Ценностные ориентации личности у представителей X-Y-Z поколений
Заказать уникальную курсовую работу- 38 38 страниц
- 26 + 26 источников
- Добавлена 22.07.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ЛИЧНОСТИ У ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ X-Y-Z ПОКОЛЕНИЙ 5
1.1. Понимание ценностей в отечественной психологии 5
1.2. Исторические аспекты становления ценностных ориентаций личности …………………………………………………………………………….13
1.3.Особенности формирования ценностных ориентаций поколений X, Y, Z 18
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ И ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ (ПОКОЛЕНИЯ X И Y) 27
2.1. Организация исследования 27
2.2. Результаты эмпирического исследования 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 36
Их способность к общему смыслообразованию является ключевым фактором, определяющим их информационно-коммуникативную компетентность. Это поколение готово дать максимальный вклад в проект, ожидая при этом заслуженного признания и оценки.Ценности профессиональной жизни приблизительно совпадают с ценностями предшествующего поколения, но имеют некоторые отличия. Представители поколения У предпочитают благоприятные рабочие условия, корпоративную культуру и социальные гарантии. Главными стремлениями являются успех, материальное благосостояние, статус в обществе и самореализация.Поколение Z, родившееся после 1999 года, считается только начинающим свое формирование. Условия, в которых это поколение вырастает, несут в себе отпечаток мирового финансового кризиса, концентрации бизнеса и распространения торговых сетей. Исследователи с трудом могут делать точные выводы о поколении Ъ, однако можно предположить, что его развитие будет происходить в условиях сложных экономических и социальных изменений.В современных условиях поколение Z выделяется собственным стилем жизни, объединяющим жесткий рациональный и эмоциональный подход. Они стремятся к креативности, отвергая рутинную и предсказуемую работу, и успешно работают в виртуальных командах. Молодое поколение активно использует интернет и виртуальную реальность, превосходя предыдущие поколения в этом. Эти подростки легко осваивают виртуальный мир и обгоняют своих родителей в использовании сети.Изменения в профессиональной сфере будут неизбежны, когда поколение Z займет свои рабочие места. Рабочие процессы будут строго отрегулированы по времени и адаптированы под запросы и ценности нового поколения. Н. В. Сиврикова в своих исследованиях сравнила результаты трех выборок (советское поколение, переходное поколение, постсоветское поколение) и выявила доминирующий тип ментальности. По полученным данным, представители советского поколения характеризуются традиционным типом ментальности.Ценности вертикального коллективизма играют ключевую роль в формировании данного типа ментальности. Люди ориентируются на выработанные обществом традиции при построении системы взаимоотношений. Проявляется доминирование инновационного типа ментальности в отношениях друг с другом. Представители следующего поколения имеют тенденцию к преобладанию переходного типа ментальности, основанного на ценностях горизонтального коллективизма.С учетом различий в поведении и ценностях поколений X, У и Z, можно предположить, что основные черты постсоветского поколения – это стремление к личным достижениям, активность и открытость в общении. Это позволит определить необходимую поддержку и помощь в сферах профессиональной и социальной деятельности, а также предложить меры для преодоления возможных конфликтов и кризисов, возникающих в процессе самореализации представителей разных поколений.ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ И ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ (ПОКОЛЕНИЯ X И Y)Организация исследованияДанное исследование ставило перед собой две основные цели:1. сравнить жизненные ценности представителей поколения X и Z, используя опросник Шварца.2. сравнить поведенческие реакции представителей поколения X и Z, обусловленные их жизненными ценностями. В исследовании принимало участие 2 группы людей - представители разных поколений. В первой группе были представители поколения Х, родившиеся в период между 1963 и 1984 гг., в возрасте от 36 до 47 лет. Средний возраст участников в данной группе - 49 лет.Во второй группе было 45 представителей поколения Z в возрасте от 17 до 28 лет. Средний возраст участников данной группы составил 18.6 лет.Участники были отобраны посредством метода «снежного кома», т.е. кандидатам, соответствующие возрастным критериям, было предложено пригласить к участию в исследовании своих знакомых, соответствующих тем же критериям.Исследование проводилось с целью подтвердить или опровергнуть следующие гипотезы:1. Жизненные ценности представителей поколения Х отличаются от СЖО представителей поколения Z.2. Поведение представителей поколения Х отличается от поведения представителей поколения Z из-за существенных различий в жизненных ценностях, обусловливающих это поведение.Гипотеза 1Для исследования первой гипотезы представителям обеих групп было предложено пройти первую смысловую часть опросника Шварца (вопросы 1-57). Предложенный смысловой блок позволяет оценить внутренние ориентиры и ценности личности.Отвечая на утверждения первого смыслового блока опросника Шварца, участники должны были выбрать вариант от 0 до 7, в котором 0 означает, что анализируемая ценность является безразличной для респондента, 1- ценность, противоположная той, которой следует респондент, а 7 - исключительно важной. Расчет статистических критериев проводился с помощью методов математической статистики и компьютерных программ MS Excel и IBM SPSS Statistics v.23.Гипотеза 2Для исследования второй гипотезы тем же группам участников было предложено пройти вторую часть опросника Шварца (вопросы 57-98). Респондентам были предложены краткие характеристики личности, которые они должны были сравнить со своими собственными, используя наиболее подходящий вариант от 0 (представленная личность совсем не похожа на респондента) до 6 (представленная личность очень похожа на респондента).Как и в предыдущем случае, участникам было предложено пройти онлайн тестирование по предоставленной ссылке. По истечении периода действия ссылки, доступ к тестированию был закрыт, а полученные ответы проанализированы с помощью статистических инструментов.Респондентам было предложено пройти обе части опросника за один раз. Расчет статистических критериев проводился с помощью методов математической статистики и компьютерных программ MS Excel и IBM SPSS Statistics v.23.Результата проведенных исследований представлены в следующем разделе. 2.2. Результаты эмпирического исследованияГипотеза 1Для исследования первой гипотезы («Жизненные ценности представителей поколения Х отличаются от жизненных ценностей представителей поколения Z») были проанализированы ответы участников на вопросы 1-56 опросника Шварца. Для обработки полученных данных применялся U-критерий Манна-Уитни. Опираясь на полученные данные, был проведен сравнительный анализ среднего показателя представителей исследуемых поколений по 10-ти критериям:власть (Power) — социальный статус, доминирование над людьми и ресурсами;достижение (Achievement) — личный успех в соответствии с социальными стандартами;гедонизм (Hedonism) — наслаждение или чувственное удовольствие;стимуляция (Stimulation) — волнение и новизна;самостоятельность (Self-Direction) — самостоятельность мысли и действия;универсализм (Universalism) — понимание, терпимость и защита благополучия всех людей и природы;доброта (Benevolence) — сохранение и повышение благополучия близких людей;традиция (Tradition) — уважение и ответственность за культурные и религиозные обычаи и идеи;конформность (Conformity) — сдерживание действий и побуждений, которые могут навредить другим и не соответствуют социальным ожиданиям; безопасность (Security) — безопасность и стабильность общества, отношений и самого себяПолученные результаты представлены в таблице ниже.