Гендерные Особенности проявления механизмов психологической защиты у подростков с разными типами темперамента

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Психология
  • 51 51 страница
  • 26 + 26 источников
  • Добавлена 26.06.2024
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Введение 3
Глава 1. Понятие «гендера», гендерного статуса, особенности гендерных различий 6
1. 1 Понятие «гендера» и особенности гендерных различий 6
1.2 Гендерный статус личности 12
Глава 2. Теоретический анализ гендерных особенностей проявления механизмов психологической защиты у подростков с разными типами темперамента 17
2.1 Психологическая характеристика феномена темперамента 17
2.2 Связь гендерных особенностей с психологическими защитами и типом темперамента 21
Глава 3. Эмпирическое исследование гендерных особенностей проявления механизмов психологической защиты у подростков с разными типами темперамента 26
3.1 Организация и методы исследования 26
3.2 Результаты исследования и их анализ 37
Заключение 49
Список использованных источников 50
Фрагмент для ознакомления

Регрессия. Регрессия рассматривается как механизм психологической защиты, посредством которого обследуемый в своих поведенческих реакциях стремится избежать тревоги путем перехода на более ранние стадии развития либидо. При этой форме защитной реакции личность, подвергающаяся действию фрустрирующих факторов, заменяет решение субъективно более сложных задач на относительно более простые и доступные в сложившихся ситуациях. Использование более простых и привычных поведенческих стереотипов существенно обедняет общий (потенциально возможный) арсенал преобладания конфликтных ситуаций. К этому механизму относится и упоминаемая в литературе защита по типу «реализация в действии», при которой неосознаваемые желания или конфликты прямо выражаются в действиях, препятствующих их осознаванию. Импульсивность и слабость эмоционально-волевого контроля, свойственная психопатическим личностям, определяются актуализацией именно этого механизма защиты на общем фоне изменения мотивационно-потребностной сферы в сторону их большей упрощенности и доступности.Компенсация. Этот механизм психологической защиты нередко объединяют с идентификацией. Он проявляется в попытках найти подходящую замену реального или воображаемого недостатка, дефекта нестерпимого чувства другим качеством, чаще всего с помощью фантазирования или присвоения себе свойств, достоинств, ценностей, поведенческих характеристик другой личности. Часто это происходит при необходимости избежать конфликта с этой личностью и повышения чувства самодостаточности. При этом заимствованные ценности, установки или мысли принимаются без анализа и переструктурирования и поэтому не становятся частью самой личности. Компенсацию можно рассматривать как одну из форм защиты от комплекса неполноценности, например, у подростков с асоциальным поведением, с агрессивными и преступными действиями, направленными против личности. Вероятно, здесь речь идет о гиперкомпенсации или близкой по содержанию регрессии с общей незрелостью МПЗ. Другим проявлением компенсаторных защитных механизмов может быть ситуация преодоления фрустрирующих обстоятельств или сверхудовлетворения в других сферах. – например, физически слабый или робкий человек, неспособный ответить на угрозу расправы, находит удовлетворение в унижении обидчика с помощью изощренного ума или хитрости. Люди, для которых компенсация является наиболее характерным типом психологической защиты, часто оказываются мечтателями, ищущими идеалы в различных сферах жизнедеятельности.Проекция. В основе проекции лежит процесс, посредством которого неосознаваемые и неприемлемые для диагнсотируемого чувства и мысли локализуются вовне, приписывается другим людям и таким образом становятся как бы вторичными. Негативный, социально малоодобряемый оттенок испытываемых чувств и свойств, например, агрессивность нередко приписывается окружающим, чтобы оправдать свою собственную агрессивность или недоброжелательность, которая проявляется как бы в защитных целях. Хорошо известны примеры ханжества, когда человек постоянно приписывает другим собственные аморальные стремления. Реже встречается другой вид проекции, при котором значимым лицам (чаще из микросоциального окружения) приписываются позитивные, социально одобряемые чувства, мысли или действия, которые способны возвысить. Например, учитель, не проявивший особых способностей в профессиональной деятельности, склонен наделять любимого ученика талантом именно в этой области, неосознанно возвышая тем самым и себя («победителю ученику от побежденного учителя»).