Управленческие подходы к совершенствованию управления закупками в сфере культуры в новых реалиях
Заказать уникальную курсовую работу- 40 40 страниц
- 10 + 10 источников
- Добавлена 17.06.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Введение 2
1. Анализ теоретических аспектов управления закупками в учреждениях культуры; 3
1. Теоретические аспектыуправления закупками в учреждениях культуры 4
1.1. Сущность и цели закупочной деятельности 4
1.2. Методология совершенствования процесса управления закупками в деятельности торговых организаций 7
2. Совершенствование управления закупками в сфере культуры 11
2.1 Новосибирский государственный академический театр оперы и балета как участник системы закупок 11
2.2 Проблемы участия НОВАТ в системе государственных (муниципальных) закупок 13
2.3 Управленческие решения по совершенствованию управления закупками в учреждении культуры НОВАТ 29
Заключение 36
Список литературы 38
Кроме доступности и простоты процедур, значимым фактором в управлении закупками в НОВАТ признаются также и сроки закупок. Поскольку в настоящее время часто закупочные процедуры могут растянуться на несколько месяцев, что говорит о необходимости оптимизации и ускорения процесса, что и стало одним из основных путей совершенствования законодательства. Так, например, часто при исчислении сроков подачи заявки о разъяснении документации обращаются к нормам гражданского законодательства, а согласно определению Верховного Суда РФ необходимо использовать специальные нормы Закона о Контрактной системе. В соответствии с последними изменениями, а именно Федеральным законом № 360-ФЗ вносятся радикальные изменения в сроки всех закупочных процедур, а именно сокращаются сроки продления подачи заявок на участие в электронном аукционе, общее время сессии, но одним из самых важных по мнению автора – уменьшение сроков оплаты. При этом Министерство Финансов РФ видит данные изменения только в качестве начального этапа по ускорению закупочных процедур, так, к примеру, в 2023 году сроки оплаты заказчиков должны быть ещё значительно уменьшены.Анализ практики управления закупками в НОВАТ за последние пять лет позволяет выделить следующие проблемные аспекты: [3]Неэффективное взаимодействие с государственными органами при осуществлении закупочных процедур;Высокие коррупционные риски при проведении закупок;Не обеспечен достаточный контроль за расходованием финансовых средств в рамках закупок.Один из вариантов совершенствования существующих норм и всей системы государственных закупок – изменение и улучшение структуры государственных органов, а также создание новых органов и механизмов по осуществлению общественного контроля за проведением закупок. По мнению многих специалистов в этой области, длительное время одним из наиболее эффективных инструментов контроля было общественное обсуждение, однако, с вступлением в силу Постановления Правительства РФ №1635 процедура его проведения была значительно упрощена: проводится в рамках одного этапа в заочном формате. Также для оценки действующей системы стоит также упомянуть, что в что в настоящее время мониторинг проводится Министерством Финансов РФ в соответствии со ст. 97 Федерального Закона № 44-ФЗ и по новому порядку, утверждённого Постановлением Правительства РФ ПП РФ № 814 от 27.05.2021. Все сведения о проведённом мониторинге и его результатах публикуются в ежеквартальном отчете и годового сводного отчете в системе ЕИС и на сайте Министерства Финансов РФ. [4] Стоит добавить, что в рамках мониторинга реализации действующих национальных проектов планируется создание системы контроля и оценки состояния конкуренции в сфере государственных закупок. Разработкой данного проекта признаётся ФАС РФ, т.к. именно этот государственный орган отвечает за эффективное функционирование и устранение нарушений при проведении закупочных процедур. Основной идеей данной системы будет являться привлечение территориальных исполнительных органов к отслеживанию конкурентной среды, а также в случае выявления нарушений и реагирование с применением необходимых мер, результаты же таких действий будут размещены ФАС в открытом доступе. Следующим направлением развития правового обеспечения сферы государственных закупок признаётся усиление мер ответственности за нарушения либо обход существующих норм, контроль и ужесточение за несоблюдение правил заказчиками, увеличение штрафов и наказаний за карательные сговоры. Так, к примеру, согласно Постановления Правительства РФ все существует минимальный объём закупок именно отечественной продукции, что должно составлять от 40 до 80% суммарного объёма. Квотированию подлежит прежде всего радио- и телекоммуникационные товары, медицинское оборудование и многое другое. Несмотря на то, что квотирование было введено сравнительно недавно, с 2022 планируется установить систему штрафов за невыполнение установленных государством квот. Это признаётся достаточно типичным методом борьбы с коррупцией в государстве, однако, по мнению Кауфовой В.