Организация культурно-досуговых программ для молодежи в сельских учреждениях культуры

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Социология общая
  • 104 104 страницы
  • 96 + 96 источников
  • Добавлена 19.06.2024
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 1
Глава 1. Теоретические основы подготовки и проведения культурно-досуговых программ для молодежи в сельской местности 5
1.1. Характеристика понятия «культурно-досуговые программы» 5
1.2. Специфика подготовки и проведения молодежных культурно-досуговых программ в сельской местности 20
Глава 2. Технологические основы подготовки и проведения молодежных культурно-досуговых программ в сельской местности 43
2.1. Сценарно-режиссерские основы постановки молодежных культурно-досуговых программ в сельской местности 43
2.3. Технология реализации молодежных культурно-досуговых программ на базе МБУ ДК «Красноярский» 74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 88
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 91
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 100
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 104

Фрагмент для ознакомления

Важно осознавать, что без тщательного исследования и понимания законов творческой деятельности, досуговые программы, созданные на основе чисто теоретических сценариев, часто не приносят желаемых эффектов. Такой подход может привести к потере доверия со стороны аудитории и снижению репутации культурного учреждения.Создание сценария для культурно-досуговой программы основывается на методе монтажа, который представляет собой ключевую технику в данной области. Монтаж позволяет интегрировать различные элементы, такие как выступления, отрывки из книг и фильмов, музыкальные фрагменты и документальные цитаты, в единое целое. Этот процесс считается художественным, поскольку требует отбора материалов и их гармоничного сочетания в соответствии с определенной концепцией, которая является неотъемлемой частью любой программы.Использование техники арт-монтажа требует целенаправленных действий, основанных на наличии первоначального замысла, который выступает в качестве стимула или движущей силы. В качестве материала для такого монтажа могут быть использованы различные источники, такие как газетные статьи, философские труды, медицинские издания, проза и поэзия, объединенные общей темой. Эти элементы помогают формировать единую идеальную структуру, которая может быть заранее продумана и спланирована, создавая эффект калейдоскопа в реализации артистической идеи.Использование контраста в художественном монтаже, который объединяет противоположные элементы для подчеркивания драматургического конфликта, является одним из ключевых методов. Этот метод не только усиливает восприятие конфликта, но и активизирует ассоциативное восприятие зрителя, которое зависит от его предыдущего опыта и следует за замыслом создателя сценария. Чередование действий с различной эмоциональной окраской создает у зрителя уникальный ассоциативный ряд, что является целью данного художественного подхода.Сценарий культурно-досуговой программы отличается от драматического произведения тем, что в нем уменьшена роль конфликта и драматических столкновений. Ведь основная цель такого рода программ - не демонстрация противоборства характеров, а отображение документальности и праздничности события. Вместо того чтобы привлекать на сцену противоположные силы, как это делается в театральных пьесах через художественные образы, в праздничной программе конфликт мягко вводится через сочетание различных элементов и эпизодов, которые взаимодействуют, отражая как исторические, так и современные аспекты.Одной из техник монтажа, которая находит активное применение, является создание параллельности действий. Это достигается за счет чередования эпизодов, которые имеют разное идеологическое наполнение. В результате в основной сюжет вплетается альтернативный, создавая тем самым параллельное развитие событий. После введения такого элемента, основная идея продолжает свое развитие.Примером этого может служить театрализованный вечер, посвященный Празднику Победы и названный "Этих дней не смолкнет слава". В программе принимали участие два ведущих, каждый из которых открывал разные стороны времен Великой Отечественной войны. Первый ведущий описывал героические сражения на фронтах, в то время как второй раскрывал жизнь тех, кто оставался на родине и поддерживал фронт с тыла.Использование параллельного монтажа эффективно демонстрирует, как величественные усилия нации, объединенной общими переживаниями и эмоциями, способствовали достижению победы. Интересным является также применение техники параллельного и одновременного действия, которое происходит в различных частях сцены, привлекая внимание к множественным событиям на площадке. Этот подход особенно актуален, когда в процессе спектакля активно вовлекается аудитория, участвующая в диалоге с исполнителями. В сценариях массовых культурных и развлекательных мероприятий часто предусмотрены методы для стимулирования активности зрителей и участников культурных учреждений.Чтобы зрители не только наблюдали, но и были активными участниками мероприятия, организаторы культурно-развлекательных программ применяют разнообразные методы. Они могут задавать вопросы публике, организовывать совместное пение или раздавать листовки. Актеры могут взаимодействовать с аудиторией, выходя прямо в зал. Также используется метод "подсадки", когда в зале присутствуют активисты, которые инициируют обсуждения с ведущими, стимулируя зрителей выразить свои мнения по обсуждаемым темам.В эпоху значительных общественных изменений, приобретают популярность семинары под общим названием "Мое и наше". Они затрагивают актуальные темы, волнующие общество, такие как взаимоотношения в трудовой сфере, использование ресурсов и многое другое. Среди мероприятий выделяются такие вечера, как "Слово об общественном и личном", "Человек и вещи", "Быть или казаться". На финальном мероприятии "Давайте посчитаем" предлагается анализ сравнительного положения семей бизнесменов и обычных граждан, а также обсуждается эффективность управления семейным бюджетом.Различные методы могут способствовать оживлению аудитории в рамках культурно-развлекательных мероприятий. Например, использование элемента "переклички" доказало свою эффективность на мероприятиях, таких как "Уральские вечерницы" в Челябинске, где большой зал Дворца культуры был трансформирован в украшенный празднично сельский дом. Кроме того, вовлечение аудитории в активное обсуждение конституционных прав и обязанностей через дискуссии и полемики может усилить взаимодействие. А художественные самодеятельные коллективы, взявшие на себя роли "подсадки", способны дополнительно активизировать зрителей.В ярких русских нарядах хозяйка и ее дочь радушно встречали прибывших гостей. На помощь им пришли молодые помощники – девушки и юноши, которые не только пели, но и помогали гостям усаживаться, принесли самовар и вареники, все это сопровождалось шутками и смехом. В ходе веселой беседы один из юношей в шутку похвалил дочь хозяйки и предложил выдать ее замуж за отличного работника, что вызвало живую дискуссию о том, в каком коллективе молодые люди наиболее талантливы и трудолюбивы. Обсуждение перешло к сравнению производственных успехов и особенностям работников различных сфер, проводилось это всё в легкой и непринужденной манере, без формальностей.Во время торжества, на пике веселья, из декоративной печи с шумом выбегает Черт, начинает искать среди присутствующих своих знакомых - пьяниц и хулиганов, перечисляя их по именам и упоминая о встречах в не самых лучших местах. Несмотря на его появление, вечер продолжается: Черта быстро отправляют восвояси, а гости вновь отдаются радостям праздника, танцуя и поющ веселые песни. В этот день традиционно чествуют лучших сотрудников, вручая им подарки и премии. Также устраиваются различные конкурсы, где участники могут продемонстрировать свои таланты в пении и танцах, что способствует максимальному вовлечению всех присутствующих в процесс празднования и обеспечивает хороший отдых.В культурно-развлекательных программах часто используют технику реминисценции, взятую из кинематографа, где один эпизод временно заменяется другим, отображающим прошлые события. Это создает связь между прошлым и настоящим, обогащая праздничные представления. Повторное использование этого приема в сценарии может быть эффективным, однако его избыток может ухудшить восприятие аудиторией.Каждый эпизод в сценарии культурно-досуговой программы играет важную роль не только как отдельная сцена, но и как средство для донесения общей темы и идеи мероприятия. Это не просто элемент, он несет в себе значительный вклад в развитие основной идеи.