Проблема алекситимии в контексте психосоматических нарушений , но тема должна быть связана с психокоррекцией

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Психология
  • 50 50 страниц
  • 15 + 15 источников
  • Добавлена 24.06.2024
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы психолого-педагогической коррекции тревожности у детей старшего дошкольного возраста 7
1.1 Понятие тревожности в зарубежной и отечественной литературе 7
1.2 Понятия тревожности, ее виды, функции и формы. 11
Глава 2. Теоретические аспекты психолого-педагогической коррекции тревожности у детей старшего дошкольного возраста 21
2.1. Проявления тревожности в дошкольном возрасте. 21
1.2 Методы психолого-педагогической коррекции тревожности у детей старшего дошкольного возраста 26
Глава 2. Практические аспекты психолого-педагогической коррекции тревожности у детей старшего дошкольного возраста 31
2.1. Организация исследования. Описание методик. 31
2.2. Анализ результатов исследования. 33
2.2 Разработка и реализация коррекционной программы по снижению тревожности у детей старшего дошкольного возраста 36
Заключение 45
Список использованных источников 47
Приложение 49

Фрагмент для ознакомления

В целомпроводилосьпятнадцать занятий со старшими дошкольниками. Каждое занятие включало в себя проведение самых разных упражнений, игр, способствующих снижению уровня тревожности у детей. Каждое занятие длилось тридцать минут. Этооптимальноевремя старших дошкольников, так как за это время возможно проведение ни одного какого-то упражнения, а нескольких. В тоже время, дети не успеют устать от занятий. Тематический план коррекционной работы по снижению тревожности у детей старшего дошкольного возраста средствами арт-терапии представлен в виде таблицы в приложении. Далее кратко опишем, каким образом проводисьопределённые занятия, которые были направлены на снижение тревожности у детей старшего дошкольного возраста. В каждом занятии использовались элементы различных видов арт-терапии, таких как вокалотерапия, драматерапия, изотерапия и др.1-ое занятие - вводное. Терапевтические упражнения, проведённые с дошкольникамидали им возможность научиться справляться сосвоей тревожностью и своими страхами. Первое упражнение это «Подари подарок другу». Участники поделились на пары, каждомунужно было подарить подарок своему товарищу. Данное задание дало детям возможность научиться дарить подарки, почувствовать радость от процесса дарения, и осознать значимость заботы обокружающих людях. Следующее упражнение «Доброе утро» было релаксационным, которое было направлено на снятие напряжения. Беседа «Что я люблю?» дала детям возможность научиться слушать и слышать собеседника, поделиться собственными увлечениями и хобби, и осознать, как много общего у них с ровесниками. Рисование на тему «Художники натуралисты» проводилось в спокойной атмосфере, участники с психологом обсуждали тему животных и природы вокруг людей. Хоть занятие предполагалоактивность,дошкольники расслабились и были в хорошем настроении. Последнее было упражнение «Доверяющее падение». Ребенкунужно было встать на стул, а остальным его ловить. Это упражнение дает возможность показать доверие относительно окружающих и преодолеть собственные страхи и недоверие. Наблюдалось, как шаг за шагом снижался уровень напряженности и тревожности в отношениях детей друг с другом. Они с каждым упражнением активнее принимали участие в них. Каждое упражнение помогало раскрыть различные аспекты личности, что даваловозможность воспитанникам познать себя и собственный потенциал. Второе занятие, проведённое с детьми старшего дошкольного возраста, было занятие на тему «Будь смелым», направление на коррекцию тревожности у детей старшего дошкольного возраста и, в том числе, на снятие эмоционального и мышечного напряжения.