Замещение. Распространенная форма психологической защиты, которая в литературе нередко обозначается понятием «смещение». Действие этого защитного механизма проявляется в разрядке подавленных эмоций (как правило, враждебности, гнева), которые направляются на объекты, представляющие меньшую опасность или более доступные, чем те, что вызвали отрицательные эмоции и чувства. Например, открытое проявление ненависти к человеку, которое может вызвать нежелательный конфликт с ним, переносится на другого, более доступного и неопасного. В большинстве случаев замещение разрешает эмоциональное напряжение, возникшее под влиянием фрустрирующей ситуации, но не приводит к облегчению или достижению поставленной цели. В этой ситуации субъект может совершать неожиданные, подчас бессмысленные действия, которые разрешают внутреннее напряжение.Интеллектуализация. Этот защитный механизм часто обозначают понятием «рационализация». Так, действие интеллектуализации проявляется в основанном на фактах чрезмерно «умственном» способе преодоления конфликтной или фрустрирующей ситуации без переживаний. Иными словами, личность пресекает переживания, вызванные неприятной или субъективно неприемлемой ситуацией при помощи логических установок и манипуляций даже при наличии убедительных доказательств в пользу противоположного. Отличие интеллектуализации от рационализации состоит в том, что она, по существу, представляет собой «уход из мира импульсов и аффектов в мир слов и абстракций». При рационализации личность создает логические (псевдоразумные), но благовидные обоснования своего или чужого поведения, действий или переживаний, вызванных причинами, которые она (личность) не может признать из-за угрозы потери самоуважения. При этом способе защиты нередко наблюдаются очевидные попытки снизить ценность недоступного для личности опыта. Так, оказавшись в ситуации конфликта, человек защищает себя от его негативного действия путем снижения значимости для себя и других причин, вызвавших этот конфликт или психотравмирующую ситуацию. В шкалу интеллектуализации – рационализации была включена и сублимация как механизм психологической защиты, при котором вытесненные желания и чувства гипертрофированно компенсируются другими, соответствующими высшим социальным ценностям, исповедуемым личностью.Реактивные образования. Этот вид психологической защиты нередко отождествляют с гиперкомпенсацией. Тестируемый предотвращает выражение неприятных или неприемлемых для нее мыслей, чувств или поступков путем преувеличенного развития противоположных стремлений. Иными словами, происходит как бы трансформация внутренних импульсов в субъективно понимаемую их противоположность. Например, жалость или заботливость могут рассматриваться как реактивные образования по отношению к бессознательной черствости, жестокости или эмоционального безразличия.3.2 Результаты исследования и их анализРассмотрим результаты по опроснику «Пословицы» И.С. Клециной для исследования различных гендерных установок, которые касаются распределения ролей в семье. Результаты представлены в таблицах 2 и 3.Таблица 2. - Результаты по опроснику «Пословицы» И.С. Клециной у девушекГендерные установкиТрадиционныеЭгалитарныеНеопределённыеКоличество50%30%20%Представим реультаты в виде диаграммы (рис.1)Рисунок 1. – Анализ показателей по методике «Пословицы» И.С. КлецинойПо результатам, представленным на рис.1, видно, что у девушек на первом месте преобладают традиционные гендерные установки. Традиционными семьями являются семьи, где все домашние дела строгим образом дифференцируются на «мужские» и «женские» и большее количество данных обязанностей, выполняется женой. На втором месте мы видим, что преобладают эгалитарные установки. Эгалитарным семьям присуще совместное разделение семейных ролей без дифференциации их на «мужские» и «женские». Подобным семьям свойственно взаимозаменяемость супругов в домашних обязанностях. На третьем месте неопределённые гендерные установкисневыраженным типичным вариантом разделения внутрисемейных ролей. Таблица 3. - Результаты по опроснику «Пословицы» И.С. Клециной у юношейГендерные установкиТрадиционныеЭгалитарныеНеопределённыеКоличество30%50%20%Представим реультаты в виде диаграммы (рис.2)Рисунок 2. – Анализ показателей по методике «Пословицы» И.