Особенности подготовки выпускников средней общеобразовательной школы к решению задач ЕГЭ по физике по теме «Основы специальной теории относительности»

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Педагогика
  • 53 53 страницы
  • 43 + 43 источника
  • Добавлена 20.06.2024
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Содержание
Введение 3
ГЛАВА 1. Место и роль темы «Основы специальной теории относительности» в курсе физики средней школы 6
1.1 Место темы «Основы специальной теории относительности» в школьном курсе физики 6
1.2 Анализ методов и средств изучения темы «Основы специальной теории относительности» в средней школе 15
1.3 Анализ методических проблем изучения основ специальной теории относительности в средней школе 23
Глава 2. Методические особенности подготовки к решению задач по физике (тема «Основы специальной теории относительности») 30
2.1 Использование ресурсов сети Интернет для изучения темы «Основы специальной теории относительности» 30
2.2 Конспект урока «Решение задач по теме «Основы специальной теории относительности» 35
Заключение 46
Библиографический список 49

Фрагмент для ознакомления

Группа 4. Компьютерные модели и симуляции по теме «Основы специальной теории относительности».
Здесь можно выделить сайт oPhysics.

Слайд 10:
До недавнего времени тема «Основы специальной теории относительности» была включена в программу Единого государственного экзамена по физике. В 2023/2024 учебном году данная тема уже не рассматривается на экзамене. Однако это не отменяет необходимость решения задач по данной теме на уроках физики. Поэтому нами была представлена разработка урока решения задач по теме «Основы специальной теории относительности».
Данный урок можно провести как в классах гуманитарного, так и физико-математического профиля. Урок последователен, логичен, предполагает смену деятельности учащихся и ее разнообразие. Учащиеся все время или фронтально или индивидуально вовлечены в деятельности по актуализации знаний или формированию умений.
Слайд 11:
Использование мысленного эксперимента и компьютерного моделирования рассматриваемой задачи способствует интеллектуальному развитию учеников, поддерживает их мотивацию, развивает, в том числе, и коммуникативные и цифровые умения школьников.
Подобранный комплект задач способствует отработке умения решать типовые задания темы. А предложенное домашнее задание направлено не только на отработку умения решать расчетные задачи, но и носит мировоззренческий характер – учащиеся готовят сообщение о применении теории относительности в современной науке.
Слайд 12:Таким образом, в ходе выполнения исследования нами были выполнены все поставленные задачи.
Исследование показало перспективность дальнейшей работы по данной теме, в частности, необходимость разработки моделей других видов уроков как для гуманитарного, так и для физико-математического класса.

Слайд 13: Благодарю за внимание. Готов ответить на Ваши вопросы.

