Особенности близких романтических отношений у молодых женщин
Заказать уникальную курсовую работу- 40 40 страниц
- 15 + 15 источников
- Добавлена 24.07.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
1.1. Романтические отношения как психологический феномен. Молодость как сензитивный период развития романтических отношений. 5
Глава 2. Особенности отношений в полных и неполных семьях 21
2.1. Особенности романтических отношений у людей, выросших в полных и неполных семьях 21
Глава 3. Эмпирическое исследование представлений о романтических отношениях у молодых женщин 26
3.1. Организация исследования 26
3.2. Результаты исследований и их интерпретации. 29
Заключение 36
Список литературы 38
Использованные методики: методика Э.Г. Эйдемиллера и В. Юстицкиса «Типовое семейное состояние»; методика Р.Муса и Б.Муса «Шкала семейного окружения» адаптированная С.Ю. Куприяновым; методика З. Рубина «Шкала любви и симпатии» в адаптации Л.Я. Гозмана и Ю.Е. Алешиной.Цель методического исследования – выявление преобладающих факторов взаимоотношений – любви или симпатии. «Типовое семейное состояние» Э.Г. Эйдемиллера и В. Юстицкиса разработана и направлена для выявления психотравмирующих состояний у детей и взрослых, которые могут транслироваться и влиять на другие межличностные отношения. Методика представляет собой интервьюирование, направленное на выявление следующих состояний, общая удовлетворенность, нервно-психическое напряжение или внутрисемейная тревожность. Оценочные шкалы соответствующие: У – удовлетворенность;Н – нервно-психическое напряжение;Т – тревожность. Внутри каждой шкалы находится 4 субшкалы, повторяющиеся через каждые 3 пункта, что в совокупности представляет 12 субшкал. Процедура интервьюирования следующая: Исследователь - Обратитесь к воспоминаниям о семье. Вспомните те чувства, которые посещают вас при возвращении домой. Как вы себя чувствуете? Как вы себя ощущаете? Отметьте на шкале. Испытуемая отвечает. Исследователь – Вы отметили, что (обращается к шкале предыдущего вопроса). Какое это чувство – приятное или неприятное? Вспомните случаи, когда вы чувствовали себя дома и в семье (называет указанное ранее на шкале состояние). Испытуемая отвечает. Исследователь – Отметьте еще раз свое состояние на этих же шкалах. Изменилось ли оно после воспоминаний. Испытуемая отвечает. Если значения на шкалах изменились, то процедура повторяется. «Шкала семейного окружения» Р.Муса и Б.Муса адаптированная С.Ю. Куприяновым предназначена для выявления и диагностирования микросоциального климата испытуемых в трех компонентах: личностный рост, взаимоотношения и управление системой, в которой испытуемая состоит. «Шкала любви и симпатии» З. Рубина представляет собой два высказывания, согласно которым, включено 13 пунктов, определяющих степень выражения любви и симпатии, исходя из теоретических представлений на основании исследований, проведенных З. Рубином ранее. Одними из ключевых компонентов в измерениях этой шкалы являются степень заботы и интимных отношений, а также привязанность. В редакции и интерпретации Л.Я. Гозманом и Ю.Е. Алешиной шкала расширена до 14 пунктов. Время выполнения работы, согласно инструкции, 5-7 минут. Инструкция: «Вам предлагаются следующие утверждения, которые касаются вашего партнера. Согласно утверждению необходимо выбрать один ответ, который наиболее соответствует текущим отношениям с партнером. Варианты ответа следующие: «Да, это так», «Вероятнее всего», «Вряд ли это так». Отвечать следует откровенно и не задумываясь об утверждении». В соответствии с целями была сформирована группа из 30 испытуемых молодых женщин возрасте до 23 лет состоящих и не состоящих в романтических отношения в текущий момент в равном соотношении.Анализ эмпирических данных осуществлялся согласно правилам и методикам статистической обработки, включая расчет среднего арифметического значения, стандартных отклонений и процентного выражения долей в выборках исследуемого признака согласно критериям Манна-Уитни.3.2 Результаты исследований и их интерпретации.Анализируя данные согласно методике «Типовое семейное состояние» Э.Г. Эйдемиллера и В. Юстицкиса следующие результаты (График 1).График 1 – Результаты исследования респондентов по среднему значениюРеспондентов, переживающих опыт романтических отношений можно описать следующим образом: у молодых женщин, имеющих опыт романтических отношений в текущий момент, которые не перешли на следующий этап развития или перешли, но могущие вскоре прекратить свое развитие, и в большинстве своем имели ранее отрицательное эмоциональное завершение, есть понимание о возможном повторяющемся сценарии в следующих отношениях уже с другим партнером. Молодые женщины испытывают тревожность и страх за результативность возможного предстоящего отрицательного результат, который снова повлечет за собой глубокие переживания. Респондентов, не имеющих опыта романтических отношений в текущий момент, можно описать следующим образом: показатели свидетельствуют о более идеалистическом представлении таких