Совершенствование управления муниципальной собственностью на примере г. Рязани
Заказать уникальную курсовую работу- 38 38 страниц
- 25 + 25 источников
- Добавлена 05.07.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ 5
1.1. Понятие, состав и основные способы формирования муниципального имущества 5
1.2. Нормативно-правовое регулирование в сфере управления муниципальным имуществом 10
1.3. Основы управления муниципальной собственностью 13
ГЛАВА II. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ Г. РЯЗАНЬ 19
2.1. Анализ управления муниципальной собственностью г. Рязань 21
2.2. Проблемы управления муниципальной собственностью в г. Рязань 28
2.3. Совершенствование управления муниципальной собственностью г. Рязань 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 36
В 2022 году доходы снизились на 113 329 тыс. руб. по сравнению с 2021 годом, что составляет снижение на 23,6%. Однако в 2023 году доходы увеличились на 198 377 тыс. руб. по сравнению с 2021 годом, что составляет рост на 41,4%.Доходы от продажи квартир:В 2022 году наблюдается снижение на 2 900 тыс. руб. по сравнению с 2021 годом, что составляет уменьшение на 9,4%.В 2023 году доходы увеличились на 3 038 тыс. руб. по сравнению с 2021 годом, что составляет рост на 9,8%.Доходы от реализации имущества, находящегося в муниципальной собственности:В 2022 году доходы резко возросли на 128 755 тыс. руб. по сравнению с 2021 годом, что составляет рост на 227,8%.В 2023 году также наблюдается значительный рост доходов на 123 758 тыс. руб. по сравнению с 2021 годом, что составляет рост на 219,1%.Доходы от продажи земельных участков, находящихся в муниципальной собственности:В 2022 году доходы значительно снизились на 239 184 тыс. руб. по сравнению с 2021 годом, что составляет уменьшение на 61,0%.В 2023 году наблюдается частичное восстановление доходов, увеличение на 71 581 тыс. руб. по сравнению с 2021 годом, что составляет рост на 18,3%.Таким образом, доход от продажи материальных и нематериальных активов в 2022 году снизился по сравнению с 2021 годом, но в 2023 году наблюдается значительный рост. Наибольший вклад в колебания доходов внесла реализация имущества, находящегося в муниципальной собственности, что связано с резкими изменениями в этом сегменте. Также стоит отметить нестабильность доходов от продажи земельных участков, которые значительно снизились в 2022 году.2.2. Проблемы управления муниципальной собственностью в г. РязаньВажность муниципальной собственности как объекта управления муниципальными органами диктует необходимость эффективности управления муниципальной собственности, что предполагает выявление проблем управления и предложение путей их решения.Рассмотрим существующие проблемы в управлении муниципальной собственностью г. Рязань.1. Актуальной проблемой является недостаточное использование муниципальной земли. Эта проблема возникает в связи с тем, что муниципальные земли часто сдаются в аренду или продаются государственными органами без необходимой подготовки, в результате чего муниципальная собственность ветшает и приходит в негодность. Это имеет следующие негативные последствия для эффективности управления муниципальным имуществом со стороны муниципальных органов власти. Во-первых, это снижает эффективность бизнеса и останавливает предпринимательскую деятельность на территории муниципального образования. Это связано с задержками в реализации бизнес-проектов, а также со значительными расходами, перекладываемыми на организации.Во-вторых, это негативно сказывается на имидже муниципалитета и его властей.Наконец, в-третьих, это прямой финансовый ущерб муниципалитету в виде снижения доходов от управления муниципальной собственностью.2. Следующая проблема заключается в том, что поведение сложных систем часто противоречит интуитивным представлениям о системе, поэтому управленческие решения могут не соответствовать решениям, основанным на практическом опыте. В результате решения, сформулированные на основе практического опыта муниципальных органов, ответственных за управление муниципальной собственностью, часто оказываются неоптимальными, и как следствие, снижают эффективность управления муниципальной собственностью. 3. Существует проблема неправильной расстановки приоритетов муниципальными властями при управлении существующей муниципальной собственностью. Чтобы решить эту проблему, необходимо сначала решить проблему расстановки приоритетов. В этом случае имеет смысл отойти от характерного для экономики управления, в котором приоритет часто отдается цифрам, оценивать свои результаты необходимо не количественными характеристиками, а качественными, и результаты должны соответствовать потребностям общества. Данный отход от стандартного подхода справедлив, потому что в отличие от бизнеса для органов власти доходы являются не самоцелью, но средством наилучшего удовлетворения потребностей общества на вверенной территории.