Развитие мотивации учебной деятельности
Заказать уникальную курсовую работу- 38 38 страниц
- 20 + 20 источников
- Добавлена 25.06.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Глава 1. Теоретические аспекты мотивации учебной деятельности 6
1.1 Понятие мотивации учебной деятельности 6
1.2 Типы мотивации учебной деятельности 11
1.3 Проблемы развитие мотивации учебной деятельности 18
Глава 2. Формирование мотивации учебной деятельности 23
2.1 Анализ мотивации учебной деятельности подростков 23
2.2 Приемы развитие мотивации учебной деятельности у подростков 26
2.3 Рекомендации по вопросам повышения уровня мотивации учебной деятельности подростков 29
Заключение 33
Список литературы 36
Тот, кто смог ответить, получает «билет». Текст читается второй раз, после чего происходит основной этап приема. Преподаватель поддерживает быстрый темп, и если ученик не сможет ответить, вопрос будет задан еще раз. Ученикам на уроках важно понимать причину, необходимость и желательность изучаемого предмета. Именно это общее понимание даст ученикам возможность полностью погрузиться в предмет.Приемы повышения интереса учащихся: «Ведущий». Задача учащихся за одну минуту убедить одноклассников в важности темы урока.«Автор».Ученики объясняют одноклассникам предмет исследования и его необходимость поставить себя на место автора.«В жизни». Учащиеся придумывают до 5 способов, чтобы уметь применить знания по теме урока в реальной жизни.«Профессионал». Учащиеся, исходя из будущей профессии, делятся с одноклассниками тем, что им необходимо знать по теме урока. Постановка целей является одним из мотиваторов обучения. Учителю недостаточно указать цель урока, необходимо показать учащимся видение, которое поможет им трансформироваться в мотив-цель.«Стратегия успеха». Ученик делится с одноклассниками, как он готовился к получению высоких оценок. Учителю важно научить учащихся отвечать фразой «Я знаю…». Такой простой прием повысит их уверенность в своих силах.«Оценка еще не успех». При работе с этой методикой учителю важно отмечать вслух успехи каждого ученика. Оценивание не может в полной мере стимулировать познавательную деятельность. Поэтому чрезвычайно важно, чтобы ученик понимал, что у него есть, и он самостоятельно понимал, как действовать в эта ситуация.«Свобода». Это эффективная техника, которую можно применять часто, и она будет работать. Каждый ученик рад остаться без домашних заданий и тестов, тем самым избежав стресса. И это мощныймотиватор. Преподаватель должен оставить ученикам подробную информацию, которая поможет им получить «автоматическую» оценку.Таким образом, учащиеся среднего школьного возраста находятся в особом периоде своего жизненного пути. В это время происходит повышение личностного интереса, личностного развития и самопознания. Учащиеся среднего возраста имеют возможность увидеть себя и дать себе вполне объективную оценку, понимая, почему их уважают как личность и над какими недостатками стоит работать.Для школьников среднего возраста характерны первые шаги к переходу от игровых моделей к социальной роли. Поэтому мотивация обучения в этом возрастном периоде является движущей силой. И особенно важны мотивы, которые ученик определяет для себя. Это особенность, преподавателю чрезвычайно важно добиться того, чтобы учащиеся воспринимали задание как личную цель.2.3Рекомендации по вопросам повышения уровня мотивации учебной деятельностиподростковВ центре образовательной деятельности, несомненно, находятся ученик и его учитель, но нельзя забывать и о родителях ученика. С учетом столь широкого взаимодействия, направленного на повышение учебной мотивации учащихся среднего возраста, разработаны рекомендации для каждой взаимодействующей группы (табл. 1)[17].Таблица 1 – Рекомендации по повышению интереса к дистанционному образованию во время урокаСтиль взаимодействияЦельОценкаУчитель обязан создать психологически здоровую атмосферу.Цель поставлена таким образом, чтобы можно было отслеживать ход ее достижения.Ученик учитывает оценку, только если уверен в нейУ учеников должна быть возможность достичь успехОбщую цель урока следует разбить на составляющие.Это важно для ученика только в том случае, если это полезно для него самого.Сохранять веру в свои силы у каждого ученикаПоставьте цель для всего предмета и реализуйте ее с помощью каждого урока.