Чтобы сделать каждый эпизод захватывающим для зрителей, крайне важно искать уникальные аспекты и неизведанные детали известных исторических событий. Это требует творческого подхода и готовности к экспериментам, ведь без этого создатели культурно-развлекательных программ рискуют повторяться и использовать избитые методы представления материала. Открывать новые горизонты и подавать информацию под неожиданным углом - вот что делает процесс создания сценария сложным, но исключительно важным.Чтобы создать увлекательное и сфокусированное нарративное объединение различных эпизодов, полезно разработать драматургический прием, который служит связующим звеном между всеми частями. Например, в программе "Мы Вас помним", проводимой у "костра", драматургическая концепция основывается на реминисценциях. Участвуют ветераны и молодежь, которые делятся своими воспоминаниями, а также исполняются песни и произведения, характерные для их молодости, что создает единую эмоциональную атмосферу. Этот подход не только связывает события, но и обогащает их за счет включения элементов из прошлого, таких как художественные произведения и кинофрагменты.В рамках тематического вечера "Былые походы", центральным элементом, объединяющим различные части мероприятия в целостный нарратив о прошлом нашего государства, выступает "Песня былых походов" 3, написанная А. Жаровым. Этот музыкальный номер не только добавляет гармонии, но и организует содержание всех эпизодов, предотвращая их разрозненность, несмотря на наличие обширных исторических данных и качественных концертных выступлений. Таким образом, без этой песни, даже самые информативные и визуально насыщенные сцены потеряли бы свою драматургическую связность.Ритуальные элементы, такие как вручение наград, часто становятся ключевыми моментами вечерних торжеств и культурно-развлекательных мероприятий, достигая своего апогея. Однако, когда создатели программ стремятся к сильному эмоциональному воздействию, они могут включать в программу элементы, как например, возложение цветов у декоративного обелиска или зажжение символического Вечного огня. Такие действия, хотя и уместны в условной атмосфере театральной драмы, в контексте культурно-развлекательных мероприятий, ориентированных на документальную достоверность и реальность, могут казаться неуместными и даже оскорбительными.Когда организуются культурные мероприятия, часто обряды поощрения выдающихся личностей теряют свою уникальность и превращаются в рутину. Награждение происходит стандартно: раздаются грамоты, призы и обязательно представляется музыкальный номер. Это расширяет продолжительность события и отвлекает аудиторию. Кроме того, создание сценариев для таких мероприятий сопряжено с рядом проблем. Основная заключается в том, что после пика события добавляются сцены, которые должны бы помочь зрителям лучше понять произошедшее. Однако это противоречит основной задаче сценария - поддерживать динамичное развитие событий, и вместо этого замедляет восприятие и отвлекает зрителей.Для избежания монотонности в культурно-развлекательных программах, основанных на хронологической последовательности исторических событий, рекомендуется применять метод ретроспекции, который позволяет освещать историю через контекст современности. Часто на театрализованных мероприятиях артисты выходят на сцену с не подготовленными заранее речами, прочитанными прямо с листа, что нарушает связь между сценарными эпизодами. Чтобы предотвратить такие ситуации, важно предварительно согласовать содержание выступлений, включив основные тезисы в сценарий и обеспечив логические переходы между различными частями программы.При разработке сценария для культурно-развлекательных мероприятий важно учитывать специфику и ресурсы определенного культурного учреждения, включая его финансовые и технические возможности. Сценарий должен быть адаптирован под реальные условия, а не создан для идеализированной ситуации. В культурных учреждениях часто один человек одновременно выполняет функции сценариста и режиссера, что делает процесс создания программы особенно сложным. Разработка культурно-досуговой программы требует такого же тщательного подхода, как и написание художественного произведения, поскольку автор должен не только сформировать литературный замысел, но и предусмотреть его практическое воплощение на сцене.2.3. Технология реализации молодежных культурно-досуговых программ на базе МБУ ДК «Красноярский»Преддипломная практика проходила на базе ДК «Красноярский».Описание места практикиДанное учреждение является некоммерческой организацией, созданной для раскрытия творческого потенциала личности, удовлетворения духовных, эстетических, досуговых и информационно-образовательных потребностей жителей Энгельсского муниципального района и не преследует извлечение прибыли в качествеосновной цели своей деятельности, а полученную прибыль направляет на уставные цели.Основными принципами деятельности учреждения являются:- обеспечение конституционного права граждан Российской Федерации на свободу творчества, равный доступ к участию в культурной жизни и пользованию услугами, предоставляемыми Учреждением;- создание условий для организации досуга, свободного развития личности и обеспечения жителей Энгельсского муниципального района услугами культуры.Учреждение осуществляет деятельность, определенную Уставом, в целях удовлетворения общественных потребностей в сохранении и развитии традиционной народной культуры, поддержки художественного любительского творчества, другой самодеятельной творческой инициативы и социальной активности населения, организации досуга и отдыха жителей Энгельсского муниципального района. Для выполнения уставных целей, Учреждение решает следующие задачи:- создание благоприятной культурной среды для воспитания и развития личности, формирование у жителей Энгельсского муниципального района позитивных ценностных установок;- обеспечение культурного обслуживания населения Энгельсского муниципального района с учетом культурных интересов и потребностей у различных социально-возрастных категорий;- создание условий для культурно-творческой деятельности, эстетического и художественного воспитания населения Энгельсского муниципального района;- совершенствование форм досуговой деятельности, вовлечение в культурную, просветительскую, воспитательную и досуговую деятельность максимально возможного числа жителей Энгельсского муниципального района.Для достижения установленных уставом целей и задач Учреждение осуществляет следующий основной вид деятельности: – деятельность библиотек, архивов, учреждений клубного типа:- создание и организация работы коллективов, студий и кружков любительского художественного творчества, любительских объединений, клубов по интересам разных направлений, клубных формирований;- организация досуга различных групп населения;- организация и проведение массовых праздников и народных гуляний;- организация и проведение обрядов и ритуалов в соответствии с региональными и местными обычаями и традициями;- создание благоприятных условий для неформального общения посетителей;- ремонт и пошив театральных костюмов для всех коллективов художественной самодеятельности;- ремонт и пошив одежды сцены;- художественно-оформительская деятельностьУчреждение осуществляет предоставление в рамках возможностей разнообразные платные услуги социально-культурного характера населению Энгельсского муниципального района с учетом его запросов и потребностей:- дискотека (детская, взрослая);- театрализованные представления, спектакли (для детей, взрослых);- кружковая деятельность;- досуговая деятельность спортивной направленности;- концертные программы;- концертные мероприятия, проводимые с участием коллектива со званием «Народный»;- развлекательные, развлекательно-познавательные программы;- вечер отдыха;- мероприятия, посвященные памятным датам («огоньки»);- прокат костюмов (от элемента до комплекта);- предоставление самодеятельных творческих коллективов и отдельных исполнителей для проведения торжеств;- организация и проведение ярмарок, лотарей, аукционов, выставок продаж;- предоставление напрокат аудио-, видеоносителей музыкальных произведений из фонда Учреждения;- предоставление напрокат звукотехнического и светового оборудования, сценических постановочных средств, костюмов, обуви, театрального реквизита, бутафории;- реализация входных билетов на мероприятия;Реализации молодежных культурно-досуговых программ на базе МБУ ДК «Красноярский»На начало 2024 года в сельском поселении Красный Яр проживает 3232 человека, включая 32% молодежи. За последние два года было организовано множество мероприятий, направленных на активизацию молодёжи. В 2022 году состоялось 382 события, среди которых 113 были нацелены на молодёжь, что составляет 29,6%. В 2023 году количество мероприятий увеличилось до 391, из которых 34,8% (136) предназначались для молодёжи. К маю 2024 года уже проведено 198 событий, 35% из которых (69) были ориентированы на молодёжную аудиторию. Различные форматы, такие как тематические вечера, круглые столы, дискуссионные и праздничные программы, тематические дискотеки, конкурсы и квесты, способствовали активному вовлечению молодежи в социальную жизнь поселения.