Развитие познавательной деятельности учащихся на старшей ступени обучения иностранному языку

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Теория и методика преподавания иностранных языков
  • 36 36 страниц
  • 18 + 18 источников
  • Добавлена 24.07.2024
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития познавательной деятельности школьников старшей ступени обучения 5
1.1. Познавательная деятельность: понятие, виды, методы, способы 5
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей среднего возраста 13
Глава 2. Практические основы развития познавательной деятельности учащихся на старшей ступени обучения на уроках английского языка 17
2.1. Анализ УМК по английскому языку по развитию познавательной деятельности старших школьников 17
2.2. Средства развития познавательной деятельности на уроках английского языка 23
Заключение 32
Список использованной литературы 34

Фрагмент для ознакомления

).Проблемное обучение особенно полезно на уроках иностранного языка, которые предполагают создание проблемных ситуаций, для решения которых учащиеся должны получить новые знания или использовать свои интеллектуальные способности. Целесообразно обращаться к самому студенту, его жизненному опыту и его эмоциональным установкам («мои увлечения», «моя семья», «мои друзья» и т. д.).Интегрированные уроки особенно эффективны, когда у учащихся есть возможность обсудить вопросы, связанные с историей и географией, музыкой и литературой, биологией и экологией и т. д. Такие уроки обеспечивают прекрасную подготовку к личному, профессиональному или культурному общению, вносят вклад в мировое культурное наследие, развивают воображение и воображение, поддерживают высокий уровень познавательной активности и стимулируют мотивацию к изучению иностранных языков.Таким образом, планирование любого курса иностранного языка должно основываться на наиболее эффективных способах интеграции студентов в учебный процесс. При наличии познавательного интереса учебная деятельность становится более продуктивной, процесс приобретения знаний – более увлекательным.Однако повышение качества знаний и мотивации учащихся остается одной из основных проблем, стоящих перед учителями иностранного языка. Для решения этой проблемы современный педагог должен постоянно искать новые формы и методы обучения. Однако очень часто все новое – это хорошо забытое старое.Использование видеоматериалов на уроке английского языка характеризуется, прежде всего, его разнонаправленностью. Просмотр видеороликов способствует формированию вокальной компетентности учащихся: развитию навыков аудирования и произношения. Также обсуждение увиденного предполагает формирование разговорных навыков. Гораздо проще объяснять грамматический материал на наглядных и красочных видеопримерах.Майоренко И. А. и Эпоева Л. В. отмечают, что просмотр видеороликов способствует расширению словарного запаса, а также изучению текущего лексического материала. Кроме того, использование видеоматериалов способствует повышению познавательной активности учащихся, они активнее работают на уроке, если задания увлекательны, что приводит не только к повышению мотивации, но и, как следствие, к качеству успеваемости учащихся.знание. Ведь согласно закону Йеркса-Додсона существует прямая зависимость эффективности деятельности от мотивационной силы: чем выше мотивационная сила, тем выше эффективность деятельности.Нельзя забывать, что наилучшие результаты достигаются при средней интенсивности мотивации. Существует определенный предел, за которым дальнейшее увеличение приводит к худшим результатам. Можно использовать на уроке разные видео в зависимости от конкретных целей урока. Это может быть: документальный фильм, популярная программа, фильм, трейлер, мультфильм, реклама, сводка новостей, прогноз погоды, образовательные видеоролики, видеоблоги, спортивные трансляции и т. д.Чтобы успешно использовать видео в уроке, необходимо выполнить ряд условий. Рассмотрим на некоторые из них. Определить цели и задачи урока. Подумать, на каком этапе урока можно применить видеоматериал, какую задачу решить.Учитывать продолжительность видео. Когда вы создаете организационную структуру урока, вам необходимо определить, сколько времени займет просмотр видео. Слишком короткие (менее минуты) видеоролики не несут особого смысла, не несут обучающей нагрузки, поэтому со временем окажутся бесполезными.При этом следует отметить, что видеоролики продолжительностью 1-1,5 минуты идеально подходят для этапа постановки целей: просмотр короткого видеоролика может способствовать повышению интереса учащихся к теме урока.С другой стороны, просмотр слишком длинного видео может привести к снижению интереса и утомлению учащихся. Оптимальная продолжительность видео в зависимости от целей и задач урока – от 1 до 10 минут. Весь урок можно построить на основе десятиминутного видео. Разделив видео на несколько частей, разработайте для каждой из них разные многоуровневые задания.