Таблица 1Жизненные ценности представителей поколения Х и поколения ZЦенностьПоколение ХПоколение ZВласть6863Достижение7567Гедонизм6959Стимуляция6260Самостоятельность7165Универсализм7364Доброта6973Традиции7164Конформность7265Безопасность6875Графическая интерпретация проведенного сравнительного анализа представлена на диаграмме ниже.Рис. 1. Жизненные ценности представителей поколения Х и поколения ZПолученные данные подтверждают различия в жизненных ценностях, исповедуемых представителями поколения Z и Х. Статистически значимые различия наблюдаются практически по всем 10-ти показателям рассмотренной методики. Таким образом, можем утверждать, что существуют кардинальные различия в ценностях представителей выбранных поколений, что может усложнить взаимодействие между ними.Гипотеза 2Для проверки второй гипотезы («Поведение представителей поколения Х отличается от поведения представителей поколения Z из-за существенных различий в жизненных ценностях, обусловливающих это поведение») был проведен сравнительный анализ средних значений представителей поколения Х и поколения Z по следующим мотивам в поведении:1. мотивы власти2. мотивы достижений3. мотивы гедонизма4. мотивы самостоятельности5. мотивы стимуляции6. мотивы универсализма7. мотивы доброты8. мотивы безопасности9. мотивы традиций10. мотивы конформизмаРезультаты сравнительного анализа представлены в таблице ниже.Таблица 2Ценностные мотивы поведения представителей поколения Х и поколения ZМотив в поведенииПоколение ХПоколение ZВласть6864Достижение6258Гедонизм5867Стимуляция6773Самостоятельность6961Универсализм6269Доброта6874Традиции6960Конформизм6368Безопасность6576Графическое отображение полученных результатов - на рисунке ниже.Рис. 2. Результаты сравнительного анализа ценностных мотивов поведения представителей поколения Х и поколения ZРазличия в ценностных мотивах поведения представителей поколений Z и X не менее существенны, чем в жизненных ценностях, проанализированных выше. Наиболее существенные различия моем наблюдать в таких ценностных мотивах как гедонизм (58 для поколения Х и 67 для поколения Z), традиции (69 для поколения Х и 60 для поколения Z), а также безопасность (65 для поколения Х и 76 для поколения Z).Опираясь на полученные данные, можем утверждать, что представители поколения Х являются гораздо более жизнестойкими, чем представители поколения Z. Данная разница между поколениями особенно заметна в субшкале “принятия риска” для представителей поколения Z и 57.25 для представителей поколения Х). Можем предположить, что представители молодого поколения менее охотно идут на риск и рассматривают задачи с неопределенной вероятностью успеха. Представители поколения Z также демонстрируют существенно более низкий уровень самостоятельности в процессе принятия решения, чем представители более старшего поколения.Понимание существующих различий может быть полезным при решении ряда задач, в том числе:1. планировании эффективного взаимодействия на рабочем месте, которое характеризуется высоким разнообразием;2. продуктивное решение конфликтных ситуаций с целью поддержания эффективного взаимодействия;3. обмен знаниями и опытом, в том числе, в учебе, работе и т.д.;4. передача универсальных ценностей (доброта, поддержка и т.д.) от поколения к поколению с целью их сохранения и развития.ЗАКЛЮЧЕНИЕОбщество воспроизводится и развивается через эволюцию биологических, социальных и культурных особенностей, а также через историческую деятельность, связанную с общим социальным временем. Поколения, в свою очередь, представляют собой разнообразные исторические формы организации жизнедеятельности общества. Преемственность поколений является универсальным культурным явлением, которое поддерживает социальную структуру и развитие общества.