Способы поддержки инициативы детей в различных видах деятельности

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Дошкольная педагогика
  • 37 37 страниц
  • 24 + 24 источника
  • Добавлена 27.06.2024
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОДДЕРЖКИ ИНИЦИАТИВЫ ДЕТЕЙ 5
1.1. Понятие «инициативы» и «инициативности» 5
1.2. Особенности развития инициативы у детей дошкольного возраста 8
1.3. Роль воспитателя в развитии детской инициативы 11
1.4. Организация различных видов деятельности для поддержки детской инициативы 14
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ ПО ВОПРОСАМ ПОДДЕРЖКИ ДЕТСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ 18
2.1. Формирование детской инициативности в условиях ДОУ 18
2.1. Педагогические технологии в развитии детской инициативы 22
Заключение 35
Список использованной литературы 36

Фрагмент для ознакомления

Благодаря «Детскому совету» дети могут развивать свою познавательную инициативу, самостоятельно выбирать содержание своего образования и воплощать принципы ФГОС ДО на практике.Процесс участия детей в «Детском совете» заключается в активном обсуждении проблем и принятии решений. Дети могут научиться участвовать, внося свой вклад в совместную работу, выражая свое мнение, делясь планами и принимая решения по вопросам, связанным с их жизнью и жизнью группы. Для того, чтобы начать процесс обучения, необходим интерес к тому, что делают, слышат и видят дети. Один из способов вызвать интерес - это дать им право на самостоятельный выбор. Организация образовательной деятельности на основе свободного, осознанного и ответственного выбора содержания своего образования помогает детям пробовать что-то новое, рисковать, ошибаться и находить ответы.В рамках мероприятий, проводимых «Детским советом», ставятся перед участниками следующие цели: 1. Сформировать эмоциональное настроение на весь день для создания атмосферы. 2. Обеспечить возможность общения детей и взрослых, в том числе и делового. 3. Продвигать в развитии способность к эмпатии. 4. Обучать анализу и извлечению значимых моментов из личного опыта, структурированному и логичному рассказу о них. 5. Развивать навыки формулирования суждений, аргументации и защиты собственной точки зрения. 6. Определить тему нового проекта или подвести итоги реализации текущего проекта. 7. Разработать план действий для последующих шагов.Детей необходимо обучать принятию осознанных и ответственных решений. Они должны уметь согласовывать свои действия, определять свои функции и обязанности, а также другие навыки.Как работает «Детский совет»? «Детский совет» проходит утром – в начале образовательной деятельности и вечером – в завершении ее. Однозначно закрепленной структуры детского совета нет. Есть некоторые смысловые части, использование которых целесообразно, но их можно варьировать. К таким смысловым частям можно отнести: 1. Ритуал. Дети по своей природе ритуальны. Поэтому введение в образовательный процесс ритуала, позволяет объединить детей на совместную деятельность. 2. Беседа на свободную тему. На "детском совете" много вопросов задают: "Как ты себя чувствуешь?", "У кого доброе утро?", "Кто хочет поделиться новостями?". Обмен новостями - это самое важное и содержательное. Вся наша жизнь - это обмен информацией о наших чувствах, идеях, желаниях и планах. Как понять мысли другого человека? Он должен говорить. Обмен новостями позволяет нам услышать друг друга, услышать разных людей, которые отличаются не только характером, темпераментом и интересами, но и способом выражения мыслей, темпом и стилем речи. Педагогу очень важно внимательно слушать, понимать информацию и правильно реагировать.Важно отметить, что взрослые, такие как воспитатели, родители и специалисты ДОО, активно участвуют в обмене новостями вместе с детьми. Это способствует разнообразию обсуждаемых событий. Коммуникативные навыки формируются естественным образом в процессе общения, включая умение вести диалог, слушать и слышать, аргументировать свои мысли. Особенностью данного подхода является то, что темы разговоров выбираются сами детьми, что придает легкость и естественность общению. Вместо специальных занятий, где пытаются научить детей этим навыкам, здесь происходит их естественное развитие.Участники стимулируются к открытому и искреннему общению благодаря свободе выбора информации, которая делает разговор более интересным и приятным.3. Мотивирование детей на изучение темы и работу над проектом можно по-разному. Это может быть история одного ребенка «Какая красивая новогодняя игрушка?» или, это может быть случай из жизни педагога «Я сегодня шла на работу, увидела, как дворник чистит снег». И взрослые, и дети привыкли к тому, что все темы занятий в детском саду определяются воспитателями. Детские интересы просто «учитываются». Но чтобы их учесть, нужно чтобы они были озвучены, а ещё лучше, чтобы они были зафиксированы. «Детский совет» предоставляет такую возможность. Более того, он имеет прямую цель стимулировать инициативу и активность детей в предложении тем, в выборе дел и действий. 