Проектирование и разработка модели эксплуатационного управления услугами IPTV в компании Акадо»
Заказать уникальную дипломную работу- 65 65 страниц
- 35 + 35 источников
- Добавлена 20.06.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
1 Аналитическая часть 6
1.1 Характеристика деятельности ООО «Акадо» 6
1.2 Анализ бизнес-процессов учета оказания услуг по разработке и сопровождению ПО 9
1.3. Анализ ИТ-инфраструктуры компании 24
2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ 28
2.1. Обоснование выбора среды реализации приложения 28
2.2. Разработка структуры данных информационной системы 29
2.3. Моделирование в UML 38
3. РАЗРАБОТКА ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ 48
3.1. Описание функционала разработанной системы 48
3.2 Оценка экономической эффективности системы 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 63
Рисунок 16 - Диаграмма деятельности для прецедента «Проведение платежа»На рисунке 17 приведена диаграмма компонентов.Рисунок 17 - Диаграмма компонентовКомпоненты разрабатываемой системы включают модели работы с договорами с клиентами, учет данных по оплатам, а также модель аналитики, посредством которого осуществляется работа с отчетной информацией.На рис.18 приведена диаграмма развёртывания.Рисунок 18 – Диаграмма развертыванияКак показано на рис.18, разрабатываемое программное обеспечение включает: серверную часть, на которой развернута база данных, клиентскую часть, представляющую собой пользовательское приложение, а также модули управления системой и аналитическую систему. Диаграмма активности для прецедента «Учет договоров» приведена на рисунке 19.Рисунок 19 – Диаграмма деятельностиНа диаграмме деятельности отображена схема взаимодействия пользователя, клиентского интерфейса и источника данных в рамках ведения информации по заключенным договорам. На рис.20 приведена диаграмма последовательности. Рисунок 20 – Диаграмма последовательности для сценария учета договоров Как показано на рис.20, в системе предполагается использование последовательности форм, что включает: главную форму, из которой открывается режим оформления договора и далее проводится учет принятых платежей.Выводы по параграфуВ проектной части работы проведено создание структуры базы данных проектируемой системы, описана концептуальная модель, реляционные отношения. В соответствии с поставленными задачами управления компанией определен реквизитный состав сущностей, определен их формат, определен перечень ограничений. Далее проведено описание пользовательских интерфейсов проектируемой системы, разработаны алгоритмы работы системы с использованием языка UML.Проведено описание созданного программного продукта, функционал которого включает возможности по учету данных по оказываемым услугам для организаций. Описаны режимы ввода справочной информации, работы по учету договоров, платежей и формирование выплатных ведомостей. Далее проведена разработка плана по внедрению разработанной системы в деятельность компании. Оценка экономического эффекта показала, что достижение результатов предполагается за счет сокращения трудоемкости бизнес-процессов по управлению компанией и оптимизации рабочего времени специалистов. Была рассчитана смета реализации проекта, а также оценен период возврата вложенных средств в реализацию проекта автоматизации.После разработки системы проводится проверка ее функциональности, исправление выявленных неточностей, а затем система переводится в режим промышленной эксплуатации. Определены этапы создания системы, указаны сроки и исполнители по каждому из них, а также определена потребность в приобретении материалов и лицензий.3. РАЗРАБОТКА ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ3.1. Описание функционала разработанной системыДалее проведено описание функционала разработанной системы автоматизации. На рисунке 21показан список организаций, обслуживаемых в ООО «Акадо».Рисунок 21 – Справочник клиентов в режиме спискаНа рис.22показана карточка клиента. Рисунок 22 – Карточка клиентаНа рис.23показан список услуг, оказываемых компанией.Рисунок 23 – Список услуг, оказываемых компаниейНа рис.24 приведен режим списка цен на услуги доступа к цифровому ТВ. На рис.25 приведен режим ввода данных о ценах на услуги исследуемой компании.Рисунок 24 - Режим списка цен на услуги интеграции ПОРисунок 25 – Режим ввода цен на услуги исследуемой компанииНа рис.26 приведен режим ввода заказа клиентов на оказание услуг исследуемой компании.Рисунок 26 – Режим ввода заказа клиентов на оказание услуг исследуемой компанииНа рис.27 приведен список введенных заявок на оказание услуг.Рисунок 27 – Список введенных заявок на оказание услугНа рис.28 приведен режим ввода оплаты за услуги исследуемой компании.Рисунок 28 – Режим ввода оплаты за услуги исследуемой компанииНа рис.29 приведен отчет по суммам к оплате за услуги компании.