Уровень владения английским языком является ключевым фактором при выборе видеоматериалов. Невозможно заинтересовать студентов, если они не понимают более 50% того, что видят. Наоборот, можно получить обратный эффект, тот, кто будет разочарован и раздражен.С другой стороны, слишком простые видеоролики с элементарными разговорными выражениями и базовой лексикой покажутся скучными изучающим язык, освоившим язык на среднем и высоком уровне.Необходимо учитывать возраст учащихся. Для первокурсников довузовских образовательных учреждений МО РФ больше подходят простые видеоролики и мультфильмы с базовой лексикой. Особенно эффективно изучать и повторять алфавит, цифры, цвета и т. д. с помощью видеоматериалов. Большим успехом также пользуются видеоупражнения, такие как JustDance, где учащиеся должны повторять простые ритмические движения под музыку, стоящую за танцорами на экране.Для воспитанников подростков современные и популярные фильмы, трейлеры, сериалы, отрывки из юмористических шоу, новости, музыкальные клипы и т.д. Чтобы выбранный видеоматериал был максимально интересен учащимся, проведите опрос, узнайте, что нравится вашим ученикам в свое свободное время и на отдыхе, что они предпочитают смотреть по телевизору или на видеохостингах в Интернете. Если видеоматериал интересен учащимся, они будут работать на уроке: смотреть видео, анализировать трудные моменты, участвовать в обсуждении увиденного, а также выполнять различные письменные задания.Существует множество способов использования видео на уроке, и это лишь некоторые из них. Цель задания «Что сейчас произойдет?» отработать будущее время и конструкцию begoingto, инициировать обсуждение, повысить интерес к теме. Чтобы использовать это задание на уроке, необходимо найти видеофрагмент, например трейлер или отрывок из фильма. Перед просмотром изучите и отработайте в упражнениях необходимую лексику, при этом уместно изучить лексику предыдущего урока.Начинать просмотр, поставив видео на паузу в нужный интригующий момент. Спросить учеников, что, по их мнению, произойдет. Если учащиеся владеют языком на достаточно высоком уровне, попросите их высказать свое мнение и запишите ответы учащихся на доске, чтобы определить, кто прав.Задание «Опиши человека» можно использовать для развития речевых навыков, использования в речи описательных прилагательных. На более продвинутом уровне идеально подходит для развития речевых навыков по теме «Модальные глаголы (may, might, could)». Понадобится короткое видео, например, интервью с вечернего шоу. Задача учащихся - подробно описать человека, дающего интервью.Перед выполнением задания следует отрепетировать активную лексику, которая понадобится учащимся для описания человека. Включите видео, попросите учащихся ответить на вопросы о возрасте человека, внешности, характере, одежде, семейном положении и т. д. Обучающимся, владеющим английским языком на уровне B-1/B-2, можно предложить поработать в парах, задать вопросы и ответить на вопросы о собеседнике.Для развития модальных глаголов уместно в самом начале просмотра поставить видео на паузу и предложить учащимся угадать, кто специалист, дающий интервью, состоят ли они в браке и т. д., предложить учащимся аргументировать свою точку зрения. Например: «I believe he could be a rock star because he’s got long hair, he is a wearing a stylish outfit, sunglasses, he’s got tattoos all over his body, moreover, he’s got a golden ring in his ear».Для развития употребления модальных глаголов в речи, выражающих предположения и предположения, можно использовать задание «О чем они говорят?». Для этого найдите небольшой отрывок из фильма, в котором между героями происходит напряженный, важный или смешной диалог. Например, отрывок из фильма «Мои, твои, наши», в котором главные герои Фрэнк Бирдсли и Рене Руссо рассказывают своим детям, что собираются пожениться и жить вместе.Задача учащихся – просмотреть видеоролик без звука, затем угадать, о чем говорят главные герои, обращая внимание на их эмоции, мимику и т. д. Это упражнение можно выполнять как фронтально, так и в паре или группе. После того как учащиеся сделают свои предположения, используя модальные глаголы, воспроизведите видео еще раз, но на этот раз со звуком, чтобы увидеть, кто прав.Задание «Запомни диалог» направлено на формирование речевых навыков. Покажите учащимся короткий видеоролик, в котором взаимодействуют персонажи фильма. Попросите некоторых студентов запомнить слова первого говорящего, а других - слова второго говорящего. При необходимости видео можно просмотреть несколько раз. Основная цель этого вида деятельности – побудить учащихся говорить, поэтому не обращайте внимания на неточности при чтении диалога, поощряйте импровизацию.Целью задания «Перевести диалог» является развитие лексической и грамматической компетенции, навыков перевода. Покажите учащимся небольшой отрывок из национального фильма, в этом случае идеально подойдут советские комедии или современные комедийные сериалы. Распечатайте для учащихся текст диалога, просмотрите с ними этот отрывок, попросите учащихся перевести диалог на английский язык и разыграйте диалог в парах. Это задание также можно выполнять в группах.