Он видит, где можно приложить усилия для улучшения оценки.Создать атмосферу, в которой будет преобладать командная работа.Учитель должен быть готов корректировать цель урока в зависимости от ситуации.Имеет понимание дальнейших действий по улучшить оценкуСтимулировать интерес учеников и их любопытствоВажно чтобы цель урока была достижима ученикамиЧувствует уверенность, что есть человек, который поддержит-Поставленная цель должна получать отклик от учениковЭмоциональная атмосфера во время урокаПоложительнаяНегативнаяПродолжение таблицы 1Удовлетворение от нахождения в школеНепреодолимая трудностьВзаимоотношения с учителем и одноклассникамиНесправедливое отношение, обидаПонимание своих сил и перспектив Физическая и эмоциональная перегрузкаЛюбопытствоЧувство страха при работе с учителемСамостоятельный поиск знаний и освоение новых техникВ процессе формирования сильной и устойчивой мотивации обучения у учащихся повысится интерес к учебной деятельности. Благодаря этому развивается интерес, улучшаются отношения с учителем и одноклассниками, лучше усваивается учебный материал. Однако существуют и камни преткновения, когда учителю не удается добиться необходимых результатов.Основные причины:- отсутствие дисциплины на уроке, что снижает возможность достижения цели;- отсутствие творческой составляющей;- отсутствие среды, способствующей успеху;- отсутствие контактных лиц для материалов конференции MIME;- низкий авторитет учителя.Естественно, для конструктивных тренировок необходим благоприятный микроклимат. Обучение и поддержание этого лежит на плечах учителя. Используя методы вовлечения учащихся, тема превратится в продуктивный урок, и учащиеся смогут добиться успеха (табл. 2) [17].Таблица 2 – Рекомендации по повышению интереса к дистанционному образованию на различных этапах урокаНачало урокаНа этом этапе формируется учебная мотивация. Для формирования мотивации можно актуализировать тему, апеллировать к чувству незавершенности, призывать к будущей работе или попытаться разжечь в детях любознательность.Середина урокаОно основано на воздействии на социальные и познавательные мотивы путем попыток заинтересовать учащихся. Для учителя чрезвычайно важно не пропустить этот этап, так как после начала урока интерес учащихся пропадет.Окончание урокаУчитель должен позаботиться о том, чтобы у каждого ученика, закончившего урок, остался положительный опыт, который будет стимулировать обучение. Для этого стоит понять, каким видит себя каждый ученик по отношению к выставленной оценке.Любой этап урока требует психологической поддержки со стороны учителя в пользу учащихся. Для создания и поддержания такой психологической атмосферы учителю необходимо умение планировать задания так, чтобы они находились в синергии с текущим состоянием уровня учебной мотивации учащихся. Задачи, которые выполняет учитель:- привить учащимся навыки обучения;- обучать принципам постановки целей;- помогать учащимся выполнять собственные задания;- сформировать адекватную самооценку;- обучать учеников разработке плана действий;- помочь учащимся осознать свои мотивы.Естественно, что мотивация к обучению в основном формируется учебной деятельностью, в которой участвует сам обучающийся. Получается, что весь процесс обучения должен быть построен таким образом, чтобы быть направленным на познание и раскрытие творческого потенциала.Рекомендации родителям по повышению интереса к дистанционному образованию среди детей. Хотя формирование мотивации учения происходит преимущественно в образовательном учреждении, не следует пренебрегать важностью вклада родителей в это дело. Учеба не вызывает у учащихся бури положительных эмоций, пребывание в школе еще допустимо, но повышенная нагрузка дома, направленная на учебный процесс, носит агрессивный характер.Родителям важно дать ученикам понять, что их деятельность в школе приравнивается к работе родителей. То, как ребенок относится к обучению и выполнению заданий, безусловно, должно вызывать уважение у родителей.