Рисунок 29 - Отчет по суммам к оплате за услуги компанииНа рис.30 показан отчет по поступлениям оплат за оказанные услуги.Рисунок – Отчет по поступлениям оплат за оказанные услугиНа рис.31показан отчет по клиентам и оплатам.Рисунок – Отчет по клиентам и оплатамТаким образом, все задачи проектирования информационной системы выполнены.3.2Оценка экономической эффективности системыПри проведении оценивания показателей экономического эффекта внедрения автоматизированной технологии выполняется сопоставление затрат, необходимых для выполнения работ по проектированию системы и расчетов, связанных с сокращением трудоемкости операций, связанных с управлением компанией в части учета оказанных услуг для организаций.При проведении анализа показателей экономической эффективности ввода разработанной системы в эксплуатацию определяется перечень бизнес-процессов, которые автоматизируются с использованием информационной системы. Проводится вычисление показателей сокращения трудоемкости бизнес-процессов учета оказанных услуг для организаций до и после внедрения системы. (1) – общий временные затраты на выполнение учета оказанных услуг дляорганизацийпо базовой технологии;Т - общий временные затраты на выполнение учета оказанных услуг для организацийпо внедряемой технологииВ денежном выражении показатели экономического эффекта () вычисляются по формуле: (2)С0 – величина заработной платы сотрудников, участвующих в выполнении обязанностей, связанных с учетом оказанных услуг для организаций.Вычисленные показатели экономического эффекта, выраженные в денежных единицах, сравниваются с величиной сметы на создание информационной системы, статьи которой предполагают учет оплаты труда сотрудников, задействованных в разработке и тестировании ИС учета оказанных услуг для организаций, величину накладных расходов и учет машинного времени. При этом при внедрении информационной системы необходимо учитывать повышение издержек, связанных с ростом нагрузки на ИТ-специалистов, сопровождающих систему: (3)(Z – величина постоянных затрат, связанных с введением системы в эксплуатацию)Далее проводится сопоставление величины полученного эффекта и итогового значения суммы затрат в реализацию системы, рассчитываются параметров денежного потока с учётом дисконтирования.Выбор модели жизненного цикла предполагается из следующих вариантов [16]:каскадной модели, которая предполагает разделение выполнения работ на этапы, для которых определены задачи и организованы приемочные испытания, по завершению которых можно переходить к следующему этапу. В случае одновременного выполнения нескольких этапов и задержке в выполнении какой-либо из работ, в команде наблюдается простой в работе до момента, когда все работы по плану будут завершены. Данный принцип организации проекта приводит к увеличению длительности проекта, но сокращению периода внедрения, так как гарантируется отсутствие ошибок в модулях, по которым проводились проверки на ранних этапах;итерационной модели, в рамках которой проводится поэтапная разработка ИТ-решения, при этом отсутствуют простои рабочих мест, на которых выполнятся параллельные работы. В случае выявления ошибок проводится возврат на начало этапа и корректировка программного кода;спиральная модель предполагает разработку модулей программного решения и поэтапный их ввод в эксплуатацию еще на стадии создания системы. При этом при выявлении ошибок в функционале существует возможность их быстрого исправления. Недостатком данного варианта организации ИТ-проекта является длительный срок разработки, сложности в адаптации персонала к изменению технологии. В рамках данного проекта при планировании работ над созданием системы автоматизации учета управления компанией выбрана спиральная модель жизненного цикла. Далее проведен расчет вложений в программную реализацию системы автоматизации, расчет получаемого экономического эффекта от внедрения системы. В таблице 26 показана приведен расчет заработной платы сотрудников, осуществляющих разработку и тестирование информационной системы управления компанией ООО «Акадо». Таблица – Расчет заработной платы сотрудников, осуществляющих разработку и тестирование ИС управления компанией ООО «Акадо»Должность Ставка оплаты труда за 1 час., руб.Временные затраты, час.Общие затраты на оплату трудаРазработчик программного продукта80010080000Финансист3508028000Сотрудник по информационной безопасности4604018400Главный бухгалтер100022000Общая величина затрат128400Общие расходы на оплату труда задействованных специалистов составили 128400 руб. Далее проводится расчет фонда оплату труда с учетом отчислений по страховым взносам: тыс.руб.Расчёт издержек, связанных с использованием компьютерного оборудования, производится из соотношения:(4) – величина издержек, связанных с амортизацией компьютерного оборудования, руб.T – длительность процесса разработки системы;T0 – период полезного использования оборудования.S – стоимость оборудования, руб.