Б., все нарушения должны быть выявлены и лица, совершившие их, также должны быть привлечены к ответственности и наказаны, однако, это не сможет глобально решить существующие проблемы и оптимизировать практику проведения процедур государственных закупок. [2]Для эффективной борьбы с коррупцией многие исследователи, а также представители публичных институтов, считают необходимым усилить ответственность представителей органов власти, которые напрямую сотрудничают либо занимаются проведением закупочной деятельности тех либо иных работ, товаров и услуг. Кроме того, здесь же важно отметить и информационный аспект: необходимо обеспечить полную осведомленность заказчиков о способах недопущения либо предотвращения коррупционных схем, а также особое значение здесь имеет повышение квалификации отдельных специалистов, их профессиональная переподготовка, где также был бы учтён опыт и сведения о противодействии коррупции. В настоящее время в связи с ограничительными мерами по борьбе с распространением коронавирусной инфекции и повышенного интереса к возможности обучения в виртуальном режиме, существует большое количество курсов по обучению механизмам противодействия коррупции. По мнению многих исследователей сферы государственных закупок видится необходимым привести все существующие методики к единому образовательному стандарту и, возможно, внедрить необходимость обучения на законодательном уровне, что способствовало борьбе с коррупцией в данной сфере.После анализа существующих на современном этапе проблем в сфере управлениязакупками в НОВАТ можно выделить несколько путей совершенствования действующего законодательства и системы в целом, а именно можно пойти по пути «упрощения» и уменьшения количества принимаемых нормативных актов ежегодно, для того, чтобы исключить сложность и перегруженность законодательства правовыми нормами. В связи с большим количеством нарушений, совершаемых участниками при проведении закупочных процедур, необходимо осуществление общественного контроля, увеличение мониторинга органами власти различного уровня, а также разработка новых систем и органов. Данные методы потенциально смогут обеспечить стабильный уровень не только правовой, но и экономической безопасности, что в условиях нестабильности рынка даст новый толчок к привлечению малого и среднего бизнеса в сферу государственных закупок. На основании проведенного анализа законодательства о государственных и муниципальных закупках, необходимо сделать следующие выводы:Во-первых, федеральная контрактная система как институт государственных закупок был сформирован благодаря многовековой истории. Впервые государственный заказ и нормативные акты, регулирующие его осуществление, впервые появились в царской России во время правления царя Алексея Михайловича. В дальнейшем развитие законодательства связано с именами Петра I, Екатерины II, Александра II, при которых в качестве основных характеристик контрактной системы выступали отсутствие конкуренции, расширенный контроль со стороны государства, а также четкая правовая регламентация. Конечно, стоит отметить, что развитие законодательства не было линейным, а наоборот характеризовалась периодами прогресса и застоя, последний из которых произошёл в советский период, когда на государственном уровне произошёл переход к системе планирования и отказа от контрактной системы. В связи с этим большая нормативно-правовая база, регламентирующая деятельность субъектов института государственных закупок, которую мы видим сейчас начала формироваться лишь в конце 20 века, и её развитие и трансформация стали ведущими направлениями государственной политики в последние годы.