Области практического применения телесно-ориентированной психотерапии.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Психология
  • 32 32 страницы
  • 23 + 23 источника
  • Добавлена 17.07.2024
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ТЕЛЕСНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ПСИХОТЕРАПИИ 6
1.1 Телесно-ориентированная психотерапия и ее основные понятия 6
1.2 Основные направления телесно-ориентированной психотерапии 11
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ПРАКТИЧЕСКОГО ПРИМЕНЕНИЯ ТЕЛЕСНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ПСИХОТЕРАПИИ 16
2.1 Методы и организация и проведение исследования 16
2.2 Анализ результатов исследования 18
2.3 Комплекс упражнений по телесно-ориентированной терапии 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 30

Фрагмент для ознакомления

У Виктории Д. по всем методикам зафиксирован высокий уровень агрессивности, что подтверждается учителями: она пренебрежительно относится к учебе, имеет низкую успеваемость и избегает выполнения своих обязанностей.У Савелия Е. также прослеживается единство результатов по всем методикам, однако, его уровень агрессивности выявлен средний. Учителя отмечают, что этот ребенок в целом не агрессивен, однако может проявлять ее, особенно в группе сверстников. Это выражается в вербальном негативе, невежливых жестах и угрозах на словах. У Егора И. по первым двум методикам уровень агрессивности высокий, по последней методике - повышенный. В целом, можно сделать вывод о том, что у подростка уровень агрессивности высокий. Это выражается в физической агрессии. Подросток постоянно проявляет задумчивость к сверстникам, постоянно устраивает драки с одноклассниками. Арина М. демонстрирует высокий уровень агрессивности по всем методикам. Диагностические данные полностью совпадают с наблюдениями учителей о её поведении в школе. В её случае агрессия выражается в форме вербальных нападок и язвительных шуток по отношению к одноклассникам.У Виктории М. уровень агрессивности высокий по двум методикам, а по третьей — повышенный. Диагностические результаты полностью подтверждают мнения педагогов о её поведении. У девочки проявляется агрессия в виде игнорирования и отрицательного отношения к учителям и родителям. Она часто делает вид, что не слышит взрослых, и не откликается на их просьбы, также у неё сложные отношения с одноклассниками.У Бориса П. аналогичная ситуация: высокий уровень агрессивности зарегистрирован по двум методикам и повышенный по третьей. Диагностика полностью соответствует отзывам учителей. Его агрессивность выражается в недоброжелательности и враждебном отношении к учителям. Борис часто пропускает занятия, у него низкая успеваемость и он не реагирует на замечания педагогов.У Ольги С. высокий уровень агрессивности по первым двум методикам и повышенный по третьей. Этот результат совпадает с мнениями учителей о её поведении. Её агрессивность проявляется в демонстративности и частых конфликтах с преподавателями, а также в стремлении делать все наперекор.У Ильи Х. высокий уровень агрессивности по первой методике, а по второй и третьей — средний. Это позволяет сделать вывод о его склонности к среднему уровню агрессии, хотя периодически у него наблюдаются агрессивные проявления, особенно в группе сверстников. Учителя отмечают, что в целом Илья не агрессивен, но может демонстрировать такие черты в определённых ситуациях.Таким образом, результаты проведённого эксперимента показали, что у большинства подростков, находящихся в социально неблагополучной ситуации, наблюдается высокий уровень агрессивности.2.3. Комплекс упражнений по телесно-ориентированной терапии.