Государственное управление сферы культуры рф

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Государственное и муниципальное управление
  • 35 35 страниц
  • 30 + 30 источников
  • Добавлена 02.07.2024
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Введение 3
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты государственного управления сферы культуры РФ……………………………………………………………………….5
1.1. Концептуальные основы государственного управления сферы культуры РФ…………………………………………………………………………………..5
1.2. Нормативно-правовое регулирование сферой культуры в Российской Федерации………………………………………………………………………....9
ГЛАВА 2. Практические аспекты государственного управления сферы культуры РФ……………………………………………………………………. 13
2.1. Анализ реализации государственного управления в сфере культуры..…13
2.2. Приоритетные направления совершенствования государственного управления в сфере культуры……………………………………………….….24
Заключение 29
Список использованных источников 33


Фрагмент для ознакомления

В качестве составляющих ее духовных элементов можно назвать демократические права и свободы личности, вечные, непреходящие ценности межчеловеческих взаимоотношений. Целью создания подобной идеологии должно стать достижение общего консенсуса на базе разделяемых большинством членов общества взглядов, что может послужить действенным механизмом социальной стабилизации и нормального развития российского социума.2.2. Приоритетные направления совершенствования государственного управления в сфере культурыВ настоящее время социокультурная ситуация в России характеризуется рядом негативных процессов, возникающих в сфере духовной жизни общества - это утрата духовно-нравственных ориентиров, отчуждение детей, молодежи и взрослых от культуры и искусства, значительное снижение финансового обеспечения учреждений культуры .Переход к рыночным отношениям вызвал необходимость постоянного обогащения содержания деятельности учреждений культуры, методов их реализации и поиска новых технологий, что является одной из серьезных проблем. К сожалению, в связи с социально-экономическими трудностями общества, большим количеством безработных, отсутствием соответствующего количества учреждений культуры, недостаточным вниманием к этому вопросу со стороны местных органов власти и культурно-досуговых учреждений, происходит развитие неинституциональных форм досуга. [20, с.5]Для большинства людей социально-культурные учреждения являются основными сферами культурной интеграции и самореализации личности, поэтому совершенствование деятельности культурных центров сегодня является важным вопросом. Решение должно активно реализовываться по всем направлениям: совершенствование экономических механизмов, разработка концепции учреждений культуры в новых условиях, подходы к модели и профессии работников культуры, содержанию их деятельности, планированию и управлению учреждениями досуга. То есть нынешний этап культурного развития должен характеризоваться переходом от критики существующей ситуации к конструктивным решениям. Анализ отечественной и зарубежной научной литературы в этой области позволяет сделать вывод о том, что культура как объект государственной поддержки - это совокупность институтов и видов деятельности, обеспечивающих создание, сохранение, распространение и усвоение духовных и культурных ценностей. Зарубежный опыт позволил выделить следующие типичные модели культурной политики государства: в Америке, Великобритании и Франции, выявить преимущества и недостатки, но их общей чертой является отделение государства от серьезного воздействия на сферу культуры; независимость большинства культурных и художественных учреждений. учреждения; поддерживающие (финансовые, льготные, налоговые) учреждения, коллективные и 100-процентные члены - это не техническое обслуживание.Финансовая поддержка определенных культурных проектов, в рамках которых некоммерческим (культурным, образовательным, религиозным) организациям предоставляется приоритетное управление.Стимулирование культурной поддержки в неправительственной форме. Поддержка создания и развития сети неправительственных организаций, основной целью которых является поддержка и развитие культуры. [21, с.7]Несомненно, вопрос регулирования развития культуры в современных условиях нашей страны является актуальным и основополагающим. Без создания эффективной системы государственного воздействия на эти процессы невозможна реализация новой государственной политики и новых моделей функционирования сферы культуры, система управления которой в современной России не является централизованной и демократической. Поэтому необходимо разработать научные вопросы, связанные с переосмыслением роли местных органов власти в регулировании развития культуры, в связи с тем, что существующая система управления до сих пор не учитывала те изменения, которые произошли в культуре в начале этого столетия. Следует отметить, что отсутствует всестороннее изучение региональных вопросов государственного регулирования культурного развития, в частности его организационных, правовых и финансовых механизмов, поэтому необходимо разработать положения по совершенствованию механизмов государственного регулирования и практические рекомендации по совершенствованию деятельности административных органов по регулированию развитие культурных систем.