Вовремя занятия использовалось несколько упражнений, помогающихвоспитуемым справиться с собственными негативными эмоциями и развивать уверенность в себе. Первое упражнение «Подари подарок другу». Участникиподелились пары и получили задание придумать, какой подарок они могут сделать друг другу. Это упражнение позволило детям научиться проявлять доброту и заботу обокружающих и, в том числе, снять напряжение и расслабиться. Потомпроводилась беседа «Будь смелым». Дошкольников просили рассказать, каким образом они смогут проявить смелость в самых разных ситуациях. Детиподелились собственными мыслями и идеями, а педагог продемонстрировалаучастникам, каким образом,возможно, преодолеть страх и справиться сосложностями. Данная беседа способствовало повышениюсобственную самооценку и уверенность в себе. Далее проводились телесные упражнения «Воздушный шарик» и «Волшебный стул». Детям было очень весело, и они проявляли активную деятельность, приступая к игре и демонстрируя собственные движения. Данное упражнение способствовало улучшению физического и эмоционального состояниядошкольников, снятию напряжения и снижению тревоги. Потомдети приступили к рисованию на тему «Нарисуй любимого героя». Участникисмогли выразить собственные эмоции и мысли посредствомрисунков. Дети рисовали собственных любимых персонажей и рассказывали о собственных чувствах и переживаниях. Данная работа способствовала освобождению от эмоций и научила их справляться с собственными эмоциями. В целом, занятие по коррекции тревожности у детей старшего дошкольного возраста было очень полезным и интересным. Использованные упражнения помогают воспитуемым научиться управлять собственными эмоциями, повышать собственную самооценку и развивать уверенность в себе. Третье занятие было посвящено теме «Поверь в свои силы». Данное занятие по коррекции тревожности у старших дошкольников включало в себя четыре различных упражнения: «Я дарю тебе», беседу «Поверь в свои силы», рисование на тему «Техника каракулей» и упражнение «Горячие ладошки». Опыт показал, что такой подход дает отличные результаты и помогает ребятам справляться со своими тревожными мыслями и чувствами. Началось занятие с практики «Я дарю тебе», которая заключалась в том, чтобы каждый ребенок подошел к своему товарищу и сказал ему что-то приятное, к примеру: «Я очень ценю твою дружбу». Это позволило детям проявить заботу и доброту друг к другу, помогло уменьшить тревогу и снять напряжение. Далее была проведена беседа «Поверь в свои силы», в ходе которой обсуждались трудности, с которыми сталкиваются дети и способы их преодоления. Ребята делились своими историями, и мы совместно искали пути решения проблем. Это помогло детям осознать, что они могут справиться со своими трудностями, их страхи не должны препятствовать им в реализации своих целей. Затем было организовано рисование на тему «Техника каракулей», которое заключалась в том, чтобы дети рисовали каракули, не думая о том, что получится в итоге. Это помогло им проявить свою индивидуальность, выразить свои чувства и эмоции, избавиться от ненужных мыслей и напряжения. Закончили занятие упражнением «Горячие ладошки», которая заключалась в том, чтобы дети водили ладонями друг по другу, словно искупались в воде. Это помогло снять напряжение, расслабиться и сосредоточиться на настоящем моменте. В итоге, проведенное занятие было очень продуктивным и интересным. Дети получили навыки управления своими эмоциями и осознания своих сил, а также понимание того, что они могут проявить заботу и доброту к другим. Каждое упражнение было специально разработано, чтобы помочь детям преодолеть тревожность. Такие занятия помогают детям справляться со своими эмоциональными переживаниями и развивать навыки социализации, что очень важно в их дальнейшей жизни. Четвертое занятие по коррекции тревожности у детей старшего дошкольного возраста на тему «Мое настроение» проводилось с использованием самых разных терапевтических упражнений, и было довольно эффективным и интересным. Первоначально занятия началось с терапевтической вокальной гимнастики, которая называлась «Доброе утро». Первоначально проводилось несколько упражнений на растяжку, и укреплялись голосовые связки, а потом перешли к пению напевов и песен. Это способствовало расслаблению и настройке на позитивное настроение. Потом мы перешли к упражнениям «Возьми и передай» и «Превращения». В первом упражнении участники двигались в кругу, передавая друг другу предметы, а во втором – превращались в животных и зверей. Это помогло детям выразить собственные эмоции и развивать воображение. Потом проводилось упражнение «Неваляшка», суть