«Творчество Стиви Уандера в контексте развития жанров соул и R&B во второй половине ХХ- начало ХХI веков»

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Музыка
  • 47 47 страниц
  • 60 + 60 источников
  • Добавлена 09.07.2024
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. История развития soul и r&b музыки в мировой культуре 6
1.1 Особенности развития музыкальных направлений soul и R&B в конце ХХ – начале ХХI веков и их влияние на мировую музыкальную культуру 6
1.2 Основные представители soul и r&b музыки 13
Выводы по 1-й главе 20
ГЛАВА II. Творчество Стиви Уандера 22
2.1 Становление Стиви Уандера как музыкального исполнителя, композитора и продюсера 22
2.2 Уникальность и новаторство творчества Стиви Уандера как музыкальный феномен второй половины 20- начала 21 веков 29
Выводы по 2-й главе 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 40

Фрагмент для ознакомления

Уандер - мастер брать знакомые аккордовые прогрессии из популярной музыки и придавать им темный и причудливый поворот, что неразрывно связывает его музыку с джазовой традицией. Возьмем, к примеру, стандартную четырехаккордовую последовательность I-VI-IV-V. За последние сто лет она звучала в тысячах поп-песен. В песне Стиви «Sir Duke» он берет эту прогрессию, но заменяет IV аккордом bVI7. Это также создает хроматическое движение в басовой линии, что создает резкий звук с большим напряжением. Это уникальная последовательность, потому что она, как известно, не является диатонической. В каждом втором аккорде используются ноты, выходящие за рамки шкалы основной ноты.Также здесь можно отметить хроматическую линию, которая придает этой аккордовой прогрессии таинственную и напряженную энергию, как в хите Стиви «Evil». Вот разбивка аккордов с хроматической линией:Трудно пройти мимо его сложных и непринужденно выполненных модуляций. Здесь нет драматических струнных партий или интенсивного атонального джаза. «У него есть способ взять вас в путешествие по разным ключам, не замечая, куда вы пошли или как вы туда попали» [57]. В своем классическом хите «Overjoyed» Стиви модулирует, используя тонкие вариации последовательностей II-V-I, создавая деликатное лидерство в басовой партии. С точки зрения игры, Стиви в подавляющем большинстве предпочитает хроматическую гармонику. В отличие от более распространенной диатонической гармоники, обычно используемой для народной музыки и блюза, хроматическая гармоника имеет полный диапазон нот, за счет большего количества отверстий (до 16, а не 10) и слайда, который повышает высоту каждого отверстия на полтона. Основным недостатком хроматической арфы является дополнительная сложность в обучении игре на ней. Круговое дыхание, которое обычно практикуется исполнителями на классических духовых инструментах, является необходимым навыком, поскольку хроматическая гармоника, как правило, требует большего количества воздуха для воспроизведения более широкого диапазона нот.Использование Уандером хроматической арфы весьма своеобразно. Исполнитель на губной гармошке Рэнди Сингер отметил, что Стиви манипулирует слайдом с силой, используя при этом значительное количество вибрато для достижения эффекта смещения. Это смешивается с трепещущим эффектом от использования языка для достижения своего фирменного звука.Конечно, не только столь интересными музыкальными решениями знаменит Стиви Уандер. Большое внимание он уделяет своим текстам. Чтобы писать тексты, как Стиви, нужно воображение и честность. Воображение – это то, что переносит вас в мир вне времени и пространства. Честность заставляет поверить в песни Стиви и влюбиться в них. Самое главное, что Стиви никогда не пытался быть вычурным или сложным в своих текстах. Он никогда не уклонялся от таких слов, как любовь, счастье, Бог или друзья. Это сделало его голос как артиста очень близким, а его музыку выражением универсального человеческого опыта. Стиви Уандер также задает много вопросов в своих песнях, чтобы заставить слушателей почувствовать, что артист находится с ними в диалоге.Песни Стиви Уандера, как известно, трудно петь. Благодаря великолепно развитому чувству гармонии, Уандер любит использовать в своих композициях множество сложных аккордов, часто с неаккордовыми звуками, септаккордами, неаккордами, аккордами с редуцированным квинтетом и т.