Этот метод лечения направлен на уменьшение уровня агрессии у подростков, испытывающих социальные трудности. Проведя первоначальное исследование, мы разработали серию упражнений в рамках телесно-ориентированной терапии для борьбы с агрессивным поведением у данных подростков. Исправление агрессивного поведения подростков средствами телесно-ориентированной терапии включает разнообразные педагогические методы. Основное внимание придает воспитательным мероприятиям, тренинговым занятиям и играм, способствующим групповому взаимодействию и т.п. Серия упражнений для корректировки агрессии опубликованы в таблице 2. Одно из наиболее действенных упражнений, уменьшающее мышечное напряжение и агрессивность, называется «Броуновское движение». Для выполнения участникам нужно встать в круг и начать передвигаться навстречу друг другу. Сначала медленно, постепенно ускоряя шаг и стараясь избежать столкновений. Достигнув края круга, требуется повернуть назад и повторить движения в обратном направлении. В упражнении предусмотрено несколько уровней сложности. На первой стадии движения выполняются лицом друг к другу и с открытыми глазами. Со временем темп нарастает, переходя в бег, постепенно привлекая руки к движению. На втором этапе подростки должны передвигаться спиной друг к другу, поворачивая голову для ориентации в пространстве. Таблица 5 – Упражнения телесно–ориентированной терапии.названиеописаниеОбсуждение вопросовУпражнение«Шеренга»Подростки делятся на две по числу равные шеренги и на средней условной линии садятся вплотную спинами друг к другу.Ведущий дает сигнал, подростки одной шеренги спинами стараются вытолкнуть детей к противоположной стене.Каждый участник при первой инструкции действует сам за себя, вторая инструкция предлагает детям из каждой шеренги действовать как одна команда почувствовать себя единым коллективом, в третьем варианте подростки добавляют возглас: «Да!», в четвертом варианте:«Нет!».Затемобсуждаетсяпроисходящаявокругситуацияизадаютсяследующие вопросы.« Когда тебе было сложно или не очень? Что ты чувствовал, когда был одиночестве и когда ты был частью общей группы? Что происходило, когда при выполнении упражнений, ты говорил «да» и «нет»? Ты. что - то хочешь изменить?»«Путаница»Подростки становятся в круг и по команде встают еще ближе друг к другу, образовываю еще более тесный круг и протягивают руки к его середине. По команде все одновременно берутся за руки и делают это так, чтобы в каждой руке подростка оказалась чья - то одна рука. При этом нужно постараться не браться за руки с теми, кто стоит рядом с вами. Тренер тоже участвует в упражнении, но не оказывает активного влияния на «распутывание». При выполнении упражнения часто возникает идея, что поставленную задачу решить невозможно, но нужно убедить учащихся, что все получится и распутаться можно всегда. После того, как все руки подростков соединены попарно, предлагаем детям группы «распутаться», не разнимая рук.Когда задание завершено, необходимо задать группе вопросы: «Что помогло нам справиться с заданием?» или"Что можно было бы сделать по-другому, чтобы быстрее справиться задачей?"После выполненияупражненияходеобсужденияучащиесяобычно приходят к выводу, для того чтобы в ходе совместной деятельности успешно справиться задачейнеобходимодоброжелательно и бережно относиться друг к другу.Это необходимо для того, чтобы каждый чувствовал себя комфортно.Упражнение«Моечная машина»Все подростки становятся в две шеренги лицом друг к другу. Это моечная машина.Один из участников играет роль автомобиля, который необходимо помыть. Он входит в строй между товарищами.моечнаяочереди к нему и говорят ему ласковые слова и добрые пожелания на будущее. На выходе из машины его ждет «сушилка», которая должна его обнять. После этого происходит смена ролей(ABTOMOGหม, Ynpaxsenreзавершенным тогда, когда все члены группы смогут побыть в заданных ролевых образах.Это и естьмашина. Они прикасаются по«сушилки» и считается завершенным тогда, когда все члены группы смогут побыть в заданных ролевых образах.