С. КлецинойПо результатам, представленным на рис.2, видно, что у юношей на первом месте преобладают эгалитарные установки. Эгалитарным семьям присуще совместное разделение семейных ролей без дифференциации их на «мужские» и «женские». На втором месте – традиционные. Таким семьями являются семьи, где все домашние дела строгим образом дифференцируются на «мужские» и «женские» и большее количество данных обязанностей, выполняется женой. На третьем месте неопределённые гендерные установкисневыраженным типичным вариантом разделения внутрисемейных ролей. Рассмотрим результаты по опроснику С. Бэм для исследования степени выраженности различных маскулинных и фемининных характеристик, а также определения типа личности: андрогинного, маскулинного, фемининного. Результаты представлен в таблицах 4 и 5.Таблица 4. - Результаты по опроснику С. Бэм у девушекТип личностиМаскулинностьФеминностьАндрогинностьКоличество30%50%20%Представим реультаты в виде диаграммы (рис.3)Рисунок 3. – Анализ показателей по опроснику С.Бэм у девушек.Как мы видим по диаграмме у девушек на первом месте преобладает феминность. Это свидетельствует о том, что большинство испытуемых уступчивы, мягки, чувствительны, застенчивы, нежны, сердечны, способны к сочувствию и сопереживанию. На втором месте маскулинность. Это свидетельствует о том, что эти испытуемые независимы, напористы, доминанты, агрессивны, склоны к риску, самостоятельны, уверены в себе. И на третьем месте мы видим андрогинность. Эти люди проявляют одновременно и мужсике и женские качества. Таблица 5. - Результаты по опроснику С.Бэм у юношейТип личностиМаскулинностьФеминностьАндрогинностьКоличество50%40%10%Представим реультаты в виде диаграммы (рис.4)Рисунок 4. – Анализ показателей по опроснику С.Бэм у юношей.Как мы видим по диаграмме у юношей на первом месте преобладает маскулинность. Это свидетельствует о том, что эти испытуемые независимы, напористы, доминанты, агрессивны, склоны к риску, самостоятельны, уверены в себе. На втором местефеминность. Это свидетельствует о том, что большинство испытуемых уступчивы, мягки, чувствительны, застенчивы, нежны, сердечны, способны к сочувствию и сопереживанию. И на третьем месте мы видим андрогинность. Эти люди проявляют одновременно и мужсике и женские качества. Далее првоедем диагностику типа темперамента по опроснику темперамента (Я. Стреляу). Результаты представлены в таблице 6 и 7.Таблица 6. – Результаты по опроснику темперамента (Я. Стреляу) у девушек.УровеньУровень процессов возбужденияУровень процессов торможенияПодвижность нервных процессов –Высокий50%40%50%Низкий50%60%50%Представим результаты в виде диаграммы (рис.5)Таблица 5. – Анализ показателей по опроснику темперамента (Я. Стреляу) у девушек.Таким образом, результаты диагностики девушек по методике по опроснику темперамента (Я. Стреляу) показывают преобладание среднего уровня по всем шкалам.Таблица 7. – Результаты по опроснику темперамента (Я. Стреляу) у юношей.УровеньУровень процессов возбужденияУровень процессов торможенияПодвижность нервных процессов Высокий70%60%60%Низкий30%40%40%Рассмотрим результаты в виде диаграммы (рис.6)Рисунок 6. – Анализ показателей по опроснику темперамента (Я. Стреляу) у юношей.Таким образом, результаты диагностики юношей по методике по опроснику темперамента (Я. Стреляу) показывают преобладание высокого уровня по всем шкалам.Диагностика механизмов психологической защиты проводилась при помощи методики по методике диагностики типологий психологической защиты (Р.Плутчик в адаптации Л.И.Вассермана, О.Ф.Ерышева, Е.Б.Клубовой и др.). Результаты представлены в таблице 8 и 9.Таблица 8. – Результат по методике диагностики типологий психологической защиты (Р.Плутчик в адаптации Л.И.Вассермана, О.Ф.Ерышева, Е.Б.Клубовой и др.) у девушек.ОтрицаниеВытеснениеРегрессияРеактивное образованиеКомпенсацияЗамещениеИнтеллектуал.20%30%20%20%20%30%10%Рассмотрим результаты в виде диаграммы (рис.7).Рисунок7. – Анализ показателейпо методике диагностики типологий психологической защиты (Р.Плутчик в адаптации Л.И.Вассермана, О.Ф.Ерышева, Е.Б.Клубовой и др.) у девушек.Таким образом, результаты диагностики юношей по методике по опроснику темперамента (Я. Стреляу) показывают преобладание у девушек таких психологических защит как вытеснение и регрессия.Таблица 9. – Результат по методике диагностики типологий психологической защиты (Р.Плутчик в адаптации Л.И.Вассермана, О.Ф.Ерышева, Е.Б.Клубовой и др.) у юношей.