Психологические детерминанты адаптации лиц работающих в стрессогенных условиях
Заказать уникальную курсовую работу- 33 33 страницы
- 30 + 30 источников
- Добавлена 28.06.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Глава 1. Теоретические аспекты психологической адаптации личности к стрессогенным факторам среды в научной литературе 5
1.1 Понятие и сущность понятия психологической адаптации личности 5
1.2 Стрессогенные факторы среды в профессиональной деятельности работников 8
1.3 Методы формирования психологической устойчивости личности к стрессогенным факторам среды 12
Глава 2. Эмпирическое исследования особенностей адаптации у лиц, работающих в стрессогенных условиях 17
2.1. Описание исследования 17
2.2 Анализ результатов исследования 21
Заключение 27
Список использованной литературы 30
Наоборот, уровень стрессоустойчивости наиболее высокий в группе благополучных испытуемых, переходная группа демонстрирует средний уровень развития стрессоустойчивости, а в неблагополучной группе стрессоустойчивосгь находится на границе пониженного и низкого уровней.Таблица 3-Сравнение уровня стрессоустойчивости (нервно-психической устойчивости и риска дезадаптации в стрессе) в группах сотрудников спасательной пожарной службыДиагностируемыйпоказательСредние значения по группамН-критерийКрускала-УоллисаУровеньзначимостирНебла-гопо-лучныеПере-ход-ныеБлаго-получ-ныеРиск дезадаптаци в стрессе27,6316,337,679,8790,0072**Нервно-психическаяустойчивость3,335,178,335,3060,0491**- различия подтверждены на достоверном уровне значимости p≤0,05 **- различия подтверждены на высоком уровне значимости p≤0,01 Итак, действительно разделение испытуемых на три группы по уровню эффективности их профессиональной деятельности и способности противостоять негативным последствиям влияния стрессогенных факторов профессиональной деятельности оказалось обоснованным и подтверждается и результатами сравнительного анализа их стрессоустойчивости.Таким образом, следует подвести общий итог сравнительного анализа. Благополучные испытуемые чаще имеют более высокий уровень образования (в большинстве - среднее специальное) в отличие от переходных и неблагополучных испытуемых. Возраст и стаж работы не имеют характерных особенностей в плане стрессоустойчивости - во всех трех группах испытуемых возраст и стаж работы распределены примерно одинаково и это отрицает выдвинутую нами гипотезу №1. Также нет достоверных различий и в жизненной и профессиональной позиции испытуемых из различных групп, что противоречит гипотезе №2 нашего исследования. Однако по оценке рисков и стрессогенных факторов профессиональной деятельности есть достоверные различия - неблагополучные испытуемые склонны давать существенно более высокую оценку уровня своего беспокойства, чем переходные и, тем более, благополучные испытуемые.Благополучные испытуемые не удовлетворены только дисциплинарными характеристиками организации труда, желают более высокого уровня требовательности и принципиальности во взаимоотношениях в трудовом коллективе, в то время как неблагополучные и переходные группы испытуемых не удовлетворены возможностями удовлетворения утилитарных (узких личных) интересов, отношениями в коллективе, социальным статусом, материальным и социальным обеспечением, то есть имеют намного больше претензий в отношении своего места работы и, соответственно, более склонны к смене места работы, то есть обуславливают так называемую текучесть кадров. Это также подтверждает гипотезу нашего исследования о высокой удовлетворенности трудом и привлекательности труда для благополучных сотрудников. В коллективе пожарных-спасателей преобладает дисфорический (негативный, пессимистический) эмоциональный фон, но в отличие от благополучных испытуемых, которые научились получать удовольствие от преодоления профессиональных трудностей, неблагополучные и переходные испытуемые демонстрируют большую склонность к замкнутости, переживании негативных или неоднозначных, противоречивых событий «внутри» себя или впадают в уныние, озлобленность и агрессию. Это частично подтверждает гипотезу нашего исследования о том, что благополучные сотрудники чаще демонстрируют более конструктивные формы эмоционального реагирования.