Величина оплаты потребленной электроэнергии: – сумма расходов по указанной статье, руб.;t – стоимость 1кВт*ч в руб.N – Потребляемая мощность используемого оборудования, кВт.Для работы над проектом предполагается выделение бюджета в 5000 руб. на накладные расходы, связанные с приобретением необходимых расходных материалов.Суммарные затраты (Кп), связанные с реализацией проекта: Кп = Z + + + Кп = 167176 + 2000 + 756 + 5000 = 174932 руб.С учетом выделения резервов финансирования в 10% от бюджета проекта затраты составляют: Кп = 1,1*174932 = 192425руб.Расчет показателей сокращения трудоемкости бизнес-процессов приведен в таблице 21. Получение экономической выгоды ожидается за счет возможностей сокращения трудоемкости ведения учетных операций по оказанным услугам в рамках управления ИТ-компанией, формированию отчётности, учету договоров, учетом платежей и оказываемым Услуг доступа к цифровому ТВам. Внедрение системы позволяет более эффективно распределять рабочее время специалистов, снизив нагрузку, связанную с ведением ряда учетных операций.Таблица – Расчет показателей сокращения трудоемкости бизнес-процессовТехнология Периодичность выполнения(раз в год)Длительность по существующей технологии, мин. Длительность по внедряемой технологии, мин.Снижение трудозатрат, мин.Общеесокращение времени выполнения, мин.Экономия трудозатрат (руб.)Учет данных о видах услуг10010288006667Формирование ведомостей по оплатам за услуги доступа к пакетам цифрового ТВ601501149894074500Учет договоров10030129290024167Расчет стоимости Услуг доступа к цифровому ТВ10030129290024167Формирование отчета по состоянию исполнения договоров10060159590049167Всего178668Как показано в таблице 21, в рамках проводимых расчетов проведено измерение времени выполнения операций по существующей технологии, по внедряемой технологии. Далее проведено вычисление экономии времени на одну операцию, вычислена годовая экономия рабочего времени. И далее проведен перевод вычисленного значения в денежные единицы через вычисление произведения экономии рабочего времени на ставку оплаты труда. Далее проведен расчет эксплуатационных затрат, связанных с использованием системы (таблица 22). Эксплуатационные затраты связаны с дополнительными трудозатратами сотрудников ИТ-отдела в части администрирования системы, организации резервного копирования, ведения журналов, отработки заявок на доступ к информационным ресурсам проектируемой системы.Таблица – Расчет эксплуатационных затрат, связанных с использованием системыВид работВременные затраты в год, час.Часовая оплата труда, руб.Годовая величина оплаты труда, руб.ФОТ с учетом страховых взносов, руб.Резервное копирование БД20420840010936.8Работа с ТУД1542063008202.6Сервисное обслуживание БД304201260016405.2Установка обновлений20420840010936.8Итого46481.4Таким образом, ежемесячные затраты на сопровождение системы необходимо вычесть из расчетов полученной экономической выгоды, т.к. при установке системы возрастают трудозатраты ИТ-специалистов, осуществляющих управление информационными ресурсами. Таким образом, величина годового экономического эффекта с учетом эксплуатационных затрат составляет: S = 178668 – 48481 = 130187 руб.Величина ежемесячного экономического эффекта составляет:Далее с помощью функции КПЕР проведено вычисление срока окупаемости проекта:Рисунок 32 – Расчет периода окупаемости с учетом дисконтированияСрок окупаемости составляет 20,7 мес.Далее проведен расчет характеристики ВСД проекта (рис.31).Рисунок 33 – Расчет показателя ВСД проектаКак показано на рис.31, показатели ВСД проекта составляют 3%. Расчет показателя ЧПС проекта приведен на рис.32.Рисунок 34 – Расчет показателя ЧПС проектаТаким образом, расчеты, связанные с оценкой экономического эффекта, показали, что внедрение разработанной системы обеспечивает оптимизацию работы компании за счет сокращения времени выполнения технологических операций с учетом дополнительной нагрузки на администраторов, обусловленной необходимостью обслуживания базы данных. Выводы по параграфуПроведено определение видов расходов, связанных с реализацией проекта автоматизации управления компанией в части оказания Услуг доступа к цифровому ТВ. Проведены расчеты экономической эффективности проекта, затраты на создание проекта, оценен срок возврата средств, вложенных в создание системы. В итоге проект подтвердил свою экономическую целесообразность и представляет значительный потенциал для оптимизации и улучшения бизнес-процессов в организации.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ данной работе проведен анализ технологии работы компании, профиль деятельности которой связан с предоставлением доступа клиентов к пакетам цифрового ТВ.