Задержка речевого развития у детей нейропсихологический подход

Заказать уникальный доклад
Тип работы: Доклад
Предмет: Психология
  • 20 20 страниц
  • 7 + 7 источников
  • Добавлена 18.06.2024
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Содержание

Введение 3
1 Задержка речевого развития у детей: нейропсихологические особенности 4
1.1 Определение, виды и причины задержки речевого развития детей 4
1.2 Нейропсихологические основы развития речи ребёнка 7
Заключение 19
Список литературы 20

Фрагмент для ознакомления

Поражение коры в детском возрасте может привести к задержке развития функций из-за недостаточно развитых зон коры. Недоразвитие одной функции может влиять на другие функции.Ребенский мозг обладает удивительными возможностями компенсации - другие нейроны могут брать на себя функции поврежденных клеток. Благодаря неограниченным возможностям ассоциативных связей и отсутствию узкой специализации нейронов коры, возникают сложные межнейронные связи и формируются "ансамбли нейронов", охватывающие различные функции, что составляет основу для обучения. Процесс психического развития представляет собой системное и динамическое образование, которое зависит от взаимосвязи между биологическими и социальными факторами. Изменения, накопленные в развитии, включаются в последующие стадии, трансформируясь и подготавливая качественные изменения в психическом развитии. Психические процессы проходят дифференциацию и интеграцию в процессе онтогенеза. Многие исследователи указывают на важность взаимосвязи психического с моторным развитием. Движения играют ключевую роль в психическом развитии с самого начала жизни. Они формируют процессы восприятия, что способствует развитию более сложных движений и деятельности, а также формированию понятий. Сенсомоторное развитие считается основой психического и речевого развития. Современные исследования показывают, что первые три года жизни являются наиболее значимым этапом развития основных нервно-психических функций. В этот период формируются "нейронные ансамбли", которые становятся основой для дальнейшего обучения. Взаимодействие ребенка с окружающим миром играет важную роль в формировании межнейронных связей, и дефицит контактов в этот период может негативно сказаться на развитии психической деятельности. Работы различных авторов подчеркивают роль взрослых в формировании психики и речи ребенка. Социальные факторы играют определяющую роль в психическом и речевом развитии. Раннее развитие является основой для становления высших психических функций и речи, которые оказываются результатом сотрудничества с взрослыми. Общественный опыт усваивается через подражание взрослым. Генетические корни языка, по словам Лурии, лежат в формах человеческих действий, которые отражают внешнюю действительность и формируют субъективный образ мира, способствуя основам общения.По мнению М. И. Лисиной, ключевым элементом успешного психического развития в раннем детстве является эмоциональное взаимодействие с взрослым, которое способствует формированию речи у детей. Общение с взрослым посредством использования предметов приводит к развитию речи как основного способа общения.[6] Для полноценного психического развития детей важно, чтобы взрослые уделяли внимание и поддерживали их в их процессе обучения. В дошкольном возрасте дети начинают получать новые знания о мире через общение с взрослыми, которое выходит за рамки конкретных ситуаций. Общение в этом возрасте играет ключевую роль в становлении и развитии речи у детей. Дети постепенно овладевают речью через диалог и сотрудничество с взрослыми, усваивая различные аспекты языка. Общение также способствует развитию личности, самосознания и умения устанавливать отношения с другими. Многие исследователи подчеркивают важность взаимодействия между матерью и ребенком для развития психических функций, эмоционального развития и познавательной активности детей. Недостаток общения с матерью может негативно сказаться на развитии ребенка, приводя к формированию личности с речевыми расстройствами, агрессией и неуверенностью. Ранний опыт взаимодействия важен для формирования личности и развития речи у детей. Поэтому раннее воздействие педагогических методов имеет большое значение для коррекции и компенсации нарушений в развитии детей.Обучение и воспитание рассматриваются с точки зрения нейрофизиологии как процесс изменения ответных реакций при накоплении личного опыта. Этот процесс имеет важное значение для психического развития ребенка, поскольку связан с восприятием сенсорной информации и деятельностью коры головного мозга. В соответствии с концепцией Л. С. Выготского, цель обучения заключается в том, чтобы помочь ребенку перейти от зоны ближайшего развития, где он может выполнить задание при помощи педагога, к актуальному развитию, где он может самостоятельно решать предложенные задачи. При обучении детей с аномалиями процесс перехода от зоны ближайшего развития к актуальному уровню усложняется, поэтому уделение особого внимания зоне ближайшего развития является необходимым. Л. С. Выготский [2] считал, что социальная компенсация дефектов играет ключевую роль в работе с аномальными детьми, и выделил несколько условий успешной компенсации: начало компенсации в раннем возрасте; обучение в коллективе, способствующее развитию психики ребенка; индивидуальный подход, учитывающий потенциал каждого ребенка; системный подход к коррекционному обучению. Из анализа литературных источников следует, что речевое и психическое развитие детей происходит параллельно с их социальным становлением и