В целом, регулирующая функция рассматривается, во-первых, как особый элемент управления, который постоянно поддерживает установленный порядок и гармонизирует взаимодействие частей и компонентов объектов.Во-вторых, как совокупность способов внесения изменений и обеспечения поддержания определенного состояния объекта. Следует отметить, что действующие законодательные акты неадекватно регулируют вопросы в сфере культуры, поскольку в правовой базе законодательных актов существуют противоречия, которые являются результатом попыток объединить различные идеологии и системы ценностей. Функционирующее правовое поле не учитывает современные особенности общественного развития, которые заключаются в росте деструктивного влияния массовой культуры, распространении процессов компьютеризации и глобализации [22, с.51]. Система формирования бюджета в соответствии с принципами программы указывает на то, что необходимы существенные корректировки в финансовой поддержке системы культуры, поскольку фактически финансирование бюджета продолжается. В результате возможности государства по эффективному поддержанию и даже развитию культурной инфраструктуры остаются весьма слабыми.[2] Необходимо пересмотреть правовую базу функционирования системы культуры в направлении повышения эффективности влияния местной администрации на развитие этого вида деятельности и обеспечения соответствия современным требованиям и формам государственного регулирования. Совершенствование правовых, организационных и финансовых механизмов регулирования развития культуры должно основываться на определении основных составляющих реформы, как основы эффективного воздействия государства на сферу культуры и искусства (представлены на рисунке1). Рисунок 1. - Направления совершенствования регулирования сферы культуры Необходимо обеспечить информационную поддержку для совершенствования правовых, организационных и финансовых механизмов регулирования развития культуры, чтобы придать этому процессу такие характеристики, как открытость, транспарентность, публичность, последовательность, эффективность и инновационность. Политика финансирования культуры показывает необходимость ее изменения.В связи со значительным увеличением расходов на культуру и искусство в региональных и местных бюджетах.Внедрение смешанного и комбинированного финансирования из государственных (бюджетных) источников, благотворительности, меценатства и доходов учреждений культуры от предоставляемых услуг.Обеспечение финансирования за счет государственных целевых программ. В целях повышения эффективности государственного финансирования культуры в регионе рекомендуется укрепить базовую сеть учреждений культуры и, в первую очередь, сосредоточиться на собственной культурной и художественной деятельности и доходах от благотворительности. Другие элементы нового механизма финансирования культурного развития включают конкурсный отбор и финансовую поддержку культурных и художественных проектов, расширение производства и систем субсидирования, предоставление приоритетных займов и ссудной задолженности, а также привлечение иностранных инвестиций в культурные проекты. [27, с.41]В результате можно сделать вывод, что усовершенствованная законодательная база, отвечающая требованиям времени, является необходимым условием эффективного функционирования российской культурной системы, поскольку состояние сферы культуры, особенно в регионах России, сегодня можно оценить как важное, на что следует обратить больше внимания. на образование детей и молодежи, развитие материально-технической базы учреждений культуры, повышение заработной платы работников системы культуры, сохранение и укрепление культурного наследия. И это желательно. Причина неэффективного развития системы культуры кроется, в том числе, в низком уровне профессионализма сотрудников, что требует внедрения системы комплексных мер по совершенствованию организационных, правовых и финансовых механизмов регулирования системы культуры.ЗАКЛЮЧЕНИЕСтоит отметить, что в рамках данной работы были подняты вопросы, указанные в целях и задачах, которые заключались в исследовании подхода к государственному управления в сфере культуры, а также в раскрытии подходов к проблеме изучения государственного управления в сфере культуры, а также перспектив его развития в Российской Федерации. Данные вопросы были изучены и отражаются в работе.В первой главе были раскрыты концептуальные основы государственного управления сферы культуры РФ, определена сущность молодой семьи как объекта государственной политики, описанонормативно-правовое регулирование сферой культуры в Российской Федерации.Во второй главе была проанализирована реализация государственного управления в сфере культуры и описаны приоритетные направления совершенствования государственного управления в сфере культуры.