Социально-коммуникативное развитие общения ребёнка старшего дошкольного возраста посредством подвижных игр
Заказать уникальную дипломную работу- 61 61 страница
- 29 + 29 источников
- Добавлена 16.06.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Глава 1. Теоретические аспекты изучения социально-социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста посредством подвижных игр 6
1.1. Понятие социально-социально-коммуникативного развития общения дошкольников 6
1.2. Социально-социально-коммуникативное развитие общения детей старшего дошкольного возраста 13
1.3. Подвижные игры как средство развития социально-социально-коммуникативного общения детей старшего дошкольного возраста 20
Глава 2. Практическая работа по использованию подвижных игр в социально-коммуникативном развитии старших дошкольников 37
2.1. Оценка социально-социально-коммуникативного развития старших дошкольников 37
2.2. Разработка комплекса подвижных игр, направленных на социально-социально-коммуникативное развития старших дошкольников 43
2.3. Анализ эффективности работы воспитателя по социально-коммуникативному развитию старших дошкольников 53
Заключение 57
Список используемой литературы 59
Острые зубы в рисунках свидетельствуют о том, что для воспитанников характерно высокий уровень вербальной агрессии, что также подтверждает результаты ранее проведённого наблюдения и обязательно должно учитываться при разработке рекомендаций.На основании полученных результатов из трех методик можно сделать вывод, что большинство детей в этой выборке (70%) обладают достаточно низкой самооценкой и большинство детей обладают высокой аутоагрессией (рис.3).Рисунок 3 – результаты исследования самооценки и агрессивности по трём методикамДалее рассмотрим результаты проведения теста Люшера (рис. 4). Рисунок 4 – Результаты проведения теста ЛюшераКак видно из приведённых данных, большинство детей преимущественно демонстрируют тревожность (средний балл – 8,3), а также напряжённость (средний балл – 7,7). Это может негативно отразиться на их восприятии себя. В то же время дошкольники проявляют недостаточный уровень оптимизма в отношении собственной личности (средний балл – 3,4). Помимо этого, у них недостаточно развиты коммуникативные навыки. Следовательно, можно предположить, что дети данной выборки имеют неудовлетворённость в различных качествах собственной личности, однако не всегда могут поделиться этим с взрослыми, что может негативно отразиться на их самосознании. Также проведён анализ результатов детского апперцептивного теста, который показал, что для всех детей, принявшим участие в исследовании, характерны:- эмоциональные проблемы при установлении контактов- высокий уровень страха- эгоцентризм и доминирование- обвинение окружающих в собственных неудачах- аутоагрессия.Рисунок 5 - Результаты проведения Детского апперцептивного тестаНаоснове результатов проведённых нами диагностических методик можно сделать выводы о том, что для дошкольников, которые приняли участие в данном исследовании, характерны проблемы в социально-коммуникативном развитииВ целом было установлено, что у детей социально-коммуникативные навыки сформированы недостаточно. Необходима целенаправленная работа по психокоррекции социально-коммуникативного развития и создание специальных педагогических условий на базе ДОО, в результате которых станет возможным преодоление выявленных проблем.2.2. Разработка комплекса подвижных игр, направленных на социально-социально-коммуникативное развития старших дошкольниковЦелевой раздел Пояснительная запискаОсобое место в дошкольном детстве отводится периоду 5-6 лет так, как в этот период ребенок включается в активное общение со сверстниками и взрослыми. В данный возрастной период ребенок все чаще обращает внимание на межличностные отношения в кругу семьи, внутри детского коллектива. Можно с уверенностью отметить эффективность использования средств физкультурно-оздоровительной работы для развития личности ребенка, что позволило нам применить их в своей работе. Хорошим средством социально-коммуникативного развитиямогут стать подвижные игры. В игровой активности ребенок