Иппотерапия: влияние взаимодействия с лошадьми на психологический стресс и благополучие человека

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Психология
  • 25 25 страниц
  • 37 + 37 источников
  • Добавлена 08.07.2024
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Содержание


Введение 3
Глава 1. Общая характеристика стресса и благополучия человека 5
Глава 2.Влияние взаимодействия с лошадьми на психологический стресс и благополучие человека 16
Заключение 20
Список литературы 22

Фрагмент для ознакомления

Эффект массажа и улучшенного кровообращения, особенно в области ног и органов малого таза, способствует усилению кровотока и стимулированию двигательной активности. Также, сохранение равновесия на движущейся лошади требует от всадника активации координации, баланса и моторной синхронизации, что влечет за собой задействование не только основных, но и вспомогательных групп мышц, включая те, что обычно остаются менее активными.Так, верховая езда активирует сложные двигательные функции, способствует развитию мелкой моторики и обучению выполнению точных движений, что делает иппотерапию незаменимым методом в современной реабилитационной практике, особенно в лечении тяжелых заболеваний[15]Лечебная верховая езда оказывает важную роль в комплексной реабилитации и адаптации людей с различными заболеваниями и состояниями, требующими как физического, так и психоэмоционального восстановления. Этот метод реабилитации активно применяется для лечения широкого спектра нарушений, включая:Нарушения опорно-двигательного аппарата: Проблемы с опорно-двигательным аппаратом часто происходят из-за поражений центральной нервной системы, в том числе у пациентов с детским церебральным параличом или в следствие травм. Такие заболевания как полиомиелит или последствия травм также могут быть подвергнуты реабилитации с использованием верховой езды. Кроме того, этот метод эффективен при лечении нарушений осанки, включая сколиозы 1 и 2 степени и кифозы, а также при лечении остеохондрозов и радикулитов.Психо-эмоциональные нарушения: Верховая езда используется для стабилизации психического состояния у пациентов с различными психическими и поведенческими расстройствами, включая шизофрению, аутизм и другие подобные состояния.Нарушения умственного развития: Пациенты с задержкой психического развития, олигофренией или синдромом Дауна также могут извлечь пользу из занятий верховой ездой, поскольку это способствует их социализации и улучшению координации.Сердечно-сосудистые заболевания: Этот вид терапии помогает в улучшении кровообращения и общей физической формы пациентов, страдающих сердечно-сосудистыми нарушениями.Лечебная верховая езда действует через комплексное воздействие на физическое и психоэмоциональное состояние человека. Общение с лошадью и активное участие в верховой езде не только способствуют улучшению моторики и координации, но и оказывают релаксирующее воздействие, помогая снижать уровень стресса и его негативные последствия для организма. Иппотерапия становится мощным инструментом в реабилитационной практике, активизируя внутренние ресурсы организма для восстановления и поддержания здоровья [1]ЗаключениеИзвестны многие психокоррекционные методы: арт-терапия, музыкотерапия, танцевально-двигательная терапия и др. Уникальность иппотерапии заключается в гармоничном сочетании телесно ориентированных и когнитивных приемов воздействия на психику человека. Кроме того, как считают многие исследователи, верховая езда стимулирует развитие мелкой моторики, усидчивость и улучшает гармоничное восприятие окружающего мира у пациентов, в том числе с нарушением психики различной тяжести. В процессе реабилитации происходит последовательный перенос приобретенных физических, коммуникативных и прочих навыков из ситуации верховой езды в повседневную жизнь.Иппотерапия оказывает значительное влияние на улучшение когнитивных функций, таких как память, внимание и мышление. Активное участие в верховой езде требует от участников непрерывной концентрации, высокой степени самоорганизации и способности к планированию, что стимулирует мозговую активность. В процессе управления лошадью всадник должен запоминать и последовательно выполнять серию команд, что активизирует многие психические процессы и способствует развитию когнитивных навыков.