Также высокая стрессоустойчивость и слабая выраженность негативных психических состояний (тревожность, фрустрация, агрессия и ригидность) типично и предсказуемо характерны для благополучных испытуемых.Таким образом, высокоэффективные сотрудники спасательной пожарной службы способны более успешно противостоять негативным последствиям влияния стрессогенных факторов профессиональной деятельности, они и имеют сравнительно более позитивные показатели жизненной и профессиональной позиции, трудовой мотивации, эмоционального реагирования и самооценки уровня выраженности психических состояний, то есть характеризуются сравнительно низкой тревожностью, фрустрированностью, агрессивностью и ригидностью, в целом подтвердилась, за исключением некоторых отдельных показателей жизненной и профессиональной позиции.ЗаключениеВ ходе теоретического анализа психолого-педагогической литературы и проведенного эмпирического исследования были решены поставленные задачи.Раскрыта сущность понятия «психологическая устойчивость личности к стрессогенным факторам среды». Психологическая устойчивость личности к стрессогенным факторам среды представляет собой сложную системную характеристику человека, которая отражает его способность успешно осуществлять свою деятельность в сложных и экстремальных условиях. Компоненты стрессоустойчивости личности включают эмоциональный, волевой, интеллектуальный, мотивационный, коммуникативный, операциональный и другие.Структура стрессоустойчивости применительно к работникам включает способность противостоять воздействию стрессогенных факторов, эмоциональная стабильность, способность преодолевать состояние излишнего эмоционального возбуждения, контролировать свои эмоции, осуществлять сознательную саморегуляцию действий, приведение их в соответствие с требованиями ситуации. Рассмотрены стрессогенные факторы среды в профессиональной деятельности работников.Стрессогенные факторы среды в профессиональной деятельности работников – это объективные и субъективные факторы. К объективным факторам относятся вредные характеристики производственной среды, тяжелые условия работы и чрезвычайные (форсмажорные) обстоятельства. К данным факторам относятся высокий темп деятельности, длительная работа, «рваный» темп деятельности, повышенная ответственность за жизнь и здоровье пациента, значительные физические нагрузки. К субъективным факторам стресса относятся межличностные (коммуникационные) и внутриличностные взаимодействия. Охарактеризованы основные методы формирования психологической устойчивости работников к стрессогенным факторам среды.Формирование психологической устойчивости личности к стрессогенным факторам среды осуществляется в процессе психологического сопровождения, которое направлено на формирование системы личностных качеств (знаний, умений, навыков, взглядов, убеждений, мотивов, установок, черт характера), определяющей способность сотрудников сохранять высокую функциональную активность и успешно выполнять поставленные задачи в любых условиях обстановки.Процесс формирования психологической устойчивости личности к стрессогенным факторам среды – это система мероприятий, направленная на формирование эмоциональной устойчивости личности к стрессовым факторам, развитие способности успешно осуществлять свою деятельность в сложных и экстремальных условиях. Методы развития стрессоустойчивости включают различные упражнения (дыхательные, коммуникативные), аутогенную тренировку, консультацию, психологический тренинг, мероприятия психологической коррекции.