Психологические механизмы речи
Заказать уникальную курсовую работу- 30 30 страниц
- 22 + 22 источника
- Добавлена 27.06.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Введение 3
Глава 1. Определение понятия “речь”. Разграничение речи и речевой деятельности (Ф. де Соссюр). Классификация психологических механизмов речи 5
1.1 Механизм осмысления, функции и значение 5
1.2 Механизм речевой памяти, функции и значение 7
1.3 Механизм прогнозирования речи, функции и значение 10
Выводы по первой главе 12
Глава 2. Виды речевой деятельности (говорение, слушание, чтение, письмо) 14
2.1 Понятие речевой деятельности 14
2.2 Психологическая составляющая речевой деятельности 15
2.3 Структура речевой деятельности 17
2.4 Особенности речевой деятельности 19
Выводы по второй главе 21
Заключение 23
Список использованных источников 26
Знаменитое высказывание Аристотеля «Человек есть существо общественное» предполагает владение человеком всеми видами речевой деятельности, потому что речевая деятельность является универсальным средством взаимосвязи между людьми.Благодаря речевой деятельности осуществляется связь между поколениями, передача достижений науки и накопленного жизненного опыта. И только благодаря речевой деятельности ребенок учится познавать мир.Речь является важнейшей психической функцией и, развиваясь в речевую деятельность, она активизирует все остальные психические функции, например, мышление, память, внимание.Важнейшими составляющими речевой деятельности (по И.А. Зимней) являются: речь, язык, речевая способность, объект речевой деятельности, речевые действия, продукт речевой деятельности.Таким образом, можно сказать, что речевая деятельность – это специфичная интеллектуальная деятельность, оперирующая знаками языка, имеющая социальный характер, помогающая осуществлять связь между поколениями, активизирующая и развивающая психические функции человека.Выводы по второй главеВо второй главе дана характеристика речевой деятельности, названы ее признаки и приведены несколько определений речевой деятельности.Активный интерес науки к толкованию и исследованию понятия «речевая деятельность», начавшийся в XIX веке, не утихает и в наше время.По мнению И.А. Зимней, речевая деятельность является активным, направленным, мотивированным предметным (содержательным) процессом выдачи и приёма человеческой мысли, созданной и сформулированной посредством языка, направленным на удовлетворение потребности человека в процессе общения.Предметом речевой деятельности человека является его мысль, которая может отражать различные связи и отношения реалий окружающей действительности в его сознании. Язык, в таком случае, становится средством выражения мысли, важным условием ее формирования и существования.Речевая деятельность человека всегда напрямую связана с его сознанием. Именно это обусловливает осуществление интеллектуальной деятельности человеком. Психолингвистика выделяет четыре вида реализации речевой деятельности: слушание, говорение, чтение, письмо.Речевая деятельность является важнейшим условием для осуществления интеллектуальной деятельности в разных формах: познания, осознания, аналитической деятельности, творчества.Восприятие, мышление, память выступают в качестве психологических механизмов речевой деятельности человека и обусловливают функционирование предметного содержания речевой деятельности.И.А. Зимняя считает, что структура речевой деятельности человека состоит из трех частей, трех фаз:1. побудительно-мотивационная фаза;2. ориентировочно - исследовательская (аналитико-синтетическая) фаза;3. исполнительская фаза.Речевая деятельность весьма специфична, поэтому и особенности ее отличаются от особенностей других видов деятельности.Речевая деятельность – это специфичная интеллектуальная деятельность, оперирующая знаками языка, имеющая социальный характер, помогающая осуществлять связь между поколениями, активизирующая и развивающая психические функции человека.ЗаключениеКурсовая работа представляет теоретическое исследование по теме «Психологические механизмы речи». Эта тема является актуальной, так как именно речь отличает человека от животного. Эта тема и сегодня волнует ученых: лингвистов, психологов, психолингвистов.Исследование охватывает широкий ряд работ ученых: от работ Фердинанда де Соссюра до современности. Рассмотрены различия между языком и речью, составлена таблица различий между языком и речью по материалам работ Фердинанда де Соссюра.Приведено определение механизма речи, данное Н.И. Жинкиным. В каждом параграфе первой главы рассмотрен определенный механизм речевой деятельности, приведены мнения ученых.