Таким образом, можно сделать вывод эффективное управление муниципальной собственностью имеет большое значение для развития региона.2.3. Разработка рекомендаций по совершенствованию управления муниципальной собственностью г. РязаньЭффективная система управления муниципальной собственностью должна обеспечить достижение следующих целей:- максимально возможное повышение доходности муниципальной собственности;- наиболее эффективное выполнение социальных функций в процессе использования муниципальной собственности;- оптимизация структуры муниципальной собственности в интересах обеспечения устойчивых предпосылок для экономического роста.В рамках указанных целей должны решаться две основные задачи:1) максимальное поступление в бюджет (повышение доходности объектов муниципальной недвижимости и повышение эффективности расходования средств бюджета);2) совершенствование системы управления муниципальной собственностью. Решение поставленных задач может осуществляться по следующим направлениям.Совершенствование муниципального бюджета. Основным вопросом, который необходимо решить в рамках управления муниципальными финансами, является установление равновесия между возрастающими расходами муниципалитета и ограниченными доходами. Такое разделение процессов функционирования и развития делает целесообразным разделение бюджета на две относительно самостоятельные части – бюджет функционирования и бюджет развития. Текущие расходы должны покрываться за счет текущих доходов, а инвестиционные расходы должны предполагать их покрытие за счет доходов от инвестиций.Создание условий для привлечения инвестиций. Для решения проблемы привлечения инвестиций муниципалитеты могут использовать такие инструменты, как «региональный маркетинг», для создания благоприятных условий для инвесторов на местном уровне и развития инфраструктуры для облегчения деятельности инвесторов с использованием муниципальной собственности.При формировании государственной и муниципальной собственности необходимо учитывать следующие принципы:- в государственной и муниципальной собственности не может находиться имущество, которое не может использоваться для публичных нужд;- имущество, находящееся в государственной и муниципальной собственности, не является источником извлечения прибыли.Необходимо разработать порядок передачи и приема имущества, подлежащего передаче при перераспределении публичных полномочий, и решить вопрос о том, как при этом должны строиться отношения между различными уровнями власти.В силу того, что отношения между различными уровнями власти носят не гражданско-правовой, а государственно-правовой характер, при передаче имущества необходимо соблюдать следующие принципы:- перераспределение имущества следует осуществлять на безвозмездной основе, так как это имущество предназначено для обеспечения нужд населения страны;- перераспределение имущества должно происходить только в случае ликвидации либо реорганизации соответствующих административно-территориальных образований – субъектов Российской Федерации либо муниципальных образований;- процедура перераспределения должна носить обязательственный характер.На основе изложенных принципов в таблице 4 сформулированы предложения по разграничению полномочий органов государственной власти и местного самоуправления в сфере управления муниципальной собственностью.Таблица 4Предложения по разграничению полномочий в сфере управления собственностью между уровнями публичной властиСубъектуправленияРазграничение полномочий в сфере управления муниципальнойсобственностьюРоссийскаяФедерацияУстановлениеобщихпринциповразграничениягосударственнойсобственностиУстановление общих принципов и основ порядка приватизацииикупли-продажигосударственнойимуниципальнойсобственностиПередачаимущества,находящегосявгосударственнойсобственностиРФ,вуправлениеорганамМСУУстановлениеосновпорядкасозданиямуниципальныхпредприятий, учреждений и других организаций, их реорганизациииликвидацииСубъектРФПередачаимущества,находящегосявгосударственнойсобственностисубъектовРФ,вуправлениеорганамМСУУстановлениепорядкапередачиипередачаобъектовсобственностисубъектовРФвмуниципальнуюсобственностьРазграничениеобъектовмуниципальнойсобственностивотношениивнутригородскихмуниципальныхобразованийМуниципальное образованиеВладение,пользование,распоряжениемуниципальнойсобственностьюУправлениемуниципальнойсобственностьюВедение инвентаризации и учета земли и недвижимогоимуществаСоздание предприятий, учреждений и организаций для осуществления хозяйственной деятельности, решение вопросовихреорганизации иликвидацииОпределение целей, условий и порядка деятельности муниципальныхпредприятий,учрежденийиорганизаций,регулированиеценитарифовнаихпродукцию(услуги)Управление землями, расположенными в границах муниципального образования, в части установления режима использования земель и контроля его соблюдения в целях созданияблагоприятнойсредыобитанияиобеспечениясанитарно-эпидемиологическогоблагополучиянаселенияВ целях законодательного решения данных вопросов необходимо принять закон, который регулировал бы особенности приобретения и осуществления права государственной и муниципальной собственности.