которого состояла в том, чтобы расслабиться, сидя на полу и датьсобственному телу возможность несколько раз откинуться назад. Это способствовало снятию накопившегося напряжения и расслаблению. Закончили занятие рисованием, где каждый участник рисовал собственное эмоциональное состояние и делился им со всемиостальными участниками. Это дало детям возможность понять собственные чувства и отыскать способы справиться с ними. Вследствиеэтого воспитуемые проявлялинемалый интерес к проводимым упражнениям, стали более самостоятельными, уверенными и любопытными. Успешность занятий подтверждает значимость применения самых разных средств в работе с детьми для достижения их эмоциональной стабильности и социальной адаптации. Седьмое занятие было посвящено теме: «Верь в себя».Занятие по коррекции тревожности у детей старшего дошкольного проходило довольно интересно и продуктивно. Использовались различные методы, помогшиеучастникам справиться с их чувствами и эмоциями. Занятие началось с пения «Доброе утро», давшее детям возможность расслабиться и настроиться на позитивный лад. Воспитанники с удовольствием пели песни, специально подобранные для данного занятия. Такие упражнения дали детям возможность заглянуть внутрь себя, осознать собственные чувства и настроение. После чего мы перешли к беседе «Верь в себя», где дошкольники рассказали о собственных мечтах, целях и достижениях. Дети говорили о том, что им нравится делать, в чем они хороши и что бы они желали достичь в будущем. Подобные разговоры помогли детям поверить в себя и свои силы и, частности, увидеть собственные возможности. Затем мы перешли к упражнению «На море», где дети имели возможность выплеснуть собственные эмоции и чувства в игровой форме. Участники играли в различные игры, пели песни и рисовали. Данные упражнения помогли участникам снять стресс и отвлечься от проблем. Закончили рисованием «Я и море», «Стройка», где дошкольникинарисовали собственные эмоции и настроение. Ими использовались самые разные цвета и формы, чтобы выразить собственные чувства. Такие упражнения помогли дошкольникам научиться распознавать собственные чувства и реагировать на них. В целом, занятие было оченьполезным и эффективным. Дети научились контролировать собственные эмоции, поверили в собственные силы и открыли для себя новые способы справляться со стрессом и тревожностью. Итоговое занятие по коррекции тревожности у детей старшего дошкольного возраста было проводилось с использованием нескольких упражнений: пение «Доброе утро», телесную терапию «Что тебя привлекает в соседе», «Я очень хороший – ты очень хороший», «Доверительное падение», рисование «Мое взрослое будущее» и «Клеевой дождик», «Зайцы и слоны». Начав с пения, внимание детей акцентировалось на совсем несложное упражнение – громкое, активное произнесение «Доброе утро». Хоть сначала участники проявляли стеснительность, они быстро включились в игру и с радостью пели. У них появилось настроение, они стали более расслабленными и подвижными. Телесные упражнения дали детям возможность более тесно связаться друг с другом. Например, «Что тебя привлекает в соседе», где детьми повторялись комплименты по очереди, вызывало улыбки и аплодисменты в зале. В том числе было проведено упражнение «Доверительное падение», когда детямнеобходимо было закрыть глаза и в полной мере довериться собственным партнерам, чтобы падать на упругую матрасную подушку. Участники проявляли крайнюю осторожность, но очень скоро забыли про собственные опасения и уверенно выполняли задание. Рисование позволило детям прорабатывать свои личные ожидания от будущего. На занятии детей попросили рассказать, кем они желают стать, когда вырастут, и каковы их планы на будущее. Это помогло им понять, что мир за пределами детсада является огромным и приятным, и у детей имеется возможность получить хорошее образование. Затемпроводились игры для пробуждения креативностивоспитуемых и избавления их от стресса. «Клеевой дождик» и «Зайцы и слоны» подарили воспитанникам полную свободу действий. Было очень информативно наблюдать, как детьми изготавливаются террариумы и создаются «животные» из бумаги. Большинство из участников были счастливы и расслаблены после исполнения подобных заданий. Кроме того, на формирующем этапе экспериментальной работы проводилась работа с родителями участников. Так, мы провели родительское собрание на тему «Мой ребенок тревожный». Проведения этого родительского собрания было нацеленона то, чтобыознакомить родителей о причинах тревожности у их детей, рассмотреть с ними методы, которые позволяют снизить тревожность у старших дошкольников.