Межличностные отношения в студенческой группе.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Психология
  • 43 43 страницы
  • 26 + 26 источников
  • Добавлена 24.06.2024
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Содержание
Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты изучения межличностных отношений в студенческой группе 6
1.1. Характеристика межличностных отношений в психологии 6
1.2. Психологические особенности студентов 12
1.3. Особенности межличностных отношений студентов 17
Глава 2. Эмпирическое исследование межличностных отношений в студенческой группе 23
2.1. Организация исследования 23
2.2. Результаты исследования 27
2.3. Практические рекомендации 34
Заключение 37
Список литературы 39

Фрагмент для ознакомления

Результаты диагностики по методике межличностных отношений Т. Лири в двух группах студентов представлены в таблице 2.Таблица 2Результаты по методике межличностных отношений Т. Лири№ IIIIIIIVVVIVIIVIIIVG13649451085,33,9276576812106,64,23121073377716-7413886035520-7,2598861061286-0,26951097147102,7-9,3711677239615,3-0,18245838792,5-0,193710345496,7-8,1107910979642,8-13,8116512743935,5-6,51253447612102,98,7134591251098,30,314656655986,61,61557147848116,8-61683335910148,68,41777113138613-5,818810157246715,1-13,91989851061285,7-0,9205411948583,8-8,8М6,96,48,46,04,76,18,48,08,0-3,0σ3,02,23,32,42,82,72,52,55,16,6Примечания: I. – Властный; II.– Независимый; III. – Агрессивный; IV. – Недоверчивый; V. – Покорный; VI. – Зависимый; VII. – Сотрудничающий; VIII. – Ответственный; V - «фактор доминантности»; G - «фактор доброжелательности».Выраженность типов межличностных отношений у студентов отражена на рисунке 2.По результатам исследования выяснилось, что типы межличностных отношений в группе студентов выражены в разной степени. Больше всего у студентов выражены сотрудничающий – конвенциональный, агрессивный и ответственный – великодушный типы. То есть пстудентам в межличностных отношениях в целом характерна прямолинейность, напористость, враждебность, но также они склонны к сотрудничеству, кооперации, гибкие и компромиссные при решении проблем и в конфликтных ситуациях, стремятся быть в согласии с мнением окружающих, ответственны по отношению к людям.Рис. 2. Выраженность типов межличностных отношений в группе студентов.Меньше у студентов выражен властный, независимый и зависимый типы и недоверчивый тип межличностных отношей.Менее всего у студентов проявляется покорный – застенчивый тип, то есть им не характерна подчиняемость без учета ситуации.Результаты оценки психологического климата в группе испытуемых с помощью шкалы-опросника Ф. Фидлера- Ю. Ханина представлены в таблице 3.По результатам методики можно сказать, что в целом, психологическая атмосфера в группе студентов благоприятная.Обобщенный профиль оценки психологической атмосферы в коллективе студентов представлен на рисунке 3.Таблица 3Результаты по методике оценки психологической атмосферы в коллективе (по А.Ф.Фидлеру)№ 12345678910*Сумма1325452243333232421225242734343733442374635365452443512223233332462243512564347415214234228812134333112292544622243341043652433323511234474442236126243245542371353323222633114135313343228153222234152261643134234232917226264355439183233512433291911424212212020675774576559М3,22,73,93,14,12,92,93,83,52,832,6σ1,71,31,51,32,11,11,11,41,51,18,61 – враждебность; 2 – несогласие; 3 – неудовлетворенность; 4 – непродуктивность; 5 – холодность; 6 – несогласованность; 7 – недоброжелательность; 8 – равнодушие; 9 – скука; 10 – безуспешность.По представленным данным видно, что в группе студентов более всего выражено согласие, они оценивают свой коллектив как успешный, готовый к сотрудничеству и взаимной поддержке. Несколько меньше выражена продуктивность работы в группе, дружелюбие и занимательность.Еще ниже студенты оценивают увлеченностьработой в группе.Ниже всего испытуемые оценивают теплоту и удовлетворенность работой в коллективе. Рис. 3. Профиль оценки психологической атмосферы в группе студентов.Таким образом, у студентов эмоциональные отношения оцениваются ниже, чем поведенческие и когнитивные.