Во-вторых, при детальном рассмотрении всех элементов системы государственных закупок и их роли в проведении закупочных процедур, а именно заказчика, поставщика, контрольных органов, можно сделать вывод о том, что система государственных и муниципальных закупок признаётся сложным механизмом, характеризующимся наличием большого количества неразрывно связанных между собой элементов. В-третьих, несмотря на то, что для обеспечения эффективности расходования бюджетных средств, а также для повышения конкуренции среди участников и результативности проведения закупочных процедур новые пакеты поправок в существующие нормативно-правовые документы вносятся практически каждый год, недостатки в существующей системе всё же преобладают над сильными сторонами. Конечно же, одним из главных преимуществ, который способствовал эффективному функционированию и проведению всех закупочных процедур во время пандемии коронавируса, стал переход от осуществления бумажных процедур к цифровизации и электронному документу обороту. Здесь же отмечается высокая роль постоянного реформирования и усиления действия Единой электронной системы. Кроме того, усиленное внимание к данной сфере со стороны законодателей привело к тому, что практически каждый аспект либо действие со стороны одного из участников закупочного процесса уже имеет свою правовую регламентацию в том либо ином нормативно-правовом документе. Авторская позиция состоит в том, чтобы привлечь внимание к излишней перегруженности и сложности законодательства государственных и муниципальных закупок. Это видится особенно важным, поскольку, данные характеристики делают эту сферу наименее привлекательной для малого и среднего бизнеса, а для участия в процедурах необходимо обладать знаниями и постоянно следить за постоянно изменяющимися законами, либо же отдельно выделять средства на привлечение специалистов. Закупочные процедуры должны быть доступны для участников всей уровней, способных обеспечить поставку товаров, работ и услуг высокого качества.Невозможно охватить все проблемы правового обеспечения системы государственных закупок, но среди самых серьезных проблем, затрагивающей функционирование всех органов государственной власти стала коррупция и сговор (картелизация) среди участников процесса. Однако, для устранения существующих в системе и законодательстве недостатков, а также для борьбы с коррупцией и картелизацией в настоящее время есть два пути. Излишнюю сложность и зарегулированность законодательства о государственных закупках возможно изменить, если стремиться к упрощению большего числа положений, а также сокращения длительности всех процедур, именно таким образом законодатели проводят реформы в последние несколько лет. У такого подхода есть и определенные недостатки, поскольку это может привести также и к снижению качества товаров, работ и услуг, которые становятся предметом заключаемых контрактов. В качестве второго подхода, способного усовершенствовать существующую правовую основу и систему в целом, можно рассматривать ужесточение законов, усиление ответственности за совершаемые нарушения и увеличение штрафов. Здесь же стоит рассматривать и создание отдельных заинтересованных в улучшении функционирования системы контролирующих органов. ЗаключениеВ современном мире быстро меняющихся требований и конкуренции на рынке искусства, эффективные и оптимальные процессы закупок играют ключевую роль в успешной деятельности культурных учреждений. Это особенно актуально для такого значимого и авторитетного учреждения как Новосибирский государственный академический театр оперы и балета, который является одним из самых посещаемых и известных театров не только в России, но и за ее пределами.Для совершенствования и оптимизации процессов закупок в Новосибирском государственном академическом театре оперы и балета были разработаны следующие управленческие решения:1. Анализ и определение потребностей. Определение основных потребностей театра в материалах, оборудовании, услугах и других ресурсах является первым шагом на пути к эффективной закупочной политике. Для этого проводится систематический анализ и оценка текущих и будущих потребностей театра, что позволяет более точно определить необходимые объемы и характеристики закупаемых товаров и услуг.2. Разработка стратегии закупок. Подготовка стратегии закупок основывается на анализе и определении потребностей театра. Стратегия закупок должна учитывать финансовые возможности и цели театра, а также формировать оптимальный баланс между качеством и ценой закупаемых товаров и услуг.3. Постановка целей и задач закупок. Определение конкретных целей и задач закупок позволяет оптимизировать процесс и увеличить эффективность расходования средств. Для этого необходимо четко сформулировать требования к закупаемым товарам и услугам, а также определить сроки и ресурсы, необходимые для их реализации.4. Поиск и выбор поставщиков. Один из ключевых этапов в улучшении процессов закупок – это определение и выбор надежных и качественных поставщиков. Для этого необходимо провести конкурентный отбор и оценку поставщиков на основе их квалификации, опыта, репутации и предоставленных ценовых предложений.5. Оптимизация процедур закупок. Чтобы ускорить и упростить процесс закупок, необходимо оптимизировать процедуры, сократить бюрократию и автоматизировать рутинные операции. Внедрение информационных технологий позволит улучшить прозрачность и контроль закупочных процессов, а также повысить их эффективность и надежность.6. Мониторинг и контроль. После внедрения управленческих решений необходимо проводить мониторинг и контроль за их эффективностью и результативностью. Регулярное анализирование процессов закупок позволит выявить неэффективные моменты и своевременно принять меры для их устранения.