Центральные органы государственного управления

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Юриспруденция
  • 34 34 страницы
  • 25 + 25 источников
  • Добавлена 22.06.2024
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. СУЩНОСТЬ И СИСТЕМА ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 5
1.1. Понятие и признаки государственного управления 5
1.2. Общая характеристика системы органов государственного управления 11
2. ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПОЛНОМОЧИЙ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ЦЕНТРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ 16
2.1. Президент и Правительство РФ в системе центральных органов управления 16
2.2. Иные центральные органы управления Российской Федерации 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 32

Фрагмент для ознакомления

Данный список еще раз свидетельствует о том, что понятие «структура», куда включаются федеральные учреждения исполнительной власти, объединяет вместе с министерствами все иные формы учреждений.
В свете идеи разделения функций на три основополагающих типа исполнительная власть в Российской Федерации, видимо, длительное время будет представлена тремя типами органов: федеральными министерствами, занимающимися выработкой государственной политики, нормативно-правовым регулированием и координацией, федеральными службами, осуществляющими контроль и надзор, и федеральными агентствами, занятыми оказанием государственных услуг и управлением государственным имуществом.
Административно-правовой статус этих органов исполнительной власти определяется Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными и иными законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, а также его конкретным назначением, местом и ролью в системе управления. Вместе с тем общими чертами правового положения органа исполнительной власти, обеспечивающими экономическую безопасность являются: подзаконный характер деятельности этих органов; наделение правом распорядительства, т. е. издания подзаконных юридических актов; подотчетность и подконтрольность нижестоящих органов вышестоящим; оперативная самостоятельность органов в пределах компетенции; наделение правом применять меры государственного принуждения.
Важнейшую роль в структуре органов исполнительной власти, обеспечивающих экономическую безопасность играют федеральные министерства. Правовой статус федеральных министерств устанавливается положениями о министерствах, которые утверждаются Президентом РФ либо Правительством РФ. В настоящее время любое положение о федеральном министерстве содержит норму, согласно которой министерство является одновременно федеральным органом исполнительной власти и юридическим лицом.
С точки зрения публичного права подобная норма вполне может существовать. Предполагается, что в рамках административно-правового поля министерство является органом государственной власти, осуществляет свою деятельность от именигосударства, обладает властнымиполномочиями, в силу чего выступает доминирующей стороной в административно-правовых отношениях.
Анализ практики государственного управления в Российской Федерации позволил выделить следующие виды проблем в изучаемой сфере:
- несовершенство действующих источников права в области правового регулирования государственного управлении, в частности, нормативных актов, регламентирующих вопросы деятельности конкретных должностных лиц и их обязанности;
- применение методов управления, не отвечающих современным требованиям общества, в частности, применение методов командно-административной экономики для решения задач государственного управления;
- наличие неразрешенных вопросов в области разграничения полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления, что отрицательно сказывается на гражданах, так как соответствующие вопросы не находят решения и лиц, ответственных за их решение;
- проблема коррупции, заключающаяся в злоупотреблении должностными лицами государственной власти своим служебным положением для получения личной выгоды;
- недостаточный уровень оборачивания должностных лиц органов государственной власти в сфере управления.
Стоит отметить, что данная проблема является одной из наиболее сложных, так как вопрос «профессионального образования» может быть рассмотрен с нескольких позиций.( Во-первых, должностным лицам органов государственной власти необходимо иметь профильное образование в соответствии со сферой деятельности, будто то область экономики или экологии. Во-вторых, поскольку деятельность данных лиц напрямую связана с управленческими процессами и принятием управленческих решений, то представляется необходимым наличие образования в сфере менеджмента, например, по направлению государственное и муниципальное управление.
Как результат, возникает дилемма в вопросе уровня образования должностных лиц государственной власти в контексте государственного управления. Стоит отметить, что наличие данной проблемы приводит также к разрозненной системе оценки деятельности должностных лиц и невозможности получения объективных результатов. Наиболее опасной из выделенных проблем является проблема коррупции, так как в нашей стране подобное поведение должностных лиц приобрело массовый характер. При этом данная тенденция не является естественной и отрицательно сказывается на благосостоянии общества. В связи с чем, также массовый характер приобрели антикоррупционные программы, реализуемые в органах государственной власти.