Результаты корреляционного анализа особенностей межличностных отношений у студентов и атмосферы в группе представлены в таблице 4.Таблица 4Результаты корреляционного анализа (r Спирмена)ВраждебностьНесогласиеНеудовлетворенностьНепродуктивностьХолодностьНесогласованностьНедоброжелательностьРавнодушиеСкукаБезуспешностьАтмосфера в группеВыборы +-0,34-0,18-0,55*-0,35-0,22-0,13-0,05-0,42-0,32-0,41-0,63**Выборы --0,070,200,210,10-0,01-0,010,100,210,50*0,080,37Статус -0,15-0,23-0,48*-0,28-0,16-0,05-0,03-0,36-0,48*-0,32-0,59**Властный0,11-0,200,12-0,300,050,04-0,090,23-0,100,150,07Независ.-0,14-0,160,18-0,170,14-0,10-0,31-0,29-0,06-0,07-0,06Агресс.-0,080,160,090,080,380,050,10-0,120,410,200,23Недоверч.-0,07-0,170,220,41-0,06-0,05-0,05-0,20-0,080,05-0,05Покорный-0,32-0,21-0,24-0,06-0,41-0,290,01-0,22-0,07-0,26-0,42Зависим.0,010,13-0,230,24-0,12-0,34-0,070,14-0,050,04-0,11Сотруд.-0,18-0,51*-0,26-0,55*-0,52*-0,23-0,19-0,10-0,22-0,23-0,48*Ответств.-0,03-0,11-0,61**-0,23-0,34-0,52*-0,09-0,090,150,08-0,38Домин.0,280,060,02-0,400,100,07-0,10-0,060,060,180,10Дружел.-0,01-0,28-0,21-0,38-0,53*-0,04-0,03-0,01-0,26-0,20-0,36Результаты корреляционного анализа показали, что количество положительных выборов обратно связано с неудовлетворенностью (р≤0,05) и негативной атмосферой в группе (р≤0,01). То есть, чем больше положительных выборов получают студенты, тем благоприятнее они оценивают атмосферу в группе и тем больше они удовлетворены работой в группе.Количество отрицательных выборов прямо связано со скукой (р≤0,05). То есть, чем больше отрицательных выборов получают студенты, тем скучнее представляется им группа.Социометрический статус студентов в группе обратно связан с неудовлетворенностью (р≤0,05), скукой (р≤0,05) и негативной атмосферой в группе (р≤0,01). То есть, чем выше статус студентов в группе, тем благоприятнее они оценивают атмосферу в группе, ее занимательность и тем больше они удовлетворены работой в группе.Сотрудничающий тип межличностных отношений у студентов обратно связан с несогласием (р≤0,05), непродуктивностью (р≤0,05), холодностью (р≤0,05) и негативной атмосферой в группе (р≤0,05). То есть, чем больше студенты склонны к сотрудничеству, кооперации, гибкости, дружелюбию, тем благоприятнее они оценивают атмосферу в группе, ее продуктивность, теплоту отношений и согласие членов группы.Ответственный тип межличностных отношений у студентов обратно связан с неудовлетворенностью (р≤0,01) и несогласованностью (р≤0,05). То есть, чем больше у студентов проявляется ответственность по отношению к людям, деликатность, доброта, отзывчивость, умение сочувствовать, тем выше они оценивают согласованность в группе и тем больше они удовлетворены работой в группе.Фактор дружелюбия студентов обратно связан с холодностью (р≤0,05). То есть, чем выше развито дружелюбное отношение к другим у студентов, тем выше они оценивают теплоту отношений в группе.Таким образом, межличностные отношения студентоввлияют на психологическую атмосферу в группе.2.3. Практические рекомендацииНа основе результатов исследования можно рекомендовать психологическую помощь студентов в развитии межличностных отношений, создания доверительных отношений, развития сплоченности в группе. Для этого можно использовать следующие упражнения.1. Упражнение «Подчеркивание общности» для развития навыков присоединения к другому, уважения к мнению другого человека.Один из участников получает от тренера мяч. Он должен передать кому-нибудь из участников группы со словами: «Мне кажется, …, нас объединяет такое качество, как...» (и здесь он называет качество). Участник, которому передали мяч, отвечает на обращенное к нему высказывание либо «Согласен!», либо «Я подумаю над этим». 2. Упражнение «Визитная карточка»Каждый участник делает себе визитную карточку – рисует к каждой букве имени небольшую картинку, каким-то образом имеющую отношение к личности участника (например, отражают черты его характера).Затем каждый представляет себя другим.