Семиотика в СССР и России

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Семиотика
  • 42 42 страницы
  • 24 + 24 источника
  • Добавлена 18.06.2024
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Введение 5
Глава I. Семиотика в СССР 8
1.1 Проблемы семиотики 8
1.2 Создание мифа в советской семиотике 11
1.3 Семиотические конструкции в советской культуре 13
1.4 Реклама в СССР как знаковое представления о мире 18
Глава II. Семиотика в России 20
2.1 Наследие семиотической культуры СССР в России 20
2.2 Образы СССР в современной России 23
2.3 Применение семиотики в современной рекламе 27
Перечень использованных информационных ресурсов 31
Приложение 34


Фрагмент для ознакомления

Но отношение Комара к аллегориям не исчерпывается их интеграцией в концептуальный контекст, оно гораздо сложнее. Так, например, на самом поверхностном уровне через всю серию проходит мотив медведя (иногда появляющегося с российским триколором или красным флагом), играющего с весами или агрессивно на них нападающего. Весы - наиболее распространенный атрибут богини правосудия Немезиды, а медведь - классическая персонификация России. Образ Ленина сегодня очистился до определенного чистого мифа про революционное прошлое. «К стилю-Ленин относится также мышление посредством руки. Рука, которая простертакуда-то вдаль, в будущее, которого еще нет, стала знаком стиля-Ленин. Благодаря направляющему жесту он дает массе то, что она еще не мыслит, не способна помыслить». В работах современных художников можно увидеть Ленина в форме свечки, яблока (Ил.10) – так символ революции потерял свое первозданное значение и обрел новое.Изучение процессов мифологизации и сакрализации достижений космонавтики в современном культурном сознаниитакже возможно на примере фигуры Юрия Гагарина (Ил.11). Он стал символом и его воспринимается сегодня в нескольких культурных аспектах. Также как и Ленин он устремляет свой взгляд и жест в перед в будущее, тем самым оставаясь в сознании советского человека, как образ чистого и светлого человека лучшего времени, которое еще впереди.Рассматривая некоторые аспекты мифологизации космонавтики и, а в частности, личности первого космонавта – Ю. А. Гагарина. С одной стороны, наблюдается институциональная поддержка сакрализации образа Гагарина, с другой стороны, Гагарин остается «народным» сакральным авторитетом, что отображается в явлениях современной культуры, таких, например, как интернет-мемы (Ил.12,13). Гагарин становится фольклорным героем, а для научного мировоззрения – героем культурным, символом освобождения от предрассудков и суеверий. Обращение к этому авторитету – это реакция на официальную поддержку религии, на усиление ее влияния на образование, а также на общий упадок просвещения, распространение сект и эзотерических учений. Памятники Юрию Гагарину как человеку, который впервые в истории полетел в Космос — один из примеров современного мифа в России. Данный миф планомерно поддерживает идею о том, что СССР страна с передовыми космическими технологиями. Россия как преемник СССР также претендует на этот статус. В этой связи показательно, что памятники Гагарину были установлены в разных городах мира: Ираклион (Греция), Хьюстон (США), Карловы Вары (Чехия), Тривандрум (Индия), Монтевидео (Уругвай), Эрфут (Германия), Буэнос-Айрес (Аргентина), Байконур (Казахстан), Берген (Норвегия), а также на ШриЛанке. Важно, что полет первого человека в Космос имел общемировое значение для развития научно-технического процесса. Тот факт, что именно советская наука и технологии позволили совершить такой прорыв, делает данное событие особенно важным для демонстрации значимости советского научно-технического наследия во всем мире. В силу того, что базовый миф «Памятник Гагарину» строится на способности страны производить технологические инновации, основная угроза для этой модели мира заключается в способности современной российской науки формировать технологические инновации, которые будут интересны мировому сообществу.