Формирование навыков ведения домашнего хозяйства в системе обучения младших школьников с тяжёлыми множественными нарушениями развития

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Психология и педагогика
  • 76 76 страниц
  • 54 + 54 источника
  • Добавлена 08.07.2024
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1. Теоретические аспекты формирования навыков ведения домашнего хозяйства в системе обучения младших школьников с тяжёлыми множественными нарушениями развития 8
1.1 Психолого-педагогические особенности младших школьников с тяжёлыми множественными нарушениями развития 8
1.2 Умение выполнять доступные бытовые поручения как направление подготовки к самостоятельной жизни 14
1.3 Анализ нормативных документов в части ведения домашнего хозяйства школьников с ТМНР 19
1.4 Сюжетно-ролевая игра как метод формирования навыков ведения домашнего хозяйства у младших школьников с тяжёлыми множественными нарушениями. 25
Вывод по главе 1 30
Глава 2. Исследование уровня сформированности навыков ведения домашнего хозяйства у обучающихся с тяжёлыми множественными нарушениями развития на этапе начального образования 32
2.1 Организация экспериментальной работы и характеристика экспериментальной группы 32
2.2 Диагностика уровня сформированности навыков ведения домашнего хозяйства у обучающихся с тяжёлыми множественными нарушениями развития на констатирующем этапе экспериментальной работы 33
2.3. Анализ результатов проведения констатирующего этапа эксперимента 36
Вывод по главе 2 41
Глава 3. Система коррекционно-развивающей работы, направленной на формирование навыков ведения домашнего хозяйства у младших школьников с тяжёлыми множественными нарушениями развития 44
1.1 Содержание, организация и проведение формирующего этапа эксперимента 44
3.2 Сравнительный анализ результатов, полученных до и после формирующего эксперимента 50
3.3 Рекомендации родителям по формированию навыков домоводства у младших школьников с тяжёлыми множественными нарушениями развития 51
Вывод по главе 3 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
Список использованной литературы 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 74

Фрагмент для ознакомления

Например, внимание у младших школьников с ТМНР неустойчивое и низко продуктивное. Следовательно, родители должны постоянно возвращать внимание учащихся к процессу выполнения тех или иных действий.Память развита слабо. Отсюда следует, что выполнение новых поручений должно быть разбито на небольшие операции, которые постепенно усваиваются и постоянно повторяются и закрепляются. Для этого следует иметь разные средства наглядности (схемы выполнения действий, карточки с различными предметами, необходимыми в быту и т.д.).Большое влияние на процесс формирования навыков ведения домашнего хозяйства оказывает соблюдение жизнеутверждающего стиля. То есть, успехи должны быть отмечены и закреплены. Младший школьник должен чувствовать поддержку как со стороны родителей, так и образовательного учреждения.Таким образом, соблюдения ряда правил позволит обеспечить эффективную и целесообразную коррекционно-развивающую работу по формированию навыков ведения домашнего хозяйства.Вывод по главе 3В процессе написания данной главы мы систематизировали опыт проделанной нами экспериментальной работы.Наше предположение строилось на гипотезе о том, что формирование навыков ведения домашнего хозяйства в системе обучения младших школьников с тяжёлыми множественными нарушениями развития будет более эффективно при использовании сюжетно-ролевой игры.Таким образом, мы разработали и провели комплекс, включающий в себя сюжетно-ролевые игры по следующим направлениям:работа на кухне (сервировка стола; уборка стола после приёма пищи; мытьё посуды);уборка в доме (протирание пыли, организация хранения вещей; уборка мусора; мытьё полов; уход за растениями);стирка вещей (сортировка по цвету и типу одежды).После формирующего этапа мы повторно провели диагностики с целью выявления динамики уровня сформированности навыков ведения домашнего хозяйства.Результаты повторной диагностики:30 % - хороший уровень;30% - средний уровень;20% - уровень ниже среднего;20% - низкий уровень.Сравнительный анализ результатов диагностики до и после формирующего этапа показал положительную динамику в изменении уровня сформированности навыков ведения домашнего хозяйства.Таким образом, была доказана эффективность использования метода сюжетно-ролевых игр при формировании умений выполнять бытовые поручения. ГИПОТЕЗА О ТОМ ЧТО,,,,ДОКАЗАНА ПОЛНОСТЬЮНа основе проделанной работы нами были составлены рекомендации для родителей, которые помогут сделать процесс формирования навыков ведения домашнего хозяйства еще более продуктивным.ЗАКЛЮЧЕНИЕЦелью данной работы было определено выявление степени сформированности навыков ведения домашнего хозяйства у младших школьников с ТМНР и разработка на данной основе комплекса сюжетных игр, направленных на формирования навыков домоводства.Данное направление имеет большое значение в организации коррекционно-развивающего обучения, так как через усвоение навыков ведения домашнего хозяйства, а соответственно, формирование социально-бытовой компетенции, педагог может составить прогноз об общем развитии и социализации учащегося.Объектом данной работы выступал навык ведения домашнего хозяйства. Анализ психолого-педагогической литературы позволил определить, что в качестве основных навыков домоводства выступают следующие умения: самообслуживание, организация питания, уход за вещами, уборка помещений и работа на кухне.В качестве предмета исследования был рассмотрен процесс формирования навыка ведения домашнего хозяйства у младших школьников с ТМНР.