Все реализованные управленческие решения по совершенствованию закупок в Новосибирском государственном академическом театре оперы и балета сыграют важную роль в повышении эффективности деятельности театра, обеспечивая более качественные материалы и услуги для зрителей и творческого коллектива.Список литературыБусыгин, М. Э. Проблемы организации государственного контроля в государственных и муниципальных закупках / М. Э. Бусыгин // Modern Science. – 2020. – № 3-3. – С. 102-104. – EDN JZIKDD.Быковская, Ю. В. Порядок проведения государственного (муниципального) финансового контроля в сфере государственных закупок: теоретический аспект / Ю. В. Быковская // Обеспечение экономической безопасности России в современных условиях : Сборник научных статей, Москва, 03 декабря 2020 года. – Москва: Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации им. В.Я. Кикотя, 2021. – С. 89-95. Горохова, Д. В. Государственные закупки в Российской Федерации: ретроспектива и развитие / Д.В. Горохова - Текст : непосредственный // Финансовый журнал. - 2020. Т. 12. - № 2. - С. 57–68. Ильина, О.В. Контрактная система в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд: вопросы правового регулирования / О.В. Ильина - Текст : электронный // Вестник СГЮА. - 2020. - №6 (137). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kontraktnaya-sistema-v-sfere-zakupok-dlya-gosudarstvennyh-i-munitsipalnyh-nuzhd-voprosy-pravovogo-regulirovaniya Кабытов, П.П. Анализ содержания и структуры контрактной системы в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд / П.П. Кабытов - Текст : электронный // Вестник СПбГУ. Серия 14. Право. - 2020. - №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-soderzhaniya-i-struktury-kontraktnoy-sistemy-v-sfere-zakupok-tovarov-rabot-uslug-dlya-obespecheniya-gosudarstvennyh-iКауфова, Ф. Б. Проблемы контрактной системы государственных закупок и пути совершенствования законодательства / Ф. Б. Кауфова. — Текст : электронный // Молодой ученый. — 2022. — № 50 (184). — С. 296-298. — URL: https://moluch.ru/archive/184/47242/ Особенности приемки товаров (работ, услуг) в сфере государственных закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд : Учебно-практическое пособие / Н. Г. Гаджиев, А. В. Громов, А. В. Доронин [и др.]. – Рязань : Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации им. В.Я. Кикотя, 2023. – 248 с. Чирков, Д. К. О мерах по совершенствованию государственной политики в сфере противодействия коррупции в системе государственных и муниципальных закупок / Д. К. Чирков, Л. Ю. Гарин // Актуальные проблемы управления здоровьем населения : Сборник научных трудов III Всероссийской научно-практической конференции, Нижний Новгород, 11 февраля 2020 года / Под общей редакцией И.А. Переслегиной, В.М. Леванова. Том II. Выпуск XIII. – Нижний Новгород: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Приволжский исследовательский медицинский университет" Министерства здравоохранения Российской Федерации, 2020. – С. 47-53. Шацкий, Д.Е. Система контрактных отношений в России: анализ проблем реализации федерального законодательства / Д.Е. Шацкий - Текст : электронный // Вестник ГУУ. - 2023. - №3. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sistema-kontraktnyh-otnosheniy-v-rossii-analiz-problem-realizatsii-federalnogo-zakonodatelstva Шуринов, В. В. Причинно-факторный комплекс преступлений в сфере государственных закупок товаров, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд / В. В. Шуринов // Противодействие преступности: актуальные проблемы теории и практики : Материалы XXVI Международной научно-практической конференции, Краснодар, 20–21 мая 2022 года / Редколлегия: Н.Г. Канунникова, Л.А. Бураева, М.М. Ардавов [и др.]. – Краснодар: Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Краснодарский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации", 2023. – С. 433-441.