Таким образом, на основании исследования особенностей центральных органов управления в нашей стране, можно сделать вывод, что на сегодняшний день в данной сфере наблюдаются проблемы осуществления управленческого процесса. Наиболее опасной является проблема увеличения коррупционных действий. Для борьбы с данными проблемами на уровне каждого отдельного муниципального образования принимаются программы по развитию муниципального управления. Данные меры можно охарактеризовать высокой степенью рациональности, так как принятие единой программы не смогло бы учесть специфику каждого муниципального образования.
При этом необходимо организовать усиленный контроль за реализацией данных мероприятий на практике и увеличить число надзорных мероприятий. Учитывая возросшую опасность кризисных ситуаций, предстоит обратить особое внимание на умение муниципальных руководителей действовать в быстро изменяющейся среде и быть гибкими, не меняя своих главных принципов, добиваться поставленных целей при активном привлечении бизнеса и общественных организаций, развивая партнерские отношения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Государственное управление (исполнительная деятельность) может характеризоваться в качестве одной из форм деятельности субъектов, уполномоченных на это.
Данная форма деятельности состоит в практической организации реализации функций и задач государства, в повседневном непосредственном руководстве общественно-политическими, общественно-культурными сферами, хозяйственной и межотраслевыми сферами деятельности на основании и во исполнение законов.
Государственное управление имеет трехуровневую систему: федеральную, региональную, местную. В систему федеральных органов государственной власти входят: президент Российской Федерации -осуществляет полномочия главы государства; Правительство Российской Федерации (высший орган исполнительной власти), федеральные органы исполнительной власти и их территориальные органы.
Систему органов государственного управления субъекта Российской Федерации составляют: высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации; высший исполнительный орган субъекта Российской Федерации; иные органы государственной власти субъекта Российской Федерации, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации. Муниципальный уровень власти, находясь за пределами государственного управления, входит в общую систему.
Основу институциональной системы составляет государственный орган – учрежденное в установленном порядке образование, выполняющее от имени государства одну или несколько функций, обладающее организационным единством, собственной компетенцией и полномочиями.
Система органов государственного управления РФ на федеральном уровне включает следующие элементы: 1) Президент РФ 2) Правительство России. Каждый из указанных субъектов обладает определенными полномочиями.
Президент - глава государства. Он выступает гарантом Конституции Российской Федерации, свобод и прав гражданина и человека. В определенном Основным Законом порядке он принимает меры в части охраны суверенитета государства, его независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное взаимодействие и функционирование органов власти государства. Президент согласно Конституции и федеральному законодательству определяет важнейшие направления внешней и внутренней государственной политики. Президент в качестве главы государства представляет Российскую Федерацию в международных и внутригосударственных отношениях.
Таким образом, на основании исследования механизма государственного и муниципального управления можно сделать вывод, что на сегодняшний день в данной сфере наблюдаются проблемы осуществления управленческого процесса. Наиболее опасной является проблема увеличения коррупционных действий. Для борьбы с данными проблемами на уровне каждого отдельного муниципального образования принимаются программы по развитию муниципального управления. Данные меры можно охарактеризовать высокой степенью рациональности, так как принятие единой программы не смогло бы учесть специфику каждого муниципального образования.
При этом необходимо организовать усиленный контроль за реализацией данных мероприятий на практике и увеличить число надзорных мероприятий. Учитывая возросшую опасность кризисных ситуаций, предстоит обратить особое внимание на умение муниципальных руководителей действовать в быстро изменяющейся среде и быть гибкими, не меняя своих главных принципов, добиваться поставленных целей при активном привлечении бизнеса и общественных организаций, развивая партнерские отношения.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Федеральные нормативные правовые акты
Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, 01.07.2020) //Собрание законодательства РФ. - 03.03.2014. - N 9. - Ст. 851.
Федеральный конституционный закон от 06.11.2020 N 4-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" // СПС Консультант Плюс.
Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 23.03.2024) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" // СПС Консультант Плюс.
Федеральный закон "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" от 21.12.2021 N 414-ФЗ (ред. от 04.08.2023) // СПС Консультант Плюс.