Для полноценного раскрытия предмета нашего исследования мы изучили психолого-педагогическую литературу и нормативно-правовые акты.На основе анализа психолого-педагогической литературы мы определили основные особенности младших школьников с ТМНР, которые в той или иной мере влияют на формирования навыков ведения домашнего хозяйства:нарушения в интеллектуальном развитии, которые представлены отклонениями в психических функциях (например, внимание непроизвольное, неустойчивое и низко продуктивное);слабо развитые мотивационная и эмоционально-волевая сферы;интерес к любому виду деятельности непостоянный, могут возникать негативные поведенческие реакции;зрительно-моторная координация нарушена, отмечаются отсутствие точности, низкий темп выполнения действий;отмечается задержка в становлении речи (учащимся с ТМНР тяжело выстраивать фразы и предложения, не всегда могут уловить смысл отдельных слов и/или оттенки речи);нарушения наблюдаются и в области телесного восприятия, что выражено неточной координацией, сложность контролировать своё собственное тело.Перечисленные выше особенности формируют особые образовательные потребности, которые включают в себя организацию коррекционно-развивающей работы по формированию навыков ведения домашнего хозяйства.Анализ нормативно-правовых актов позволил выделить нам основные направления работы по формированию навыков домоводства.В качестве основных направлений были выделенысюжнетно-ролевые игры по направлениям:работа на кухне (сервировка стола; уборка стола после приёма пищи; мытьё посуды);уборка в доме (протирание пыли, организация хранения вещей; уборка мусора; мытьё полов; уход за растениями);стирка вещей (сортировка по цвету и типу одежды).Исследовательская часть работы предполагала проведение констатирующего эксперимента, направленного на выявление уровня сформированности навыков ведения домашнего хозяйства.В рамках исследования нами был отобран и проведен диагностический комплекс, результаты которого показали, что уровень сформированности у младших школьников навыков ведения домашнего хозяйства низкий:хороший уровень был показан одним испытуемым – 10 %средний уровень показали двое учащихся – 20%;уровень ниже среднего был выявлен у троих младших школьников – 30%;низкий уровень показали четверо учащихся – 40 %.На основе проделанной диагностики был разработан и апробирован комплекс сюжетно-ролевых игр, направленных на формирование навыков ведения домашнего хозяйства.Для доказательства эффективности и целесообразности отобранных методов был проведен сравнительный анализ результатов диагностики до и после формирующего этапа.Сравнительный анализ показал, что большинство учащихся – 60 % показали средний уровень владения навыками ведения домашнего хозяйства, что свидетельствует о положительной динамике.Следовательно, разработка комплекса сюжетно-ролевых игр позволила организовать работу по формированию навыков ведения домашнего хозяйства. Из чего был сделан вывод о том, что сюжетно-ролевые игры оказывают положительное влияние на процесс формирования навыков ведения домашнего хозяйства.Таким образом, гипотеза исследования о том что…….доказана экспериментальным путём. Цели и задачи исследования выполнены в полном объёме.Список использованной литературыАксенова А. К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе: учеб. для студ.дефектол. фак. педвузов. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004.Асмолов А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли. М., 2008. 151 с.Атаньязова, В. А. Проведение диагностики и коррекции с обучающимися младшего школьного возраста с комплексными (сложными) нарушениями развития / В. А. Атаньязова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XLI Междунар. науч. конф. (г. Казань, январь 2023 г.). — Казань : Молодой ученый, 2023. — С. 14-23. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/473/17698/ (дата обращения: 20.05.2024).Бгажнокова, И. М. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития: Программнометодические материалы / И. М. Бгажнокова. – М. : ВЛАДОС, 2007. – 203 с.Богданова Т. Г. Системный подход в анализе особых образовательных потребностей // Пермский педагогический журнал. 2016. № 8. С.36–39.Бондаренко, А. К. Дидактические игры в детском саду / А. К. Бондаренко. – Москва : Просвещение, 1991. – 160 с.Буланова, Н. О. Понятие «жизненная компетентность» для лиц с интеллектуальными нарушениями / Н. О. Буланова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 25 (159). — С. 278–280. — URL: https://moluch.ru/archive/159/44824/ (дата обращения: 10.09.2021).Буланова, Н. О. Направления личностного развития человека с интеллектуальными нарушениями / Н. О. Буланова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 49 (183). — С. 338–341. — URL: https://moluch.ru/archive/183/46939/ (дата обращения: 10.09.2021).Бутусова, Т. Ю. Коррекционная направленность воспитания самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта в процессе игр с правилами / Т. Ю. Бутусова // Дефектология. – 2015. – № 3. – С. 8-17.Бутусова, Т. Ю. Изучение самостоятельности детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта в играх с правилами / Т. Ю. Бутусова // Дефектология. – 2015. – № 1. – С. 59-67.Ветрова, М. А. Дети с тяжелыми множественными нарушениями: обзор зарубежной литературы / М.А. Ветрова, А.О. Ветров // Современная зарубежная психология. – 2022. – Том 11. – № 2. – С. 101–112.Выготский, Л. С. Игра и её значение в психическом развитии ребенка / Л. С. Выготский // Вопросы психологии. – 1996. – № 6. – С. 62-68.Воронкова В. В., Дмитриев А. А., Горшенков И. А. Олигофренопедагогика: учеб, пособие для вузов. —— М.: Дрофа, 2009. — 397 с..