В аналитической части работы проведен анализ деятельности компании, оказывающей услуги по разработке и внедрению программных продуктов. Рассмотрена организационная структура компании, построена модель бизнес-процессов. По итогам проведённого изучения технологии работы специалистов по учету оказанных услуг по разработке программного обеспечения был сделан вывод о наличии недостатков, связанных с:значительными временными затратами на поиск информации для заполнения документов и договоров;по ряду процессов отмечается необходимость дублирования ввода идентичной информации;отсутствие системы контроля корректности ввода пользовательской информации;отсутствием инструмента, позволяющего формировать аналитическую информацию по оказанию услуг доступа к цифровому ТВ.В рамках данной работы проведено изучение вопросов использования клиент-серверных технологий для автоматизации бизнес-процессов организации в части управления услугами для клиентов, описана ИТ-инфраструктура организации. Также проведено описание функциональных требований к автоматизации технологии учета оказания услуг.В проектной части работы проведено создание структуры базы данных проектируемой системы, описана концептуальная модель, реляционные отношения. В соответствии с поставленными задачами управления компанией определен реквизитный состав сущностей, определен их формат, определен перечень ограничений. Далее проведено описание пользовательских интерфейсов проектируемой системы, разработаны алгоритмы работы системы с использованием языка UML.Проведено описание созданного программного продукта, функционал которого включает возможности по учету данных по оказываемым услугам для организаций. Описаны режимы ввода справочной информации, работы по учету договоров, платежей и формирование выплатных ведомостей. Далее проведена разработка плана по внедрению разработанной системы в деятельность компании. Оценка экономического эффекта показала, что достижение результатов предполагается за счет сокращения трудоемкости бизнес-процессов по управлению компанией и оптимизации рабочего времени специалистов. Была рассчитана смета реализации проекта, а также оценен период возврата вложенных средств в реализацию проекта автоматизации.Стадии внедрения системы автоматизации учета заработной платы включают следующие этапы: анализ задач автоматизации, оценка потребностей сотрудников во внедрении автоматизированного режима обработки данных, составление технического задания на разработку программного решения, создание структуры данных, определение платформы разработки. После разработки системы проводится проверка ее функциональности, исправление выявленных неточностей, а затем система переводится в режим промышленной эксплуатации. В данной работе также определены этапы создания системы, указаны сроки и исполнители по каждому из них, а также определена потребность в приобретении материалов и лицензий.Проведено определение видов расходов, связанных с реализацией проекта автоматизации управления компанией в части оказания Услуг доступа к цифровому ТВ. Проведены расчеты экономической эффективности проекта, затраты на создание проекта, оценен срок возврата средств, вложенных в создание системы. В итоге проект подтвердил свою экономическую целесообразность и представляет значительный потенциал для оптимизации и улучшения бизнес-процессов в организации.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
2. Щеглов, А. Ю. Защита информации: основы теории: учебник для вузов / А. Ю. Щеглов, К. А. Щеглов. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 309 с.
3. Примакин А. И., Саратов Д. Н., Синещук Ю. И. Техническая защита информации: учебное пособие /Примакин А. И., Саратов Д. Н., Синещук Ю. И. - Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2021. - 154 с.
4. Клименко, И. С. Информационная безопасность и защита информации: модели и методы управления: монография / И. С. Клименко. - Москва: ИНФРА-М, 2020. – 178 с.
5. Каменнова М. С. Моделирование бизнес-процессов: учебник и практикум для вузов / М. С. Каменнова, В. В. Крохин, И. В. Машков. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 534 с.
6. Нестеров С. А. Базы данных: учебник и практикум / С. А. Нестеров. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 230 с.
7. Стружкин Н. П. Базы данных: проектирование: учебник для вузов / Н. П. Стружкин, В. В. Годин. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 477 с.
8. Кузнецов В.В. Системный анализ: учебник и практикум для вузов / В. В. Кузнецов. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 270 с.
9. Каменнова М. С. Моделирование бизнес-процессов. В 2 ч.: учебник и практикум для вузов / М. С. Каменнова, В. В. Крохин, И. В. Машков. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 282 с.
10. Минаева Ю. В. Методы статистического и интеллектуального анализа данных : учебное пособие / Ю. В. Минаева. - Воронеж: Воронежский государственный технический университет, 2017. - 90 с.