Кроме того, иппотерапия предоставляет уникальные возможности для социального взаимодействия, что положительно сказывается на психоэмоциональном состоянии участников. Нахождение в среде, где требуется взаимодействие как с лошадьми, так и с инструкторами или другими участниками, способствует развитию социальных навыков, повышает уровень эмпатии и взаимопонимания.Верховая езда также приводит к значительному улучшению самооценки и самочувствия. Занятия верховой ездой способствуют глубокой эмоциональной релаксации и могут значительно снизить уровень депрессии у участников. Взаимодействие с лошадью и участие в езде вызывают у всадников мощный поток положительных эмоций, укрепляют душевное здоровье и позволяют чувствовать себя увереннее в решении повседневных задач. Эффекты такой деятельности настолько значимы, что могут привести к общему улучшению настроения, повышению жизненного тонуса и усилению стремления к достижению лучших результатов в различных сферах жизни.На наш взгляд, есть все основания полагать, что иппотерапия может стать оправданным и действенным путем к психологическому и эмоциональному здоровью многих людей.Список литературыАбаскалова Н. П. Зверкова А. Ю. Научный обзор: системный подход в педагогике здоровья // Научное обозрение. Педагогические науки. 2016. № 2. С. 5-24Александровский Ю. А. Состояние психической дезадаптации и их компенсация. М. : Наука, 2016. 270 с. Балог, А. И. Социальная активность студенческой молодежи / А.И. Балог // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2015. – № 7 (6-2). – С. 143-146. Барышников, Е.Н. Внеурочная деятельность обучающихся: основные подходы и условия осуществления / Е.Н. Барышникова // Внеурочная деятельность обучающихся в условиях реализации ФГОС общего образования: материалы II Всероссийской научно-практической конференции. – Челябинск: ЧИППКРО, 2014. – 415 с.Безуглая Т. И. Становление проблемы психологического здоровья // Калининградский вестник образования. 2020. №2. С. 74-84.Беляева, Е.А. Эмоциональное выгорание: профессия и ее влияние на стрессоустойчивость личности / Е.А. Беляева, И.В. Рыжкова // Специалисты АПК нового поколения. Издательство: ООО «ЦеСАин». – 2018. – С. 66-69.Бодров, В.А. Материалы научно-практических мероприятий V Всер оссийского форума «Здоровье нации – основа процветания России» / В.А. Бодров // Том 4: Всероссийский научно – практический конгресс «Здоровье нации и образование». – М.: Речь, 2009 – 356 с. Бреслав Г.М. Основы психологического исследования / Г.М. Бреслав.– М.: Смысл: Академия,2010.– 493 с. Варданян, Б.Х. Механизмы саморегуляции эмоциональной устойчивости / Б.Х. Варданян // Психологический журнал: категории, принципы и методы психологии. Психологические процессы. – М.: Эксмо,2013 С.24. Василенко Е. А. Факторы, влияющие на интенсивность переживания личностью социального стресса // Вестник ЮУрГГПУ. 2020. №3 (156). С.263-289.Волков Б.С. Психология возраста. От младшего школьника до старости. Логичексие схемы: Учебное пособие / Б.С. Волков. - М.: ВЛАДОС, 2013. - 511 c.Выготский Л. С. Вопросы детской психологии/ Л. С. Выготский. – СПб : Союз, 2004. – 224Гаджимурадова, З. М. Особенности развития самосознания личности в подростковом возрасте / З.М. Гаджимурадова, Р.И. Рамазанов // Инновации в современной науке. Материалы Международной научно-практической конференции. 2014. С. 20-30. Голдберг, Д., Хаксли П. Распространенные психические расстройства: Биосоциальная модель/ Пер. с англ. Д. Полтавца. К.:Сфера, 2017.Горшков Е.А. Исследование эмоциональной тревожности студентов на разных этапах обучения в педагогическом вузе / Е. А. Горшков, Л. Д. Коротина // Молодой ученый. – 2015. – № 23.2 (103.2). – С. 46–51. Грехов Р. А., Сулейманова Г. П., Адамович Е. И. Роль тревоги в психофизиологии стресса // Природные системы и ресурсы. 2017. №1. С. 57-66.Деткова И.В., Леонтьева А.В., Ковалева Н.В. Формирование психологической устойчивости как средство профилактики аддикций у подростков // КПЖ. – 2016. – №2-2 (115). Дорофеева, Л. И. Организационное поведение: учебник и практикум для академического бакалавриата / Л. И. Дорофеева. 2-е изд., испр. и доп. М. : Издательство Юрайт, 2018. 395 с.Духновский С. В. Психодиагностика : учебник и практикум для вузов / С. В. Духновский. Москва : Издательство Юрайт, 2021. 353 с.Зародина В. В. Социально-психологический климат в организации и его влияние на эффективность профессиональной деятельности // Молодой ученый. 2017. №2. С. 96-98.Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов. – М.: Логос, 2008. – 384 с.Катунин, А.П. Стрессоустойчивость как психологический феномен / А.