Механизм осмысления речи выполняет следующие функции: мотивационную, аналитическую, реализующую. Для максимально продуктивной и эффективной речевой деятельности особенно важно соотносить все основные ее составляющие: предмет, средства, способы реализации и конечный результат.Мне стический механизм (механиз м речевой пам яти) иг рает знач имую ро ль в рече вой деятельности. С е го помощью обесп ечиваются содержательный ас пект речи, так и е е языков ое выражение. Р ечевая деят ельность невозмож на без активизации имеющих ся в п амяти знаний и предст авлений об окру жающем мире. Рече вая деятельность невозмож на бе з актуализации в сознании ч еловека его з наний о зна ках язы ка и пра вилах их применения в процессе речевог о о бщения.Ра бота м еханизма про гнозирования реч и предст авлена Н.А. Бернштейном в виде так их этапов:= восп риятие и оценивание ситуации;= о пределение т ого, ч то должно стат ь с си туацией в рез ультате активности;= ч то нео бходимо сд елать для эт ого;= каки м образом на до ос уществить э то (последн ие д ва этапа обр азуют з аложенную последовательность достижения цели поставлен ной задачи).Речев ая деятельность во всем ее разнообразии воп лощается через работу сло жных механизмов. Процесс ы осмысления, удерж ания в пам яти, прогн озирования служат теми внутренними двигателями, с помо щью кот орых осуществляется действие основного операционного мех анизма речи в ко нкретной речевой си туации.В курсовой работе дана характеристика речевой деятельности, названы ее признаки и приведены несколько определений речевой деятельности. Активный интерес науки к толкованию и исследованию понятия «речевая деятельность», начавшийся в XIX веке, не утихает и в наше время.П о мн ению И.А. Зи мней, ре чевая деятельность я вляется активным, направ ленным, мотивированным предметным (содержательным) процессо м выд ачи и приёма человеческо й мысли, создан ной и сформул ированной посредством я зыка, направленным н а удовлетворение потребн ости человека в п роцессе обще ния.Предметом речевой деятельности человека является его мысль, которая может отражать различные связи и отношения реалий окружающей действительности в его сознании. Язык, в таком случае, становится средством выражения мысли, важным условием ее формирования и существования.Речевая деятельность человека всегда напрямую связана с его сознанием. Именно это обусловливает осуществление интеллектуальной деятельности человеком. Психолингвистика выделяет четыре вида реализации речевой деятельности: слушание, говорение, чтение, письмо.Речевая деятельность является важнейшим условием для осуществления интеллектуальной деятельности в разных формах: познания, осознания, аналитической деятельности, творчества.Восприятие, мышление, память выступают в качестве психологических механизмов речевой деятельности человека и обусловливают функционирование предметного содержания речевой деятельности.И.А. Зимняя считает, что структура речевой деятельности человека состоит из трех частей, трех фаз:1. побудительно-мотивационная фаза;2. ориентировочно - исследовательская (аналитико-синтетическая) фаза;3. исполнительская фаза.Речевая деятельность весьма специфична, поэтому и особенности ее отличаются от особенностей других видов деятельности. Речевая деятельность – это специфичная интеллектуальная деятельность, оперирующая знаками языка, имеющая социальный характер, помогающая осуществлять связь между поколениями, активизирующая и развивающая психические функции человека.Во введении были указаны задачи, которые необходимо решить для достижения цели: изучить и проанализировать литературу по теме исследования, определить сущность понятий «речь», «механизм речи», «речевая деятельность», «сущность, структура и особенности речевой деятельности», обобщить изученные материалы. Все задачи выполнены. Цель исследования - описание и анализ теоретического научного материала для объяснения психологических механизмов речи, рассмотрение видов речевой деятельности человека – достигнута.Список использованных источниковВержбицкая Т.Н., Алексина Л.И. Психолингвистика: Учебное пособие. – Мн.: БГПУ, 2009. - 188 с. https://elib.bspu.by/bitstream/doc/3238/1/Психолингвистика-%20пособие_2009.pdfГаппарова Д. А., Каримова У. Общая характеристика видов речевой деятельности и учет их особенностей в обучении иностранному языку // Вопросы науки и образования. 2019. №7 (53). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obschaya-harakteristika-vidov-rechevoy-deyatelnosti-i-uchet-ih-osobennostey-v-obuchenii-inostrannomu-yazyku (дата обращения: 13.05.2024).Глухов В.