Жертвенность как подвиг
Заказать уникальную курсовую работу- 37 37 страниц
- 26 + 26 источников
- Добавлена 26.07.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Глава 1 Теоретические основы 5
1.1 Понятие жертвенности 5
1.2 Структура и типы жертвенности 7
1.3 Развитие жертвенности (развитие жертвенности) 12
Глава 2 Психологические аспекты жертвенности (о предмете) 14
2.1 Психологические основы жертвенности (определение понятия, структура, типы, особенности развития) 14
2.2 Влияние личностных качеств на проявление жертвенности 15
2.3 Социально-культурные факторы жертвенности 17
Глава 3 Экспериментальное исследование жертвенности 20
3.1 Организация исследования 20
Заключение 26
Список литературы 29
Приложение А 31
ЗаключениеХод исследованияИсследование проводилось с целью изучения психологического феномена жертвенности и его влияния на психоэмоциональное состояние и межличностные отношения индивидов. Базой исследования стала 1 школа. В исследовании приняли участие 20 человек, разделённых на экспериментальную и контрольную группы.Исследование проходило в три этапа:Поисково-теоретический этап включал сбор и анализ литературных источников по теме жертвенности. Мы исследовали работы таких авторов, как Е.В Емельянова (2014), И. М. Кыштымова и И. С. Шахова (2016), Э. Фромм (2017), которые внесли значительный вклад в понимание жертвенности.Опытно-экспериментальный этап включал проведение опросов, тестов и наблюдений среди участников. Экспериментальная группа состояла из людей, у которых были выявлены признаки жертвенного поведения, тогда как контрольная группа включала участников без выраженных признаков жертвенности.Заключительно-обобщающий этап включал обработку и анализ собранных данных с использованием методов математико-статистического анализа. Были проведены корреляционный анализ, анализ дисперсии (ANOVA) и регрессионный анализ для выявления зависимостей и особенностей жертвенного поведения.Основные выводыИсходя из поставленных задач, были сделаны следующие выводы:Анализ теоретических представлений о феномене жертвенности показал, что жертвенность является сложным и многогранным феноменом, тесно связанным с альтруизмом, созависимостью и самооценкой. Исследования Е. В. Емельяновой, И. М. Кыштымовой и И. С. Шаховой подтвердили, что жертвенность может проявляться как в положительных, так и в деструктивных формах.Определение значения жертвенности в контексте созависимости и альтруизма выявило, что жертвенность часто сопряжена с комплексами самоуничижения и мученичества. Она может выступать как положительным, так и отрицательным фактором в межличностных отношениях, влияя на самооценку и психологическое здоровье индивида.Выявление параметров экспериментального исследования подтвердило, что экспериментальная группа обладает более высокими показателями жертвенности по сравнению с контрольной группой. Результаты опросов и тестов показали, что высокий уровень жертвенности коррелирует с признаками созависимости и склонностью к самопожертвованию.Разработка практических рекомендаций позволила предложить методы диагностики и коррекции жертвенного поведения. Рекомендации включают индивидуальную и групповую психотерапию, направленную на повышение самооценки и развитие здоровых межличностных отношений.Подтверждение гипотезыГипотеза исследования подтвердилась. Жертвенность действительно проявляется в различных формах поведения и тесно связана с созависимостью. Жертвенное поведение оказывает значительное влияние на самооценку и межличностные отношения, проявляясь как в положительных, так и в отрицательных аспектах.Перспективы дальнейших исследованийДанное исследование открыло несколько перспективных направлений для дальнейшего изучения феномена жертвенности:Исследование жертвенности в различных культурных контекстах. Это позволит выявить культурные особенности и различия в проявлениях жертвенности.Изучение жертвенности в различных возрастных группах. Это поможет понять, как возраст влияет на проявления жертвенности и её последствия для психического здоровья.Разработка и апробация новых методик диагностики жертвенности. Совершенствование диагностических инструментов позволит более точно выявлять жертвенное поведение и разрабатывать эффективные методы коррекции.Влияние жертвенности на профессиональную деятельность. Исследование, направленное на изучение влияния жертвенного поведения на профессиональные отношения и карьерный рост, может быть полезно для разработки программ профессионального развития и тренингов.