Житие Зосимы и Савватия Соловецких о Русском севере.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Церковная история
  • 31 31 страница
  • 11 + 11 источников
  • Добавлена 19.06.2024
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Оглавление

Введение 3
Обзор источников 4
Обзор историографии 9
Глава I. Природа и население Русского Севера 11
Глава II. Хозяйственная деятельность Соловецкого монастыря 18
Глава III. Духовное влияние Соловецких монахов на Беломорье 24
Заключение 28
Список использованной литературы 30

Фрагмент для ознакомления

В житие упоминается, что при игуменстве Зосимы было уже 40 человек в послушании. Вместе с тем умножаются и земли обители. Так, новгородская боярыня Марфа отдала монастырю в пользование некоторые свои земли: «прощениапрошаше, дабы молил Бога о ней и чадѣхея, и давъманастырю его деревню на рецѣСумѣ».Особое внимание нужно обратить на деятельность соловецких вотчин. В целом, все вотчины Соловецкого монастыря можноусловно разделить на три группы по их географическому положению, определяющемухарактер основных повинностей крестьян. В первую группу были выделены вотчины,расположенные по берегу Белого моря или вблизи него. В них проживало около 81 % всехмонастырских крестьян. Они несли на монастырь смешанные повинности: отработки всочетании с денежным и натуральным оброками. В их основные обязанности входиларабота в монастырских усольях, поставка монастырю лесных материалов, присылка вмонастырь для хозяйственных работ «даточных» людей. Собираемый с этих крестьян денежный оброк составлял около десятой части денежных поступлений монастырской казны. Во вторую группу были объединены вотчины, расположенные по берегам основныхпоморских рек Северной Двины и Онеги (11 % монастырских крестьян). Бóльшую частькрестьян этих вотчин составляли «половники», обязанностью которых была работа намонастырской пашне за половину урожая. Третью группу составили вотчины, расположенные в центральных уездах страны (8 % монастырских крестьян). В силу удаленностиот Соловецкого архипелага крестьяне этих вотчин имели относительно слабую связь смонастырем. Трудясь на монастырской барщине, они в основном обеспечивали хлебоммонастырское подворье в Москве и приписную к Соловецкому монастырю Марчуговупустынь.Соловецкий монастырь имел морской флот в период своего расцвета в середине XVI — середине XVII веков.Монастырь приобретал, хранил и ремонтировал морские суда, использовал их в транспортных и торговых целях.По данным отводных книг в 30-х — начале 40-х годов XVII века, у монастыря было 76 судов, из которых 23 — лодьи, самые крупные, грузовые суда.Специальная карбасная служба занималась хранением и обеспечением деятельности монастырских морских судов.Складывание соловецкого флота происходило в конце XV — XVI веках, а своего расцвета он достиг в первой половине XVII века.В Соловецком монастыре были распространены следующие виды промыслов:Соляной промысел. Соль добывали из морской воды и соляных ключей, содержавших неисчерпаемые запасы соляных рассолов.Рыбный промысел. Соловецкий монастырь имел собственные суда для ловли рыбы: четыре морских судна, пятнадцать картасов, а также двадцать семь неводов.Доход Соловецкого монастыря к середине XVI в. был настолько значительным, что он не только покрывал расходы на приобретение большого количества необходимой сельскохозяйственной продукции, но и позволял монастырю выполнять обширную программу по усовершенствованию многообразного монастырского хозяйства и благоустройству жизни монахов в монастыре.Развиваясь и богатея, Соловецкий монастырь стал важнейшим социально-экономическим центром для всего поморского края уже к 17 веку. Практикуя земледелие, развивая рыбную и соляную торговлю, объединяя вокруг себя земли, монастырь становился все более и более экономически независимым, также он все сильнее оказывал влияние на жизнь местного населения, помогал попавшим в беду, не имеющим пищи и крова. Его роль в развитии хозяйства региона неоспорима.Глава III. Духовное влияние Соловецких монахов на БеломорьеК приходу преподобного Савватия, среди населения русского Севера в большей степени распространенно язычество. Были и те, кто веровал во Христа. И приход иноков оказал мощное духовное влияние на население Русского Севера. Ранее мы отмечали, что изначально жителями иноки были встречены недружелюбно: «Мы паче ближаевсѣх земля Корѣлскыясродниинаслѣдници острова сего. Начнем имѣти в наслѣдие по отечеству себѣ и чадом нашим и въпрочаалѣта родов наших, а сих пришелцев изгоним от мѣста того», — говорили между собой. Они были недовольны тем, что на их земле селятся два монаха, и начинают строить кельи. Тем не менее, агиографубежден, что по мере времени эти земли со временем станут святым Божьим местом. В этом усматривается взгляд на то, что русскому Северу надлежит быть христианизированным. В Житии Зосимы и СавватияСоловецких прообраз будущего монастырского изобилия олицетворяет известие о приходе к прп. Зосиме двух светлых юношей, которые пожертвовали ему хлеб, муку и масло. По мысли агиографа, так Господь духовно и физически поддержал старца, в одиночестве голодавшего на острове. Несмотря на создание обители, в Житии появляются признаки процветания только после принятия игуменства прп. Зосимой, тем самым подчеркивая его роль в основании Соловецкого монастыря.