В образе Гагарина соединяются сакрализация гуманистического и героического начал, христианский миф о жертве и искуплении и архаические мифы о культурном герое и первопредке. Архаические представления, отражающиеся в восприятии космонавтики и космонавтов, рудименты некоторых архаических верований находят выражение в поздравительных открытках, частушках, юмористических стихах, интернет-мемах. В то же время Гагарин становится символом образа будущего, продуцирующим уже новейшие мифы, сакрализацию научного знания и прогресса.2.3Применение семиотики в современной рекламеИдеология современного рынка связывает товарыи их культурно-символическую нагрузку с образами стиля жизни. Многие товары и услуги сейчас воспринимаются как артефакты культуры. Им могут намеренно приписываться значения и ассоциации, как символы желаемого стиля жизни, как средства выражения и измерения социальной идентичности, для дальнейшего улучшения притягательности такого товара и повышения спроса на него. Именно поэтому в настоящее время в проектировании разных видов рекламы востребованы технологии семиотики, основанные на включении знаков и знаковых систем в содержание и оформление рекламы.«В процессе дизайна рекламы учитывается, что человеку известны те объекты, которые представляются знаками, известна та предметная область (совокупность предметов), которая замещается данной знаковой системой. Знак в графическом дизайне рекламы обладает чувственно воспринимаемой формой, которая может быть воспринята человеческими чувствами и зафиксирована на каких-либо материальных носителях. Семиотика рекламы обусловливает возможность легкого интерпретирования знаков, используемых в её графическом дизайне. При этом знак определяется как двусторонний материальный факт, замещающий какой-либо предмет и используемый человеком для восприятия, хранения, передачи и преобразования информации об обозначаемом предмете. Чувственно воспринимаемая форма знака охватывает пять типов ощущений, выделяемых в психологии: зрение, обоняние, вкус, осязание, слух». К выбору иллюстративного материала также следует подходить с позиций семиотики, для включения их в дизайнерское решение рекламы. В дизайне рекламы изображение через различные детали может передавать множество значений, множество смыслов одновременно. Семиотика предусматривает возможность включения в дизайн рекламы изображения объекта рекламы с различной степенью абстракции, вплоть до символического представления. Примеры использования знаковых мифологических фигур эпохи СССР в современном дизайне многогранны. Часто они могут и не нести того смысла, которому изначально предназначались. Например, изображение Гагарина, которое появилось на одном из социальных плакатов посвященной теме многодетности. Эти плакаты были размещены в Москве, Омске и Ростове (Ил.14).ЗаключениеСемиотика СССР и России основана на создании мифологии. Подводя итоги исследования, можно заключить, что семиотическая модель мифа, так распространенная в СССР, дает возможность рассматривать его как необратимый процесс. Однако каждый миф имеет ограниченный срок актуальности, и перемены во внешней среде рано или поздно приведут к необходимости выработки новых — для поддержания социальной структуры общества.При этом миф, как форма семиотического пространства, а также развитие других семиотических структур является многостадийным и может претерпевать различные изменения в течении некоторого времени. Имя, образ - понятия, которые к культуре связаны с понятием мифа, соотносятся с культурой СССР и России. В своей основе механизмы трансляции знаковых структур семиотических образов соответствуют функционированию синкретического мифологического образа, который далее продолжает свое существование в формах и определенных смыслах, при этом теряет в процессе трансляции свой концепт. По Лотману, культурный опыт представляется в виде процесса, происходящего в рамках семиотических и коммуникативных структур, или «в рамках культурного самосознания и мета систем, построенных ею для описания и организации своего семиотико-коммуникативного функционирования, и, наконец, в виде опыта существования в рамках коммуникативных механизмов культуры, которые регулируются, с одной стороны, кодами, стабилизирующими систему, и, с другой стороны, кодами, дестабилизирующими ее».