4. Выявление инициатив и образовательных запросов детей. Чтобы выявить инициативы и образовательные запросы детей, необходимо разобраться в их знаниях и интересах относительно различных тем. Для достижения этой цели можно применить методику, разработанную Лидией Васильевной Свирской, которая включает в себя три основных шага: определить, что уже известно детям, выявить, что они хотели бы узнать, а также определить действия, которые помогут им получить эту информацию.5. Совместное составление плана работы над проектом. Все участники процесса - дети, педагоги и родители - собираются вместе для разработки плана. Идеи и вопросы детей учитываются при составлении плана. Воспитатель помогает детям выразить свои желания для плана. Затем все вместе составляют план, где указываются различные центры, в которых дети хотели бы работать, такие как центр творчества, центр книги, центр науки и экспериментов и так далее. Для достижения педагогических целей педагог предлагает различные мероприятия детям, например, организацию выставок рисунков, поделок или иллюстраций, создание альбомов или книги с загадками. Важно помнить, что активный ребенок не всегда означает пассивного педагога.Педагогическая работа требует тщательного выбора ситуаций, которые позволяют сочетать опыт детей с педагогической деятельностью и предоставляют им достаточно свободы для самореализации. С участием родителей можно организовать разнообразные виды деятельности. Важно следить за интересами и потребностями ребенка, одновременно обеспечивая его продвижение в развитии через образовательные мероприятия. Педагогическая работа должна быть нацелена на достижение целей и выполнение программы, при этом необходимо уметь гибко реагировать на изменения и новые запросы детей.Начинается вечерний "детский совет" с подведения итогов дня, который проводится ежедневно и направлен на анализ и определение плана работы на следующий день. В рамках этого совещания рассматривается деятельность детей, оценивается степень соответствия полученных результатов задуманному, а также выявляются факторы, способствующие или мешающие достижению цели.Образовательная технология «Клубный час».В нашем детском саду уже первый год мы успешно используем педагогическую технологию «Клубный час», которая способствует эффективной социализации дошкольников. Разработанная сотрудниками Института социологии РАН, в частности, старшим научным сотрудником Натальей Петровной Гришаевой, данная технология позволяет детям перемещаться по всему зданию детского сада в течение одного часа, соблюдая определенные правила. В ходе «Клубного часа» дети активно участвуют в различных видах деятельности, организованных педагогами детского сада. Интересно, что дети сами выбирают, чем заняться. Когда звонит колокольчик, дошкольники возвращаются в свою группу. Основная цель этой технологии - поддержка инициативы детей.Важные цели Клубного часа:- Стимулировать у самых маленьких детей чувство независимости и ответственности.- Обучать их тщательно планировать действия и анализировать результаты.- Пропагандировать дружественные связи между детьми разных возрастов и уважительное отношение к ближним.- Развивать навык вежливо просить о помощи, а также умение грамотно выражать благодарность.- Поддерживать способность инициативно заботиться о других и находить слова поддержки самостоятельно.- Обучать разрешать спорные вопросы и находить мирное разрешение конфликтов.Осознанное деление впечатлений с педагогом и другими детьми поощряется, чтобы помочь приобрести необходимый жизненный опыт и переживания для самоопределения и саморегуляции. Учимся ориентироваться в пространстве и использовать план-схему, а также развиваем навыки ЗОЖ.В детском саду можно выделить различные типы "Клубного часа". Один из них - свободный, когда дети свободно перемещаются по всей территории и организуют общение без помощи взрослых. Есть также тематический тип, когда "Клубные часы" вписываются в ситуацию месяца, а помещения детского сада оформляются в соответствующей тематике. И наконец, деятельностный тип, где ребенок сам выбирает виды деятельности для проведения "Клубного часа".На "Клубном часе" для всех детей дети из подготовительной к школе группы проявляют свои творческие способности, организуя всю деятельность самостоятельно.