В связи с тем, что ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определил временные рамки процесса перераспределения имущества, находящегося в муниципальной собственности и отчуждения непрофильной собственности, необходимо проводить подготовительную работу, одним из направлений которой является учет имущества, находящегося в муниципальной собственности, его оценка, сверка состава имущества, реально находящегося в муниципальной собственности.В целях учета муниципального имущества на федеральном уровне необходимо разработать порядок, определяющий единство правил реестров всех уровней власти и обеспечивающий информационное воздействие и сопоставление сведений, содержащихся в реестрах, с другими информационными системами учета.Таким образом, решение проблем совершенствования управления муниципальной собственностью невозможно без активного вмешательства государства в регулирование данных отношений, прежде всего, путем устранения пробелов в законодательстве, внесения изменений и дополнений в действующие федеральные и региональные нормативные акты и принятия новых в целях унификации форм и методов управления муниципальной собственностью, что обеспечит динамичное развитие экономики для субъектов РФ.ЗАКЛЮЧЕНИЕМуниципальная собственность является стратегическим активом, который требует эффективного управления для увеличения доходов муниципальных бюджетов и решения с их помощью социальных проблем местного сообщества.Целью управления муниципальной собственностью является обеспечение эффективного использования муниципального имущества для повышения качества жизни местного населения, создания благоприятной среды для труда и отдыха.Наиболее значимыми проблемами, снижающими эффективность деятельности органов местного самоуправления в процессе использования муниципальной собственности, являются:- несовершенство системы нормативно-правового регулирования процесса управления муниципальной собственностью;- несоответствие полномочий органов местного самоуправления имеющимся в их распоряжении материальным ресурсам;- несоответствие правового статуса муниципальных предприятий целям и характеру их деятельности;- обеспечение населения отдельными видами социальных услуг ниже социальных стандартов.Для решения этих проблем в работе предложены следующие пути:- разделение бюджета на две относительно самостоятельные части – бюджет функционирования и бюджет развития, что поспособствует установлению равновесия между возрастающими расходами муниципалитета и ограниченными доходами;- создание условий для привлечения инвестиций;- установление принципов разграничения полномочий органов государственной власти и местного самоуправления в сфере управления муниципальной собственностью;- повышение уровня самоорганизации населения, что даст возможность не только выражать, но и отстаивать собственные интересы в процессе деятельности, связанной с управлением муниципальной собственностью.Реализация перечисленных мер на практике позволит повысить эффективность управления муниципальной собственностью, и будет способствовать решению социально-экономических задач, стоящих перед органами местного самоуправления.БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК1.«Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020).2.Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ)3.ГК РФ Статья 125. Порядок участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в отношениях, регулируемых гражданским законодательством4.Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 23.03.2024) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»5.Федеральный закон «Об особенностях отчуждения движимого и недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 22.07.2008 N 159-ФЗ (последняя редакция)6.Федеральный закон «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» от 31.07.2020 N 248-ФЗ (последняя редакция)7.Артемьев А.А. Значение территориального интереса управления собственностью региона и муниципального образования // Теория и практика общественного развития. 2014. № 1.С. 116-118.8.Бабич А.М., Павлова Л.Н. Государственные и муниципальные финансы. - М.: ЮНИТИ, 2010. - 687 с.9.