Исходя из этих положений, можно сделать вывод о концепции семиотической культуры в СССР и России. Ее отношение к тем или иным знакам выражается в и в том, «как порожденные культурой или релевантные для нее тексты оцениваются с точки зрения их функциональности». Через признание или отрицание знаковости культура отделяет себя от знаков и мифов, которые для нее выступают в роли антикультуры (обладает негативной знаковостью) или некультуры (вообще не имеет знаков). Это очевидно на примере развития мифологии СССР, когда создавались и транслировались образы лишь в положительном ключе. Поэтому внутреннее развитие культуры зависит от того, какой тип знаков она предпочитает. В сегодняшней России знаковая система не изменила вектор своего восприятия, герои прошлого до сих пор актуальны, с поправкой на концепцию образов, которая изменилась до неузнаваемости.Продолжить данное исследование можно в изучении знакового и мифологического наследия СССР, с целью выявления и понимания формирования процесса формирования знаковой концепции в современной культуре России: рекламе, искусстве, моде и политике. Перечень использованных информационных ресурсов1. Акмалова Альфия Азгаровна, Капицын Владимир Михайлович Роль знаков и символов в обеспечении социального единства // Социально-гуманитарные знания. 2013. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-znakov-i-simvolov-v-obespechenii-sotsialnogo-edinstva (дата обращения: 19.05.2024).2. Бушканец Л.Е. МЕДИАТЕКСТ И КАРТИНА МИРА: СМИ И СОВЕТСКАЯ МИФОЛОГИЯ // Российские исследования. 2021. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mediatekst-i-kartina-mira-smi-i-sovetskaya-mifologiya (дата обращения: 19.05.2024).3. Вайль П., Генис А. 60-е. Мир советского человека. / П. Вайль, А. Генис. – М.: АСТ, 2013. – 432 с4. Дубин Б. Президентуру сдал // Огонёк, 2012, №17-18, С. 12.5. Исаев Сергей Михайлович О рекламном характере «Советской рекламы» 1917–1991 годов // Практический маркетинг. 2020. №2 (276). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-reklamnom-haraktere-sovetskoy-reklamy-1917-1991-godov (дата обращения: 19.05.2024).6. Исупов К.Г. Тезисы к проблеме: Бахтин и советская культура // Бахтинский сборник. Вып. 3. М., 1997. -С.4-20.7. Иванов, В.В. Очерки по истории семиотики в СССР/ В.В. Иванов. - М.: Наука,1976. - 329 с. 8. Лотман Ю.М. Семиотика культуры и понятие текста // Лотман Ю.М. Избранные статьи. Том 1. Таллин: Александра, 1992. С. 129–132.9. Лотман Ю.М., Успенский Б.А. Миф – имя – культура//Лотман Ю.М. Избранные статьи по семиотике и топологии культуры. – Таллин: Александра, 1992. – С.58-70.10.Лиманская Людмила Юрьевна Типическое и архетипическое в соцреализме и соц-арте // Артикульт. 2016. №1 (21). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tipicheskoe-i-arhetipicheskoe-v-sotsrealizme-i-sots-arte (дата обращения: 19.05.2024).11. Мисюров Д.А. Российская имперско-советско-президентская символическая модель:формулы преобразований // Вестник Пермского университета. Серия Политология, 2008, Вып.2(4), с. 117.12. Коновалова Ж. Ф. Миф в советской истории и культуре. СанктПетербург: Изд-во СПбГУЭФ. 1998. 140 c.13. Кирсанова Лидия Игнатьевна, Коротина Ольга Александровна СТИЛЬ-ЛЕНИН: О ВОЗМОЖНОСТЯХ И ГРАНИЦАХ ПЕРФОРМАТИВНОГО ДИСКУРСА // Общество: философия, история, культура. 2021. №4 (84). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/stil-lenin-o-vozmozhnostyah-i-granitsah-performativnogo-diskursa (дата обращения: 19.05.2024).14. Насонова, Л.И. Духовное жизнетворчество личности / Л.И. НАСОНОВА. - М.: РОС. ФИЛОС.ОБ., 1995. - 258 с.15. Некрасова Е. С. Мифологические конструкции в советской культуре и искусстве // Studia culturae. Вып. 2. Санкт-Петербург: Санкт-Петербургское философское общество, 2002. C. 182–184.16. Новикова, М. Символы / М. Новикова// Новый мир. - 1995. - № 2. - С 20417. Павлова В.С. Особенности применения семиотики в графическом дизайне рекламы // Альманах теоретических и прикладных исследований рекламы. 2011. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-primeneniya-semiotiki-v-graficheskom-dizayne-reklamy (дата обращения: 19.05.2024).18. Павлова В.