Влияние физических нагрузок на умственную деятельность
Заказать уникальную курсовую работу- 31 31 страница
- 21 + 21 источник
- Добавлена 18.06.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретические особенности влияния физических нагрузок на умственную деятельность 5
1.1 Понятие, виды и параметры физических нагрузок 5
1.2 Влияние физических нагрузок на организм человека 9
1.3 Взаимосвязь физической активности и умственной работоспособности 13
2 Особенности использования физических нагрузок, влияющих на умственную деятельность 18
2.1 Использование форм физической культуры для профилактики утомления и повышения эффективности умственной деятельности 18
2.2Разработка комплекса физических упражнений для повышения эффективности умственной деятельности 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 29
4. Важным условием высокой работоспособности является правильное чередование труда и отдыха, а также замена одних форм труда другими. Изменение деятельности, переход от одного вида умственной работы к другому, чередование умственной деятельности с низкой физической активностью обычно повышает работоспособность и устраняет чувство утомления [11].5. Без творческого подхода каждого к своему делу немыслима полноценная человеческая деятельность. Целенаправленно организованный труд, правильно выбранное занятие, соответствующее интересам человека и отвечающее особенностям его организма, вызывает положительные эмоции, без которых невозможен творческий подход к работе [6]. Таким образом, формы физической культуры играют важную роль в профилактике утомления и повышении эффективности умственного труда. Регулярные физические упражнения способствуют улучшению кровообращения, насыщению мозга кислородом и, как следствие, улучшению концентрации и памяти. Кроме того, они помогают снизить уровень стресса и улучшить общее самочувствие, что несомненно влияет на продуктивность учебного процесса. Интеграция физической культуры в повседневную жизнь студентов, школьников, работников умственного труда является ключевым элементом для поддержания их здоровья и умственной активности.2.2 Разработка комплекса физических упражнений дляповышения эффективности умственной деятельностиВ современном мире умственная деятельность играет огромную роль в повседневной жизни людей. Каждый стремится быть более продуктивным и успешным в своей работе, учебе или личной жизни. Одним из способов повышения эффективности умственной деятельности являются физические упражнения, которыепомогут улучшить когнитивные функции, поэтому в данном параграфе мы разработали комплекс упражнений для повышения эффективности умственной деятельности.Комплекс утренней гимнастики ориентирована на быстрое вовлечение тела в рабочий процесс. Правильно подобранные упражнения положительно влияют на нервную систему и позволяют быстро влиться в рабочий ритм:1. И.П. - сидя, руки на поясе. Наклоните голову назад и сильно напрягите мышцы шеи. Опустите голову к груди, расслабьте мышцы. Выполнить 4 раза.2. И.П. - сидя, руки на поясе. Используя небольшой рывок, поверните верхнюю часть тела влево с левой прямой рукой. Вернуться к и. п. Затем сделайте то же самое в правую сторону. Повторить 4-6 раз.3. И.П. - сидя, руки внизу. Медленно разведите руки в стороны, выпрямите, выпрямите позвоночник - вдохните. Опустите руки, расслабьтесь - выдохните. Выполните 5-6 раз.4. И.П. - стоя, руки согнуты в локтях, руки сжаты в кулаки.Поочередно, выпрямляя и сгибая руки, выполнить 6 «ударов» кулаками вверх. Затем наклоните голову назад, расслабьте руки и встряхните руками. Повторить 2-4 раза.5. И.П. –стоя, ноги врозь, руки на поясе. Приседать наполовину, выполнять круговые движения согнутыми ногами, туловищем. Затем проделайте то же самое в другом направлении. Повторить 6-8 раз.6. И.