Трасологическая диагностика по делам о ДТП
Заказать уникальную дипломную работу- 77 77 страниц
- 35 + 35 источников
- Добавлена 25.06.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Введение 3
1 Теоретические основы диагностических исследований дорожно - транспортных происшествий 5
1.1 Понятие, предмет, объект и задачи диагностических исследований в транспортной трасологии 5
1.2 Классификация дорожно-транспортных происшествий. Виды столкновений транспортных средств 16
1.3 Организационно-правовые аспекты производства диагностических исследований по делам о дорожно-транспортных происшествиях 24
2 Методические основы диагностических исследований в транспортной трасологии 28
2.1 Криминалистическая характеристика механизма дорожно-транспортного происшествия 28
2.2 Определение причинной связи между неисправностью транспортного средства и дорожно-транспортным происшествием 36
3 Совершенствование диагностических исследований дорожно-транспортных происшествий 45
3.1. Рекомендации по совершенствованию методики проведения диагностических исследований дорожно - транспортных происшествий 45
3.2 Совершенствование правового регулирования проведения диагностических исследований ДТП 48
Заключение 51
Список использованной литературы 54
Приложение 1 59
Приложение 2 67
Из него можно условно выделить понятия общей и частной экспертной задачи.При назначении диагностических исследований по делам о дорожно-транспортных происшествиях, важное значение имеет правильное оформление процессуальных документов, которые передаются эксперту.Проанализирована классификация частных диагностических транспортно-трасологических задач, предложенная Ю. Г. Коруховым. Вследствие чего уточнена вторая группа данной классификации – «Диагностирование следов отдельных деталей и выступающих частей ТС». Предложено исследовать не только следы отделившихся деталей и выступающих частей ТС, но и непосредственно сами части и механизмы транспортных средств, отделившихся при дорожно-транспортном происшествии. В большей мере это относится к пластиковым (полимерным) элементам кузовов автомобилей, а также элементам остекления (фары, стёкла, зеркала), исследование которых позволяет установить не только механизм образования повреждений, но и вид, модель, марку транспортного средства.Давая криминалистическую характеристику дорожно-транспортного происшествия, следует указать на наличие как объективных, так и субъективных обстоятельств, подлежащих выяснению в процессе совершенного происшествия. С позиции криминалистики дорожно- транспортное происшествие рассматривается как собирательное понятие, объединяющее в себя события, возникшие в результате движения транспортного средства и повлекшие за собой травмирование или гибель людей или причинение материального ущерба. Характеристика видов дорожно-транспортных происшествия зависит от характера, совершенного нарушения правил дорожного движения, а также от причин его совершения и виновного (или безвинного) поведения участников дорожно-транспортного происшествия.Криминалистическая характеристика дорожно-транспортного происшествия включает в себя анализ следующих обязательных элементов:обстоятельства или механизм дорожно-транспортного происшествия;механизм следообразования;характеристика личности виновного в совершенном дорожно-транспортном происшествии;сведения о личности потерпевшего.При расследовании ДТП следователю нужно учитывать, что любое ДТП - быстротечное и комплексное явление, требующее установления и учета объективных и субъективных факторов, механизма происшествия, а также причинно-следственной связи.По результатам исследования нами выявлены следующие проблемы:В качестве первой проблемы, необходимо обозначить устаревшую научно – методическую базу, которая является основой всего судебного исследованияВ качестве второй проблемы следует выделить отсутствие современного оборудования у экспертов, которые выполняют фотографическую фиксацию на месте преступления.Важной проблемой является правовая безграмотность водителей транспортных средств, участников дорожного движения.Отсутствие отделов по производству экспертиз по делам о дорожно-транспортных происшествиях на базе межрегиональных экспертно-криминалистических центров, имеющих соответствующую научно-техническую базу.Отсутствие цифровых следов в качестве образцов.Список использованной литературыКонституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.19993 года (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 года № 6 ФКЗ, от 30.12.2008 года № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 года № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 года № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, № 31, Ст. 4398.Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон № 63-ФЗ [принят Государственной Думой 24 мая 1996 года: одобрен Советом Федерации 5 июня 1996 года] // ЭПС «Гарант:» [Электронный ресурс] – режим доступа: https://www.garant.ru/ - (Дата обращения 16.05.2024). Федеральный закон «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 29.12.2017 № 443-ФЗ (ред. от 28.04.2023 N 172-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации от 1 января 2018 г. № 1 (часть I). Ст. 27.Федеральный закон «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» от 31.05.2001 № 73-ФЗ (ред. от 1 июля 2021 г. N 273-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации от 4 июня 2001 г. № 23. Ст. 2291.