Рефлексия. Узнали ли вы что-то новое друг о друге?3. Упражнение «Прояснение собственных целей». Участникам предлагается на первом листе бумаги написать слово «Ценности». Нужно обдумать и расписать по пунктам все, что каждый ценит в жизни. На втором листе необходимо написать «Цели на всю жизнь». Каждый должен задавать себе вопрос: где бы он хотел побывать, какие впечатления получить, какие дела сделать и т.п. Обсуждение.4. Упражнение «Активное слушание» Выполняется в парах. Один участник пары – в роли подростка / юноши / подчиненного, второй – в роли родителя / педагога / сверстника. Первый номер в паре заявляет о какой-либо проблеме. Например, «У меня нет нормальных друзей». Задача второго номера – разобраться в проблеме собеседника, используя приемы активного слушания. Общение продолжается 2 минуты, затем участники меняются ролями. По окончании работы участники делятся впечатлением от общения. Что вам было интереснее – рассказывать о своей проблеме или слушать, как собеседник говорит о своей? Легко ли было слушать? Легко ли было говорить? Какие приемы удалось использовать в диалоге? Насколько комфортно было общение в парах? 5. Упражнение «Комната» для развития самопознания, анализа состояния других людей, развития эмпатии. Материалы: заранее заготовленные листочки с написанными на них неодушевленными предметами. Каждый участник вытягивает лист и от лица этого предмета говорит о себе и своих ощущениях, например, стол, обои… Обсуждение: Какие мысли возникали в процессе выполнения задания? Какие предметы были ближе? Почему? 6. Упражнение «Сценарий жизни». Участникам раздается по листу бумаги и фломастеру, каждый участник записывает на своем листе предложение - начало его собственной сказочной истории, далее листы передаются по кругу и каждый дополняет историю своим предложением. Листы передаются до тех пор, пока каждый участник не получит лист со своим началом сказки. Затем зачитывается сказка. Обсуждение.7. Упражнение «Я хочу, я могу, я знаю, что от меня ждут»Участники заполняют на листах три колонки: «Я хочу в жизни», «Я могу в жизни», «Чего от меня ждут?»Рефлексия. Сможете ли вы реализовать свои планы? Кто может помочь вам осуществить их? (обсуждение записей). Совпадают и ваши желания с реальными возможностями?8. Упражнение «Установка». Все участники группы заканчивают каждое из предложений (упражнение способствует повышению уверенности в себе, своих силах): – Я хочу… – Я умею… – Я смогу… – Я добьюсь… При необходимости можно попросить дать объяснения или сделать обобщения. 9. Упражнение «Кто я». Вопрос к участникам: с каким цветком (животным, деревом, сказочным персонажем и т. д.) вы себя ассоциируете и почему? Каждому участнику обеспечивается возможность обратной связи, возможность обсудить его ответ.ЗаключениеДанное исследование было предпринято с цельювыявления особенностей межличностных отношений в студенческой группе. В ходе достижения цели был поставлен и решен ряд задач.В ходе теоретического анализа научной литературы было подчеркнуто, чтомежличностные отношения – это субъективные связи, возникающие в результате их фактического взаимодействия и сопровождаемые уже различными эмоциональными и другими переживаниями индивидов, в них участвующих. Межличностные отношения имеют свою структуру, они динамичны: возникают, меняются и развиваются. Поведение человека в отношениях с другими зависит от познавательных, волевых и эмоциональных процессов.Личность детей формируется в условиях взаимодействия их с окружающей средой, оказывающей на них воспитывающее воздействие.Основными личностными особенностями студентов являются стабилизация поведения, эмоциональных реакций, улучшение самоотношения, профессиональное и личностное самоопределение. Учебно - профессиональная деятельность выступает компонентом важнейшего для личностного развития – профессионализации. Стремление получить высшее образование, профессию для развития карьеры является важной социальной ценностью для молодых людей. Группа студентов относится к небольшим формальным группам. Студенты, поступая в учебное заведение, выстраивают межличностные отношения с новыми людьми. Неблагополучие во взаимоотношениях с людьми в группе, переживание чувства отверженности от группы может ощущаться как тяжелое эмоциональное состояние и негативно влиять на деятельность человека, и его личностное развитие в целом.