Роль природоведческой книги в экологическом образовании детей дошкольного возраста.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Экология
  • 23 23 страницы
  • 12 + 12 источников
  • Добавлена 19.06.2024
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 5
1.1. Основы экологического образования детей дошкольного возраста 5
1.2. Формы и методы экологического воспитания детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО 10
ГЛАВА 2. ПРИРОДОВЕДЧЕСКАЯ КНИГА В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ 15
2.1. Роль книги в экологическом воспитании дошкольников 15
2.2. Значение природоведческой литературы в экологическом воспитании дошкольников 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 23

Фрагмент для ознакомления

Оно задает детям новые вопросы и заставляет их более внимательно интересоваться окружающей природой [8, с.56].Оно выводит детей за пределы наблюдаемого и тем самым расширяет их понимание, знакомя их с явлениями, которые невозможно воспринять непосредственно. С помощью книги можно узнать о явлениях природы, жизни растений и животных в других климатических зонах, а также уточнить и конкретизировать существующие представления о предметах и ​​явлениях. Книга природоведения раскрывает детям явления неживой природы, помогает установить связи и отношения, существующие в природе. Таким образом, детская книга о природе имеет большое воспитательное значение.Основоположниками детских книг по природоведению являются В. Бьянки и М. Пришвин.Книги Бьянки содержат научный взгляд на природу. Каждая повесть и сказка, созданная В. Бьянки, основана на точных фактах и ​​научных сведениях об окружающей природе. Произведения Бьянки помогают в игровой форме раскрыть детям сложные явления природы, показать закономерности, существующие в мире природы, многообразие форм приспособления организма к окружающей среде и взаимодействия среды и со стороны тела. Они помогают выявить зависимость строения того или иного органа животного от среды его обитания и условий жизни. Произведения Бьянки призваны показать ребенку, что мир природы постоянно измеряется и развивается [9, с.77].В процессе наблюдения используются пословицы, поговорки, загадки, стихи. Их образный язык позволяет выделить особенности явления, отдельные качества предмета и усилить эстетическое восприятие природы.Использование литературы в процессе наблюдения помогает детям правильно воспринимать и понимать окружающий мир природы и соотносить его со своим опытом. Но необходимо умело сочетать художественную речь с непосредственным наблюдением за детьми. Чтение рассказа или сказки может предшествовать наблюдению и помочь вызвать к нему интерес. Книгу естествознания также можно читать после наблюдения. Это дает возможность обобщить увиденное, завершить, углубить наблюдение и привлечь внимание детей к более глубокому восприятию явлений природы.2.2.Значение природоведческой литературы в экологическом воспитании дошкольниковЧтение художественных произведений о природе помогает педагогу обогатить знания дошкольников, уточнить имеющиеся знания о природе и обобщить их. Многие книги о природе для детей написаны биологами. Их содержание научно достоверно и позволяет понять природу во всем ее многообразии. В. Бианки - биолог во всех своих детских книгах «Лесная газета», «Как муравей спешил домой», «Чей нос лучше», «Решка» и др. показывает сложные явления природы с высокой биологической точностью и в то же время в занимательной и высокохудожественной форме.Н. М. Павлова, учёный и селекционер растений, в течение 20 лет вела фенологические наблюдения, в результате которых появилась одна из детских книг – «Жёлтый, белый и фиолетовый».Н. Сладков, топограф по профессии, создал для детей множество увлекательных книг о природе [10, с.65].Каждый из писателей пишет только о своей области наблюдений, но в своих произведениях о природе они закладывают идею ответственности человека за ее сохранение, призванного беречь, охранять и изучать природу.Художественная литература о природе оказывает глубокое влияние на чувства детей. Как правило, произведения содержат оценку происходящего. Знакомясь с содержанием произведений, дети переживают ход событий, мысленно действуют в воображаемой ситуации, испытывают волнение, радость и страх.Произведения о природе также учат эстетическому восприятию окружающего мира. Этому способствует образный язык произведений художников и иллюстрации.Во многих произведениях о природе авторы описывают закономерности поведения человека в природе.Требования можно разделить на две группы:1.Требования к отбору произведений естественноисторического содержания.2. Условия, необходимые для того, чтобы учитель мог читать произведения естественноисторического содержания.Опишем каждую группу требований подробно.1. Требования к отбору произведений естественноисторического содержания.К выбору книг для чтения детям следует отнестись очень серьезно. Выбирая художественное произведение о природе, педагог должен помнить:Информация, предоставленная автором, должна быть достоверной и реалистичной.Связи и закономерности природы необходимо раскрывать в доступной детям форме.Работы должны быть развлекательными (интересный сюжет, понятный сюжет).Работа должна быть небольшого объемаСодержание произведений должно отличаться логической последовательностью изложенных событий и спецификой образов.Произведение должно быть насыщено эмоциями, поэтическими образами и выразительными средствами.Произведения о природе должны быть высокохудожественными.Героями произведений о природе должны быть дети, взрослые, животные, растения, хорошо знакомые детям [11, с.29].Требования к учителю для чтения природоведческих произведений:При чтении произведений о природе педагог должен обратить внимание детей не только на содержание, но и постараться раскрыть настроение и помочь детям почувствовать это настроение. Действия и речи персонажей должны быть переданы в строгом соответствии с их характером и поведением. Так, воспроизведение образа Мити (из произведения К. Д. Ушинского «Четыре желания») – веселого и восторженного мальчика – будет соответствовать жизнерадостным и жизнерадостным интонациям. Передача образа отца – опытного, спокойного и рассудительного мужчины – потребует от педагога более низкого голоса, более медленного темпа и рассудительной интонации.Чтобы дать возможность ребенку почувствовать красоту поэтического слова о природе, педагог должен сам чувствовать ее и уметь передать в своем исполнении.Нельзя читать произведения о природе монотонно и невыразительно. Пейзажная лирика, например, стихотворение С. Есенина «Берёза», читается тихо, напевно, медленно. Для этого не требуется большого количества логических акцентов, главными средствами выражения здесь должны быть темп и пауза. Исполнение многих прозаических произведений, напротив, требует быстрого темпа, разнообразной интонации и логических акцентов. Так читаются произведения М. Пришвина, Н. Сладкова, Г. Скребицкого.При чтении произведений обращайте внимание на описание сцены (в лесу, в поле и т. д.) [12, с.47].Нужно внимательно относиться к языку произведения в целом: выделять подходящие слова, эпитеты, сравнения. Например, в произведении В. Бьянки «Хвоста»: «Ах, а у лисы есть хвост! Пышная, да рыжая, красивая, красивая!В произведениях о природе предложения короткие, простые по построению, одновременно конкретные и выразительные; слова подобраны так, чтобы вызвать у детей ясные представления. Это заставляет учителя обдумывать каждое предложение, взвешивать каждое слово, понимать его значение, ясно представлять, что оно означает, и стараться эмоционально передать это при чтении. Например, в произведении М. Пришвина «Лисий хлеб»: «…я приносил разные чудесные травы, по листику, по корню, по цветку: кукушку, слезы, валериану, петровский крест, капуста-заяц...». Необходимо ясно представить себе каждое описываемое растение, рассмотреть их изображения и подумать, с какой целью автор их упоминает. ЗаключениеПриродоведческой литературе всегда уделялось большое внимание в развитии и обучении детей дошкольного возраста. Истоками естественноисторической литературы был фольклор. Виды научных, научно-художественных и художественных произведений, посвященных естествознанию; тема естествознания происходит из фольклора, народных сказок.В дошкольном возрасте дети познают мир природы. Поддерживая естественный интерес дошкольников ко всему живому, педагог подводит детей от познания природы к ее пониманию, формирует желание заботиться о растениях и животных, воспитывает основы экологической культуры, любознательности и умения восхищаться красотой окружающего мира. Основы экологического образования связаны с познавательным интересом к природным объектам и явлениям, системными представлениями о мире природы, умением использовать знания о потребностях живого организма для разумной деятельности детей и осознанного поведения в природной среде. Познавательные задачи решаются детьми во время игр, рассмотрения материалов и экспериментов; наблюдение явлений живой и неживой природы; при обсуждении наблюдаемых явлений, а также в производственной деятельности, труде и других видах детской деятельности.Список литературы:1.Ашиков В., Ашикова С. Семицветик: Программа и руководство по культурно-экологическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста. - М, 2022. – 131с.2.Ашиков В., Ашикова С. Природа, Творчество и Красота // Дошкольное воспитание. - 2021, N 7. С. 2-5; N 11. – с.51-54.3.Балаценко Л. Работа с родителями по экологическому воспитанию детей // Ребенок в детском саду. - 2020. - N 5. - с. 80-82. 4.Бобылева Л., Дупленко О. О программе экологического воспитания старших дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2019. - N 7. - с. 36-42. 5.Бобылева Л. Бывают ли «полезные» и «вредные» животные? // Дошкольное воспитание. - 2019. - N 7. - с. 38-46. 6.Большакова М., Морева Н. Народные названия растений как одно из средств формирования интереса к природе // Дошкольное воспитание. - 2022. - N 7. - с. 12-20. 7.Букин А. В дружбе с людьми и природой. - М.: Просвещение, 2011. - с. 111-113. 8. Васильева А. Учите детей наблюдать природу. - М, 2023. - с. 56. 9.Вербицкий А. Игровое моделирование: Методология и практика / Под ред. И.С. Ладенко. - Новосибирск, 2016. - 145 с. 10.Выготский Л. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка //Вопросы психологии. - 2019. - № 6. С. 62-77.11.Выготский Л. Воображение и творчество в детском возрасте. - М, 2021. - 156 с. 12.Зебзеева В. О формах и методах экологического образования дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2020.- N 7. - с. 45-49.