Стоит отметить, что в рамках данной работы были подняты вопросы, указанные в целях и задачах, которые заключались в исследовании подхода к государственному управления в области культуры и идеологии, а также в раскрытии подходов к проблеме изучения государственного управления в области культуры и идеологии, а также перспектив его развития в Российской Федерации. Данные вопросы были изучены и отражаются в работе.Таким образом, значение государственного управления в сфере культуры через правовые, экономические и административные рычаги исследует социально значимые процессы, влияющие на условия жизни людей. Государственное управление должно быть направлено на создание равных условий для удовлетворения интересов и потребностей каждого человека, особенно на формирование морально и психологически устойчивой, компетентной и социально ответственной личности, как основы здорового и процветающего общества. К основным функциям Государственного министерства культуры относятся сохранение и укрепление культурного наследия, организация развлечений для населения, создание благоприятных условий для науки, туризма, спорта и т.д. Сегодня в российском обществе важнейшая роль в развитии культуры принадлежит государству, которое обязано вносить наибольший вклад в регулирование сферы культуры в связи с отсутствием подготовленных рыночных отношений ее полного потенциала, потенциала ее обладает и своей традиционной ролью выступать в обществе. Большинство культур, в которых творчество играет особую роль, развиваются стихийно. Поэтому ведется много споров о том, следует ли контролировать культуру и должно ли это делать государство. Действительно, государственное управление часто сталкивается с зависимостью культурной деятельности от правительства - ведь в истории страны было время, когда культура была «колесом и винтиком» идеологического механизма». Однако в условиях кризиса в России государство явно будет оставаться главным актором культурной политики в течение длительного времени, что может способствовать формированию новых источников доходов и реинтеграции национального вхождения России как многоэтнической нации. Страны всегда должны так или иначе уточнять свои интересы в культурной сфере.Степень культурной политики, реализуемой государством, варьируется в зависимости от страны и периода времени.Регулирование обществом культурной среды через корпорации и государственные учреждения ограничивает национальную культурную политику. Эта сфера деятельности умеренная и обычно связана с развитием творчества, защитой национальной культуры, предотвращением негативных последствий коммерциализации в сфере культуры, децентрализацией управления и защитой культуры.Содействие культурному обновлению и инновациям способствует обмену и взаимопониманию между различными культурными группами как на национальном уровне, так и за пределами государственных границ.Для достижения устойчивого развития важно бережно сохранять и передавать историю и культурные достижения общества будущим поколениям. Культурная самобытность и духовная жизнь являются основой нравственного и творческого духа, сформированного опытом поколений. Это считается самым важным элементом в этой консервации.Изучая результаты, мы можем установить некоторые фундаментальные принципы механизмов управления в контексте культуры:- Деполитизация и демократизация системы управления культурой.- Изменения в преимущественно целенаправленной финансовой помощи организациям культурного обслуживания.- Необходимость разнообразных культурно-организационных и экономических подходов с учетом местных особенностей.- Дифференциация бизнес-моделей (коммерческих и некоммерческих организаций, специализированных моделей для разных видов деятельности) очевидна.- Создание возможностей для диалога и сотрудничества между культурной деятельностью и сферами разработки политики для решения общих интересов.- Осуществление управленческих действий на основе договорных отношений и привлечение различных субъектов к формированию целевых программ и проектов посредством партнерства. Современный этап развития государственного управления в сфере культуры требует перехода от жесткого контроля к более гибкому регулированию, создания децентрализованных систем управления в демократических целях, активного участия населения в решении важных общественных проблем. сохранение культурных ценностей и экономических механизмов, позволяющих эффективно развиваться культуре в современных социально-экономических (рыночных) условиях.Это касается методов управления сферой культуры, а также ее перехода от дотационных бюджетных средств к экономическим методам и конкуренции за бюджетников, также дополнительно необходимо привлечь дополнительные внебюджетные средства.

1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года) // "Собрание законодательства РФ", 04.08.2014, N 31, ст. 4398.
2. "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" (утв. ВС РФ 09.10.1992 N 3612-1) (ред. от 10.07.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 22.12.2023)
3. Авнесова, Г.А. Некоторые проблемы анализа социокультурной сферы российских регионов/ Г.А. Аванесова, О.Н. Астафьева // Панорама культ. жизни РФ: Информ. сб./РГБ; НИО Информкультура. - 2021. - №2. С.28-31.
4. Атаманчук, Г.В. Теория государственного управления. – М.: Омега – Л, 2022. – 361 с.