Студенческая группа, состоящая из молодёжи различных слоёв, предрасположена к межличностным конфликтам и связаны они чаще всего с учебным процессом и с личными причинами социального и психологического характера. Результаты эмпирического исследования показали, что большинство испытуемыхотносятся к категории предпочитаемых. Уровень благополучия взаимоотношений в группеу студентовсредний.У студентов в межличностных отношениях дольше всего выражены сотрудничающий – конвенциональный, агрессивный и ответственный – великодушный типы, им не характерна подчиняемость без учета ситуации. Психологическая атмосфера в группе студентов благоприятная, эмоциональные отношения оцениваются ими ниже, чем поведенческие и когнитивные, у четверокурсниковценятся как эмоциональные отношения, так успешность взаимодействия в группе.Результаты корреляционного анализа показали, что, чем больше положительных выборов получают студенты, тем благоприятнее они оценивают атмосферу в группе и тем больше они удовлетворены работой в группе. Чем больше отрицательных выборов получают студенты, тем скучнее представляется им группа. Чем выше статус студентов в группе, тем благоприятнее они оценивают атмосферу в группе, ее занимательность и тем больше они удовлетворены работой в группе.Чем больше студенты склонны к сотрудничеству, кооперации, гибкости, дружелюбию, тем благоприятнее они оценивают атмосферу в группе, ее продуктивность, теплоту отношений и согласие членов группы. Чем больше у студентов проявляется ответственность по отношению к людям, деликатность, доброта, отзывчивость, умение сочувствовать, тем выше они оценивают согласованность в группе и тем больше они удовлетворены работой в группе. Чем выше развито дружелюбное отношение к другим у студентов, тем выше они оценивают теплоту отношений в группе.Таким образом, гипотеза исследования подтвердилась: особенности межличностных отношений связаны с психологической атмосферой в студенческой группе.Список литературыАндреева, Г.М. Социальная психология[Текст] / Г.М. Андреева. – М.: Аспект Пресс,2010. – 375 с.Борг, Д. Язык тела. Как понять, что было сказано на самом деле[Текст] / Д. Борг. – М: ВоПурра, 2012. – 304 с.Дровняшина, О.С. Ценностные ориентации студентов [Текст] / О.С. Дровняшина// Аллея Науки. – 2017. – №12. – С. 399 – 402.Журавлева, К.Д. Психологическая атмосфера в студенческой группе[Текст] / К.Д.Журавлева, В.П. Панина, В.М. Николаенко. В сборнике: Дни науки – 2023. Материалы Регионального форума. – Новосибирск, 2023. – С. 384-388.Калинина, Т.В. Проблема формирования межличностных отношений со сверстниками и взрослыми в старшем подростковом и юношеском возрасте (14–17 лет) [Текст] / Т.В. Калинина, С. В. Костин // Молодой ученый. – 2016. – №23. ‒ С. 430-433. Коломинский, Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах: общие и возрастные особенности [Текст]: учебное пособие / Я.Л. Коломинский. ‒ Минск: ТетраСистемс, 2000. ‒ 432 с.Краева, К.В. Субъектность как фактор преодоления экзаменационного стресса [Текст] / К.В. Краева // Вектор науки тольяттинского государственного университета. – 2011. – №4. – С. 163 - 166.Ломов, Б.Ф. Системность в психологии[Текст] / Б.Ф. Ломов. – М.: МОДЭК, 2011. – 423с.Мирзаева, Ф.О. Некоторые особенности межличностных отношений в студенческой группе[Текст] / Ф.О.Мирзаева. В сборнике: Творчество в объективе научных исследований. Сборник материалов V Международной научно-практической конференции. – Белгород, 2020. – С. 129-132.Мясищев, В.Н. Психология отношений. Избранные психологические труды[Текст] / В.Н. Мясищев. ‒ М.: Изд-во Московского психолого-социального ин-та, 2011. – 398с.Нартова-Бочавер, С.К.Психология личности и межличностных отношений[Текст] / С.К. Нартова-Бочавер. – М.: Юрайт, 2020. – 262с.Озерина, А.А. Профессиональная идентичность студентов бакалавриата[Текст]: автореф. дис. ... канд. психол. Наук / А.А. Озерина. – Волгоград, 2012. – 21с.