Взаимосвязь уровня психологической безопасности и самоактуализации личности

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Психология
  • 41 41 страница
  • 36 + 36 источников
  • Добавлена 19.06.2024
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3
Глава I. Взаимосвязь уровня безопасности и самоактуализации личности. 7
1.1. Представления о психологической безопасности личности. 7
1.2. Представления о самоактуализации личности. 14
Глава II. Исследование уровня безопасности и самоактуализации личности. 22
2.1. Связь уровня безопасности и самоактуализации личности. 22
2.2. Практические рекомендации. 31
Заключение 36
Список литературы 39

Фрагмент для ознакомления

Изучение психологической безопасности как самостоятельной потребности и процесса, обуславливающего деятельность личности, возможно через призму социальных взаимоотношений, профессиональной компетентности, регуляторных психо-эмоциональных характеристик личности. Ученик А. Сальтера Дж. Вольпе, продолжая изучение степени влияния уверенности на мотивационную деятельность и поведение человека предложил применение термина «уверенность в себе» в большей степени выражающегося в вопросах взаимоотношения с окружающими людьми, и опираясь на идею, что связь между объектом и тревогой может быть ослаблена, в момент появления объекта [31].То есть, ожидание ситуации, субъекта или явления порождает большую степень снижения психологической безопасности, чем в момент появления предполагаемой опасности. Такое явление может подчеркивать тесную взаимосвязь между проявлением самооценки, самоактуализации, уровня психологической безопасности в совокупности с физио-биологическими процессами, которые при включении гормональной системы организма стимулируют выработку тех гормонов, которые побуждают к активному действию, то есть скорейшему устранению ситуации или явления, вызывающее стресс не посредствам избегания его, пассивным поведением, а проявлением доминирования и разрешения своих внутренних конфликтов, подавления тревожности через призму уверенности и самоутверждения. Так исследования показывают, что представления о собственной личной психологической безопасности неоднородны и представляются противоречивым набором представлений, которые напрямую могут быть не связаны с общем пониманием личности понятия «безопасность», но определенно влияющие на процессы его социального взаимодействия и стремления проявить свою компетентность [32].Качественное выявление оценки и соотношения внутреннего представления субъекта о тех или иных условиях достижения результата, поставленной цели определяются персональными представлениями о личной психологической безопасности. Также важно отметить, что [33] некоторые исследователи отмечают в оценке психологической безопасности степень влияния ситуации или явления, представляющего фактическую угрозу личности, или эта угроза определена под воздействием иллюзорного представления, что безусловно в свою очередь не могут быть рассмотрены, как понижение психологической безопасности, а как проявление других психологических процессов личности, которые снижают уровень психологической безопасности уже, как вторичное проявление причин такого мировосприятия. Самоактуализация в совокупности с психологической безопасностью являются основополагающими свойствами целостной личности, стремящейся к стабильности и полноценной реализации своих возможностей, при содействии адекватной самооценки, и максимальному проявлению своих индивидуальных особенностей. 2.2. Практические рекомендации.Соотношение представлений личности о ценностях и системе безопасности для сохранения этих ценностей или преумножения, а следовательно, проектирование условий для этого, указывают на необходимость и учет личной психологической безопасности. Отношение к безопасности с точки зрения психологии имеет в высшей степени социализирующую направленность, ориентируясь на те или иные ценностей, о которых имеет представление личность. То есть, среда, которая является местом выражения личности своих возможностей и потенциала, носит коммуникативный характер, и требует от личности взаимного участия, так как большинство процессов самоактуализации, например, таких как самовыражение и самоутверждение, связано с попыткой человека воздействовать на окружающую его среду, преследуя индивидуальные