Приказ МВД России от 29.06.2005 N 511 (ред. от 30.05.2022) «Вопросы организации производства судебных экспертиз в экспертно-криминалистических подразделениях органов внутренних дел Российской Федерации»(вместе с «Инструкцией по организации производства судебных экспертиз в экспертно-криминалистических подразделениях органов внутренних дел Российской Федерации», «Перечнем родов (видов) судебных экспертиз, производимых в экспертно-криминалистических подразделениях органов внутренних дел Российской Федерации») (Зарегистрировано в Минюсте России 23.08.2005 N 6931) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, N 35, 29.08.2005Аверьянова, Т. В. Судебная экспертиза. Курс общей теории : монография / Т. В. Аверьянова. — Москва : Норма : ИНФРА-М, 2023. — 480 с.Агафонов, А. С. Алгоритм действий эксперта-автотехника при производстве судебной автотехнической экспертизы по исследованию маркировочных обозначений транспортных средств / А. С. Агафонов // Криминалистика: вчера, сегодня, завтра. – 2023. – № 1(25). – С. 7-22. Беляев, М.В. Трасологическая диагностика по делам о дорожно-транспортных происшествиях : автореферат дис. ... кандидата юридических наук : 12.00.12 / Беляев Михаил Вячеславович; [Место защиты: Моск. ун-т МВД РФ]. - Москва, 2016. - 26 с.Бойко, Ю.Л. Судебная экспертиза [Текст]: курс лекций / Ю.Л. Бойко, И.Н. Горбулинская. – Барнаул: Барнаульский юридический институт МВД Российской Федерации, 2011, 560 с. - Текст: электронный.Грановский Г.Л. Основы трасологии: Особенная часть / Г.Л. Грановский. М.: НИИ МВД СССР, 1974, 456 с. - Текст: электронный.Дамбаева, Л. Б. Транспортная трасология и ее значение для раскрытия и расследования преступлений / Л. Б. Дамбаева // Пермский период : Сборник материалов VIII Международного научно-спортивного фестиваля курсантов и студентов образовательных организаций в 3-х томах, Пермь, 17–22 мая 2021 года. Том III. – ФКОУ ВО Пермский институт ФСИН России: Пермский институт Федеральной службы исполнения наказаний, 2021. – С. 35-36. Евтюков, С. С. Методология оценки и повышения эффективности дорожно-транспортных экспертиз : специальность 05.22.10 "Эксплуатация автомобильного транспорта" : диссертация на соискание ученой степени доктора технических наук / Евтюков Станислав Сергеевич, 2020. – 355 с. Жапасбай, Д. Б. Транспортно-трасологическая экспертиза / Д. Б. Жапасбай // Теория и практика развития уголовной политики : Сборник материалов Международного научно-практического круглого стола, Астана, 29 января 2024 года. – Астана: Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева, 2024. – С. 58-61. Жукова, Н. А. Трасология и трасологическая экспертиза. Теоретические основы : учебное пособие для вузов / Н. А. Жукова, И. Н. Кислицина. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 160 с.Завгородний, И.К. Организация первоначального этапа расследования дорожно-транспортных происшествий, совершаемых в условиях большого города : диссертация ... кандидата юридических наук : 12.00.09 / Завгородний Игорь Константинович; [Место защиты: Кубан. гос. аграр. ун-т]. - Краснодар, 2007. - 182 с.Зинин А.М., Участие специалиста в процессуальных действиях: учебник / А.М. Зинин. – Москва: Проспект, 2015. – 256 с. – Текст: электронный.Кантор И.В. Трасология и трасологическая экспертиза. Учебник // Кантор И. В. (отв. редактор), Ярмак В. А., Жигалов Н. Ю., Смольяков П. П. (отв. секретарь).— М: ВА ИМЦ ГУК МВД России, 2002.— 405 с. - Текст: электронный.Колесниченко, А.Н. Криминалистическая характеристика преступлений : Учеб. пособие / А. Н. Колесниченко, В. Е. Коновалова. - Харьков : Юрид. ин-т, 1985. - 93 с.Корухов Ю.Г. Словарь основных терминов судебных экспертиз: терминологический словарь / Ю.Г Корухов. - Москва, 2009. – 345 с. – Текст: электронный.Корухов, Ю.Г. Специалист в гражданском, арбитражном и уголовном процессах : (пособие для судебных экспертов и судей) / Корухов Ю. Г. ; Некоммерческое партнерство «Палата судебных экспертов». - Москва : СУДЭКС, 2012. - 31 с.Красноносов, Н. В. Дорожно-транспортные происшествия в Российской Федерации: классификация и статистика / Н. В. Красноносов, О. В. Князькина // Молодежь и системная модернизация страны : Сборник научных статей 7-й Международной научной конференции студентов и молодых ученых. В 5-ти томах, Курск, 19–20 мая 2022 года / Отв. редактор М.С. Разумов. Том 2. – Курск: Юго-Западный государственный университет, 2022. – С. 392-396. Майлис, Н. П. Трасология и трасологическая экспертиза : курс лекций / Н. П. Майлис. - Москва : РГУП, 2015. - 236 с. Николаева, Р. В. Экспертиза дорожно-транспортных происшествий при столкновении транспортных средств / Р. В. Николаева, Р. Ф. Валиев // Автомобильные дороги и транспортная инфраструктура. – 2023. – № 2(2). – С. 92-99. Османова Н. В. Публичные и частные начала общих условий предварительного расследования // Российский следователь. 2020. № 4. - С. 38–41.Самошина З. Г. Расследование преступных нарушений правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств // Криминалистика: учебник / Отв. ред. Н. П. Яблоков. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2016. - С. 675–676.Сведения о показателях состояния безопасности дорожного движения [Электронный ресурс]. – URL: http://stat.gibdd.ru/ (дата обращения: 31.04.2024)Семенов, Ю. Н. Экспертиза дорожно-транспортных происшествий / Ю. Н. Семенов, О. С. Семенова ; Кузбасский государственный технический университет имени Т. Ф. Горбачева. – Кемерово : Кузбасский государственный технический университет имени Т.