Проблема конфликтов подростков со сверстниками

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Психология
  • 38 38 страниц
  • 23 + 23 источника
  • Добавлена 03.07.2024
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ, ФУНКЦИИ, ВИДЫ И СПОСОБЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ КОНФЛИКТА 6
1.1 Понятие, функции и виды конфликта 6
1.2 Способы разрешения конфликтных ситуаций 12
ГЛАВА 2. КОНФЛИКТЫ В ПОДРОСТКОВОЙ СРЕДЕ 18
2.1 Основные причины конфликтов у подростков с родителями, учителями 18
2.2 Основные причины конфликтов у подростков со сверстниками 25
2.3 Медиации как способ разрешения конфликтных ситуаций 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 36
Фрагмент для ознакомления

д.),- подросток демонстрируют свою нетрадиционную сексуальную ориентацию,- у подростка ярко выраженная религиозность,- у подростков открыто расходятся интересы.Также, у подростков возникают конфликты на почве ранней влюбленности, так как у подростков отсутствует опыт в решении подобных проблем. Общение с противоположным полом осложняет «буйство» гормонов в организме подростка.Как правило, в подобных случаях конфликты возникают из-за:- безответной любви,- ревности, конкуренции за внимание противоположного пола,-протест родителей против избранника/избранницы,- разрыва отношений.В данном случае поддержка родителей подростку, который испытывает романтические чувства важна, как никогда. Здесь родитель должен занять место внимательного слушателя. Он должен сохранить ту нить доверия, которая имеется между ним и его ребенком, иначе подросток замкнется и будет искать того самого слушателя среди своих сверстников, что не всегда приводит к положительному эффекту [11].В этот момент родители должны корректно поговорить со своим ребенком на предмет ранних половых связей и их возможных, негативных последствий (ранняя беременность, болезни, передающиеся половым путем и т.д.). Главное помнить, что вся та информация, которую хотят донести родители должна подаваться спокойно, без лишних эмоций и давления.2.3 Медиации как способ разрешения конфликтных ситуацийМедиация (от лат. «mediare» – посредничать) является процедурой примирения конфликтующих сторон посредством их вступления в добровольные переговоры с участием третьей нейтральной стороны – медиатора (посредника) для того, чтобы достигнуть взаимопонимание и составление договора, который бы разрешал конфликтную ситуацию. Медиация как факт уже много веков существует в самых разных формах, и на сегодняшний день в своем современном виде пользуется популярностью и признанием в развитых странах вот уже несколько десятилетий. По статистике большинство мировых примирительных процедур с участием медиатора, а это более 80 % споров, разрешается заключением соглашения об урегулировании спора. Урегулирование споров посредством нейтрального посредника является довольно новым способом разрешения споров для РФ. В США и странах Западной Европы об этом способе знают гораздо больше, но, что такое «медиация» специалисты понимают по-разному. Несмотря на то, что в США развито большое число альтернативных способов разрешения споров, которые сходны с медиацией, таких как «медиация-арбитраж», «мини-судебный процесс», «экспертная оценка», «омбудсмен» и т.д., в США классическая процедура медиации понимается именно как процедура, когда стороны выбирают нейтрального специально обученного посредника, который помогает сторонам найти удовлетворяющее стороны решение их проблемы, которое было бы основано не на позициях сторон, а исключительно на их интересах [10]. Медиация в особенности результативна в тех случаях, когда нужно восстановить либо сохранить отношения между людьми, поскольку сохранение их взаимодействия - это обоюдовыгодный факт, примером могут служить партнерские отношения в бизнесе. Как способ разрешения конфликтов медиация может эффективно использоваться и используется почти во всех сферах человеческой жизни – взаимоотношения с клиентами, отношения работника и работодателя, взаимоотношения с конкурентами и др. Кроме того, применение процедуры медиации - это эффективный момент и в отношениях между субъектами международного права, т.