П. - Встаньте спиной вплотную к спинке стула и возьмитесь с боков прямыми руками. Сделайте шаг вперед левой ногой, не отпуская спинку стула, наклонитесь; назад к и. с. Проделайте то же самое с шагом правой ноги. Повторить 6-8 раз.7. И.П. - Упор на сидение на краю стула. Согните руки, или присядьте, а корпус вытяните вперед. Вернуться к и.п. Повторить 6-8 раз. Затем сядьте на стул, опустите руки, расслабьтесь и встряхните руками.8. И.П. - сидя на стуле, руки согнуты перед грудью, ладони соединены: пальцы правой руки вверх, пальцы левой вниз. Сделать 3 пружинящих надавливания на кисти.Опустите руки, расслабьте мышцы. Сделайте то же самое, но поменяйте положение ладоней. Повторить 6-8 раз.Физкультурная пауза. В стандартном режиме выполнять утром и днем. Основная цель - поднять настроение и снять усталость:1. И.П. - стоя (сидя). Выполняйте круговые движения головой справа налево, слева направо, голова наклоняется вперед, назад, вправо, влево, голова вращается вправо-влево.2. И.П. - сидя, руки на поясе. Поднять прямые руки, согнуть - вдох. Вернуться к и. с. - выдох3. И.П. - сидя, руки сцеплены за головой, локти вперед, спина согнута, плечи слегка вперед. Выполняйте повороты туловища вправо и влево, разведя локти в стороны. Скрутите туловище - вдохните и вернитесь назад, выдохните.4. И.П. - сидя, руки на поясе, согните спину. Сделайте круговые движения плечами, приподнимите их (одновременно, поочередно) и перемещайте. Дыхание произвольное.5. И.П. - сидя(стоя), руки на плечах, плечи слегка выдвинуты вперед. С согнутыми руками делайте круговые движения в плечевых суставах. Следите за ритмом дыхания: 2-3 круговых движения - вдох, 1-2 - выдох.6. И.П. - сидя, руки на груди. Разведите руки в стороны - вдохните, вернитесь – выдох.7. И.П. - сидя, руки перед грудью в замке. Делайте круговые движения руками вперед-назад. 2-3 круговых движения - вдох, 1-2 - выдох.8. И.П. - сидя, руки ладонями на столе. Прижмите стол руками и удерживайте 5-6 секунд. Повторить несколько раз. Дыхание произвольное.9. И.П. - сидя, руки вниз. Поочередно подтягивайте согнутую ногу к груди, прижимайте к себе руками и напрягайте мышцы 3-5 секунд. И.С. - вдохнуть, ноги подтянуть - выдохнуть.10. И.П. - основная стойка. Ходьба на месте с высоким подниманием бедра в темпе 80-90 шагов в мин. Выполнять в течение 20-30 с.11. И.П. - встать в выпад, положив левую (правую) ногу на стул и удерживаясь одной рукой на стуле, а другой рукой на поясе. Выполняйте приседания с изменением положения ног.12. И.П. - основная стойка. Выполнить наклон вперед, руками коснуться носков ног, вернуться в и. п. Выполнить приседание, руки вперед, вернуться в и. п. И. п. - вдох, наклон и приседание - выдох.Физминутки в течение дня. Это не займет много времени - хватит двух-трех упражнений, продолжительность которых не более 2 минут. Считается, что упражнения уменьшают усталость. При длительной сидячей работе важно выполнить хотя бы один простой комплекс. Физические упражнения можно делать до 5 раз в день:1. И.П. - сидя. Закройте глаза, расслабьтесь и посидите 10-15 секунд.2. И.П. - сидя. Попеременные движения глазных яблок: вверху справа, вверху слева, внизу справа, внизу слева. Выполнять 18-20 с.3. И.П. - сидя. Смотрите на кончик носа обеими глазами одновременно в течение 2-3 секунд, затем далеко вперед на 3-5 секунд.4. И.П. - сидяс закрытыми глазами. Сделайте круговые движения глазными яблоками вправо и влево.5. И.П. - сидя. Закройте глаза с напряжением, затем широко откройте глаза, повторите 3-5 раз, посидите с закрытыми глазами 10-15 секунд.6. И.П. - сидяс закрытыми глазами. Кончиками пальцев сделайте легкое сжатие по глазным яблокам, затем отпустите. Посидеть 10-15 секунд.7. И.