цели. Отношение к безопасности, как к фактору, обуславливающему жизнедеятельность в общем понимании,меняется от субъективного представления человека о происходящем в мире, в том числе от собственного комплекса представлений о ценностях. Оценка защищенности личности от внешних и внутренних факторов, влияющих на психологическую безопасность, должна быть соотнесена с критическим и аналитическим представлением о текущем развитии ситуации в рамках адекватного восприятия. В зависимости от степени самоактуализации в той или иной сфере деятельности личности важно учитывать разность в системе ценностей этих сфер, в том числе во взаимоотношениях с ближайшим окружением и влиянием среды в области профессиональной деятельности. Психологическая безопасность может быть контролируема или определена, как пассивная и активная по степени ее выражения и потребности. К активному выражению контроля можно отнести такие качества личности, как проявление достаточной компетентности в профессиональной среде, характерных волевых качеств и умения использовать регуляторные психосоматические функции организма. К пассивным формам проявления психологической безопасности может относится избегающее поведение и приспособление по типу пассивного поведения. Такие личностные характеристики, как агрессивность, заниженная самооценка, склонность к повышенному риску и аддиктивное поведение, ведут прямым образом к понижению уровня психологической безопасности. В то же время, такое стремление к риску, нарушающему собственную психологическую безопасность, не может быть рассмотрено самостоятельное снижение психологической безопасности, обусловленное какими бы то ни было внешними или внутренними факторами, а выступает, как следствие других нарушений процессов личностного поведения [34].Развитие способностей и навыков, свойственных целостной личности, такие как аналитическое мышление, критичное восприятие информации, стремление к развитию регуляторных психологических функций организма, могут способствовать к повышению психологической безопасности в ситуативной необходимости, но и для укрепление адекватного мировосприятия через призму целостной личности с адекватной самооценкой.Для включения в процесс самоактуализации и адекватной оценки рисков для личности в собственном субъективном представлении, то есть выявлению действительного уровня психологической безопасности, необходимо развитие эмоционального интеллекта, которое в свою очередь обуславливает следующее возможное положительное развитие: Способность осознания предшествующего социального опыта, начиная с раннего детства, для определения действительной значимости в среде обитания личности тех или иных субъектов, включения или исключения их влияния на систему ценностей и обеспечения реализации текущих потребностей;Восприятие информации, исходящих от собственного психосоматического состояния для корректировки и направления мотивационно-побудительного мышления в положительное русло;Аналитика и критический подход к текущей ситуации, явлению, субъекту с точки зрения выявления причин и мотивов возникновения ощущения нарушения психологической безопасности на базе предшествующего опыта;Идентификация неудовлетворенной потребности должна быть отделима от чувства психологической безопасности с целью определения ее истинного смыслового наполнения в структуре и конструкции потребностей в общем представлении.Осознание информации, связанной с эмоциями, способствует активации регуляции таких процессов, как самоактуализация, самореализация, самооценка и психологическая безопасность, что в совокупности представляют в сбалансированном соотношении целостную личность и ее благополучную, безопасную среду. Опираясь на представления о современных ценностях и их модифицированной классификации М.