В Доме культуры активно работают различные клубы и группы, направленные на вовлечение молодежи в возрасте от 14 до 26 лет, чтобы стимулировать их интерес к народному искусству и обеспечить качественное проведение свободного времени. В последние два года, 2023-2024, отмечается увеличение количества молодых людей, посещающих эти творческие коллективы. Работа учреждения ориентирована на несколько ключевых направлений, таких как семейные ценности, воспитание детей и молодежи, развитие милосердия и гражданско-патриотических чувств, а также на проекты, связанные с культурным возрождением и привязанностью к родному селу. Эти инициативы способствуют сохранению культурного наследия и сплочению общества.Инициатива учреждения культуры, направленная на взаимодействие с молодежью, носит название «Дети. Подросток. Молодёжь». Основные цели этой программы включают в себя: интеграцию молодых людей в культурную и общественную жизнь населенного пункта, поддержку значимых социальных проектов для молодежи, превентивные меры против преступности и наркомании среди молодежи, а также развитие их творческих способностей.Программа предусматривает организацию разнообразных мероприятий, таких как тематические вечера в честь различных праздников - Дня матери, Дня защитника Отечества и Дня семьи, любви и верности. Также проводятся конкурсы красоты и силы, например, «Мисс и Мистер села», «Богатырская сила», «Хозяюшка года». Кроме того, организуются круглые столы и дискуссии на актуальные темы, такие как «Черное и белое» и «Скажи нет наркотикам», народные праздники в честь Масленицы и Ивана Купала, а также экологические акции, направленные на улучшение состояния окружающей среды, такие как «Земля наш общий дом», «Чистая планета - чистое село» и посадка деревьев.В Доме культуры активно развивается военно-патриотическое воспитание молодежи, нацеленное на укрепление гражданских и нравственных устоев, а также на повышение социальной активности среди подростков. В тесном сотрудничестве с местной школой и библиотекой устраиваются ежемесячные события, посвященные значимым историческим датам и праздникам, таким как Дни воинской Славы и День Победы, где молодежь активно участвует. Программа включает в себя уроки мужества, посвященные историческим местам и героическим событиям, такие как «Места боевой славы», «Дети войны», «Города-Герои». Также проводятся литературно-музыкальные мероприятия и акции в поддержку ветеранов и солдат, включая «И помнит мир спасенный», «Этих дней не молкнет слава», «Согреем сердца ветеранам», «Георгиевская ленточка», «Посылка солдату», «Бессмертный полк».В центре культурных инициатив активно продвигаются мероприятия, направленные на стимулирование творческой активности молодежи и подростков. В рамках молодежного клуба "Окна" в Доме культуры активно обсуждаются и воплощаются в жизнь проекты, затрагивающие важные аспекты бытия молодых людей в возрасте от 17 до 26 лет, включая студентов и работающих молодых людей. Одним из значимых проектов 2023 года стал социальный проект "Подари сказку", который был направлен на помощь подросткам без родительской опеки и находящимся в сложных жизненных условиях. Этот проект был разработан и реализован участниками клуба, что подчеркивает их вклад в улучшение условий жизни молодежи в сельской местности.В 2023 году был проведен опрос среди жителей села в возрастной категории 14-33 года, чтобы изучить, чем молодёжь предпочитает заниматься в своё свободное время. Исследование показало, что 54 человека участвовали в этом опросе. Среди школьников в возрасте 14-17 лет наиболее популярными видами досуга оказались спорт (18,5%) и творчество (27%). Студенты же в возрасте 18-22 года одинаково часто отдавали предпочтение творческим занятиям и пассивному отдыху, такому как походы в кафе и на дискотеки (по 11,1%).В 2024 году на основе полученных данных и интересов молодёжи был запущен проект «Шаг вперед», целью которого стало привлечение молодых людей к службе в Российской армии.Среди молодых работающих людей от 23 до 33 лет наиболее популярными формами проведения свободного времени являются спортивные занятия, занимающие 22,2%. Следом за ними, 16,6% предпочитают участвовать в эстетических мероприятиях, проводимых в Доме культуры. Активные типы досуга, такие как охота и рыбалка, выбирают 14,8% опрошенных.Технология разработки и постановки культурно-досуговой программы «Время добра»При создании культурно-развлекательной программы для сельской местности, необходимо учесть уровень квалификации организатора. Этот процесс включает применение знаний из области драматургии и режиссуры, а также навыков в использовании разнообразных художественных методов. Ключевым аспектом при разработке такой программы является понимание целевой аудитории, так как от её предпочтений и особенностей зависят выбор методов воздействия и подходов к организации мероприятий. В зависимости от характеристик аудитории, особенности реализации программы могут существенно изменяться.При разработке программы культурного досуга, следует строго придерживаться установленной последовательности действий, чтобы результатом стала эффективно и грамотно организованная программа. Важно обеспечить возможности для личного и группового самораскрытия, способствовать укреплению межличностных связей и стимулировать творческую активность. Также критически важно учитывать потребности разных групп молодежи, чтобы программа была максимально удачно восприята целевой аудиторией. Такой подход позволяет создать действительно ценную и привлекательную культурно-досуговую программу.Программа культурных мероприятий отличается необычным подходом: она представляет собой не только произведение искусства, но и детализированный план, вобравший в себя множество уникальных компонентов, каждый с собственной структурой и значением. Ключевым аспектом в разработке такого сценария является его композиционное оформление, которое включает в себя организацию и распределение элементов программы, а также определение их взаимосвязей и последовательности в рамках общего действия.В рамках прохождения преддипломной практики мной была изучена культурно-досуговая программа «Время добра»на базе МБУ ДК «Красноярский».Первый этап подготовки культурно-досуговой программы «Время добра» можно условно назвать этапом обоснования выбора программы. Указанный этап подразделяется на следующие организационно-проектировочные разделы:Раздел I. Определение количества и распределение обязанностей разработчиков культурно-досуговой программы.Раздел II. Название программы. Выбор темы будущего проекта. Тематическая обоснованность исходит из названия программы и подразумевает, о чем в ней пойдет речь.Раздел III. Постановка целей и задач. Задачи являются поэтапными ступенями достижения поставленной цели, а сама цель выступает как конечный спланированный результат.Раздел IV. Аудитория программы. Обычно проектирование досуговых программ опирается на возрастные, психологические, социально-демографические признаки аудитории.Раздел V. Определение формы культурно-досуговой программы, времени и места ее проведения. Форма программы обычно строится на основе психолого-возрастной характеристики аудитории и соответствует ее особенностям. Определение точного времени и места проведения поможет с наибольшей эффективностью одновременно использовать разные культурно-досуговые площадки учреждения дополнительного образования детей.Создание сценария является вторым шагом в разработке досуговой программы. Стоит отметить, что не каждая программа требует наличия детализированного сценария. К примеру, в случае с программами для детей, которые включают игры и конкурсы без театрализованных элементов или единой художественной линии, достаточно составить простой план с описанием последовательности мероприятий и возможных музыкальных или художественных вставок. Таким образом, сценарий для культурно-досуговой программы представляет собой комплексный текстовый документ, который охватывает как литературную, так и организационную составляющие программы.Сценарии обычно требуют, чтобы материал выкладывался в порядке, начиная с первого эпизода или выпуска, переходя к последующим без резких скачков, что обеспечивает плавность нарратива. Они являются синтетическими произведениями, так как в их состав могут входить элементы из различных областей, таких как литература, научно-публицистическая деятельность, музыка, изобразительное искусство, танцы, кинематограф, реальные события, а также конкурсные и игровые компоненты. Это позволяет создавать разнообразные развлекательные программы, включая ток-шоу, музыкально-литературные проекты, игровые и конкурсные шоу, праздничные мероприятия и театрализованные постановки.