П. - сидяс закрытыми глазами. Самомассажируйте надбровные дуги и нижнюю часть глазниц, а затем сделайте легкие круговые движения пальцами от носа наружу в течение 20-30 секунд. Посидите спокойно, закрыв глаза, 10-15 секунд.8. Выполните повороты ладонями, пальцами рук и ног.Микропауза активного отдыха.Самый короткий вид гимнастики (ее продолжительность всего 20-30 секунд). Такие перерывы представляют собой периодическое напряжение и расслабление мышц, самомассаж.Микропаузыиспользуются для снижения утомляемости за счет ослабления или повышения возбудимости центральной нервной системы.Вот несколько упражнений:1. Попытайтесь переключать вид с ближнего предмета на дальний каждые полтора часа. Например, 2-3 минуты смотрите вдаль перед окном или в дальний угол своего офиса, затем посмотрите на книжную полку рядом с собой и повторите это 2-3 раза.2. Закройте глаза как можно сильнее, затем широко откройте глаза. Повторить 10 раз.3. Перемещайте глаза вверх / вниз, влево / вправо, вращайте по часовой стрелке и против часовой стрелки. Повторите каждое движение по 10 раз.4.Попробуйте свести глаза к носу, а потом расслабить их. Повторить 10 раз.Таким образом, разработанный комплекс физических упражнений поможет улучшить общее физическое состояние, что в итоге приведет к повышению производительности и успешности в различных сферах жизни. Поэтому интеграция физических упражнений в повседневную деятельность может значительно улучшить качество жизни и достижение целей.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ ходе проведенного исследования были изучены различные аспекты влияния физических нагрузок на организм человека. Физические упражнения влияют на организм человека как прямым, так и косвенным образом. Выдающиеся качества упражненийнапрямую связаны с их способностью снижать резистентность к инсулину, уменьшать воспаление и инициировать функционирование клеток головного мозга, создание новых кровеносных сосудов в головном мозге, а также обилие и выживание свежих клеток. Косвенно физические упражнения улучшают настроение и сон, а также уменьшают стресс и беспокойство.В ходе исследования было выявлено, что адекватное и регулярное выполнение физических упражнений способствует улучшению когнитивных функций, таких как память, внимание, скорость обработки информации и решение задач. Однако, при этом следует учитывать индивидуальные особенности организма и возможные противопоказания к занятиям спортом.Одним из основных механизмов, объясняющих положительное влияние физических нагрузок на умственную деятельность, является стимуляция нейрональной пластичности. Регулярные физические упражнения способствуют увеличению объема и улучшению функционирования мозга, а также повышению уровня нейротрофических факторов. Это приводит к улучшению памяти, внимания, скорости обработки информации и решения задач.Кроме того, физические упражнения способствуют улучшению кровообращения и поступления кислорода в мозг, что также способствует улучшению когнитивных функций. Активное занятие спортом также помогает снизить уровень стресса и улучшить настроение, что, в свою очередь, способствует улучшению когнитивных функций.Однако, следует учитывать, что чрезмерные физические нагрузки или неадекватная подготовка к ним могут привести к ухудшению когнитивных функций из-за усталости и нарушения процессов восстановления организма. Кроме того, некоторые индивидуальные особенности организма, такие как возраст, генетические предрасположенности и наличие хронических заболеваний, могут влиять на эффективность физических нагрузок на умственную деятельность.Таким образом, можно сказать, что адекватное и регулярное выполнение физических упражнений способствует улучшению когнитивных функций за счет стимуляции нейрональной пластичности, улучшения кровообращения и поступления кислорода в мозг, а также снижения стресса. Однако, при этом следует учитывать индивидуальные особенности организма и возможные противопоказания к занятиям спортом.