Таким образом, комплексный подход к изучению жертвенности позволил углубить теоретические знания и разработать практические рекомендации, направленные на помощь людям, склонным к жертвенному поведению. Продолжение исследований в этом направлении будет способствовать более полному пониманию данного феномена и разработке эффективных методов психологической поддержки.Список литературыАгапов О. Д. Феномен жертвенности: философско-антропологическое прочтение // Вестник САФУ. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2021. № 1. С. 92–100.Берри Уайнхолд, Дженей Уайнхолд. Освобождение от созависимости. М.: Класс, 2006. 342 с.Бриш К. Х. Терапия нарушений привязанности: От теории к практике. М.: Когито-Центр. 2012. 316 с.Бурцева К. Н. Типы созависимости // Материалы международной юбилейной конференции к 120-летию со дня рождения Б. М. Теплова / под ред. М. К. Кабардова, А. К. Осинского. М.: Перо, 2017. С. 300–305.Войтенко В. П. Психология здоровья: учебное пособие. М.: Проспект, 2015. 297 с.Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. М.: ЧеРо, 2008. 384 с.Джеймс У. Психология в религии. СПб.: Питер, 2009. 240 с.Дубровина И. В. Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы. Екатеринбург: Деловая книга, 2000. 176 с.Емельянова Е. В. Кризис в созависимых отношениях. Принцип и алгоритмы консультирования. СПб.: Речь, 2014.280–320 с.Зигмунд Фрейд. Введение в психоанализ. М.: Наука, 2011. 504 с.Иванников В. А. Психологические механизмы волевой регуляции. М.: Наука, 1998. 112 с.Ильин Е. П. Психология помощи. Альтруизм, эгоизм, эмпатия. М.: Питер, 2013. 304 с.Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. М.: Эксмо, 2016. 480 с.К.В. Яцкевич. Методологические основы нравственно-ориентированной христианской психологии, 2014 г. 120 с.Кыштымова И. М., Шахова И. С. Психологическое содержание «жертвенности» и ее выраженность у солдат срочной службы // Российский психологический журнал. 2016. Т. 13, № 4. С. 303–317.Леви В. Лекарство от лени. СПб.: Питер, 2018. 256 с.Маслоу А. Мотивация и личность. СПб.: Питер, 2017. 184с.Парамонова Ю. А. Современные взгляды на феномен созависимости // Девиантология. 2019. Т. 3, № 1. С.238.Роджерс К. А. Терапия как она есть. М.: Питер, 2019. 137 с.Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М.: Наука, 2010. 720 с.Сеченов И. М. Рефлексы головного мозга. М.: Эксмо, 2012. 224 с.Фромм Э. Искусство любить. М.: АСТ, 2017. 221 с.Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ / общ. ред. Г. В. Бурменской. М.: Прогресс – Универс, 1993. 480 с.Шувалов А. В. Духовно-психологические аспекты здоровья человека // Христианская психология в контексте научного мировоззрения : монография / под ред. Б. С. Братусь. М.: Никея, 2017. С. 401–427.Шульц Д. Психология и психоанализ. СПб.: Питер, 2006. 352 с.Эриксон Э. Психосоциальные этапы развития. М.: Педагогика, 1996. 320 с.Приложение АБланк теста №1№12341Я склонна брать на себя ответственность за чувства и/или поведение других людей.2Я затрудняюсь идентифицировать свои чувства, такие как счастье, злость, смущение, уныние или возбуждение.3Мне тяжело выражать свои чувства.4Я испытываю страх или беспокойство при мысли о том, как другие отреагируют на мои чувства или поведение.5Я свожу к минимуму проблемы и отрицаю или изменяю правду о чувствах или поведении людей, с которыми общаюсь.6Мне трудно устанавливать или поддерживать тесные взаимоотношения.7Я боюсь быть отвергнутой.8Я стараюсь добиваться во всем совершенства и сужу себя строго.9Мне трудно принимать решения.10Я склонна полагаться на мнения других, а не действовать по своему усмотрению.11Я склонна ставить желания и потребности других людей на первый план.12Я склонна ценить мнение других людей выше своего собственного.13Мое ощущение собственного достоинства идет извне, в зависимости от мнения или действий других людей, которые, как мне кажется, больше в этом разбираются.14Я нахожу, что тяжело быть уязвимой и просить о помощи.15Я всегда подвергаюсь контролю или стремлюсь контролировать, и наоборот, всегда слежу за тем, чтобы никогда не оказаться ответственным (ответственной).16Я слишком лояльна к другим, даже в том случае, когда эта лояльность не оправдывается.17У меня привычка рассматривать ситуации по принципу «всё или ничего».18Я очень толерантна к непоследовательности и смешанным поручениям.19В моей жизни происходят эмоциональные кризисы и хаос.20Я стараюсь искать взаимоотношения там, где чувствую себя «нужной», и пытаюсь затем сохранять их.