Выбор программы обычно ограничен классическими моделями их структуры. В сценарии культурно-досуговой программы первый этап — это экспозиция. Эта часть предоставляет начальные данные о событиях, участниках и их обстоятельствах жизни, а также ознакомляет с правилами представления. Экспозиция может также принимать форму пролога, где автор напрямую обращается к аудитории, предварительно описывая суть предстоящего действия. Этот этап продолжается до наступления кульминационного момента сюжета.Действие начинается с завязки, когда появляется проблема, из которой развивается конфликт, задавая тем самым направление всему сюжету. Следующий ключевой момент - кульминация, представляющая собой пик напряжения в сценарии и играющая важную роль в показе характеров персонажей, а также в разрешении конфликта, который часто совпадает с развязкой. Развязка означает завершение развития сюжета и окончательное разрешение конфликта. Все заканчивается финалом, который приносит эмоциональное и смысловое завершение всей истории.Эпилог служит своеобразным заключением в сценарии, где подводятся итоги сюжета, подобно тому как пролог задает начальные рамки и представляет героев и основу сюжета. В классическом сценарии, эта структура помогает зрителю следовать за развитием и разрешением конфликта. В то время как культурно-досуговая программа представляет собой развлекательно-образовательную деятельность, включающую разнообразные формы культурных мероприятий, которые специально подбираются и объединяются для активного отдыха.Программы культурного досуга предназначены для коллективного времяпрепровождения различных возрастных групп, что часто отражается в их наименованиях, таких как молодежное шоу или семейные конкурсы. Они отличаются спонтанностью и разнообразием видов взаимодействия, включая образовательные, развлекательные и творческие активности, и дают участникам свободу выбора занятий. Организация таких мероприятий требует от организаторов не только креативности и оригинальности, но и умения адаптировать содержание программы к возрастным особенностям аудитории.Вариативность программ для досуга весьма обширна, включая все отток-шоу до театрализованных представлений и литературно-музыкальных событий. В программе "Время добра" структура сценария начинается с экспозиции. Этот вступительный раздел предоставляет зрителям важные сведения о героях и предстоящих событиях, а также правилах, которые будут соблюдаться в процессе сценической игры. Экспозиция, часто представленная в форме пролога, включает в себя обращение автора к аудитории с описанием того, что предстоит увидеть, и продолжается до начала основного действия.Все начинается с завязки, которая является тем моментом, когда возникает проблема, способствующая развитию конфликта и движению сюжета вперед. Кульминация следует за этим, достигая пика напряженности и играя ключевую роль в разрешении конфликта и показе глубины персонажей. Часто она становится и развязкой сюжета. Завершает действие развязка, которая представляет собой заключительный этап, где полностью разрешается конфликт и завершается развитие событий, подведя итог всему зрелищу.Эпилог служит уникальной формой заключения, где происходит подведение итогов всей предшествующей сюжетной линии и оценка действий, произведенных в произведении. Его функция состоит в том, чтобы обеспечить эмоционально-смысловое завершение истории, что является ключевым элементом концовки.Разработка сценария для развлекательной программы, независимо от её жанра и темы, в том числе для концертной программы "Время добра", должна проходить по четко установленной процедуре.Вот основные шаги в этом процессе:1. Разработка плана сценария.2. Сбор необходимых материалов для сценария.3. Подача предварительного запроса на создание сценария.4. Написание первого черновика.5. Финализация сценария и подготовка его итоговой версии.Отдельно стоит отметить, что некоторые специалисты в области сценарного искусства выделяют дополнительный шаг, представляющий собой размышления над концепцией сценария. Этот шаг рассматривается как важная составляющая в создании масштабных театрализованных представлений.Мы считаем ключевым моментом процесса создания и разработки детального сценарного плана. Для его эффективной подготовки используется уникальный метод, включающий серию из примерно пятнадцати последовательных вопросов, на которые сценарист должен самостоятельно найти ответы. Составляющие сценарного материала обычно включают в себя разнообразные элементы, такие как произведения в прозе и стихах различных жанров и тем, авторства как одного, так и нескольких писателей, представленные как в полном объеме, так и в отрывках.• Вариация музыкальных композиций, включая полные треки и отрывки, от одного или нескольких создателей, представляющих разные стили и жанры;• Отрывки или полные версии документальных текстов, охватывающих различные темы;• Реплики арт-объектов и фотографий, представляющих различные жанры и темы, созданные одним или несколькими художниками;• Кинофрагменты, в основном из художественных, документальных и научных фильмов с психологическим уклоном и других.Оформление культурно-досуговой программы «Время добра»В процессе создания культурно-досуговых программ, таких как "Время добра", важно для педагога учитывать их уникальные задачи, цели, формы, содержание и методы реализации. Эти программы могут значительно различаться по структуре и оформлению, хотя некоторые из них содержат элементы, схожие с образовательными программами. В разработке таких программ следует придерживаться принципов, включая эмоциональный подход, информационную насыщенность, активное участие, охват большой аудитории, диалогичность, самостоятельность, индивидуализированный подход, комплексность, гибкость и разнообразие воспитательного воздействия, а также последовательное и систематическое вовлечение молодежи в культурные ценности.Для разработки программы досуга и культуры под названием «Время добра» важно использовать разнообразные методики, которые могут включать в себя игровые подходы, различные упражнения, обсуждения, анализ и создание ситуаций, а также творческие задания, направленные на развитие внимания, ловкости, сообразительности, скорости реакции, логики и эрудиции, и даже элементы театрализации. Чтобы оценить эффективность такой программы, можно применить несколько методов: систематические наблюдения за участниками и запись изменений в их поведении и развитии, проведение социологических опросов среди молодежи, самодиагностику участвующих и анализ изменений в их самооценке, а также анализ творческих и других работ молодежи.Схема анализа культурно- досуговой программы «Время добра»Схема анализа культурно-досуговой программы может оказаться весьма полезной для методистов и руководителей, выполняющих аудиторские задачи. Важно оценить несколько ключевых аспектов в рамках такого анализа:1. Детальное рассмотрение группы участников – это включает в себя анализ состава, возрастных категорий, учет индивидуальных и возрастных особенностей, а также увлечений и потребностей молодежи.2. Анализ места и времени реализации программы.3. Определение темы, цели и формата мероприятия.4. Оценка качества подготовки: проверка наличия планирования, постановка задач, активность участников и педагогов, уровень их вовлеченности и интереса.Эти шаги помогут в оценке и улучшении качества культурно-досуговых программ.Исследование культурно-развлекательной программы выявило ее образовательный потенциал и влияние на молодежь. Оценено отношение молодых людей к программе, их активное участие и творческий подход. Анализ показал значимость использования педагогических инструментов и профессионализм преподавателей, а также их способность влиять на аудиторию и поддерживать свой авторитет.В заключение, представлены размышления и рекомендации касаемо усовершенствования методических подходов и повышения эффективности программы. Обозначены слабые места в подготовке и реализации мероприятий, а также предложены стратегии для их исправления. Также выдвинуты предложения по оптимизации содержания и форм организации мероприятий, чтобы повысить их привлекательность и образовательную ценность.ЗАКЛЮЧЕНИЕДля того чтобы стимулировать активность молодежи, проживающей в сельской местности, необходимо провести анализ потребностей, обеспечить создание подходящих условий для удовлетворения этих потребностей. Основные причины низкой активности молодежи в сельской местности – это ограниченный доступ к разнообразным культурно-развлекательным мероприятиям, недостаточное предложение в сфере культуры и спорта, особенности процесса социализации молодых людей, особенности сельской жизни и традиций, ограниченные возможности и финансовое положение.Изучение различных источников позволило нам сформировать свое мнение, что социальная активность является ключевым качеством личности, отражающим степень ее интенсивности, скорости действий, стремление к самосовершенствованию и способность влиять на благополучие общества. Согласно нашему исследованию современная молодежь в сельской местности играет важную роль в развитии и укреплении сельских областей, что определено как одно из основных направлений развития страны. Удовлетворение потребностей молодежи в культурно-досуговой сфере села приведет к увеличению их социальной активности.