может проявить свободу действий, выразить свою индивидуальность, а также наладить или даже выстроить новые взаимоотношения. Подвижные игры сближают детей, доставляя им радость от преодоления трудностей и вызывая чувство товарищества внутри детского коллектива, как в целом, так и его малых группах. Принципы и подходы к формированию программы Основными принципами, определяющими концептуальные положения взаимодействия педагога и воспитанников в контексте развития физических качеств дошкольников, являются следующие. Принцип полисубъектности воспитания и социализации раскрывается через непосредственное взаимодействие субъектов образовательного пространства будь то модель «дети-дети» или «дети-взрослый», которое способно порождать благоприятные условия для развития детей старшего дошкольного возраста.Принцип кооперации является не менее важным принципом на этапе формирования и развития детей так, как является основой общениядетей. Иначе говоря, принцип кооперации – готовность детей к сотрудничеству как со сверстниками, так и со взрослыми. Принцип природосообразности в контексте данной программы рассматривается как совокупность установок, ценностей, в основе которых лежит стремление воспитать ребенка в соответствии с законами природы и природы способностей, которые заложены в ребенке на ранних этапах онтогенеза. Следует отметить, что в возрасте 5-6 лет у детей начинает зарождаться механизм соподчинения мотивов. Дети осваивают новые социальные отношения и осознают важность другого человека для построения игровой ситуации. Посредством общения, в силу которых любой ребенок стремиться расширить контакты с окружающими, ребенок самостоятельно находит союзников, интересные занятия. Умение отстоять свою точку зрения и стремление к свободному общению с детьми и взрослыми, характеризуются как высокая степень овладения конструктивными способами общения. Ожидаемые результаты реализации Программы Успешность реализации программы может определяться на основе целеполагания Развитие быстроты дошкольников;Развитие ловкости дошкольников;Преобладание позитивного отношения к себе, окружающим, повышение уверенности в своих силах;Совершенствование адекватного оценивания результатов своей деятельности, понимание природы своих поступков и результатов деятельности сверстников и взрослых; Развитие критического мышления и способность к принятию своих решений в заданных условиях; Развитие речевого общения и навыков диалоговой речи у детей;Повышение уровня самоконтроля и своевременная коррекция в зависимости от изменяющихся условий; Сплочение детского коллектива, нормализация межличностных отношений внутри коллектива. Содержательный раздел Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями ПрограммыКомплекс подвижных игр «Маленькие спортсмены» представляет собой игры, разделенные на 3 большие группы в зависимости от целеполагания каждой группы мероприятий: Комплекс игр по развитию ловкости;Комплекс игр по развитию быстроты Комплекс игр по раскрепощению и активизации речевого общения. Каждый комплекс мероприятий состоит из 4 занятий, которые могут быть организованы 1 раз в месяц. Формы реализации Программы: 1. Традиционные – «Праздник подвижных игр», «Полоса препятствий», «День закаливания» 2. Нетрадиционные – «Олимпийский старт: пробежка», виртуальная экскурсия на стадион или и т.д., квест, «Тренировка космонавта или т.д.», танцевально-физкультурные досуги, «Психогимнастика», «Занятия по спортивному ориентированию» и т.д. Описание основных форм, способов, методов и средств реализации ПрограммыИгровая деятельность - основная форма реализации Программы. Она является максимально эффективной формой развлекательного мероприятия дошкольников, способствует развитию чувства взаимопомощи, дружбы, коллективизма, товарищества. Физические упражнения, представленные в виде игр, забав, развлечений-составляют его основу. Педагогические требования к организации подвижных игр для детей 5-6 лет:периодичность 1-2 раза в неделю; длительность 10-15 мин; организуется в свободный от физкультурного занятия день; на улице (при хорошей погоде); контроль процессов возбуждения и торможения; Материально-техническое обеспечение физкультурное оборудование и инвентарь; нестандартное физкультурное оборудование; технические средства обучения; наглядно-дидактические пособия; костюмы. Подвижные игры включают в себя подвижные игры и игры малой интенсивности, различные виды спортивных игр, эстафеты, народные игры, танцы, игровые упражнения, песни, стихи, загадки, музыкальное сопровождение. В процессе данных игр выполняются специальные упражнения.