В рамках одного поколения существует широкий спектр социальных различий между подгруппами, что делает преемственность поколений разнородной и неоднородной. В современном обществе различия между поколениями Х, Y и Z становятся все более заметными и влияют на различные аспекты жизни. Поколение Х, которое родилось примерно в период с 1960 по 1980 годы, характеризуется определенными ценностями и жизненным опытом. Эти люди выросли в период экономического подъема и часто придерживаются традиционных ценностей и убеждений.Поколение Y, или миллениалы, которое приходится на примерно 1980-2000 годы, уже другое поколение с другими привычками и ценностями. Они выросли в период стремительного развития технологий и интернета, что сильно повлияло на их образ мышления и способы взаимодействия. Многие из них предпочитают гибкий график работы и стремятся к самореализации в карьере.И, наконец, поколение Z, которое появилось после 2000 года, отличается еще большей цифровизацией и доступностью информации. Эти молодые люди уже изначально вовлечены в цифровой мир, что делает их более гибкими и адаптивными к изменениям. Они активно используют социальные сети, стремятся к саморазвитию и обладают большим креативным потенциалом.Таким образом, различия между поколениями Х, Y и Z отражают не только изменения в общественных условиях и технологическом прогрессе, но и развитие ценностей, убеждений и образа жизни людей в разные исторические периоды. В результате нашего исследования мы реализовали задачи и достигли цели исследования.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ1. Александер, Дж. Смыслы социальной жизни: культурсоциология [Текст] / Дж. Александер ; пер. с англ. Г. Ольховикова. М.: Праксис, 2013. 640 с.2. Алешина, М.В. Концептуализация социальной интеграции человека встратегии формирования сплоченности российского общества [Текст] / М.В.Алешина // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион.Общественные науки. Пенза, 2011. № 2 (18). С. 66–75.3. Арон, Р. Этапы развития социологической мысли [Текст] / Р. Арон ;общ. ред. и предисл. П.С. Гуревича. М.: «Прогресс» – «Политика», 1992. 608 с.4. Ахиезер, А.С. Нравственность в России и противостояние катастрофам [Текст] / А.С. Ахиезер // ОНС. 1997. № 6. С. 6-14.5. Бессонов, Б.Н. Социальные и духовные ценности на рубеже II и III тысячелетий [Текст] / Б.Н. Бессонов. М.: Норма, 2006. 320 с.6. Бочаров, В.В. Антропология возраста [Текст] / В.В. Бочаров. СПб.,2001. С. 33-37.7. Быкова, В.А. Государство и общество. Принципы взаимодействия в современной России (пример анализа академической дискуссии) [Текст] / В.А. Быкова // Ars Administrandi. 2013. № 1. С. 37-42.8. Власова, О.И. Молодежные поколенческие группы современной России: ориентации на рабочие профессии: монография [Текст] / О.И. Власова, Н.Б. Костина. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2015. 166 с.9. Власова, О.И. Социологический анализ поколений: научное наследие и современное состояние / О.И. Власова // Вопросы управления. 2013. № 3 (24). [Электронный ресурс] URL: http://vestnik.uapa.ru/ru/issue/2013/03/12/.10. Гаврилюк В.В. Динамика ценностных ориентаций в период социальной трансформации (поколенный подход) [Текст] / В.В. Гаврилюк, Н.А. Трикоз // Социологические исследования. 2002. № 1. С. 96-105.11. Галкин, А.А. Общественное сознание, настроения и политическое поведение: российский вариант [Электронный ресурс] / А.А. Галкин // Вестник Института социологии. Сетевой журнал. 2015. № 1 (12). С. 12-33. URL: http://www.vestnik.isras.ru/article/314 (дата обращения: 29.05.2024).12. Гафиатулина, Н.Х. Потенциал социального здоровья и социальнаязрелость российской молодежи: теоретический анализ взаимосвязи [Текст] / Н.Х. Гафиатулина // Национальная ассоциация ученых (НАУ). Ежемесячный научный журнал. 2015. № 1-2 (6). Ч. 2. С. 143-146.13. Горшков, М.