11. Гордеев С. И. Организация баз данных в 2 ч.: учебник / С. И. Гордеев, В. Н. Волошина. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 513 с
12. Нестеров, С. А. Базы данных : учебник и практикум для вузов / С. А. Нестеров. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 258 с.
13. Толстобров А. П. Управление данными: учебное пособие для вузов / А. П. Толстобров. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 272 с.
14. Лазарев С. А. Проектирование высокоуровневой архитектуры распределенных информационных систем: учебное пособие / С. А. Лазарев, К. А. Польщиков. - Белгород: Издательский дом "БелГУ": НИУ "БелГУ", 2023. - 54 с.
15. Лапина Т. И. Проектирование информационных систем : учебное пособие / Т. И. Лапина, А. Л. Желанов. - Курск : Университетская книга, 2022. - 316 с.
16. Гагарина Л. Г. Основы проектирования и разработки информационных систем: учебное пособие / Л. Г. Гагарина, Ю. С. Шевнина. - Москва: ИНФРА-М, 2024. - 210 с.
17. Галеев И. Х. Интеллектуальные обучающие системы (проектирование): учебное пособие / И. Х. Галеев. - Казань : Изд-во КНИТУ-КАИ, 2019. – 70 с.
18. Громов, А. И. Управление бизнес-процессами: современные методы: монография / А. И. Громов, А. Фляйшман, В. Шмидт. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 367 с.
19. Советов, Б. Я. Базы данных: учебник для вузов / Б. Я. Советов, В. В. Цехановский, В. Д. Чертовской. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 420 с.
20. Заграновская А. В. Системный анализ: учебное пособие для вузов / А. В. Заграновская, Ю. Н. Эйсснер. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 424 с
21. Разумников С.В. Модели, алгоритмы и программное обеспечение поддержки принятия стратегических решений к переходу на облачные технологии: монография/ Разумников С.В. – Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2020. – 176 с.
22. Романова Ю.Д. Информационные технологии в менеджменте (управлении): учебник и практикум для вузов/ Романова Ю.Д. 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 411 с.
23. Сурушкин М. А. Анализ предметной области и проектирование информационных систем с примерами: учебное пособие. - Белгород: НИУ "БелГУ", 2019. - 155 с.
24. Долганова, О. И. Моделирование бизнес-процессов: учебник и практикум для вузов / О. И. Долганова, Е. В. Виноградова, А. М. Лобанова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 322 с.
25. Серова Г. А Информационные технологии в юридической деятельности: учебное пособие / Г. А. Серова. - Москва: ИНФРА-М, 2019. – 239с.
26. Системный анализ: учебник и практикум для вузов / В. В. Кузнецов. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 270 с.
27. Стативко Р. У. Интеллектуальные системы и технологии: учебное пособие / Р. У. Стативко. - Белгород : Изд-во БГТУ, 2023. - 124 с.
28. Стрекалова Н. Б. Современные технологии в профессиональной подготовке специалистов: учебное пособие/ Н.Б.Стрекалова. - Тольятти: Тольяттинская академия управления, 2023. - 128 с.
29. Съедин Д. Ю. Разработка программных модулей информационных систем: учебное пособие / Д. Ю. Съедин. - Москва: МИРЭА - Российский технологический университет, 2022. - 71 с.
30. Таюрская И. С. Проектирование информационных систем : учебно-методическое пособие / Таюрская И. С. - Санкт-Петербург : Изд-во СПбУТУиЭ, 2022. – 256 с.
31. Ткаченко В. В. Базы данных: учебное пособие / В. В. Ткаченко, Е. В. Фешина. - Краснодар: КубГАУ, 2022. - 170 с.
32. Фешина Е. В., Лукьяненко Т. В. Инженерия информационных систем : учебник / Е. В. Фешина, Т. В. Лукьяненко. - Краснодар : КубГАУ, 2022. - 217 с.
Интернет-ресурсы
33. База данных угроз ФСТЭК. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://bdu.fstec.ru/threat (дата обращения: 09.04.2024)
34. Цифровая трансформация через сложную разработку. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.naumen.ru/digital-custom-solutions/?utm_source=yandex&utm_medium=cpc&utm_campaign=soft-dev-russia&utm_content=gid_5319897746_aid_15268853181&utm_term=разработка%20ит%20систем_position_type_premium_position_2&yclid=356300653949353983 (дата обращения: 09.04.2024)
35. Проектирование информационных систем: от идеи до реализации. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://nauchniestati.ru/spravka/proektirovanie-informaczionnyh-sistem/ (дата обращения: 09.04.2024)