е. речь уже идет об применении этого способа примирения конфликтующих сторон на государственном уровне. Сейчас все чаще медиация применяется в процедурах банкротства и антикризисного управления предприятием, поскольку актуальность использования процедуры медиации в вопросах безопасного выхода из бизнеса, который обычно сопровождается серьезными конфликтами и приводит к неблагоприятным последствиям, не вызывает сомнений. Школьные службы примирения внедряются в школах уже много лет. Службы школьной медиации - это еще один инструмент урегулирования школьных конфликтов. Деятельность школьной медиации регулируется Письмом министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2013 г. № ВК-844/07 «О направлении методических рекомендаций по организации служб школьной медиации».Школьная медиация является демократическим институтом. Необходимость развития подобных институтов обусловлена тем, что число девиантных семей, детей с асоциальным поведением, детей с суицидальным поведением увеличивается. Поэтому школе нужно искать способы воздействия и нестандартного взаимодействия с учащимися, чтобы минимизировать споры, конфликты и их отрицательные последствия и создать в школе благоприятную, комфортную для обучающихся среду [20].Так как подобный демократический институт как медиация широко распространен в странах с высокой правовой культурой, то развитие школьных служб примирения помогает развивать и гражданское общество, и гражданское самосознание школьников и развивает навыки конструктивного общения в ученическом сообществе. Благодаря функционированию в школе этой службы сокращается число конфликтных ситуаций, сокращается число правонарушений, создаются условия, которые обеспечивают открытость и доступность деятельности школы и не только.Служба школьной медиации представляет собой службу, созданную в образовательном учреждении и состоящую из сотрудников образовательной организации, обучающихся и их родителей, которые прошли нужную подготовку и обучение основам метода школьной медиации и медиативного подхода.Школьная медиация решает ряд значимых психологических, юридических вопросов.В основе деятельности служб школьной медиации лежит:- обеспечение формирования и обучения «групп равных» («группы равных» — это группы ребят, объединённых для обучения процедуре медиации и медиативному подходу с целью последующего применения данных знаний и умений при разрешении споров, профилактики конфликтов среди ровесников и в том числе для распространения полученных знаний, умений и опыта среди ровесников, младших и старших школьников). Обучение методу школьной медиации учащихся и подготовка «групп равных». Формирование «групп равных» из обучающихся образовательного учреждения по двум возрастным группам: 5-8 классы и 9-11 классы;- применение медиативного подхода в рамках работы по предупреждению безнадзорности и беспризорности, наркомании, алкоголизма, табакокурения, правонарушений несовершеннолетних;- использование медиативного подхода и в том числе технологий позитивного общения в коррекционной работе с несовершеннолетними правонарушителями, в частности в общении с работниками правоохранительных органов и представителями комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав [10].Перед другими способами разрешения конфликтов медиация обладает следующими существенными преимуществами: - добровольность, поскольку медиация имеет место лишь в том случае, если стороны по собственной воле решили вступить в переговоры для того, чтобы достичь взаимопонимания и заключения мирового соглашения. В отличие от силовых методов решения спора, медиация дает возможность сбалансировать интересы обеих сторон таким образом, чтобы сохранить их значимость и избежать неблагоприятных последствий в будущем; - конфиденциальность. Обращаясь в суд, сторонам приходиться мириться с осознанием необходимости раскрытия общественности подробностей своего конфликта. Между сторонами переговоров и медиатором заключается соглашение о конфиденциальности, а это сторонам гарантирует того, что конфликт не предастся огласке. Стороны самостоятельно определяют, необходима ли им конфиденциальность, в части каких сведений и в какой форме; - беспристрастность. Нейтральность является одной из ключевых характеристик лица, руководящего процессом медиации. Медиатор никоим образом не заинтересован в разрешении дела. Он исполняет роль нейтрального помощника, а не судьи; он не дает советов, не принимает решений, одинаково нейтрально относиться к сторонам (он не заинтересован в выигрыше одной из сторон). Его цель состоит в примирении конфликтующих стороны, а не вынесении решения в пользу одной из сторон; - равноправие сторон, потому что стороны обладают равными правами в переговорах и в принятии решений; - скорость разрешения конфликта. Медиация занимает гораздо