Применение современных технологий к созданию культурно-досуговых программ позволит привлечь интерес большего числа молодых людей.Формирование социальной активности сельской молодежи играет важную роль в культурно-досуговой деятельности. Постепенно, на каждом уровне, формируются личностные качества и обогащаются знания о социальной реальности. Опыт социальных взаимоотношений и творческой социокультурной деятельности в молодежных общественных объединениях также накапливается. Согласно социологическому опросу, самой активной возрастной группой является молодежь от 14 до 19 лет. Из них 38,7% являются активными участниками спортивных и культурно-досуговых мероприятий.Изучение показало, что молодежь в возрасте 14-17 лет активно участвует в мероприятиях развлекательного характера, стремясь завести новых друзей и получить признание. В то же время, молодые люди в возрасте от 20 до 30 лет принимают участие в мероприятиях из-за жизненной необходимости, такой как давление начальства, стремление к продвижению по карьерной лестнице и материальное вознаграждение. В рассматриваемом селе «Красный Яр» сельская молодежь обладает всеми возможностями для развития своего потенциала. Анализ деятельности культурно-досуговой сферы подтверждает достаточно высокий уровень организации такой деятельности. Однако исследование показывает, что самоорганизация молодежи находится на недостаточном уровне. Для того чтобы молодежь могла реализовать свою социальную и гражданскую активность, необходимо создать молодежную общественную организацию, которая сможет удовлетворить все их потребности.Рассмотренные в нашем исследовании технологии организации культурно-досуговой деятельности (на примере ДК «Красноярский») позволят:1) привлечь дополнительное финансирование для проведения разнообразных акций в рамках развития села (данные технологии можно использовать для построения благотворительных мероприятий);2) увеличить социальную активность сельской молодежи с. Красный Яр, в т.ч. привлекая молодежь к подготовке;3) приобщить молодежь к общественно-важным мероприятиям, проводимым в селе и районе;4) повысить занятость молодого населения в с. Красный Яр.Молодежь села обладает всеми возможностями для раскрытия своего творческого потенциала. Использование технологий при организации культурно-досуговых программ позволит повысить уровень социально-культурной жизни молодежи в селе.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ1. Абульханова-Славская, К.А. Проблема активности личности: Методология и стратегия исследования. - М., 1988. - С. 110-134.2. Аванесова, Г.А. Культурно-досуговая деятельность: Теория и практика организации : Учебное пособие для студентов вузов / Г. А. Аванесова. - М.:Аспект Пресс, 2006. - 236 с.3. Акимова, Л.А. Социология досуга. М.: МГУКИ, 2003. - 123 с.4. Актуальные проблемы социализации молодежи в современном мире : материалы междунар. студ. конф.семинара (г. Минск, 12-13 марта 2010 г.) / Ин-т теологии им. свв. Мефодия и Кирилла ; отв. ред. и сост. Г. Н. Петровский. - Минск :ЗорныВерасок, 2010. - 360 с.5. Алексеева, В.Г. Место ценностных ориентаций в построении типологии личности // Социс. 1980. - №1. - С. 41- 45.6. Андреева, Г.М. Социальная психология. - М.: Изд-во АпсетПресс, 2002. - 335 с7. Ануфриев, Е. А. Социальный статус и активность личности : Личность как объект и субъект социальных отношений [Текст] / Е.А. Ануфриев. - М. : Изд-во МГУ, 1984. - 388 с.8. Ариарский, М.А. Новый этап в развитии теории социально-культурной деятельности. Статья в научном сборнике "Вестник МГУКИ" 1(51) 2013 г.9. Асанова, И.М. Организация культурно-досуговой деятельности: учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования / И.М. Асанова, С.О. Дерябина. - М.: Издательский центр "Академия", 2011. - 192 с.10. Бабочкин, П.И. Становление жизнеспособной молодежи в динамично изменяющемся обществе. М., 2000 : Социум. - 176 с.11. Баранов, С.П. Педагогика: учебное пособие для педагогических училищ / С.П. Баранов, Л.Р. Болотина, В.А. Сластенин. - 2-е изд., переработанное. - Москва : Просвещение, 1987. - 368 с.12. Басилая, А.А. Стереотипы досуговой деятельности учащейся молодежи: Автреф. дис. . канд. социол. наук. Екатеринбург, 2002. - 22 с.13. Безрукова, О.Н. Социология молодежи: Учебно-методическое пособие. Факультет социологии СПбГУ. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2004. 35 с.14. Болгов, В.И. Социологический анализ новых форм социокультурной жизни // Социс. 2003. - №2. - С. 34-37.15. Бояк, Т.Н. Прогноз кадрового обеспечения учреждений социально-культурной сферы Восточной Сибири/Т.Н. Бояк, Е.В. Матвеева, С.П. татарова.- Улан-Удэ, 2004.- 107 с.16. Бояк, Т.Н. Русская сельская молодежь: традиции и ценности/Т.Н. Бояк, И.И. Оинский. - Улан-Удэ, 2002. - 242 с.17. Бояк, Т.Н. Русская сельская молодежь: трансформация духовно-нравственных ценностей (на материалах Республики Бурятия и Читинской области)/Т.Н. Бояк.- Улан-Удэ: Изд-во Бурятского университета ,2017.- 478 с.18. Брызгалова, Н.С. Культурная среда современного села.: ЛГПИ, 1998.19. Буданова, Г. Свободное время: за и против подростков // Воспитание школьников, 1996. - №1. - С. 23-35.20. Васильева, Т.Г., Волков Ю.Г. Культурно-досуговая деятельность: Учебник / Под научной редакцией академика РАЕН А.Д. Жаркова и профессора В.М. Чижикова. - М.:21. Вишняк, А.И., Тарасенко В.И. Культура молодежного досуга. К.: Изд-во приКиев, ун-те, 1988 - 72с.22. Волков, Ю.Г. Добреньков В.И. Кадария Ф.Д., Савченко И.П., Шаповалов В.А. Социология молодежи: Учебное пособие/ Под ред. Проф. Ю.Г. Волкова. - Ростов-н/Д.: Феникс, 2001. - 576 с.23. Воробьева, И. В. Социально-культурная деятельность : учеб.-метод. комплекс / И. В. Воробьева. - Минск : ГИУСТ БГУ, 2009. - 106 с. ( В24. Гайфуллин, А.Ю. Рыбалко Н.В. "Социальная активность молодежи: оценка и пути повышения" Вестник башкирского университета 2011, т.16 № 4 "Философия, социология, культурология и политология"25. Гарбузов, Н.Н. Спорт как фактор развития личности // Вестник Уральского гос. тех. университета, 2003. -№4.26. Горшков, М.К., Тихонова Н.Е., Шереги Ф.Э. Жизненные планы, ценностные ориентации и моральный облик российской молодежи // Вестник РАН, 1998.-Т.68.-№6.27. Горшков, М.К., Шереги Ф.Э. Молодежь России: социологический портрет.-М.: ЦСПиМ, 2010. - 592 с.28. Грибкова, Г.И. Роль координаторов волонтерских молодежных организаций в социально-культурной сфере // Социально-культурная анимация: от идеи к воплощению. Материалы X Международного форума. - М.: МГИК, 2017. - С. 95-100.29. Гришина, Е.А. Российская молодежь: проблемы гражданской идентичности/ Е.А. Гришина. -М., 1999. -133 с.30. Грушецкая, И.Н. Статья "Особенности организации молодежного досуга" Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова , 2012, Том 1831. Гурин, Н. А. История социально-культурной деятельности как самостоятельное научное направление [Текст] / Н. А. Гурин // Молодой ученый. -2011. - №11. Т.2. - С. 42-45.].32. Ерасов, Б.С. Социальная культурология: Учебник для студентов высших учебных заведений. - Издание третье, 2 доп. и перераб. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 591 с.33. Жамсуева, О. С. Досуг сельской молодежи на современном этапе развития российского общества : на примере Республики Бурятия : диссертация ... кандидата социологических наук : 22.00.04 / Жамсуева Ольга Сергеевна; [Место защиты: Бурят.гос. ун-т].- Улан-Удэ, 2013.- 197 с.:34. Жарков, А.Д. Теория и технология культурно-досуговой деятельности: Учебник для студентов вузов культуры и искусств. М.: Издательский Дом МГУКИ, 2007. - 480 с.35. Жарков, А.Д. Влияние пространства времени на функционирование социально-культурной деятельности / А.Д. Жарков // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2014. – № 6 (62). – С. 106-110.36. Жарков, А.Д. Воспитание мировоззрения личности –актуальная задача социально-культурной деятельности / А.Д. Жарков// Вестник ВГУ м. А.Г. и Н.Г. Столетовы, 2015. - № 23 (42). – С. 52-59.37. Жарков, А.Д. Определение понятия «сущность культурно- досуговой деятельности» / А. Д. Жарков // Инновационные технологии обучения культурно- досуговой деятельности: Сборник научных статей. Вып. 16. - Москва: МГИК, 2016. - C. 9-23.38. Жарков, А.Д. Продюсирование и постановка шоу-программ: Учебник / А.Д. Жарков. – М.: Издательский дом МГУКИ, 2009. – 470 с. 39. Загребин, В. В. Подходы к определению категории "молодёжь" // Концепт. - 2014. - № 02 (февраль). - ART 14030. - 0,6 п. л. - URL: http://е-koncept.ru/2014/14030.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77- 49965. - ISSN 2304-120X40. Звоновский, В. Досуговые предпочтения молодежи / В. Звоновский // Мониторинг общественного мнения : экономические и социальные перемены. - 2002. - № 5. - С. 59-66.41. Иваненков, С. П. Проблемы социализации молодежи. Оренбург., Димур, 1996.