Советы, которые помогут родителям повысить интерес к обучению:- помогать, а не выполнять задания. Дайте ребенку понять, что дом - безопасное место, где можно работать над ошибками;- не переусердствуйте, а делайте только то, что просят. У ребенка должно быть свободное от уроков время;- приходя с работы, покажите спокойного человека, любящего то, что он делает;– хвалить ребенка за успешно выполненные задания;- сложность задач должна возрастать, иначе у ребенка не возникнет интереса и желания решать сложную задачу;- сложность заданий увеличивается только в случае успешного выполнения предыдущего задания, в противном случае ставятся аналогичные задания;- немедленно исправляйте ошибки, но не используйте фразы «вы делаете неправильно» или «это не так»;- работа с домашним заданием должна быть краткой и в то же время систематической, не сложной и утомительной.Таким образом, по данным, полученным после опроса, было видно, что часть учеников не видят никакого интереса к учебному процессу. При этом ученики не видят возможностей, которые открываются при дистанционном обучении. Разработаны рекомендации для учителей и родителей по формированию и поддержанию учебной мотивации. Такое поддержание взаимодействия учитель-ученик и родитель-ученик конструктивно повысит мотивацию обучения. И в дальнейшем ученик будет выполнять задания, исходя из личной мотивации, а не ожидая поощрения извне.ЗаключениеВ заключение, развитие мотивации учебной деятельности является актуальной и важной темой в современном образовании. Мотивация играет ключевую роль в процессе обучения, определяя интерес и стремление учащихся к получению знаний, развитию навыков и умений. Без достаточной мотивации учебная деятельность может стать скучной и неинтересной, что приводит к снижению успеваемости и потере интереса к обучению.Для развития мотивации необходимо учитывать индивидуальные особенности учащихся, их интересы и потребности. Важно также использовать разнообразные методы и подходы к обучению, чтобы сделать процесс обучения более интересным и увлекательным. Это может включать в себя использование игровых методов, проектов, исследовательской работы и других активных форм обучения.Развитие мотивации учебной деятельности способствует формированию образованной и конкурентоспособной личности, готовой к успешной интеграции в общество. Результаты исследования данной темы могут быть использованы для разработки эффективных стратегий и методик обучения, направленных на повышение качества образования и формирование у учащихся интереса и стремления к обучению.Изучение и развитие мотивации учебной деятельности играют важную роль в образовательном процессе и развитии личности подростка. Разнообразные методы изучения учебной мотивации, такие как опросники, интервью, наблюдение и анализ поведения, позволяют получить глубокое понимание мотивационных особенностей подростков и выявить факторы, влияющие на их учебную активность.Кроме того, развитие мотивации в учебной деятельности может способствовать формированию у учащихся таких качеств, как самостоятельность, ответственность, инициативность и креативность. Эти качества являются необходимыми для успешной адаптации в обществе и профессиональной деятельности.Таким образом, развитие мотивации является важным аспектом современного образования. Оно позволяет создать условия для успешного обучения и развития учащихся, формирования у них необходимых качеств и навыков.Развитие мотивации учебной деятельности у подростков требует комплексного подхода и индивидуального подбора стратегий и методов. Важно учитывать индивидуальные особенности каждого подростка, его потребности, интересы и цели, чтобы эффективно воздействовать на его мотивацию к учению.Эффективные стратегии развитие мотивации учебной деятельности у подростков могут включать в себя работу с мотивационными стратегиями, поощрение достижений, создание поддерживающей образовательной среды, индивидуализацию образовательного процесса и развитие само-эффективности подростков.Важно помнить, что развитие мотивации учебной деятельности у подростков является длительным процессом, требующим постоянного внимания и поддержки со стороны педагогов, родителей и специалистов. Позитивное воздействие на мотивацию учения подростков способствует их успешному обучению, развитию личностных качеств и формированию устойчивых учебных навыков, необходимых для достижения успеха в будущем.Таким образом, исследования и практика показывают, что развитие мотивации учебной деятельности имеет значительное значение для их образовательного успеха и личностного развития. Подростки с высокой учебной мотивацией обычно проявляют больший интерес к учебе, более высокую учебную активность и лучшие результаты в учебной деятельности.