Петренко, Т.В.Особенности межличностных отношений в студенческой группе[Текст] /Т.В.Петренко, Р.В. Радченко. В сборнике: Актуальные проблемы лингвистики, языкознания, психологии: сборник статей II Всероссийской научно-практической конференции. – Пенза, 2023. – С. 116-119.Писарева, И.Ю.Изучение особенностей межличностных отношений в студенческих группах[Текст] / И.Ю.Писарева, И.В. Архипова. В сборнике: Разработка и реализация профессиональных стандартов в психологии и педагогике: сборник статей Международной научно-практической конференции. – Уфа, 2020. – С. 113-115.Романова, Е.М.Особенности межличностных отношений в учебной группе студентов первого курса колледжа[Текст] / Е.М. Романова. В сборнике: XXV Всероссийская студенческая научно-практическая конференция Нижневартовского государственного университета. Материалы конференции. Под общей редакцией Д.А. Погонышева. – Нижневартовск, 2023. – С. 135-140.Рубцова, Т.А. проблема межличностных отношений в психологии[Текст] / Т.А.Рубцова // Молодой ученый. – 2022.– №49 (444). – С. 283-286.Сапогова, Е.Е.Психология развития и возрастная психология[Текст] / Е.Е. Сапогова. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2024. – 638 с.Середина, Н.В. Особенности процесса адаптации студентов первого курса к обучению [Текст] / Н.В. Середина, О.В. Лазарева // Северо-Кавказский психологический вестник. – 2014. – № 12/2. – С. 52-54.Скитейкина, Ю.А. Социальная адаптация студентов в вузе [Текст] / Ю.А. Скитейкина// Молодой ученый. – 2021. – № 41 (383). – С. 303-307. Социометрическое исследование динамических процессов в малой группе[Текст]: монография / Г.В. Попова, Ж.Б. Богдан. – Warszawa: Diamondtradingtour», 2015. – 36 с.Хайруллина, А.А. Причины и особенности межличностных конфликтов в студенческой среде [Текст] / А.А. Хайруллина, Т.Б. Огдаров, Л.И. Савва // Гуманитарные научные исследования. – 2017. – № 1(65). – С. 100 – 103.Халитова, С.А. Теоретические аспекты изучения межличностных отношений в социальной психологии[Текст] / С.А.Халитова// Ученые записки. – 2022.– №4 (64). – С. 268-275.Церковский, А.Л. Психология межличностных отношений[Текст]: конспект лекций / А.Л. Церковский, О.И. Гапова, Е.А. Скорикова. ‒ Витебск: Витебский государственный медицинский университет (ВГМУ), 2017. ‒ 71 с.Шаповаленко, И.В. Психология развития и возрастная психология[Текст] / И.В. Шаповаленко. – М.: Юрайт, 2016. – 349с.Швецова, В.А. Особенности профессионального самосознания современных студентов [Текст] / В.А. Швецова// Историческая и социально-образовательная мысль. – 2012. – № 6 (16). – С. 189 – 194.Яковлева, А.А. Исследование адаптации студентов 1 курса к учебной нагрузке[Текст] / А.А. Яковлева. В сборнике: Студенческая наука - первый шаг к цифровизации сельского хозяйства. Материалы III Всероссийской студенческой научно-практической конференции. В 3-х частях. – Чебоксары, 2023. – С. 530-532.

Список литературы
1. Андреева, Г.М. Социальная психология [Текст] / Г.М. Андреева. – М.: Аспект Пресс, 2010. – 375 с.
2. Борг, Д. Язык тела. Как понять, что было сказано на самом деле [Текст] / Д. Борг. – М: ВоПурра, 2012. – 304 с.
3. Дровняшина, О.С. Ценностные ориентации студентов [Текст] / О.С. Дровняшина // Аллея Науки. – 2017. – №12. – С. 399 – 402.
4. Журавлева, К.Д. Психологическая атмосфера в студенческой группе [Текст] / К.Д. Журавлева, В.П. Панина, В.М. Николаенко. В сборнике: Дни науки – 2023. Материалы Регионального форума. – Новосибирск, 2023. – С. 384-388.
5. Калинина, Т.В. Проблема формирования межличностных отношений со сверстниками и взрослыми в старшем подростковом и юношеском возрасте (14–17 лет) [Текст] / Т.В. Калинина, С. В. Костин // Молодой ученый. – 2016. – №23. ‒ С. 430-433.
6. Коломинский, Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах: общие и возрастные особенности [Текст]: учебное пособие / Я.Л. Коломинский. ‒ Минск: ТетраСистемс, 2000. ‒ 432 с.
7. Краева, К.В. Субъектность как фактор преодоления экзаменационного стресса [Текст] / К.В. Краева // Вектор науки тольяттинского государственного университета. – 2011. – №4. – С. 163 - 166.