П. Основы психолингвистики: учеб. пособие для студентов педвузов. —— М.: ACT: Астрель, 2005. — 351,[1] с, — (Высшая школа). https://pedlib.ru/Books/4/0356/4_0356-40.shtmlЖинкин Н.И. Механизмы речи Издательство Академии педагогических наук. М.: 1958 https://studylib.ru/doc/804939/mehanizmy-rechiЖинкин Н.И. Взаимоотношение двух звеньев механизма речи – составления слова из звуков и сообщения из слов / Н. И. Жинкин // Хрестоматия по психологии : учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / сост. В. В. Мироненко ; под ред. А. В. Петровского. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва, 1987. – С. 124–133. https://resources.mgpu.ru/docfulldescription.php?docid=566948#:~:text=Взаимоотношение%20двух%20звеньев%20механизма%20речи,под%20ред.%20А.%20В.%20ПетровскогоЗвегинцев В.А. "История языкознания XIX и XX веков в очерках и извлечениях." Часть 1. М., 1960 http://genhis.philol.msu.ru/article_184.shtmlЗимняя И.А. "...Функциональная психологическая схема формирования и формулирования мысли посредством языка..." [Источник: https://psychlib.ru/mgppu/Irm-1985/ZFp-085.htm#$p85] Зимняя И.А. " Лингвопсихология речевой деятельности. — М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. — 432 с. (Серия «Психологи Отечества»)" [Источник: https://psychlib.ru/mgppu/zlp/ZLP-001-.HTM#$p1] Иванова Е. В. Речевая деятельность, речевая культура и культура речи. К определению понятий // Известия Самарского научного центра РАН. 2010. №3-3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rechevaya-deyatelnost-rechevaya-kultura-i-kultura-rechi-k-opredeleniyu-ponyatiy (дата обращения: 13.05.2024).Ковригина Л.В. Понятие и структура речевой деятельности. Лекция. https://prepod.nspu.ru/mod/page/view.php?id=20178Ковшиков В. А., Глухов В. П. Психолингвистика. Теория речевой деятельности https://docs.yandex.ru/docs/view?tm=1715450624&tld=ru&lang=ru&name=gluhov%2Ckovshikov%20-%20psiholingvistikaЛеонтьев А.А. Основы психолингвистики. - М.: Смысл, 1997. - 287 сЛингвистическая концепция Ф. де Соссюра https://elib.bspu.by/bitstream/doc/14005/1/лингвистическая%20концепция%20соссюра.pdfМазлумянова Н. Я. Леонтьев А. А. Основы психолингвистики. М. : смысл, 1997. 287 с // Социологический журнал. 1998. №3-4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/leontiev-a-a-osnovy-psiholingvistiki-m-smysl-1997-287-s (дата обращения: 13.05.2024).Михальский А.В. Психология конструирования будущего. М.:2014 с.57-58Мокренцов Д. С., Попов М. Н. Психологические и методические основы работы по развитию речи у обучающихся // Проблемы современного педагогического образования. 2021. №72-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-i-metodicheskie-osnovy-raboty-po-razvitiyu-rechi-u-obuchayuschihsya (дата обращения: 13.05.2024).Путиловская Т. С., Хараева Л. А. Вклад И. А. Зимней в теорию и практику преподавания иностранного языка в России // Современное педагогическое образование. 2021. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vklad-i-a-zimney-v-teoriyu-i-praktiku-prepodavaniya-inostrannogo-yazyka-v-rossii (дата обращения: 11.05.2024).Румянцева Т. В. К вопросу о психолингвистическом обосновании механизмов речемыслительной деятельности // Ученые записки Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики. 2018. №1 (61). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-psiholingvisticheskom-obosnovanii-mehanizmov-rechemyslitelnoy-deyatelnosti (дата обращения: 12.05.2024).Фролова А. В. Специфика исследования феномена антиципации в речевой деятельности // Вестник ТГГПУ. 2010. №20. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/spetsifika-issledovaniya-fenomena-antitsipatsii-v-rechevoy-deyatelnosti (дата обращения: 13.05.2024).Холодионова С. И. Психология речи // Наука и современность. 2011. №11. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologiya-rechi (дата обращения: 11.05.2024).Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. Л.: 1974. http://elib.old.gnpbu.ru/textpage/download/html/?bookhl=&book=scherba_yazykovaya-sistema--deyatelnost_ 1974Языковая теория Ф. де Соссюра https://spravochnick.ru/russkiy_yazyk/yazykovaya_teoriya_f_de_sossyura/
1. Вержбицкая Т.Н., Алексина Л.И. Психолингвистика: Учебное пособие. – Мн.: БГПУ, 2009. - 188 с. https://elib.bspu.by/bitstream/doc/3238/1/Психолингвистика-%20пособие_2009.pdf
2. Гаппарова Д. А., Каримова У. Общая характеристика видов речевой деятельности и учет их особенностей в обучении иностранному языку // Вопросы науки и образования. 2019. №7 (53). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obschaya-harakteristika-vidov-rechevoy-deyatelnosti-i-uchet-ih-osobennostey-v-obuchenii-inostrannomu-yazyku (дата обращения: 13.05.2024).