ОтрицаниеВытеснениеРегрессияРеактивное образованиеКомпенсацияЗамещениеИнтеллектуал.30%10%20%20%20%10%30%Рассмотрим результаты в виде диаграммы (рис.8).Рисунок 8. – Анализ показателей по методике диагностики типологий психологической защиты (Р.Плутчик в адаптации Л.И.Вассермана, О.Ф.Ерышева, Е.Б.Клубовой и др.) у юношей.Таким образом, результаты диагностики юношей по методике по опроснику темперамента (Я. Стреляу) показывают преобладание у юношей таких психологических защит как отрицание и интеллектуализация.Для выполнения задачи по определению статистически значимых различий в гендерном статусе и типе темперамента у юношей и девушек, был проведен t-критерий Стьюдента. Результаты представлены в таблице 10.Таблица 10 - Статистически значимые различия в гендерном статусе и типе темперамента у юношей и девушек.ПоказателиЮношиДевушкиtpТрадиционные ценности9,528,052,170,03Эгалитарные ценности9,428,550,860,39Неопределенные12,0010,951,310,19Маскулинность10,9412,050,960,33Феминность7,008,202,280,02Андрогинность9,528,052,170,03Уровень процессов возбуждения9,428,550,860,39Уровень процессов торможения12,0010,951,310,19Подвижность нервных процессов10,9412,050,960,33Отрицание12,0010,951,310,19Вытеснение10,9412,050,960,33Компенсация7,008,202,280,02Замещение9,528,052,170,03Интеллектуализация9,428,550,860,39Регрессия12,0010,951,310,19Реактивное образование10,9412,050,960,33Сравнительный анализ выявления статистически значимых различий в гендерном статусе и типе темпераментна у юношей и девушек по методу t- критерия Стьюдента позволил выделить следующие значимые различия.В результате сравнительного анализа мы обнаружили, значимые различия по 9 из 16 показателей, а это означает, что между группами различий больше, чем сходств.Были обнаружены следующие статистические значимые различия по следующим показателям: Маскулинность (t=2,1), Феминность (t=2.2), Уровень процессов возбуждения (t=2.6),Уровень процессов торможения (t=2.6), Подвижность нервных процессов (t=2.2).Для выявления особенностей взаимосвязей темперамента и общения в подростковом возрасте был использован тест ранговой корреляции Спирмена.Проведя анализ на наличие взаимосвязей темперамента и общения в подростковом возрасте, были выявлены следующие значимые взаимосвязи.Результаты математического анализа показывают, что существуют значимые корреляционные связи между следующими социально-психологическими характеристиками: традиционные ценности, эгалитарные ценности, неопределенные, маскулинность, феминность, андрогинность, уровень процессов возбуждения, уровень процессов торможения, подвижность нервных процессов.Выявленные в рамках корреляционного анализа значимые взаимосвязи приведены в таблице 11.Таблица 11 – Результаты корреляционного анализа методик эмпирического исследованияШаг Переменные Нестандартизованные коэффициенты Стандартизованные коэффициенты Значимость B Стандартная ошибка β 1 Традиционные ценности0,40 0,71 0,03 0,58 Эгалитарные ценности0,32 0,88 0,02 0,71 Неопределенные0,51 0,68 0,04 0,45 Маскулинность2,23 0,65 0,18 0,00* Феминность0,51 0,68 -0,04 0,45 Андрогинность2,23 0,65 0,18 0,00* Уровень процессов возбуждения0,40 0,71 0,03 0,58 Уровень процессов торможения0,32 0,88 0,02 0,71 Подвижность нервных процессов0,51 0,68 0,04 0,45 2 Сангвиник0,42 0,71 0,04 0,56 Холерик0,10 0,90 0,01 0,91 Флегматик-0,37 0,67 0,03 0,59 Меланхолик0,48 0,80 0,04 0,56 Самоконтроль в -0,51 0,68 0,04 0,45 общенииОбщительность2,23 0,65 0,18 0,00* Уровень процессов возбуждения0,40 0,71 0,03 0,58 Уровень процессов торможенияПодвижность нервных процессов0,51 0,68 0,04 0,45 3Отрицание0,40 0,71 0,03 0,58 Вытеснение0,32 0,88 0,02 0,71 Компенсация0,51 0,68 0,04 0,45 Регрессия2,23 0,65 0,18 0,00* Реактивное образование0,40 0,71 0,03 0,58 Отрицание0,32 0,88 0,02 0,71 Интеллектуализация0,51 0,68 0,04 0,45 Результаты корреляционного анализа показывают, что в группе испытуемых определенный уровень развития одного качества связан с определенным значениям другого. Так, гендерный статус и тип психологической зашитынапрямую зависитот типа темперамента.Цель эмпирического исследования достигнута, задачи решены, гипотеза основана на предположении о том, что имеется вязь гендерного статуса личности с особенностями ее темперамента и механизма психологической защиты, подтверждена.