Ф. Горбачева, 2021. – 70 с. Советская криминалистика : [Учеб. пособие для юрид. вузов] / Под ред. проф. С. П. Митричева и проф. Н. В. Терзиева ; М-во высш. и сред. спец. образования РСФСР. Всесоюз. юрид. заоч. ин-т. - Москва : [б. и.], 1962. - 422 с. Сорокотягина Д.А., Сорокотягин И.Н. Теория судебной экспертизы: учеб. пособие / Д.А. Сорокотягина, И.Н. Сорокотягин – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 440 с. – Текст: электронный.Суворов Ю.Б. Судебная дорожно-транспортная экспертиза. Судебно-экспертная оценка действий водителей и других лиц, ответственных за обеспечение безопасности дорожного движения, на участках ДТП: учебное пособие. – М.: Экзамен, 2003. – 180 с.Судебная статистика Сведения о показателях состояния безопасности дорожного движения [Электронный ресурс]. – URL: https://stat.апи-пресс.рф/stats/adm/t/31/s/1 (дата обращения: 20.04.2024)Тажмаганбетова, А. Р. Идентификация в судебно-трасологической экспертизе и проблемные моменты при назначении и проведении экспертиз / А. Р. Тажмаганбетова // Теория и практика развития уголовной политики : Сборник материалов Международного научно-практического круглого стола, Астана, 29 января 2024 года. – Астана: Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева, 2024. – С. 185-190. Технико-криминалистические особенности работы со следами применения огнестрельного оружия : учебное пособие / О. Б. Дронова, В. В. Весёлин, И. Т. Захарья, И. В. Рыжков, А. Д. Хусанов. – Волгоград : ВА МВД России, 2022. – 100 с.Токарев, А. Н. Экспертиза технического состояния транспортных средств после ДТП : учебное пособие / А. Н. Токарев, С. Н. Павлов. – Барнаул : АлтГТУ, 2022. – 90 с. Трасология и трасологическая экспертиза : учебник / И. В. Латышов, Д. Ю. Донцов, Е. В. Китаев [и др.] ; под редакцией И. В. Латышова. - Волгоград : ВА МВД России, 2022. - 524 с.Приложение 1МВД РОССИИЭКСПЕРТHО-КРИМИHАЛИСТИЧЕСКИЙ ЦЕНТРУМВД РОССИИ ПО ИВАHОВСКОЙ ОБЛАСТИг.Иваново, ул. Кузнецова 47 тел.52-74-78П О Д П И С К А«21» октября 2018 г. ________________З А К Л Ю Ч Е H И Е Э К С П Е Р Т А№ 3 /Производство экспертизыНачато: в 13.00 24.10.2018Окончено: в 14.00 28.10.2018Я,, имеющий высшее техническое образование, экспертную специальность: «Исследование технического состояния деталей и узлов транспортных средств» и стаж работы по данной экспертной специальности 18 лет, на основании постановления о назначении экспертизы, вынесенного 20 октября 2018 года старшим следователем ССО по ДТП СУ УМВД России по Ивановской области майором юстиции ХХХХХ по уголовному делу № ХХХХ, произвел автотехническую экспеpтизу по специальности: «Исследование технического состояния деталей и узлов транспортных средств».Обстоятельства дела из постановления о назначении экспеpтизы:«10 июня 2018 года примерно в 20 часов 45 минут водитель ХХХХ управляя автомобилем Фольксваген Гольф регистрационный знак двигался по ул. П. Коммуны г. Иваново в направлении от 14 Линии в сторону ул. Рабфаковская, без груза и пассажиров, по правой полосе своего направления движения. Двигаясь в районе дома 56 по ул. П. Коммуны г. Иваново, со скоростью около 50 км/час почувствовал вибрацию, сзади слева. Применил меры к снижению скорости, путем нажатия на педаль тормоза, экстренное торможение не предпринимал. После чего автомобиль ударился задней левой частью о проезжую часть. Продолжая движение в направлении правой обочины, остановился. Увидел, что по проезжей части в направлении левого края проезжей части катится колесо его автомобиля, которое подпрыгнуло на неровности и ударило пешехода, находящегося на площадке перед магазином. Когда вышел из автомобиля, то обнаружил, что колесо на автомобиле отсутствует.21 июня 2018 года в ходе осмотра автомобиля Фольксваген Гольф регистрационный изъято левое заднее колесо, тормозной диск левого заднего колеса автомобиля, приобщены к материалам уголовного дела».Hа экспеpтизу пpедставлено:- постановление о назначении экспертизы;- левое заднее колесо и тормозной диск левого заднего колеса автомобиля Фольксваген-Гольф регистрационный знак м144мк37;На разрешение экспертизы поставлены вопросы:Имеются ли на диске колеса, тормозном диске повреждения, если да то какова причина их образования?Какова причина отсоединения левого заднего колеса автомобиля?Мог ли водитель обнаружить неисправность перед выездом и в процессе движения?ИССЛЕДОВАНИЕ При производстве экспертизы использована следующая справочно-методическая литература: - Судебная автотехническая экспертиза. (ч.2) Теоретические основы и методики экспертного исследования при производстве автотехнической экспертизы (пособие для экспертов-автотехников, следователей и судей). – М.: ВНИИСЭ, 1980;- Основы судебно экспертного исследования технического состояния транспортных средств (Судебная автотехническая экспертиза. Ч.3. Выпуск 1)/ Сост. Г.В.Жилинский/ Под научн. ред. А.Б.Разумова. – Киев: НИИСЭ, 1987;- ГОСТ Р 51709-2001 «Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки»;- С.М.Мороз Комментарий к ГОСТ Р 51709 -2001 «Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки». – М.: НГТУ, 2002;- Требования к техническому состоянию транспортных средств. Сборник. Выпуск 1. – М., Н.Новгород: НГТУ, 2000;- Транспортно-трасологическая экспертиза по делам о дорожно–транспортных происшествиях. (Диагностические исследования). Выпуск 1. – М.: ВНИИСЭ, 1988;- Д.Коллинз Д.Моррис Анализ дорожно-транспортных происшествий. – М.: «Транспорт», 1971.