Васильев, А. П. Проблемы и пути совершенствования управления муниципальной собственностью. /А. П. Васильев. //В сборнике: Прорывные экономические реформы в условиях риска и неопределенности. Сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции. 2019. — С. 65–70.10.Воронцова, Н. В. Юридическая сущность владения в праве собственности России / Н. В. Воронцова, К. С. Миненко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 46 (232). — С. 107-110. — URL: https://moluch.ru/archive/232/53905/ (дата обращения: 14.05.2024).11.Граненко, Е. В. О проблемах управления муниципальной собственностью. Е. В. Граненко. //Новый юридический вестник. — 2019. — № 3(10). — С. 9–11.12.Граненко, Е. В. О проблемах управления муниципальной собственностью / Е. В. Граненко. — Текст : непосредственный // Новый юридический вестник. — 2019. — № 3 (10). — С. 9-11. — URL: https://moluch.ru/th/9/archive/125/4092/ (дата обращения: 14.05.2024).13.Егорова И.С., Соколова Т.А. Об эффективности управления муниципальной собственностью. С. 138-143.14.Егорова М. Е. Совершенствование управления муниципальной собственностью // Научные высказывания. 2022. №13 (21). С. 31-37. 15.Кирюхин, М. А. Муниципальная собственность в РФ / М. А. Кирюхин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 51 (393). — С. 209-211. — URL: https://moluch.ru/archive/393/87058/ (дата обращения: 14.05.2024).16.Макаренко, О. С. Современные проблемы управления государственной и муниципальной собственностью в РФ. / О. С. Макаренко. //В сборнике: проблемы эффективного использования научного потенциала общества. Сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции. — 2019. — С. 106–108.17.Нестерова А.А. Особенности управления муниципальной собственностью // Гуманитарные научные исследования. 2018. № 10 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2018/10/25313 (дата обращения: 14.05.2024).18.Оглы, Ш. М. Актуальные проблемы управления муниципальной собственностью и пути их решения / Ш. М. Оглы. — Текст :непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 12 (407). — С. 85-87. — URL: https://moluch.ru/archive/407/89741/ (дата обращения: 14.05.2024).19.Поспелов, И. А. Особенности управления имущественным комплексом на муниципальном уровне / И. А. Поспелов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 18 (413). — С. 192-194. — URL: https://moluch.ru/archive/413/91075/ (дата обращения: 14.05.2024).20.Прокофьев Андрей Вячеславович Понятие «Социальная справедливость» в трудах Дж. С. Милля // Историко-философский ежегодник. 2010. №2009. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-sotsialnaya-spravedlivost-v-trudah-dzh-s-millya (дата обращения: 14.05.2024).21.Руднев А. В. // Управление муниципальной собственностью : Учеб.пособие для студентов спец. «Гос. и муницип. упр.»- 061000 специализации «Муницип. упр.»- 061002 / А. В. Руднев, И. А. Острина; М-во общ. и проф. образования РФ. Гос. ун-т упр. Ин-т гос. и муницип. упр. - Москва : Гос. ун-т упр., 1998. - 79 с. : ил.; 20 см.; ISBN 5-215-00606-722.Салахова, И. Г. Анализ и выявление проблем в управлении государственным и муниципальным имуществом / И. Г. Салахова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 6 (401). — С. 202-205. — URL: https://moluch.ru/archive/401/88720/ (дата обращения: 14.05.2024).23.Филатов, В. Д. Бюрократизм и коррупция в системе государственного и муниципального управления / В. Д. Филатов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 40 (382). — С. 69-72. — URL: https://moluch.ru/archive/382/84357/ (дата обращения: 14.05.2024).24.Чазова, И. Ю. Системные проблемы управления муниципальным имуществом. /И. Ю. Чазова, А. С. Бородина //В сборнике: Актуальные вопросы экономики и финансов. Сборник статей международной научно-практической конференции. — Ижевск, 2021. — С. 218–223.25.Ямщикова И.В., Боброва Е.Ю. Теоретические основы управления муниципальной собственностью // Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость. 2016. №2 (17).
1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020).
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ)
3. ГК РФ Статья 125. Порядок участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в отношениях, регулируемых гражданским законодательством
4. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 23.03.2024) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
5. Федеральный закон «Об особенностях отчуждения движимого и недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 22.07.2008 N 159-ФЗ (последняя редакция)
6. Федеральный закон «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» от 31.07.2020 N 248-ФЗ (последняя редакция)
7. Артемьев А.А. Значение территориального интереса управления собственностью региона и муниципального образования // Теория и практика общественного развития. 2014. № 1.С. 116-118.