К. Российская молодежь: истоки и этапы социологического изучения [Текст] / М.К. Горшков, Ф.Э. Шереги // Гуманитарий Юга России. 2012. № 4. С. 22-36.14. Динамика ценностей населения реформируемой России [Текст] / ред. Н.И. Лапин, Л.А. Беляева. М.: 1996.15. Дудин, Г.А. Формирование социального государства как глобальная цель социального управления в современной России [Текст] / Г.А. Дудин //Национальная ассоциация ученых (НАУ). Ежемесячный научный журнал. 2015. № 5-5 (10). Часть 5. С. 132-134.16. Зарубина, Н.Н. Между этикой убеждения и этикой ответственности: трансформации нравственной позиции российской молодёжи [Текст] / Н.Н.Зарубина // Социологическая наука и социальная практика. 2013. № 3. С. 92-108.17. Заярская, Г.В. Молодежь России как главный ресурс инновационного развития страны на современном этапе [Текст] / Г.В. Заярская // Международный Научный Институт «Educatio». Ежемесячный научный журнал. 2015. № 1 (8), ч. 2. С. 31-33.18. Ковалева, А.И., Луков В.А. Социология молодежи. Теоретические вопросы [Текст] / А.И. Ковалева, В.А. Луков. М.: 1999.19. Козлов, А.А. Молодежь в условиях современного кризиса [Текст] /А.А. Козлов // Молодежная Галактика. 2015. № 12. С. 24-29.20. Кон, И.С. Возрастные категории в науках о человеке и обществе [Текст] / И. С. Кон // Социологические исследования. 1978. № 3. С. 76-86.21. Лебедева, Л.Г. Преемственность поколений как аспект интеграции и дезинтеграции в социальном пространстве современного российского общества [Текст] / Л.Г. Лебедева // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. Пенза, 2016. № 1 (37). С. С. 122-129.22. Лебедева, Л.Г. Преемственность поколений в дискурсе менеджментапроблем социального государства в России [Текст] / Л.Г. Лебедева // ВестникСамарского муниципального института управления. 2015. № 3. С. 132-138.23. Магун, В.С. Межпоколенная динамика жизненных притязаний молодежи и стратегий их ресурсного обеспечения: 1985–2001 гг. [Текст] / В.С.Магун, М.В. Энговатов // Отцы и дети: Поколенческий анализ современной России / сост. Ю. Левада, Т. Шанин. М.: Новое литературное обозрение, 2005. С.261–327.24. Малинкин, А. Полипарадигмальный подход в социологии: мнимыйвыход из мнимой дилеммы [Текст] / А. Малинкин // Логос. 2005. № 2(47). С. 25. Осипов, Г.В. Проблемы включения социологии в систему научногоуправления российским обществом [Текст] / Г.В. Осипов // Социологическиеисследования. 2012. № 7. С. 5-17.26. Поляничко, Н.В. Социальный портрет современной российскоймолодежи [Текст] / Н. В. Поляничко // Труд и социальные отношения. 2014. № 7.С. 37-46.
2. Алешина, М.В. Концептуализация социальной интеграции человека в
стратегии формирования сплоченности российского общества [Текст] / М.В.
Алешина // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион.
Общественные науки. Пенза, 2011. № 2 (18). С. 66–75.
3. Арон, Р. Этапы развития социологической мысли [Текст] / Р. Арон ;
общ. ред. и предисл. П.С. Гуревича. М.: «Прогресс» – «Политика», 1992. 608 с.
4. Ахиезер, А.С. Нравственность в России и противостояние катастрофам [Текст] / А.С. Ахиезер // ОНС. 1997. № 6. С. 6-14.
5. Бессонов, Б.Н. Социальные и духовные ценности на рубеже II и III тысячелетий [Текст] / Б.Н. Бессонов. М.: Норма, 2006. 320 с.
6. Бочаров, В.В. Антропология возраста [Текст] / В.В. Бочаров. СПб.,2001. С. 33-37.
7. Быкова, В.А. Государство и общество. Принципы взаимодействия в современной России (пример анализа академической дискуссии) [Текст] / В.А. Быкова // Ars Administrandi. 2013. № 1. С. 37-42.
8. Власова, О.И. Молодежные поколенческие группы современной России: ориентации на рабочие профессии: монография [Текст] / О.И. Власова, Н.Б. Костина. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2015. 166 с.
9. Власова, О.И. Социологический анализ поколений: научное наследие и современное состояние / О.И. Власова // Вопросы управления. 2013. № 3 (24). [Электронный ресурс] URL: http://vestnik.uapa.ru/ru/issue/2013/03/12/.