Горбунова В. А. Ресурсное обеспечение образовательных организаций при реализации инклюзивного образования (опыт образовательных организаций «Новой Москвы») / В. А. Горбунова, Е. В. Самсонова // Клиническая и специальная психология. 2017. Т. 6. № 3. С. 85–103.Головнева, Н. А. Теоретический анализ функций игры как средства воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста / Н. А. Головнева, Т. И. Перепелицина // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 4. – С. 20-28.Головчиц, Л. А. К проблеме терминологии: «сложные, множественные, комплексные...» нарушения развития / Л. А. Головчиц // Дефектология. – 2011. – № 3. – С. 3–11.Губернаторова, Н. А. Особенности и нарушения письма у младшихшкольников с легкой степенью умственной отсталости / Н. А. Губернаторова,С.Н.Каштанова//Международный студенческийнаучный вестник.–2017.–№ 3. –С.36.Девяткина, Т. А. Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях VIII вида / пособие для учителя / Т. А. Девяткина – Москва : Литера, 2019 – 302 с.Егорова, Е. В. Особенности развития детей с тяжёлыми множественными нарушениями / Е. В. Егорова, С. А. Смирнова, Ю. С. Филютович. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 11.1 (353.1). — С. 58-60. — URL: https://moluch.ru/archive/353/77547/ (дата обращения: 17.05.2024).Елена Николаевна Белоус, Яна Александровна Притула ФОРМИРОВАНИЕ ТРУДОВЫХ НАВЫКОВ И НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ // Смыслообразование и его контексты: жизнь, структура, культура, опыт. 2022. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-trudovyh-navykov-i-navykov-samoobsluzhivaniya-u-detey-mladshego-shkolnogo-vozrasta-v-obrazovatelnyh-uchrezhdeniyah (дата обращения: 17.05.2024).Е.С. Лыкова-Унковская. — М.: Издательство ВЛАДОС, 2017. — 44 кар.: ил.Жигорева М. В., Левченко И. Ю. Дети с комплексными нарушениями развития: Диагностика и сопровождение. — М.: Национальный книжный центр, 2016.- 208 с.Иванюшина, Д. А. Изучения уровня сформированности гигиенических навыков у младших школьников с тяжелой и глубокой степенью умственной отсталости, тяжелыми и множественными нарушениями развития / Д. А. Иванюшина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 49 (391). — С. 382-385. — URL: https://moluch.ru/archive/391/86107/ (дата обращения: 17.05.2024).И.И. Мартынова М294 Формирование опыта взаимодействия с ближайшим социальным окружением у школьников с ТМНР: Методические рекомендации: - М.: ИКП РАО, 2020. – 55 с.Коротченкова, Л. Н. Формирование социально-бытовых компетенций у детей с ментальными нарушениями посредством туристической деятельности / Л. Н. Коротченкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 21 (416). — С. 452-454. — URL: https://moluch.ru/archive/416/92020/ (дата обращения: 17.05.2024).Краткий психологический словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. – Ростов н/Д. : Феникс, 1999. – 494 с.Леонтьева, Н. Ю. Особенности развития связной речи детей с тяжелыми множественными нарушениями развития / Н. Ю. Леонтьева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 14 (148). — С. 627-629. — URL: https://moluch.ru/archive/148/41527/ (дата обращения: 17.05.2024).Маллер А.Р. Воспитание и обучение детей с тяжело интеллектуальной недостаточностью: учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений, М.: Академия, 2019, 208 с. Малыхина, А. С. Понятие о сюжетно-ролевой игре. Структурные элементы игры / А. С. Малыхина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 22 (312). — С. 539-542. — URL: https://moluch.ru/archive/312/70950/ (дата обращения: 23.05.2024).Махметова, А. К. Формирование навыков самообслуживания у детей с тяжелыми и (или) множественными нарушениями развития / А. К. Махметова, Н. А. Нокина, А. А. Уахитова, Г. Е. Акылбекова. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2015 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2015. — С. 132-135. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/185/9224/ (дата обращения: 17.05.2024).Методические рекомендации /Е.С. Лыкова-Унковская. — 8 с. — (Специальное и инклюзивное образование).Науменко Ю. В. Образовательная программа для детей с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе / Ю. В. Науменко, О. В. Науменко // Народное образование. 2020. № 9. С. 143–152.Наурзалиева, М. О. Обучение навыкам телесного самовосприятия младших школьников с ТМНР / М. О. Наурзалиева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 6 (505). — С. 266-268. — URL: https://moluch.ru/archive/505/111193/ (дата обращения: 20.05.2024).Нахимова, С. С. Формирование социально приемлемого поведения у обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития, проживающих в психоневрологическом интернате / С. С. Нахимова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 24 (471). — С. 203-205. — URL: https://moluch.ru/archive/471/104177/ (дата обращения: 20.05.2024).Никольская,О.С.Играребёнкавпространствекультуры,впадающейвдетство.Взглядспециальногопсихолога/О.С.Никольская //Дефектология.–2017.–№ 1.– С.3-8.Нурлыгаянов,И.Н.Содержаниеиособенностипредставленийдефектологоволицахснарушениямивразвитии/И.Н.Нурлыгаянов //Дефектология.–2017.–№2.–С.50-56.О. В. Саликова, Н. В. Бакланова Формирование социально-бытовой компетенции обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках домоводства // Специальное образование. 2017. №. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-sotsialno-bytovoy-kompetentsii-obuchayuschihsya-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya-na-urokah-domovodstva (дата обращения: 20.05.2024).Переверзева М.