С. Яницкий обнаруживает следующие типы отношения современной личности к безопасности, и которые могут быть применены в качестве контроля и взаимосвязи уровня безопасности в соотношении с самоактуализацией, которые могут выступить, как самостоятельные стратегии[35]:Адаптационная стратегия. Обеспечивается отношением к безопасности на базе мировоззрения и ценностей жизни, как целостному проявлению этой защиты для жизнедеятельности. Такая стратегия поведения личности заключается в поиске максимально комфортных и безопасных условий актуализируя собственные способности и возможности. Личность, использующая такую стратегию стремиться развивать имеющийся потенциал, так как уверенно полагает, что именно он залог обеспечения личной психологической безопасности в условиях динамично развивающегося мира. В области профессиональной компетенции личность в том числе стремится к расширению кругозора о политике и экономике того государства, которое обеспечивает ей безопасность в глобальном представлении. Социализирующаяся стратегия. Личность, реализующая такую стратегию поведения, в отличии от той, которая ведет адаптационную стратегию, стремится к включению себя в сообщество и социальную среду для обеспечения собственной психологической безопасности, обеспечивая ее стремлением к признанию и уважению среди других субъектов. Такая личность в системе своих ценностей и мировоззрения обладает обостренным чувством собственного достоинства и продуцирует свой статус и репутацию, как основополагающие. А также стремиться по утверждению Б.Г. Ананьева к сохранению уже имеющихся условий для ощущения комфорта и личной психологической безопасности, несмотря на переход на следующий уровень развития личности [36]. Основной задачей личности для такой стратегии становится завоевание своего места в обществе и положения, которое, наделенное социальным статусом, будет давать ему некое представление о психологической безопасности и защищенности своего «Я». Стратегия индивидуализации. Личность, выбравшая такую стратегию поведения, формирует свое представление о личной психологической безопасности на базе духовных ценностей и стремиться к приобретению внутренней гармонии, что в свою очередь может выражаться в стремлении стать востребованным в условиях в той области, где реже всего встречаются другие личности с аналогичной компетентностью, то есть выражается в стремлении к уникальности, как залогу психологической стабильности и безопасности. Стоит подчеркнуть, что выбор поведения личности напрямую обусловлен системой имеющихся ценностей и индивидуальных характеристик, в том числе того базиса, который формирует эмоциональный интеллект, а следовательно, в некоторой степени выбор стратегии может казаться бессознательным. ЗаключениеТаким образом, дать точное определение понятия «психологической безопасности» в рамках постоянно развивающегося в целом и активного участия в жизни человека цифрового мира в частности, затруднительно, так как на сегодняшний день недостаточно открыты представления о возможных рисках, которые в свою очередь влекут разную степень воздействияна психологическую безопасность или среду обитания личности, ее зоны комфорта.Ценность психологической безопасности приобретает новые формы, отделяясь от общего представления безопасности, как физиологического и социально-экономического поля, а также подчеркивает степень рисков, которые могут повлиять на формировании целостной личности или нарушить систему ценностей уже сформированной. Успешная самоактуализация личности неразрывно связана с уверенностью, то есть с состоянием стабильности и отсутствия угроз для жизнедеятельности и реализации своих целей и потребностей в той или иной сфере. Разность в степени уровня воздействия на психологическую безопасность и самоактуализацию определена не только гендерными особенностями, но и возрастными, а также системой ценностей и мировоззрения, сложившихся на ранних стадиях развития личности. Без ощущения стабильности в области психологической безопасности развитие личности и ее стремление к самоактуализации невозможно. Индивидуальные характеристики личности безусловно определяют степень вовлеченности психологической безопасности в те или иные сферы жизнедеятельности человека, определяя ее субъективную среду обитания и зону возможных компетентностей. Представления о физиологической и психологической безопасности в равной степени пересекаются друг с другом, относясь к различным сферам жизнедеятельности человека,и побуждают к созданию или поиску тех или иных условий, при которых этой жизнедеятельности не угрожают ни физиологически, ни психоэмоционально.