Социальная активность как фактор идентичности в пожилом возрасте

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Психология
  • 43 43 страницы
  • 32 + 32 источника
  • Добавлена 27.06.2024
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Введение 2
Глава 1. 1. Теоретические основы изучения социальной идентичности пожилых людей 4
1.1. Психологические основы идентичности человека 4
1.2. Психологические условия идентичности в пожилом возрасте 7
1.3. Готовность личности в пожилом возрасте к целенаправленной творческой социальной деятельности 9
Выводы по первой главе 12
Глава 2. Эмпирическое исследование социальной активности как фактор идентичности в пожилом возрасте 13
2.1. Описание хода исследования 13
2.2. Исследование социальной идентичности пожилых людей 14
2.3. Исследование альтруистических установок пожилых людей 18
2.4. Изучение социально-политических позиции пожилых людей 20
2.5. Анализ и интерпретация полученных результатов 31
Выводы по второй главе 33
Заключение 36
Список литературы 39

Фрагмент для ознакомления

Милитаристские взгляды выявлены у 31% респондентов: 63% мужчины и 38% женщины. 2.5. Анализ и интерпретация полученных результатовДля анализа взаимосвязи между шкалами был использован корреляционный анализ. Использовался коэффициент корреляции Спирмена. Данные представлены в таблице 20Таблица 20 Изучения взаимосвязей между исследуемыми шкалами. коэффициент корреляции Спирменасоциальная идентичностьдозволенность и строгостьрасизм и антирасизмрелигиозность и атеизмсоциализм и капитализмлиберализм и антилиберализмреакционность и прогрессивностьпацифизм и миллитаризмальтруизм0.1370.316-0.041-0.4150.303-0.283-0.170.372социальная идентичность0.3530.328-0.652**0.24-0.333-0.3780.352дозволенность и строгость-0.388-0.333-0.3070.061-0.2390.239расизм и антирасизм-0.0220.2060.0890.1880.114религиозность и атеизм-0.1470.533*0.54*-0.472социализм и капитализм-0.349-0.3520либерализм и антилиберализм0.198-0.126реакционность и прогрессивность-0.526** - p<0,05** - p<0,01*** - p<0,001Была проведена интерпретация линейной связи между шкалами по алгоритму, рисунок 12Рисунок 12. Качественный и количественный анализ коэффициентов корреляции Если коэффициент корреляции r> 0, то связь определяется как прямая, значит с ростом с ростом фактора увеличивается откликЕсли коэффициент корреляции r<0, то связь обратная, то с ростом фактора отклик уменьшается. Если коэффициент корреляции близок к 0 или p> 0,05, то связь отсутствует. В результате анализа данных было выявлена корреляционная связь по следующим исследуемым шкалам: Установлена статистически значимая обратная связь между показателями по шкале «расизм и антирасизм» и по шкале «религиозность и атеизм», коэффициент r= 0.022 <0,05, что говорит о том, что с ростом фактора «расизм» уменьшается религиозность. По всем остальным шкалам выявлена взаимная обратная умеренная зависимость. Выводы по второй главеВ исследовании приняли 16 волонтеров из числа общественных активистов в возрасте старше 60 лет. Для исследования пригласили 8 женщин и 8 мужчин. В результате анализ эмпирических данных, полученных в результате исследования по методике исследования социальной идентичности, МИСИ (автор Л. Б. Шнейдер, В.В. Хрусталева.) уровень достигнутой социальной идентичности установлен у 10 респондентов, из них у 6 мужчин и 4 женщин. Высокой социальной идентичностью обладают 6 респондентов, из них 2 мужчины и 4 женщины. Было установлено: у пожилых людей в возрасте старше 60 лет, которые занимаются активной общественной деятельности у 63% респондентов установлен средний уровень социальной идентичности, который характеризуется достигнутой идентичностью. У 38 % респондентов установлен высокий уровень идентичности, который характеризуется высокой идентичностью. Для изучения альтруизма у пожилых людей была применена методика измерения альтруистических установок (Автор: М. И. Ясин , 2018). Установлено, что в группе у 7 респондентов уровень альтруистических установок выше среднего, из них у 4 мужчин и у 3 женщин. Повышенный уровень сформированной альтруистических установок установлен у 9 пожилых людей, из них у 3 мужчин и 6 женщин В результате исследования было установлено, что из общего