В. Изучение возможностей самообслуживания детей с тяжелыми множественными нарушениями развития: методические рекомендации. – М. : ФГБНУ «ИКП РАО», 2020 – 49 с. Пешкова Н.А., Лещенко, С.Г. Диагностика и развитие социально-бытовых навыков у старших дошкольников с расстройствами аутистического спектра. Учебно-методическое пособие – М.: Мир науки, 2020. – Сетевое издание. Режим доступа: https://izdmn.com/PDF/68MNNPU20.pdf Попова, И. Г. Сюжетно-ролевая игра как средство социализации детей с ОВЗ / И. Г. Попова, Е. Г. Михайлова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — № 4 (14). — С. 53-56. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/99/3475/ (дата обращения: 23.05.2024).Примерная адаптированная основная общеобразовательнаяпрограмма образования обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальныминарушениями)[Электронныйресурс]–Режимдоступа:https://e.mail.ru/attach/16359501771059632864/0%3B1/?folder-id=0&x-email=shev85%40inbox.ru&cvg=sng(датаобращения13.01.2022). Психологиялицсумственнойотсталостью:уч.-метод.пособие/СоставительЕ.А.Калмыкова.– Курск:Курск. гос.ун-т,2017.–121с.Пузанов, Б. П. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития (олигофренопедагогика) / Б. П. Пузанов, Н. П. Коняева – Москва : Академия, 2010. – 94 с. Рогожина,Е.А.Методыформированияикоррекциисоциально-бытовыхнавыковумственноотсталыхдетей/Е.А.Рогожина,В.А.Иванова // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 12-2.– С.183-185.Савинова А.А. Курс по домоводству «ДомаХозяин»: учебнометодическое пособие / А.А. Савинова. – ОГБУСО КЦСО «Парус надежды». – 2023. – 18 с.Стажкова М.А. Роль трудового воспитания в становлении волевых качеств младших школьников / М.А. Стажкова // Концепт, 2014, №11, с. 116-120.Тихонова Инна Викторовна Исследование психического развития младших школьников с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии в контексте их особых образовательных потребностей // Ярославский педагогический вестник. 2017. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-psihicheskogo-razvitiya-mladshih-shkolnikov-s-tyazhelymi-i-mnozhestvennymi-narusheniyami-v-razvitii-v-kontekste-ih-osobyh (дата обращения: 20.05.2024).Тюменцева, А. Р. Обучение детей с ОВЗ в начальной школе в условиях общеобразовательной школы / А. Р. Тюменцева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 2 (501). — С. 358-361. — URL: https://moluch.ru/archive/501/110236/ (дата обращения: 20.05.2024).Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «ОбобразованиивРоссийскойФедерации».–URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/(датаобращения:14.01.2024).ФГОС НОО обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1599 // https://fgos.ru/Формирование бытовых навыков у детей с тяжёлыми множественными нарушениями развития в развивающем уходе / Методические рекомендации/ составитель: О.В. Савениус; Петрозаводск.: ГБУ РК «Карельский ресурсный центр развития социальных технологий», 2023, 25 с.— эл. изданиеЦарев, А. М. Организация образования на основе специальной индивидуальной программы развития (СИПР) в контексте требований ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) / А. М. Царев // Сибирский вестник специального образования. – 2016. – № 1–2 (16–17). – С. 114–121.Цикото Г.В. Проблемные дети: развитие и коррекция в предметно-практической деятельности. М.: Полиграф сервис, 2021, 193 с.Шиповалова, О. С. Диагностика и особенности речевого развитияучащихся с умственной отсталостью / О. С. Шиповалова, Т. А. Фетисова. //Школьныйлогопед.– 2016.–№1.– С.58-65.ПРИЛОЖЕНИЕ 1Содержание курса «Домоводство» в период 5 – 13 годов обучения.Таблица 1. – Содержание курса «Домоводства» в период 5 – 13 годов обучения.Название разделаОсновное содержание разделаПокупкиПланирование покупок. Выбор места совершения покупок. Ориентация в расположении отделов магазина, кассы. Нахождение нужного товара в магазине. Соблюдение последовательности действий при взвешивании товара: складывание продукта в пакет, выкладывание товара на весы, нажимание на кнопку, приклеивание ценника к пакету с продуктом. Складывание покупок в сумку. Соблюдение последовательности действий при расчете на кассе: выкладывание товара на ленту, ожидание во время пробивания кассиром товара, оплата товара, предъявление карты скидок кассиру, получение чека и сдачи, складывание покупок в сумку. Раскладывание продуктов в места хранения.Обращение с кухонным инвентарёмОбращение с посудой. Различение предметов посуды для сервировки стола (тарелка, стакан, кружка, ложка, вилка, нож), для приготовления пищи (кастрюля, сковорода, чайник, половник, нож). Узнавание (различение) кухонных принадлежностей (терка, венчик, овощечистка, разделочная доска, шумовка, дуршлаг, половник, лопаточка, пресс для чеснока, открывалка). Различение чистой и грязной посуды. Очищение остатков пищи с посуды. Замачивание посуды. Протирание посуды губкой. Чистка посуды. Ополаскивание посуды. Сушка посуды. Соблюдение последовательности действий при мытье и сушке посуды: очищение посуды от остатков пищи, замачивание посуды, намыливание посуды моющим средством, чистка посуды, ополаскивание, сушка. Обращение с бытовыми приборами. Различение бытовых приборов по назначению (блендер, миксер, тостер, электрический чайник, комбайн, холодильник). Знание правил техники безопасности при пользовании электробытовым прибором. Соблюдение последовательности действий при пользовании электробытовым прибором. Мытье бытовых приборов. Хранение посуды и бытовых приборов.Накрывание на стол. Выбор посуды и столовых приборов. Раскладывание столовых приборов и посуды при сервировке стола. Соблюдение последовательности действий при сервировке стола: накрывание стола скатертью, расставление посуды, раскладывание столовых приборов, раскладывание салфеток, расставление солонок и ваз, расставление блюд.