Вовремя проведения родительского собрания участники высказали собственное отношение к проблеме тревожности у детей, высказали собственные мнения о причинах появления тревожности. На данном собрании родители ознакомились с понятием тревожности, с содержанием и причинами тревожности, с методами снижения у дошкольников тревожности в домашних условиях. После проведенного собрания родители были ознакомлены со специальной литературой по этой теме и, в том числе, с применением коррекционных методов снижения тревожности старших дошкольников. Таким образом, после проведения коррекционной работы, направленной на снижение тревожности у детей старшего дошкольного возраста, мы можемконстатировать, что разработанная коррекционная работа была интересна детям. Эта работа учитывала возрастные и индивидуальные особенности каждого ребенка старшего дошкольного возраста. ЗаключениеИсследования в области психологии показывают, что проблема тревожности дошкольников подробно раскрыта в теории и практике психолого-педагогических исследований. В этом возрасте происходит развитие новых психических новообразований, которые необходимы для успешного обучения на последующих этапах развития личности ребенка. Однако, этот период характеризуется непроизвольностью психических функций и неустойчивостью эмоциональных состояний. Анализ психолого-педагогической литературы показал, что появление тревожности у детей старшего дошкольного возраста связано с неблагоприятным эмоциональным состоянием, вызванным неудовлетворенностью физиологических потребностей или потребности в безопасности. Во второй главе данной курсовой работы была проведена экспериментальная работа по снижению тревожности детей старшего дошкольного возраста средствами арт-терапии. Результаты, которые были получены на констатирующем этапе экспериментальной работы, свидетельствуют о том, что у детей старшего дошкольного возраста имеется достаточно высокий уровень тревожности. Это говорит о том, что педагогу-психологу необходимо уделить внимание данным дошкольникам, проводить с ними коррекционные занятия, которые бы позволили снизить чувство тревожности у детей. Цель коррекционной работы заключается в проведении занятий, способствующих снижению чувства тревожности у детей старшего дошкольного возраста. Всего было проведено 15 занятий с детьми старшего дошкольного возраста, которые вошли в экспериментальную группу. Каждое занятие включало в себя проведение различных упражнений, игр, которые способствовали снижению уровня тревожности у дошкольников. Каждое занятие длилось 30 минут. Таким образом, результаты проведенного диагностического обследования подтвердили гипотезу, основанную на предположении о том, что применение таких арт-терапевтических средств, как драматерапия, вокалотерапия и изотерапия, в ходе специально организованных психокоррекционных занятий способствует снижению уровня тревожности у детей старшего дошкольного возраста.Таким образом, результаты проведенного диагностического обследования подтвердили гипотезу, основанную на предположении о том, что применение таких арт-терапевтических средств как драматерапия, вокалотерапия и изотерапия, в ходе специально организованных психокоррекционных занятий способствует снижению уровня тревожности у детей старшего дошкольного возраста..Следовательно, цель исследования достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.Список использованных источниковАстапов В. М. Тревожность у детей. - М.: ПЕР СЭ; Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2019. - 160 c.Донченко О.С., Заруцкая Т.А. СНЯТИЕ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАСРЕДСТВАМИ АРТ-ТЕРАПИИ // Материалы VII Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL: https://scienceforum.ru/2015/article/2015016263?ysclid=lwhued0ctf371895481 (дата обращения: 22.05.2024 ).