Так же при производстве экспертизы использованы: рулетка, рейка геодезическая, фотоаппарат CANONEOS 550D, слесарный инструмент, штангенциркуль с глубомером. 1,2. На экспертизу представлено колесо легкового автомобиля (фото1), и тормозной диск-ступица легкового автомобиля (фото2). Вещественные доказательства поступили на исследование упакованными в прозрачную пленку, под которой имеются бумажные ярлыки с пояснительным текстом, подписями следователя и понятых. Упаковка нарушений не имеет.Фото № 1; Фото № 2;Фото № 3; Фото № 4;При визуальном исследовании представленного колеса установлено следующее:- шина колеса смонтирована на диск;- в покрышке имеется воздух под давлением;- посторонних включений между ободом и шиной колеса не обнаружено;- в отверстии под вентиль диска колеса имеется вентиль для бескамерных шин;Исследованием диска колеса, с помощью измерительных приборов, установлено следующее:- диск колеса изготовлен из легкого сплава;- поверхность диска окрашена краской светло-серого цвета с металлическим блеском;Фото № 5; Фото № 6;Фото № 7; Фото № 8;- вокруг центра диска на привалочной плоскости имеются 4 отверстия, с помощью которых колесо крепится к ступице автомобиля;- в центре диска имеется отверстие для центровки диска;- повреждения закраин и посадочных поверхностей диска, способные вызвать резкое падение давление воздуха в шине колеса, отсутствуют (фото 3,4);- отверстия диска для крепления колеса к ступице автомобиля имеют овальную форму;- на стенках отверстий имеются следы биения диска о резьбовые части болтов крепления колеса в виде параллельных борозд по окружности отверстий (фото 5-8);Исследованием шины колеса, с помощью измерительных и увеличительных приборов установлено следующее:- шина имеет заводской (не восстановленный) рисунок протектора;- рисунок протектора соответствует рисунку протектора шины марки "Cordiant", модели "Sport"; - на боковых поверхностях покрышки имеются следующие основные маркировки: марка шины «Cordiant», модель шины – «Sport» и размер шины – «185/65R14»;- протектор шины не имеет отверстий под ошиповку;- износ протектора шины не равномерный;- максимальная остаточная высота рисунка протектора составляет до 2,5мм.Исследованием отдельно представленного тормозного диска (ступицы), с помощью измерительных приборов, установлено следующее:- диск колеса изготовлен чугуна и конструктивно выполнен заодно со ступицей, обеспечивающей крепление колеса к автомобилю, его центровку и вращение на оси через подшипники качения (фото 9);Фото № 9- поверхность диска не окрашена;- рабочая поверхность тормозного диска имеет следы допустимого износа тормозными колодками;- вокруг центра диска на привалочной плоскости имеются 4 сквозных резьбовых отверстия, с помощью которых колесо крепится к ступице автомобиля;- отверстия диска для крепления колеса к ступице автомобиля имеют округлую форму;- рабочая резьбовая часть отверстий светлая, с блеском на всю глубину до 16,5мм; - резьбовая часть трех из четырех отверстий имеет повреждения первых витков резьбы в виде смятия острых кромок и деформации профиля витков (фото 10-12);Фото № 10; Фото № 11;- наиболее повреждены два отверстия (фото 10,12);- у указанных отверстий повреждены (смяты) первые три – четыре витка резьбы на глубину до 5,0мм; Фото № 12; Фото № 13;Установленные в ходе исследования общие признаки, в своей совокупности достаточны для вывода о том, что:- диск представленного колеса имеет повреждения крепежных отверстий в виде изменения их формы с округлой до овальной, соповождающиеся наличием следов биения диска о резьбовые части болтов крепления колеса;- тормозной диск (ступица) имеет повреждения трех резьбовых отверстий крепления колеса в виде деформации («смятия») профиля первых ниток резьбы на глубину до 5,0мм; Таким образом, установленные в ходе исследования общие признаки достаточны для выводов о том, что причиной отделения колеса от автомобиля при его движении, явилось постепенное, поочередное и полное отворачивание болтов крепления колеса к ступице. Причиной самопроизвольного отворачивания болтов при движении автомобиля является недостаточное усилие затяжки болтов при монтаже колеса. Момент затяжки болтов крепления при монтаже колеса на автомобиль был меньше требуемого. 3. Решить поставленный вопрос в категоричной форме не представилось возможным ввиду отсутствия в распоряжении эксперта данных о наличии визуальных или других признаков незатянутого (не закрепленного) колеса перед началом движения автомобиля или в процессе его движения. Наличие следов биения диска колеса о резьбовые части недостаточно затянутых, выворачивающихся болтов, свидетельствует о том, что при неравномерном движении автомобиля (торможения и разгоны), со стороны отделившегося колеса должны были исходить характерные звуки (стуки), которые отсутствуют при движении автомобиля с нормально закрепленными колесами.В Ы В О Д Ы:1,2. Диск представленного колеса имеет повреждения крепежных отверстий в виде изменения их формы с округлой до овальной, соповождающиеся наличием следов биения диска о резьбовые части болтов крепления колеса. Тормозной диск (ступица) имеет повреждения трех резьбовых отверстий крепления колеса в виде деформации («смятия») профиля первых ниток резьбы на глубину до 5мм. Причиной отделения колеса от автомобиля при его движении, явилось постепенное, поочередное и полное отворачивание болтов крепления колеса к ступице. Причиной самопроизвольного отворачивания болтов при движении автомобиля является недостаточное усилие затяжки болтов при монтаже колеса. Момент затяжки болтов крепления при монтаже колеса на автомобиль был меньше требуемого. 