Особенности слухового внимания детей, имеющих нарушение слуха
Заказать уникальную курсовую работу- 25 25 страниц
- 31 + 31 источник
- Добавлена 04.07.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Глава 1. Особенности слухового внимания детей как психолого-педагогическая проблема 4
1.1 Общая характеристика внимания. Основные функции внимания, ее виды 4
1.2 Проблема изучения внимания глухих детей в отечественной сурдопедагогике и сурдопсихологии 7
Вывод к первой главе 9
ГЛАВА 2. Теоретические основы слухового внимания у детей с нарушеиями слуха 10
2.1. Понятие слухового внимания 10
2.2 Метод теоретического анализа и обобщения литературных данных в исследовании слухового внимания у детей с нарушениями слуха 13
2.3 Коррекционная работа по развитию произвольного внимания у слабослышащих дошкольников 15
Вывод к второй главе 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
ЛИТЕРАТУРА 23
Эта оценка использовала ту же экспериментальную группу и аналогичные задания для оценки прогресса и изменений в характеристиках внимания участников. Экспериментальная процедура была структурирована в три серии заданий, аналогично первоначальному констатирующему исследованию, чтобы обеспечить точное сравнение результатов на разных этапах.Вывод квторой главеМетод теоретического анализа и обобщения литературных данных является ключевым инструментом в исследовании слухового внимания у детей с нарушениями слуха. Проведенный анализ показал, что слуховое внимание у этих детей имеет свои особенности и значительные отличия от слухового внимания у детей с нормальным слухом.Теоретический анализ литературы позволил определить основные аспекты и компоненты слухового внимания, выявить факторы, влияющие на его развитие, и понять механизмы, лежащие в основе этого когнитивного процесса. Было установлено, что степень и тип нарушения слуха существенно влияют на структуру и функции слухового внимания. Кроме того, метод обобщения литературных данных показал важность ранней диагностики и комплексного подхода к коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения слуха.Обобщение данных из различных научных источников позволило систематизировать и интегрировать результаты исследований, что дало возможность сформулировать практические рекомендации по улучшению слухового внимания у детей с нарушениями слуха. Эти рекомендации могут быть использованы для разработки эффективных программ коррекционной работы, направленных на развитие слухового внимания и улучшение качества жизни детей.В целом, применение метода теоретического анализа и обобщения литературных данных подтвердило его эффективность в изучении сложных психолого-педагогических проблем. Полученные результаты подчеркивают необходимость продолжения исследований в области слухового внимания у детей с нарушениями слуха и разработки новых методик для их поддержки и реабилитации.ЗАКЛЮЧЕНИЕСлух – фундаментальное чувство, через которое человек получает большую часть информации от окружающего мира. Однако его значение зачастую недооценивается теми, кто не сталкивался с проблемами нарушения слуха. Современные технологии позволяют диагностировать нарушения слуха на ранних этапах жизни, предотвращая тем самым долгосрочные негативные последствия. Но, к сожалению, не всем доступны эти ресурсы из-за различных социальных и экономических барьеров.Сложности в развитии произвольного внимания у слабослышащих детейПроизвольное внимание, которое управляется сознательно и требует волевых усилий для фокусировки на определенных объектах или задачах, является ключом к успешному обучению. Дети с нарушениями слуха сталкиваются с особыми трудностями, так как потеря слуха может существенно повлиять на развитие их когнитивных способностей и привести к появлению вторичных дефицитов, включая снижение уровня внимания. Эти дети часто испытывают проблемы с усвоением новой информации, скоростью её обработки и точностью выполнения заданий.