Звенигородская, М. А. Тревожность в современном обществе: определение, значение и влияние данного феномена на поведение людей / М. А. Звенигородская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 4 (294). — С. 256-258. Звенигородская, М. А. Тревожность в современном обществе: определение, значение и влияние данного феномена на поведение людей / // Молодой ученый. — 2020. — № 4 (294). — С. 256-258. Корепанова Н. Л., Лебедева О. В. Тревожность. Её причины и следствия // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 28. – С. 35–37.Косачева Е. В. Особенности тревожных состояний у детей старшего дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2021. — № 10 (352). — С. 162-164. Лазарева, А. Н. Арт-терапия как метод коррекции тревожности у детей старшего дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2023. — № 9 (456). — С. 349-351.Нехорошкова А.Н., Грибанов А.В. ТРЕВОЖНОСТЬ У ДЕТЕЙ: ПРИЧИНЫ И ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 5.; URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=14720 (дата обращения: 22.05.2024).Никонова С. Л. Психолого-педагогическая коррекция тревожности у старших дошкольников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № S1. – С. 236–240.Никонова С. Л. Психолого-педагогическая коррекция тревожности у старших дошкольников // Концепт. -2015. - Спецвыпуск № 01. - ART 75048. - 0,3 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2015/75048.htm.Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. М.-Воронеж, 2008. - 304 с.Сабирова Р. Ш., Сатенова Г. У. Изучение особенностей страхов и тревоги у детей дошкольного возраста. // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. — 2018. — № 6. — С. 582–586. Смолина М. Н. О внедрении арт-терапевтической программы психолого-педагогической коррекции тревожности старших дошкольников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № S1. – С. 111–115.Тимофеева О. А. Проявление тревожности у детей старшего дошкольного возраста. // Бюллетень науки и практики. — 2017. — № 11 (24). — С. 497–501.Шагивалеева Г.Р., Нуриахметова И.Ф. ТРЕВОЖНОСТЬ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 6-1. – С. 94-94.ПриложениеТематический план коррекционной программы по снижению тревожности средствами арт-терапииТаблица 1 – Тематический план коррекционной работы по снижению тревожности у старших дошкольников средствами арт-терапии Тема занятия Содержание занятия: упражнения Ожидаемый результат Занятие 1. Здравствуйте, это я! «Подари подарок другу»; «Доброе утро»; «Качели»; беседа «Что я люблю?»; – «Художники-натуралисты». «Подари подарок другу»; «Доброе утро»; беседа «Мое имя»; рисование «Рисование самого себя»; «Доверяющее падение». Создание условий для снижения уровня тревожности через элементы изотерапии, драматерапии, вокалотерапии, телесной терапии. Занятие 2. Будь смелым «Подари подарок другу»; беседа: «Будь смелым»; «Воздушный шарик», «Волшебный стул»; рисование «Нарисуй любимого героя». Снятие эмоционального и мышечного напряжения Занятие 3. Поверь в свои силы «Я дарю тебе»; беседа «Поверь в свои силы»; – рисование «Техника каракулей»; – «Горячие ладошки». Снятие эмоционального и мышечного напряжения; Совершенствование восприятия, внимания, мышления, воображения; Развитие способности к построению ассоциативных связей между образами действительности и звуковыми, художественными образами Занятие 4. Моѐ настроение «Доброе утро»; «Возьми и передай», «Превращения»; «Неваляшка»; рисование «Мое настроение»; Развитие способности к построению ассоциативных связей между образамидействительности и звуковыми, художественными образами. Занятие 5. Мой портрет «Доброе утро»; «Росточек под солнышком», «Злые и добрые кошки», «Ласковый мелок»; – «На что похоже мое настроение»; – «Угадай, что спрятано в крупе», – рисование «Автопортрет». Создание условий для снижения напряжения у детей; Формирование веры детей в свои силы, умению вести себя конструктивно в новой ситуации Занятие 6. Волшебный лес «Доброе утро»; беседа «За что меня любят мама, папа и другие»; «Коллаж волшебного леса»; – «Доверяющее падение». Создание условий для снижения тревожности; Развитие способности самостоятельно решать проблемные ситуации. Занятие 6. Верь в себя «Доброе утро»; беседа «Верь в себя»; - игра «На море»; «Я и море», «Стройка». Создание условий для снижения напряжения у детей; Формирование веры детей в свои силы, умению вести себя конструктивно в новой ситуации. Занятие 7. Помоги другим «Доброе утро»; «Тимуровцы»; рисование «Моя