Постановление Правительства РФ от 01 июня 2004 г. № 260 (ред. от 05.04.2024) «О Регламенте Правительства Российской Федерации и Положении об Аппарате Правительства Российской Федерации» // СЗ РФ. – 2004. – № 23. – Ст. 2313.
Литература
Авакьян, С.А. Конституционализм и публичная власть: концепции и перспективы / С.А. Авакьян // Конституционное и муниципальное право. 2023. № 11. С. 28.
Административное право России: учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / под ред. В.Я. Кикотя, П.И. Кононова, И.Ш. Килясханова. 5-е изд., перераб. и доп. М., 2022. 
Аралбаева, Г.Г. Совершенствование системы управления социально-экономическим развитием муниципального образования [Текст] / Г.Г. Аралбаева // Экономика и бизнес. 2019. № 5. С. 211-213.
Барабашев, А. Г. Государственное и муниципальное управление. Технологии научно-исследовательской работы : учебник для вузов / А. Г. Барабашев, А. В. Климова. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. 194 с.
Борискова, И.В. Формирование и полномочия Администрации Президента Российской Федерации / И.В. Борискова // Теория науки. 2019. № 4. С. 97.
Быстрянцев, А.Ф. О проблемах развития системы исполнительной власти в Российской Федерации / А.Ф. Быстрянцев, С.Д. Селиванов // Инновационная наука. 2021. № 3-2 (15). С. 25
Гончаров, В.В. Государственная власть: понятие и сущность // Политика и общество, 2019. № 7. С. 816-823.
Государственное и муниципальное управление : учебник и практикум для вузов / С. Е. Прокофьев [и др.] ; под редакцией С. Е. Прокофьева, О. В. Паниной, С. Г. Еремина, Н. Н. Мусиновой.  2-е изд.  Москва : Издательство Юрайт, 2024.  608 с.
Григорьева, И.В. Теория государства и права.  / И.В. Григорьева. - Тамбов: ТГТУ; 2019.
Зубарева, А. Ю. К вопросу о полномочиях высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации / А. Ю. Зубарева // Новое конституционное измерение глазами молодежи : Сборник статей по материалам Республиканской межвузовской научно-практической конференции, Йошкар-Ола, 04 марта 2021 года / Под редакцией И.А. Загайнова, Н.М. Швецова. Йошкар-Ола: АНО ВО "Межрегиональный открытый социальный институт", 2021. С. 79-92.
Коровин, А. А. Система и принципы государственного управления / А. А. Коровин, О. С. Шестак // Образование. Культура. Общество : Сборник избранных статей по материалам Международной научной конференции, Санкт-Петербург, 29 октября 2021 года. Санкт-Петербург: Гуманитарный национальный исследовательский институт НАЦРАЗВИТИЕ, 2021. С. 50-52.
Купряшин, Г.Л. Органы государственного и муниципального управления [Текст] / Г.Л. Купряшин. Москва: Юрайт, 2022.
Лапина, М.А., Карпухин Д.В. Научно-методологический анализ проблемных аспектов систематизации функций и полномочий федеральных органов исполнительной власти // Административное и муниципальное право. 2021. № 4. С. 314-318.
Миронов, А.Н. Административно-правовые формы государственного и муниципального управления: учебное пособие / А.Н. Миронов. – Москва: Академия управления МВД России, 2021. 152 с.
Прокопова, Л.И. Актуальные аспекты исследования системы управления муниципальным образованием [Текст] / Л.И. Прокопова // Экономика и бизнес. 2019. № 1. С. 14-20.
Самойлюк, Р.Н. Понятие, признаки и сущность государственной власти // Наука. Мысль, 2019. № 4. С. 10-18.
Скрыпников, В.А. Конституционные основы государственного управления и местного самоуправления Российской Федерации // Вестник государственного и муниципального управления. 2020. №1. С. 63-66.
Тимурханов, Э. Р. Государственное управление: понятие и эффективность / Э. Р. Тимурханов // Актуальные исследования. 2021. № 42(69). С. 48-54.
Чиркин, В.Е. Конституционное право в Российской Федерации: Учебник. М., 2012. С. 419-420.