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВАбрамова, Т. Ф. Морфологические критерии - показатели пригодности, общей физической подготовленности и контроля текущей и долговременной адаптации к тренировочным нагрузкам / Т.Ф. Абрамова, Т.М. Никитина, Н.И. Кочеткова. - М.: Дивизион, 2020. - 104 c.Алдошина, Е. А. Влияние физической культуры на мозговую деятельность студентов образовательных организаций / Е.А. Алдошина // Наука-2020, 2020. С. 76-80.Бароненко, В.А. Здоровье и физическая культура студента / В.А. Бароненко. - М.: Альфа-М, 2021. - 971 c.Бегидова, Т. П. Теория и организация адаптивной физической культуры: учебное пособие для среднего профессионального образования / Т. П. Бегидова. - М: Издательство Юрайт, 2022. - 191 с.Бейлок, С. Мозг и тело. Как ощущения влияют на наши чувства и эмоции / С. Бейлок. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2023. - 763 c.Богданов, А.В. Физиология центральной нервной системы и основы адаптивных форм поведения: учебник для вузов / А. В. Богданов. - М: Издательство Юрайт, 2022. — 351 с. Гарифуллин, Р.Ш. Исследование влияния адаптивной технологии на физическую активность и академическую успеваемость студентов вуза /Р.Ш. Гарифуллин, Р.Р. Хайруллин, И.А. Зенуков, В.В. Шинкарев, И.Л. Умутбаев // Наука и спорт: современные тенденции. 2021. №4.С. 155-165.Дэниэл, А. Дж. Мозг и душа. Новые открытия о влиянии мозга на характер, чувства, эмоции / А. Дж. Дэниэл. - М.: Эксмо, 2022. - 560 c.Ермакова, Е.Г. Влияние физических упражнений на умственную деятельность человека и их взаимосвязь / Е.Г. Ермакова // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2022. С. 203-207.Железняк, Ю.Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте / Ю.Д. Железняк. - М.: Академия (Academia), 2020. - 529 c.Кобяков, Ю.П. Физическая культура. Основы здорового образа жизни: учебное пособие / Ю.П. Кобяков. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2022. - 252 c.Кун, Л. Всеобщая история физической культуры и спорта / Л. Кун. - М.: Радуга, 2022. - 400 c.Лазарева, Е. А. Аэробные нагрузки в функциональной подготовке студентов. Учебное пособие / Е.А. Лазарева. - М.: МГСУ, 2021. - 128 c.Меерсон, Ф. З. Адаптация сердца к большой нагрузке и сердечная недостаточность / Ф.З. Меерсон. - Москва: Машиностроение, 2022. - 264 c.Муравов, И. В. Здоровье, трудоспособность и физическая культура / И.В. Муравов. - М.: Общество "Знание" Украины, 2022. - 468 c.Потапчук, А.А. Лечебная физическая культура в детском возрасте / А.А. Потапчук. - М.: Речь, 2022. - 622 c.Сбитнева, О.А. Работоспособность в учебно-образовательном процессе студентов / О.А. Сбитнева // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2021. С. 137-139.Семеновой, О. Н. Гигиена физической культуры и спорта: моногр. / Под редакцией В.А. Маргазина, О.Н. Семеновой. - М.: СпецЛит, 2020. - 192 c.Тихвинский, С. Б. Роль физического воспитания в здоровье подростка / С.Б. Тихвинский. - М.: Знание, 2023. - 747 c.Челнокова, Е.А. Влияние двигательной активности, занятий физической культурой или спортом на умственную деятельность студента и его успеваемость / Е.А. Челнокова, К.В. Слюзнева, Н.Ф. Агаев // Проблемы современного педагогического образования, 2022. С. 168-174.Кудашкина, С.В. Влияние физических упражнений на повышение умственной деятельности человека / С.В. Кудашкина. — Текст: электронный // NovaInfo, 2022. — № 134 — С. 119-120 — URL: https://novainfo.ru/article/19427 (дата обращения: 16.05.2024).
1. Абрамова, Т. Ф. Морфологические критерии - показатели пригодности, общей физической подготовленности и контроля текущей и долговременной адаптации к тренировочным нагрузкам / Т.Ф. Абрамова, Т.М. Никитина, Н.И. Кочеткова. - М.: Дивизион, 2020. - 104 c.