Во время отшельничества Зосимы, жители Поморья ему тоже предстают помехой. В их обличии являются бесы ученяя святому напасти: «Начашалюдиемногы пакости творити святому: преходящии морем населници — болярьстиилюдие и приказницираби — рыбную ловитву творяху на островѣ по езером, много оскорбляхупреподобнаго». Они воспринимаются как язычники, ведомые самим дьяволом. В это же время местные приплывают к старцу и в ангельском обличии, помогая спастись от голода. В этом сюжете они выступают напротив, посланниками Божьими. Так, вероятно, выражается ситуация в Приморье на тот момент, когда еще крепко языческое верование, но вместе с тем начинает распространятсяхристианство, все более укрепляясь в сердцах и умах людей.Центральным событием следующего периода жизни Савватия, которое имело глубокий символический смысл и предопределило всю дальнейшую судьбу Соловецкой обители, явилось, с точки зрения составителей текста, произошедшее на острове чудо с женой карельского рыбака, которую избили "два мужа светлы образы", чтобы изгнать мирских поселенцев с острова. Речь ангелов, пересказанная пострадавшей женщиной пришедшему на ее крик старцу Герману, позже стала цитироваться во всех произведениях, посвященных памяти соловецких святых и истории монастыря, начиная с Жития Зосимы, она рассматривалась как пророческое предсказание процветания новой обители. Позже, в XVIII веке, Соловецкий летописец свяжет с этим чудом происхождение названия горы Секирной.С точки зрения содержания это чудо представляется, однако, нетрадиционным для агиографической композиции. В основе его лежит конфликт чисто социальный, конфликт святого с местными жителями - карелами, которые воспротивились его поселению на острове. Постепенно молва о славном житии святого и о всем его монастыре получила широкое распространение: «Многа от многыхчеловекъслышах о семь преподобнѣмЗосимѣ, игуменесоловецском, по рекам и по наволокам живущих во всем Помории». И люди из самых разных мест стекаются к монастырю, братия увеличивается с 20 до 40 человек. Это может говорить о том, что к Зосиме, как к человеку высокодуховному, растет уважение, и так он становится примером силы человеческого духа и веры в Бога.Согласно Житию Зосимы и СавватияСоловецких, новость о создании обители в «морскомъостровѣокияна» потрясла новгородского архиепископа Иону: как же возможно «церкви бытитамо», посреди «чюжевѣрныхъ земли мурманская и каяньская». Подражание Христу сподвигало отшельников к внутреннему духовному преображению1088. Многолетняя борьба с темными силами, непрестанная молитва и строгий аскетизм подвижников преображали и сам облик пустыни, приобритающий райские черты. Посвящение Преображению Господню храма и всего монастыря (Спасо-Каменного, Соловецкого, Валаамского) олицетворяло качественное изменение, преображение «нечистого» пространства в святое место.Зосима почитался еще при жизни, как основатель монастыря и благочестивый инок. Молва о нем разнеслась по всему Поморскому краю, на Соловки с окрестных мест приезжали люди, братия росла. После смерти он не был забыт. Монахи рассказывали о своих святых, верили, что они могут помочь и даже исцелить: ... Некоторые чудеса были сотворены ими при жизни, однако большая часть творится их именем значительно позже. А само по себе чудо, в представлении православного, свидетельствовало о божественной благодати, о святости. Появление на ранее не заселенных местах монастыря и разлетевшаяся молва о нем не могли не оказать влияния на освоение Поморья. Отныне в эти места новгородцы селятся не только с целью промысловой наживы, но и из желания найти умиротворение и послужить Богу. Примером для них стал подвиг святых, которые благодаря силе своей веры поселились там, где до них никто не рисковал и зимовать. Значение храма и совершаемой в нем литургии раскрывается в Житии после поставленияпрп. Зосимы на игуменство. Вернувшись в монастырь, игумен повелел готовиться к божественной литургии: «[…] понеже бо и сам хотяшекомкати ПречистоеТѣло и Кровь Господа нашего Исуса Христа и съвершитибожественую службу». Затем агиограф приводит евангельскую цитату, вошедшую также в молитвы перед причащением: «Ядыи мою Плоть и пия мою Кровь въМнѣ пребывает, и Азъ в нем». Таким образом, агиографсквозь совершение таинства евхаристии основателем монастыря выделяет главную цель монахов и всех христиан – спасение души и встречи со Христом. Этому способствует преображение человека, также показанное агиографом: после причащения и завершения литургии лицо прп. Зосимы просветилось как у ангела, а церковь наполнилась благоуханием, свидетельствующим о достоинстве его священства.