8. Ломов, Б.Ф. Системность в психологии [Текст] / Б.Ф. Ломов. – М.: МОДЭК, 2011. – 423с.
9. Мирзаева, Ф.О. Некоторые особенности межличностных отношений в студенческой группе [Текст] / Ф.О. Мирзаева. В сборнике: Творчество в объективе научных исследований. Сборник материалов V Международной научно-практической конференции. – Белгород, 2020. – С. 129-132.
10. Мясищев, В.Н. Психология отношений. Избранные психологические труды [Текст] / В.Н. Мясищев. ‒ М.: Изд-во Московского психолого-социального ин-та, 2011. – 398с.
11. Нартова-Бочавер, С.К. Психология личности и межличностных отношений [Текст] / С.К. Нартова-Бочавер. – М.: Юрайт, 2020. – 262с.
12. Озерина, А.А. Профессиональная идентичность студентов бакалавриата [Текст]: автореф. дис. ... канд. психол. Наук / А.А. Озерина. – Волгоград, 2012. – 21с.
13. Петренко, Т.В. Особенности межличностных отношений в студенческой группе [Текст] / Т.В. Петренко, Р.В. Радченко. В сборнике: Актуальные проблемы лингвистики, языкознания, психологии: сборник статей II Всероссийской научно-практической конференции. – Пенза, 2023. – С. 116-119.
14. Писарева, И.Ю. Изучение особенностей межличностных отношений в студенческих группах [Текст] / И.Ю. Писарева, И.В. Архипова. В сборнике: Разработка и реализация профессиональных стандартов в психологии и педагогике: сборник статей Международной научно-практической конференции. – Уфа, 2020. – С. 113-115.
15. Романова, Е.М. Особенности межличностных отношений в учебной группе студентов первого курса колледжа [Текст] / Е.М. Романова. В сборнике: XXV Всероссийская студенческая научно-практическая конференция Нижневартовского государственного университета. Материалы конференции. Под общей редакцией Д.А. Погонышева. – Нижневартовск, 2023. – С. 135-140.
16. Рубцова, Т.А. проблема межличностных отношений в психологии [Текст] / Т.А. Рубцова // Молодой ученый. – 2022. – №49 (444). – С. 283-286.
17. Сапогова, Е.Е. Психология развития и возрастная психология [Текст] / Е.Е. Сапогова. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2024. – 638 с.
18. Середина, Н.В. Особенности процесса адаптации студентов первого курса к обучению [Текст] / Н.В. Середина, О.В. Лазарева // Северо-Кавказский психологический вестник. – 2014. – № 12/2. – С. 52-54.
19. Скитейкина, Ю.А. Социальная адаптация студентов в вузе [Текст] / Ю.А. Скитейкина // Молодой ученый. – 2021. – № 41 (383). – С. 303-307.
20. Социометрическое исследование динамических процессов в малой группе [Текст]: монография / Г.В. Попова, Ж.Б. Богдан. – Warszawa: Diamond trading tour», 2015. – 36 с.
21. Хайруллина, А.А. Причины и особенности межличностных конфликтов в студенческой среде [Текст] / А.А. Хайруллина, Т.Б. Огдаров, Л.И. Савва // Гуманитарные научные исследования. – 2017. – № 1(65). – С. 100 – 103.
22. Халитова, С.А. Теоретические аспекты изучения межличностных отношений в социальной психологии [Текст] / С.А. Халитова // Ученые записки. – 2022. – №4 (64). – С. 268-275.
23. Церковский, А.Л. Психология межличностных отношений [Текст]: конспект лекций / А.Л. Церковский, О.И. Гапова, Е.А. Скорикова. ‒ Витебск: Витебский государственный медицинский университет (ВГМУ), 2017. ‒ 71 с.
24. Шаповаленко, И.В. Психология развития и возрастная психология [Текст] / И.В. Шаповаленко. – М.: Юрайт, 2016. – 349с.
25. Швецова, В.А. Особенности профессионального самосознания современных студентов [Текст] / В.А. Швецова // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2012. – № 6 (16). – С. 189 – 194.
26. Яковлева, А.А. Исследование адаптации студентов 1 курса к учебной нагрузке [Текст] / А.А. Яковлева. В сборнике: Студенческая наука - первый шаг к цифровизации сельского хозяйства. Материалы III Всероссийской студенческой научно-практической конференции. В 3-х частях. – Чебоксары, 2023. – С. 530-532.