меньше времени, чем судебный процесс, вступление решения в законную силу, исполнительное производство. В сравнении с разрешением конфликтной ситуации в судебном порядке, при медиации скорость достижения результата зависит исключительным образом от конфликтующих сторон, а не от деятельности государственных органов. Эффективность медиации зависит от уровня доверия сторон к медиатору. Чрезвычайно важное качество посредника состоит в наличии у него навыков медиации, принятии им концепции медиации, что требует конкретной профессиональной подготовки. Не все опытные и квалифицированные арбитры, судьи, юристы или выдающиеся люди с хорошей репутацией могут быть медиаторами, в особенности если они не прошли курс специальной профессиональной подготовки как медиаторы. Именно в связи с этим некоторые страны законодательным образом установили требования к профессиональной подготовке медиаторов. К примеру, для того, чтобы иметь право быть медиатором в Австрии, надо пройти курс обучения не менее чем 200 часов. Успех при разрешении споров посредством медиации прямо зависит от таланта медиатора, его способности использовать навыки, позволяющие сторонам отойти от собственных позиций по спору и задуматься о собственных действительных интересах. Навыки приобретаются в ходе обучения и практики. Еще один фактор успеха заключается в уникальной позиции медиатора в отношении сторон. Установив отношения со сторонами и проводя с ними конфиденциальные беседы, медиатор всегда знает больше, чем любая из сторон, и это знание помогает медиатору формировать тактику разговора со сторонами, не раскрывая, тем не менее, иной стороне конфиденциальную информацию, которая была получена в ходе встреч с первой стороной. Процедура медиации, являясь одним из альтернативных способов разрешения конфликтов, завоевала уважение на Западе, даже, несмотря на то, что в Европе еще не выработался согласованный подход к самым разным аспектам, которые касаются процедуры медиации и в том числе на то, что неразвитость законодательства и разница в подходах являются некоторыми сдерживающими факторами развития медиации. США и Европа уже признали медиацию как эффективный способ разрешения споров, в связи с этим неприменение медиации в современных условиях на территории нашей страны может трактоваться в качестве проявления недальновидности [1]. Условно процедуру медиации можно разделить на внесудебную, досудебную и судебную. Процедура медиации может проводиться: - во внесудебном порядке - в случае, когда у спорящих сторон возникают затруднения в урегулировании спора, а обращаться в суд у них намерения нет; - в досудебном порядке - в случаях, предусмотренных законопроектом, или на основании внесенной в договор или в иное юридически обязательное соглашение, заключенное между участниками спора, медиативной оговорки о необходимости урегулирования разногласий путем применения процедуры медиации; - в рамках судебного процесса - в случае, когда стороны имеют право на любой стадии судебного разбирательства прервать процесс и обратиться к процедуре медиации, а на суд возлагается обязанность предложить сторонам использовать процедуру медиации. Процедура медиации проводится в несколько этапов: - организация процесса переговоров;- изложение позиций сторон; - выявление основного интереса сторон; - поиск истинных интересов сторон и их возможных крайних позиций; - выработка совместного решения (поиск и комбинация альтернатив); - достижение договоренности; - подписание мирового соглашения. В каждом определенном случае медиация сугубо индивидуальная работа, а не деятельность, которая может ограничиваться рамками некоего шаблона. Частный опыт медиации по определённому случаю нельзя считать общеприменимым: опыт, который был приобретен участниками одной процедуры медиации, неприменим к другому даже и аналогичному случаю [16].ЗАКЛЮЧЕНИЕПодростковый возраст является наиболее напряженным с точки зрения возникновения межличностных конфликтов. Повышенная конфликтность подростков во многом определяется особенностями и значением подросткового возраста в развитии личности.Межличностный конфликт у подростков может быть рассмотрен как ситуация интенсивного личностного развития, связанного с переструктурированием когнитивных образований, динамикой мотивов, ценностей и т.д.В работе были рассмотрены особенности межличностных конфликтов в подростковой среде, а также способы и методы их разрешения. Основными причинами конфликтов подростков с родителями являютсяконфликт неустойчивого родительского восприятия,диктатура родителей,мирное сосуществование – скрытый конфликт,конфликт опеки,конфликт родительской авторитетности.