д. Уандер часто использует более восходящие последовательности (например, припев «GoldenLady»), но есть и нисходящие («NeverInYourSun»). Многие из его мелодий претерпевают резкие, непредсказуемые изменения. Сложность их исполнения заключается в том, что в них широко используются мелизмы, которые означают, что слог поется на несколько нот. Кроме того, многие его песни написаны в необычных для популярной музыки тонах, которые чаще встречаются в джазе, чем в поп- и рок-музыке. Например, такие известные композиции, как «Суеверие», «HigherGround» и «IWish» написаны в ми-бемоль миноре, а «YouAndI» – в соль-бемоль мажоре. Часто встречаются модуляции в других тонах, часто довольно далекие от оригинала. Например, в известной песне «LivingForTheCity» модуляция происходит от основной тональности соль-бемоль мажор в соль мажоре. Кроме того, довольно часто композиции Wonder начинаются и заканчиваются в одной тональности, но имеют внутри очень сложный тональный план. Примером тому может служить песня «Overjoyed». Довольно редким примером использования колотонной гаммы в музыке Уандера является вступление к песне «YouAreTheSunshineOfMyLife» (первые восемь тактов).Таким образом, творчество Стиви Уандера ярко демонстрирует специфику, характерную для жанра «соул», которая позволила оставить в музыке оттенки профессиональной, а не только массовой культуры. Это вокальная и инструментальная сложность; мелодическое и гармоническое разнообразие; такие приемы интонирования, как блюзовые тоны, гроул, шаут-эффекты; мелизматика, выступающую не только в качестве украшений, но как неотъемлемая часть мелодии.Выводы по 2-й главеВо второй главе была выявлена специфика становления Стиви Уандера как музыкального исполнителя, композитора и продюсера и определена уникальность и новаторство творчества Стиви Уандера как музыкальный феномен второй половины XX -начала XXI веков.1.Стиви Уандер – американский певец, автор песен и мультиинструменталист, вундеркинд, ставший одной из самых творческих музыкальных фигур конца 20-го века.Проникновенное качество его высокого пения и неистовая игра на губной гармошке, характерные для его ранних записей, были очевидны в его первом хитовом сингле «Fingertips (Part 2)».Способность Уандера стабильно выпускать синглы, возглавляющие чарты, и впечатляющие альбомы на протяжении всей его карьеры демонстрирует его непревзойденный талант и креативность.2.Одна из главных причин, по которой люди любят Стиви Уандера, заключается в его непревзойденном музыкальном даре и артистизме. Стиви обладает невероятно выразительным, мягким и проникновенным голосом, который мгновенно узнаваем. Он мастерски владеет голосом и наполняет свои песни неподдельными эмоциями, которые находят отклик у слушателей.Как автор песен, Стиви Уандер мастерски пишет содержательные тексты и создает заразительные мелодии, которые запоминаются надолго. Такиепесни, как«You Are the Sunshine of My Life» и«Isn't She Lovely», являютсяобразцомпоп-музыки.Стиви Уандер также является невероятно одаренным мультиинструменталистом, играющим на фортепиано, клавишных, губной гармонике, ударных и бас-гитаре на элитном уровне, освоив их исключительно на слух. Он мастерски сочетает такие музыкальные стили, как соул, поп, R&B, фанк, рок, госпел и другие, создавая свое собственное неповторимое, вдохновляющее звучание.За десятилетия музыкального творчества Стиви Уандер продемонстрировал невероятный талант и артистизм. Начиная с его ранних выступлений в Motown и заканчивая новаторской классикой 70-х и современными гимнами социальной справедливости, его творчество не перестает удивлять.Помимо музыкального мастерства, Стиви Уандер тронул миллионы людей, используя свои песни для распространения идей единства, расширения прав и возможностей и социальной справедливости.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ данной работе были изучены особенности развития музыкальных направлений soul и R&B в конце ХХ – начале ХХI веков и их влияние на мировую музыкальную культуру и рассмотрены основные представители soul и r&b музыки, выявлена специфика становления Стиви Уандера как музыкального исполнителя, композитора и продюсера и определена уникальность и новаторство творчества Стиви Уандера как музыкальный феномен второй половины XX -начала XXI веков.На протяжении всего периода развития soul и r&b музыки можно выделить достаточно большое количество ярких и интересных исполнителей, каждый из которых внес свой вклад в совершенствование данных стилей. Однако, определенно стоит выделить фигуру Стиви Уандер как знаковую в мире популярной музыки второй половины XX века.Одним из ярчайших зарубежных исполнителей соул-музыки является Стиви Уандер, который находился у истоков формирования жанра и сегодня, несмотря на возраст, находится в отличной вокальной форме. В течении музыкальной карьеры Стиви Уандер написал двадцать пять альбомов, получил двадцать пять статуэток «Грэмми» и почетное звание «Посланец мира ООН», войдя в десятку самых популярных исполнителей Bilboard, наравне с Э. Пресли, У. Хьюстон, Beatles и Мадонной.Уандера часто называют гением, и его использование электронных музыкальных инструментов, таких как синтезаторы, в 1970-х годах изменило традиции R&B и весь музыкальный ландшафт.