3. Решить поставленный вопрос в категоричной форме не представилось возможным ввиду отсутствия в распоряжении эксперта данных о наличии визуальных или других признаков незатянутого (не закрепленного) колеса перед началом движения автомобиля или в процессе его движения. Наличие следов биения диска колеса о резьбовые части недостаточно затянутых, выворачивающихся болтов, свидетельствует о том, что при неравномерном движении автомобиля (торможения и разгоны), со стороны отделившегося колеса должны были исходить характерные звуки (стуки), которые отсутствуют при движении автомобиля с нормально закрепленными колесами.Приложение 2М ВДРОССИИЭКСПЕРТНО-КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИЙЦЕНТР УМВД РОССИИ ПО ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИг.Иваново,ул.Гнедина,18тел.48-12-49П ОДПИСК А01марта2017г.З АК ЛЮ Ч ЕHИ ЕЭК СПЕ Р ТА№ 3/20марта2017.Производствоэкспертизы: начато:10-00ч.07.03.2017окончено:15-00ч.20.03.2017имеющий высшее техническое образование и стаж экспертной работы с 1994года, стаж экспертной работы по специальности «исследованиетехнического состояния деталей и узлов транспортных средств» с 2001года, на основанииопределенияо назначении экспертизы,вынесенного 27февраля2017 произвел автотехническую экспертизу по исследованию технического состояния деталей и узлов транспортных средств.Обстоятельства дела известны эксперту из определения о назначении экспертизы.НАЭКСПЕРТИЗУПРЕДСТАВЛЕННО:определениеоназначенииэкспертизы;автомобильФордТранзитг/н-колеса.НАРАЗРЕШЕНИЕЭКСПЕРТАПОСТАВЛЕНЫВОПРОСЫПо какой причине произошло отсоединение колес автомобиля Форд Транзит г/н а772ор37?Мог ли водитель или другие должностные лица обнаружить данную неисправность при техническом обслуживании или контрольном осмотре транспортного средства?07.03.17г. экспертом на основании Федерального закона № 73-ФЗ "О государственнойсудебно-экспертнойдеятельностивРоссийскойФедерации",для решения поставленных вопросов было заявлено ходатайство о предоставлении транспортного средства - автомобиля «Форд Транзит» с повреждениями, полученными им в результате данного ДТП,отделившихся от него колес.13.03.17г. на исследование предоставлены автомобиль «Форд Транзит», отделившиеся от него два колеса.И СС ЛЕД О ВАН ИЕПри производстве экспертизы использована следующая справочно- нормативная литература:Судебная транспортно-трасологическая экспертиза. Методическое пособие для экспертов. – М : ВНИИСЭ, 1977г.;Транспортно-трасологическая экспертиза по делам о дорожно– транспортных происшествиях. (Диагностические исследования). Выпуск 1. – М.: ВНИИСЭ, 1988г.;Транспортно-трасологическая экспертиза по делам о дорожно– транспортных происшествиях. (Диагностические исследования). Выпуск 2. – М.: ВНИИСЭ, 1988г.;- Судебная автотехническая экспертиза. ч.2 Теоретические основы и методики экспертного исследования при производстве автотехнической экспертизы., М.: ВНИИСЭ, 1980.-Типовые экспертные методики исследования вещественных доказательств Ч.1. Под редакцией Ю.М. Дильдина, В.В. Мартынова, М.: Интеркрим -Пресс, 2010.13.03.17г. на исследованиепоступили автомобиль «Форд Транзит» г.н. а772ор37, два задние левые колеса автомобиля «Форд Транзит» г.н. а772ор37. Автомобиль поступил на исследование не опечатанным (фото 1). Колеса поступили на исследование не упакованными (фото 2-5).«По какой причине произошло отсоединение колес автомобиля Форд Транзит г/н а772ор37?».Экспертный осмотр автомобиля производился по месту его стоянки - на территории автостоянки по адресу г. Родники Ивановской области ул. Привокзальная д. 1.Фото 1.Экспертный осмотр колес автомобиля «ФОРД ТРАНЗИТ» производился поместуиххраненияпоадресуг.РодникиИвановскойобластиул.Техническаяд.4а.Внешнийвидпредставленныхколёссвнутреннейивнешнейсторон приведен на фото 2-5.Исследованиемпредставленногоавтомобиля«ФОРДТРАНЗИТ» установлено следующее:кузовавтомобиляокрашенкраскойпоцветублизкойкцвету«белый»в криминалистическом атласе цветов;наавтомобилеимеютсяпластиныгосударственныхрегистрационных знаков а772ор37;накузовеавтомобиляимеютсядеформации;отсутствуютдваколесазаднейосислевойстороныавтомобиля(фото1,6);леваязадняяступицастормознымдискомпокрытапродуктамикоррозии,на левой задней ступицедве шпильки крепления колеса отсутствуют, четыре остальные шпильки - деформированы, согнуты к оси вращения колеса, выступают от привалочной плоскости на длину до 32 мм (фото 7);-наповерхностивнешнейкромкитормозногодискаимеются потертости, сколы (фото 7);Фото 6.Фото7.Для дальнейшего исследования с автомобиля была демонтирована задняя леваяступицастормознымдискоми находящимися вступице шпильками крепления левых задних колес (фото 8).Фото 8.Фото 9.Исследованием демонтированной ступицы установлено, что её поверхность не окрашена, покрыта продуктами коррозии (фото 8,9). На привалочной плоскости - поверхности ступицы, обращенной к месту крепления и расположения колес, следов воздействия посторонних предметов не обнаружено. Рабочая поверхность тормозного дискаравномерно изношена, не имеет видимых повреждений в виде раковин трещин или сколов.