Бланк теста №2Текст опросника1. Я считаю, что в моей жизни неприятных событий происходит больше, чем у других.2. Если я попадаю в неприятное положение, то мне лучше всего несопротивляться и держать язык за зубами.3. Я охотно записался бы добровольцем для участия в каких-либо боевых действиях.4. Я ценю в людях осторожность и осмотрительность.5. Даже если бы за опасную работу хорошо заплатили, я не взялся бы за ее исполнение.6. Если меня обидели, то я обязательно должен отплатить за это.7. Если бы другие люди не мешали мне, я добился бы гораздо большего.8. У меня никогда не было неприятностей из-за моего поведения, связанного с половой жизнью.9. Временами мне хочется ломать вещи, бить посуду.10. У меня бывали такие периоды, тянувшиеся дни, недели или даже месяцы, когда я не мог ни за что взяться, т.к. не мог включиться в работу.11. Я не всегда говорю правду.12. В более раннем возрасте меня выгоняли из школы за плохое поведение.13. Иногда я перехожу улицу там, где мне удобно, а не там, где положено.14. Временами я так настаиваю на своем, что окружающие теряют терпение.15. Другие мне кажутся счастливее меня.16. Думаю, что многие люди преувеличивают свои несчастья, чтобы добиться сочувствия и помощи.17. Думаю, мне понравилась бы работа, связанная с защитой слабых иобездоленных.18. Меня трудно переубедить.19. Мне приходится так много заботиться о близких людях, что на заботу о себе времени зачастую не хватает.20. Я навряд ли добьюсь в своей жизни чего-то действительно стоящего.21. Мне регулярно делают больно окружающие меня люди.22. Я не сержусь, когда надо мной посмеиваются.23. Я считаю, что большинство людей способно солгать, если это в их интересах.24. Я редко совершаю поступки, о которых потом сожалею (больше и чаще, чем другие).25. Я очень редко ссорюсь с членами своей семьи.26. Я не могу отбросить некоторые условности даже ради полученияудовольствия.27. Большую часть времени у меня такое чувство, как будто я сделал что-то плохое и злое.28. Большую часть времени я чувствую себя счастливым.29. Некоторые люди так любят командовать, что мне хочется все сделать наоборот, даже если я знаю, что они правы.30. Если кто-то нарушает правила, я возмущаюсь.31. Я никогда не шел на опасное дело ради сильных впечатлений.32. Я получаю больше удовольствия от игры или скачек, если держу пари.33. В школе меня никогда не вызывали к директору за озорство.34. Мои манеры за столом в гостях более хороши, чем у себя дома.35. Я считаю, что большинство людей ради выгоды скорее поступят нечестно, чем упустят случай.36. Мое поведение в значительной мере определяется правилами и привычками окружающих меня людей.37. Я предпочитаю решение конфликтов без применения силы.38. Я бываю возмущен и раздражен, когда приходится признать, что меня умело провели.39. мне безразлично, что обо мне говорят другие.40. Если бы в наше время проводились бои гладиаторов, то я бы непременно в них поучаствовал.41. Я умею отказывать людям, которые просят меня об одолжении.42. Мне трудно поддерживать разговор с людьми, с которыми я только что познакомился.43. Я не могу прекратить ситуацию, даже если чувствую себя неловко.44. Терпеть боль всем на зло бывает даже приятно.45. Человек должен иметь право впить столько, сколько захочет.46. Если я в детстве нехорошо вел себя, то меня наказывали.47. Я мог бы выполнять работу, связанную с уходом за больными илиумирающими.48. Я всегда сразу замечаю, если ситуация становится опасной.49. Я наметил себе жизненную программу, основанную на чувстве долга и ответственности, и стараюсь ее выполнять.50. Иногда я людям не уступаю не потому, что дело действительно важное, а просто из-за принципа.51. Верно утверждение, что если детей не бить, то толку из них не получится.52. Мои родители никогда не наказывали меня физически.53. Если при покупке автомобиля мне придется выбирать между скоростью и безопасностью, то я выберу безопасность.54. Меня чаще, чем других, обзывали в школе.55. Люди справедливо возмущаются, когда узнают, что преступник остался безнаказанным.56. Когда я попадаю в неприятную ситуацию, то надеюсь только на свои силы.57. Я уверен, что того, кто совершает злые поступки, в будущем ожидает кара.58. Я могу дружелюбно