Ему приписывают первопроходчество и влияние на музыкантов и исполнителей различных жанров, включая поп, соул, госпел, ритм-энд-блюз, фанк и джаз. На протяжении всей своей карьеры Уандер сочетал мощь поп-музыки с искренней заботой о политических вопросах. Уандер использовал свою работу и известность в музыкальной индустрии, чтобы улучшить мир вокруг себя. Тексты песен Уандера часто затрагивают темы любви, социальной справедливости и духовности, которые находят глубокий отклик у слушателей. Его мастерство оставило неизгладимый след в музыкальной индустрии, вдохновляя бесчисленное множество музыкантов разных поколений. Влияние Стиви Уандера на весь мир соул и r&bпоистине огромно. Один из основоположников классического соула и R’n’B. Стиви – один из самых известных вокалистов в мире, его постоянно включают в «списки лучших вокалистов всех времён».  Таким образом, поставленные задачи решены, цель достигнута.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫБезниско О.Н., Зуев Н.Д. Песни госпел в американской музыкальной культуре 20 века // Культурная жизнь Юга России. 2019. № 2 (73). С. 40-42. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pesni-gospel-v-amerikanskoy-muzykalnoy-kulture-20-vekaБельтюков А.О. Тенденции развития музыкальной культуры европейского типа в XXI веке // Лики культуры в эпоху социальных перемен. 2018. С. 52-55. URL: https://disk.yandex.ru/i/Lj3lN-N1kxSHYAБыкова К.П. Исполнительские приемы пения в современных эстрадных вокальных стилях и жанрах // Межкультурное взаимодействие в современном музыкально-образовательном пространстве. 2015. № 13. С. 90-94. URL: https://disk.yandex.ru/i/RvEvWDBwG0yCHgВербина Н.В., Живов В.Л. Стилистические особенности исполнения жанра "соул" как одного из ведущих духовных жанров поп-музыки // Центральный научный вестник. 2018. Т. 3. № 1(42). С. 3-4. URL: https://disk.yandex.ru/i/wJauR6g4GDXPlgГармиза Г.И. К вопросу о формировании саунд-продюсирования // Вестник культуры и искусств. 2011. № 2 (26). С. 91-93. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-formirovanii-saund-prodyusirovaniyaГончарова Е.А., Задорожная М.В. Блюз как основа джазовой музыки // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2022. № 61. С. 114-120. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/blyuz-kak-osnova-dzhazovoy-muzykiГрушина Е.Е. Новая музыка xx века: эпоха плюрализма стилей // Новый взгляд. Международный научный вестник. 2014. № 4. С. 32-42. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/novaya-muzyka-xx-veka-epoha-plyuralizma-stileyГуральник П. Сладкая музыка соул: Ритм-н-блюз и южная мечта о свободе I П. Гуральник, New York: Back Bay Books, 1999. 384 с.Докучаева М.Н. Музыкальный феномен блюза // Национальное культурное наследие России: региональный аспект: Материалы VIII Всероссийской научно-практической конференции, Самара, 10 марта 2020 года / Под редакцией Л.М. Артамоновой, В.И. Ионесова, М.В. Курмаева. – Самара: Самарский государственный институт культуры, 2020. С. 256-260.Живица А.Р. Современные направления этнической музыки // Художественное образование и наука. 2022. Т. 1, № 30. С. 172-179. Зайцев Г.Б. История джаза. – Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2010. 566 с.Кесян Ж.А. К вопросу о сценическом образе соул исполнителя // Музыкальное исполнительство и педагогика: история, теория, практика: Сборник статей по материалам очно-заочной IV Международной научно-практической конференции, Курск, 21–22 апреля 2018 года. 2018. С. 90-93. URL: https://disk.yandex.ru/i/WX-kaJDaco6legКириченко П.Г. «Cоул» в структуре американской музыкальной культуры // Вестник науки. 2023. Т. 3. № 1 (58). С. 432-440. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/soul-v-strukture-amerikanskoy-muzykalnoy-kulturyКиселев С.С. История стилей музыкальной эстрады. Рок: Учебное пособие. Санкт-Петербург: Планета музыки, 2021. 312 с.Козлов А. Рок глазами джазмена: Учебное пособие. Москва: Издательский Дом «Городец», 2008. 264 с.Константинова А.А. Паремии в дискурсе англоязычной популярной песни // Вестник Томского государственного университета. 2017. № 424. С. 16-25. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/paremii-v-diskurse-angloyazychnoy-populyarnoy-pesniКруглякова С.М., Мещанова Н.Г. Семантический потенциал метафор, характеризующих современную музыку // XV Королевские чтения: междунар. молодеж. науч. конф., посвящ. 100-летию со дня рождения ДИ Козлова. 2019. С. 799-800. URL: http://repo.ssau.ru/bitstream/Mezhdunarodnaya-molodezhnaya-nauchnaya-konferenciya-Korolevskie-chteniya/Semanticheskii-potencial-metafor-harakterizuushih-sovremennuu-muzyku-80035/1/XV%20%D0%9A%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5%20%D1%87%D1%82%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F%202019%20%D0%A2%D0%BE%D0%BC%202-799-800.pdfЛеурда О.