П. Катунин // Молодой ученый. – 2012. – №9. – С. 243-246. Кон И.С. Психология ранней юности. – М.: Просвещение, 2012. – 252 с. – С. 6.Краснова В.В. Социальная тревожность как фактор нарушений интерперсональных отношений и трудностей в учебной деятельности у студентов: дис. ...канд. психол. наук: 19.00.13 / В.В. Краснова. – М.: Моск. гор. психолого-педагогический институт, 2013. – 174 с.Краснова В.В. Социальная тревожность как фактор нарушений интерперсональных отношений и трудностей в учебной деятельности у студентов: дис. ...канд. психол. наук: 19.00.13 / В.В. Краснова. – М.: Моск. гор. психолого-педагогический институт, 2013. – 174 с.Лазарус Р. Психологический стресс и копинг-процессы // Психологические теории и концепции личности / Под ред. П. А.Горностай, Т. А.Титаренко. М. : Аспект-пресс, 2016. С. 44-56.Минина К.В. Нарушение социализации в подростковом возрасте: теоретико-методологический анализ // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2012. – №10. – С. 116Мищенко, Л.В. Интегративная психология пологендерного развития индивидуальности человека (том 2. период подросткового и раннего юношеского возраста) / Л.В. Мищенко. - М.: КноРус, 2018. - 496 c.Молчанов С.В. Психология подросткового и юношеского возраста: Учебник для академического бакалавриата / С.В. Молчанов. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 351 c.Моросанова В.И. Личностные аспекты саморегуляции произвольной активности человека // Психологический журнал. – 2002. – Т.23. - № 6. – С. 5Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В. С. Мухина. – Москва : Изд. – Академия, 1999. – 447с.Нартова-Бочавер С. К. Жизненная среда как источник стресса и ресурс его преодоления: возвращаясь к психологии повседневности // Психологический журнал, 2019. том 40, № 5. С. 15-26.Немец В. В., Виноградова Е. П. Стресс и стратегии поведения // Национальный психологический журнал. 2017. №2 (26). С. 59-72.Новикова Н. А. Стресс и жизнестойкость // Психологические проблемы смысла жизни и акме. 2021. №1. С. 95-102.Психодиагностика стресса: практикум / сост. Р. В. Куприянов, Ю. М. Кузьмина; М-во образ. и науки РФ, Казан. гос. технол. ун-т. Казань : КНИТУ, 2012. 212 с.Психология безопасности : учебное пособие для академического бакалавриата / А. И. Донцов, Ю. П. Зинченко, О. Ю. Зотова, Е. Б. Перелыгина. Москва : Издательство Юрайт, 2019. 276 с.Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. и общая редакция Л. В. Куликова. СПб. : Питер, 2018. 480 с.

Список литературы

1. Абаскалова Н. П. Зверкова А. Ю. Научный обзор: системный подход в педагогике здоровья // Научное обозрение. Педагогические науки. 2016. № 2. С. 5-24
2. Александровский Ю. А. Состояние психической дезадаптации и их компенсация. М. : Наука, 2016. 270 с.
3. Балог, А. И. Социальная активность студенческой молодежи / А.И. Балог // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2015. – № 7 (6-2). – С. 143-146.
4. Барышников, Е.Н. Внеурочная деятельность обучающихся: основные подходы и условия осуществления / Е.Н. Барышникова // Внеурочная деятельность обучающихся в условиях реализации ФГОС общего образования: материалы II Всероссийской научно-практической конференции. – Челябинск: ЧИППКРО, 2014. – 415 с.
5. Безуглая Т. И. Становление проблемы психологического здоровья // Калининградский вестник образования. 2020. №2. С. 74-84.
6. Беляева, Е.А. Эмоциональное выгорание: профессия и ее влияние на стрессоустойчивость личности / Е.А. Беляева, И.В. Рыжкова // Специалисты АПК нового поколения. Издательство: ООО «ЦеСАин». – 2018. – С. 66-69.
7. Бодров, В.А. Материалы научно-практических мероприятий V Всер оссийского форума «Здоровье нации – основа процветания России» / В.А. Бодров // Том 4: Всероссийский научно – практический конгресс «Здоровье нации и образование». – М.: Речь, 2009 – 356 с.
8. Бреслав Г.М. Основы психологического исследования / Г.М. Бреслав.– М.: Смысл: Академия,2010.– 493 с.
9. Варданян, Б.Х. Механизмы саморегуляции эмоциональной устойчивости / Б.Х. Варданян // Психологический журнал: категории, принципы и методы психологии. Психологические процессы. – М.: Эксмо,2013 С.24.
10. Василенко Е. А. Факторы, влияющие на интенсивность переживания личностью социального стресса // Вестник ЮУрГГПУ. 2020. №3 (156). С.263-289.
11. Волков Б.С. Психология возраста. От младшего школьника до старости. Логичексие схемы: Учебное пособие / Б.С. Волков. - М.: ВЛАДОС, 2013. - 511 c.
12. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии/ Л. С. Выготский. – СПб : Союз, 2004. – 224
13. Гаджимурадова, З. М. Особенности развития самосознания личности в подростковом возрасте / З.М. Гаджимурадова, Р.И. Рамазанов // Инновации в современной науке. Материалы Международной научно-практической конференции. 2014. С. 20-30.
14. Голдберг, Д., Хаксли П. Распространенные психические расстройства: Биосоциальная модель/ Пер. с англ. Д. Полтавца. К.:Сфера, 2017.
15. Горшков Е.А. Исследование эмоциональной тревожности студентов на разных этапах обучения в педагогическом вузе / Е. А. Горшков, Л. Д. Коротина // Молодой ученый. – 2015. – № 23.2 (103.2). – С. 46–51.
16. Грехов Р. А., Сулейманова Г. П., Адамович Е. И. Роль тревоги в психофизиологии стресса // Природные системы и ресурсы. 2017. №1. С. 57-66.
17. Деткова И.В., Леонтьева А.В., Ковалева Н.В. Формирование психологической устойчивости как средство профилактики аддикций у подростков // КПЖ. – 2016. – №2-2 (115).
18. Дорофеева, Л. И. Организационное поведение: учебник и практикум для академического бакалавриата / Л. И. Дорофеева. 2-е изд., испр. и доп. М. : Издательство Юрайт, 2018. 395 с.
19. Духновский С. В. Психодиагностика : учебник и практикум для вузов / С. В. Духновский. Москва : Издательство Юрайт, 2021. 353 с.
20. Зародина В. В. Социально-психологический климат в организации и его влияние на эффективность профессиональной деятельности // Молодой ученый. 2017. №2. С. 96-98.
21. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов. – М.: Логос, 2008. – 384 с.
22. Катунин, А.П. Стрессоустойчивость как психологический феномен / А.П. Катунин // Молодой ученый. – 2012. – №9. – С. 243-246.
23. Кон И.С. Психология ранней юности. – М.: Просвещение, 2012. – 252 с. – С. 6.
24. Краснова В.В. Социальная тревожность как фактор нарушений интерперсональных отношений и трудностей в учебной деятельности у студентов: дис. ...канд. психол. наук: 19.00.13 / В.В. Краснова. – М.: Моск. гор. психолого-педагогический институт, 2013. – 174 с.
25. Краснова В.В. Социальная тревожность как фактор нарушений интерперсональных отношений и трудностей в учебной деятельности у студентов: дис. ...канд. психол. наук: 19.00.13 / В.В. Краснова. – М.: Моск. гор. психолого-педагогический институт, 2013. – 174 с.
26. Лазарус Р. Психологический стресс и копинг-процессы // Психологические теории и концепции личности / Под ред. П. А.Горностай, Т. А.Титаренко. М. : Аспект-пресс, 2016. С. 44-56.
27. Минина К.В. Нарушение социализации в подростковом возрасте: теоретико-методологический анализ // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2012. – №10. – С. 116
28. Мищенко, Л.В. Интегративная психология пологендерного развития индивидуальности человека (том 2. период подросткового и раннего юношеского возраста) / Л.В. Мищенко. - М.: КноРус, 2018. - 496 c.
29. Молчанов С.В. Психология подросткового и юношеского возраста: Учебник для академического бакалавриата / С.В. Молчанов. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 351 c.
30. Моросанова В.И. Личностные аспекты саморегуляции произвольной активности человека // Психологический журнал. – 2002. – Т.23. - № 6. – С. 5
31. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В. С. Мухина. – Москва : Изд. – Академия, 1999. – 447с.
32. Нартова-Бочавер С. К. Жизненная среда как источник стресса и ресурс его преодоления: возвращаясь к психологии повседневности // Психологический журнал, 2019. том 40, № 5. С. 15-26.
33. Немец В. В., Виноградова Е. П. Стресс и стратегии поведения // Национальный психологический журнал. 2017. №2 (26). С. 59-72.
34. Новикова Н. А. Стресс и жизнестойкость // Психологические проблемы смысла жизни и акме. 2021. №1. С. 95-102.
35. Психодиагностика стресса: практикум / сост. Р. В. Куприянов, Ю. М. Кузьмина; М-во образ. и науки РФ, Казан. гос. технол. ун-т. Казань : КНИТУ, 2012. 212 с.
36. Психология безопасности : учебное пособие для академического бакалавриата / А. И. Донцов, Ю. П. Зинченко, О. Ю. Зотова, Е. Б. Перелыгина. Москва : Издательство Юрайт, 2019. 276 с.
37. Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. и общая редакция Л. В. Куликова. СПб. : Питер, 2018. 480 с.