Рассмотрим подробнее каждое занятие.«Фестиваль подвижных игр». Физкультурный досуг направлен на увеличение двигательной активности детей с применением подвижных игр. Водную часть составляют малоподвижные игры, такие как «Каравай», «Ручеек», «Мой веселый звонкий мяч», «У кого мяч?», «Летает не летает». В них дети могут проявлять фантазию. Затем дети участвуют в интенсивных играх с применением упражнений на развитие равновесия «Канатоходец», «Удержись», «Через речку», «Классики»; внимания и быстроты «Рыба, птица, зверь», «Запрещенное движение», «Четыре стихии»; гибкости «Лодочка», «Паучки», «Кошечка», «Змейка»; на развитие выносливости «Тачка», «Кенгуру». После небольшого отдыха детям снова предлагаются игры малой интенсивности.«Тропа здоровья». Физкультурный досуг с использованием здоровье-сберегающих технологий. В начале сюрпризный момент, появление какого-либо героя с которым дети отправятся в путешествие или приключение. Основная часть мероприятия состоит из игровых упражнений: гимнастики для глаз, «Рисуем носом», «Следи за пальцем», «Головой не крути»; дыхательной гимнастики «Снежинка», «Пузыри», «Дудочка», «Часики»; релаксации «Само расслабление», «Спящий котенок», «Лентяи»; игровой массаж «Доброе утро», «Мишки лепят», «Вышел зайчик» и закаливающих процедур «Морской бережок», «По кочкам», «Ветерок», «Дождик». Отгадывание загадок, просмотр познавательных мультфильмов на соответствующую тему. В заключении сделать с детьми пальчиковую гимнастику «Флажки», «Шарик», «Ёжик», «Пароход».«Подвиг Геракла». Физкультурный досуг направлен на возможность каждого проявить инициативу. Подбирая посильные игры и упражнения, чтобы каждый ребенок смог проявить свои лучшие качества. Вводная часть позволит детям настроится на такой ход событий, где им надо будет принимать самостоятельные решения и соревноваться друг с другом. В этом помогут речовки, такие как «Бегать быстро мы умеем, Никого не пожалеем!», «Мы спортивны и сильны, да мы просто молодцы» и т.д. Далее следуют упражнения, которые каждый выполняет самостоятельная, в свой личный зачет: кто дольше простоит на одной ноге, дальше метает мешочек, быстрее пробежит дистанцию, перетягивание каната, метание мячей в мишень и т.д. В перерывах между состязаниями дети разгадывают загадки по теме. В заключении досуга подведение итого и награждение участников.«Танцевальный баттл». Физкультурный досуг с музыкальным сопровождением. Сначала дошкольники делают произвольные движения с лентами, скакалками, обручами под музыку. Возможно сформировать танцевальную композицию. Далее дидактическая игра, в которой дети должны сопоставит движения с музыкой. Просмотр танцевальных баттлов на экране проектора. По завершению игр воспитатель предлагает послушать спокойную музыку. Дети слушают сидя (или лёжа) на полу. После прослушивания музыки (2-3 минуты) педагог предлагает придумать композицию или разные произвольные движения. Дети двигаются под музыку.«Парад профессий» (эстафеты). Физкультурный досуг построен на хорошо знакомых детям играх и упражнениях и составлен из игр-эстафет. Дети выходят на спортивную площадку, приветствуя друг друга, и строятся в две колонны (команды). Далее - приветствие команд. Судья (воспитатель) дает эстафеты. «Пожарные», «Спасатели», «Курьер», «Портной», «Повар» В заключении досуга дети жмут друг другу руки в знак доброжелательного отношения и хорошего настроения.