3. Глухов В.П. Основы психолингвистики: учеб. пособие для студентов педвузов. —— М.: ACT: Астрель, 2005. — 351,[1] с, — (Высшая школа). https://pedlib.ru/Books/4/0356/4_0356-40.shtml
4. Жинкин Н.И. Механизмы речи Издательство Академии педагогических наук. М.: 1958 https://studylib.ru/doc/804939/mehanizmy-rechi
5. Жинкин Н.И. Взаимоотношение двух звеньев механизма речи – составления слова из звуков и сообщения из слов / Н. И. Жинкин // Хрестоматия по психологии : учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / сост. В. В. Мироненко ; под ред. А. В. Петровского. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва, 1987. – С. 124–133. https://resources.mgpu.ru/docfulldescription.php?docid=566948#:~:text=Взаимоотношение%20двух%20звеньев%20механизма%20речи,под%20ред.%20А.%20В.%20Петровского
6. Звегинцев В.А. "История языкознания XIX и XX веков в очерках и извлечениях." Часть 1. М., 1960 http://genhis.philol.msu.ru/article_184.shtml
7. Зимняя И.А. "...Функциональная психологическая схема формирования и формулирования мысли посредством языка..." [Источник: https://psychlib.ru/mgppu/Irm-1985/ZFp-085.htm#$p85]
8. Зимняя И.А. " Лингвопсихология речевой деятельности. — М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. — 432 с. (Серия «Психологи Отечества»)" [Источник: https://psychlib.ru/mgppu/zlp/ZLP-001-.HTM#$p1]
9. Иванова Е. В. Речевая деятельность, речевая культура и культура речи. К определению понятий // Известия Самарского научного центра РАН. 2010. №3-3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rechevaya-deyatelnost-rechevaya-kultura-i-kultura-rechi-k-opredeleniyu-ponyatiy (дата обращения: 13.05.2024).
10. Ковригина Л.В. Понятие и структура речевой деятельности. Лекция. https://prepod.nspu.ru/mod/page/view.php?id=20178
11. Ковшиков В. А., Глухов В. П. Психолингвистика. Теория речевой деятельности https://docs.yandex.ru/docs/view?tm=1715450624&tld=ru&lang=ru&name=gluhov%2Ckovshikov%20-%20psiholingvistika
12. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. - М.: Смысл, 1997. - 287 с
13. Лингвистическая концепция Ф. де Соссюра https://elib.bspu.by/bitstream/doc/14005/1/лингвистическая%20концепция%20соссюра.pdf
14. Мазлумянова Н. Я. Леонтьев А. А. Основы психолингвистики. М. : смысл, 1997. 287 с // Социологический журнал. 1998. №3-4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/leontiev-a-a-osnovy-psiholingvistiki-m-smysl-1997-287-s (дата обращения: 13.05.2024).
15. Михальский А.В. Психология конструирования будущего. М.:2014 с.57-58
16. Мокренцов Д. С., Попов М. Н. Психологические и методические основы работы по развитию речи у обучающихся // Проблемы современного педагогического образования. 2021. №72-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-i-metodicheskie-osnovy-raboty-po-razvitiyu-rechi-u-obuchayuschihsya (дата обращения: 13.05.2024).
17. Путиловская Т. С., Хараева Л. А. Вклад И. А. Зимней в теорию и практику преподавания иностранного языка в России // Современное педагогическое образование. 2021. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vklad-i-a-zimney-v-teoriyu-i-praktiku-prepodavaniya-inostrannogo-yazyka-v-rossii (дата обращения: 11.05.2024).
18. Румянцева Т. В. К вопросу о психолингвистическом обосновании механизмов речемыслительной деятельности // Ученые записки Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики. 2018. №1 (61). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-psiholingvisticheskom-obosnovanii-mehanizmov-rechemyslitelnoy-deyatelnosti (дата обращения: 12.05.2024).
19. Фролова А. В. Специфика исследования феномена антиципации в речевой деятельности // Вестник ТГГПУ. 2010. №20. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/spetsifika-issledovaniya-fenomena-antitsipatsii-v-rechevoy-deyatelnosti (дата обращения: 13.05.2024).
20. Холодионова С. И. Психология речи // Наука и современность. 2011. №11. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologiya-rechi (дата обращения: 11.05.2024).
21. Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. Л.: 1974. http://elib.old.gnpbu.ru/textpage/download/html/?bookhl=&book=scherba_yazykovaya-sistema--deyatelnost_ 1974
22. Языковая теория Ф. де Соссюра https://spravochnick.ru/russkiy_yazyk/yazykovaya_teoriya_f_de_sossyura/