В тоже время возникновение Соловецкого монастыря продолжило христианизацию Севера. Впервые у Поморов появляются свои святые, которые понимают тяжести их непростого уклада жизни, защищают от опасностей Белого моря. Такая духовная опора помогала не чувствовать себя одиноким, брошенным на произвол стихии, придавала сил. ЗаключениеСоловецкий монастырь возник в неприспособленных для комфортной жизни условиях. Несмотря на многообразие северной природы, немало хлопот доставляли холод и переменчивый климат. Случались также и столкновения с местными жителями, которым изначально христианские ценности были чужды. Им не хотелось принимать на своих землях чужих иноков. Однако преподобные выстояли и смогли выжить в таких условиях, собрав вокруг себя людей.В XV веке православные подвижники Зосима, Савватий и Герман избрали для молитвенного уединения и пустынножительства Соловецкие острова, расположенные в Белом море в 165 километрах от северного полярного круга. В 1429 году иноки Савватий и Герман после трехдневного морского путешествия на лодке достигают Большого Соловецкого острова. Недалеко от берега Сосновой губы, в удобном для жительства месте у озера они воздвигли крест и построили келью. Так было положено начало иноческой жизни на Соловках, где преподобные Савватий и Герман прожили шесть летСоловецкий монастырь умело вел хозяйственную деятельность. В нем развивались такие важные для Поморского края промыслы как: солеварение, рыболовство, охота на морского зверя. Он налаживал взаимоотношения с местными и с Новгородом, вел активную торговлю, обустраивал отданные ему земли. Активно развивалось вотчинное земледелие. Впоследствии это позволило монастырю стать поистине процветающим. Соловецкая обитель прославилась делами ее начальников. Именем преподобных Зосимы и Савватия, монахи творили великие чудеса. Местное население, видя силы и духовное могущество их, все больше обращалось в веру христианскую.Наконец, само житие Зосимы и Савватия с одной стороны показывает нам Поморье и непростое становление в нем монастыря, его внутренний устрой. А с другой — рассказывает о величии человеческого духа, способного во многом определить дальнейшее развитие истории. Список использованной литературыИсточники: Жития Зосимы и Савватия // Библиотека литературы Древней Руси. СПб., 2005. Т. 13.Литература: Белобородова И. Н. Соляные промыслы в традиционном природопользовании Русского Севера // Проблемы истории России. Екатеринбург, 2013. Вып. 10.Бернштам Т. А. Поморы. Формирование группы и системы хозяйства. Ленинград, 1978. Борисов А.М. Хозяйство Соловецкого монастыря и борьба крестьян с северными монастырями в России в XV-XVII веках. Петрозаводск, 1966.Ключевский В.О. Хозяйственная деятельность Соловецкого монастыря в Беломорском крае // Сочинения в девяти томах. М., 1990. Т. 8. С. 5-30. Критский Ю. М. Промыслы и ремесла северного крестьянства и Соловецкого монастыря XV-XX вв // Соловецкий сборник. Вып. 3. Лаушкин А.В монахи-мореходы в первое столетие истории обители // Соловецкое море. Историко-литературный альманах. М., 2023. Т. 22.Минеева С.В. Рукописная традиция Жития преподобных Зосимы и Савватия Соловецких XVI-XVIII вв. М., 2001. Т. 1. Морозов С.В. Морские чудеса соловецких святых // Соловецкое море. Архангельск. М., 2005. Вып. 4. С. 9-14. Носов А.В. Природно-географические характеристики места расположения будущего монастыря в житиях преподобных XIV-XV вв. в контексте сакрализации пространства // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2023. №3 (93). Носов А.В. Сакрализация пространства основателями русских монастырей в XIV–XV веках. – Режим доступа: https://dissovet.msu.ru/dissertation/2637.

Список использованной литературы
Источники:
Жития Зосимы и Савватия // Библиотека литературы Древней Руси. СПб., 2005. Т. 13.
Литература:
Белобородова И. Н. Соляные промыслы в традиционном природопользовании Русского Севера // Проблемы истории России. Екатеринбург, 2013. Вып. 10.
Бернштам Т. А. Поморы. Формирование группы и системы хозяйства. Ленинград, 1978.
Борисов А.М. Хозяйство Соловецкого монастыря и борьба крестьян с северными монастырями в России в XV-XVII веках. Петрозаводск, 1966.
Ключевский В.О. Хозяйственная деятельность Соловецкого монастыря в Беломорском крае // Сочинения в девяти томах. М., 1990. Т. 8. С. 5-30.
Критский Ю. М. Промыслы и ремесла северного крестьянства и Соловецкого монастыря XV-XX вв // Соловецкий сборник. Вып. 3.
Лаушкин А.В монахи-мореходы в первое столетие истории обители // Соловецкое море. Историко-литературный альманах. М., 2023. Т. 22.
Минеева С.В. Рукописная традиция Жития преподобных Зосимы и Савватия Соловецких XVI-XVIII вв. М., 2001. Т. 1.
Морозов С.В. Морские чудеса соловецких святых // Соловецкое море. Архангельск. М., 2005. Вып. 4. С. 9-14.
Носов А.В. Природно-географические характеристики места расположения будущего монастыря в житиях преподобных XIV-XV вв. в контексте сакрализации пространства // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2023. №3 (93).
Носов А.В. Сакрализация пространства основателями русских монастырей в XIV–XV веках. – Режим доступа: https://dissovet.msu.ru/dissertation/2637.