Прикосновения друг к другу должны быть нежны и этичны, а пожелания не должны повторяться.Задача этих упражнений заключается в корректировке агрессивного поведения подростков. На третьем этапе осуществляется движение по траектории совместно с вращением. На четвертом этапе все предыдущие задачи исполняются с закрытыми глазами. Подростки вытягивают руки вперёд на уровне груди, чтобы обезопасить себя. Движение с закрытыми глазами выполняется в группах по 3-5 человек. Психолог руководит выбором характера движений, наблюдает за эффективностью выполнения и исправляет ошибки каждого участника. При индивидуальном консультировании, являющемся частью коррекционной работы с агрессивными подростками, возможно целенаправленно работать над мышечными блоками.В начале работы проводят диагностику заблокированной энергии, выявляя наличие или отсутствие мышечных зажимов у подростка. Например, исследование глазного сегмента выполняется через упражнения для глаз и лобных мышц. Важно максимально раскрыть веки для свободного движения глаз и бровей. Грудной сегмент охватывает мышцы груди, плеч, лопаток, грудную клетку и руки. Этот сегмент блокирует смех, гнев, грусть и страсть, энергией в нем можно управлять с помощью дыхательных упражнений и разминания мышц плеч и рук. Диафрагмальный сегмент, включающий мышцы солнечного сплетения и спины, главным образом удерживает сильный гнев, и "распускается" он с помощью дыхательных упражнений и разминания мышц. Мышцы нижней части спины и живота фиксируют энергию страха нападения, гнева и враждебности. Этот сегмент также разблокируется дыхательными упражнениями. Тазовый панцирь отвечает за подавление сексуального возбуждения, удовольствия и гнева и снимается посредством разминания мышц и специальных упражнений.Данные упражнения помогут подростку управлять своим телом, взаимодействовать с окружающей средой и проявлять чувства и эмоции. Так же подобранные упражнения телесно–ориентированной терапии помогут избавиться от напряжения в мышцах, восстановить дыхание. После таких упражнений подросток успокаивается и чувствует себя свободно и комфортно.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ процессе проведения исследования подростков было выявлено, что во время телесно-ориентированной психотерапии изменяется восприятие человека своего физического тела, оно начинает осознаваться не только как материальная сущность, но и как одухотворенная телесность. Восприятие своего тела служит важным диагностическим инструментом, поскольку отражает ключевые личностные характеристики и является «лакмусовой бумажкой» психологического состояния человека. Отстраненность от собственного тела проявляется в различных психологических проблемах: психосоматических, сексуальных, пищевых и эмоциональных зависимостях, а также в ощущении одиночества и экзистенциального вакуума. Наоборот, психологическое благополучие связано с восприятием собственного тела как единого целого с душой. Телесность обретает целостность, силу и жизненную энергию. По результатам нашего анализа были выявлены два типа отношения к телу: объектное и субъектное. При объектном восприятии тела человек смотрит на него как на внешнего наблюдателя. Тело ценится за его инструментальные качества: оно должно быть крепким, красивым и здоровым, то есть хорошим инструментом для достижения целей. Это отношение не включает в себя чувства единства тела и духа. При субъектном восприятии тело рассматривается как часть «я», человек ощущает: «я есть тело». Тело перестает быть просто биомеханической структурой и становится телесностью, выражающей внутренний мир человека и неразрывно связанной с ним. Телесность воспринимается как безусловная и конечная ценность, что означает «быть живым», «быть собой». В процессе телесно-ориентированной психотерапии увеличивается уровень субъектности по отношению к своему телу, свидетельствуя о позитивных изменениях в личностной структуре и являясь неотъемлемой частью развития личности.