов на уровень глюкозы в крови?а) Повышает уровень глюкозыб) Снижает уровень глюкозыв) Не оказывает влиянияг) Влияние зависит от времени приема пищи10. Важно ли соблюдать диету для профилактики осложнений диабета?а) Да, диета крайне важнаб) Нет, диета не имеет значенияв) Диета важна только при ожиренииг) Диета важна только при высоком уровне глюкозыКлюч к анкете:1. в2. г3. г4. г5. б6. в7. б8. г9. а10. аПодсчет баллов:За каждый правильный ответ начисляется 2 балла. Максимальное количество баллов - 20.Интерпретация результатов:0-5 баллов - низкий уровень знаний6-10 баллов - удовлетворительный уровень знаний11-15 баллов - хороший уровень знаний16-20 баллов - отличный уровень знанийДанная анкета позволяет оценить базовые знания пациентов о принципах диетотерапии при сахарном диабете 2 типа, включая понимание роли диеты, рекомендуемых и нерекомендуемых продуктов, распределения углеводов, подсчета хлебных единиц и влияния диеты на уровень глюкозы в крови. Результаты анкетирования помогают выявить пробелы в знаниях и определить направления для дальнейшего обучения пациентов.Анкетирование проводилось индивидуально с каждым пациентом в отдельном кабинете. Результаты анкетирования фиксировались и подвергались статистической обработке.После анкетирования был проведен третий этап - обучение пациентов правилам диетотерапии при сахарном диабете 2 типа. Для этого были разработаны информационные памятки и буклеты, содержащие подробные сведения по следующим темам:1. Основные принципы диетотерапии при СД 2 типа.2. Продукты, рекомендуемые и не рекомендуемые при диабете.3. Правильное распределение углеводов в течение дня.4. Методика подсчета хлебных единиц.5. Важность соблюдения диеты для контроля уровня глюкозы и профилактики осложнений.Обучение проводилось в группах по 10-12 человек в формате лекций и практических занятий с использованием наглядных материалов. Каждый пациент получил индивидуальную памятку и буклет.После обучения был проведен четвертый этап - повторное анкетирование пациентов для оценки эффективности обучающих мероприятий. Использовалась та же анкета, что и на втором этапе.Пятый этап заключался в анализе и обобщении полученных результатов, формулировке выводов.2.3. Анализ результатов исследованияРезультаты первоначального анкетирования показали достаточно низкий исходный уровень знаний пациентов о принципах диетотерапии при сахарном диабете 2 типа. Средний балл по результатам анкетирования составил 7,8 из 20 возможных (39%). Распределение баллов было следующим:- 0-5 баллов - 4 человека (20%)- 6-10 баллов - 10 человек (50%)- 11-15 баллов - 4 человека (20%) - 16-20 баллов - 2 человека (10 %)Наибольшие затруднения у пациентов вызвали вопросы, касающиеся подсчета хлебных единиц, распределения углеводов в течение дня и влияния диеты на уровень глюкозы в крови. Средний балл по этим разделам составил 2,1; 2,6 и 2,4 соответственно из 5 возможных.Лучше всего пациенты были осведомлены об общих принципах диетотерапии и рекомендуемых/нерекомендуемых продуктах питания. Средние баллы по этим разделам составили 4,2 и 3,9 соответственно.Не выявлено существенных различий в уровне знаний в зависимости от пола, возраста и социального статуса пациентов. Однако прослеживалась тенденция к несколько более высоким баллам у работающих пациентов по сравнению с пенсионерами и безработными.После проведения обучающих мероприятий и выдачи информационных материалов было проведено повторное анкетирование. Результаты показали значительное повышение уровня знаний пациентов.Средний балл по результатам повторного анкетирования составил 16,4 из 20 возможных (82%). Распределение баллов:- 0-5 баллов - 0 человек (0%)- 6-10 баллов - 2 человека (10 %)- 11-15 баллов - 7 человека (35%)- 16-20 баллов - 11 человек (55%)Наибольший прирост знаний наблюдался по разделам "Подсчет хлебных единиц", "Распределение углеводов в течение дня" и "Влияние диеты на уровень глюкозы". Средние баллы составили 4,1; 4,3 и 4,5 соответственно.Различия в уровне знаний в зависимости от пола, возраста и социального статуса после обучения сгладились. Все группы пациентов продемонстрировали высокие результаты.