П. Вокальные мелизмы в процессах стилистического развития американской популярной музыки // Universum: филология и искусствоведение. 2019. № 10 (67). С. 1-4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vokalnye-melizmy-v-protsessah-stilisticheskogo-razvitiya-amerikanskoy-populyarnoy-muzykiЛеурда О.П. Технические и исторические аспекты мелизмов в массовой музыке XX века // Культурная жизнь Юга России. 2017. № 1. С. 112-115. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tehnicheskie-i-istoricheskie-aspekty-melizmov-v-massovoy-muzyke-xx-vekaЛуганская Э.А. Вокальное дыхание: взгляды мастеров конца xix - начала xxi столетий // Южно-Российский музыкальный альманах. 2022. № 3 (48). С. 38-43. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vokalnoe-dyhanie-vzglyady-masterov-kontsa-xix-nachala-xxi-stoletiyМагомедова И.Н., Юрушкина А.А. Происхождение и особенности жанра соул // Образовательный форсайт. 2022. № 4(16). С. 274-280.Макарова Е.А., Шихов Г.Л. Сценическое имя и его особенности (на материале английского языка) // Актуальные вопросы лингвистики в современном профессионально-коммуникативном пространстве. 2021. С. 22-27. URL: https://disk.yandex.ru/i/mi7o6M7Ujq5WJAМахортов С.А. Элементы музыки барокко в современной поп-рок музыке // Вестник магистратуры. 2022. № 10-2 (133). С. 9-10. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/elementy-muzyki-barokko-v-sovremennoy-pop-rok-muzykeМохонько А.П. Джазовый вокал // Научное периодическое издание «INSITU». 2015. №1. С.101-106.Огородова А.В., Овчаров И.В., Оршанская Е.И. Взаимосвязь джаза и социокультурной ситуации в США 1960-х гг // Манускрипт. 2019. Т. 12. № 9. С. 176-181. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimosvyaz-dzhaza-i-sotsiokulturnoy-situatsii-v-ssha-1960-h-ggОгородова А.В., Биляр Ю.Н., Шебанова Е.И. Джаз 1960-х гг. Революционный прорыв технологии и мышления: от эксперимента к духовности // Наука. Искусство. Культура. 2017. № 2 (14). С. 23-27. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dzhaz-1960-h-gg-revolyutsionnyy-proryv-tehnologii-i-myshleniya-ot-eksperimenta-k-duhovnostiПереверзева М.В. Влияние афроамериканского фольклора на современные стили латиноамериканской музыки // Вестник Академии русского балета им. А.Я. Вагановой. 2020. № 4 (69). С. 178-191. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-afroamerikanskogo-folklora-na-sovremennye-stili-latinoamerikanskoy-muzykiПереверзева М.В. Диско-фанк: предпосылки становления и жанрово-стилевые особенности // Вестник Академии русского балета им. А.Я. Вагановой. 2022. № 6 (83). С. 107-133. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/disko-fank-predposylki-stanovleniya-i-zhanrovo-stilevye-osobennostiСафонова А.В., Корсакова И.А. Истоки стиля соул: социокультурные и исторические причины возникновения // Художественное пространство культуры третьего тысячелетия: проблемы науки и образования: Сборник научных трудов. 2017. Т. 1. С. 127-131.Синеокий О. В. Из истории лицензионных грампластинок: от уникальных контрафактных образцов поп-музыки к новым правовым ориентирам звукозаписи // Евразийская адвокатура. 2013. № 1 (2). С. 122-129. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/iz-istorii-litsenzionnyh-gramplastinok-ot-unikalnyh-kontrafaktnyh-obraztsov-pop-muzyki-k-novym-pravovym-orientiram-zvukozapisiСоловьева А.С. Специфика жанра «соул» на примере композиции Стиви Уандера «As» // Комплексные и отраслевые проблемы науки и пути их решения: сборник статей по итогам международной научно-практической конференции, Стерлитамак, 19 июня 2021 года. 2021. С. 199-204. URL: https://ami.im/sbornik/MNPK-338.pdf#page=199Соловьева А.С. Эволюция жанра «соул» во второй половине ХХ века // Развитие современной молодежной науки: опыт теоретического и эмпирического анализа: сборник статей II Международной научно-практической конференции, Петрозаводск, 21 июня 2021 года. 2021. С. 110-114. URL: https://disk.yandex.ru/i/qQJzYFL5Cd43NgСыров В.Н. Массовая музыка наших дней: к вопросу идентификации // Актуальные проблемы высшего музыкального образования. 2017. № 1 (43). С. 54-59. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/massovaya-muzyka-nashih-dney-k-voprosu-identifikatsiiТягина А.В. Блюз и его производные в XXI в // Национальное культурное наследие России: региональный аспект: Материалы VII Всероссийской научно-практической конференции: в 2-х частях, Самара, 29 марта 2019 года / Под редакцией С.В. Соловьевой. Том Часть II. – Самара: Самарский государственный институт культуры, 2019. – С. 322-326. Успанова Н.Б., Макурина А.