Эффективноеразвитие мотивации учебной деятельности требует индивидуального подхода, учета их потребностей и особенностей, а также использования разнообразных педагогических стратегий. Важно помнить о влиянии внешних и внутренних факторов на учебную мотивацию подростков, таких как поддержка окружающих, оценка успехов, ценности и цели.Педагоги, родители и специалисты играют ключевую роль в развитие мотивации учебной деятельности. Поддержка, поощрение, стимулирование интереса к учебе и развитие само-эффективности помогают преодолевать трудности и достигать успеха в обучении.В целом, эффективнаяразвитие мотивации учебной деятельности у подростков способствует их образовательному росту, развитию саморегуляции и самоорганизации, а также формированию позитивного отношения к учебе и желанию достигать личностных и учебных целей. Это важный процесс, оказывающий влияние на будущее развитие и успех подростков как учащихся и личностей.Список литературы1. Беганцова, И. С. Изучение мотивации учебной деятельности младших подростков в условиях общеобразовательной школы / И. С. Беганцова.// Молодой ученый. - 2020. - № 21.1 (80.1). - С. 72-76. 2. Виндилович, А. В. Виды учебной мотивации школьника и пути её повышения / А. В. Виндилович. // Молодой ученый. - 2021. - № 48 (390). - С. 401-403. 3. Зайцева, А. П. Особенности мотивационной сферы подростков / А. П. Зайцева. // Молодой ученый. - 2022. - № 18 (122). - С. 182-184.4. Леонтьев В. Г. Мотивация и психологические механизмы ее формирования - Новосибирск: ГП «Новосибирский полиграфкомбинат», 2023. - 264 с. 5. Моисеева, Т. А. Развитие внутренней мотивации учебной деятельности у подростков / Т. А. Моисеева.// Молодой ученый. - 2021. - № 47 (233). - С. 307-315. 6. Моисеева, Т. А. Развитие внутренней мотивации учебной деятельности у подростков / Т. А. Моисеева. // Молодой ученый. - 2021. - № 47 (233). - С. 307-315. 7. Позднякова, Ж. С. Формирование мотивационной сферы обучающихся в образовательном процессе / Ж. С. Позднякова. // Молодой ученый. - 2021. - № 45 (231). - С. 270-272. 8. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности / Х. Ремшмидт. - М.: Мир, 2022. - 320 с. 9. Хайдаров Ф. И. Проблемы развития учебной мотивации школьников // Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития - 2021. - № 7. - С. 12.10. Шевелева, К. М. Деятельность педагога-психолога по формированию учебной мотивации у младших школьников в условиях смешанного обучения / К. М. Шевелева. // Молодой ученый. - 2021. - № 16 (358). - С. 67-69. 11. Эргашев, У. Э. Мотивы учения в подростковом возрасте / У. Э. Эргашев. // Молодой ученый. - 2021. - № 7 (87). - С. 702-707. Электронные ресурсы12. Анкета «Оценка уровня школьной мотивации» Н.Г. Лускановой. - URL: https://sh-svetlinskaya-sosh-2-r56.gosweb.gosuslugi.ru (дата обращения: 22.05.2024).13. Гордеева Т.О. Мотивация достижения: теории, исследования, проблемы. - URL: http://am-lean.ru/libruary/НАЧ.ОБРАЗОВАНИЕ/Психология%20мотивации (дата обращения: 22.05.2024).14. Емелева О.С. Развитие школьной мотивации у подростков. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-shkolnoy (дата обращения: 22.05.2024).15. Клепач Ю.В. Особенности мотивации учебной деятельности подростков. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-motivatsii-uchebnoy-deyatelnosti (дата обращения: 22.05.2024).16. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. - URL: https://vshp.pro/wp-content/uploads/2020/04/Leontev-A.N.-Lektsii (дата обращения: 22.05.2024).17. МОУ Раменская СОШ №19- URL: https://ramsch19.edumsko.ru/(дата обращения: 22.05.2024).18. Методика «Доминирующая мотивация подростков» В.Н. Колюцкого, И.Ю. Кулагиной (анкета для подростков) - URL: https://sch2026v.mskobr.ru/files/2019/metodika_dominiruyuwaya_motivaciya(дата обращения: 22.05.2024).19. Омельченко В.В. Управление процессом развития учебной мотивации подростков. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/upravlenie-protsessom-razvitiya-uchebnoy (дата обращения: 22.05.2024).20. Экспресс-методика исследования доминирующих мотивов учения (методика М.В. Матюхиной) - URL: https://sh24-belyj-yar-r04.gosweb.gosuslugi.ru/netcat_files/userfiles/2023 (дата обращения: 22.05.2024).