-270 с.42. Иванова, О.А. Особенности социального положения сельской молодежи в регионе аграрно - специализации ( на примере Алтайского края) философия , социология и культурология.43. Каменец, А.В. Деятельность клубных учреждений в современных условиях. М.: Аспект, 1998. - 41с.44. Карпухин, И.О. Молодежь России: особенности социализации и самоопределения // Социс. 2000. -№3. - С. 67-69.45. Карпухин, О.И. Самооценка молодежи как индикатор ее социокультурной идентификации // Социс. 1998. - №12. - 78-80.46. Киселева, Т.Г. Социально-культурная деятельность / Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. // Московский государственный университет культуры и искусств, 2004. - 539с.47. Ковалева, А.И. Концепция социализации молодежи: нормы, отклонения, социальная траектория // Социс. 2003. - №1. - С. 86-89.48. Коган, В.З. "Понятие "активность личности" как категория социальной психологии./ В.З. Коган// Некоторые проблемы личности. М.: Мысль, 1971. - с. 69-8249. Кон, И. С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. - М.: Политиздат, 1987. - 366 с.50. Консвисарева, Л. Б. Волонтерское движение как фактор развития социальной активности молодежи :дис. … канд. пед. наук / Л. Б. Консвисарева. - Кострома, 2006.51. Краткий словарь по социологии / Под.общ. ред. Д. М. Гвишиани, Н. И. Лапина - М.: Политиздат, 2001. - 480 с.52. Кротов,Д.В. Социальный капитал российской молодежи: проблема воспроизводства: автореф. дис. ... докт. социол. наук: 22.00.04. - Ростов-на-Дону, 2009. - 33 с.53. Лебедев, А.С., Горбенко В.И. Формирование ценностных ориентаций молодежи. Л.: Лепиздат, 1990. - 16 с.54. Лисовский, В.Т. Социология молодежи: Учебное пособие СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 1996. - 361 с.55. Мальковская, Т.Н. Социальная активность старшеклассников /Т.Н. Мальковская.-М., 1988. - 142 с.56. Манхейм, К. Диагноз нашего времени / Пер. с нем. и англ.; Отв.ред. и сост. Я.М.Бергер и др. М.: Юрист, 1994 700 с. - (Лики культуры).57. Манько, Ю. В., Оганян К. М. Социология молодежи: учебное пособие. - СПб.: ИД "Петрополис", 2008. - 316 с.58. Молодежь - позитивная сила развития российского общества. Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 80-летию со дня рождения профессора факультета социологии СПбГУ, заслуженного деятеля науки РФ, члена-корреспондента РАО В.Т.Лисовского, 24-25 сентября 2009 года / Под ред. А.А.Козлова. СПб., 2009. - 424 с.59. Мударисова, А.А. Формирование ценностно-смысловых компетенций молодежи средствами культурно-досуговой деятельности. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук.60. Новаторова, В.Е. Культурно-досуговая деятельность : Словарь-справочник Омск :Алт. гос. ин-т культуры. Омский фил., 199261. Образ российской молодежи в современном мире: ее самосознание и социокультурные ориентиры : доклады и материалы Всерос. науч. конференции, Москва, 6-7 де-кабря 2007 г. [Текст] / отв. ред. Вал. А. Луков. - М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2007. - 332 с.62. Пивень, И.Л. Проблемы молодежной организации // Вестник Уральского гос. тех. университета, 2003. №4. - С. 32-42.63. Покровский, Н.Е. Российская молодежь и глобализация// Социология и современная Россия/ Под ред. А.Б. Гофмана.-М., 2003.64. Понукалина, О. В. Социальное конструирование представлений о досуге у молодежи / О. В. Понукалина // Высшее образование в России. - 2009. - № 1. - С. 137-142.65. Понукалина, О. В. Специфика досуга современной молодежи // Высшее образование в России. - 2007. - № 11. - С. 124-128.66. Потенциал молодежи - развитию территорий: материалы всероссийской научно-практической конференции (г. Улан-Удэ, 12-15 сентября 2012 г.)/ гл. ред. А.В. Дамдинов - Улан-Удэ: Изд-во Бурятского госуниверситета, 2012.- 245 с. [ Байкальский международный экономический форум] Российский Союз Молодежи как социальная кадровая школа молодежи России67. Проблемы социальной работы с молодежью: учеб.пособие / под ред. С.С. Бразевича и Е. Г. Слуцкого - СПб.:, 2006. - 102 с.68. Рахманин, В.С. Высшая школа и молодежь в трансформационных процессах современной России. - Воронеж: Вестник Воронежского государственного университета, 2009. - № 2. - С. 13-2369. Регион в период модернизации: социальные институты: материалы II Международной научно-практической конференции, 5 апреля 2013 г. -Н-Новгород, изд. НИСОЦ, 2013.- 551 с.70. Рубина, Л.Я. Социология: учебное пособие для студентов педагогических вузов. - Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 1999. - 148 с.71. Ручкин, Б. А. Молодежь и становление новой России // СОЦИС - 1998. - № 5. - С. 90-98.72. Салагаев, А. Л., Шашкин А. В. Молодежные группировки: опыт пилотного исследования // СОЦИС - 2004. - № 9. - С. 50-58.73. Слепенков, И.М. , Староверов В.И. Социальный портрет сельской молодежи/ Социальный облик сельской молодежи. - М., 1985. - С.12-1974. Слепенков, И.М. Сельская молодежь как социальная группа / Социальная культура сельского населения.- М. , 1976.- Вып. 1.- С.135.-143с.76. Соколов, А.В. Феномен социально-культурной деятельности / Соколов А.В. - СПб: СПбГУП, 2003. - 204с.77. Социальная активность молодёжи как условие развития современного общества: сборник научных трудов по итогам Всероссийских социально-педагогических чтений им. Б.И. Лившица, 2 - 3 февраля 2010 г. / Урал.гос. пед. ун-т, Екатеринбург. - в 2-х ч. : Ч. 2. - 307 с.78. Социальная работа с молодежью: учебное пособие/ под ред. Д.п.н., проф. Н.Ф. Басова. - 2-е изд. - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К", 2009. - 328 с.79. Социологическая энциклопедия: В 2 т. Национальный общественно-научный фонд / Руководитель научного проекта Г. Ю. Семигин; Главный редактор В. Н. Иванов. - М.: Мысль, 2003. - 863 с80. Социологический словарь / Под ред. Г. В. Осипов, Л. Н. Москвичев. - М.: Норма, 2008. - 607 с.81. Социология молодежи: Учебник / Под ред. проф. В.Т.Лисовского.-СПб: Изд-во С.-Петербургского университета, 1996. 460 с.82. Социология: Курс лекций / Отв. ред. И.А. Батанина; Тул. гос. ун-т. Тула, 2005. 451 с.83. Стратегии социализации молодежи в глобальном мире: Сб. науч. трудов. / Под ред. проф. В.Н. Белова. - Саратов: Издат. центр "Наука", 2011. - 336 с.84. Стрельцов, Ю.А. Учебное пособие. - Изд. 2-е. - М.: МГУКИ, 2003. - 296 с. Культурология досуга85. Стрельцов, Ю.А. Общение в сфере свободного времени. М.: Инфра-М, 1991.- 115с.86. Суртаев, В. Я. Молодежь и культура. - СПб.: Изд-во СПб.гос. ун-та культуры и искусств, 1999. - 224 с.87. Суртаев, В.Я. - Основные направления самореализации молодёжи в условиях досуговой деятельности - СПб:1992 г., 182 стр.88. Суртаев, В.Я. Социокультурное творчество молодежи: методология, теория, практика. СПб.: Изд-во С. - Петр-го ун-та, 2000. -208с.89. Суртаев, В.Я. Социология молодежного досуга. СПб.: Изд-во С. -Петр-го ун-та, 1998 . - 170с.90. Туев, В.В. Социально-культурная деятельность в таблицах и схемах: учебное пособие по курсу "Социально-культурная деятельность" для студентов специальности 053100 "Социально-культурная деятельность / сост. В.В. Туев; КемГУКИ, АлтГАКИ. - Барнаул: Изд-во АлтГАКИ, 2006. - 87 с.91. Фатов, А. "Проблемы досуговой деятельности молодежи и пути их преодоления". Закон и право. 2006. № 10. С. 85-87.92. Флиер, А.Я. Культурология для культурологов: Учебное пособие для магистрантов, аспирантов и соискателей, а так же преподавателей культурологии. 2 издание, исправленное и дополненное. - М., МГУКИ, 200993. Чальцева, И. С. Молодежные клубные объединения : современное состояние и перспективы развития / И. С. Чальцева // Гуманитарные и социально-экономические науки. - 2007. - № 2. - С. 138-141.94. Шадриков, В.Д. Психология деятельности и способности человека: Учебное пособие, 2-е изд,, перераб. и доп. М.; Издательская корпорация "Логос", 1996 320 с.95. Шмелев, А.А. Молодежные культурные и социальные движения в России // Социс. 1998. - №8. - С. 49-54.96. Ярошенко, Н.Н. История и методология теории социально-культурной деятельности: Учебник. - Изд. 2-е, испр. и доп. - М.: МГУКИ,2013 - 456 с.ПРИЛОЖЕНИЕ 1Фотографии концертной программы «Время добра»ПРИЛОЖЕНИЕ 2Перечень типовых вопросов для сценаристаОсновная тема мероприятия (чему будет посвящено);Будет ли главный герой или их будет несколько? В чем основнаяцель мероприятии? Сможет ли оно удерживать вниманиеаудитории в течение всего мероприятия?Сохраняется ли сюжетная линия на протяжении всего мероприятия? Меняется ли поведение и мотивы актеров по мере развития сюжета?Есть ли в Вашем сценарии поворотные пункты и кульминация? Есть ли в нем сцены, которые можно убрать без ущерба для общей истории? В каждой ли сцене события не просто рассказаны, а показаны? Насколько логичен финал мероприятия?Какая у будущего мероприятия целевая аудитория?Какие средства будут использованы для создания атмосферы мероприятия?и др.