ЛИТЕРАТУРА:Абабков В.А. Проблема научности в психотера- пии / В.А. Абабков. —Изд. СПБ ун-та. —1998. 2. Александер Ф. Психосоматическая медицина. Принципы и практическое применение / Пер.с англ. Ф. Александер. —М.: ЭксмоПресс. —2002.—С. 320.Александер Ф. Психосоматическая медицина, принципы и практическое применение / Пер. с англ. С. Могилевского, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. 352 с.Арина, Г.А. Психосоматический симптом как феномен культуры// Телесность человека: междисциплинарные исследования. М.:199. С. 45-53.Баскаков В.Ю. Телесно-ориентированная психотерапия и психотехника: сравнительный анализ существующих подходов / В.Ю. Баскаков // Сб. Телесность человека, междисциплинарные исследования. —М.—1991.—С. 54–61.Бизюк А.П. Компьютеризованная экспрессметодика самооценки тревожности / А.П. Бизюк // Обозр. психиатр. и мед. психологии им. В.М. Бехтерева. —1995.—№ 3–4.—С. 23–24.Гантт Л. Арт-терапевтические исследования / Л. Гантт // Исцеляющее искусство. —1998.— № 2.—С. 24–36.Копытин А.И. Практикум по арт-терапии / А.И. Копытин. —СПб: Питер.—2000.— С. 443.Кренберг О. Тяжелые личностные расстройства: стратегии психотерапии / О. Кренерг. —М.: Класс. —2000.—С. 36–39.Лаврова О.В. Концепция телесности в интегративной психотерапии//Журнал практического психолога. 2006.Лоуэн А. Язык тела / А. Лоуэн—СПб, Гуманитарное Агентство «Академический Проект», Феникс.б—1998.—С. 383-386.Мак-Вильямс Н. Психоаналитическая диагностика / Пер. с англ. Н. Мак-Вильямс. —М.: Класс. —1998.—С. 474.Николаева В.В. Клинико-психологические проблемы психологии телесности / В.В. Николаева, Г.А. Арина // Психологический журнал. 2003. № 1. Т. 24. С.119-126Нуркова В.В. Свершенное продолжается: Психология автобиографиче-31ской памяти личности, изд. УРАО, 2000.Психологическая диагностика Индекса жизненного стиля: пособие для врачей и психологов / СПб науч.-иссл. психоневрол. ин-т им. В.М. Бехтерева / Авторы-сост. Л.И. Вассерман, О.Ф. Ерышев, Е.Б. Клубова, М.А. Беребин, Н.Н. Петрова, И.Г. Беспалько, Т.А. Аристова, И.М. Осадчий.—СПб.—1998.—С. 48.Райх В. Характероанализ. Техника и основные положения для обучающихся и практикующих аналитиков / В. Райх.—М.: ТЕРРА-книжный клуб; Республика.—1999.—С. 464.Тхостов А.Ш. Психология телесности. М.: Смысл, 2002. 287сТелесно-ориентированная психотерапияnелесности. М.: Смысл, 2002. 287сТелесная психотерапия. Бодинамика / Ред.- сост. В.Б. Березкина-Орлова.—М.: АСТ.— 2010.—С. 416-418.Фестингер Л. Теория когнитивного диссонан- са / Пер. с англ. Л. Фестингер.—СПб: Ювен- та.—1999.—С. 15–53. 21.Фельденкрайз М. Осознавание через движение / Пер. с англ. М. Фельденкрайз.—М.: Институт общегуманитарных исследований.—2007.— С. 217Шейнина Н.С. Особенности проведения групповой психотерапии у разных контингентов психических больных / Н.С. Шейнина, Т.А. Аристова //Психология и психотерапия. Материалы IV Всероссийской конференции.—СПб: ИМАТОН—2002.—С. 182–192.мKeleman. S., Your Body Speaks Its Mind / H. Center Press, 1981.— Р.134-135Calehr H. Instruction Manual of Basic Emotional Structuring Test / H. Calehr.—Bandung, 1989.— Р. 286Lazarus R.S., Folkman, S. Coping and adaptation / R.S. Lazarus, S. Folkman // Ed. by W. D. Gentry // The handbook of behavioral medicine—N.Y., 1984.—P. 282–325.

1. Абабков В.А. Проблема научности в психотера- пии / В.А. Абабков. —Изд. СПБ ун-та. —1998. 2. Александер Ф. Психосоматическая медицина. Принципы и практическое применение / Пер.с англ. Ф. Александер. —М.: ЭксмоПресс. —2002.—С. 320.
2. Александер Ф. Психосоматическая медицина, принципы и практическое применение / Пер. с англ. С. Могилевского, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. 352 с.