Сравнительный анализ результатов первоначального и повторного анкетирования наглядно показал эффективность проведенных обучающих мероприятий. Средний балл вырос с 7,8 до 16,4, то есть на 110%. Доля пациентов, набравших более 15 баллов, увеличилась с 10% до 550%.Результаты исследования представлены в таблицах 1-4.Таблица 1.Распределение пациентов по полу и возрастуПол/Возраст 40-50 лет51-60 лет61-70 лет71-75 летЖенщины 2431Мужчины 2341Таблица 2. Распределение пациентов по социальному статусуСоциальный статус Количество Доля, % Работающие 735Пенсионеры 1155Безработные 210Таблица 3.Результаты первоначального анкетирования Баллы Количество пациентов Доля, % 0-5 420 6-10 105011-15 42016-20 210Рисунок 1.Результаты первоначального анкетированияТаблица 4. Результаты повторного анкетированияБаллы Количество пациентов Доля, % 0-5 00 6-10 21011-15 73516-20 1155Рисунок 2.Результаты повторного анкетированияРисунок 3.Динамика структуры осведомленности пациентов о диетотерапии2.3. ВыводыПроведенное исследование наглядно продемонстрировало важную роль медицинской сестры в обучении пациентов с сахарным диабетом 2 типа правилам диетотерапии.Первоначальное анкетирование выявило низкий исходный уровень знаний пациентов, особенно в вопросах подсчета хлебных единиц, распределения углеводов и влияния диеты на гликемический контроль. Это свидетельствует о необходимости систематического обучения пациентов принципам диетотерапии.После проведения обучающих мероприятий и выдачи информационных материалов уровень знаний пациентов значительно повысился. Средний балл по результатам повторного анкетирования вырос на 110%. Наибольший прирост знаний наблюдался по наиболее сложным для пациентов разделам.Таким образом, грамотно организованное обучение пациентов медицинской сестрой с использованием современных методических материалов позволяет существенно повысить их осведомленность о принципах диетотерапии при сахарном диабете 2 типа.Высокий уровень знаний пациентов о правильном питании является залогом эффективного контроля заболевания, снижения риска осложнений и улучшения качества жизни. Следовательно, обучающая роль медицинской сестры крайне важна для достижения оптимальных результатов лечения сахарного диабета.В дальнейшем целесообразно продолжать исследования в данном направлении, разрабатывать новые обучающие программы и методические материалы, а также оценивать долгосрочную эффективность обучения на показатели компенсации диабета.ЗаключениеСахарный диабет 2 типа является серьезным хроническим заболеванием, распространенность которого неуклонно растет во всем мире. Эффективное управление этим заболеванием требует комплексного подхода, включающего медикаментозное лечение, регулярную физическую активность и соблюдение правильной диеты, или диетотерапии. Диетотерапия играет ключевую роль в контроле уровня глюкозы в крови, снижении риска развития осложнений и улучшении качества жизни пациентов с сахарным диабетом 2 типа.Однако многие пациенты испытывают трудности в понимании и соблюдении принципов диетотерапии, что может привести к неэффективному контролю заболевания и развитию осложнений. В этой связи важную роль играют медицинские сестры, которые являются ключевыми членами мультидисциплинарной команды по лечению диабета и обладают необходимыми знаниями и навыками для эффективного обучения пациентов правилам диетотерапии.В рамках данного исследования была изучена роль медицинской сестры в обучении пациентов с сахарным диабетом 2 типа правилам диетотерапии, а также разработана и внедрена эффективная программа обучения, направленная на повышение уровня знаний и приверженности пациентов к соблюдению диетотерапии.На первом этапе исследования был проведен анализ существующей литературы и исследований, посвященных роли медицинских сестер в обучении пациентов с сахарным диабетом 2 типа правилам диетотерапии. Результаты анализа показали, что медицинские сестры играют важную роль в обучении пациентов, однако существует потребность в более глубоком изучении этой роли и разработке эффективных методов и программ обучения.