Приготовение пищиПодготовка к приготовлению блюда. Знание (соблюдение) правил гигиены при приготовлении пищи. Выбор продуктов, необходимых для приготовления блюда. Выбор инвентаря, необходимого для приготовления блюда. Обработка продуктов. Мытье продуктов. Чистка овощей. Резание ножом. Нарезание продуктов кубиками (кольцами, полукольцами). Натирание продуктов на терке. Раскатывание теста. Перемешивание продуктов ложкой (венчиком, миксером, блендером). Соблюдение последовательности действий при варке продукта: включение электрической плиты, набирание воды, закладывание продукта в воду, постановка кастрюли на конфорку, установка таймера на определенное время, выключение электрической плиты, вынимание продукта. Соблюдение последовательности действий при жарке продукта: включение электрической плиты, наливание масла, выкладывание продукта на сковороду, постановка сковороды на конфорку, установка таймера на определенное время, перемешивание или переворачивание продукта, выключение электрической плиты, снимание продукта. Соблюдение последовательности действий при выпекании полуфабриката: включение электрической духовки, смазывание противня, выкладывание полуфабриката на противень, постановка противня в духовку, установка таймера на определенное время, вынимание противня из духовки, снимание выпечки, выключение электрической духовки. Поддержание чистоты рабочего места в процессе приготовления пищи. Соблюдение последовательности действий при варке яйца: выбор продуктов (яйца), выбор кухонного инвентаря (кастрюля, шумовка, тарелка), мытье яиц, закладывание яиц в кастрюлю, наливание воды в кастрюлю, включение плиты, постановка кастрюли на конфорку, установка времени варки на таймере, выключение плиты, вынимание яиц. Соблюдение последовательности действий при приготовлении бутерброда: выбор продуктов (хлеб, колбаса, помидор, масло), выбор кухонного инвентаря (тарелка, доска, нож), нарезание хлеба, нарезание колбасы, нарезание помидора, намазывание хлеба маслом, сборка бутерброда (хлеб с маслом, колбаса, помидор). Соблюдение последовательности действий при приготовлении салата: выбор продуктов (вареный картофель, морковь, кукуруза, соленый огурец, лук, масло растительное, соль, зелень), выбор кухонного инвентаря (салатница, ложка, нож, доска, открывалка, тарелки), очистка вареных овощей, открывание банок (кукуруза, огурцы), нарезка овощей кубиками, нарезка зелени, добавление соли, растительного масла, перемешивание продуктов. Соблюдение последовательности действий при приготовлении котлет: выбор продуктов (полуфабрикат, масло растительное), выбор кухонного инвентаря (сковорода, лопатка, тарелки), наливание масла в сковороду, выкладывание котлет на сковороду, включение плиты, постановка сковороды на конфорку, переворачивание котлет, выключение электрической плиты, снимание котлет.Уход за вещамиРучная стирка. Наполнение емкости водой. Выбор моющего средства. Отмеривание необходимого количества моющего средства. Замачивание белья. Застирывание белья. Полоскание белья. Выжимание белья. Вывешивание белья на просушку. Соблюдение последовательности действий при ручной стирке: наполнение емкости водой, выбор моющего средства, определение количества моющего средства, замачивание белья, застирывание белья, полоскание белья, выжимание белья, вывешивание белья на просушку.Машинная стирка. Различение составных частей стиральной машины (отделение для загрузки белья, контейнер для засыпания порошка, панель с кнопками запуска машины и регуляторами температуры и продолжительности стирки). Сортировка белья перед стиркой (например): белое и цветное белье, хлопчатобумажная и шерстяная ткань, постельное и кухонное белье. Закладывание и вынимание белья из машины. Установка программы и температурного режима. Мытье и сушка машины. Соблюдение последовательности действий при машинной стирке: сортировка белья перед стиркой, закладывание белья, закрывание дверцы машины, насыпание порошка, установка программы и температурного режима, запуск машины, отключение машины, вынимание белья.Глажение утюгом. Различение составных частей утюга (подошва утюга, шнур, регулятор температуры, клавиша пульверизатора). Соблюдение последовательности действий при глажении белья: установка гладильной доски, выставление температурного режима, подключение утюга к сети, раскладывание белья на гладильной доске, смачивание белья водой, движения руки с утюгом, складывание белья. Складывание белья и одежды. Вывешивание одежды на "плечики". Чистка одежды. Уход за обувью. Соблюдение последовательности действий при мытье обуви: намачивание и отжимание тряпки, протирание обуви влажной тряпкой, протирание обуви сухой тряпкой. Просушивание обуви. Соблюдение последовательности действий при чистке обуви: открывание тюбика с кремом, нанесение крема на ботинок, распределение крема по всей поверхности ботинка, натирание поверхности ботинка, закрывание тюбика с кремом.Уборка помещения территорииУборка мебели. Уборка с поверхности стола остатков еды и мусора. Вытирание поверхности мебели. Соблюдение последовательности действий при мытье поверхностей мебели: наполнение таза водой, приготовление тряпок, добавление моющего средства в воду, уборка предметов с поверхности, вытирание поверхности, вытирание предметов интерьера раскладывание предметов интерьера по местам, выливание использованной воды.