2. Алдошина, Е. А. Влияние физической культуры на мозговую деятельность студентов образовательных организаций / Е.А. Алдошина // Наука-2020, 2020. С. 76-80.
3. Бароненко, В.А. Здоровье и физическая культура студента / В.А. Бароненко. - М.: Альфа-М, 2021. - 971 c.
4. Бегидова, Т. П. Теория и организация адаптивной физической культуры: учебное пособие для среднего профессионального образования / Т. П. Бегидова. - М: Издательство Юрайт, 2022. - 191 с.
5. Бейлок, С. Мозг и тело. Как ощущения влияют на наши чувства и эмоции / С. Бейлок. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2023. - 763 c.
6. Богданов, А.В. Физиология центральной нервной системы и основы адаптивных форм поведения: учебник для вузов / А. В. Богданов. - М: Издательство Юрайт, 2022. — 351 с.
7. Гарифуллин, Р.Ш. Исследование влияния адаптивной технологии на физическую активность и академическую успеваемость студентов вуза / Р.Ш. Гарифуллин, Р.Р. Хайруллин, И.А. Зенуков, В.В. Шинкарев, И.Л. Умутбаев // Наука и спорт: современные тенденции. 2021. №4. С. 155-165.
8. Дэниэл, А. Дж. Мозг и душа. Новые открытия о влиянии мозга на характер, чувства, эмоции / А. Дж. Дэниэл. - М.: Эксмо, 2022. - 560 c.
9. Ермакова, Е.Г. Влияние физических упражнений на умственную деятельность человека и их взаимосвязь / Е.Г. Ермакова // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2022. С. 203-207.
10. Железняк, Ю.Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте / Ю.Д. Железняк. - М.: Академия (Academia), 2020. - 529 c.
11. Кобяков, Ю.П. Физическая культура. Основы здорового образа жизни: учебное пособие / Ю.П. Кобяков. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2022. - 252 c.
12. Кун, Л. Всеобщая история физической культуры и спорта / Л. Кун. - М.: Радуга, 2022. - 400 c.
13. Лазарева, Е. А. Аэробные нагрузки в функциональной подготовке студентов. Учебное пособие / Е.А. Лазарева. - М.: МГСУ, 2021. - 128 c.
14. Меерсон, Ф. З. Адаптация сердца к большой нагрузке и сердечная недостаточность / Ф.З. Меерсон. - Москва: Машиностроение, 2022. - 264 c.
15. Муравов, И. В. Здоровье, трудоспособность и физическая культура / И.В. Муравов. - М.: Общество "Знание" Украины, 2022. - 468 c.
16. Потапчук, А.А. Лечебная физическая культура в детском возрасте / А.А. Потапчук. - М.: Речь, 2022. - 622 c.
17. Сбитнева, О.А. Работоспособность в учебно-образовательном процессе студентов / О.А. Сбитнева // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2021. С. 137-139.
18. Семеновой, О. Н. Гигиена физической культуры и спорта: моногр. / Под редакцией В.А. Маргазина, О.Н. Семеновой. - М.: СпецЛит, 2020. - 192 c.
19. Тихвинский, С. Б. Роль физического воспитания в здоровье подростка / С.Б. Тихвинский. - М.: Знание, 2023. - 747 c.
20. Челнокова, Е.А. Влияние двигательной активности, занятий физической культурой или спортом на умственную деятельность студента и его успеваемость / Е.А. Челнокова, К.В. Слюзнева, Н.Ф. Агаев // Проблемы современного педагогического образования, 2022. С. 168-174.
21. Кудашкина, С.В. Влияние физических упражнений на повышение умственной деятельности человека / С.В. Кудашкина. — Текст: электронный // NovaInfo, 2022. — № 134 — С. 119-120 — URL: https://novainfo.ru/article/19427 (дата обращения: 16.05.2024).