С. Электромеханическое пианино rhodes в музыкальной культуре ХХ века: история развития // Мир культуры: искусство, наука, образование: сборник научных статей. 2021. С. 141-146. URL: https://is.muni.cz/publication/1813937/____2021.pdf#page=141Филозова А.А., Корсакова И.А. Творчество Майкла Джексона как яркий пример успешности в сфере поп-музыки // Наука и современность. 2015. № 39. С. 33-37. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tvorchestvo-maykla-dzheksona-kak-yarkiy-primer-uspeshnosti-v-sfere-pop-muzykiФисун М. Стилевые проекции соул в вокальном искусстве // Проблемы взаимодействия искусства, педагогики и теории и практики образования. Когнитивное музыковедение: Сборник статей. – Вип. 40. Харков : ТОВ “С. А. М.”, 2014. С. 763-773.Цалер И.В. Великие джазовые музыканты. 100 историй о музыке, покорившей мир. М.: ЗАО Издательство Центрполиграф, 2011. 479 с.Юрушкина А.А., Магомедова И.Н. Особенности исполнения различных жанров вокальной музыки // Образовательная парадигма современной творческой педагогики. 2022. С. 304-307. URL: https://disk.yandex.ru/i/TOVlyl0iqtsLgQЮщенко Н.С. Динамика развития западных музыкальных эстрадных стилей и жанров: историко-культурологический анализ // Человеческий капитал. 2012. № 1. С. 41-44. URL: https://disk.yandex.ru/i/SKALk2f89Ry0XgBaraka A. Wonderful Stevie // Digging: The Afro-American Soul of American Classical Music, 1st ed. 2009. P. 292-294.Casey J.L. [Review of The Sound of Stevie Wonder: His Words and Music, by J. E. Perone] // Notes. 2007. N. 64(1). P. 81-83. URL: http://www.jstor.org/stable/30163051Daniels J. R. The Perp Walk. Michigan State University Press, 2019. 217 p.Davis S. Stevie Wonder : rhythms of Wonder. London, 2006. 268 p. URL: https://archive.org/details/steviewonderrhyt0000davi/page/n5/mode/2upGaines K. Stevie Wonder’s Songs in the Key of Life and the “Long Civil Rights Movement” // The Japanese Journal of American Studies. 2011. N. 22. P. 7-24. URL: https://www.jaas.gr.jp/jjas/pdf/2011/01_007-024.pdfGaines Kevin Music Is a World: Stevie Wonder and the Sound of Black Power // Black Power beyond Borders. 2012. P. 191-211. URL: https://disk.yandex.ru/d/nTK7hMKO31xjlgHarper P.B. Synesthesia, “Crossover,” and Blacks in Popular Music // Social Text. 1989. N. 23. P. 102-121. URL: https://disk.yandex.ru/i/shO1nh_mwNGATQJana R. Self-Portrait as Stevie Wonder // Art on Paper. 2005. N. 9(3). P. 38-39.Kilman S. M. Wonderful Words: Stevie Wonder's Musical Politics During the 1970s and 1980s. – University of California, Los Angeles, 2017. University of California, Los Angeles, 2017. 74 p. URL: https://escholarship.org/content/qt6x1960j0/qt6x1960j0.pdfMcCarthy M. The Young Musicians of Motown: A Success Story of Urban Music Education // Music Educators Journal. 2013. Vol. 99. N. 3. P. 35-42. URL: https://disk.yandex.ru/i/3vw7FO0Uu09IXAMorrison A., Corea C. The Music Defies Words // Down beat. 2014. Vol. 81. N. 12. P. 38-41. URL: https://allenmorrison.com/wp-content/uploads/2014/12/chick-corea-the-music-defies-words-downbeat-12-14.pdfOlson T., Wilson C.R. Soul Music // The New Encyclopedia of Southern Culture. 2008. Vol. 12: Music. P. 133-138.Palmer R. Rock & Roll: an unruly history. Harmony, 1995. 325 р.Ralph L. Love, Peace, and Soul // Transition. 2012. N. 108. P. 19-31. URL: https://disk.yandex.ru/i/e3yAeuOry2tqjwReali C.M. Soul Music // The New Encyclopedia of Southern Culture. 2013. Vol. 24: Race. P. 249-251.Reilly A. The Impact of Technology on Rhythm “n” Blues // The Black Perspective in Music. 1973. Vol. 1. N. 2. P. 136-146. URL: https://disk.yandex.ru/i/l1PQzBqfhydaHgRoyster F. TWO Stevie Wonder's “Quare” Teachings and Cross-Species Collaboration in Journey through the Secret Life of Plants and Other Songs // Sounding Like a No No: Queer Sounds and Eccentric Acts in the Post Soul Era. 2013. P. 60-87. URL: https://muse.jhu.edu/pub/166/oa_monograph/chapter/3770335Rudinow J. What Is Soul? (And What Is Soul Music?) // Soul Music: Tracking the Spiritual Roots of Pop from Plato to Motown. 2010. P. 8-28.Stewart J.B. Message in the Music: Political Commentary in Black Popular Music from Rhythm and Blues to Early Hip Hop // The Journal of African American History. 2005. Vol. 90. N. 3. P. 196-225. URL: https://edisciplinas.usp.br/pluginfile.php/1734370/mod_resource/content/1/Stewart%20on%20Politics%20and%20R%20and%20B%20Music.pdfWeisman E.R. The good man singing well: Stevie Wonder as noble lover // Critical Studies in Media Communication. 1985. Vol. 2. N. 2. P. 136-151. URL: https://disk.yandex.ru/i/coMn0QDe4yZG6w

1. Безниско О.Н., Зуев Н.Д. Песни госпел в американской музыкальной культуре 20 века // Культурная жизнь Юга России. 2019. № 2 (73). С. 40-42. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pesni-gospel-v-amerikanskoy-muzykalnoy-kulture-20-veka