Стратегии коррекции и развития вниманияОсновной задачей в работе с слабослышащими детьми является не только развитие внимания как психологической функции, но и формирование соответствующих личностных качеств. Это включает в себя развитие целенаправленного внимания, которое требует от ребенка осознанности и направленности на достижение определенных учебных целей. Позитивное отношение к обучению и труду, формирование мотивации к успеху также являются важными аспектами коррекционной работы.Важность игровых методикИгровые методики оказывают значительное влияние на улучшение внимательности и обучаемости. Именно через игру дети могут научиться управлять своим вниманием, участвовать в коллективной деятельности, что особенно важно для детей с нарушениями слуха.Результаты и направления дальнейших исследованийДанные контрольного эксперимента, который показал значительные улучшения по сравнению с начальным уровнем, подтверждают эффективность проведенных занятий. Это указывает на необходимость продолжения разработки и внедрения коррекционно-развивающих программ, ориентированных на детей с нарушениями слуха, чтобы помочь им успешно интегрироваться в общество и достигать личных образовательных целей.Итак, цели нашего исследования успешно достигнуты, а поставленные задачи реализованы в полном объеме. В ходе работы был проведен глубокий анализ теоретического материала, касающегося специфики развития и коррекции внимания у детей с нарушениями слуха. Особое внимание было уделено практическим аспектам работы с этой категорией детей, что позволило сформировать целостное представление о проблеме.Практическая значимость работыРезультаты нашего исследования и разработанные рекомендации будут полезны различным специалистам, работающим в области образования и коррекционной педагогики. В частности:Воспитателям – для интеграции эффективных методик в повседневную практику работы с детьми, имеющими особенности слухового восприятия.Дефектологам – как база для разработки индивидуальных коррекционных программ, направленных на стимулирование развития внимания и других когнитивных функций у слабослышащих детей.Психологам – для более глубокого понимания психологических особенностей слабослышащих детей и эффективного психологического сопровождения их обучения.Студентам образовательных направлений, связанных с дефектологией, – как учебный ресурс, расширяющий знания о специфике обучения и воспитания детей с нарушениями слуха.Родителям детей с нарушениями слуха – для лучшего понимания потребностей своих детей и способов поддержки в домашних условиях, а также для налаживания эффективного взаимодействия со специалистами.Таким образом, результаты исследования способствуют повышению качества образовательного процесса и социальной адаптации детей с нарушениями слуха, облегчая их включение в полноценную образовательную и социальную жизнь.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ1. Белова, Н. И. Основы специальной дошкольной сурдопедагогики /Н. И. Белова. – М. : Просвещение, 1985. – 128 с.2. Богданова, Т. Г. Сурдопсихология : учеб. для студентов вузов /Т. Г. Богданова. – М. : Академия, 2002. – 203 с.3. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте /Л. И. Божович. – СПб. : Питер, 2008. – 400 с.4. Боскис, P.M. Глухие и слабослышащие дети / Р. М. Боскис. – М. :Советский спорт, 2004. – 304 с.5. Боскис, P.M. Учителю о детях с нарушениями слуха : кн. Дляучителя / Р. М. Боскис. – М. : Просвещение, 1988. – 128 с.6. Вопросы воспитания и обучения аномальных детей дошкольноговозраста / под ред. Л. П. Носковой. – Томск: ТГПУ, 2008. – 274 с.7. Выготский, Л. С. Собрание сочинений : 6 т. Т. 3 : История развитиявысших психических функций / Л. С. Выготский. – М. : Педагогика, 1999. –328 c.8. Выготский, Л. С. Основы дефектологии / Л. С. Выготский. – СПб. :Лань, 2003. – 654 с.9. Выготский, Л. С. Психология: Мир психологии /Л. С. Выготский. – М. : Эксмо-Пресс, 2000. – 1008 с.10. Гальперин, П. Я. К проблеме внимания / П. Я. Гальперин. – М. :ЧеРо, 2001. – 34 с.11. Головчиц, Л. А. Дошкольная сурдопедагогика : учеб. пособие длястуд. высш. учеб. заведений / Л. А. Головчиц. – М. : ВЛАДОС, 2001. – 301 с.12. Дефектология : словарь-справочник / под ред. Б. П. Пузанова. –М., 1996. – 80 с.13. Добрынин, Н. Ф. Произвольное и непроизвольное внимание //Учёные записки МГПИ им. В. И. Ленина / Н. Ф. Добрынин. – М., 1958. –294 с.14. Королева, И. В. Диагностика и коррекция нарушений слуховойфункции у детей раннего возраста / И. В. Королева. – СПб. : КАРО, 2005. –288 с.15. Леонгард, Э. И. Я не хочу молчать: Из опыта работы поорганизации обучения глухих и слабослышащих детей /Э. И. Леонгард, Е. Г. Самсонова, Е. А. Иванова. – М. : Теревинф, 2009. –144 с.16. Лубовский, В. И. Специальная психология /В. И. Лубовский, Т. В. Розанова, Л. И. Солнцева ; под ред. В. И. Лубовского.