«Веселый компас» (квест). Физкультурный досуг, который позволит решить задачу по обучению спортивному ориентированию дошкольников. Спортивным ориентированием это умение быстро передвигаться по незнакомой местности используя карту и компас. Данный досуг предусматривает большую предварительную работу. Процесс обучения старших дошкольников элементам спортивного ориентирования можно условно разделить на несколько этапов. Первый этап- на различных занятиях дети овладевают пространственной ориентацией, учатся ориентироваться по карте, а также у них формируются умения и навыки основных движений, развивается самостоятельность. Второй этап обучения – применение полученных знаний в различных условиях и ситуациях. Так, во время проведения физкультурных досугов дети могут закреплять умение ориентироваться в пространстве, находить свое местоположение и местонахождение различных предметов по карте (можно с использованием компаса). Третий этап обучения детей элементам спортивного ориентирования включает подготовку физкультурного досуга и проведение его в рамках недели здоровья. Его можно считать итогом проделанной работы, где дети демонстрируют свои умения и навыки.«Вот так задачка!» (проблемная ситуация). Физкультурный досуг направлен развитие мышления и двигательной активности в проблемных ситуациях. Мероприятие построено таким образом, что дети находиться в постоянном поиске решений. Для данного вида досуга подойдет идея путешествия (в лес, горы, подводный мир и т.д.). Вводная часть будет сопровождаться сюрпризным моментом телефонный звонок или письмо, в котором детей просят о помощи. И это их сподвигнет на путешествие. Далее подвижная игра «Собери рюкзак», «Нужные вещи» в которой они как настоящие путешественники должныкачественно собрать рюкзак. Далее мероприятие идет по сценарию одна проблемная ситуация вытекает из другой в выбранной тематике. Упражнения и игры нацелены на развитие детской инициативы, ответственности, решимости и физических качеств.«Хороводная затея». Физкультурный досуг, основанный на использовании забытых народных игр и хороводов. Благодаря своей образности народные игры увлекают детей дошкольного возраста. Образ в игре не статичен. Случай, событие, которое составляет игру, ребенок эмоционально переживает. Уместно поиграть с детьми в такие игры как «Репка», «Забава Вишенка», «Горелки», «Ручеек», «Чижик», «Заря». В структуре выделяется единая цель и одноплановость действия, что создает классическую простоту народной игры. Народные игры имеют так же игровой зачин (“считалка”, “жеребьевка”). Он вводит ребенка в игру, помогает распределению ролей, служит самоорганизации детей. Целый ряд детских игр основан на соединении песни с движением. Это игры хороводные такие как «Клубок», «Затейники», «Карусель», «Тишина». В подобных играх действие осуществляется в ритме, словах и текстах, здесь ребенок драматизирует то, о чем поется в песне. Песня тесно связана с народной игрой Песня постепенно переходит в подвижную игру.Театрализованные игры. Досуг начинается с приветствия детей, далее мотивационная часть в которой педагог привлекает внимание и заинтересовывает детей на дальнейшие действия. Основная часть представляет собой сюжетные ситуации из сказок или рассказов (знакомых детям), которые дети должны обыграть, выполняя роль и действия сказочных героев. Дети поют песни, рассказывают стихи, участвуют в диалогах героев. Обыгрывание этюдов на выражение эмоций и движений.Игровые упражненияСодержание ДозировкаСпособ расположения детей1часть –3-5минСтроевые упр-яПостроениевшеренгу,приветствиеПоворотнаправо,перестроениевколонну(отправляемся в сказку – одеваем элементыкостюмов,ролираспределены заранее)Ходьба, ползаниеХодьба обычная – идем в лесХодьба на носках, руки на поясХодьбанапятках,рукизаголовуХодьба с высоким подниманием коленаХодьбасзахлестом ногназадХодьба широким шагом – волкПолзаниеналадошкахистопах10сек10сек10сек10сек10сек10сек10секФронтальный.В колоннепо 1прыжкиПрыжкинадвухногахОбычная ходьбаПрыжки врозь-вместеОбычнаяходьбаПрыжки на1ноге(правой/левой)10сек10сек10сек10сек10сек(детимогутпридуматьдвижениесами иместо,кудаотправилисьпутешествовать)бегБегобычныйБегвразныхнаправленияхМедленныйбегспереходомвбыстрыйшаг–обычный – добрались на полянку20сек15сек15секХодьба, дыханиеОбычнаяходьбапокругу,дыхательныеупражнения–отдыхаемвозлетеремка.1мин2часть –10-14минСтроевые упр-яПостроениеврассыпную–вышлипоросятанаполянку,делают зарядку.