Абульханова-Славская, К.А. Проблема активности личности: Методология и стратегия исследования. - М., 1988. - С. 110-134.
2. Аванесова, Г.А. Культурно-досуговая деятельность: Теория и практика организации : Учебное пособие для студентов вузов / Г. А. Аванесова. - М.:Аспект Пресс, 2006. - 236 с.
3. Акимова, Л.А. Социология досуга. М.: МГУКИ, 2003. - 123 с.
4. Актуальные проблемы социализации молодежи в современном мире : материалы междунар. студ. конф.семинара (г. Минск, 12-13 марта 2010 г.) / Ин-т теологии им. свв. Мефодия и Кирилла ; отв. ред. и сост. Г. Н. Петровский. - Минск : Зорны Верасок, 2010. - 360 с.
5. Алексеева, В.Г. Место ценностных ориентаций в построении типологии личности // Социс. 1980. - №1. - С. 41- 45.
6. Андреева, Г.М. Социальная психология. - М.: Изд-во АпсетПресс, 2002. - 335 с
7. Ануфриев, Е. А. Социальный статус и активность личности : Личность как объект и субъект социальных отношений [Текст] / Е.А. Ануфриев. - М. : Изд-во МГУ, 1984. - 388 с.
8. Ариарский, М.А. Новый этап в развитии теории социально-культурной деятельности. Статья в научном сборнике "Вестник МГУКИ" 1(51) 2013 г.
9. Асанова, И.М. Организация культурно-досуговой деятельности: учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования / И.М. Асанова, С.О. Дерябина. - М.: Издательский центр "Академия", 2011. - 192 с.
10. Бабочкин, П.И. Становление жизнеспособной молодежи в динамично изменяющемся обществе. М., 2000 : Социум. - 176 с.
11. Баранов, С.П. Педагогика: учебное пособие для педагогических училищ / С.П. Баранов, Л.Р. Болотина, В.А. Сластенин. - 2-е изд., переработанное. - Москва : Просвещение, 1987. - 368 с.
12. Басилая, А.А. Стереотипы досуговой деятельности учащейся молодежи: Автреф. дис. . канд. социол. наук. Екатеринбург, 2002. - 22 с.
13. Безрукова, О.Н. Социология молодежи: Учебно-методическое пособие. Факультет социологии СПбГУ. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2004. 35 с.
14. Болгов, В.И. Социологический анализ новых форм социокультурной жизни // Социс. 2003. - №2. - С. 34-37.
15. Бояк, Т.Н. Прогноз кадрового обеспечения учреждений социально-культурной сферы Восточной Сибири/Т.Н. Бояк, Е.В. Матвеева, С.П. татарова.- Улан-Удэ, 2004.- 107 с.
16. Бояк, Т.Н. Русская сельская молодежь: традиции и ценности/Т.Н. Бояк, И.И. Оинский. - Улан-Удэ, 2002. - 242 с.
17. Бояк, Т.Н. Русская сельская молодежь: трансформация духовно-нравственных ценностей (на материалах Республики Бурятия и Читинской области)/Т.Н. Бояк.- Улан-Удэ: Изд-во Бурятского университета ,2017.- 478 с.
18. Брызгалова, Н.С. Культурная среда современного села.: ЛГПИ, 1998.
19. Буданова, Г. Свободное время: за и против подростков // Воспитание школьников, 1996. - №1. - С. 23-35.
20. Васильева, Т.Г., Волков Ю.Г. Культурно-досуговая деятельность: Учебник / Под научной редакцией академика РАЕН А.Д. Жаркова и профессора В.М. Чижикова. - М.:
21. Вишняк, А.И., Тарасенко В.И. Культура молодежного досуга. К.: Изд-во при Киев, ун-те, 1988 - 72с.
22. Волков, Ю.Г. Добреньков В.И. Кадария Ф.Д., Савченко И.П., Шаповалов В.А. Социология молодежи: Учебное пособие/ Под ред. Проф. Ю.Г. Волкова. - Ростов-н/Д.: Феникс, 2001. - 576 с.
23. Воробьева, И. В. Социально-культурная деятельность : учеб.-метод. комплекс / И. В. Воробьева. - Минск : ГИУСТ БГУ, 2009. - 106 с. ( В
24. Гайфуллин, А.Ю. Рыбалко Н.В. "Социальная активность молодежи: оценка и пути повышения" Вестник башкирского университета 2011, т.16 № 4 "Философия, социология, культурология и политология"
25. Гарбузов, Н.Н. Спорт как фактор развития личности // Вестник Уральского гос. тех. университета, 2003. -№4.
26. Горшков, М.К., Тихонова Н.Е., Шереги Ф.Э. Жизненные планы, ценностные ориентации и моральный облик российской молодежи // Вестник РАН, 1998.-Т.68.-№6.
27. Горшков, М.К., Шереги Ф.Э. Молодежь России: социологический портрет.-М.: ЦСПиМ, 2010. - 592 с.
28. Грибкова, Г.И. Роль координаторов волонтерских молодежных организаций в социально-культурной сфере // Социально-культурная анимация: от идеи к воплощению. Материалы X Международного форума. - М.: МГИК, 2017. - С. 95-100.
29. Гришина, Е.А. Российская молодежь: проблемы гражданской идентичности/ Е.А. Гришина. -М., 1999. -133 с.
30. Грушецкая, И.Н. Статья "Особенности организации молодежного досуга" Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова , 2012, Том 18
31. Гурин, Н. А. История социально-культурной деятельности как самостоятельное научное направление [Текст] / Н. А. Гурин // Молодой ученый. -2011. - №11. Т.2. - С. 42-45.].
32. Ерасов, Б.С. Социальная культурология: Учебник для студентов высших учебных заведений. - Издание третье, 2 доп. и перераб. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 591 с.
33. Жамсуева, О. С. Досуг сельской молодежи на современном этапе развития российского общества : на примере Республики Бурятия : диссертация ... кандидата социологических наук : 22.00.04 / Жамсуева Ольга Сергеевна; [Место защиты: Бурят. гос. ун-т].- Улан-Удэ, 2013.- 197 с.:
34. Жарков, А.Д. Теория и технология культурно-досуговой деятельности: Учебник для студентов вузов культуры и искусств. М.: Издательский Дом МГУКИ, 2007. - 480 с.
35. Жарков, А.Д. Влияние пространства времени на функционирование социально-культурной деятельности / А.Д. Жарков // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2014. – № 6 (62). – С. 106-110.
36. Жарков, А.Д. Воспитание мировоззрения личности – актуальная задача социально-культурной деятельности / А.Д. Жарков// Вестник ВГУ м. А.Г. и Н.Г. Столетовы, 2015. - № 23 (42). – С. 52-59.
37. Жарков, А.Д. Определение понятия «сущность культурно- досуговой деятельности» / А. Д. Жарков // Инновационные технологии обучения культурно- досуговой деятельности: Сборник научных статей. Вып. 16. - Москва: МГИК, 2016. - C. 9-23.
38. Жарков, А.Д. Продюсирование и постановка шоу-программ: Учебник / А.Д. Жарков. – М.: Издательский дом МГУКИ, 2009. – 470 с.
39. Загребин, В. В. Подходы к определению категории "молодёжь" // Концепт. - 2014. - № 02 (февраль). - ART 14030. - 0,6 п. л. - URL: http://е-koncept.ru/2014/14030.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77- 49965. - ISSN 2304-120X
40. Звоновский, В. Досуговые предпочтения молодежи / В. Звоновский // Мониторинг общественного мнения : экономические и социальные перемены. - 2002. - № 5. - С. 59-66.
41. Иваненков, С. П. Проблемы социализации молодежи. Оренбург., Димур, 1996.-270 с.
42. Иванова, О.А. Особенности социального положения сельской молодежи в регионе аграрно - специализации ( на примере Алтайского края) философия , социология и культурология.
43. Каменец, А.В. Деятельность клубных учреждений в современных условиях. М.: Аспект, 1998. - 41с.
44. Карпухин, И.О. Молодежь России: особенности социализации и самоопределения // Социс. 2000. -№3. - С. 67-69.
45. Карпухин, О.И. Самооценка молодежи как индикатор ее социокультурной идентификации // Социс. 1998. - №12. - 78-80.
46. Киселева, Т.Г. Социально-культурная деятельность / Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. // Московский государственный университет культуры и искусств, 2004. - 539с.
47. Ковалева, А.И. Концепция социализации молодежи: нормы, отклонения, социальная траектория // Социс. 2003. - №1. - С. 86-89.