Уборка пола. Сметание мусора на полу в определенное место. Заметание мусора на совок. Соблюдение последовательности действий при подметании пола: сметание мусора в определенное место, заметание мусора на совок, высыпание мусора в урну. Различение основных частей пылесоса. Подготовка пылесоса к работе. Чистка поверхности пылесосом. Соблюдение последовательности действий при уборке пылесосом: подготовка пылесоса к работе, установка регулятора мощности, включение (вставление вилки в розетку; нажатие кнопки), чистка поверхности, выключение (поворот рычага; нажатие кнопки; вынимание вилки из розетки), отсоединение съемных деталей пылесоса. Соблюдение последовательности действий при мытье пола: наполнение емкости для мытья пола водой, добавление моющего средства в воду, намачивание и отжимание тряпки, мытье пола, выливание использованной воды, просушивание мокрых тряпок.Мытье стекла (зеркала). Соблюдение последовательности действий при мытье окна: наполнение емкости для мытья водой, добавление моющего средства в воду, мытье рамы, вытирание рамы, мытье стекла, вытирание стекла, выливание использованной воды.Уборка бытового мусора. Подметание территории. Сгребание травы и листьев. Уборка снега: сгребание, перебрасывание снега. Уход за уборочным инвентарем.ПРИЛОЖЕНИЕ 2Диагностическая карта по методике Т.А. ДевяткинойТаблица 1. – Раздел «Уборка помещений»ОперацииКачество выполняемых операцийОтрицает0Принимает1Выполняет с помощью взрослого2Нуждается в напоминаниях и/или дополнительной помощи3Самостоятельноевыполнение 4Знание о назначении разных средств уборкиУборка рабочего столаНаведение порядка в портфелеНаведение порядка на полках, в игрушках и т.д.Вытирание игрушек, пылиУборка кроватиУход за растениями (полив, удаление сухих листьев и т.д.)Подметание полаПомыв половУборка мусораТаблица 2. – Раздел «Организация питания»ОперацииКачество выполняемой операцииОтрицает0Принимает1Выполняет с помощью взрослого2Нуждается в напоминаниях и/или дополнительной помощи3Самостоятельноевыполнение 4Знание о столовых приборахСервировка столаУборка посуды за собойУборка стола, протирание крошек и т.д.Мытьё и протирание посудыМытьё и протирание фруктов, овощей и т.д.Знание о признаках испорченности продуктовТаблица 3. – Раздел «Уход за вещами»ОперацииКачество выполняемых операцийОтрицает0Принимает1Выполняет с помощью взрослого2Нуждается в напоминаниях и/или дополнительной помощи3Самостоятельноевыполнение 4Знание о назначении каждой вещиБережное отношение к вещамИспользование вещей по назначениюПоддержание чистоты вещейОрганизация бережного хранения вещейСтирка вещейПротирание обувиСкладывание вещейПРИЛОЖЕНИЕ 3Таблица 1Участник экспериментальной группыДиагнозИспытуемый 1 (Ольга)Умственная отсталость, слабовидениеИспытуемый 2 (Никита)Умственная отсталость, аутизм, Испытуемый 3 (Владислав)Умственная отсталость, аутизмИспытуемый 3 (Матвей)Детский церебральный параличИспытуемый 4 (София)Умственная отсталость, аутизмИспытуемый 5 (Александр)Умственная отсталость, тугоухостьИспытуемый 6 (Ринат)Детский церебральный паралич, слабовидениеИспытуемый 7 (Марк)Умственная отсталостьИспытуемый 8 (Илья)Умственная отсталость, аутизмИспытуемый 9 (Денис)Умственная отсталостьИспытуемый 10 (Ксения)Умственная отсталостьПРИЛОЖЕНИЕ 4Анкета для родителей.Укажите какие бытовые поручения из перечисленных может выполнять Ваш ребёнок.Бытовые поручения по уборке в помещении.А. Уборка рабочего столаБ. Наведение порядка в портфелеВ. Наведение порядка на полках, в игрушках и т.д.Г. Вытирание игрушек, пылиД. Уборка кроватиЕ. Уход за растениями (полив, удаление сухих листьев и т.д.)Ж. Подметание полаЗ. Помыв половИ. Уборка мусораБытовые поручения на кухне.А. Сервировка столаБ. Уборка стола после приёма пищиВ. Мытьё и протирание посудыГ. Уборка мусора со стола, мытьё стола после приёма пищи.Бытовые поручения по уходу за вещами.А. Складывает вещи (одежду, игрушки, книжки и т.д.)Если складывает, то насколько аккуратно ___________________________.Б. Протирает обувь.В. Относит грязные вещи в стирку.Г. Может запустить стирку на стиральной машине.Д. Развешивает вещиОцените степень самостоятельности Вашего рёбенка в выполнении бытовых поручений.А. Выполняет самостоятельно.Б. Выполняет частично самоятельно, со стороны родителя необходимы небольшие напоминания и/или подсказки.В. Выполняет частично самостоятельно, некоторые действия совместно со взрослым.Г. Большую часть действий выполняет совместно со взрослым.Д. Все действия выполняет совместно со взрослым.Как Вы оцениваете готовность вашего реенка к выполнению небольших бытовых поручений?____________________________________________________________________________________________________________________________________Нравится ли Вашему ребёнку выполнять дела по дому?А. Да.Б. Нет.В. Скорее да, чем нет.Г. Скорее нет, чем да.Испытыевает ли Ваш ребенок негативные эмоции при выполнении бытовых поручений?А. Да.Б. Нет.В. Скорее да, чем нет.Г. Скорее нет, чем да.Если ответ положительный, то опишите как эмоциональные реакции могут быть проявлены ________________________________________________________________Есть ли у ребёнка желание выполнять домашние поручения? А. Да.Б. Нет.В. Скорее да, чем нет.Г. Скорее нет, чем да.

1. Аксенова А. К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе: учеб. для студ.дефектол. фак. педвузов. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004.
2. Асмолов А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли. М., 2008. 151 с.
3. Атаньязова, В. А. Проведение диагностики и коррекции с обучающимися младшего школьного возраста с комплексными (сложными) нарушениями развития / В. А. Атаньязова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XLI Междунар. науч. конф. (г. Казань, январь 2023 г.). — Казань : Молодой ученый, 2023. — С. 14-23. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/473/17698/ (дата обращения: 20.05.2024).