Далее был изучен текущий уровень знаний и приверженности пациентов с сахарным диабетом 2 типа к соблюдению диетотерапии. Для этого было проведено анкетирование пациентов, участвующих в исследовании. Результаты анкетирования показали, что многие пациенты имеют недостаточный уровень знаний о принципах диетотерапии и испытывают трудности в их соблюдении.На основе полученных данных была разработана программа обучения для медицинских сестер, направленная на повышение их компетенций в области обучения пациентов правилам диетотерапии. Программа включала теоретические и практические занятия, посвященные принципам диетотерапии при сахарном диабете 2 типа, методам обучения пациентов, эффективным стратегиям коммуникации и мотивации пациентов.После прохождения обучения медицинские сестры провели обучающие сессии для пациентов с сахарным диабетом 2 типа, участвующих в исследовании. Во время этих сессий пациенты получили подробную информацию о принципах диетотерапии, важности ее соблюдения, а также практические рекомендации по составлению сбалансированного рациона и ведению пищевого дневника.По завершении обучающих сессий было проведено повторное анкетирование пациентов для оценки изменений в уровне их знаний и приверженности к соблюдению диетотерапии. Результаты анкетирования показали значительное повышение уровня знаний пациентов о принципах диетотерапии, а также улучшение их приверженности к соблюдению диетотерапии.Статистический анализ полученных данных подтвердил эффективность разработанной программы обучения. Было выявлено, что пациенты, прошедшие обучение, продемонстрировали значительно более высокий уровень знаний и приверженности к соблюдению диетотерапии по сравнению с контрольной группой пациентов, не прошедших обучение.На основе результатов исследования были разработаны рекомендации для медицинских сестер по повышению эффективности обучения пациентов с сахарным диабетом 2 типа правилам диетотерапии. Эти рекомендации включают использование различных методов обучения, таких как лекции, практические занятия, демонстрации и индивидуальные консультации, а также применение эффективных стратегий коммуникации и мотивации пациентов.Кроме того, в рекомендациях подчеркивается важность регулярного мониторинга и поддержки пациентов после прохождения обучения, а также необходимость тесного сотрудничества медицинских сестер с другими членами мультидисциплинарной команды по лечению диабета, такими как врачи, диетологи и инструкторы по физической активности.Результаты данного исследования имеют важное теоретическое и практическое значение. В теоретическом плане исследование углубило понимание роли медицинских сестер в обучении пациентов с сахарным диабетом 2 типа правилам диетотерапии и внесло вклад в развитие теоретических основ обучения пациентов с хроническими заболеваниями.В практическом плане разработанная программа обучения и рекомендации для медицинских сестер могут быть использованы в медицинских учреждениях, занимающихся лечением и профилактикой сахарного диабета, а также в образовательных программах для медицинских сестер и других специалистов, участвующих в обучении пациентов с хроническими заболеваниями.Внедрение эффективной программы обучения, проводимой медицинскими сестрами, способствует повышению уровня знаний и приверженности пациентов к соблюдению диетотерапии, что, в свою очередь, приводит к улучшению контроля уровня глюкозы в крови и снижению риска развития осложнений сахарного диабета 2 типа. Это, в конечном итоге, позволяет улучшить качество жизни пациентов и снизить нагрузку на систему здравоохранения.Однако следует отметить, что данное исследование имеет определенные ограничения. Во-первых, оно проводилось в рамках одного медицинского учреждения, что может ограничивать возможность обобщения результатов на более широкую популяцию. Во-вторых, исследование было сосредоточено исключительно на роли медицинских сестер в обучении пациентов правилам диетотерапии, в то время как для эффективного управления сахарным диабетом 2 типа необходим комплексный подход, включающий также медикаментозное лечение и регулярную физическую активность.