48. Коган, В.З. "Понятие "активность личности" как категория социальной психологии./ В.З. Коган// Некоторые проблемы личности. М.: Мысль, 1971. - с. 69-82
49. Кон, И. С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. - М.: Политиздат, 1987. - 366 с.
50. Консвисарева, Л. Б. Волонтерское движение как фактор развития социальной активности молодежи : дис. … канд. пед. наук / Л. Б. Консвисарева. - Кострома, 2006.
51. Краткий словарь по социологии / Под. общ. ред. Д. М. Гвишиани, Н. И. Лапина - М.: Политиздат, 2001. - 480 с.
52. Кротов , Д.В. Социальный капитал российской молодежи: проблема воспроизводства: автореф. дис. ... докт. социол. наук: 22.00.04. - Ростов-на-Дону, 2009. - 33 с.
53. Лебедев, А.С., Горбенко В.И. Формирование ценностных ориентаций молодежи. Л.: Лепиздат, 1990. - 16 с.
54. Лисовский, В.Т. Социология молодежи: Учебное пособие СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 1996. - 361 с.
55. Мальковская, Т.Н. Социальная активность старшеклассников /Т.Н. Мальковская.-М., 1988. - 142 с.
56. Манхейм, К. Диагноз нашего времени / Пер. с нем. и англ.; Отв.ред. и сост. Я.М.Бергер и др. М.: Юрист, 1994 700 с. - (Лики культуры).
57. Манько, Ю. В., Оганян К. М. Социология молодежи: учебное пособие. - СПб.: ИД "Петрополис", 2008. - 316 с.
58. Молодежь - позитивная сила развития российского общества. Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 80-летию со дня рождения профессора факультета социологии СПбГУ, заслуженного деятеля науки РФ, члена-корреспондента РАО В.Т.Лисовского, 24-25 сентября 2009 года / Под ред. А.А.Козлова. СПб., 2009. - 424 с.
59. Мударисова, А.А. Формирование ценностно-смысловых компетенций молодежи средствами культурно-досуговой деятельности. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук.
60. Новаторова, В.Е. Культурно-досуговая деятельность : Словарь-справочник Омск : Алт. гос. ин-т культуры. Омский фил., 1992
61. Образ российской молодежи в современном мире: ее самосознание и социокультурные ориентиры : доклады и материалы Всерос. науч. конференции, Москва, 6-7 де-кабря 2007 г. [Текст] / отв. ред. Вал. А. Луков. - М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2007. - 332 с.
62. Пивень, И.Л. Проблемы молодежной организации // Вестник Уральского гос. тех. университета, 2003. №4. - С. 32-42.
63. Покровский, Н.Е. Российская молодежь и глобализация// Социология и современная Россия/ Под ред. А.Б. Гофмана.-М., 2003.
64. Понукалина, О. В. Социальное конструирование представлений о досуге у молодежи / О. В. Понукалина // Высшее образование в России. - 2009. - № 1. - С. 137-142.
65. Понукалина, О. В. Специфика досуга современной молодежи // Высшее образование в России. - 2007. - № 11. - С. 124-128.
66. Потенциал молодежи - развитию территорий: материалы всероссийской научно-практической конференции (г. Улан-Удэ, 12-15 сентября 2012 г.)/ гл. ред. А.В. Дамдинов - Улан-Удэ: Изд-во Бурятского госуниверситета, 2012.- 245 с. [ Байкальский международный экономический форум] Российский Союз Молодежи как социальная кадровая школа молодежи России
67. Проблемы социальной работы с молодежью: учеб. пособие / под ред. С.С. Бразевича и Е. Г. Слуцкого - СПб.:, 2006. - 102 с.
68. Рахманин, В.С. Высшая школа и молодежь в трансформационных процессах современной России. - Воронеж: Вестник Воронежского государственного университета, 2009. - № 2. - С. 13-23
69. Регион в период модернизации: социальные институты: материалы II Международной научно-практической конференции, 5 апреля 2013 г. -Н-Новгород, изд. НИСОЦ, 2013.- 551 с.
70. Рубина, Л.Я. Социология: учебное пособие для студентов педагогических вузов. - Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 1999. - 148 с.
71. Ручкин, Б. А. Молодежь и становление новой России // СОЦИС - 1998. - № 5. - С. 90-98.
72. Салагаев, А. Л., Шашкин А. В. Молодежные группировки: опыт пилотного исследования // СОЦИС - 2004. - № 9. - С. 50-58.
73. Слепенков, И.М. , Староверов В.И. Социальный портрет сельской молодежи/ Социальный облик сельской молодежи. - М., 1985. - С.12-19
74. Слепенков, И.М. Сельская молодежь как социальная группа / Социальная культура сельского населения.- М. , 1976.- Вып. 1.- С.135.-143с.
76. Соколов, А.В. Феномен социально-культурной деятельности / Соколов А.В. - СПб: СПбГУП, 2003. - 204с.
77. Социальная активность молодёжи как условие развития современного общества: сборник научных трудов по итогам Всероссийских социально-педагогических чтений им. Б.И. Лившица, 2 - 3 февраля 2010 г. / Урал. гос. пед. ун-т, Екатеринбург. - в 2-х ч. : Ч. 2. - 307 с.
78. Социальная работа с молодежью: учебное пособие/ под ред. Д.п.н., проф. Н.Ф. Басова. - 2-е изд. - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К", 2009. - 328 с.
79. Социологическая энциклопедия: В 2 т. Национальный общественно-научный фонд / Руководитель научного проекта Г. Ю. Семигин; Главный редактор В. Н. Иванов. - М.: Мысль, 2003. - 863 с
80. Социологический словарь / Под ред. Г. В. Осипов, Л. Н. Москвичев. - М.: Норма, 2008. - 607 с.
81. Социология молодежи: Учебник / Под ред. проф. В.Т.Лисовского.-СПб: Изд-во С.-Петербургского университета, 1996. 460 с.
82. Социология: Курс лекций / Отв. ред. И.А. Батанина; Тул. гос. ун-т. Тула, 2005. 451 с.
83. Стратегии социализации молодежи в глобальном мире: Сб. науч. трудов. / Под ред. проф. В.Н. Белова. - Саратов: Издат. центр "Наука", 2011. - 336 с.
84. Стрельцов, Ю.А. Учебное пособие. - Изд. 2-е. - М.: МГУКИ, 2003. - 296 с. Культурология досуга
85. Стрельцов, Ю.А. Общение в сфере свободного времени. М.: Инфра-М, 1991.- 115с.
86. Суртаев, В. Я. Молодежь и культура. - СПб.: Изд-во СПб. гос. ун-та культуры и искусств, 1999. - 224 с.
87. Суртаев, В.Я. - Основные направления самореализации молодёжи в условиях досуговой деятельности - СПб:1992 г., 182 стр.
88. Суртаев, В.Я. Социокультурное творчество молодежи: методология, теория, практика. СПб.: Изд-во С. - Петр-го ун-та, 2000. -208с.
89. Суртаев, В.Я. Социология молодежного досуга. СПб.: Изд-во С. -Петр-го ун-та, 1998 . - 170с.
90. Туев, В.В. Социально-культурная деятельность в таблицах и схемах: учебное пособие по курсу "Социально-культурная деятельность" для студентов специальности 053100 "Социально-культурная деятельность / сост. В.В. Туев; КемГУКИ, АлтГАКИ. - Барнаул: Изд-во АлтГАКИ, 2006. - 87 с.
91. Фатов, А. "Проблемы досуговой деятельности молодежи и пути их преодоления". Закон и право. 2006. № 10. С. 85-87.
92. Флиер, А.Я. Культурология для культурологов: Учебное пособие для магистрантов, аспирантов и соискателей, а так же преподавателей культурологии. 2 издание, исправленное и дополненное. - М., МГУКИ, 2009
93. Чальцева, И. С. Молодежные клубные объединения : современное состояние и перспективы развития / И. С. Чальцева // Гуманитарные и социально-экономические науки. - 2007. - № 2. - С. 138-141.
94. Шадриков, В.Д. Психология деятельности и способности человека: Учебное пособие, 2-е изд,, перераб. и доп. М.; Издательская корпорация "Логос", 1996 320 с.
95. Шмелев, А.А. Молодежные культурные и социальные движения в России // Социс. 1998. - №8. - С. 49-54.
96. Ярошенко, Н.Н. История и методология теории социально-культурной деятельности: Учебник. - Изд. 2-е, испр. и доп. - М.: МГУКИ,2013 - 456 с.