Шепилова, А. Р. Понятие и цели государственного управления / А. Р. Шепилова // Современные научные исследования и инновации. 2021. № 6(122). С. 67-69.
Григорьева И.В. Теория государства и права.  / И.В. Григорьева. - Тамбов: ТГТУ; 2019. С. 101.
Самойлюк Р.Н. Понятие, признаки и сущность государственной власти // Наука. Мысль, 2019. № 4. С. 11.
Гончаров В.В. Государственная власть: понятие и сущность // Политика и общество, 2019. № 7. С. 817.
Гончаров В.В. Указ. соч. С. 822.
Тимурханов Э. Р. Государственное управление: понятие и эффективность / Э. Р. Тимурханов // Актуальные исследования. 2021. № 42(69). С. 50.
Государственное и муниципальное управление : учебник и практикум для вузов / С. Е. Прокофьев [и др.] ; под редакцией С. Е. Прокофьева, О. В. Паниной, С. Г. Еремина, Н. Н. Мусиновой.  2-е изд.  Москва : Издательство Юрайт, 2024.  С. 341.
Миронов А.Н. Административно-правовые формы государственного и муниципального управления: учебное пособие / А.Н. Миронов. – Москва: Академия управления МВД России, 2021. С. 76.
Федеральный закон "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" от 21.12.2021 N 414-ФЗ (ред. от 04.08.2023) // СПС Консультант Плюс.
Барабашев, А. Г. Государственное и муниципальное управление. Технологии научно-исследовательской работы : учебник для вузов / А. Г. Барабашев, А. В. Климова. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. С. 58.
Коровин А. А. Система и принципы государственного управления / А. А. Коровин, О. С. Шестак // Образование. Культура. Общество : Сборник избранных статей по материалам Международной научной конференции, Санкт-Петербург, 29 октября 2021 года. Санкт-Петербург: Гуманитарный национальный исследовательский институт НАЦРАЗВИТИЕ, 2021. С. 52.
Шепилова А. Р. Понятие и цели государственного управления / А. Р. Шепилова // Современные научные исследования и инновации. 2021. № 6(122). С. 67.
Федеральный конституционный закон от 06.11.2020 N 4-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" // СПС Консультант Плюс.
Борискова И.В. Формирование и полномочия Администрации Президента Российской Федерации / И.В. Борискова // Теория науки. 2019. № 4. С. 97.
Быстрянцев А.Ф. О проблемах развития системы исполнительной власти в Российской Федерации / А.Ф. Быстрянцев, С.Д. Селиванов // Инновационная наука. 2021. № 3-2 (15). С. 25
Постановление Правительства РФ от 01 июня 2004 г. № 260 (ред. от 05.04.2024) «О Регламенте Правительства Российской Федерации и Положении об Аппарате Правительства Российской Федерации» // СЗ РФ. – 2004. – № 23. – Ст. 2313.
Авакьян С.А. Конституционализм и публичная власть: концепции и перспективы / С.А. Авакьян // Конституционное и муниципальное право. 2023. № 11. С. 28.
Жукова Е.Н. Особенности административно-правового статуса федеральных агентств [Электронный ресурс] // cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-administrativno-pravovogo-statusa-federalnyh-agentstv (дата обращения: 23.05.2024).
Тихомиров Ю. А. Публичные услуги: спрос общества и реализующие его институты // СПС Консультант Плюс.
Купряшин, Г.Л. Органы государственного и муниципального управления [Текст] / Г.Л. Купряшин. Москва: Юрайт, 2022. С. 114.












18

Федеральные нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, 01.07.2020) //Собрание законодательства РФ. - 03.03.2014. - N 9. - Ст. 851.
2. Федеральный конституционный закон от 06.11.2020 N 4-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" // СПС Консультант Плюс.
3. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 23.03.2024) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" // СПС Консультант Плюс.
4. Федеральный закон "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" от 21.12.2021 N 414-ФЗ (ред. от 04.08.2023) // СПС Консультант Плюс.
5. Постановление Правительства РФ от 01 июня 2004 г. № 260 (ред. от 05.04.2024) «О Регламенте Правительства Российской Федерации и Положении об Аппарате Правительства Российской Федерации» // СЗ РФ. – 2004. – № 23. – Ст. 2313.