4. Бгажнокова, И. М. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития: Программнометодические материалы / И. М. Бгажнокова. – М. : ВЛАДОС, 2007. – 203 с.
5. Богданова Т. Г. Системный подход в анализе особых образовательных потребностей // Пермский педагогический журнал. 2016. № 8. С.36–39.
6. Бондаренко, А. К. Дидактические игры в детском саду / А. К. Бондаренко. – Москва : Просвещение, 1991. – 160 с.
7. Буланова, Н. О. Понятие «жизненная компетентность» для лиц с интеллектуальными нарушениями / Н. О. Буланова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 25 (159). — С. 278–280. — URL: https://moluch.ru/archive/159/44824/ (дата обращения: 10.09.2021).
8. Буланова, Н. О. Направления личностного развития человека с интеллектуальными нарушениями / Н. О. Буланова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 49 (183). — С. 338–341. — URL: https://moluch.ru/archive/183/46939/ (дата обращения: 10.09.2021).
9. Бутусова, Т. Ю. Коррекционная направленность воспитания самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта в процессе игр с правилами / Т. Ю. Бутусова // Дефектология. – 2015. – № 3. – С. 8-17.
10. Бутусова, Т. Ю. Изучение самостоятельности детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта в играх с правилами / Т. Ю. Бутусова // Дефектология. – 2015. – № 1. – С. 59-67.
11. Ветрова, М. А. Дети с тяжелыми множественными нарушениями: обзор зарубежной литературы / М.А. Ветрова, А.О. Ветров // Современная зарубежная психология. – 2022. – Том 11. – № 2. – С. 101–112.
12. Выготский, Л. С. Игра и её значение в психическом развитии ребенка / Л. С. Выготский // Вопросы психологии. – 1996. – № 6. – С. 62-68.
13. Воронкова В. В., Дмитриев А. А., Горшенков И. А. Олигофренопедагогика: учеб, пособие для вузов. —— М.: Дрофа, 2009. — 397 с..
14. Горбунова В. А. Ресурсное обеспечение образовательных организаций при реализации инклюзивного образования (опыт образовательных организаций «Новой Москвы») / В. А. Горбунова, Е. В. Самсонова // Клиническая и специальная психология. 2017. Т. 6. № 3. С. 85–103.
15. Головнева, Н. А. Теоретический анализ функций игры как средства воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста / Н. А. Головнева, Т. И. Перепелицина // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 4. – С. 20-28.
16. Головчиц, Л. А. К проблеме терминологии: «сложные, множественные, комплексные...» нарушения развития / Л. А. Головчиц // Дефектология. – 2011. – № 3. – С. 3–11.
17. Губернаторова, Н. А. Особенности и нарушения письма у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости / Н. А. Губернаторова, С. Н. Каштанова // Международный студенческий научный вестник. – 2017. –№ 3. – С. 36.
18. Девяткина, Т. А. Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях VIII вида / пособие для учителя / Т. А. Девяткина – Москва : Литера, 2019 – 302 с.
19. Егорова, Е. В. Особенности развития детей с тяжёлыми множественными нарушениями / Е. В. Егорова, С. А. Смирнова, Ю. С. Филютович. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 11.1 (353.1). — С. 58-60. — URL: https://moluch.ru/archive/353/77547/ (дата обращения: 17.05.2024).
20. Елена Николаевна Белоус, Яна Александровна Притула ФОРМИРОВАНИЕ ТРУДОВЫХ НАВЫКОВ И НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ // Смыслообразование и его контексты: жизнь, структура, культура, опыт. 2022. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-trudovyh-navykov-i-navykov-samoobsluzhivaniya-u-detey-mladshego-shkolnogo-vozrasta-v-obrazovatelnyh-uchrezhdeniyah (дата обращения: 17.05.2024).
21. Е.С. Лыкова-Унковская. — М.: Издательство ВЛАДОС, 2017. — 44 кар.: ил.
22. Жигорева М. В., Левченко И. Ю. Дети с комплексными нарушениями развития: Диагностика и сопровождение. — М.: Национальный книжный центр, 2016.- 208 с.
23. Иванюшина, Д. А. Изучения уровня сформированности гигиенических навыков у младших школьников с тяжелой и глубокой степенью умственной отсталости, тяжелыми и множественными нарушениями развития / Д. А. Иванюшина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 49 (391). — С. 382-385. — URL: https://moluch.ru/archive/391/86107/ (дата обращения: 17.05.2024).
24. И.И. Мартынова М294 Формирование опыта взаимодействия с ближайшим социальным окружением у школьников с ТМНР: Методические рекомендации: - М.: ИКП РАО, 2020. – 55 с.
25. Коротченкова, Л. Н. Формирование социально-бытовых компетенций у детей с ментальными нарушениями посредством туристической деятельности / Л. Н. Коротченкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 21 (416). — С. 452-454. — URL: https://moluch.ru/archive/416/92020/ (дата обращения: 17.05.2024).
26. Краткий психологический словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. – Ростов н/Д. : Феникс, 1999. – 494 с.
27. Леонтьева, Н. Ю. Особенности развития связной речи детей с тяжелыми множественными нарушениями развития / Н. Ю. Леонтьева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 14 (148). — С. 627-629. — URL: https://moluch.ru/archive/148/41527/ (дата обращения: 17.05.2024).
28. Маллер А.Р. Воспитание и обучение детей с тяжело интеллектуальной недостаточностью: учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений, М.: Академия, 2019, 208 с.
29. Малыхина, А. С. Понятие о сюжетно-ролевой игре. Структурные элементы игры / А. С. Малыхина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 22 (312). — С. 539-542. — URL: https://moluch.ru/archive/312/70950/ (дата обращения: 23.05.2024).