Сравнение показателей самооценки психических состояний в группах сотрудников спасательной пожарной службы показало, что благополучные сотрудники продемонстрировали низкий уровень тревожности, пониженный уровень фрустрации, агрессии и ригидности. В переходной группе отмечается пониженный уровень тревожности, но ригидность уже находится на среднем уровне, а фрустрация и агрессия выражены на границе повышенного и высокого уровней. В неблагополучной группе фрустрация и агрессия также выражены на границе между повышенным и высоким уровнями, а тревожность и ригидность находятся на высоком уровне.Так же сравнение уровня стрессоустойчивости (нервно-психической устойчивости и риска дезадаптации в стрессе) в группах сотрудников спасательной пожарной службы подтвердило, что высокоэффективные сотрудники спасательной пожарной службы способны более успешно противостоять негативным последствиям влияния стрессогенных факторов профессиональной деятельности, они и имеют сравнительно более позитивные показатели жизненной и профессиональной позиции, трудовой мотивации, эмоционального реагирования и самооценки уровня выраженности психических состояний, то есть характеризуются сравнительно низкой тревожностью, фрустрированностью, агрессивностью и ригидностью, в целом подтвердилась, за исключением некоторых отдельных показателей жизненной и профессиональной позиции.Таким образом, наша гипотеза исследования о том, что сотрудникам спасательной пожарной службы требуется профилактика нарушений психической адаптации у лиц, так как работают в стрессогенных условиях подтверждена. Список использованной литературыАвдеева А.А. Ионцева М.В. Социально-психологическая адаптация в условиях тенденции перехода на дистанционный формат работы//Вестник университета. – 2021. - № 7. – с. 193 -198.Азбергенова, Г.А. Социально-психологическая адаптация: подходы к изучению / Г.А. Азбергенова // Вестник Кыргызско-Российского славянского университета. — 2016. — № 12. — С. 144-148Алавердов А.Р. Управление человеческими ресурсами организации; Синергия - Москва, 2018. - 656 c.Алексеевский А.А. Методологические основы изучения проблем социальной адаптации // Теория и практика общественного развития. 2015. № 17. С. 18-20Анисенков Д.А. Современные теории адаптации к профессиональной деятельности // Вестник БГТУ имени В.Г. Шухова. 2012. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-teorii-adaptatsii-k-professionalnoy-deyatelnostiБлагодатских О.А. Состояние стресса и стрессоустойчивости у медицинских работников / О.А. Благодатских // Актуальные проблемы психологических, психолого-педагогических и педагогических исследований: сборник статей Международной научно-практической конференции «XIII Левитовские чтения»: в 2-х томах. – Москва, 2018. – С. 320-321.Бонкало Т.И. Стресс в профессиональной деятельности медицинских работников: учебно-методическое пособие для обучающихся по направлениям медицинского образования / Т.И. Бонкало, О.Б. Полякова. – Москва, 2021. – 229 с.Василюк Ф.Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций. - М.: Издательство Московского университета, 2010. - 614 с.Егоршин А.П. Мотивация трудовой деятельности / А.П. Егоршин. – М.: Инфра-М, 2008. – 464 с.Едиханова Ю.М. Сопровождение процесса социально-психологической адаптации сотрудников на предприятии//Проблем современного психологического образования. – 2021. - № 2. – с. 383 – 386.Зинченко Ю.П. Восприятие стресса различными категориями медицинского персонала во время первой волны пандемии COVID-19 в России / Ю.П. Зинченко, О.О. Салагай, Л.А. Шайгерова // Общественное здоровье. – 2021. – Т. 1, № 1. – С. 65-89.Карымова О.С., Чурносова К.В. Социально-психологическая адаптация сотрудников коллектива // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2017. – Т. 6. – №1 (18). – С. 310-312Космолинский Ф.П. Эмоциональный стресс при работе в экстремальных условиях. /Ф.П. Космолинский – М.: Медицина, 1976. – 192 с.Маслоу, А. Психология бытия. М.: Рефл-бук, 1997. 304 с.Морозов, А. В., Чернилевский Д. В. Креативная педагогика и психология. — М.: Академический проект, 2004. — 560 с.Мухаметова А.Ф., Суворова А.А. Проблема адаптации молодых специалистов // Инновационная наука. 