усвоением навыков и знаний через речевую деятельность. Развитие речи зависит от различных факторов, как социальных, так и биологических, и недостаток которых может вызвать речевые расстройства, негативно сказывающиеся на психическом развитии ребенка. В раннем детстве закладываются основы всей психической деятельности, что подчеркивает важность предупреждения и коррекции возможных речевых и психических отклонений. Поэтому преодоление задержек в развитии речи в раннем возрасте становится ключевым вопросом в практике работы с дошкольниками. Проблема раннего выявления и исправления нарушений в речевом развитии у детей становится все более актуальной в контексте их дальнейшего развития и обучения. Понимание общего состояния и особенностей формирования у детей умения говорить, как средства общения, возможно только через комплексное медико-психолого-педагогическое обследование, лингвистический анализ их речевой деятельности. Важнейшим фактором для нормального развития ребенка с самого рождения является общение, во время которого ребенок может освоить человеческую речь, которая играет ключевую роль как в его активности, так и в понимании мира вокруг. Развитие речи происходит параллельно с физическим и умственным развитием в процессе онтогенеза. У детей с нарушениями в речи без своевременной коррекции может наблюдаться задержка в интеллектуальном развитии. Специалисты из разных областей, включая медиков, коррекционных педагогов, логопедов, социологов и психологов, работают вместе для помощи детям с особыми потребностями. Их цель - обеспечить детям раннюю и полноценную помощь в развитии речи, интеграции в учебный процесс и повышении самостоятельности в обществе. Ранний возраст считается ключевым для развития ребенка, поэтому важно обеспечить ему поддержку и помощь с самого начала. Исследования показывают, что ребенок начинает узнавать слова задолго до их произнесения, что подчеркивает важность раннего вмешательства. Важна также эмоциональная связь с взрослыми для нормального развития речи. Анализ речи проводится с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка, чтобы определить уровень развития и выявить нарушения. Родители также играют важную роль в развитии языка у детей. Важен постоянный контакт с логопедом для консультаций и стимуляции развития речи. Поддержка и поощрение со стороны родителей помогает детям успешно преодолевать трудности и развиваться.ЗаключениеТаким образом, речевая задержка является серьёзной проблемой, с которой сталкиваются многие дети. Нейропсихологический подход к изучению и лечению данного нарушения играет важную роль в области педиатрии и детской нейрологии. Исследования показывают, что задержка речевого развития часто связана с некоторыми структурными и функциональными отклонениями в мозге, что подтверждает необходимость комплексного подхода к лечению. Нейропсихологический подход предполагает использование различных методик и техник для оценки и коррекции речевых нарушений. Он позволяет выявить причины задержки речи у каждого ребёнка индивидуально и разработать персонализированный план помощи. Такие методы, как нейропсихологическое тестирование, нейрореабилитация и психолингвистический анализ, помогают определить уровень функционирования мозга и понять, какие мозговые зоны нуждаются в дополнительной стимуляции. Важно отметить, что раннее выявление задержки речевого развития и немедленное начало лечения являются ключевыми факторами успешного преодоления данной проблемы. Чем раньше будет начато лечение, тем больше шансов на полное восстановление или компенсацию нарушений. Поэтому важно обращать внимание на первичные признаки задержки и обращаться за помощью к специалистам. Нейропсихологический подход к лечению задержки речи у детей является эффективным, так как он учитывает индивидуальные особенности каждого ребенка и фокусируется на работе с мозговой активностью. Он позволяет не только улучшить коммуникативные навыки ребенка, но и развить его когнитивные способности, что в дальнейшем повлияет на его общее развитие.Список литературы1. Бадалян, Л. О. Детская неврология. – 3-е изд. – М.: Медицина, 1984. – 567с.2. Выготский, Л. С. Развитие высших психических функций.– М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. – 500 с.3. Жuнкuн, Н. И. Механизмы речи. – М.: Изд-во Академии педагогических наук, 1958. – 370 с..4. Кольцова, М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. – М.: Педагогика, 1973. – 143 с.5. Лисина, М. И. Общение, личность и психика ребенка / Ред. А. Г. Рузская. – М.: Ин-т практической психологии: Воронеж: МОДЭК, 1997. – 383 с.6. Лурия А. Р. Мозг человека и психические процессы. – М.: Педагогика, 1970. – 495 с.7. Лурия, А. Р. Основные проблемы нейролингвистики. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1975. – 253 с.

Список литературы

1. Бадалян, Л. О. Детская неврология. – 3-е изд. – М.: Медицина, 1984. – 567с.
2. Выготский, Л. С. Развитие высших психических функций.– М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. – 500 с.
3. Жuнкuн, Н. И. Механизмы речи. – М.: Изд-во Академии педагогических наук, 1958. – 370 с..
4. Кольцова, М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. – М.: Педагогика, 1973. – 143 с.
5. Лисина, М. И. Общение, личность и психика ребенка / Ред. А. Г. Рузская. – М.: Ин-т практической психологии: Воронеж: МОДЭК, 1997. – 383 с.
6. Лурия А. Р. Мозг человека и психические процессы. – М.: Педагогика, 1970. – 495 с.
7. Лурия, А. Р. Основные проблемы нейролингвистики. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1975. – 253 с.