1.Ашиков В., Ашикова С. Семицветик: Программа и руководство по культурно-экологическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста. - М, 2022. – 131с.
2.Ашиков В., Ашикова С. Природа, Творчество и Красота // Дошкольное воспитание. - 2021, N 7. С. 2-5; N 11. – с.51-54.
3.Балаценко Л. Работа с родителями по экологическому воспитанию детей // Ребенок в детском саду. - 2020. - N 5. - с. 80-82.
4.Бобылева Л., Дупленко О. О программе экологического воспитания старших дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2019. - N 7. - с. 36-42.
5.Бобылева Л. Бывают ли «полезные» и «вредные» животные? // Дошкольное воспитание. - 2019. - N 7. - с. 38-46.
6.Большакова М., Морева Н. Народные названия растений как одно из средств формирования интереса к природе // Дошкольное воспитание. - 2022. - N 7. - с. 12-20.
7.Букин А. В дружбе с людьми и природой. - М.: Просвещение, 2011. - с. 111-113.
8. Васильева А. Учите детей наблюдать природу. - М, 2023. - с. 56.
9.Вербицкий А. Игровое моделирование: Методология и практика / Под ред. И.С. Ладенко. - Новосибирск, 2016. - 145 с.
10.Выготский Л. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка // Вопросы психологии. - 2019. - № 6. С. 62-77.
11.Выготский Л. Воображение и творчество в детском возрасте. - М, 2021. - 156 с.
12.Зебзеева В. О формах и методах экологического образования дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2020. - N 7. - с. 45-49.