Исследованием находящихся на ступице деформированных шпилек крепления колес установлено следующее:шпилькивтелеступицыкрепятсяприпомощишлицевогосоединения;четыре имеющиеся шпильки деформированы, согнуты в радиальном направлении к оси вращения колеса (фото 8,9), зафиксированы в ступице, две из имеющихся шпилек надломлены;шпилькивыступаютизповерхностиступицына27 –40мм;Фото 10.Фото11.Фото12.Фото13.по всей длине шпилек, каждых из имеющихся на ступице, нити резьбы имеют значительные механические повреждения в виде их деформации, уплотнения металла, местами снятия слояметалла, в некоторых местах резьба на шпильках отсутствует (фото 10-13);повреждения на шпильках расположеныкак параллельно плоскости вращения колеса, так и на боковых поверхностяхвитков резьбы относительно плоскости вращения колеса;в одном посадочном отверстии ступицы шпилька отсутствует, внутренняя поверхность посадочного отверстия ступицы имеет шлицевую часть, которая покрыта продуктами коррозии (фото 14).в одном посадочном отверстии ступицы зафиксирован фрагмент шпильки, торцевая часть которой плоская, имеет шероховатую зернистую поверхность, характерную для облома (фото 15);головкиимеющихсявступицешпилекнеповреждены;Фото 14.Фото15.Исследованиемколесавтомобиля(фото2-5)установленоследующее:на привалочных плоскостях дисков имеются следы сдвига колес относительно друг друга, относительно ступицы и относительно шпилек крепления;Фото 16.Фото17.Фото18.отверстия, через которые колеса крепятся к ступице, имеют форму овалов,вытянутых по окружности расположения отверстий (фото 16-18);края отверстий имеют следы ударного воздействия («биения») о шпильки крепления колёс при их вращении, сопровождающиеся отслоением металла – образованием стружки (фото 18);Такимобразом,установленныевходеисследованияпризнакивсвоей совокупностидостаточныдля выводаотом, чтоотделениепредставленных левых заднихколесотавтомобиля«ФОРДТРАНЗИТ»г.н.а772ор37произошлов результатепостепенногосамопроизвольногоотворачиваниягаеккрепленияколес.Деформации отверстий в дисках колёс, через которые колёса крепятся к ступице, образовались в результате («биения») многократных ударных нагрузок на их поверхность при контакте со шпильками крепления колес ввиду того, что диски колес недостаточно прочно удерживались на задней левой ступице и шпильках гайками крепления колёс.Гайки крепления колёс могли быть недостаточно затянуты, одна или две шпильки крепления колёс могли отсутствовать перед выездом автомобиля. Как совокупность перечисленных причин, такикаждая из них по отдельности,могли послужить причинами самопроизвольного ослабления и последующего отворачивания гаек колёс.При неравномерном движении автомобиля и ослаблении степени затяжки установленных на транспортном средстве гаек крепления колёс, диски колёс перемещались относительно ступицы как в плоскости вращения колёс, такипоосиихвращения,ударялипошпилькамкрепленияколёс.Указанное«биение» колёс сопровождалось характерным усиливающимся стуком и привелокдеформациям дисков (или увеличению их деформаций) в области отверстий крепления, последующему ещё большему отворачиванию гаек крепления, повреждениям резьбовой части шпилек и дальнейшему отделению колёс от автомобиля при его движении.«Мог ли водитель или другие должностные лица обнаружить данную неисправность при техническом обслуживании или контрольном осмотре транспортного средства?»Отсутствие одной или двух шпилек крепления колёс автомобиля визуально устанавливается по отсутствию в местах должного расположения гаек крепления колес автомобиля.Наличие у водителя перед выездом транспортного средствавозможности обнаружения ослабления степени затяжки установленных на транспортном средстве гаек крепления колёс обусловлено субъективным фактором: мастерством, профессиональными навыками водителя, его психофизическими особенностями и т.д., что не является техническим аспектом.Учитывая вышеизложенное, решение поставленного вопроса не требует применения специальных автотехнических познаний и не входит в компетенцию эксперта - автотехника.В ЫВОДЫ:Отделениепредставленныхлевыхзаднихколёсотавтомобиля«ФОРД ТРАНЗИТ» г.н. а772ор37 произошло в результате постепенного самопроизвольного отворачивания гаек крепления данных колёс.Деформации отверстий в дисках колёс, через которые колеса крепятся к ступице, образовались в результате («биения») многократных ударных нагрузок на их поверхность при контакте со шпильками крепления колёс ввиду того, что диски колёс недостаточно прочно удерживались на задней левой ступице и шпильках гайками крепления колёс.Гайки крепления колёс могли быть недостаточно затянуты, одна или две шпильки крепления колёс могли отсутствовать перед выездом автомобиля. Как совокупность перечисленных причин, такикаждая из них по отдельности,могли послужить причинами самопроизвольного ослабления и последующего отворачивания гаек колёс.При неравномерном движении автомобиля и ослаблении степени затяжки установленных на транспортном средстве гаек крепления колёс, диски колёс перемещались относительно ступицы как в плоскости вращения колёс, такипоосиихвращения,ударялипошпилькамкрепленияколёс.Указанное«биение»колёссопровождалосьхарактернымусиливающимсястукомипривелокдеформациям дисков (или увеличению их деформаций) в области отверстий крепления, последующему ещё большему отворачиванию гаек крепления, повреждениям резьбовой части шпилек и дальнейшему отделению колёс от автомобиля при его движении.Решение поставленного вопроса не требует применения специальных автотехнических познаний и не входит в компетенцию эксперта – автотехника по причинам, указанным в исследовании.