2. Бельтюков А.О. Тенденции развития музыкальной культуры европейского типа в XXI веке // Лики культуры в эпоху социальных перемен. 2018. С. 52-55. URL: https://disk.yandex.ru/i/Lj3lN-N1kxSHYA
3. Быкова К.П. Исполнительские приемы пения в современных эстрадных вокальных стилях и жанрах // Межкультурное взаимодействие в современном музыкально-образовательном пространстве. 2015. № 13. С. 90-94. URL: https://disk.yandex.ru/i/RvEvWDBwG0yCHg
4. Вербина Н.В., Живов В.Л. Стилистические особенности исполнения жанра "соул" как одного из ведущих духовных жанров поп-музыки // Центральный научный вестник. 2018. Т. 3. № 1(42). С. 3-4. URL: https://disk.yandex.ru/i/wJauR6g4GDXPlg
5. Гармиза Г.И. К вопросу о формировании саунд-продюсирования // Вестник культуры и искусств. 2011. № 2 (26). С. 91-93. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-formirovanii-saund-prodyusirovaniya
6. Гончарова Е.А., Задорожная М.В. Блюз как основа джазовой музыки // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2022. № 61. С. 114-120. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/blyuz-kak-osnova-dzhazovoy-muzyki
7. Грушина Е.Е. Новая музыка xx века: эпоха плюрализма стилей // Новый взгляд. Международный научный вестник. 2014. № 4. С. 32-42. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/novaya-muzyka-xx-veka-epoha-plyuralizma-stiley
8. Гуральник П. Сладкая музыка соул: Ритм-н-блюз и южная мечта о свободе I П. Гуральник, New York: Back Bay Books, 1999. 384 с.
9. Докучаева М.Н. Музыкальный феномен блюза // Национальное культурное наследие России: региональный аспект: Материалы VIII Всероссийской научно-практической конференции, Самара, 10 марта 2020 года / Под редакцией Л.М. Артамоновой, В.И. Ионесова, М.В. Курмаева. – Самара: Самарский государственный институт культуры, 2020. С. 256-260.
10. Живица А.Р. Современные направления этнической музыки // Художественное образование и наука. 2022. Т. 1, № 30. С. 172-179.
11. Зайцев Г.Б. История джаза. – Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2010. 566 с.
12. Кесян Ж.А. К вопросу о сценическом образе соул исполнителя // Музыкальное исполнительство и педагогика: история, теория, практика: Сборник статей по материалам очно-заочной IV Международной научно-практической конференции, Курск, 21–22 апреля 2018 года. 2018. С. 90-93. URL: https://disk.yandex.ru/i/WX-kaJDaco6leg
13. Кириченко П.Г. «Cоул» в структуре американской музыкальной культуры // Вестник науки. 2023. Т. 3. № 1 (58). С. 432-440. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/soul-v-strukture-amerikanskoy-muzykalnoy-kultury
14. Киселев С.С. История стилей музыкальной эстрады. Рок: Учебное пособие. Санкт-Петербург: Планета музыки, 2021. 312 с.
15. Козлов А. Рок глазами джазмена: Учебное пособие. Москва: Издательский Дом «Городец», 2008. 264 с.
16. Константинова А.А. Паремии в дискурсе англоязычной популярной песни // Вестник Томского государственного университета. 2017. № 424. С. 16-25. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/paremii-v-diskurse-angloyazychnoy-populyarnoy-pesni
17. Круглякова С.М., Мещанова Н.Г. Семантический потенциал метафор, характеризующих современную музыку // XV Королевские чтения: междунар. молодеж. науч. конф., посвящ. 100-летию со дня рождения ДИ Козлова. 2019. С. 799-800. URL: http://repo.ssau.ru/bitstream/Mezhdunarodnaya-molodezhnaya-nauchnaya-konferenciya-Korolevskie-chteniya/Semanticheskii-potencial-metafor-harakterizuushih-sovremennuu-muzyku-80035/1/XV%20%D0%9A%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5%20%D1%87%D1%82%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F%202019%20%D0%A2%D0%BE%D0%BC%202-799-800.pdf
18. Леурда О.П. Вокальные мелизмы в процессах стилистического развития американской популярной музыки // Universum: филология и искусствоведение. 2019. № 10 (67). С. 1-4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vokalnye-melizmy-v-protsessah-stilisticheskogo-razvitiya-amerikanskoy-populyarnoy-muzyki
19. Леурда О.П. Технические и исторические аспекты мелизмов в массовой музыке XX века // Культурная жизнь Юга России. 2017. № 1. С. 112-115. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tehnicheskie-i-istoricheskie-aspekty-melizmov-v-massovoy-muzyke-xx-veka
20. Луганская Э.А. Вокальное дыхание: взгляды мастеров конца xix - начала xxi столетий // Южно-Российский музыкальный альманах. 2022. № 3 (48). С. 38-43. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vokalnoe-dyhanie-vzglyady-masterov-kontsa-xix-nachala-xxi-stoletiy
21. Магомедова И.Н., Юрушкина А.А. Происхождение и особенности жанра соул // Образовательный форсайт. 2022. № 4(16). С. 274-280.