числа респондентов у 44% пожилых людей старше 60 лет установлен уровень альтруизма выше среднего, а у 56% респондентов уровень альтруистических установок повышенный. Установлена статистически значимая обратная связь между показателями по шкале «расизм и антирасизм» и по шкале «религиозность и атеизм», коэффициентr= 0.022 <0,05, что говорит о том, что с ростом фактора «расизм» уменьшается религиозность. По всем остальным шкалам выявлена взаимная обратная умеренная зависимость, за исключением одной пары шкал: политические взгляды «социализм - капитализм» не оказывают влияния на отношение пожилых людей в военным действиям, влияние на шкалу «пацифизм - миллитаризм» не установлено. Для изучения социально-политических позиций пожилых людей старше 60 лет из числа активистов был применен опросник «Социально-политические позиции», разработанный Ганс Айзенк, Гленн Вильсон (HansEysenck, GlennWilson, 1976), перевод и адаптация: А. Белопольский (2000). В результате сделаны следующие выводы: Отношение у пожилых людей в возрасте старше 60 лет преимущественно строгое. Установлено, что 75% респондентов из числа пожилых людей старше 60 лет считают, что в интимных отношения и употребления психотропных веществ и алкоголя следует соблюдать строгость, благочестие, а распространение информации сексуального характера должно подвергаться строгой цензуре. Только 25% считают допустимым свободу в сексуальных отношениях и допустимость свободного употребления алкоголя и наркотиков. Большинство респондентов – 56% придерживаются антилиберальных взглядов: 38% женщин и 75% мужчин. Либеральных взглядов придерживаются 44% респондентов: 63% женщин и 25% мужчин. Установлено, что 50% респондентов придерживаются реакционных взглядов: 63% женщин и 38% мужчин. И 50% придерживаются прогрессивных взглядов: 38 % женщин и 63% мужчин. Установлено, что 69 % пожилых людей старше 60 лет против войны и вооруженных конфликтов: 75% женщин и 25% мужчин. Милитаристские взгляды выявлены у 31% респондентов: 63% мужчины и 38% женщины.При анализе данных было выявлено одинаковое распределение в группе:кто испытывает религиозные чувства и тех, кто придерживается атеистических взглядов, как во всей группе испытуемых, так и внутри гендерных группкто испытывает явную неприязнь к богатым и поддерживают, кто придерживается атеистических взглядов, как во всей группе испытуемых, так и внутри гендерных групп.ЗаключениеВ исследовании приняли 16 волонтеров из числа общественных активистов в возрасте старше 60 лет. Для исследования пригласили 8 женщин и 8 мужчин. В результате исследования по методике исследования социальной идентичности, МИСИ (автор Л. Б. Шнейдер, В.В. Хрусталева.) было установлено: у пожилых людей в возрасте старше 60 лет, которые занимаются активной общественной деятельности у 63% респондентов установлен средний уровень социальной идентичности, который характеризуется достигнутой идентичностью. У 38 % респондентов установлен высокий уровень идентичности, который характеризуется высокой идентичностью.В результате исследования по опросной методике измерения альтруистических установок (автор: М. И. Ясин). было установлено, что из общего числа респондентов у 44% пожилых людей старше 60 лет установлен уровень альтруизма выше среднего, а у 56% респондентов уровень альтруистических установок повышенный. Для изучения альтруизма у пожилых людей была применена методика измерения альтруистических установок (Автор: М. И. Ясин , 2018). В результате исследования было установлено, что из общего числа респондентов у 44% пожилых людей старше 60 лет установлен уровень альтруизма выше среднего, а у 56% респондентов уровень альтруистических установок повышенный. Для изучения социально-политических позиций пожилых людей старше 60 лет из числа активистов был применен опросник «Социально-политические позиции», разработанный Ганс Айзенк, Гленн Вильсон (HansEysenck, GlennWilson, 1976), перевод и адаптация: А. Белопольский (2000). В результате сделаны следующие выводы: Отношение у пожилых людей в возрасте старше 60 лет преимущественно строгое. Установлено, что 75% респондентов из числа пожилых людей старше 60 лет считают, что в интимных отношения и употребления психотропных веществ и