Трудно представить, что психологическая безопасность может быть определена без учета развития цифровых технологий и степени их влияния на личность. Необходимо рассматривать взаимосвязь психологической безопасности и самоактуализации в совокупности с цифровой информационной средой. Персональные представления о личной безопасности и ее взаимосвязь с самоактуализацией, а также степени их взаимодействия в оказании влияния на деятельность человека, которая в свою очередь отражает комплекс представлений о безопасных и идеальных условиях своего существования, должны быть представлены, как современное отражение в психологии тех процессов, которые ранее могли рассматриваться как независимые и не влияющие друг на друга. Регуляторная способность этих процессов отражает систему ранее сложившихся представлений о том или ином поведении и способов достижения тех или иных целей, и предполагает в обоих случаях трансляцию собственных комплексов и наборов реакций на внешнюю среду, формируясь на базе предшествующего опыта и системе ценностей. В силу неоднородности и разнообразия представлений о личной психологической безопасности и активного стремления к самоактуализации, которая так же по своей структуре является неоднородной, объясняется присутствием тех или иных представлений и мировоззрений, а также системе субъективных представлений о собственных возможностях и потенциале, личность выбирает ту или иную стратегию поведения, которая при изменении ситуативных ценностей может подстраиваться и адаптироваться под текущие потребности. Регуляторная природа взаимодействия и совместного влияния обладает в высокой степени проявления субъективностиличности. Современные реальности представляют широкий спектр для изучения этих взаимосвязей и условий проявления, включая изучение степени воздействия на тот или процесс, идущий в личности, что в свою очередь будет способствовать расширению научных представлений в области психологии личности и безопасности. Список литературыКоростылева Л.А., Кравченко Н.Е. Пути профессиональной и личностной самореализации человека. С-Пб. : ЦИПКО, 1997.Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2008. – 583 с.Немов Р.С. Психология. Кн.1. – М.: Владос, 2008. – 688 с.Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. 3-е изд. – СПб.: Питер, 2001. – 288 с.Баева И.А. Психология безопасности: теория и практика // Психологическая безопасность, устойчивость, психотравма: сборник научных статей. – СПб.: ООО «Книжный Дом», 2006. С. 11-12.Фоменко Г. Ю. Психология безопасности личности: теоретико-методологические основания институционализации // Человек. Сообщество. Управление. Краснодар: КубГУ, 2010. № 1.Психология и этика делового общения: Учебник для вузов/под ред. В. Н. Лавриненко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.Яницкий М. С., Серый А. В. Трансформация представлений об экстремальной ситуации в постнеклассической психологии // Личность в экстремальных условиях и кризисных ситуациях жизнедеятельности. 2013. № 3. С. 120 – 124.Рощин С.К. Некоторые вопросы информационно-психологической безопасности российского общества // Проблемы информационно-психологической безопасности (Сборник статей и материалов конференций). – М., 1996. – С.27.Харламенкова Н.Е. Понятие психологической безопасности и его обоснования с разных научных позиций// Психологический журнал. 2019. С.28- 37.Гуцыкова С.В. К вопросу о предикторах психологической безопасности: климат и культура безопасности // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2016. № 4. С. 53-62.Карпович И.А. Психологическая безопасность образовательной среды в условиях цифровой трансформации// Заметки ученого. 2022. С.140-144.Маслоу А. Самоактуализация / А. Маслоу // Психология личности. Тексты. — М.: Наука, 2002. — 236 с.Роджерс К. Р. Становление личности. Взгляд на психотерапию: [перевод] / Карл Р. Роджерс. - Москва: Институт общегуманитарных исследований, 2017. 237 с.Забелина А. В. Проблема самоактуализации личности / Научная электронная библиотека «киберленинка» – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-samoaktualizatsii-lichnosti (дата обращения 20.05.2024). Руткевич А.М От Фрейда к Хайдеггеру: критический очерк экзистенциального психоанализа. М.: Политиздат, 1985. 175 с.Salter A. Conditioned reflex therapy. N. Y., 1949.Ассаджоли Р. Психосинтез: теория и практика [Электронный ресурс] / сост. и пер. В. Данченко. Абульханова-Славская К.А. Стратегии жизни. Москва: Мысль, 1991. Леонтьев Д.А. Психология смысла. Москва: Смысл, 2003. Литвинова Н.