Конфликты со сверстниками возникают из-за конкуренции, борьбы за статус в группе, непохожести подроста (другой расы, вероисповедания, приверженности к субкультурам), буллинг, невзаимная любовь. Существуют различные методы разрешения конфликтов, к которым относятся такие, как медиация. Одним из эффективных методов разрешения конфликтных ситуаций является медиация. Учитывая, что в подростковом возрасте многие временные состояния закрепляются и становятся устойчивыми свойствами личности, педагогам, родителям, психологам при организации и осуществлении воспитательного процесса важно, не подавлять конфликты между подростками, а развивать у них коммуникативные качества, объективную самооценку и здоровую критичность к окружающим, формировать навыки конструктивного взаимодействия. Все это поможет преодолеть высокую конфликтность свойственную подросткам, сделать отношения в подростковых группах более гармоничными, а их воспитательный и развивающий потенциал более высоким.Таким образом, цель исследования достигнута, задачи выполнены. Гипотеза о том, чторазрешение конфликтов подростков со сверстниками будет эффективным, если использовать медиацию. полностью подтвердилась.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ1. Андрее, В.И. Конфликтология: исскуство спора, ведения переговоров, разрешение конфликтов [Текст] / В.И.Андреев. – М.: Народное образование, 2015. – 128 с.2. Андреев В.И. Основы педагогической психологии [Текст] / В.И.Андреев. – М., 2015. – 128 с.3. Андреева Г.М. Социальная психология [Текст]: учебник для вузов / Г.М. Андреева. – М.: Наука, 2017. – 324 с. 4. Анцупов А.Я. Конфликтология [Текст]: учебник для вузов / А.Я.Анцупов, А.И.Шипилов. – M: Юнити, 2019. – 551 с.5. Громова О.Н. Конфликтология [Текст]: курс лекций / О.Н. Громов. – М.: Изд-во ЭКМОС, 2020. – 320 с.6. Дойч М.С. Разрешение конфликта. Конструктивные и деструктивные процессы [Текст] / М.С.Дойч // Социально – политический журнал. - 2017. – № 1. – С. 19-21.7. Донцов А.И. Психология коллектива [Текст] / А.И.Донцов. – М.: Изд-во МГУ, 2016. – 208 с.8. Ершов А.А. Внутригрупповые конфликты [Текст] / А.А. Ершов. – Л.: Нева, 2018. – С. 59-60.9.Заиченко Н.У. Структурно – содержательные характеристики и психологические особенности конфликта [Текст] / Н.У.Заиченко // Мир психологии. – 2018. – № 4. – С. 262-272.10.Игнатьев А.А. Как урегулировать конфликты в организациях: советы зарубежных конфликтологов отечественным менеджерам [Текст] / А.А.Игнатьев, Е.И.Степанов // Прикладная психология. – 2018. – № 4. – С. 16 – 24.11. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах [Текст] / Я.Л.Коломинский. – М.: Мысль, 2016. – 241с.12. Коновалов А.Ю. Четыре шага к восстановительной работе с пространством школы [Текст] / А. Ю. Коновалов // Восстановительная ювенальная юстиция: сб. статей. - М.: МОО Центр «СПР», 2015. – С. 113.13.Конфликтология [Текст] : учебник для вузов / Под ред. А. С. Кармина. – СПб.: Изд-во «Лань», 2019. – 448 с.14.Кривцова С.В. Конфликты в школьном возрасте: пути их предупреждения и преодоления [Текст] / С.В.Кривцов. – М., 2016. – 180 с.15.Кричевский Р.Л. Психология малой группы [Текст] / Р.Л.Кричевский, Е.М.Дубовская. – М.: Изд-во МГУ, 2019. – 206 с.16. Крутецкий В.А. Психология подростка [Текст] / В.А. Крутецкий. – М., 2015. – 210 с.17. Кулагина И. Ю. Возрастная психология [Текст] / И.Ю.Кулагина, В.Н. Колюцкий. – М., 2017. – 199 с.18. Левитов Н.Д. Психологические особенности подростков [Текст] / Н.Д.Левитов. – М., 2019. – 58с.19.Лукашенок, О.Н. Конфликтологический этюд для учителя [Текст] / О.Н.Лукашенок, Н.Е. Шуркова. - М.: Изд-во. «Российское педагогическое агенство», 2018. – 80 с.20.Мак Элри Ф. Дисциплина в школе и восстановительное правосудие [Электронный ресурс] // Дисциплина в школе и права школьников.- Окленд, Новая Зеландия: Фонд правовых исследований (Legal Research Foundation), 1996. – Режим доступа: http://www/gigglepotz/com/reace.htm. (Дата обращения: 16.11.2020).21.Рыбакова, М. М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе [Текст]: книга для учителя / М.М.Рыбакова. – М.: Просвещение, 2017. – 223 с.22. Сергеева Л. С. Человек: Энциклопедия / Науч. – поп. издание для детей. – Н.: ЗАО «РОСМЭН – ПРЕСС», 2017.– 654 с.23. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) / И.В. Шаповаленко. - М.: Гардарики, 2015. - 349 с.