ЗаключениеПроведенный теоретический анализ психологической литературы по теме гендерный статус личности и особенности ее темперамента, говорит о том, что их изучением занимаются как отечественные, так и зарубежные ученые. При исследовании гендерного статуса личности человека был определен процесс гендерной идентичности человека, который содержит пять этапов и суть понятия «гендерный статус личности». Кратко напомним его содержание. Гендерный статус личности делится на два понятия, общий гендерный статус и индивидуальный, последний наиболее интересующий нас.Индивидуальный гендерный статус – это место индивида в социальной иерархии, которое он занимает относительно других индивидов в зависимости от степени сознательного или бессознательного, добровольного или вынужденного поддержания (или пренебрежения) общественно признанного социально – культурного, символического конструкта собственного пола. Сандра Бем, предполагает, что мужчины и женщины могут овладевать различным ролевым репертуаром, сочетающим как мужские, так и женские черты. Для исследования гендерной идентичности человека она разработала методиу «Гендерная идентичность личности», которую в дальнейшем О. Г. Лопуховой адаптировалаи модернизирована на российской выборке. Именно с использованием этой методики была проведена часть практического исследования. Таким образом, цель эмпирического исследования достигнута, задачи решены, гипотеза основана на предположении о том, что имеется вязь гендерного статуса личности с особенностями ее темперамента и механизма психологической защиты, была подтверждена.Список использованных источниковАнтология гендерной теории: Сб. пер. / Сост. и комментарии Е. И. Гаповой и А. Р. Усмановой. - Минск: Пропилеи, 2000.- 384 с.Асмолов А. Г. Психология личности, М.: Изд-во Моск. ун-та, 2017. – 406 с. Бендас Т. В. Гендерная психология - СПб.: Питер, 2006. - 431 с.Берн Ш. Гендерная психология. - М.: Прайм-Еврознак, 2004. - 320 с.Введение в гендерные исследования: Учебное пособие / Под ред. И.А. Жеребкиной. – Харьков: ХЦГИ, 2001; СПб.: Алетейя, 2001. –708 с.Вихман А. А., Калугин А.Ю. Гендерная специфика взаимосвязи ценностей и темперамента в юношеском возрасте // Мир науки. Педагогика и психология, 2019 №6, https://mir-nauki.com/PDF/13PSMN619.pdf (доступ свободный).Герасименко И.Е. Концепты «мужественность» и «женственность» как основа гендерной культуры и ментальности. // Вестник Челябинского государственного университета. № 20, 2008. – С. 40-44. Грановская Р.М. Психологическая защита. -СПб.: Речь, 2007. - 476 с.Гуревич К. М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. М., 2017. – 231 с. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. СПб.: Питер Ком. 2019. – 368 с. Заикина А. И. Психология защитных механизмов личности / А. И. Заикина, А. Ю. Красникова, Ж. Н. Мустафинова. // Молодой ученый. — 2019. — № 11 (249). — С. 219-220. Ильин Е.П. Пол и гендер. - СПб.: Лидер, 2005. - 321 с. Ильин, Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. – Санкт-Петербург, 2002. – 512 с.Киршбаум Э. И. Психологическая защита. — М.: Смысл, 2000. — 182 с.Коротких А.В. Возрастные и гендерные особенности юношеской системы психологических защит // Научные труды SWorld. -2009. - Т. 5. - № 3. - С. 50-51.Котенева А.В. Психологическая защита личности. - М.: Московский государственный горный университет, 2013. - 562 с.Луковицкая Е.Г. Введение в гендерные исследования: учебное пособие. - Великий Новгород: НГУ им. Ярослава Мудрого, 2002. -88 с.Мерлин B. C. Психология индивидуальности/ Под ред. Е. А Климова – Москва – Воронеж, 2018. – 296 с. Носов, С.С. Теоретико-экспериментальные аспекты изучения гендерных особенностей защитных механизмов // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. -2010. - № 125. - С. 58-69.Опарина А.В. Мужественность и женственность как культурные концепты гендерной лингвистики. // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. - № 7, 2011. – С. 1-7.Сараева Е.В. Защитные механизмы личности: учеб. пособие. – Киров: Изд-во ВятГГУ, 2007. – 101 с.Симонов П. В. Темперамент, характер, личность. — М.: Наука, 2019. – 348 с. Словарь гендерных терминов / Под ред. А.А. Денисовой / Региональная общественная организация «Восток-Запад: Женские Инновационные Проекты» – М.: Информация XXI век, 2002. - 256 с. Соловьева, А.В. Психологическая защита в подростковом возрасте. Сущность, содержание, причины: монография. – М.: Изд-во Флинта, 2013. – 184 с. Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. М. 2018. – С. 167. Фирсова, Е. М. Особенности гендерных различий // Молодой ученый. — 2016. — № 29 (133). — С. 336-339.