Ю. Психологические ресурсы совладающего поведения в жизнедеятельности человека. Владимир: ВлГУ, 2015.Кузнецов, П.С. Концепция социальной адаптации. – Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 2000. – 260 с.Скворцова М.В. Самоактуализация и тревожность как факторы межличностных отношений студентов гуманитарных специальностей: диссертация ... кандидата психологических наук: 19.00.05 /М.В. Скворцова. - Москва, 2004. 215 с.Бернс Р. Развитие Я–концепции и воспитание. М., 1986, 301 с. Замалдинова Г.И. Соотношение индивидуально-типических особенностей уверенности с уровнем самоактуализации сотрудников коммерческих организаций: диссертация ... кандидата психологических наук: 19.00.01 /Г.И.Замалдинова. - Москва, 2011. 203 с.Недашковская М.А. Самореализация личности как феномен культуры: дис. ... канд. философ. наук., 1990. 167 с. Плотникова Е. С. Гендерные различия самореализации и самоактуализации // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2020. – Т. 9. – № 2 (31). – С. 358–362.Isenhardt, A. Inmate violence and correctional staff burnout: The role of sense of security, gender, and job characteristics / А. Isenhardt, U. Hostettler // Journal of Interpersonal Violence. – 2020. – Vol. 35, Iss. 1–2. – P. 173–207. – DOI: 10.1177/0886260516681156. Ouali, L.A.B. Gender Differences in the Perception of Safety in Public Transport / L.A.B. Ouali, D.J. Graham, A. Barron, M. Trompet // Journal of the Royal Statistical Society: Series A (Statistics in Society). – 2020. – Vol. 183, Iss. 3. – P. 737–769. DOI: 10.1111/rssa.12558.Ceccato, V. Young people’s victimization and safety perceptions along the trip / V. Ceccato, L. Langefors, P. Näsman // Nordic Journal of Criminology. – 2021. – Vol. 22, Iss. 1. – P. 106–125. DOI: 10.1080/2578983X.2021.1882744.Wolpe J. and Lazarus A.A. Behavior therapy techniques. N. Y., 1966.Т. М., Тылец, В. Г. (2020) Принцип безопасности в психологических иссле% дованиях проблем цифровизации // Знание. Понимание. Умение. №2. С. 152–166. DOI: 10.17805/zpu.2020.2.14. Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Понятийные ориентиры развития психологической безопасности личности в предметном поле современных исследований // GESJ: EducationScienceandPsychology. 2013. No. 1(23). С. 59 – 64.Котик М.А. Психология и безопасность. Таллинн: «Валгус», 1981. 408 с.Яницкий М. С. Ценностная структура массового сознания современной России // Политико-психологические проблемы исследования массового сознания / под ред. Е. Б. Шестопал. М.: Аспект Пресс, 2002. С. 7 – 27. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2011.

Список литературы

1. Коростылева Л.А., Кравченко Н.Е. Пути профессиональной и личностной самореализации человека. С-Пб. : ЦИПКО, 1997.
2. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2008. – 583 с.
3. Немов Р.С. Психология. Кн.1. – М.: Владос, 2008. – 688 с.
4. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. 3-е изд. – СПб.: Питер, 2001. – 288 с.
5. Баева И.А. Психология безопасности: теория и практика // Психологическая безопасность, устойчивость, психотравма: сборник научных статей. – СПб.: ООО «Книжный Дом», 2006. С. 11-12.
6. Фоменко Г. Ю. Психология безопасности личности: теоретико-методологические основания институционализации // Человек. Сообщество. Управление. Краснодар: КубГУ, 2010. № 1.
7. Психология и этика делового общения: Учебник для вузов/под ред. В. Н. Лавриненко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
8. Яницкий М. С., Серый А. В. Трансформация представлений об экстремальной ситуации в постнеклассической психологии // Личность в экстремальных условиях и кризисных ситуациях жизнедеятельности. 2013. № 3. С. 120 – 124.
9. Рощин С.К. Некоторые вопросы информационно-психологической безопасности российского общества // Проблемы информационно-психологической безопасности (Сборник статей и материалов конференций). – М., 1996. – С.27.
10. Харламенкова Н.Е. Понятие психологической безопасности и его обоснования с разных научных позиций// Психологический журнал. 2019. С.28- 37.
11. Гуцыкова С.В. К вопросу о предикторах психологической безопасности: климат и культура безопасности // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2016. № 4. С. 53-62.
12. Карпович И.А. Психологическая безопасность образовательной среды в условиях цифровой трансформации// Заметки ученого. 2022. С.140-144.