С. Особенности применения семиотики в графическом дизайне рекламы // Альманах теоретических и прикладных исследований рекламы. 2011. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-primeneniya-semiotiki-v-graficheskom-dizayne-reklamy (дата обращения: 19.05.2024).19. Серио Патрик БАРТ И ЛОТМАН: ИДЕОЛОГИЯ VS КУЛЬТУРА // Жанры речи. 2022. №3 (35). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/bart-i-lotman-ideologiya-vs-kultura (дата обращения: 19.05.2024).20. Тупицына М. У истоков соцреализма. Государство как автор // Декоративное искусство СССР. 1989 №4, С. 44-46.21. Сарабьянова, Д. В История русского и советского искусства. Под ред. Д. В. Сарабьянова. –М.; Высшая школа, 1979 г., 304 стр.22. Терских Марина Викторовна Советские интертекстуальные индексы в современном рекламном дискурсе // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Филологические науки. 2012. №4-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovetskie-intertekstualnye-indeksy-v-sovremennom-reklamnom-diskurse (дата обращения: 18.05.2024).23. Чимирис Е. С. МЕТОД АНАЛИЗА МИФОВ (ПО Р. БАРТУ) КАК ИНСТРУМЕНТ ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОЦЕССА ЛЕГИТИМАЦИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ НА ПРИМЕРЕ ПЕРЕОСМЫСЛЕНИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО ОПЫТА СССР В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2023. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metod-analiza-mifov-po-r-bartu-kak-instrument-dlya-issledovaniya-protsessa-legitimatsii-politicheskoy-sistemy-na-primere (дата обращения: 18.05.2024).24. Ямпольский М., Аллегория живописи Виталия Комара [Электронный ресурс]URL: https://artstudies.sias.ru/upload/isk_2016_4_22-47_yampolskii.pdf (дата обращения 17.05.2024)ПриложениеИллюстрация №1Павел Корин (лауреат Сталинской премии), часть триптиха Александр Невский1943, Холст, масло, 275x234, Третьяковская галереяИллюстрация №2Пластов А. А., В. И. Ленин в Разливе, 1948Холст, масло. 132 x 189,5 см. Русский музейИллюстрация №3Владимир Серов, Ходоки у В. И. Ленина. 1950Холст, масло. 61 × 58,5 см, Государственный Исторический музей(Собрание фондов музея В. И. Ленина), МоскваИллюстрация №4СкульпторС. А. Евсеев, Архитектор В. А. Щуко и В. Г. Гельфрейх, Памятник В. И. Ленину у Финляндского вокзала, 1926Бронза, гранит, 11 мИллюстрация №5СкульпторВера Мухина, АрхитекторБорис Иофан, 193724,5 м. Нержавеющая хромоникелевая сталь, проспект Мира, РоссияИллюстрация №6Логотип текстильного объединения «Монолит»Иллюстрация №7Реклама СССР, Храните деньги в сберегательной кассе, 1936 г.Иллюстрация №8Реклама СССР, Храните деньги в сберегательной кассе, 1930-40 гг.Иллюстрация №9Виталий Комар. Эскиз к проекту памятника Бульдозерной выставки, 1973 Холст, темпераКИллюстрация №10Ленин-яблоко, работа неизвестного художника, XXIвек.КИллюстрация №11Плакат 1961 г. С Юрием Гагариным.Иллюстрация №12Интернет-мемИллюстрация №13Интернет-мемИллюстрация №14Социальный плакат, 2013 г.


Перечень использованных информационных ресурсов
1. Акмалова Альфия Азгаровна, Капицын Владимир Михайлович Роль знаков и символов в обеспечении социального единства // Социально-гуманитарные знания. 2013. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-znakov-i-simvolov-v-obespechenii-sotsialnogo-edinstva (дата обращения: 19.05.2024).
2. Бушканец Л.Е. МЕДИАТЕКСТ И КАРТИНА МИРА: СМИ И СОВЕТСКАЯ МИФОЛОГИЯ // Российские исследования. 2021. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mediatekst-i-kartina-mira-smi-i-sovetskaya-mifologiya (дата обращения: 19.05.2024).
3. Вайль П., Генис А. 60-е. Мир советского человека. / П. Вайль, А. Генис. – М.: АСТ, 2013. – 432 с
4. Дубин Б. Президентуру сдал // Огонёк, 2012, №17-18, С. 12.
5. Исаев Сергей Михайлович О рекламном характере «Советской рекламы» 1917–1991 годов // Практический маркетинг. 2020. №2 (276). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-reklamnom-haraktere-sovetskoy-reklamy-1917-1991-godov (дата обращения: 19.05.2024).
6. Исупов К.Г. Тезисы к проблеме: Бахтин и советская культура // Бахтинский сборник. Вып. 3. М., 1997. -С.4-20.