2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон № 63-ФЗ [принят Государственной Думой 24 мая 1996 года: одобрен Советом Федерации 5 июня 1996 года] // ЭПС «Гарант:» [Электронный ресурс] – режим доступа: https://www.garant.ru/ - (Дата обращения 16.05.2024).
3. Федеральный закон «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 29.12.2017 № 443-ФЗ (ред. от 28.04.2023 N 172-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации от 1 января 2018 г. № 1 (часть I). Ст. 27.
4. Федеральный закон «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» от 31.05.2001 № 73-ФЗ (ред. от 1 июля 2021 г. N 273-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации от 4 июня 2001 г. № 23. Ст. 2291.
5. Приказ МВД России от 29.06.2005 N 511 (ред. от 30.05.2022) «Вопросы организации производства судебных экспертиз в экспертно-криминалистических подразделениях органов внутренних дел Российской Федерации»(вместе с «Инструкцией по организации производства судебных экспертиз в экспертно-криминалистических подразделениях органов внутренних дел Российской Федерации», «Перечнем родов (видов) судебных экспертиз, производимых в экспертно-криминалистических подразделениях органов внутренних дел Российской Федерации») (Зарегистрировано в Минюсте России 23.08.2005 N 6931) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, N 35, 29.08.2005
6. Аверьянова, Т. В. Судебная экспертиза. Курс общей теории : монография / Т. В. Аверьянова. — Москва : Норма : ИНФРА-М, 2023. — 480 с.
7. Агафонов, А. С. Алгоритм действий эксперта-автотехника при производстве судебной автотехнической экспертизы по исследованию маркировочных обозначений транспортных средств / А. С. Агафонов // Криминалистика: вчера, сегодня, завтра. – 2023. – № 1(25). – С. 7-22.
8. Беляев, М.В. Трасологическая диагностика по делам о дорожно-транспортных происшествиях : автореферат дис. ... кандидата юридических наук : 12.00.12 / Беляев Михаил Вячеславович; [Место защиты: Моск. ун-т МВД РФ]. - Москва, 2016. - 26 с.
9. Бойко, Ю.Л. Судебная экспертиза [Текст]: курс лекций / Ю.Л. Бойко, И.Н. Горбулинская. – Барнаул: Барнаульский юридический институт МВД Российской Федерации, 2011, 560 с. - Текст: электронный.
10. Грановский Г.Л. Основы трасологии: Особенная часть / Г.Л. Грановский. М.: НИИ МВД СССР, 1974, 456 с. - Текст: электронный.
11. Дамбаева, Л. Б. Транспортная трасология и ее значение для раскрытия и расследования преступлений / Л. Б. Дамбаева // Пермский период : Сборник материалов VIII Международного научно-спортивного фестиваля курсантов и студентов образовательных организаций в 3-х томах, Пермь, 17–22 мая 2021 года. Том III. – ФКОУ ВО Пермский институт ФСИН России: Пермский институт Федеральной службы исполнения наказаний, 2021. – С. 35-36.
12. Евтюков, С. С. Методология оценки и повышения эффективности дорожно-транспортных экспертиз : специальность 05.22.10 "Эксплуатация автомобильного транспорта" : диссертация на соискание ученой степени доктора технических наук / Евтюков Станислав Сергеевич, 2020. – 355 с.
13. Жапасбай, Д. Б. Транспортно-трасологическая экспертиза / Д. Б. Жапасбай // Теория и практика развития уголовной политики : Сборник материалов Международного научно-практического круглого стола, Астана, 29 января 2024 года. – Астана: Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева, 2024. – С. 58-61.
14. Жукова, Н. А. Трасология и трасологическая экспертиза. Теоретические основы : учебное пособие для вузов / Н. А. Жукова, И. Н. Кислицина. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 160 с.