5. Бирюкова, Т.С., Кох И.А. Управление сферой культуры / Т.С. Бирюкова // Вопросы управления: М.- 2021.- № 2 (63).- с. 214–228.
6. Булкина, Ю. С. Совершенствование государственного управления сферой культуры на региональном уровне / Ю. С. Булкина // Молодой ученый: М. - 2018. - № 50 (236). - с. 217-219.
7. Бусыгин А.Е. Государственная культурная политика в Российской Федерации. СПб: Российская нац. б-ка, - 2020. – 451с.
8. Востряков Л.Е. Государственная культурная политика современной России: региональное измерение: монография. М., - 2017- 390с.
9. Востряков, Л.Е. Культурная политика / Л.Е. Востряков // Матер. база сферы культуры: Науч.-информ. сб./РГБ; НИО Информкультура. - 2020. - Вып.1. - с.40 - 72.
10. Голышев, А.В. Региональная культурная политика: история, опыт, перспективы/ А.В. Голышев // Экология культуры. - Архангельск, 2018. - №4. - с. 5-24.
11. Горлова И. Культурная политика в современной России: региональный
аспект. – Краснодар,- 2018. - 242 с.
12. Гудима, Т.М. Состояние законодательства в сфере культуры / Т.М. Гудима // Ориентиры культурной политики. - 2021. - №3. - с.4 - 11.
13. Жидков, В.С. Государственная культурная политика/ В.С. Жидков// Ориентиры культурной политики. - 2019. - №6. - с.49 - 86.
14. Карпухин, О.И., Комиссаров С.Н. Государственная политика в сфере культуры в зеркале социологии / О.И. Карпухин // Гуманитарий Юга России.- 2018. - Т. 7.- № 5.- с. 118–142.
15. Карпухин О.И. Управление в культуре: проблемы функционирования и совершенствования.// Социал. - полит. журн., 2020 – С. 26-39.
16. Карякин В.В., Прокш М.Ю. Нормативно-правовое регулирование сферы культуры. Перспективы законопроектной деятельности Минкультуры России / Карякин В.В., Прокш М.Ю.-2022-403с.
17. Маевский, Г.С. Культурная политика современной России: институты и тенденции/Г.С. Маевский// Вестник Московского университета: Научный журнал. - 2022. - №2. - с.77 - 87.
18. Мамедова, Е.В Культурная политика/ Мамедова Е.В // Философ. науки. - 2021. -№ 1.- с.163 - 171.
19. Мельков, С.А. Государственное и муниципальное управление. Введение в специальность. Конспект лекций: Учебное пособие. - М.: КноРус, 2018. - 294 c.
20. Мачнев В.Я. Преемственность и новации в культуре: теоретические и прикладные аспекты. Самара: Самарский ун-т, - 2020. – 298с.
21. Мусина, А. М. Особенности государственного управления в сфере культуры / А. М. Мусина, В. А. Захарова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 11 (510). — С. 114-116.
22. Пакулина И.С. Государственное регулирование и формирование стратегии социально-экономического развития / И.С. Пакулина // Вестник государственного и муниципального управления. – 2022. – № 3. – С. 24-32.
23. Пикулькин, А.В. Система государственного управления. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2018. – 510 с.
24. Рождественская, Е.А. Место народной культуры в общественном прогрессе/ Е.А. Рождественская, С.Б. Рождественская // Ориентиры культурной политики. - 2021. - №6. - с.92 - 103.
25. Сарпов, С.Г. Принцип нищеты в культуре./ С.Г. Сарпов// «Известия» .-2022.-№7.-с.15-19.
26. Скульмовская, Л.Г. Методы программно-целевого планирования и управления в сфере культуры региона в новых геополитических условиях / Л.Г. Скульмовская //Россия: тенденции и перспективы развития.-2018.- Вып. 13.- с. 562–567.
27. Фирсов, В.Р. Культурная политика: выбор стратегии и ориентир. -М.: Либерея, 2018. -237 с.
28. Флигер, А.Я. О новой культурной политике России / А.Я. Флигер // Обществ. науки и современность. - 2022.- №5.- с.4-9.
29. Чиркин, В.Е. Государственное и муниципальное управление: учебник / В.Е. Чиркин. М.: Юристъ,- 2022. – 245с.
30. Яновский, В.В. Государственное и муниципальное управление. введение в специальность (для бакалавров) - М.: КноРус, 2022. - 352 c.