7. Иванов, В.В. Очерки по истории семиотики в СССР/ В.В. Иванов. - М.: Наука,1976. - 329 с.
8. Лотман Ю.М. Семиотика культуры и понятие текста // Лотман Ю.М. Избранные статьи. Том 1. Таллин: Александра, 1992. С. 129–132.
9. Лотман Ю.М., Успенский Б.А. Миф – имя – культура//Лотман Ю.М. Избранные статьи по семиотике и топологии культуры. – Таллин: Александра, 1992. – С.58-70.
10.Лиманская Людмила Юрьевна Типическое и архетипическое в соцреализме и соц-арте // Артикульт. 2016. №1 (21). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tipicheskoe-i-arhetipicheskoe-v-sotsrealizme-i-sots-arte (дата обращения: 19.05.2024).
11. Мисюров Д.А. Российская имперско-советско-президентская символическая модель: формулы преобразований // Вестник Пермского университета. Серия Политология, 2008, Вып. 2(4), с. 117.
12. Коновалова Ж. Ф. Миф в советской истории и культуре. СанктПетербург: Изд-во СПбГУЭФ. 1998. 140 c.
13. Кирсанова Лидия Игнатьевна, Коротина Ольга Александровна СТИЛЬ-ЛЕНИН: О ВОЗМОЖНОСТЯХ И ГРАНИЦАХ ПЕРФОРМАТИВНОГО ДИСКУРСА // Общество: философия, история, культура. 2021. №4 (84). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/stil-lenin-o-vozmozhnostyah-i-granitsah-performativnogo-diskursa (дата обращения: 19.05.2024).
14. Насонова, Л.И. Духовное жизнетворчество личности / Л.И. НАСОНОВА. - М.: РОС. ФИЛОС.ОБ., 1995. - 258 с.
15. Некрасова Е. С. Мифологические конструкции в советской культуре и искусстве // Studia culturae. Вып. 2. Санкт-Петербург: Санкт-Петербургское философское общество, 2002. C. 182–184.
16. Новикова, М. Символы / М. Новикова// Новый мир. - 1995. - № 2. - С 204
17. Павлова В.С. Особенности применения семиотики в графическом дизайне рекламы // Альманах теоретических и прикладных исследований рекламы. 2011. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-primeneniya-semiotiki-v-graficheskom-dizayne-reklamy (дата обращения: 19.05.2024).
18. Павлова В.С. Особенности применения семиотики в графическом дизайне рекламы // Альманах теоретических и прикладных исследований рекламы. 2011. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-primeneniya-semiotiki-v-graficheskom-dizayne-reklamy (дата обращения: 19.05.2024).
19. Серио Патрик БАРТ И ЛОТМАН: ИДЕОЛОГИЯ VS КУЛЬТУРА // Жанры речи. 2022. №3 (35). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/bart-i-lotman-ideologiya-vs-kultura (дата обращения: 19.05.2024).
20. Тупицына М. У истоков соцреализма. Государство как автор // Декоративное искусство СССР. 1989 №4, С. 44-46.
21. Сарабьянова, Д. В История русского и советского искусства. Под ред. Д. В. Сарабьянова. –М.; Высшая школа, 1979 г., 304 стр.
22. Терских Марина Викторовна Советские интертекстуальные индексы в современном рекламном дискурсе // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Филологические науки. 2012. №4-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovetskie-intertekstualnye-indeksy-v-sovremennom-reklamnom-diskurse (дата обращения: 18.05.2024).
23. Чимирис Е. С. МЕТОД АНАЛИЗА МИФОВ (ПО Р. БАРТУ) КАК ИНСТРУМЕНТ ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОЦЕССА ЛЕГИТИМАЦИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ НА ПРИМЕРЕ ПЕРЕОСМЫСЛЕНИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО ОПЫТА СССР В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2023. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metod-analiza-mifov-po-r-bartu-kak-instrument-dlya-issledovaniya-protsessa-legitimatsii-politicheskoy-sistemy-na-primere (дата обращения: 18.05.2024).
24. Ямпольский М., Аллегория живописи Виталия Комара [Электронный ресурс]URL: https://artstudies.sias.ru/upload/isk_2016_4_22-47_yampolskii.pdf (дата обращения 17.05.2024)