помощь». Создание условий для снижения тревожности; Развитие способности самостоятельно решать проблемные ситуации; Стимулирование собственных возможностей. Занятие 8. Люби себя, какой ты есть «Доброе утро»; «Винт», «Дружба», «Я очень хороший - ты очень хороший»; рисование «Красивое имя (контур)» Создание условий для снижения тревожности; Снижение скованности, боязливости в движениях. Занятие 9. Умей справляться с трудностями «Доброе утро»; беседа «Как вы справляетесь с трудностями»; – «Волны», «Ручей»; – игра «Разведчики»; рисование «Ладошка». Создание условий для снижения тревожности; Развитие способности самостоятельно принимать решения. Занятие 10. Умей принимать самостоятельно решения «Доброе утро»; драматизация «Комплементы»; «Доверительное падение»; фототерапия «Звериные чувства»; игра «Смелые ребята» Создание условий для снижения тревожности; Развитие способности самостоятельно принимать решения. Занятие 11. Смелость «Доброе утро»; телесная терапия «Горячие ладошки», «Небо»; рисование «Азбука смелости»; – «На полянке». Создание условий для снижения тревожности; Развитие самостоятельности в выборе действий, Снятие физического напряжения. Занятие 12. Самооценка «Доброе утро»; беседа «Самое-самое»; – «Неваляшки». Создание условий для снижения напряжения у детей; Формирование веры детей в свои силы, умению вести себя конструктивно в новой ситуации. Занятие 13. Решительность «Доброе утро»; драматизация «Возьми и подари»; «Ищем клад»; - игра «Смелые ребята» Создание условий для снижения уровня тревожности; Развитие навыков общения со сверстниками Итоговое занятий «Доброе утро»; «Что тебя привлекает в соседе», «Я очень хороший - ты очень хороший», «Доверительное падение»; рисование «Мое взрослое будущее»; игра «Клеевой дождик», «Зайцы и слоны». Создание условий для снижения тревожности; Снятие психоэмоционального напряжения у детей

1. Астапов В. М. Тревожность у детей. - М.: ПЕР СЭ; Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2019. - 160 c.
2. Донченко О.С., Заруцкая Т.А. СНЯТИЕ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАСРЕДСТВАМИ АРТ-ТЕРАПИИ // Материалы VII Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL: https://scienceforum.ru/2015/article/2015016263?ysclid=lwhued0ctf371895481 (дата обращения: 22.05.2024 ).


3. Звенигородская, М. А. Тревожность в современном обществе: определение, значение и влияние данного феномена на поведение людей / М. А. Звенигородская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 4 (294). — С. 256-258.
4. Звенигородская, М. А. Тревожность в современном обществе: определение, значение и влияние данного феномена на поведение людей / // Молодой ученый. — 2020. — № 4 (294). — С. 256-258.
5. Корепанова Н. Л., Лебедева О. В. Тревожность. Её причины и следствия // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 28. – С. 35–37.
6. Косачева Е. В. Особенности тревожных состояний у детей старшего дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2021. — № 10 (352). — С. 162-164.
7. Лазарева, А. Н. Арт-терапия как метод коррекции тревожности у детей старшего дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2023. — № 9 (456). — С. 349-351.
8. Нехорошкова А.Н., Грибанов А.В. ТРЕВОЖНОСТЬ У ДЕТЕЙ: ПРИЧИНЫ И ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 5.; URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=14720 (дата обращения: 22.05.2024).
9. Никонова С. Л. Психолого-педагогическая коррекция тревожности у старших дошкольников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № S1. – С. 236–240.
10. Никонова С. Л. Психолого-педагогическая коррекция тревожности у старших дошкольников // Концепт. -2015. - Спецвыпуск № 01. - ART 75048. - 0,3 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2015/75048.htm.
11. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. М.-Воронеж, 2008. - 304 с.
12. Сабирова Р. Ш., Сатенова Г. У. Изучение особенностей страхов и тревоги у детей дошкольного возраста. // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. — 2018. — № 6. — С. 582–586.
13. Смолина М. Н. О внедрении арт-терапевтической программы психолого-педагогической коррекции тревожности старших дошкольников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № S1. – С. 111–115.
14. Тимофеева О. А. Проявление тревожности у детей старшего дошкольного возраста. // Бюллетень науки и практики. — 2017. — № 11 (24). — С. 497–501.
15. Шагивалеева Г.Р., Нуриахметова И.Ф. ТРЕВОЖНОСТЬ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 6-1. – С. 94-94.