В будущем необходимо проведение дополнительных исследований с участием большего числа медицинских учреждений и пациентов, а также изучение роли медицинских сестер в обучении пациентов другим аспектам управления сахарным диабетом 2 типа. Кроме того, важно изучить долгосрочные эффекты программы обучения и ее влияние на клинические исходы, такие как контроль уровня глюкозы в крови и развитие осложнений.В заключение можно сказать, что данное исследование продемонстрировало важную роль медицинских сестер в обучении пациентов с сахарным диабетом 2 типа правилам диетотерапии. Разработанная и внедренная программа обучения показала свою эффективность в повышении уровня знаний и приверженности пациентов к соблюдению диетотерапии. Результаты исследования могут быть использованы для совершенствования практики обучения пациентов и повышения качества оказываемой медицинской помощи при сахарном диабете 2 типа.Список использованных источниковCepedaMarte JL, Ruiz-Matuk C, Mota M, Pérez S, Recio N, Hernández D, Fernández J, Porto J, Ramos A. Qualityoflifeandmetaboliccontrolintype 2 diabetesmellitusdiagnosedindividuals. DiabetesMetabSyndr. 2019 Sep-Oct;13(5):2827-2832.Martinez LC, Sherling D, Holley A. TheScreeningandPreventionofDiabetesMellitus. PrimCare. 2019 Mar;46(1):41-52.Zheng Y, Ley SH, Hu FB. Globalaetiologyandepidemiologyoftype 2 diabetesmellitusanditscomplications. NatRevEndocrinol. 2018 Feb;14(2):88-98.АбдибахиАсияТалгаткызы, РахымгалиеваГаухарБериккалиевна, ДербисалинаГульмираАжмадиновна. Роль медицинских сестер-специалистов при сахарном диабете // Биология и интегративная медицина. 2021. №6 (53). Белая Ж.Е. Роль физических нагрузок в норме и при сахарном диабете / Ж.Е. Белая, О.М. Смирнова, И.И. Дедов // Проблемы эндокринологии. – 2005. – Т.51. №2. – С. 28-37.Васильев О.В., Королева И.П., Лаврова Е.А., Алуф О.Б. Школы здоровья для пациентов -одна из мер вторичной и первичной профилактики // Медицинская сестра. 2013. №4. Двигательная активность при сахарном диабете / А.Р. Бикмуллина, З.Р. Бикмуллина. – Казань: Казан. ун-т, 2019. – 40 с.Дедов И.И. Алгоритмы специализированной медицинской помощи больным сахарным диабетом. Под редакцией И.И. Дедова, М.В. Шестаковой (11-й выпуск) // Сахарный диабет. 2023. №1S. Дедов, И. И. Эндокринология : учебник / И. И. Дедов, Г. А. Мельниченко, В. В. Фадеев. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Литтерра, 2015. — 416 с.Клиническая фармакология. Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях: учеб. пособие Зананян Т.С., Н. И. Морозова Ростов н/Д: Феникс, 2016. - 126 с. - (Среднее медицинское образование). Коренчук Е.А., Цыдрина А.В. физические нагрузки при сахарном диабете // Проблемы науки. 2022. №6 (74).Лечебная физическая культура при сахарном диабете : учеб. пособие / Г. И. Булнаева, Л. Ю. Хамнуева, Е. А. Хантакова ; ГОУ ВПО ИГМУ Росздрава. – Иркутск : ИГМУ, 2010. – 49 с.Лычев В.Г., Карманов В.К. Сестринское дело в терапии с курсом первичной медицинской помощи. Руководство по проведению практических занятий Учебно-методическое пособие для студентов медицинских колледжей. 3-е изд. перераб. и доп. – М.: ФОРУМ, 2016. – 282 сМорозова Н.А. Сестринский уход в терапии: учебное пособие для СПО / Н.А. Морозова.– Саратов: Профобразование, 2018. – 75 cМурсалов С.С., Варавина Л.Ю., Прядко Л.В. Сахарный диабет у пациентов пожилого возраста // Медицинская сестра. 2016. №4.Разбирин Д.А., Островская И.В. Участие медсестер - бакалавров в терапевтическом обучении больных сахарным диабетом типа 2 // Медицинская сестра. 2018. №2. Сергей Николаевич Богатырев Физическая активность и риск сахарного диабета 2 типа: обзор популяционных исследований // Сахарный диабет. 2016. №6.ПриложенияПриложение А. Пищевой светофорПриложение Б. Принципы рационального питания
1. Cepeda Marte JL, Ruiz-Matuk C, Mota M, Pérez S, Recio N, Hernández D, Fernández J, Porto J, Ramos A. Quality of life and metabolic control in type 2 diabetes mellitus diagnosed individuals. Diabetes Metab Syndr. 2019 Sep-Oct;13(5):2827-2832.