– М. : Издательский центр «Академия», 2005. – 464 с.17. Михаленкова, И. А. Практикум по коррекции психическогоразвития детей с нарушением слуха / И. А. Михаленкова,Н. В. Анисимова, К. В. Дроздовская ; под ред. И. А. Михаленковой. – СПб. :КАРО, 2006. – 2016 с.18. Особенности развития и воспитания детей дошкольного возрастес недостатками слуха и интеллекта / под ред. Л. П. Носковой. – М. :Педагогика, 1984. – 144 с.19. Назарова, Н. М. Специальная педагогика : учеб. для студентоввузов / Л. И. Аксенова, Б. А. Архипов, Л. И. Белякова и др. ; под ред. Н. М. Назарова. – 4-е изд., стер. – М. : Издательский центр «Академия», 2005. –400 с.20. Нейман, Л. В. Анатомия, физиология и патология органов слуха иречи : учеб. для студентов вузов / Л. В. Нейман, М. Р. Богомильский ; подред. В. И. Селиверстова. – М. : «ВЛАДОС», 2001. – 224 с.21. Немов, Р. С. Психология: экспериментальная педагогическаяпсихология и психодиагностика : учеб. для студентов вузов /Р. С. Немов. – М. : Просвещение : «ВЛАДОС», 1995. – 512 с.22. Сошникова, Н. Г. Социальное воспитание глухих ислабослышащих дошкольников со сложными нарушениями развития : дис.канд. пед. наук / Н. Г. Сошникова. – М., 2008. – 26 с.23. Специальная психология / учеб. пособие для студентов вузов / В.И. Лубовский, Т. В. Розанова, Л. И. Солнцева и др. ; под ред.В. И. Лубовского. – 2-е изд., испр. – М. : Изд. центр «Академия», 2005. –464 с.24. Стребелева, Е. А. Специальная дошкольная педагогика /Е. А. Стрелебова. – М. : Академия, 2002. – 312 с.25. Сурдопедагогика : учеб. для студентов вузов / под ред.Е. Г. Речицкой. – М. : Гуманитарный изд. центр «ВЛАДОС», 2004. – 655 с.26. Речицкая, Е. Г. Готовность слабослышащих дошкольниковк обучению в школе : учеб. для студентов вузов / Е. Г. Речицкая,Е. В. Пархалина. – М. : Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2003. – 192 с.27. Цукерман, И. В. Проблема социализации выпускниковспециальных школ для детей с нарушением слуха / И. В. Цукерман //Дефектология. – 1998. – № 1. – С. 42-46.28. Эккерт, У. Профессионально-общественная адаптация людей снарушениями слуха (возможности и затруднения) / У. Эккерт //Дефектология. – 1991. – № 3. – С. 70-72.29. Ушинский, К. Д. Избр. пед. соч. : в 2 т. Т. 1 : Теоретическиепроблемы педагогики / К. Д. Ушинский ; под. ред. А. И. Пискунова. – М. :Педагогика , 1974. – 584 с.30. Шипицына, Л. М. Азбука общения: Развитие личности ребенка,навыков общения со взрослыми и сверстниками/ Л. М. Шипицына, О. В.Защиринская, В. А. Воронова, Т. А. Нилова. – «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2007. –384с.31. Шматко, Н. Д. Если малыш не слышит / Н. Д. Шматко,Т. В. Пелымская. – М. : Просвещение, 1995. – 115 с.
2. Богданова, Т. Г. Сурдопсихология : учеб. для студентов вузов /Т. Г. Богданова. – М. : Академия, 2002. – 203 с.
3. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте /
Л. И. Божович. – СПб. : Питер, 2008. – 400 с.
4. Боскис, P.M. Глухие и слабослышащие дети / Р. М. Боскис. – М. :
Советский спорт, 2004. – 304 с.
5. Боскис, P.M. Учителю о детях с нарушениями слуха : кн. Для учителя / Р. М. Боскис. – М. : Просвещение, 1988. – 128 с.
6. Вопросы воспитания и обучения аномальных детей дошкольного
возраста / под ред. Л. П. Носковой. – Томск: ТГПУ, 2008. – 274 с.
7. Выготский, Л. С. Собрание сочинений : 6 т. Т. 3 : История развития
высших психических функций / Л. С. Выготский. – М. : Педагогика, 1999. –328 c.
8. Выготский, Л. С. Основы дефектологии / Л. С. Выготский. – СПб. :
Лань, 2003. – 654 с.
9. Выготский, Л. С. Психология: Мир психологии /Л. С. Выготский. – М. : Эксмо-Пресс, 2000. – 1008 с.
10. Гальперин, П. Я. К проблеме внимания / П. Я. Гальперин. – М. :
ЧеРо, 2001. – 34 с.