Литература
6. Авакьян, С.А. Конституционализм и публичная власть: концепции и перспективы / С.А. Авакьян // Конституционное и муниципальное право. 2023. № 11. С. 28.
7. Административное право России: учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / под ред. В.Я. Кикотя, П.И. Кононова, И.Ш. Килясханова. 5-е изд., перераб. и доп. М., 2022.
8. Аралбаева, Г.Г. Совершенствование системы управления социально-экономическим развитием муниципального образования [Текст] / Г.Г. Аралбаева // Экономика и бизнес. 2019. № 5. С. 211-213.
9. Барабашев, А. Г. Государственное и муниципальное управление. Технологии научно-исследовательской работы : учебник для вузов / А. Г. Барабашев, А. В. Климова. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. 194 с.
10. Борискова, И.В. Формирование и полномочия Администрации Президента Российской Федерации / И.В. Борискова // Теория науки. 2019. № 4. С. 97.
11. Быстрянцев, А.Ф. О проблемах развития системы исполнительной власти в Российской Федерации / А.Ф. Быстрянцев, С.Д. Селиванов // Инновационная наука. 2021. № 3-2 (15). С. 25
12. Гончаров, В.В. Государственная власть: понятие и сущность // Политика и общество, 2019. № 7. С. 816-823.
13. Государственное и муниципальное управление : учебник и практикум для вузов / С. Е. Прокофьев [и др.] ; под редакцией С. Е. Прокофьева, О. В. Паниной, С. Г. Еремина, Н. Н. Мусиновой. 2-е изд. Москва : Издательство Юрайт, 2024. 608 с.
14. Григорьева, И.В. Теория государства и права. / И.В. Григорьева. - Тамбов: ТГТУ; 2019.
15. Зубарева, А. Ю. К вопросу о полномочиях высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации / А. Ю. Зубарева // Новое конституционное измерение глазами молодежи : Сборник статей по материалам Республиканской межвузовской научно-практической конференции, Йошкар-Ола, 04 марта 2021 года / Под редакцией И.А. Загайнова, Н.М. Швецова. Йошкар-Ола: АНО ВО "Межрегиональный открытый социальный институт", 2021. С. 79-92.
16. Коровин, А. А. Система и принципы государственного управления / А. А. Коровин, О. С. Шестак // Образование. Культура. Общество : Сборник избранных статей по материалам Международной научной конференции, Санкт-Петербург, 29 октября 2021 года. Санкт-Петербург: Гуманитарный национальный исследовательский институт НАЦРАЗВИТИЕ, 2021. С. 50-52.
17. Купряшин, Г.Л. Органы государственного и муниципального управления [Текст] / Г.Л. Купряшин. Москва: Юрайт, 2022.
18. Лапина, М.А., Карпухин Д.В. Научно-методологический анализ проблемных аспектов систематизации функций и полномочий федеральных органов исполнительной власти // Административное и муниципальное право. 2021. № 4. С. 314-318.
19. Миронов, А.Н. Административно-правовые формы государственного и муниципального управления: учебное пособие / А.Н. Миронов. – Москва: Академия управления МВД России, 2021. 152 с.
20. Прокопова, Л.И. Актуальные аспекты исследования системы управления муниципальным образованием [Текст] / Л.И. Прокопова // Экономика и бизнес. 2019. № 1. С. 14-20.
21. Самойлюк, Р.Н. Понятие, признаки и сущность государственной власти // Наука. Мысль, 2019. № 4. С. 10-18.
22. Скрыпников, В.А. Конституционные основы государственного управления и местного самоуправления Российской Федерации // Вестник государственного и муниципального управления. 2020. №1. С. 63-66.
23. Тимурханов, Э. Р. Государственное управление: понятие и эффективность / Э. Р. Тимурханов // Актуальные исследования. 2021. № 42(69). С. 48-54.
24. Чиркин, В.Е. Конституционное право в Российской Федерации: Учебник. М., 2012. С. 419-420.
25. Шепилова, А. Р. Понятие и цели государственного управления / А. Р. Шепилова // Современные научные исследования и инновации. 2021. № 6(122). С. 67-69.