ОРУ безпредмета«Поросятки, каждыйденьиграют впрятки»Упражнениявыполняютсяподмузыку.Допускается любые упражнения на разминкуи подготовку мышц к выполнению основныхдвижений.Могутбытьвключеныимитационныедвижения,отражающиехарактер героев. Также в комплекс включеныупражнения на разогрев шеи, рук, плечевогопояса,повороты,наклоны,приседанияипрыжки.2-3минутыПовторупражненийпо4-5 разРассыпнаяПоцветнымшарикамсцифрамидетиделятсянапоросят иволков.ОДПримерные упражнения / игры поросятЭстафета«Ктобыстрее».Детистроятсяв2команды. По сигналу бегут до конуса-кустикаиобратноксвоейкоманде,передаваяэстафету.Играсреднейподвижности«Волки,поросята».Детистроятсявдвешеренги,встаютспинойдругкдругу.Команда,которуюназоветпедагогдолжнаубежатьв«домик»залинию.Втораякомандаловитубегающих.Игра«изчегопостроимдомик».Педагогвместесдетьмивспоминаетсюжетсказки,какие домики были у поросят. В зале лежат 3большихобруча,собозначениемдомикаипоросенка, который его строил. По сигналудетидолжныразобрать«строительный»материална3домикадляНуф-Нуфа,Наф-НафаиНиф-Нифа.Детисамипридумываютчастьигр,оставаясьврамкахсюжетаП/иРазвитиеловкости ибыстроты,уменияпользоватьсясхемойИгра «Построимдомикидляпоросят».Детиделятсянатрикоманды.Дляигрывзалележатгимнастическиепалки,веревочкиимягкиемодули-кирпичики.Посигналукаждаякомандастроитсвойдомикизпредложенныхматериаловпосхеме/позамыслу.Поокончаниюигры,волкпроверяет«напрочность»каждыйдомик.1разП/иРазвитиеориентировки впространстве,внимания,скоростиреакцииИгра«Волкипоросята».Дети делятся на две команды. Для игры в залележат обручи. По сигналу поросята бегают полужайке.Посигналупедагога«волк»поросята прячутся в домики, волк их ловит.Если волк поймает поросенка, то уводит его всвойдом.Новая концовка сказки: поросята простили иподружилисьсволком.Теперьонивместеживутвбольшомдомикеи играют.Совместнаяиграсволком,придуманнаядетьми.1разДыхательнаягимнастикаУпражнениянавосстановлениедыхания«Волк» - глубокий вдох. На выдохе протяжнопроизнести звук «у-у-у», меняя громкость идлительность.«Аист» - стоя, ноги на ширине плеч, руки напояс. Поднимаем правое /левое колено вверх,руки вверх через стороны, делаем глубокийвдох,стоим3сек,опускаемногу,делаявыдох.«Поросята» - стоя, ноги на ширине плеч, рукина пояс. Свободный вдох. На выдохе делатьнебольшиесгибание-разгибаниеколенипроизнести звук«хрю-хрю-хрю».по 2-3повтораПостроениеврассыпную2.3. Анализ эффективности работы воспитателя по социально-коммуникативному развитию старших дошкольниковПосле реализации разработанного комплекса подвижных игр была проведена контрольная диагностика развития основных компонентов социально-коммуникативного развития старших дошкольников. Проведение методики «Лесенка» показало, что низкого уровня самооценки (4 и 5 ступени) у дошкольников данной выборки не было отмечено. При этом на первую ступень также никто из дошкольников себя не поставил. 40% дошкольников отметили себя на второй ступени, 60% - на третьей ступени – рис.6.Рисунок 6. – Результаты проведения методики «Лесенка» на контрольном этапе Далее проведён анализ результатов теста Розенцвейга. Результаты показали, что высокого уровня аутоагрессии не было отмечено. Средним уровнем обладают 55%, низким уровнем – 45% - рис.7.Рисунок 7. – Оценка результатов по тесту Розенцвейга (степень аутоагрессии)Следует отметить, что проведение методики «Несуществующее животное» показало, что после реализации проекта у дошкольников не проявлялось негативного отношения к собственной личности, о чём свидетельствовало отсутствие элементов аутоагрессии. Проведение теста Люшера показало, что происходило повышение оптимизма и коммуникабельности у старших дошкольников при снижении их тревожности и внутренней напряжённости.Проведение детского апперцептивного теста показало, что после реализации проекта у детей дошкольного возраста происходили следующие изменения:- эмоциональные контакты стали устанавливаться легче- снизился уровень страха- уровень аутоагрессии снизился- ребёнок стал принимать на себя ответственность за результаты собственных поступков.