относится к людям, поступки которых я не одобряю.59. Я готов простить грубость моему партнеру, если у меня есть надежда, что это не повторится.60. Безопаснее никому не доверять.61. Бывает, что я провожу вечер в компании малознакомых мне людей.62. Я регулярно попадаю в неприятные ситуации.63. Иногда у меня такое настроение, что я готов первым начать драку.64. Я иногда нарушаю закон или установленные правила.65. Я не рискнул бы прыгнуть с парашютом.66. Большинству людей не нравится поступаться интересами ради других людей.67. Я легко теряю терпение.68. Только неожиданные обстоятельства и чувство опасности позволяют мне по-настоящему проявить себя.69. Меня очень трудно разозлить.70. Люди часто разочаровывают меня.71. У меня бывает такое чувство, что трудностей слишком много и нет смысла пытаться их преодолеть.72. Меня трудно рассердить.73. Вполне можно обойти закон, если вы этим его по существу не преступаете.74. Я пью алкогольные напитки умеренно (или совсем не пью).75. Я часто встречал людей, завидовавших моим идеям толь потому, что они пришли в голову не им первым.76. Даже если я злюсь, то стараюсь не прибегать к ругательствам.77. Мне больше нравится работать с руководителем, дающим строгие четкие указания, чем с руководителем, предоставляющим большую свободу.78. Если кто-то затевает интересное, пусть и опасное дело, я его поддержу.79. Я редко даю сдачу, когда меня бьют.80. Если по отношению ко мне кто-то поступает несправедливо, то я желаю ему настоящего наказания.81. Я верю, что на зло можно отплатить добром, и действую в соответствии с этим.82. Каждый ребенок знает, что добро должно быть с кулаками.83. Я предпочитаю не общаться со сверстниками, так ка они обижают меня.84. Я никогда не вступаю в уличный конфликт, чтобы заступиться за того, кого обижают.85. Вредное воздействие алкоголя и табака на человека сильно преувеличивают.86. Собака, которая не слушается, заслуживает, чтоб ее ударили.
2. Берри Уайнхолд, Дженей Уайнхолд. Освобождение от созависимости. М.: Класс, 2006. 342 с.
3. Бриш К. Х. Терапия нарушений привязанности: От теории к практике. М.: Когито-Центр. 2012. 316 с.
4. Бурцева К. Н. Типы созависимости // Материалы международной юбилейной конференции к 120-летию со дня рождения Б. М. Теплова / под ред. М. К. Кабардова, А. К. Осинского. М.: Перо, 2017. С. 300–305.
5. Войтенко В. П. Психология здоровья: учебное пособие. М.: Проспект, 2015. 297 с.
6. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. М.: ЧеРо, 2008. 384 с.
7. Джеймс У. Психология в религии. СПб.: Питер, 2009. 240 с.
8. Дубровина И. В. Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы. Екатеринбург: Деловая книга, 2000. 176 с.
9. Емельянова Е. В. Кризис в созависимых отношениях. Принцип и алгоритмы консультирования. СПб.: Речь, 2014.280–320 с.
10. Зигмунд Фрейд. Введение в психоанализ. М.: Наука, 2011. 504 с.
11. Иванников В. А. Психологические механизмы волевой регуляции. М.: Наука, 1998. 112 с.
12. Ильин Е. П. Психология помощи. Альтруизм, эгоизм, эмпатия. М.: Питер, 2013. 304 с.
13. Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. М.: Эксмо, 2016. 480 с.
14. К.В. Яцкевич. Методологические основы нравственно-ориентированной христианской психологии, 2014 г. 120 с.
15. Кыштымова И. М., Шахова И. С. Психологическое содержание «жертвенности» и ее выраженность у солдат срочной службы // Российский психологический журнал. 2016. Т. 13, № 4. С. 303–317.
16. Леви В. Лекарство от лени. СПб.: Питер, 2018. 256 с.
17. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб.: Питер, 2017. 184с.
18. Парамонова Ю. А. Современные взгляды на феномен созависимости // Девиантология. 2019. Т. 3, № 1. С.238.
19. Роджерс К. А. Терапия как она есть. М.: Питер, 2019. 137 с.
20. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М.: Наука, 2010. 720 с.
21. Сеченов И. М. Рефлексы головного мозга. М.: Эксмо, 2012. 224 с.
22. Фромм Э. Искусство любить. М.: АСТ, 2017. 221 с.
23. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ / общ. ред. Г. В. Бурменской. М.: Прогресс – Универс, 1993. 480 с.
24. Шувалов А. В. Духовно-психологические аспекты здоровья человека // Христианская психология в контексте научного мировоззрения : монография / под ред. Б. С. Братусь. М.: Никея, 2017. С. 401–427.
25. Шульц Д. Психология и психоанализ. СПб.: Питер, 2006. 352 с.
26. Эриксон Э. Психосоциальные этапы развития. М.: Педагогика, 1996. 320 с.