отношений, которые в долгосрочной перспективе имеют потенциал перехода на следующий этап развития межличностных партнерских отношений для создания семьи и благоприятного развития таких отношений. Страхи, которые сопровождают молодых женщин, не имеющих в текущий момент опыта романтических отношений, но имеющих межличностные отношения с противоположным полом на предыдущих этапах развития личности или в другой сфере жизнедеятельности, свидетельствуют о разности представлений предстоящего опыта с предшествующим. Рассчитав параметр Манна-Уитни - полученное значение 23 - значимые результаты по выявлению семейной тревожности и предполагаемого его развития, как фактора, влияющего на романтические отношения молодых женщин, респонденты, имеющие в предыдущем опыте романтические отношения и не состоящие в таких отношения в текущий момент, более тревожно относятся к возможным предстоящим отношениям в перспективе их дальнейшего предполагаемого развития.Исходя из этого следует сделать вывод, что представления о романтических отношениях у молодых женщин, состоящих и не состоящих в романтических отношениях в текущий момент, могут отличаться. Исходя из проведенного исследования и полученных результатов методики «Шкалы семейного окружения» Р.Муса и Б.Муса, адаптированного С.Ю. Куприяновым следующие результаты (График – 2).График 2 – Результаты исследования респондентов по среднему значениюРеспондентов, состоящих в романтических отношенияхв текущий моментможно описать следующим образом: выстраивая иные межличностные отношения, имея опыт романтических отношений, молодая женщина более категорична в своих суждениях и представлениях, которые требуют выражения чувств и эмоций. Специфика таких выражений касается вопросов доверия и обсуждения своего предыдущего полученного опыта. При показателях личностного роста выражается более самостоятельная нацеленность на принятие решений, и более четкая мотивационная составляющая. В управлении и контролировании молодым женщинам, имеющих опыт выстраивания романтических отношений, важны для таких молодых женщин педантичность, организация и общность в представлении правил и межличностных процессов взаимодействия. Респондентов, не состоящих в романтических отношениях в текущий момент, можно описать следующим образом: выражение чувств к потенциальному партнеру предполагается ими более открытое в сравнении с молодыми женщинами, имеющими опыт романтических отношений на сегодняшний день. Представления об участии в жизни друг друга и нацеленность на совместную деятельность значительно выше. Молодые женщины, не состоящих в романтических отношениях в текущий момент, склонны к более яркому эмоциональному переживанию стрессовых ситуаций, способных повлиять на дальнейшее развитие отношений, а также более категоричны в суждениях о предполагаемых поступках и действиях партнеров, которые не вписываются в систему представлений о ценностях и в представлении молодой женщины о морально-нравственном поведении партнера.Согласно расчетам по параметрам Манна-Уитни (Таблица – 1) существенно будут отличаться критерии, по которым определяются организация и контроль, независимость и сплоченность, а также конфликтность молодой женщины в рамках предполагаемых романтических отношений. Таблица 1 - Результаты параметра Манна-Уитни (Примечание: значимые показатели выделены жирным шрифтом)КритерииПоказателиСплоченность38Экспрессивность67Конфликт33Независимость34Ориентация на достижения68Интеллектуально-культурная ориентация66Ориентация на активный отдых66Морально-нравственные аспекты65Организация22Контроль33Анализ данных методики «Шкала любви и симпатии» З. Рубина, адаптированного Л.Я. Гозманом и Ю.Е. Алешиной. График 3 – Результаты исследований респондентов по среднему значениюРеспонденты, состоящие в романтических отношениях в текущий момент, можно описать следующим образом: молодые женщины, имеющие опыт романтических отношений, более предвзято относятся к выбору возможного предстоящего партнера, если в текущих отношениях развитие не перейдет на следующий уровень;но преследуют стремление закрепить текущие отношения и, закрепив их статусность, перейти на следующий опыт, руководствуясь предыдущим опытом и сделанными выводами по результатам этого опыта. Уровень уважения внутри партнерских отношений у молодых женщин, имеющих ранее опыт романтических отношений, существенно выдвигается на первый план. Респондентов, не состоящих в романтических отношениях в текущий момент можно описать следующим образом: степень доверия и привязанности более ярко выражена в виду того, что негативные и отрицательные эмоции из опыта предыдущих отношений на более раннем этапе развития личности, не представляются существенными, а период текущего возраста и событий в рамках текущего периода, представляется как более значимый и существенный для продолжения развития подобных отношений, и их перехода на следующий уровень, который может стать залогом формирования в представлении молодой женщины, более длительных партнерских отношений с большей вероятностью