2015. №7-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-adaptatsii-molodyh-spetsialistovОжегов, С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов. — М.: АСТ, 2018. — 736 c.Психология экстремальных ситуаций для спасателей и пожарных /Под общей ред. Ю.С. Шойгу. М.: Смысл, 2016. - 319 с.Реан А.А. Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика / Реан А.А., Кудашев А.Р., Баранов А.А. - СПб.: Прайм-ЕВРО-ЗНАК, 2006. - 479 с.Сапольски Р. Психология стресса. Изд. - СПб.: Питер, 2015. - 480 с.Слабинский, В.Ю. Профессиональное выгорание и восприятие времени при посттравматическом стрессовом расстройстве [Текст] / В.Ю. Слабинский, Н.М. Воищева, Е.И. Чехлатый, С.А. Подсадный // Экология человека. – 2018. – № 2. – С. 45-50.Темрокова С.Б. Специфика врачебной деятельности и особенности проявления профессионального выгорания у медицинских работников/ С.Б. Темрокова // Апробация. – 2014. – № 2. – С. 70-74.Фрейд, З. Психология масс и анализ человеческого «Я« / З. Фрейд; — М.: Азбука, 2015. — 192 с.Хартманн, Х. Эго-психология и проблема адаптации личности / Хайнц Хартманн. — Москва: Ин-т общегуманит. исслед., 2002. — 143 с.Налчаджян, А. А. Психологическая адаптация: Механизмы и стратегии / А. А. Налчаджян — СПб.: Эксмо, 2012. — 237 с.Хохлова, Л. П. Исследование адаптирующей способности коллективов. Психологические основы формирования личности в условиях общественного воспитания // Вопросы психологии. Москва. 1984. С. 174–176Шараева А.Ю. Стресс и стрессоустойчивость как неотъемлемые компоненты в деятельности медицинских работников / А.Ю. Шараева // Молодежь и наука XXI века. Психология особых состояний: от теории к практике: материалы региональной межвузовской научно-практической конференции студентов, магистрантов и аспирантов. ответственный редактор Н.А. Лисова. – Красноярск: Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, 2018. – С. 34-36.Шейнис М.Ю. Рабочая книга психолога организации. - Самара: Издательский дом "Бахрах-М", 2001. - 224 с.Шнейдер Л.Б., Вольнова Г.В., Зыкова М.Н. Психологическое консультирование. - М.: Ижица, 2002. - 224 с.Billings A.G., Moos R.H. Coping, stress and social resourses among adults with unipolar depression // J. Person. Soc. Psychol. – 2017. – Vol. 46. – № 4. – P. 877-891.Krankheitsverarbeitung. Jahrbuch der Medizinischen Psychologie / E. Heim, M. Perrez (Hrsg.). – Band 10. – Gottingen: Hogrefe, 2016. – 263 S.
2. Азбергенова, Г.А. Социально-психологическая адаптация: подходы к изучению / Г.А. Азбергенова // Вестник Кыргызско-Российского славянского университета. — 2016. — № 12. — С. 144-148
3. Алавердов А.Р. Управление человеческими ресурсами организации; Синергия - Москва, 2018. - 656 c.
4. Алексеевский А.А. Методологические основы изучения проблем социальной адаптации // Теория и практика общественного развития. 2015. № 17. С. 18-20
5. Анисенков Д.А. Современные теории адаптации к профессиональной деятельности // Вестник БГТУ имени В.Г. Шухова. 2012. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-teorii-adaptatsii-k-professionalnoy-deyatelnosti
6. Благодатских О.А. Состояние стресса и стрессоустойчивости у медицинских работников / О.А. Благодатских // Актуальные проблемы психологических, психолого-педагогических и педагогических исследований: сборник статей Международной научно-практической конференции «XIII Левитовские чтения»: в 2-х томах. – Москва, 2018. – С. 320-321.
7. Бонкало Т.И. Стресс в профессиональной деятельности медицинских работников: учебно-методическое пособие для обучающихся по направлениям медицинского образования / Т.И. Бонкало, О.Б. Полякова. – Москва, 2021. – 229 с.
8. Василюк Ф.Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций. - М.: Издательство Московского университета, 2010. - 614 с.
9. Егоршин А.П. Мотивация трудовой деятельности / А.П. Егоршин. – М.: Инфра-М, 2008. – 464 с.
10. Едиханова Ю.М. Сопровождение процесса социально-психологической адаптации сотрудников на предприятии//Проблем современного психологического образования. – 2021. - № 2. – с. 383 – 386.