Чтобы научить учащихся выражать свою точку зрения, можно применить задание «Какой фильм посмотреть?». Разделить класс на группы, показать учащимся три трейлера короткометражных фильмов, попросите их решить, какой фильм лучше посмотреть, обязательно обосновав свой выбор.Проведите обсуждение, запишите все «за» и «против» и постарайтесь добиться того, чтобы класс в конечном итоге пришел к консенсусу. Конечно, существует множество различных нестандартных методов работы преподавателя английского языка, но использование видеоматериалов по праву можно считать одним из самых эффективных.Таким образом, использование заданий с использованием видео способствует формированию речевых и языковых навыков, а также развитию творческих способностей учащихся. Разнообразие способов использования видео на уроке, безусловно, оживляет его, делает более увлекательным, информативным и творческим, что предполагает активизацию познавательной деятельности учащихся.ЗаключениеВ заключение, развитие познавательной деятельности учащихся на старшей ступени обучения иностранному языку играет ключевую роль в формировании их языковых компетенций и академического успеха. Особенно важно обеспечить индивидуальный подход к каждому ученику, учитывая его способности, потребности и стиль обучения. Создание стимулирующей образовательной среды, где учащиеся могут проявить свою творческую и исследовательскую активность, также способствует развитию их познавательных функций. Использование современных педагогических методик, игровых форм обучения, интерактивных технологий и проектной работы позволяет эффективно развивать учащихся, содействуя им в приобретении навыков самостоятельного изучения иностранного языка. Так, развитие познавательной деятельности учащихся на старшей ступени обучения иностранному языку требует комплексного подхода, включающего индивидуальные методики работы, создание поддерживающей среды и использование современных образовательных технологий.Важно также отметить, что развитие познавательной деятельности учащихся на старшей ступени обучения иностранному языку способствует не только усвоению языковых навыков, но и развитию критического мышления, аналитических способностей, творческого потенциала и саморегуляции. Эти навыки будут полезны не только в изучении языка, но и в повседневной жизни и будущей карьере учащихся. Поэтому важно поощрять их активную познавательную деятельность, стимулировать интерес к языку и его изучению, а также создавать условия для саморазвития и самосовершенствования.Следовательно, развитие познавательной деятельности учащихся на старшей ступени обучения иностранному языку является важным направлением образовательной работы, которое способствует всестороннему развитию личности учащихся и формированию активной жизненной позиции. Ответственность за успешное развитие познавательных функций лежит на педагогах, которые должны ориентировать свою работу на индивидуальные потребности и способности учащихся, создавать благоприятные условия для их обучения и развития, а также использовать современные методы и технологии обучения для достижения поставленных целей. Только такой комплексный подход может обеспечить эффективное развитие познавательных процессов учащихся и помочь им стать успешными и грамотными пользователями иностранного языка.Список использованной литературыНормативные правовые акты1. Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 N 413 (ред. от 12.08.2022) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 07.06.2012 N 24480)//Консультант ПлюсНаучная литература2. Агафонова, Е. А. Индивидуальные и возрастные особенности детей среднего школьного возраста / Е. А. Агафонова. // Образование и воспитание. - 2023. - № 1 (42). - С. 39-41.3. Бережковская Е. Л. Психология развития и возрастная психология./ Бережковская Е. Л. - М.: Юрайт. 2023. 358 с.4. Лисогор, Э. В. Применение видеоматериалов на уроках английского языка как средство активизации познавательной деятельности / Э. В. Лисогор. // Молодой ученый. - 2022. - № 10 (405). - С. 79-81.5. Новиков А.В. Мотивация познавательной деятельности обучающихся образовательных организаций высшего образования // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2023. Т. 12. № 2А. С. 279-285.6. Носко, И.В. Психолого-педагогическая диагностика детского развития : учебное пособие / И.В. Носко. – Владивосток: Издательство Дальневосточного федерального университета, 2021. – 97 с.7. Петров А.С. Содержание познавательной деятельности учащихся./ Петров А.С. – А.: Поиск, 2021-56 с.8. Хадиуллина, А.Р. Познавательные особенности детей среднего школьного возраста / А.Р. Хадиуллина.// NovaInfo, 2022. - № 97 - С. 170-1739. Шапкина, Е. А. Психологические особенности среднего школьного возраста / Е. А. Шапкина. // Молодой ученый. - 2022. - № 19 (99). - С. 343-345. Электронные ресурсы10. Бочина М.