создать семью. Общий уровень эмоциональных отношений, согласно расчетам по параметрам Манна-Уитни свидетельствуют, что молодые женщины, ранее имевшие опыт романтических отношений и имеющие таковые в текущий момент, более серьезно и мотивировано подходят к выбору следующего потенциального партнера для создания позитивного и перспективного межличностного партнерства и потенциального будущего совместного взаимодействия в общем обеспечении совместной жизнедеятельности. Согласно данным исследований и полученных результатов следует вывод, что наличие опыта романтических отношений в жизни молодой женщины в текущий момент формирует более выраженное представление о следующем выборе партнера и системы выстраивания взаимоотношений с ним. Также повышается уровень представлений о перспективности развития сегодняшних таких отношений для перехода на следующий этап.Молодые женщины, не имеющие романтического опыта на этом этапе развития личности, представляют такие отношения в более идеализированном формате. Обобщенность и склонность к рассуждению о таком виде отношений строится из более раннего опыта и формата представлений, и имеет нечеткую структуру представлений в обозримом будущем. Отличительной характеристикой между молодыми женщинамисостоящих в романтических отношениях и не состоящих в романтических отношениях в текущий момент, является относительно разное представление о том, что является выражением романтических отношений и чем они обусловлены. Для молодых женщин,состоящих в романтических отношениях, факт романтических отношений определяется в понятийных значениях доверия, взаимодействия, понимания, близости, взаимного чувства и заботы. Для молодых женщин, которые не состоят в романтических отношениях, таковыми выражениями представляются – свидание, незначительная привязанность, частое общение, выражение эмоций и сексуальное влечение. Деструктивный опыт выстраивания отношений в предыдущих или в текущих романтических отношениях способен воздействовать на дальнейшее представление о возможных долгосрочных отношениях, который в свою очередь будет влиять на представления о безопасности внутри отношений, комфортной среды и психологического взаимодействия. ЗаключениеМолодые женщины в современном мире сталкиваются с множеством вызовов и возможностей в области любовных отношений, которые требуют от них не только гибкости, но и глубокого самопонимания. В поисках счастья и гармонии они стремятся найти равновесие между своей уникальностью и желанием быть тесно связанными с партнером.Ключевым фактором здоровых романтических отношений для молодых женщин является возможность развиваться как личность внутри пары. Умение сохранять собственные интересы и цели, при этом находя компромиссы с партнером, играет важную роль в создании крепких и взаимопонимающих отношений. Поддержка и взаимопонимание в паре способствуют личностному росту и укреплению близости между партнерами.Нередко молодые женщины сталкиваются с налетом стереотипов и социальным давлением, диктующим, какими "должны" быть их отношения. Однако для них важно пройти свой собственный путь к счастью и удовлетворению в отношениях, основанному на собственных ценностях и убеждениях. Главное – оставаться верной себе и стремиться к гармонии и взаимопониманию в любви, воплощая свои идеалы и желания в реальность.В современном мире, где меняются роли и ожидания в отношениях, возникает важная тема самоопределения и развития личности. Молодым женщинам необходимо осознать, что партнерство не должно превращаться в потерю собственной индивидуальности, а должно стать возможностью для роста и саморазвития. Именно в этом контексте становится ясно, что важность взаимодействия и поддержки друг друга не умаляет значимость личной идентичности.Важно находить баланс между участием в отношениях и сохранением собственных интересов и ценностей. Молодым женщинам необходимо осознать, что в партнерстве они имеют право на свое мнение, свои желания и свое пространство. Именно такой подход позволит им построить крепкие и долгосрочные романтические отношения, где каждый партнер будет чувствовать себя уважаемым и свободным.Понимание собственной ценности и уважение к своим потребностям – ключевые аспекты, которые помогут молодым женщинам не потерять себя в отношениях. Они смогут построить гармоничные отношения, где каждый партнер будет равноправным участником, способным развиваться и расти вместе со своей второй половинкой.Согласно данным исследований и полученных результатов следует вывод, что наличие опыта романтических отношений в жизни молодой женщины в текущий момент формирует более выраженное представление о следующем выборе партнера и системы выстраивания взаимоотношений с ним. Также повышается уровень представлений о перспективности развития сегодняшних таких отношений для перехода на следующий этап.