22. Макарова Е.А., Шихов Г.Л. Сценическое имя и его особенности (на материале английского языка) // Актуальные вопросы лингвистики в современном профессионально-коммуникативном пространстве. 2021. С. 22-27. URL: https://disk.yandex.ru/i/mi7o6M7Ujq5WJA
23. Махортов С.А. Элементы музыки барокко в современной поп-рок музыке // Вестник магистратуры. 2022. № 10-2 (133). С. 9-10. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/elementy-muzyki-barokko-v-sovremennoy-pop-rok-muzyke
24. Мохонько А.П. Джазовый вокал // Научное периодическое издание «IN SITU». 2015. №1. С. 101-106.
25. Огородова А.В., Овчаров И.В., Оршанская Е.И. Взаимосвязь джаза и социокультурной ситуации в США 1960-х гг // Манускрипт. 2019. Т. 12. № 9. С. 176-181. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimosvyaz-dzhaza-i-sotsiokulturnoy-situatsii-v-ssha-1960-h-gg
26. Огородова А.В., Биляр Ю.Н., Шебанова Е.И. Джаз 1960-х гг. Революционный прорыв технологии и мышления: от эксперимента к духовности // Наука. Искусство. Культура. 2017. № 2 (14). С. 23-27. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dzhaz-1960-h-gg-revolyutsionnyy-proryv-tehnologii-i-myshleniya-ot-eksperimenta-k-duhovnosti
27. Переверзева М.В. Влияние афроамериканского фольклора на современные стили латиноамериканской музыки // Вестник Академии русского балета им. А.Я. Вагановой. 2020. № 4 (69). С. 178-191. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-afroamerikanskogo-folklora-na-sovremennye-stili-latinoamerikanskoy-muzyki
28. Переверзева М.В. Диско-фанк: предпосылки становления и жанрово-стилевые особенности // Вестник Академии русского балета им. А.Я. Вагановой. 2022. № 6 (83). С. 107-133. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/disko-fank-predposylki-stanovleniya-i-zhanrovo-stilevye-osobennosti
29. Сафонова А.В., Корсакова И.А. Истоки стиля соул: социокультурные и исторические причины возникновения // Художественное пространство культуры третьего тысячелетия: проблемы науки и образования: Сборник научных трудов. 2017. Т. 1. С. 127-131.
30. Синеокий О. В. Из истории лицензионных грампластинок: от уникальных контрафактных образцов поп-музыки к новым правовым ориентирам звукозаписи // Евразийская адвокатура. 2013. № 1 (2). С. 122-129. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/iz-istorii-litsenzionnyh-gramplastinok-ot-unikalnyh-kontrafaktnyh-obraztsov-pop-muzyki-k-novym-pravovym-orientiram-zvukozapisi
31. Соловьева А.С. Специфика жанра «соул» на примере композиции Стиви Уандера «As» // Комплексные и отраслевые проблемы науки и пути их решения: сборник статей по итогам международной научно-практической конференции, Стерлитамак, 19 июня 2021 года. 2021. С. 199-204. URL: https://ami.im/sbornik/MNPK-338.pdf#page=199
32. Соловьева А.С. Эволюция жанра «соул» во второй половине ХХ века // Развитие современной молодежной науки: опыт теоретического и эмпирического анализа: сборник статей II Международной научно-практической конференции, Петрозаводск, 21 июня 2021 года. 2021. С. 110-114. URL: https://disk.yandex.ru/i/qQJzYFL5Cd43Ng
33. Сыров В.Н. Массовая музыка наших дней: к вопросу идентификации // Актуальные проблемы высшего музыкального образования. 2017. № 1 (43). С. 54-59. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/massovaya-muzyka-nashih-dney-k-voprosu-identifikatsii
34. Тягина А.В. Блюз и его производные в XXI в // Национальное культурное наследие России: региональный аспект: Материалы VII Всероссийской научно-практической конференции: в 2-х частях, Самара, 29 марта 2019 года / Под редакцией С.В. Соловьевой. Том Часть II. – Самара: Самарский государственный институт культуры, 2019. – С. 322-326.
35. Успанова Н.Б., Макурина А.С. Электромеханическое пианино rhodes в музыкальной культуре ХХ века: история развития // Мир культуры: искусство, наука, образование: сборник научных статей. 2021. С. 141-146. URL: https://is.muni.cz/publication/1813937/____2021.pdf#page=141
36. Филозова А.А., Корсакова И.А. Творчество Майкла Джексона как яркий пример успешности в сфере поп-музыки // Наука и современность. 2015. № 39. С. 33-37. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tvorchestvo-maykla-dzheksona-kak-yarkiy-primer-uspeshnosti-v-sfere-pop-muzyki
37. Фисун М. Стилевые проекции соул в вокальном искусстве // Проблемы взаимодействия искусства, педагогики и теории и практики образования. Когнитивное музыковедение: Сборник статей. – Вип. 40. Харков : ТОВ “С. А. М.”, 2014. С. 763-773.