Таким образом, проведённая работа на формирующем этапе показала, что в социально-коммуникативном развитии дошкольников происходили положительные изменения. Так, их самооценка стала более адекватной. При этом был снижен уровень аутоагрессии. В то же время уровень тревожности и страха также понижался. Также дети стали ответственно относиться к результатам своих действий, понимали необходимость анализа своих поступков. В целом исследование показало, что разработанный комплекс является эффективным.В рамках данного исследования проведена диагностика социально-коммуникативного развитиястарших дошкольников. При этом было проведено тестирование с использованием следующих методик:«Лесенка» Цветовой тест ЛюшераРисунок несуществующего животного Тест Розенцвейга (детский вариант) Детский апперцептивный тест.На констатирующем этапе было установлено, что в развитии основных компонентов социально-коммуникативного развития имелись проблемы: самооценка детей могла быть неадекватно завышенной или заниженной, дети проявляли аутоагрессию, эгоцентризм, не были готовы к принятию на себя ответственности.С учётом результатов диагностики был разработан комплекс подвижных игр, направленный на социально-коммуникативное развитиестарших дошкольников, который включил в себя отдельные тренинговые блоки: для воспитателей, родителей, старших дошкольников. Проведённая контрольная диагностика показала, что после реализации проекта структура социально-коммуникативного развития старших дошкольников была существенно усовершенствована.ЗаключениеПроведенное нами исследование посвящено исследованию особенностей социально-коммуникативного развитиядетей старшего дошкольного возраста. Анализ психологической литературы показал, что существует много разных подходов к определению понятия личности. Но многие психологи приходят к единому мнению, что ядром личности, ее центральным образованием является социально-коммуникативное развитие. В онтогенезе становление адекватного социально-коммуникативного развития проходит несколько этапов. Социально-коммуникативные навыки ребенка формируются под воздействием многих факторов: мнение родителей, социальное окружение, особенности личности самого ребенка, уровень его интеллектуального развития, направленность личности ребенка и уровень его притязаний. Категория детей старшего дошкольного возраста имеет свои особенности развития личности. Диагностическая программа по исследованию особенностей социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста состояла из пяти заданий, каждое из которых отвечало своим диагностическим задачам. Нами выделены несколько направлений работы, направленной на социально-коммуникативное развитиястарших дошкольников средствами подвижных игр. При своевременной работе на основе данного комплекса ребенок сможет достигнуть необходимого уровня социально-коммуникативного развития для успешной адаптации к школе. После реализации разработанного комплекса была проведена повторная диагностика социально-коммуникативного развития старших дошкольников, которая подтвердила, что по отдельным компонентам социально-коммуникативного развитиядостигнуты существенные улучшения.Таким образом, гипотеза нашего исследования подтверждена, цель достигнута, задачи решены.Список используемой литературыПриказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N1155(ред. От 21.01.2019)»Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»(Зарегистрировано в Минюсте России14.11.2013 N 30384 (электронный ресурс)- URL: https://ciur.ru/srp/srp_ds33/DocLib11Алексеева Е. Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста. — М.: Юрайт, 2020. — 196 с.Андреев, В.И. Педагогика. – Казань, 2017. – 608 с.Арсентьева, В.П. Игра – ведущий вид деятельности в дошкольном детстве / В.П. Арсентьева. – Москва: Форум, 2017. – 142 c.Бабаева, Т.И. Общение ребенка со сверстниками как пространство социального развития старших дошкольников/ Бабаева Т.И., Римашевская Л.С. // Детский сад: теория и практика. – 2016. - № 1. – С.74-85. Белкина В. Н. Психология раннего и дошкольного детства. — М.: Юрайт, 2020. — 171 сБолотина Л. Р. Теоретические основы дошкольного образования: учеб. Пособие для СПО / Л. Р. Болотина, Т. С. Комарова, С. П. Баранов. — 2-е изд., перераб. И доп. — М.: Юрайт, 2018. — 218 с.