алкоголя следует соблюдать строгость, благочестие, а распространение информации сексуального характера должно подвергаться строгой цензуре. Только 25% считают допустимым свободу в сексуальных отношениях и допустимость свободного употребления алкоголя и наркотиков. Большинство респондентов – 56% придерживаются антилиберальных взглядов: 38% женщин и 75% мужчин. Либеральных взглядов придерживаются 44% респондентов: 63% женщин и 25% мужчин. Установлено, что 50% респондентов придерживаются реакционных взглядов: 63% женщин и 38% мужчин. И 50% придерживаются прогрессивных взглядов: 38 % женщин и 63% мужчин. Установлено, что 69 % пожилых людей старше 60 лет против войны и вооруженных конфликтов: 75% женщин и 25% мужчин. Милитаристские взгляды выявлены у 31% респондентов: 63% мужчины и 38% женщины.При анализе данных было выявлено одинаковое распределение в группе:кто испытывает религиозные чувства и тех, кто придерживается атеистических взглядов, как во всей группе испытуемых, так и внутри гендерных группкто испытывает явную неприязнь к богатым и поддерживают, кто придерживается атеистических взглядов, как во всей группе испытуемых, так и внутри гендерных групп.При определении взаимосвязей в результате корреляционного анализа с применением критерия Спирмена по всем остальным шкалам выявлена взаимная обратная умеренная зависимость, за исключением одной пары шкал: политические взгляды «социализм - капитализм» не оказывают влияния на отношение пожилых людей в военным действиям, влияние на шкалу «пацифизм - милитаризм» не установлено. Установлена статистически значимая обратная связь между показателями по шкале «расизм и антирасизм» и по шкале «религиозность и атеизм», коэффициент r= 0.022 <0,05, что говорит о том, что с ростом фактора «расизм» уменьшается религиозность. Список литературыАнцыферова Л. И. Психология старости: особенности развития личности в период поздней взрослости //Психологический журнал. – 2001. – Т. 22. – №. 3. – С. 86-99.Барский Ф. и др. Представления об идентичности в рамкахнарративного подхода //Мир психологии. – 2004. – №. 2. – С. 67-77.Безгина Н. В. «Гражданская идентичность» как компонент в социальном становлении человека //Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. – 2014. – №. 2. – С. 177-186.Бельцова И. А. Концепция «успешное старение» как нормативный конструкт в формировании позитивного образа старости в демократическом обществе //Вестник экономики, права и социологии. – 2012. – №. 1. – С. 283-288.Борисов Г. И. Психологические характеристики пожилых людей третьего возраста //Педагогическое образование в России. – 2016. – №. 5. – С. 171-176.Гриценко В. В. Этническая идентичность и социально-психологическая адаптация //Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Философия. Психология. Педагогика. – 2006. – Т. 6. – №. 1-2. – С. 62-70.Дробышева Т. В. Поколенческая идентичность и представления работающих взрослых о благополучии людей престарелого возраста //Наука. Культура. Общество. – 2016. – №. 3. – С. 182-194.Елютина М. Э., Чеканова Э. Е. Пожилой человек в образовательном пространстве современного общества //Социологические исследования. – 2003. – Т. 7. – №. 231. – С. 43-9.Ермолаева М. Практическая психология старости. – Эксмо-Пресс, 2002.Завьялова И. Ю., Солдатова Е. Л. Структура личностной зрелости пожилых людей, участвующих в программах непрерывного образования //ScienceforEducationToday. – 2019. – Т. 9. – №. 1. – С. 93-108.Кагермазова Л. Ц. Возрастная психология (Психология развития) //Электронный учебник. URL: http://avkrasn. ru/article-1435. html (дата обращения: 20.04. 2016). – 2008.Кадилаева Р. Ш., Явбатырова Б. Г. Социально-педагогические условия формирования трудовой активности пожилых людей в домах-интернатах //Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. – 2013. – №. 4 (25). – С. 53-58.Калинина Л. В., Аверченко А. В. Социальная проба как средство формирования гражданской идентичности младших школьников //Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2017. – Т. 6. – №. 1 (18). – С. 332-335.Кампос А. Д., Чебан А. Г. Возрастная идентичность: вызов концепции активной старости //Клиническая геронтология. – 2018. – Т. 24. – №. 9-10. – С. 26-28.