38. Цалер И.В. Великие джазовые музыканты. 100 историй о музыке, покорившей мир. М.: ЗАО Издательство Центрполиграф, 2011. 479 с.
39. Юрушкина А.А., Магомедова И.Н. Особенности исполнения различных жанров вокальной музыки // Образовательная парадигма современной творческой педагогики. 2022. С. 304-307. URL: https://disk.yandex.ru/i/TOVlyl0iqtsLgQ
40. Ющенко Н.С. Динамика развития западных музыкальных эстрадных стилей и жанров: историко-культурологический анализ // Человеческий капитал. 2012. № 1. С. 41-44. URL: https://disk.yandex.ru/i/SKALk2f89Ry0Xg
41. Baraka A. Wonderful Stevie // Digging: The Afro-American Soul of American Classical Music, 1st ed. 2009. P. 292-294.
42. Casey J.L. [Review of The Sound of Stevie Wonder: His Words and Music, by J. E. Perone] // Notes. 2007. N. 64(1). P. 81-83. URL: http://www.jstor.org/stable/30163051
43. Daniels J. R. The Perp Walk. Michigan State University Press, 2019. 217 p.
44. Davis S. Stevie Wonder : rhythms of Wonder. London, 2006. 268 p. URL: https://archive.org/details/steviewonderrhyt0000davi/page/n5/mode/2up
45. Gaines K. Stevie Wonder’s Songs in the Key of Life and the “Long Civil Rights Movement” // The Japanese Journal of American Studies. 2011. N. 22. P. 7-24. URL: https://www.jaas.gr.jp/jjas/pdf/2011/01_007-024.pdf
46. Gaines Kevin Music Is a World: Stevie Wonder and the Sound of Black Power // Black Power beyond Borders. 2012. P. 191-211. URL: https://disk.yandex.ru/d/nTK7hMKO31xjlg
47. Harper P.B. Synesthesia, “Crossover,” and Blacks in Popular Music // Social Text. 1989. N. 23. P. 102-121. URL: https://disk.yandex.ru/i/shO1nh_mwNGATQ
48. Jana R. Self-Portrait as Stevie Wonder // Art on Paper. 2005. N. 9(3). P. 38-39.
49. Kilman S. M. Wonderful Words: Stevie Wonder's Musical Politics During the 1970s and 1980s. – University of California, Los Angeles, 2017. University of California, Los Angeles, 2017. 74 p. URL: https://escholarship.org/content/qt6x1960j0/qt6x1960j0.pdf
50. McCarthy M. The Young Musicians of Motown: A Success Story of Urban Music Education // Music Educators Journal. 2013. Vol. 99. N. 3. P. 35-42. URL: https://disk.yandex.ru/i/3vw7FO0Uu09IXA
51. Morrison A., Corea C. The Music Defies Words // Down beat. 2014. Vol. 81. N. 12. P. 38-41. URL: https://allenmorrison.com/wp-content/uploads/2014/12/chick-corea-the-music-defies-words-downbeat-12-14.pdf
52. Olson T., Wilson C.R. Soul Music // The New Encyclopedia of Southern Culture. 2008. Vol. 12: Music. P. 133-138.
53. Palmer R. Rock & Roll: an unruly history. Harmony, 1995. 325 р.
54. Ralph L. Love, Peace, and Soul // Transition. 2012. N. 108. P. 19-31. URL: https://disk.yandex.ru/i/e3yAeuOry2tqjw
55. Reali C.M. Soul Music // The New Encyclopedia of Southern Culture. 2013. Vol. 24: Race. P. 249-251.
56. Reilly A. The Impact of Technology on Rhythm “n” Blues // The Black Perspective in Music. 1973. Vol. 1. N. 2. P. 136-146. URL: https://disk.yandex.ru/i/l1PQzBqfhydaHg
57. Royster F. TWO Stevie Wonder's “Quare” Teachings and Cross-Species Collaboration in Journey through the Secret Life of Plants and Other Songs // Sounding Like a No No: Queer Sounds and Eccentric Acts in the Post Soul Era. 2013. P. 60-87. URL: https://muse.jhu.edu/pub/166/oa_monograph/chapter/3770335
58. Rudinow J. What Is Soul? (And What Is Soul Music?) // Soul Music: Tracking the Spiritual Roots of Pop from Plato to Motown. 2010. P. 8-28.
59. Stewart J.B. Message in the Music: Political Commentary in Black Popular Music from Rhythm and Blues to Early Hip Hop // The Journal of African American History. 2005. Vol. 90. N. 3. P. 196-225. URL: https://edisciplinas.usp.br/pluginfile.php/1734370/mod_resource/content/1/Stewart%20on%20Politics%20and%20R%20and%20B%20Music.pdf
60. Weisman E.R. The good man singing well: Stevie Wonder as noble lover // Critical Studies in Media Communication. 1985. Vol. 2. N. 2. P. 136-151. URL: https://disk.yandex.ru/i/coMn0QDe4yZG6w