Г. Особенности развития учеников среднего школьного возраста. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-razvitiya-uchenikov-srednego (дата обращения: 28.05.2024).11. Верник И.С. Анализ содержания учебно-методических комплектов профильных образовательных программ по английскому языку. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-soderzhaniya-uchebno (дата обращения: 28.05.2024).12. Джураева М.А. Анализ УМК «Spotlight 10» и «Forward 10» - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-umk-spotlight (дата обращения: 28.05.2024).13. Жамантаева К.К. Познавательная деятельность как основной фактор развития мышления учащихся. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/poznavatelnaya-deyatelnost (дата обращения: 28.05.2024).14. Методическое пособие В.Г. Апалькова. - URL: https://catalog.prosv.ru/attachment/50643153530c03ee8d81b8c3057 (дата обращения: 28.05.2024).15. Полякова Н.Н. Методы и приемы активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках иностранного языка. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metody-i-priemy-aktivizatsii-poznavatelnoy (дата обращения: 28.05.2024).16. Рослякова С.В. К вопросу об учебно-познавательной деятельности современных школьников. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-ob-uchebno (дата обращения: 28.05.2024).17. УМК «Spotlight» для 10 класса. - URL: https://catalog.prosv.ru/attachment/107cc720-a7da-11e5-9 (дата обращения: 28.05.2024).18. Хаджиев С.М. Познавательная деятельность и специфика ее осуществления учащимися старших классов. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/poznavatelnaya-deyatelnost (дата обращения: 28.05.2024).

Список использованной литературы

Нормативные правовые акты
1. Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 N 413 (ред. от 12.08.2022) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 07.06.2012 N 24480)//Консультант Плюс
Научная литература
2. Агафонова, Е. А. Индивидуальные и возрастные особенности детей среднего школьного возраста / Е. А. Агафонова. // Образование и воспитание. - 2023. - № 1 (42). - С. 39-41.
3. Бережковская Е. Л. Психология развития и возрастная психология./ Бережковская Е. Л. - М.: Юрайт. 2023. 358 с.
4. Лисогор, Э. В. Применение видеоматериалов на уроках английского языка как средство активизации познавательной деятельности / Э. В. Лисогор. // Молодой ученый. - 2022. - № 10 (405). - С. 79-81.
5. Новиков А.В. Мотивация познавательной деятельности обучающихся образовательных организаций высшего образования // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2023. Т. 12. № 2А. С. 279-285.
6. Носко, И.В. Психолого-педагогическая диагностика детского развития : учебное пособие / И.В. Носко. – Владивосток: Издательство Дальневосточного федерального университета, 2021. – 97 с.
7. Петров А.С. Содержание познавательной деятельности учащихся./ Петров А.С. – А.: Поиск, 2021-56 с.
8. Хадиуллина, А.Р. Познавательные особенности детей среднего школьного возраста / А.Р. Хадиуллина.// NovaInfo, 2022. - № 97 - С. 170-173
9. Шапкина, Е. А. Психологические особенности среднего школьного возраста / Е. А. Шапкина. // Молодой ученый. - 2022. - № 19 (99). - С. 343-345.
Электронные ресурсы
10. Бочина М.Г. Особенности развития учеников среднего школьного возраста. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-razvitiya-uchenikov-srednego (дата обращения: 28.05.2024).
11. Верник И.С. Анализ содержания учебно-методических комплектов профильных образовательных программ по английскому языку. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-soderzhaniya-uchebno (дата обращения: 28.05.2024).
12. Джураева М.А. Анализ УМК «Spotlight 10» и «Forward 10» - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-umk-spotlight (дата обращения: 28.05.2024).
13. Жамантаева К.К. Познавательная деятельность как основной фактор развития мышления учащихся. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/poznavatelnaya-deyatelnost (дата обращения: 28.05.2024).
14. Методическое пособие В.Г. Апалькова. - URL: https://catalog.prosv.ru/attachment/50643153530c03ee8d81b8c3057 (дата обращения: 28.05.2024).
15. Полякова Н.Н. Методы и приемы активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках иностранного языка. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metody-i-priemy-aktivizatsii-poznavatelnoy (дата обращения: 28.05.2024).
16. Рослякова С.В. К вопросу об учебно-познавательной деятельности современных школьников. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-ob-uchebno (дата обращения: 28.05.2024).
17. УМК «Spotlight» для 10 класса. - URL: https://catalog.prosv.ru/attachment/107cc720-a7da-11e5-9 (дата обращения: 28.05.2024).
18. Хаджиев С.М. Познавательная деятельность и специфика ее осуществления учащимися старших классов. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/poznavatelnaya-deyatelnost (дата обращения: 28.05.2024).