8. Бабич А.М., Павлова Л.Н. Государственные и муниципальные финансы. - М.: ЮНИТИ, 2010. - 687 с.
9. Васильев, А. П. Проблемы и пути совершенствования управления муниципальной собственностью. /А. П. Васильев. //В сборнике: Прорывные экономические реформы в условиях риска и неопределенности. Сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции. 2019. — С. 65–70.
10. Воронцова, Н. В. Юридическая сущность владения в праве собственности России / Н. В. Воронцова, К. С. Миненко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 46 (232). — С. 107-110. — URL: https://moluch.ru/archive/232/53905/ (дата обращения: 14.05.2024).
11. Граненко, Е. В. О проблемах управления муниципальной собственностью. Е. В. Граненко. //Новый юридический вестник. — 2019. — № 3(10). — С. 9–11.
12. Граненко, Е. В. О проблемах управления муниципальной собственностью / Е. В. Граненко. — Текст : непосредственный // Новый юридический вестник. — 2019. — № 3 (10). — С. 9-11. — URL: https://moluch.ru/th/9/archive/125/4092/ (дата обращения: 14.05.2024).
13. Егорова И.С., Соколова Т.А. Об эффективности управления муниципальной собственностью. С. 138-143.
14. Егорова М. Е. Совершенствование управления муниципальной собственностью // Научные высказывания. 2022. №13 (21). С. 31-37.
15. Кирюхин, М. А. Муниципальная собственность в РФ / М. А. Кирюхин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 51 (393). — С. 209-211. — URL: https://moluch.ru/archive/393/87058/ (дата обращения: 14.05.2024).
16. Макаренко, О. С. Современные проблемы управления государственной и муниципальной собственностью в РФ. / О. С. Макаренко. //В сборнике: проблемы эффективного использования научного потенциала общества. Сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции. — 2019. — С. 106–108.
17. Нестерова А.А. Особенности управления муниципальной собственностью // Гуманитарные научные исследования. 2018. № 10 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2018/10/25313 (дата обращения: 14.05.2024).
18. Оглы, Ш. М. Актуальные проблемы управления муниципальной собственностью и пути их решения / Ш. М. Оглы. — Текст :непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 12 (407). — С. 85-87. — URL: https://moluch.ru/archive/407/89741/ (дата обращения: 14.05.2024).
19. Поспелов, И. А. Особенности управления имущественным комплексом на муниципальном уровне / И. А. Поспелов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 18 (413). — С. 192-194. — URL: https://moluch.ru/archive/413/91075/ (дата обращения: 14.05.2024).
20. Прокофьев Андрей Вячеславович Понятие «Социальная справедливость» в трудах Дж. С. Милля // Историко-философский ежегодник. 2010. №2009. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-sotsialnaya-spravedlivost-v-trudah-dzh-s-millya (дата обращения: 14.05.2024).
21. Руднев А. В. // Управление муниципальной собственностью : Учеб.пособие для студентов спец. «Гос. и муницип. упр.»- 061000 специализации «Муницип. упр.»- 061002 / А. В. Руднев, И. А. Острина; М-во общ. и проф. образования РФ. Гос. ун-т упр. Ин-т гос. и муницип. упр. - Москва : Гос. ун-т упр., 1998. - 79 с. : ил.; 20 см.; ISBN 5-215-00606-7
22. Салахова, И. Г. Анализ и выявление проблем в управлении государственным и муниципальным имуществом / И. Г. Салахова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 6 (401). — С. 202-205. — URL: https://moluch.ru/archive/401/88720/ (дата обращения: 14.05.2024).
23. Филатов, В. Д. Бюрократизм и коррупция в системе государственного и муниципального управления / В. Д. Филатов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 40 (382). — С. 69-72. — URL: https://moluch.ru/archive/382/84357/ (дата обращения: 14.05.2024).
24. Чазова, И. Ю. Системные проблемы управления муниципальным имуществом. /И. Ю. Чазова, А. С. Бородина //В сборнике: Актуальные вопросы экономики и финансов. Сборник статей международной научно-практической конференции. — Ижевск, 2021. — С. 218–223.
25. Ямщикова И.В., Боброва Е.Ю. Теоретические основы управления муниципальной собственностью // Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость. 2016. №2 (17).