Бычкова, С.С. Формирование умения общаться со сверстниками у старших дошкольников/ С.С. Бычкова. – М.: Аркти, 2017. – 96 сВорошнина Л. В. Развитие речи и общения детей дошкольного возраста в 2 ч. Часть 1. Младшая и средняя группы: практ. Пособие для академического бакалавриата / Л. В. Ворошнина. — 2-е изд., перераб. И доп. — М.: Юрайт, 2019. — 396 с.Выготский, Л.С. Педагогическая психология: учебное пособие для студентов средних учебных заведений. – М., 2013. – 486с.Ганичева А. Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание детей раннего и дошкольного возраста. — М.: Юрайт, 2020. — 292 сГогоберидзе А. Г., Солнцева О. В. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Учебник. — СПб.: Питер, 2019. — 464 с.Гордон, Л.А. Психология и педагогика интереса. – М., 2013. – 282 с.Дворкина, Н.И. Необходимость развития познавательной активности старших дошкольников как основы подготовки подрастающего поколения к условиям жизни в современном обществе // Материалы научной и научно-методической конференции профессорско-преподавательского состава Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма. Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма. 2013. С. 101-102.Жесткова, Е.А. Инновационная деятельность современной образовательного учреждения. – Ханты-мансийск, 2014. С. 49-57Игра в педагогическом процессе: Межвуз. Сб. науч. Тр./ Новосиб. Гос. Пед. Ин-т; Н.П. Аникеева. – Новосибирск: НГПИ, 2016. – 121 c.Игра и развитие ребенка [Текст]: хрестоматия / сост.: Л.Г. Соловьева, А.С. Михашина. – Архангельск: Поморский университет, 2017. – 551 с.Карабанова, О. А. Развитие игровой деятельности детей 2-7 лет/ О.А. Карабанова, Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьёва. – М.: Просвещение, 2016. -96 с.Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспирова. – М.: Академия, 2017. – 176 с.Козлова, А.Ю. Психолого-педагогические условия развития инициативности и самостоятельности дошкольников в условиях театрализованной деятельности // Вестник научных конференций. 2015. № 2-6 (2). С. 54-57.Короткова, Н.А. Сюжетная игра старших дошкольников (5-7 лет)/ Н.А. Короткова // Ребенок в детском саду. – 2017. - № 4. – С. 84-92.Куликов Л.В. Психологические исследования: Методические рекомендации по проведению.- СПб.: Речь, 2001,-184 с.Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка / Под ред. Рузской А.Г. – М.: Моск. Психолого-социальный ин-т, 2017. – 384 с.Михайленко, Н.Я. Игра с правилами в дошкольном возрасте / Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова. – 2-е изд. – Екатеринбург: Деловая кн., 2018. – 175 cНедоспасова, В.А. Растем играя: средний и старший дошкольный возраст/ В.А. Недоспасова. – 3-е изд. – Москва: Росмэн, 2016. – 90 c.Новейший психологический словарь / Под ред. В.Б. Шапаря. – Ростов н/Д : Феникс, 2016. – 808 с.Новикова, О.Н. Сюжетно-ролевая игра как одно из средств развития самостоятельности дошкольников // Научное и образовательное пространство: перспективы развития. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Чебоксары, 2020. С. 44-45.Полякова, Н.Н. Развитие творческой самостоятельности старших дошкольников в конструктивных играх // Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности: сборник статей. Сер. «Библиотека программы «Детство»» Санкт-Петербург, 2007. С. 42-68.Савченко, М.В. К проблеме определения критериев и показателей в игровой деятельности детей дошкольного возраста [Текст] / М.В. Савченко // Современные проблемы науки и образования. – 2016. - № 1. – С. 48-54
2. Алексеева Е. Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста. — М.: Юрайт, 2020. — 196 с.
3. Андреев, В.И. Педагогика. – Казань, 2017. – 608 с.
4. Арсентьева, В.П. Игра – ведущий вид деятельности в дошкольном детстве / В.П. Арсентьева. – Москва: Форум, 2017. – 142 c.
5. Бабаева, Т.И. Общение ребенка со сверстниками как пространство социального развития старших дошкольников/ Бабаева Т.И., Римашевская Л.С. // Детский сад: теория и практика. – 2016. - № 1. – С.74-85.