3. Арина, Г.А. Психосоматический симптом как феномен культуры// Телесность человека: междисциплинарные исследования. М.:199. С. 45-53.
4. Баскаков В.Ю. Телесно-ориентированная психотерапия и психотехника: сравнительный анализ существующих подходов / В.Ю. Баскаков // Сб. Телесность человека, междисциплинарные исследования. —М.—1991.—С. 54–61.
5. Бизюк А.П. Компьютеризованная экспрессметодика самооценки тревожности / А.П. Бизюк // Обозр. психиатр. и мед. психологии им. В.М. Бехтерева. —1995.—№ 3–4.—С. 23–24.
6. Гантт Л. Арт-терапевтические исследования / Л. Гантт // Исцеляющее искусство. —1998.— № 2.—С. 24–36.
7. Копытин А.И. Практикум по арт-терапии / А.И. Копытин. —СПб: Питер.—2000.— С. 443.
8. Кренберг О. Тяжелые личностные расстройства: стратегии психотерапии / О. Кренерг. —М.: Класс. —2000.—С. 36–39.
9. Лаврова О.В. Концепция телесности в интегративной психотерапии//Журнал практического психолога. 2006.
10. Лоуэн А. Язык тела / А. Лоуэн—СПб, Гуманитарное Агентство «Академический Проект», Феникс.б—1998.—С. 383-386.
11. Мак-Вильямс Н. Психоаналитическая диагностика / Пер. с англ. Н. Мак-Вильямс. —М.: Класс. —1998.—С. 474.
12. Николаева В.В. Клинико-психологические проблемы психологии телесности / В.В. Николаева, Г.А. Арина // Психологический журнал. 2003. № 1. Т. 24. С.119-126
13. Нуркова В.В. Свершенное продолжается: Психология автобиографиче-31ской памяти личности, изд. УРАО, 2000.
14. Психологическая диагностика Индекса жизненного стиля: пособие для врачей и психологов / СПб науч.-иссл. психоневрол. ин-т им. В.М. Бехтерева / Авторы-сост. Л.И. Вассерман, О.Ф. Ерышев, Е.Б. Клубова, М.А. Беребин, Н.Н. Петрова, И.Г. Беспалько, Т.А. Аристова, И.М. Осадчий.—СПб.—1998.—С. 48.
15. Райх В. Характероанализ. Техника и основные положения для обучающихся и практикующих аналитиков / В. Райх.—М.: ТЕРРА-книжный клуб; Республика.—1999.—С. 464.
16. Тхостов А.Ш. Психология телесности. М.: Смысл, 2002. 287сТелесно-ориентированная психотерапия nелесности. М.: Смысл, 2002. 287с
17. Телесная психотерапия. Бодинамика / Ред.- сост. В.Б. Березкина-Орлова.—М.: АСТ.— 2010.—С. 416-418.
18. Фестингер Л. Теория когнитивного диссонан- са / Пер. с англ. Л. Фестингер.—СПб: Ювен- та.—1999.—С. 15–53. 21.
19. Фельденкрайз М. Осознавание через движение / Пер. с англ. М. Фельденкрайз.—М.: Институт общегуманитарных исследований.—2007.— С. 217
20. Шейнина Н.С. Особенности проведения групповой психотерапии у разных контингентов психических больных / Н.С. Шейнина, Т.А. Аристова //Психология и психотерапия. Материалы IV Всероссийской конференции.—СПб: ИМАТОН—2002.—С. 182–192.м
21. Keleman. S., Your Body Speaks Its Mind / H. Center Press, 1981.— Р.134-135
22. Calehr H. Instruction Manual of Basic Emotional Structuring Test / H. Calehr.—Bandung, 1989.— Р. 286
23. Lazarus R.S., Folkman, S. Coping and adaptation / R.S. Lazarus, S. Folkman // Ed. by W. D. Gentry // The handbook of behavioral medicine—N.Y., 1984.—P. 282–325.