11. Головчиц, Л. А. Дошкольная сурдопедагогика : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л. А. Головчиц. – М. : ВЛАДОС, 2001. – 301 с.
12. Дефектология : словарь-справочник / под ред. Б. П. Пузанова. –
М., 1996. – 80 с.
13. Добрынин, Н. Ф. Произвольное и непроизвольное внимание //
Учёные записки МГПИ им. В. И. Ленина / Н. Ф. Добрынин. – М., 1958. –294 с.
14. Королева, И. В. Диагностика и коррекция нарушений слуховой
функции у детей раннего возраста / И. В. Королева. – СПб. : КАРО, 2005. –288 с.
15. Леонгард, Э. И. Я не хочу молчать: Из опыта работы по
организации обучения глухих и слабослышащих детей /Э. И. Леонгард, Е. Г. Самсонова, Е. А. Иванова. – М. : Теревинф, 2009. –144 с.
16. Лубовский, В. И. Специальная психология /В. И. Лубовский, Т. В. Розанова, Л. И. Солнцева ; под ред. В. И. Лубовского.– М. : Издательский центр «Академия», 2005. – 464 с.
17. Михаленкова, И. А. Практикум по коррекции психического развития детей с нарушением слуха / И. А. Михаленкова, Н. В. Анисимова, К. В. Дроздовская ; под ред. И. А. Михаленковой. – СПб. :КАРО, 2006. – 2016 с.
18. Особенности развития и воспитания детей дошкольного возрасте
с недостатками слуха и интеллекта / под ред. Л. П. Носковой. – М. :Педагогика, 1984. – 144 с.
19. Назарова, Н. М. Специальная педагогика : учеб. для студентов
вузов / Л. И. Аксенова, Б. А. Архипов, Л. И. Белякова и др. ; под ред. Н. М. Назарова. – 4-е изд., стер. – М. : Издательский центр «Академия», 2005. –400 с.
20. Нейман, Л. В. Анатомия, физиология и патология органов слуха и
речи : учеб. для студентов вузов / Л. В. Нейман, М. Р. Богомильский ; под
ред. В. И. Селиверстова. – М. : «ВЛАДОС», 2001. – 224 с.
21. Немов, Р. С. Психология: экспериментальная педагогическая
психология и психодиагностика : учеб. для студентов вузов /Р. С. Немов. – М. : Просвещение : «ВЛАДОС», 1995. – 512 с.
22. Сошникова, Н. Г. Социальное воспитание глухих и
слабослышащих дошкольников со сложными нарушениями развития : дис.канд. пед. наук / Н. Г. Сошникова. – М., 2008. – 26 с.
23. Специальная психология / учеб. пособие для студентов вузов / В.
И. Лубовский, Т. В. Розанова, Л. И. Солнцева и др. ; под ред.
В. И. Лубовского. – 2-е изд., испр. – М. : Изд. центр «Академия», 2005. –464 с.
24. Стребелева, Е. А. Специальная дошкольная педагогика /Е. А. Стрелебова. – М. : Академия, 2002. – 312 с.
25. Сурдопедагогика : учеб. для студентов вузов / под ред. Е. Г. Речицкой. – М. : Гуманитарный изд. центр «ВЛАДОС», 2004. – 655 с.
26. Речицкая, Е. Г. Готовность слабослышащих дошкольников
к обучению в школе : учеб. для студентов вузов / Е. Г. Речицкая, Е. В. Пархалина. – М. : Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2003. – 192 с.
27. Цукерман, И. В. Проблема социализации выпускников
специальных школ для детей с нарушением слуха / И. В. Цукерман //Дефектология. – 1998. – № 1. – С. 42-46.
28. Эккерт, У. Профессионально-общественная адаптация людей с
нарушениями слуха (возможности и затруднения) / У. Эккерт //Дефектология. – 1991. – № 3. – С. 70-72.
29. Ушинский, К. Д. Избр. пед. соч. : в 2 т. Т. 1 : Теоретические
проблемы педагогики / К. Д. Ушинский ; под. ред. А. И. Пискунова. – М. :Педагогика , 1974. – 584 с.
30. Шипицына, Л. М. Азбука общения: Развитие личности ребенка,
навыков общения со взрослыми и сверстниками/ Л. М. Шипицына, О. В.
Защиринская, В. А. Воронова, Т. А. Нилова. – «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2007. –384с.
31. Шматко, Н. Д. Если малыш не слышит / Н. Д. Шматко, Т. В. Пелымская. – М. : Просвещение, 1995. – 115 с.