Клубный час может проводиться 1 раз в месяц в различных формах: как образовательная деятельность в утренние часы, как деятельность в группах по интересам во второй половине дня. Для успешной организации клубного часа необходимо следовать определенной процедуре. Педагоги активно изучают практические методики развития социальных навыков у детей. Проводят анализ литературы, чтобы найти подходящие рекомендации. Вместе изучают видео материалы, демонстрирующие опыт проведения клубных часов другими специалистами. Обсуждают план мероприятия на совещании, вовлекая в процесс всех сотрудников детского сада. На родительском собрании воспитатель делится информацией о целях и особенностях предстоящего клубного часа.Планирование мероприятия начинается с обсуждения общих организационных и содержательных вопросов, выделяя при этом важность того, каким образом дети должны себя вести во время события. Важно также учитывать возможные санкции за нарушение правил поведения. После этого воспитатель проводит работу с детьми в группе, повторяя правила и оформляя памятки для них, чтобы обеспечить более плавное и эффективное проведение клубного часа.Правила поведения во время Клубного часа • Говори «здравствуйте», когда входишь в другую группу, и «до свидания», когда уходишь. • Если взял поиграть игрушку, положи ее на место, когда уходишь. • Не отнимай игрушки у других детей, если они взяли ее первыми. • Помогай проводить занятие во время «клубного часа». • Говори и ходи спокойно. • Возвращайся в группу по сигналу звонка. • Если не хочешь ходить в другие группы, можно остаться в своей группе. • Если устал, можешь вернуться в свою группу. Во время специального мероприятия, воспитатель с маленькими детьми создают разнообразные сумки, в которых дети хранят различные предметы. Каждый ребенок имеет свои жетоны в сумке, которые используются в качестве денежного средства. Если дети нарушают правила поведения, жетоны у них отбираются взрослыми: за первое нарушение - один жетон, за второе - другой жетон и лишение участия в следующем мероприятии, за третье - третий жетон и лишение участия в двух последующих мероприятиях. В мероприятии участвуют дети разного возраста, их родители и педагоги.Планы-схемы с обозначением мест, где можно пойти, вручаются воспитателем в начале. Условные значки обозначают эти места. Когда звучит звонок, дети выходят из группы и свободно перемещаются по помещениям. Они могут заходить в интересующие их места, где организована образовательная деятельность. Каждый ребенок посещает те места, которые ему интересны, с учетом времени. В разных помещениях ДОУ организованы разные виды деятельности.На клубном часе дети активно участвуют в ролевых играх с малышами и показывают им сказки. Они также игрушечно взаимодействуют с музыкальными инструментами и учат песни. В старшей группе проводилась коллективная работа по созданию аппликации «Корзина с весенними цветами», в то время как в средне-младшей группе дети осваивали основы математики в игровой ситуации «Прилетели бабочки». Дошкольники свободно выбирают занятия по своим интересам, ограничиваясь только доступным временем.После прогулки, дети возвращаются в группу под звуки колокольчика, садятся в круг на ковре и начинают обсуждать свои впечатления. В это время зазвучала музыка, создающая атмосферу спокойствия. Воспитатель внимательно следит за поведением детей, обращая особое внимание на их соблюдение правил. После обсуждения, воспитатель приглашает детей присоединиться к следующему клубному часу, чтобы исследовать что-то новое и увлекательное.В ходе следующего «Клубного часа» ребята могут выбирать тему по собственному усмотрению. После окончания мероприятия педагоги проводят обсуждение: что предпринимали дети при посещении клуба, насколько отличалось их поведение от обычного; как они реагировали на приход гостей; соблюдали ли правила, что мешало им их соблюдать, возникали ли конфликты; на какие аспекты следует обратить внимание и какие задачи нужно решить на следующем занятии. Этот подход позволяет отметить следующие изменения у детей: - улучшение коммуникативных навыков и отношений с другими детьми и взрослыми; - усвоение правил взаимодействия и общения; - развитие коллективной работы и радость от нее; - повышение взаимопонимания между детьми; - превращение застенчивых детей в активных и смелых собеседников, а гиперактивных – в уравновешенных и рассудительных; - умение контролировать свое поведение; - способность анализировать и оценивать свои поступки.