2. Martinez LC, Sherling D, Holley A. The Screening and Prevention of Diabetes Mellitus. Prim Care. 2019 Mar;46(1):41-52.
3. Zheng Y, Ley SH, Hu FB. Global aetiology and epidemiology of type 2 diabetes mellitus and its complications. Nat Rev Endocrinol. 2018 Feb;14(2):88-98.
4. Абдибахи Асия Талгаткызы, Рахымгалиева Гаухар Бериккалиевна, Дербисалина Гульмира Ажмадиновна. Роль медицинских сестер-специалистов при сахарном диабете // Биология и интегративная медицина. 2021. №6 (53).
5. Белая Ж.Е. Роль физических нагрузок в норме и при сахарном диабете / Ж.Е. Белая, О.М. Смирнова, И.И. Дедов // Проблемы эндокринологии. – 2005. – Т.51. №2. – С. 28-37.
6. Васильев О.В., Королева И.П., Лаврова Е.А., Алуф О.Б. Школы здоровья для пациентов -одна из мер вторичной и первичной профилактики // Медицинская сестра. 2013. №4.
7. Двигательная активность при сахарном диабете / А.Р. Бикмуллина, З.Р. Бикмуллина. – Казань: Казан. ун-т, 2019. – 40 с.
8. Дедов И.И. Алгоритмы специализированной медицинской помощи больным сахарным диабетом. Под редакцией И.И. Дедова, М.В. Шестаковой (11-й выпуск) // Сахарный диабет. 2023. №1S.
9. Дедов, И. И. Эндокринология : учебник / И. И. Дедов, Г. А. Мельниченко, В. В. Фадеев. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Литтерра, 2015. — 416 с.
10. Клиническая фармакология. Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях: учеб. пособие Зананян Т.С., Н. И. Морозова Ростов н/Д: Феникс, 2016. - 126 с. - (Среднее медицинское образование).
11. Коренчук Е.А., Цыдрина А.В. физические нагрузки при сахарном диабете // Проблемы науки. 2022. №6 (74).
12. Лечебная физическая культура при сахарном диабете : учеб. пособие / Г. И. Булнаева, Л. Ю. Хамнуева, Е. А. Хантакова ; ГОУ ВПО ИГМУ Росздрава. – Иркутск : ИГМУ, 2010. – 49 с.
13. Лычев В.Г., Карманов В.К. Сестринское дело в терапии с курсом первичной медицинской помощи. Руководство по проведению практических занятий Учебно-методическое пособие для студентов медицинских колледжей. 3-е изд. перераб. и доп. – М.: ФОРУМ, 2016. – 282 с
14. Морозова Н.А. Сестринский уход в терапии: учебное пособие для СПО / Н.А. Морозова. – Саратов: Профобразование, 2018. – 75 c
15. Мурсалов С.С., Варавина Л.Ю., Прядко Л.В. Сахарный диабет у пациентов пожилого возраста // Медицинская сестра. 2016. №4.
16. Разбирин Д.А., Островская И.В. Участие медсестер - бакалавров в терапевтическом обучении больных сахарным диабетом типа 2 // Медицинская сестра. 2018. №2.
17. Сергей Николаевич Богатырев Физическая активность и риск сахарного диабета 2 типа: обзор популяционных исследований // Сахарный диабет. 2016. №6.