15. Завгородний, И.К. Организация первоначального этапа расследования дорожно-транспортных происшествий, совершаемых в условиях большого города : диссертация ... кандидата юридических наук : 12.00.09 / Завгородний Игорь Константинович; [Место защиты: Кубан. гос. аграр. ун-т]. - Краснодар, 2007. - 182 с.
16. Зинин А.М., Участие специалиста в процессуальных действиях: учебник / А.М. Зинин. – Москва: Проспект, 2015. – 256 с. – Текст: электронный.
17. Кантор И.В. Трасология и трасологическая экспертиза. Учебник // Кантор И. В. (отв. редактор), Ярмак В. А., Жигалов Н. Ю., Смольяков П. П. (отв. секретарь).— М: ВА ИМЦ ГУК МВД России, 2002.— 405 с. - Текст: электронный.
18. Колесниченко, А.Н. Криминалистическая характеристика преступлений : Учеб. пособие / А. Н. Колесниченко, В. Е. Коновалова. - Харьков : Юрид. ин-т, 1985. - 93 с.
19. Корухов Ю.Г. Словарь основных терминов судебных экспертиз: терминологический словарь / Ю.Г Корухов. - Москва, 2009. – 345 с. – Текст: электронный.
20. Корухов, Ю.Г. Специалист в гражданском, арбитражном и уголовном процессах : (пособие для судебных экспертов и судей) / Корухов Ю. Г. ; Некоммерческое партнерство «Палата судебных экспертов». - Москва : СУДЭКС, 2012. - 31 с.
21. Красноносов, Н. В. Дорожно-транспортные происшествия в Российской Федерации: классификация и статистика / Н. В. Красноносов, О. В. Князькина // Молодежь и системная модернизация страны : Сборник научных статей 7-й Международной научной конференции студентов и молодых ученых. В 5-ти томах, Курск, 19–20 мая 2022 года / Отв. редактор М.С. Разумов. Том 2. – Курск: Юго-Западный государственный университет, 2022. – С. 392-396.
22. Майлис, Н. П. Трасология и трасологическая экспертиза : курс лекций / Н. П. Майлис. - Москва : РГУП, 2015. - 236 с.
23. Николаева, Р. В. Экспертиза дорожно-транспортных происшествий при столкновении транспортных средств / Р. В. Николаева, Р. Ф. Валиев // Автомобильные дороги и транспортная инфраструктура. – 2023. – № 2(2). – С. 92-99.
24. Османова Н. В. Публичные и частные начала общих условий предварительного расследования // Российский следователь. 2020. № 4. - С. 38–41.
25. Самошина З. Г. Расследование преступных нарушений правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств // Криминалистика: учебник / Отв. ред. Н. П. Яблоков. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2016. - С. 675–676.
26. Сведения о показателях состояния безопасности дорожного движения [Электронный ресурс]. – URL: http://stat.gibdd.ru/ (дата обращения: 31.04.2024)
27. Семенов, Ю. Н. Экспертиза дорожно-транспортных происшествий / Ю. Н. Семенов, О. С. Семенова ; Кузбасский государственный технический университет имени Т. Ф. Горбачева. – Кемерово : Кузбасский государственный технический университет имени Т.Ф. Горбачева, 2021. – 70 с.
28. Советская криминалистика : [Учеб. пособие для юрид. вузов] / Под ред. проф. С. П. Митричева и проф. Н. В. Терзиева ; М-во высш. и сред. спец. образования РСФСР. Всесоюз. юрид. заоч. ин-т. - Москва : [б. и.], 1962. - 422 с.
29. Сорокотягина Д.А., Сорокотягин И.Н. Теория судебной экспертизы: учеб. пособие / Д.А. Сорокотягина, И.Н. Сорокотягин – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 440 с. – Текст: электронный.
30. Суворов Ю.Б. Судебная дорожно-транспортная экспертиза. Судебно-экспертная оценка действий водителей и других лиц, ответственных за обеспечение безопасности дорожного движения, на участках ДТП: учебное пособие. – М.: Экзамен, 2003. – 180 с.
31. Судебная статистика Сведения о показателях состояния безопасности дорожного движения [Электронный ресурс]. – URL: https://stat.апи-пресс.рф/stats/adm/t/31/s/1 (дата обращения: 20.04.2024)
32. Тажмаганбетова, А. Р. Идентификация в судебно-трасологической экспертизе и проблемные моменты при назначении и проведении экспертиз / А. Р. Тажмаганбетова // Теория и практика развития уголовной политики : Сборник материалов Международного научно-практического круглого стола, Астана, 29 января 2024 года. – Астана: Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева, 2024. – С. 185-190.
33. Технико-криминалистические особенности работы со следами применения огнестрельного оружия : учебное пособие / О. Б. Дронова, В. В. Весёлин, И. Т. Захарья, И. В. Рыжков, А. Д. Хусанов. – Волгоград : ВА МВД России, 2022. – 100 с.
34. Токарев, А. Н. Экспертиза технического состояния транспортных средств после ДТП : учебное пособие / А. Н. Токарев, С. Н. Павлов. – Барнаул : АлтГТУ, 2022. – 90 с.
35. Трасология и трасологическая экспертиза : учебник / И. В. Латышов, Д. Ю. Донцов, Е. В. Китаев [и др.] ; под редакцией И. В. Латышова. - Волгоград : ВА МВД России, 2022. - 524 с.