10. Гаврилюк В.В. Динамика ценностных ориентаций в период социальной трансформации (поколенный подход) [Текст] / В.В. Гаврилюк, Н.А. Трикоз // Социологические исследования. 2002. № 1. С. 96-105.
11. Галкин, А.А. Общественное сознание, настроения и политическое поведение: российский вариант [Электронный ресурс] / А.А. Галкин // Вестник Института социологии. Сетевой журнал. 2015. № 1 (12). С. 12-33. URL: http://www.vestnik.isras.ru/article/314 (дата обращения: 29.05.2024).
12. Гафиатулина, Н.Х. Потенциал социального здоровья и социальная
зрелость российской молодежи: теоретический анализ взаимосвязи [Текст] / Н.Х. Гафиатулина // Национальная ассоциация ученых (НАУ). Ежемесячный научный журнал. 2015. № 1-2 (6). Ч. 2. С. 143-146.
13. Горшков, М.К. Российская молодежь: истоки и этапы социологического изучения [Текст] / М.К. Горшков, Ф.Э. Шереги // Гуманитарий Юга России. 2012. № 4. С. 22-36.
14. Динамика ценностей населения реформируемой России [Текст] / ред. Н.И. Лапин, Л.А. Беляева. М.: 1996.
15. Дудин, Г.А. Формирование социального государства как глобальная цель социального управления в современной России [Текст] / Г.А. Дудин //Национальная ассоциация ученых (НАУ). Ежемесячный научный журнал. 2015. № 5-5 (10). Часть 5. С. 132-134.
16. Зарубина, Н.Н. Между этикой убеждения и этикой ответственности: трансформации нравственной позиции российской молодёжи [Текст] / Н.Н.Зарубина // Социологическая наука и социальная практика. 2013. № 3. С. 92-108.
17. Заярская, Г.В. Молодежь России как главный ресурс инновационного развития страны на современном этапе [Текст] / Г.В. Заярская // Международный Научный Институт «Educatio». Ежемесячный научный журнал. 2015. № 1 (8), ч. 2. С. 31-33.
18. Ковалева, А.И., Луков В.А. Социология молодежи. Теоретические вопросы [Текст] / А.И. Ковалева, В.А. Луков. М.: 1999.
19. Козлов, А.А. Молодежь в условиях современного кризиса [Текст] /А.А. Козлов // Молодежная Галактика. 2015. № 12. С. 24-29.
20. Кон, И.С. Возрастные категории в науках о человеке и обществе [Текст] / И. С. Кон // Социологические исследования. 1978. № 3. С. 76-86.
21. Лебедева, Л.Г. Преемственность поколений как аспект интеграции и дезинтеграции в социальном пространстве современного российского общества [Текст] / Л.Г. Лебедева // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. Пенза, 2016. № 1 (37). С. С. 122-129.
22. Лебедева, Л.Г. Преемственность поколений в дискурсе менеджмента
проблем социального государства в России [Текст] / Л.Г. Лебедева // Вестник
Самарского муниципального института управления. 2015. № 3. С. 132-138.
23. Магун, В.С. Межпоколенная динамика жизненных притязаний молодежи и стратегий их ресурсного обеспечения: 1985–2001 гг. [Текст] / В.С.Магун, М.В. Энговатов // Отцы и дети: Поколенческий анализ современной России / сост. Ю. Левада, Т. Шанин. М.: Новое литературное обозрение, 2005. С.
261–327.
24. Малинкин, А. Полипарадигмальный подход в социологии: мнимый
выход из мнимой дилеммы [Текст] / А. Малинкин // Логос. 2005. № 2(47). С.
25. Осипов, Г.В. Проблемы включения социологии в систему научного
управления российским обществом [Текст] / Г.В. Осипов // Социологические
исследования. 2012. № 7. С. 5-17.
26. Поляничко, Н.В. Социальный портрет современной российской
молодежи [Текст] / Н. В. Поляничко // Труд и социальные отношения. 2014. № 7.С. 37-46.