2. Виндилович, А. В. Виды учебной мотивации школьника и пути её повышения / А. В. Виндилович. // Молодой ученый. - 2021. - № 48 (390). - С. 401-403.
3. Зайцева, А. П. Особенности мотивационной сферы подростков / А. П. Зайцева. // Молодой ученый. - 2022. - № 18 (122). - С. 182-184.
4. Леонтьев В. Г. Мотивация и психологические механизмы ее формирования - Новосибирск: ГП «Новосибирский полиграфкомбинат», 2023. - 264 с.
5. Моисеева, Т. А. Развитие внутренней мотивации учебной деятельности у подростков / Т. А. Моисеева.// Молодой ученый. - 2021. - № 47 (233). - С. 307-315.
6. Моисеева, Т. А. Развитие внутренней мотивации учебной деятельности у подростков / Т. А. Моисеева. // Молодой ученый. - 2021. - № 47 (233). - С. 307-315.
7. Позднякова, Ж. С. Формирование мотивационной сферы обучающихся в образовательном процессе / Ж. С. Позднякова. // Молодой ученый. - 2021. - № 45 (231). - С. 270-272.
8. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности / Х. Ремшмидт. - М.: Мир, 2022. - 320 с.
9. Хайдаров Ф. И. Проблемы развития учебной мотивации школьников // Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития - 2021. - № 7. - С. 12.
10. Шевелева, К. М. Деятельность педагога-психолога по формированию учебной мотивации у младших школьников в условиях смешанного обучения / К. М. Шевелева. // Молодой ученый. - 2021. - № 16 (358). - С. 67-69.
11. Эргашев, У. Э. Мотивы учения в подростковом возрасте / У. Э. Эргашев. // Молодой ученый. - 2021. - № 7 (87). - С. 702-707.
Электронные ресурсы
12. Анкета «Оценка уровня школьной мотивации» Н.Г. Лускановой. - URL: https://sh-svetlinskaya-sosh-2-r56.gosweb.gosuslugi.ru (дата обращения: 22.05.2024).
13. Гордеева Т.О. Мотивация достижения: теории, исследования, проблемы. - URL: http://am-lean.ru/libruary/НАЧ.ОБРАЗОВАНИЕ/Психология%20мотивации (дата обращения: 22.05.2024).
14. Емелева О.С. Развитие школьной мотивации у подростков. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-shkolnoy (дата обращения: 22.05.2024).
15. Клепач Ю.В. Особенности мотивации учебной деятельности подростков. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-motivatsii-uchebnoy-deyatelnosti (дата обращения: 22.05.2024).
16. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. - URL: https://vshp.pro/wp-content/uploads/2020/04/Leontev-A.N.-Lektsii (дата обращения: 22.05.2024).
17. МОУ Раменская СОШ №19- URL: https://ramsch19.edumsko.ru/(дата обращения: 22.05.2024).
18. Методика «Доминирующая мотивация подростков» В.Н. Колюцкого, И.Ю. Кулагиной (анкета для подростков) - URL: https://sch2026v.mskobr.ru/files/2019/metodika_dominiruyuwaya_motivaciya (дата обращения: 22.05.2024).
19. Омельченко В.В. Управление процессом развития учебной мотивации подростков. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/upravlenie-protsessom-razvitiya-uchebnoy (дата обращения: 22.05.2024).
20. Экспресс-методика исследования доминирующих мотивов учения (методика М.В. Матюхиной) - URL: https://sh24-belyj-yar-r04.gosweb.gosuslugi.ru/netcat_files/userfiles/2023 (дата обращения: 22.05.2024).