Кантор Ю. Б. О значении профессиональной деятельности для психологического благополучия лиц пожилого и старческого возраста //Психология и психотехника. – 2019. – №. 2. – С. 18-27.\Клочко В. Е., Лукьянов О. В. Личностная идентичность и проблема устойчивости человека в меняющемся мире: системно-антропологический ракурс //Вестник Томского государственного университета. – 2009. – №. 324. – С. 333-336.Краснова О. В. Личность пожилого человека: социально-психологический подход //Автореф. дисс....докт. мед. наук. – 2006. – Т. 8.Краснова О. Выход на пенсию и идентичность женщин //Психологические исследования. – 2014. – Т. 7. – №. 35. Краснова О., Галасюк И., Шинина Т. Психология личности пожилых людей и лиц с ограничениями здоровья. – Litres, 2022.Куликов Л. В. и др. Социально-психологические аспекты помощи пожилым людям в сохранении активности //Учёные записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. – 2017. – Т. 27. – №. 1. – С. 36-44.Лебедева Н. В. Социальная и личностная идентичность взрослых в период обучения //Актуальные проблемы психологического знания. – 2015. – №. 1. – С. 12-24.Микляева А. В. Исследование возрастных стереотипов в зарубежной социальной психологии //Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. – 2009. – №. 3-2. – С. 254-259.Пацакула И. И., Хачикян Е. И., Зайчикова И. В. Социально-психологические особенности принятия старости //Прикладная юридическая психология. – 2020. – №. 2. – С. 94-100.Подольский А., Ермолаева М., Шоркина Н. Пожилой человек как субъект изучения, поддержки и общения. – Litres, 2022.Пряхина С. Б. Идентичность как условие самоопределения в пожилом возрасте //Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. – 2008. – №. 3. – С. 141-147.Пряхина С. Б. Развитие идентичности в целях личностного самоопределения в пожилом возрасте //Известия Российского государственного педагогического университета им. АИ Герцена. – 2008. – №. 69. – С. 460-464.Сахарова Т. Эмоционально-нравственная сфера пожилых людей (опыт психологического исследования). – Litres, 2022.Хайрльварина Г. Р. и др. Взаимосвязь качества жизни и религиозной идентичности пожилых людей //Minbar. IslamicStudies. – 2019. – Т. 12. – №. 3. – С. 835-849.Шапатина О. В. и др. Психология развития и возрастная психология. – 2007.Шеманова Н. А. Воспоминания в переживании идентичности во второй половине жизни //«Ребенок в современном обществе» 2007 «Другое детство» 2009 «На пороге взросления» 2011 «У истоков развития» 2013 «Горизонты зрелости» 2015. – 2015. – С. 198.Шнейдер Л. Б., Хрусталева В. В. Ассоциативный тест как основа конструирования методики изучения социальной идентичности //Вестник РМАт. – 2014. – №. 3. – С. 83-96.Шнейдер Л. Психология идентичности 2-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры. – Litres, 2019.Объем 35-40 страниц

1. Анцыферова Л. И. Психология старости: особенности развития личности в период поздней взрослости //Психологический журнал. – 2001. – Т. 22. – №. 3. – С. 86-99.
2. Барский Ф. и др. Представления об идентичности в рамках нарративного подхода //Мир психологии. – 2004. – №. 2. – С. 67-77.
3. Безгина Н. В. «Гражданская идентичность» как компонент в социальном становлении человека //Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. – 2014. – №. 2. – С. 177-186.
4. Бельцова И. А. Концепция «успешное старение» как нормативный конструкт в формировании позитивного образа старости в демократическом обществе //Вестник экономики, права и социологии. – 2012. – №. 1. – С. 283-288.
5. Борисов Г. И. Психологические характеристики пожилых людей третьего возраста //Педагогическое образование в России. – 2016. – №. 5. – С. 171-176.
6. Гриценко В. В. Этническая идентичность и социально-психологическая адаптация //Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Философия. Психология. Педагогика. – 2006. – Т. 6. – №. 1-2. – С. 62-70.
7. Дробышева Т. В. Поколенческая идентичность и представления работающих взрослых о благополучии людей престарелого возраста //Наука. Культура. Общество. – 2016. – №. 3. – С. 182-194.
8. Елютина М. Э., Чеканова Э. Е. Пожилой человек в образовательном пространстве современного общества //Социологические исследования. – 2003. – Т. 7. – №. 231. – С. 43-9.