1. Бусыгин, М. Э. Проблемы организации государственного контроля в государственных и муниципальных закупках / М. Э. Бусыгин // Modern Science. – 2020. – № 3-3. – С. 102-104. – EDN JZIKDD.
2. Быковская, Ю. В. Порядок проведения государственного (муниципального) финансового контроля в сфере государственных закупок: теоретический аспект / Ю. В. Быковская // Обеспечение экономической безопасности России в современных условиях : Сборник научных статей, Москва, 03 декабря 2020 года. – Москва: Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации им. В.Я. Кикотя, 2021. – С. 89-95.
3. Горохова, Д. В. Государственные закупки в Российской Федерации: ретроспектива и развитие / Д.В. Горохова - Текст : непосредственный // Финансовый журнал. - 2020. Т. 12. - № 2. - С. 57–68.
4. Ильина, О.В. Контрактная система в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд: вопросы правового регулирования / О.В. Ильина - Текст : электронный // Вестник СГЮА. - 2020. - №6 (137). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kontraktnaya-sistema-v-sfere-zakupok-dlya-gosudarstvennyh-i-munitsipalnyh-nuzhd-voprosy-pravovogo-regulirovaniya
5. Кабытов, П.П. Анализ содержания и структуры контрактной системы в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд / П.П. Кабытов - Текст : электронный // Вестник СПбГУ. Серия 14. Право. - 2020. - №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-soderzhaniya-i-struktury-kontraktnoy-sistemy-v-sfere-zakupok-tovarov-rabot-uslug-dlya-obespecheniya-gosudarstvennyh-i
6. Кауфова, Ф. Б. Проблемы контрактной системы государственных закупок и пути совершенствования законодательства / Ф. Б. Кауфова. — Текст : электронный // Молодой ученый. — 2022. — № 50 (184). — С. 296-298. — URL: https://moluch.ru/archive/184/47242/
7. Особенности приемки товаров (работ, услуг) в сфере государственных закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд : Учебно-практическое пособие / Н. Г. Гаджиев, А. В. Громов, А. В. Доронин [и др.]. – Рязань : Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации им. В.Я. Кикотя, 2023. – 248 с.
8. Чирков, Д. К. О мерах по совершенствованию государственной политики в сфере противодействия коррупции в системе государственных и муниципальных закупок / Д. К. Чирков, Л. Ю. Гарин // Актуальные проблемы управления здоровьем населения : Сборник научных трудов III Всероссийской научно-практической конференции, Нижний Новгород, 11 февраля 2020 года / Под общей редакцией И.А. Переслегиной, В.М. Леванова. Том II. Выпуск XIII. – Нижний Новгород: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Приволжский исследовательский медицинский университет" Министерства здравоохранения Российской Федерации, 2020. – С. 47-53.
9. Шацкий, Д.Е. Система контрактных отношений в России: анализ проблем реализации федерального законодательства / Д.Е. Шацкий - Текст : электронный // Вестник ГУУ. - 2023. - №3. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sistema-kontraktnyh-otnosheniy-v-rossii-analiz-problem-realizatsii-federalnogo-zakonodatelstva
10. Шуринов, В. В. Причинно-факторный комплекс преступлений в сфере государственных закупок товаров, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд / В. В. Шуринов // Противодействие преступности: актуальные проблемы теории и практики : Материалы XXVI Международной научно-практической конференции, Краснодар, 20–21 мая 2022 года / Редколлегия: Н.Г. Канунникова, Л.А. Бураева, М.М. Ардавов [и др.]. – Краснодар: Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Краснодарский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации", 2023. – С. 433-441.