30. Махметова, А. К. Формирование навыков самообслуживания у детей с тяжелыми и (или) множественными нарушениями развития / А. К. Махметова, Н. А. Нокина, А. А. Уахитова, Г. Е. Акылбекова. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2015 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2015. — С. 132-135. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/185/9224/ (дата обращения: 17.05.2024).
31. Методические рекомендации /Е.С. Лыкова-Унковская. — 8 с. — (Специальное и инклюзивное образование).
32. Науменко Ю. В. Образовательная программа для детей с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе / Ю. В. Науменко, О. В. Науменко // Народное образование. 2020. № 9. С. 143–152.
33. Наурзалиева, М. О. Обучение навыкам телесного самовосприятия младших школьников с ТМНР / М. О. Наурзалиева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 6 (505). — С. 266-268. — URL: https://moluch.ru/archive/505/111193/ (дата обращения: 20.05.2024).
34. Нахимова, С. С. Формирование социально приемлемого поведения у обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития, проживающих в психоневрологическом интернате / С. С. Нахимова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 24 (471). — С. 203-205. — URL: https://moluch.ru/archive/471/104177/ (дата обращения: 20.05.2024).
35. Никольская, О. С. Игра ребёнка в пространстве культуры, впадающей в детство. Взгляд специального психолога / О. С. Никольская // Дефектология. – 2017. – № 1. – С. 3-8.
36. Нурлыгаянов, И. Н. Содержание и особенности представлений дефектологов о лицах с нарушениями в развитии / И. Н. Нурлыгаянов // Дефектология. – 2017. – № 2. – С. 50-56.
37. О. В. Саликова, Н. В. Бакланова Формирование социально-бытовой компетенции обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках домоводства // Специальное образование. 2017. №. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-sotsialno-bytovoy-kompetentsii-obuchayuschihsya-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya-na-urokah-domovodstva (дата обращения: 20.05.2024).
38. Переверзева М.В. Изучение возможностей самообслуживания детей с тяжелыми множественными нарушениями развития: методические рекомендации. – М. : ФГБНУ «ИКП РАО», 2020 – 49 с.
39. Пешкова Н.А., Лещенко, С.Г. Диагностика и развитие социально-бытовых навыков у старших дошкольников с расстройствами аутистического спектра. Учебно-методическое пособие – М.: Мир науки, 2020. – Сетевое издание. Режим доступа: https://izdmn.com/PDF/68MNNPU20.pdf
40. Попова, И. Г. Сюжетно-ролевая игра как средство социализации детей с ОВЗ / И. Г. Попова, Е. Г. Михайлова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — № 4 (14). — С. 53-56. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/99/3475/ (дата обращения: 23.05.2024).
41. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://e.mail.ru/attach/16359501771059632864/0%3B1/?folder-id=0&x- email=shev85%40inbox.ru&cvg=sng (дата обращения 13.01.2022).
42. Психология лиц с умственной отсталостью : уч. - метод. пособие / Составитель Е. А. Калмыкова. – Курск : Курск. гос. ун-т, 2017. – 121 с.
43. Пузанов, Б. П. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития (олигофренопедагогика) / Б. П. Пузанов, Н. П. Коняева – Москва : Академия, 2010. – 94 с.
44. Рогожина, Е. А. Методы формирования и коррекции социально- бытовых навыков умственно отсталых детей / Е. А. Рогожина, В. А. Иванова // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 12- 2. – С. 183-185.
45. Савинова А.А. Курс по домоводству «ДомаХозяин»: учебнометодическое пособие / А.А. Савинова. – ОГБУСО КЦСО «Парус надежды». – 2023. – 18 с.
46. Стажкова М.А. Роль трудового воспитания в становлении волевых качеств младших школьников / М.А. Стажкова // Концепт, 2014, №11, с. 116-120.
47. Тихонова Инна Викторовна Исследование психического развития младших школьников с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии в контексте их особых образовательных потребностей // Ярославский педагогический вестник. 2017. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-psihicheskogo-razvitiya-mladshih-shkolnikov-s-tyazhelymi-i-mnozhestvennymi-narusheniyami-v-razvitii-v-kontekste-ih-osobyh (дата обращения: 20.05.2024).
48. Тюменцева, А. Р. Обучение детей с ОВЗ в начальной школе в условиях общеобразовательной школы / А. Р. Тюменцева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 2 (501). — С. 358-361. — URL: https://moluch.ru/archive/501/110236/ (дата обращения: 20.05.2024).
49. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «Об образовании в Российской Федерации». – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 14.01.2024).
50. ФГОС НОО обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1599 // https://fgos.ru/
51. Формирование бытовых навыков у детей с тяжёлыми множественными нарушениями развития в развивающем уходе / Методические рекомендации/ составитель: О.В. Савениус; Петрозаводск.: ГБУ РК «Карельский ресурсный центр развития социальных технологий», 2023, 25 с.— эл. издание
52. Царев, А. М. Организация образования на основе специальной индивидуальной программы развития (СИПР) в контексте требований ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) / А. М. Царев // Сибирский вестник специального образования. – 2016. – № 1–2 (16–17). – С. 114–121.
53. Цикото Г.В. Проблемные дети: развитие и коррекция в предметно-практической деятельности. М.: Полиграф сервис, 2021, 193 с.
54. Шиповалова, О. С. Диагностика и особенности речевого развития учащихся с умственной отсталостью / О. С. Шиповалова, Т. А. Фетисова. // Школьный логопед . – 2016. – №1. – С. 58-65.