9. Ермолаева М. Практическая психология старости. – Эксмо-Пресс, 2002.
10. Завьялова И. Ю., Солдатова Е. Л. Структура личностной зрелости пожилых людей, участвующих в программах непрерывного образования //Science for Education Today. – 2019. – Т. 9. – №. 1. – С. 93-108.
11. Кагермазова Л. Ц. Возрастная психология (Психология развития) //Электронный учебник. URL: http://avkrasn. ru/article-1435. html (дата обращения: 20.04. 2016). – 2008.
12. Кадилаева Р. Ш., Явбатырова Б. Г. Социально-педагогические условия формирования трудовой активности пожилых людей в домах-интернатах //Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. – 2013. – №. 4 (25). – С. 53-58.
13. Калинина Л. В., Аверченко А. В. Социальная проба как средство формирования гражданской идентичности младших школьников //Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2017. – Т. 6. – №. 1 (18). – С. 332-335.
14. Кампос А. Д., Чебан А. Г. Возрастная идентичность: вызов концепции активной старости //Клиническая геронтология. – 2018. – Т. 24. – №. 9-10. – С. 26-28.
15. Кантор Ю. Б. О значении профессиональной деятельности для психологического благополучия лиц пожилого и старческого возраста //Психология и психотехника. – 2019. – №. 2. – С. 18-27.\
16. Клочко В. Е., Лукьянов О. В. Личностная идентичность и проблема устойчивости человека в меняющемся мире: системно-антропологический ракурс //Вестник Томского государственного университета. – 2009. – №. 324. – С. 333-336.
17. Краснова О. В. Личность пожилого человека: социально-психологический подход //Автореф. дисс.... докт. мед. наук. – 2006. – Т. 8.
18. Краснова О. Выход на пенсию и идентичность женщин //Психологические исследования. – 2014. – Т. 7. – №. 35.
19. Краснова О., Галасюк И., Шинина Т. Психология личности пожилых людей и лиц с ограничениями здоровья. – Litres, 2022.
20. Куликов Л. В. и др. Социально-психологические аспекты помощи пожилым людям в сохранении активности //Учёные записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. – 2017. – Т. 27. – №. 1. – С. 36-44.
21. Лебедева Н. В. Социальная и личностная идентичность взрослых в период обучения //Актуальные проблемы психологического знания. – 2015. – №. 1. – С. 12-24.
22. Микляева А. В. Исследование возрастных стереотипов в зарубежной социальной психологии //Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. – 2009. – №. 3-2. – С. 254-259.
23. Пацакула И. И., Хачикян Е. И., Зайчикова И. В. Социально-психологические особенности принятия старости //Прикладная юридическая психология. – 2020. – №. 2. – С. 94-100.
24. Подольский А., Ермолаева М., Шоркина Н. Пожилой человек как субъект изучения, поддержки и общения. – Litres, 2022.
25. Пряхина С. Б. Идентичность как условие самоопределения в пожилом возрасте //Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. – 2008. – №. 3. – С. 141-147.
26. Пряхина С. Б. Развитие идентичности в целях личностного самоопределения в пожилом возрасте //Известия Российского государственного педагогического университета им. АИ Герцена. – 2008. – №. 69. – С. 460-464.
27. Сахарова Т. Эмоционально-нравственная сфера пожилых людей (опыт психологического исследования). – Litres, 2022.
28. Хайрльварина Г. Р. и др. Взаимосвязь качества жизни и религиозной идентичности пожилых людей //Minbar. Islamic Studies. – 2019. – Т. 12. – №. 3. – С. 835-849.
29. Шапатина О. В. и др. Психология развития и возрастная психология. – 2007.
30. Шеманова Н. А. Воспоминания в переживании идентичности во второй половине жизни //«Ребенок в современном обществе» 2007 «Другое детство» 2009 «На пороге взросления» 2011 «У истоков развития» 2013 «Горизонты зрелости» 2015. – 2015. – С. 198.
31. Шнейдер Л. Б., Хрусталева В. В. Ассоциативный тест как основа конструирования методики изучения социальной идентичности //Вестник РМАт. – 2014. – №. 3. – С. 83-96.
32. Шнейдер Л. Психология идентичности 2-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры. – Litres, 2019.