1. Андрее, В.И. Конфликтология: исскуство спора, ведения переговоров, разрешение конфликтов [Текст] / В.И.Андреев. – М.: Народное образование, 2015. – 128 с.
2. Андреев В.И. Основы педагогической психологии [Текст] / В.И.Андреев. – М., 2015. – 128 с.
3. Андреева Г.М. Социальная психология [Текст]: учебник для вузов / Г.М. Андреева. – М.: Наука, 2017. – 324 с.
4. Анцупов А.Я. Конфликтология [Текст]: учебник для вузов / А. Я. Анцупов, А.И.Шипилов. – M: Юнити, 2019. – 551 с.
5. Громова О.Н. Конфликтология [Текст]: курс лекций / О.Н. Громов. – М.: Изд-во ЭКМОС, 2020. – 320 с.
6. Дойч М.С. Разрешение конфликта. Конструктивные и деструктивные процессы [Текст] / М.С.Дойч // Социально – политический журнал. - 2017. – № 1. – С. 19-21.
7. Донцов А.И. Психология коллектива [Текст] / А.И.Донцов. – М.: Изд-во МГУ, 2016. – 208 с.
8. Ершов А.А. Внутригрупповые конфликты [Текст] / А.А. Ершов. – Л.: Нева, 2018. – С. 59-60.
9.Заиченко Н.У. Структурно – содержательные характеристики и психологические особенности конфликта [Текст] / Н.У.Заиченко // Мир психологии. – 2018. – № 4. – С. 262-272.
10.Игнатьев А.А. Как урегулировать конфликты в организациях: советы зарубежных конфликтологов отечественным менеджерам [Текст] / А.А.Игнатьев, Е.И.Степанов // Прикладная психология. – 2018. – № 4. – С. 16 – 24.
11. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах [Текст] / Я.Л.Коломинский. – М.: Мысль, 2016. – 241с.
12. Коновалов А.Ю. Четыре шага к восстановительной работе с пространством школы [Текст] / А. Ю. Коновалов // Восстановительная ювенальная юстиция: сб. статей. - М.: МОО Центр «СПР», 2015. – С. 113.
13.Конфликтология [Текст] : учебник для вузов / Под ред. А. С. Кармина. – СПб.: Изд-во «Лань», 2019. – 448 с.
14.Кривцова С.В. Конфликты в школьном возрасте: пути их предупреждения и преодоления [Текст] / С.В.Кривцов. – М., 2016. – 180 с.
15. Кричевский Р.Л. Психология малой группы [Текст] / Р.Л. Кричевский, Е.М. Дубовская. – М.: Изд-во МГУ, 2019. – 206 с.
16. Крутецкий В.А. Психология подростка [Текст] / В.А. Крутецкий. – М., 2015. – 210 с.
17. Кулагина И. Ю. Возрастная психология [Текст] / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. – М., 2017. – 199 с.
18. Левитов Н.Д. Психологические особенности подростков [Текст] / Н.Д.Левитов. – М., 2019. – 58с.
19. Лукашенок, О.Н. Конфликтологический этюд для учителя [Текст] / О.Н. Лукашенок, Н.Е. Шуркова. - М.: Изд-во. «Российское педагогическое агенство», 2018. – 80 с.
20. Мак Элри Ф. Дисциплина в школе и восстановительное правосудие [Электронный ресурс] // Дисциплина в школе и права школьников.- Окленд, Новая Зеландия: Фонд правовых исследований (Legal Research Foundation), 1996. – Режим доступа: http://www/gigglepotz/com/reace.htm. (Дата обращения: 16.11.2020).
21.Рыбакова, М. М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе [Текст]: книга для учителя / М.М.Рыбакова. – М.: Просвещение, 2017. – 223 с.
22. Сергеева Л. С. Человек: Энциклопедия / Науч. – поп. издание для детей. – Н.: ЗАО «РОСМЭН – ПРЕСС», 2017. – 654 с.
23. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) / И.В. Шаповаленко. - М.: Гардарики, 2015. - 349 с.