11. Зинченко Ю.П. Восприятие стресса различными категориями медицинского персонала во время первой волны пандемии COVID-19 в России / Ю.П. Зинченко, О.О. Салагай, Л.А. Шайгерова // Общественное здоровье. – 2021. – Т. 1, № 1. – С. 65-89.
12. Карымова О.С., Чурносова К.В. Социально-психологическая адаптация сотрудников коллектива // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2017. – Т. 6. – №1 (18). – С. 310-312
13. Космолинский Ф.П. Эмоциональный стресс при работе в экстремальных условиях. /Ф.П. Космолинский – М.: Медицина, 1976. – 192 с.
14. Маслоу, А. Психология бытия. М.: Рефл-бук, 1997. 304 с.
15. Морозов, А. В., Чернилевский Д. В. Креативная педагогика и психология. — М.: Академический проект, 2004. — 560 с.
16. Мухаметова А.Ф., Суворова А.А. Проблема адаптации молодых специалистов // Инновационная наука. 2015. №7-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-adaptatsii-molodyh-spetsialistov
17. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов. — М.: АСТ, 2018. — 736 c.
18. Психология экстремальных ситуаций для спасателей и пожарных /Под общей ред. Ю.С. Шойгу. М.: Смысл, 2016. - 319 с.
19. Реан А.А. Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика / Реан А.А., Кудашев А.Р., Баранов А.А. - СПб.: Прайм-ЕВРО-ЗНАК, 2006. - 479 с.
20. Сапольски Р. Психология стресса. Изд. - СПб.: Питер, 2015. - 480 с.
21. Слабинский, В.Ю. Профессиональное выгорание и восприятие времени при посттравматическом стрессовом расстройстве [Текст] / В.Ю. Слабинский, Н.М. Воищева, Е.И. Чехлатый, С.А. Подсадный // Экология человека. – 2018. – № 2. – С. 45-50.
22. Темрокова С.Б. Специфика врачебной деятельности и особенности проявления профессионального выгорания у медицинских работников/ С.Б. Темрокова // Апробация. – 2014. – № 2. – С. 70-74.
23. Фрейд, З. Психология масс и анализ человеческого «Я« / З. Фрейд; — М.: Азбука, 2015. — 192 с.
24. Хартманн, Х. Эго-психология и проблема адаптации личности / Хайнц Хартманн. — Москва: Ин-т общегуманит. исслед., 2002. — 143 с.
Налчаджян, А. А. Психологическая адаптация: Механизмы и стратегии / А. А. Налчаджян — СПб.: Эксмо, 2012. — 237 с.
25. Хохлова, Л. П. Исследование адаптирующей способности коллективов. Психологические основы формирования личности в условиях общественного воспитания // Вопросы психологии. Москва. 1984. С. 174–176
26. Шараева А.Ю. Стресс и стрессоустойчивость как неотъемлемые компоненты в деятельности медицинских работников / А.Ю. Шараева // Молодежь и наука XXI века. Психология особых состояний: от теории к практике: материалы региональной межвузовской научно-практической конференции студентов, магистрантов и аспирантов. ответственный редактор Н.А. Лисова. – Красноярск: Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, 2018. – С. 34-36.
27. Шейнис М.Ю. Рабочая книга психолога организации. - Самара: Издательский дом "Бахрах-М", 2001. - 224 с.
28. Шнейдер Л.Б., Вольнова Г.В., Зыкова М.Н. Психологическое консультирование. - М.: Ижица, 2002. - 224 с.
29. Billings A.G., Moos R.H. Coping, stress and social resourses among adults with unipolar depression // J. Person. Soc. Psychol. – 2017. – Vol. 46. – № 4. – P. 877-891.
30. Krankheitsverarbeitung. Jahrbuch der Medizinischen Psychologie / E. Heim, M. Perrez (Hrsg.). – Band 10. – Gottingen: Hogrefe, 2016. – 263 S.