1. Антология гендерной теории: Сб. пер. / Сост. и комментарии Е. И. Гаповой и А. Р. Усмановой. - Минск: Пропилеи, 2000.- 384 с.
2.Асмолов А. Г. Психология личности, М.: Изд-во Моск. ун-та, 2017. – 406 с.
3.Бендас Т. В. Гендерная психология - СПб.: Питер, 2006. - 431 с.
4.Берн Ш. Гендерная психология. - М.: Прайм-Еврознак, 2004. - 320 с.
5.Введение в гендерные исследования: Учебное пособие / Под ред. И.А. Жеребкиной. – Харьков: ХЦГИ, 2001; СПб.: Алетейя, 2001. –708 с.
6.Вихман А. А., Калугин А.Ю. Гендерная специфика взаимосвязи ценностей и темперамента в юношеском возрасте // Мир науки. Педагогика и психология, 2019 №6, https://mir-nauki.com/PDF/13PSMN619.pdf (доступ свободный).
7.Герасименко И.Е. Концепты «мужественность» и «женственность» как основа гендерной культуры и ментальности. // Вестник Челябинского государственного университета. № 20, 2008. – С. 40-44.
8.Грановская Р.М. Психологическая защита. -СПб.: Речь, 2007. - 476 с.
9.Гуревич К. М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. М., 2017. – 231 с.
10.Дружинин В. Н. Психология общих способностей. СПб.: Питер Ком. 2019. – 368 с.
11.Заикина А. И. Психология защитных механизмов личности / А. И. Заикина, А. Ю. Красникова, Ж. Н. Мустафинова. // Молодой ученый. — 2019. — № 11 (249). — С. 219-220.
12.Ильин Е.П. Пол и гендер. - СПб.: Лидер, 2005. - 321 с.
13. Ильин, Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. – Санкт-Петербург, 2002. – 512 с.
14.Киршбаум Э. И. Психологическая защита. — М.: Смысл, 2000. — 182 с.
15. Коротких А.В. Возрастные и гендерные особенности юношеской системы психологических защит // Научные труды SWorld. - 2009. - Т. 5. - № 3. - С. 50-51.
16. Котенева А.В. Психологическая защита личности. - М.: Московский государственный горный университет, 2013. - 562 с.
17. Луковицкая Е.Г. Введение в гендерные исследования: учебное пособие. - Великий Новгород: НГУ им. Ярослава Мудрого, 2002. -88 с.
18.Мерлин B. C. Психология индивидуальности/ Под ред. Е. А Климова – Москва – Воронеж, 2018. – 296 с.
19. Носов, С.С. Теоретико-экспериментальные аспекты изучения гендерных особенностей защитных механизмов // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2010. - № 125. - С. 58-69.
20.Опарина А.В. Мужественность и женственность как культурные концепты гендерной лингвистики. // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. - № 7, 2011. – С. 1-7.
21. Сараева Е.В. Защитные механизмы личности: учеб. пособие. – Киров: Изд-во ВятГГУ, 2007. – 101 с.
22.Симонов П. В. Темперамент, характер, личность. — М.: Наука, 2019. – 348 с.
23. Словарь гендерных терминов / Под ред. А.А. Денисовой / Региональная общественная организация «Восток-Запад: Женские Инновационные Проекты» – М.: Информация XXI век, 2002. - 256 с.
24. Соловьева, А.В. Психологическая защита в подростковом возрасте. Сущность, содержание, причины: монография. – М.: Изд-во Флинта, 2013. – 184 с.
25.Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. М. 2018. – С. 167.
26.Фирсова, Е. М. Особенности гендерных различий // Молодой ученый. — 2016. — № 29 (133). — С. 336-339.