Библиографический список
1. Абросимов Б.Ф. Физика. Способы и методы поиска решения задач/ Б.Ф. Абросимов. - М.: Изд-во «Экзамен», 2006.
2. Абросимов, Б. Ф. Истоки успешного поиска решений задач физики [Текст] / Б. Ф. Абросимов. - Филиал УГНТУ, г. Стерлитамаке // Физическое образование в вузах. Т. 10, № 2, 2004. - С. 17-30.
3. Балаш В.А. Задачи по физике и методы их решения: пособие для учителей / В.А. Балаш - М.: Просвещение, 1974.
4. Браверман, Э. М. Наблюдения и эксперименты в системе развития учащихся и ознакомления с теорией познания [Текст] / Э. М. Браверман // Физика в школе. – 2006. – № 1. – С. 22-26.
5. Браверман, Э. М Развитие самостоятельности учащихся – требование нашего времени [Текст] / Э. М. Браверман // Физика в школе. – 2006. – № 2. – С. 15-19.
6. Бугаев, А. И. Методика преподавания физики в средней школе: Теорет. основы: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по физ.-мат. спец. [Текст] / А. И. Бугаев. – М.: Просвещение, 1981. – 288 с.
7. Бутырский Г.А. Классификация графических задач по физике и проблемы обучения их решению // Вестник ВятГУ. 2010. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/klassifikatsiya-graficheskih-zadach-po-fizike-i-problemy-obucheniya-ih-resheniyu
8. Возрастная и педагогическая психология. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов [Текст] / под ред. проф. А. В. Петровского. – М.: Просвещение, 1973. – 288 с.
9. Рабочая программа предмета, курса по физике для 11 класса [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://nsportal.ru/shkola/fizika/library/2021/07/16/rabochaya-programma-po-fizike-dlya-11-klassa-fgos
10. Гальперин П.Я. К исследованию интеллектуального развития ребенка // Вопросы психологии. 1969, №1. с.15-25.
11. Гоффман Б. Корни теоретической относительности. / Пер. с англ., М.: Знание, 1987.-256с.
12. Давыдов, В. В. Теория развивающего обучения [Текст] / В. В. Давыдов. – М.: ИНТОР, 1996. – 554 с.
13. Демидова, М. Ю. Модели экспериментальных заданий в КИМ ГИА по физике [Текст] / М. Ю. Демидова, Е. Е. Камзеева, Г. Г. Никифоров // Модели и моделирование в методике обучения физике: Материалы докладов VI всероссийской научно-теоретической конференции. – Киров: Изд-ва ИРО Кировской области, ООО «Типография «Старая Вятка», 2013. – 94 с.
14. Дрибинский В.Л., Иванова Е.В. От технических проблем - к педагоги¬ческим / Информационная культура современной школы. Тезисы работ педагогов. - СПб., 1996. -с. 57-58
15. Дьякова Е.А. Методика преподавания физики в классах гуманитарного профиля. - Дис... канд. пед. Наук. - М., 1992. - 170с.
16. ЕГЭ. Физика. Полный курс. Самостоятельная подготовка е ЕГЭ/ О.И. Громцева. – М.: Издательство «Экзамен», 2013. – 367 с.
17. Еникеев М.И. Общая и социальная психология: Учебник для вузов. М.: Изд-во гр. НОРМА-ИНФА М, 2000.
18. Каменецкий С.Е., Орехов В.П. Методика решения задач по физике в средней школе. Пособие для учителей. /; М., «Просвещение», 1971. – 448 с.
19. Касаткина А.В. Вопросы методики обучения специальной теории относительности в физико-математических и гуманитарных классах [Текст] / А.В. Касаткина: диссертация …кандидата педагогических наук. – М. 2000.
20. Касьянов, В. А. Физика. 11 кл. Базовый уровень: учебн. для общеобразоват. учреждений [Текст] / В. А. Касьянов. – М.: Дрофа, 2007. – 286 с.
21. Кикоин, А. К. Физика: Учеб. для 11 кл. шк. (кл.) с углубл. изуч. Физики [Текст] / А. К. Кикоин, И. К. Кикоин, С. Я. Шамаш, Э. Е. Эвенчик. – М.: Просвещение, 1998. – 304 с.
22. Малинин А.Н. Методические основы изучения теории относительности в курсах физики средних общеобразовательных учреждений и педвузов: диссертация ... доктора педагогических наук в форме науч. докл. – М., 2000. – 65 с.
23. Мандельштам Л.И. Лекции по теории относительности. Полное собра¬ние трудов, т.5, издание АН СССР 1950.
24. Маркова, А. К. Психология обучения подростка [Текст] / А. К. Маркова. – М.: Знание, 1975. – 64 с.
25. Менчинская, Н. А. Проблемы учения и умственного развития школьника: Избранные психологические труды [Текст] / Н. А. Менчинская. – М.: Педагогика, 1989. – 224 с.
26. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. Вузов [Текст] / В. С. Мухина. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 456 с.
27. Мякишев, Г. Я. Физика. 11 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый и профил. уровни [Текст] / Г. Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев, Н. Н. Сотский. – М.: Просвещение, 2009. – 336 с.
28. Оспенников А. А., Оспенников Н. А. Виды задач по физике и их разнообразие в традиционных и цифровых учебных пособиях по предмету // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия: Информационные компьютерные технологии в образовании. 2010. №6.
29. Пинский А.А. Релятивистские идеи в преподавании физики. Дис... д-ра пед. Наук. М., 1974. 349с.
30. Примерная рабочая программа основного общего образования предмета «Физика» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://edsoo.ru/Primernaya_rabochaya_programma_osnovnogo_obschego_obrazovaniya_predmeta_Fizika_proekt_.htm
31. Разумовский, В. Г. Проблемы ФГОС и научной грамотности школьников или новый образовательный стандарт образования в действии: обучение и воспитание творчески мыслящей личности на уроках физики [Текст] / В. Г. Разумовский, В. В. Майер // Физика в школе. – 2012. – № 5. – С. 3-10.
32. Разумовский, В. Г. ФГОС в действии: исследование учащихся как средство овладения методами научного познания явлений природы и техники [Текст] / В. Г. Разумовский, В. В. Майер, Е. И. Вараксина // Физика в школе. – 2013. – № 3
33. Рымкевич А.П., Рымкевич П.., Сборник задач по физике. М.: Просве¬щение, 1984г.
34. Слободчиков, В. И. Психология человека. Введение в психологию субъективности [Текст] / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. – М.: Школа-Пресс, 1995. – 384 с.
35. Смилга В. Очевидное? Нет, еще не изведанное... М.: «Молодая гвар¬дия». 1961г.
36. Теория и методика обучения физике в школе: общие вопросы: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] / С. Е. Каменецкий [и др.], под ред. С. Е. Каменецкого, Н. С. Пурышевой. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.
37. Усова А.В. Практикум по решению физических задач: пособие для студентов физ.-мат. Ф-тов / А.В. Усова, Н.Н. Тулькибаева. – М.: Просвещение, 2001. – 208 с.
38. Утияма Р. К чему пришла физика. (От теории относительности к тео¬рии калибровочных полей). Пер. с японского. М.: Знание, 1986. - 224с.
39. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования [Текст]. – 2022.
40. Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Федеральный институт педагогических измерений». ФИПИ. Электронный ресурс: https://fipi.ru/ege/demoversii-specifikacii-kodifikatory
41. Чижов, Г. А. Задания ЕГЭ по физике. Возможности и перспективы [Текст] / Г. А. Чижов // Физика в школе. – 2009 – № 6 – С. 9-15.
42. Шахмаев, Н. М. Физика: Учеб. для 11 кл. сред. шк. [Текст] / Н. М. Шахмаев, С. Н. Шахмаев, Д. Ш. Шодиев. – М.: Просвещение, 1994. – 240 с.
43. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. - М.: Педагогика, 1971. - 327с.