13. Маслоу А. Самоактуализация / А. Маслоу // Психология личности. Тексты. — М.: Наука, 2002. — 236 с.
14. Роджерс К. Р. Становление личности. Взгляд на психотерапию: [перевод] / Карл Р. Роджерс. - Москва: Институт общегуманитарных исследований, 2017. 237 с.
15. Забелина А. В. Проблема самоактуализации личности / Научная электронная библиотека «киберленинка» – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-samoaktualizatsii-lichnosti (дата обращения 20.05.2024).
16. Руткевич А.М От Фрейда к Хайдеггеру: критический очерк экзистенциального психоанализа. М.: Политиздат, 1985. 175 с.
17. Salter A. Conditioned reflex therapy. N. Y., 1949.
18. Ассаджоли Р. Психосинтез: теория и практика [Электронный ресурс] / сост. и пер. В. Данченко.
19. Абульханова-Славская К.А. Стратегии жизни. Москва: Мысль, 1991.
20. Леонтьев Д.А. Психология смысла. Москва: Смысл, 2003.
21. Литвинова Н.Ю. Психологические ресурсы совладающего поведения в жизнедеятельности человека. Владимир: ВлГУ, 2015.
22. Кузнецов, П.С. Концепция социальной адаптации. – Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 2000. – 260 с.
23. Скворцова М.В. Самоактуализация и тревожность как факторы межличностных отношений студентов гуманитарных специальностей: диссертация ... кандидата психологических наук: 19.00.05 /М.В. Скворцова. - Москва, 2004. 215 с.
24. Бернс Р. Развитие Я–концепции и воспитание. М., 1986, 301 с.
25. Замалдинова Г.И. Соотношение индивидуально-типических особенностей уверенности с уровнем самоактуализации сотрудников коммерческих организаций: диссертация ... кандидата психологических наук: 19.00.01 /Г.И.Замалдинова. - Москва, 2011. 203 с.
26. Недашковская М.А. Самореализация личности как феномен культуры: дис. ... канд. философ. наук., 1990. 167 с.
27. Плотникова Е. С. Гендерные различия самореализации и самоактуализации // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2020. – Т. 9. – № 2 (31). – С. 358–362.
28. Isenhardt, A. Inmate violence and correctional staff burnout: The role of sense of security, gender, and job characteristics / А. Isenhardt, U. Hostettler // Journal of Interpersonal Violence. – 2020. – Vol. 35, Iss. 1–2. – P. 173–207. – DOI: 10.1177/0886260516681156.
29. Ouali, L.A.B. Gender Differences in the Perception of Safety in Public Transport / L.A.B. Ouali, D.J. Graham, A. Barron, M. Trompet // Journal of the Royal Statistical Society: Series A (Statistics in Society). – 2020. – Vol. 183, Iss. 3. – P. 737–769. DOI: 10.1111/rssa.12558.
30. Ceccato, V. Young people’s victimization and safety perceptions along the trip / V. Ceccato, L. Langefors, P. Näsman // Nordic Journal of Criminology. – 2021. – Vol. 22, Iss. 1. – P. 106–125. DOI: 10.1080/2578983X.2021.1882744.
31. Wolpe J. and Lazarus A.A. Behavior therapy techniques. N. Y., 1966.
32. Т. М., Тылец, В. Г. (2020) Принцип безопасности в психологических иссле% дованиях проблем цифровизации // Знание. Понимание. Умение. №2. С. 152–166. DOI: 10.17805/zpu.2020.2.14.
33. Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Понятийные ориентиры развития психологической безопасности личности в предметном поле современных исследований // GESJ: EducationScienceandPsychology. 2013. No. 1(23). С. 59 – 64.
34. Котик М.А. Психология и безопасность. Таллинн: «Валгус», 1981. 408 с.
35. Яницкий М. С. Ценностная структура массового сознания современной России // Политико-психологические проблемы исследования массового сознания / под ред. Е. Б. Шестопал. М.: Аспект Пресс, 2002. С. 7 – 27.
36. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2011.