ЗаключениеВ современных условиях дошкольное образование ставит перед собой задачу формирования творческой и инициативной личности. Анализ психолого-педагогической литературы позволяет уточнить суть понятия "инициатива" и определить особенности развития этой черты у детей старшего дошкольного возраста. Научные исследования предлагают несколько вариантов толкования понятия инициативности: оно может быть рассмотрено как проявление общей активности личности, как качество самостоятельности и волевого управления, а также как комплекс характеристик.Развитие инициативности у детей — важная задача воспитателя. Этот процесс требует тщательного планирования и эффективного взаимодействия с каждым ребенком. Инициатива способствует формированию самостоятельности и уверенности в своих силах. Воспитатель должен создавать условия, в которых дети могут проявить свои идеи и желания. Инициатива ребенка способствует его развитию и формированию личности. Воспитатель играет важную роль в стимулировании этого процесса и создании условий для свободного самовыражения каждого ребенка.Для успешного развития инициативности у детей важно учитывать их индивидуальные особенности и интересы. Воспитатель должен поощрять детей к самостоятельному поиску решений и креативному мышлению. Ключевыми моментами в этом процессе являются поддержка, похвала и возможность самовыражения. Считаем, что в процессе написания данной курсовой работы цели и задачи курсовой работы достигнуты в полном объеме.Список использованной литературы1. Антропова В. В. Проектная деятельность детей старшего дошкольного возраста в учреждениях дополнительного образования как средство развитиятворчества : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.05 / Антропова Валерия Владимировна. М. : Москва, 2013. 193 с.2. Бедерханова В. П. Педагогическая поддержка индивидуализации ребенка// Классный руководитель. 2000. № 3. С. 39-50.3. Блинова Г.М. Познавательное развитие детей 5—7 лет. Методическое пособие. М. : ТЦ Сфера, 2007. 128 с.4. Выготский, Л. С. Проблема обучения и умственного развития в школьномвозрасте : Психология развития ребенка. М. : Смысл, Эксмо, 2004. 512 с.5. Година Г.Н., Буре Р.С. Учите детей трудиться. М. : Просвещение, 1983.144 с.6. Горлова Н.А. Современные дети и их возможности // Современноедошкольное образование. Теория и практика. 2009. №2. С.30-34.7. Гузеев В.В. Эффективные образовательные технологии: Интегральная иТОГИС. М. : Москва : НИИ шк. технологий, 2006. 206 с.8. Коротаева Е.В. Организация взаимодействий в образовательном процессешколы. М. : Национальный книжный центр, ИФ «Сентябрь», 2016. 196 с.9. Коротаева Е.В., Святцева А.В. Подходы к развитию инициативности детей старшего дошкольного возраста // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 2.10. Короткова Н. А., Нежнов П. Г. Наблюдение за развитием детей в дошкольных группах. М. : Москва : Линка-Пресс, 2014. 49 с.11. Кравцов Г. Г. Психология и педагогика обучения дошкольников: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки ГОС ВПО 030300 "Психология", 030301"Психология" и направлению подготовки 030300 "Психология" ФГОС ВПО.М. : Москва : Мозаика-Синтез, 2013. 261 с.12. Крупнов А.И. Психофизиологический анализ индивидуальных различийактивности личности. М. : Просвещение, 2001. 234 с.13. Кулачковская С.Е. Развитие волевых действий у детей дошкольного возраста. М. : Просвещение, 1973. 25 с.14. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. М.: СанктПетербург [и др.] : Питер, 2009. 318 с.15. Монина Г.Б. Инициативность, самостоятельность, ответственность. Технология формирования интегральных качеств личности дошкольников. Современный педагог – новой школе : сборник статей. / ГБЩУ ДППО Центрповышения квалификации специалистов Петродворцового района СПб «Информационно-методический центр». М. : СПб, 2012. С. 110-115.16. Монина Г.Б. Диагностика уровня развития качеств дошкольников, необходимых для успешной социализации: инициативность, самостоятельность, ответственность. // Издательство СПбУУЭ. "Социологияи право", 2012. № 3. с. 13-19.17. Монина Г.Б. Технология формирования у детей 6-7 лет инициативности,самостоятельности, ответственности. ФГОС. М. : Детство-Пресс, 2017. с. 17618. Мещерякова С.Ю. Педагогика детей раннего возраста. : Педагогика и воспитание. М. :Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007. 301 с. 8219. Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологиив системе образования. М. : изд. центр «Академия», 201020. Поддьяков Н. Н. Мышление дошкольника. М. : Педагогика, 1977. 234 с.21. Сальникова Н.В. Работа с детьми: школа доверия. М. : СПб.: Питер, 2014. 282 с.23. Смирнова Е. О. Детская психология : Учебник для вузов. М. : СПб. : Питер, 2009. 304 с.24. Тетерский С.В. Воспитание социальной инициативности детей и молодежи. Автореферат к.п.н. / С.В. Тетерский. М. : Тамбов, 2004.