Молодые женщины, не имеющие романтического опыта на этом этапе развития личности, представляют такие отношения в более идеализированном формате. Обобщенность и склонность к рассуждению о таком виде отношений строится из более раннего опыта и формата представлений, и имеет нечеткую структуру представлений в обозримом будущем. Отличительной характеристикой между молодыми женщинами состоящих в романтических отношениях и не состоящих в романтических отношениях в текущий момент, является относительно разное представление о том, что является выражением романтических отношений и чем они обусловлены. Для молодых женщин, состоящих в романтических отношениях, факт романтических отношений определяется в понятийных значениях доверия, взаимодействия, понимания, близости, взаимного чувства и заботы. Список литературы1. Бернс Р. Я-концепция и воспитание. Психология подростка:хрестоматия / сост. Фролов Ю.И. М., 1997. 526 с.2. Бочавер К.А. Романтические отношения в юношеском возрасте: представления о преодолении трудностей: автореф. дис. ... канд. психол. наук.М., 2012. 26 с.3. Григорова Т.П. Совладание с деструктивной привязанностью в романтических отношениях взрослых // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. - 2017. - Т. 19. -№ 1. - С. 110-116.4. Екимчик О.А. Когнитивный и эмоциональный компоненты любви у людей разного возраста: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2009. 27 с.5. Карнелович М. М. Самоотношение личности как фактор удовлетворенности супружескими взаимоотношениями // ВеснiкГрДУiмяЯнкi Купалы. Сер. З.Фшалопя. Педагопка. Шхалопя. Т. 10. 2020. № 3. С.150-155.6. Кроник А.А., Кроник Е.А. Психология человеческих отношений. - Дубна: Когито-Центр, 1998. -224 с.7. Маркова Е.Ю. Гендерные особенности представлений о любви в юношеском возрасте // Теория и практика общественного развития. 2014. №21. С. 318-322.8. Несына С.В. Романтическая любовь в ранней юности как психологическое явление: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Тамбов, 2004. 28 с.9. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога) / под ред. В.С. Безрукова. Екатеринбург: Деловая книга, 2000. 937 с.10. Панкратова Л.С. Социологическое наследие С.И. Голода: концепция сексуальности // Теория и практика общественного развития. 2021. №1 (155). С. 38-41.11. Психология малой группы: структура, динамика, организация: Сб. науч. тр. / сост. и ред. И.Г. Самойлова. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2011.12. Словарь практического психолога / под ред. С.Ю. Головина. М.: Харвест, 1998. 307 с.13. Смирнова Н.С. Совладание с изменой как трудной жизненной ситуацией в романтических отношениях диады // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. - 2011. - Т. 17. -№ 4. - С. 226-230.14. Фрейджер Р. Личность. Теории, упражнения, эксперименты / Р. Фрейджер, Д. Фейдимен. СПб.:Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. 706 с.15. Щеглов Л.М. Тренды и тенденции современного сексуального поведения // Психологическая газета. 2019. URL: https://psy.su/feed/7627/ (дата обращения: 24.06.2024).
2. Бочавер К.А. Романтические отношения в юношеском возрасте: представления о преодолении трудностей: автореф. дис. ... канд. психол. наук.М., 2012. 26 с.
3. Григорова Т.П. Совладание с деструктивной привязанностью в романтических отношениях взрослых // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. - 2017. - Т. 19. -№ 1. - С. 110-116.
4. Екимчик О.А. Когнитивный и эмоциональный компоненты любви у людей разного возраста: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2009. 27 с.
5. Карнелович М. М. Самоотношение личности как фактор удовлетворенности супружескими взаимоотношениями // ВеснiкГрДУiмяЯнкi Купалы. Сер. З.Фшалопя. Педагопка. Шхалопя. Т. 10. 2020. № 3. С.150-155.
6. Кроник А.А., Кроник Е.А. Психология человеческих отношений. - Дубна: Когито-Центр, 1998. -224 с.
7. Маркова Е.Ю. Гендерные особенности представлений о любви в юношеском возрасте // Теория и практика общественного развития. 2014. №21. С. 318-322.
8. Несына С.В. Романтическая любовь в ранней юности как психологическое явление: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Тамбов, 2004. 28 с.
9. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога) / под ред. В.С. Безрукова. Екатеринбург: Деловая книга, 2000. 937 с.
10. Панкратова Л.С. Социологическое наследие С.И. Голода: концепция сексуальности // Теория и практика общественного развития. 2021. №1 (155). С. 38-41.
11. Психология малой группы: структура, динамика, организация: Сб. науч. тр. / сост. и ред. И.Г. Самойлова. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2011.
12. Словарь практического психолога / под ред. С.Ю. Головина. М.: Харвест, 1998. 307 с.
13. Смирнова Н.С. Совладание с изменой как трудной жизненной ситуацией в романтических отношениях диады // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. - 2011. - Т. 17. -№ 4. - С. 226-230.
14. Фрейджер Р. Личность. Теории, упражнения, эксперименты / Р. Фрейджер, Д. Фейдимен. СПб.:Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. 706 с.
15. Щеглов Л.М. Тренды и тенденции современного сексуального поведения // Психологическая газета. 2019. URL: https://psy.su/feed/7627/ (дата обращения: 24.06.2024).