6. Белкина В. Н. Психология раннего и дошкольного детства. — М.: Юрайт, 2020. — 171 с
7. Болотина Л. Р. Теоретические основы дошкольного образования: учеб. Пособие для СПО / Л. Р. Болотина, Т. С. Комарова, С. П. Баранов. — 2-е изд., перераб. И доп. — М.: Юрайт, 2018. — 218 с.
8. Бычкова, С.С. Формирование умения общаться со сверстниками у старших дошкольников/ С.С. Бычкова. – М.: Аркти, 2017. – 96 с
9. Ворошнина Л. В. Развитие речи и общения детей дошкольного возраста в 2 ч. Часть 1. Младшая и средняя группы: практ. Пособие для академического бакалавриата / Л. В. Ворошнина. — 2-е изд., перераб. И доп. — М.: Юрайт, 2019. — 396 с.
10. Выготский, Л.С. Педагогическая психология: учебное пособие для студентов средних учебных заведений. – М., 2013. – 486с.
11. Ганичева А. Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание детей раннего и дошкольного возраста. — М.: Юрайт, 2020. — 292 с
12. Гогоберидзе А. Г., Солнцева О. В. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Учебник. — СПб.: Питер, 2019. — 464 с.
13. Гордон, Л.А. Психология и педагогика интереса. – М., 2013. – 282 с.
14. Дворкина, Н.И. Необходимость развития познавательной активности старших дошкольников как основы подготовки подрастающего поколения к условиям жизни в современном обществе // Материалы научной и научно-методической конференции профессорско-преподавательского состава Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма. Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма. 2013. С. 101-102.
15. Жесткова, Е.А. Инновационная деятельность современной образовательного учреждения. – Ханты-мансийск, 2014. С. 49-57
16. Игра в педагогическом процессе: Межвуз. Сб. науч. Тр./ Новосиб. Гос. Пед. Ин-т; Н.П. Аникеева. – Новосибирск: НГПИ, 2016. – 121 c.
17. Игра и развитие ребенка [Текст]: хрестоматия / сост.: Л.Г. Соловьева, А.С. Михашина. – Архангельск: Поморский университет, 2017. – 551 с.
18. Карабанова, О. А. Развитие игровой деятельности детей 2-7 лет/ О.А. Карабанова, Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьёва. – М.: Просвещение, 2016. -96 с.
19. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспирова. – М.: Академия, 2017. – 176 с.
20. Козлова, А.Ю. Психолого-педагогические условия развития инициативности и самостоятельности дошкольников в условиях театрализованной деятельности // Вестник научных конференций. 2015. № 2-6 (2). С. 54-57.
21. Короткова, Н.А. Сюжетная игра старших дошкольников (5-7 лет)/ Н.А. Короткова // Ребенок в детском саду. – 2017. - № 4. – С. 84-92.
22. Куликов Л.В. Психологические исследования: Методические рекомендации по проведению.- СПб.: Речь, 2001,-184 с.
23. Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка / Под ред. Рузской А.Г. – М.: Моск. Психолого-социальный ин-т, 2017. – 384 с.
24. Михайленко, Н.Я. Игра с правилами в дошкольном возрасте / Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова. – 2-е изд. – Екатеринбург: Деловая кн., 2018. – 175 c
25. Недоспасова, В.А. Растем играя: средний и старший дошкольный возраст/ В.А. Недоспасова. – 3-е изд. – Москва: Росмэн, 2016. – 90 c.
26. Новейший психологический словарь / Под ред. В.Б. Шапаря. – Ростов н/Д : Феникс, 2016. – 808 с.
27. Новикова, О.Н. Сюжетно-ролевая игра как одно из средств развития самостоятельности дошкольников // Научное и образовательное пространство: перспективы развития. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Чебоксары, 2020. С. 44-45.
28. Полякова, Н.Н. Развитие творческой самостоятельности старших дошкольников в конструктивных играх // Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности: сборник статей. Сер. «Библиотека программы «Детство»» Санкт-Петербург, 2007. С. 42-68.
29. Савченко, М.В. К проблеме определения критериев и показателей в игровой деятельности детей дошкольного возраста [Текст] / М.В. Савченко // Современные проблемы науки и образования. – 2016. - № 1. – С. 48-54