1. Антропова В. В. Проектная деятельность детей старшего дошкольного возраста в учреждениях дополнительного образования как средство развития
творчества : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.05 / Антропова Валерия Владимировна. М. : Москва, 2013. 193 с.
2. Бедерханова В. П. Педагогическая поддержка индивидуализации ребенка
// Классный руководитель. 2000. № 3. С. 39-50.
3. Блинова Г.М. Познавательное развитие детей 5—7 лет. Методическое пособие. М. : ТЦ Сфера, 2007. 128 с.
4. Выготский, Л. С. Проблема обучения и умственного развития в школьном
возрасте : Психология развития ребенка. М. : Смысл, Эксмо, 2004. 512 с.
5. Година Г.Н., Буре Р.С. Учите детей трудиться. М. : Просвещение, 1983.
144 с.
6. Горлова Н.А. Современные дети и их возможности // Современное
дошкольное образование. Теория и практика. 2009. №2. С.30-34.
7. Гузеев В.В. Эффективные образовательные технологии: Интегральная и
ТОГИС. М. : Москва : НИИ шк. технологий, 2006. 206 с.
8. Коротаева Е.В. Организация взаимодействий в образовательном процессе
школы. М. : Национальный книжный центр, ИФ «Сентябрь», 2016. 196 с.
9. Коротаева Е.В., Святцева А.В. Подходы к развитию инициативности детей старшего дошкольного возраста // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 2.
10. Короткова Н. А., Нежнов П. Г. Наблюдение за развитием детей в дошкольных группах. М. : Москва : Линка-Пресс, 2014. 49 с.
11. Кравцов Г. Г. Психология и педагогика обучения дошкольников: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки ГОС ВПО 030300 "Психология", 030301
"Психология" и направлению подготовки 030300 "Психология" ФГОС ВПО.
М. : Москва : Мозаика-Синтез, 2013. 261 с.
12. Крупнов А.И. Психофизиологический анализ индивидуальных различий
активности личности. М. : Просвещение, 2001. 234 с.
13. Кулачковская С.Е. Развитие волевых действий у детей дошкольного возраста. М. : Просвещение, 1973. 25 с.
14. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. М.: СанктПетербург [и др.] : Питер, 2009. 318 с.
15. Монина Г.Б. Инициативность, самостоятельность, ответственность. Технология формирования интегральных качеств личности дошкольников. Современный педагог – новой школе : сборник статей. / ГБЩУ ДППО Центр
повышения квалификации специалистов Петродворцового района СПб «Информационно-методический центр». М. : СПб, 2012. С. 110-115.
16. Монина Г.Б. Диагностика уровня развития качеств дошкольников, необходимых для успешной социализации: инициативность, самостоятельность, ответственность. // Издательство СПбУУЭ. "Социология
и право", 2012. № 3. с. 13-19.
17. Монина Г.Б. Технология формирования у детей 6-7 лет инициативности,
самостоятельности, ответственности. ФГОС. М. : Детство-Пресс, 2017. с. 176
18. Мещерякова С.Ю. Педагогика детей раннего возраста. : Педагогика и воспитание. М. : Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007. 301 с. 82
19. Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии
в системе образования. М. : изд. центр «Академия», 2010
20. Поддьяков Н. Н. Мышление дошкольника. М. : Педагогика, 1977. 234 с.
21. Сальникова Н.В. Работа с детьми: школа доверия. М. : СПб.: Питер, 2014. 282 с.
23. Смирнова Е. О. Детская психология : Учебник для вузов. М. : СПб. : Питер, 2009. 304 с.
24. Тетерский С.В. Воспитание социальной инициативности детей и молодежи. Автореферат к.п.н. / С.В. Тетерский. М. : Тамбов, 2004.