Построение индивидуальных траекторий развития дошкольников в условиях индивидуализации образования
Заказать уникальную курсовую работу- 46 46 страниц
- 24 + 24 источника
- Добавлена 04.07.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 5
1. Теоретические основы индивидуализации дошкольного образования 5
1.1 Понятие индивидуализации в образовании 5
1.2 Построение индивидуальных траекторий развития дошкольников 8
1.3 Условия успешной индивидуализации дошкольного образования 12
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 17
2. Экспериментальная работа по построению индивидуальных траекторий развития дошкольников в условиях индивидуализации образования 17
2.1 Изучение уровня развития у дошкольников умения осуществлять выбор деятельности посредством индивидуальных траекторий 17
2.2 Содержание и методы работы по построению индивидуальных траекторий развития дошкольников в условиях индивидуализации образования 22
2.3 Изучение динамики уровня построения индивидуальных траекторий развития дошкольников 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 35
ПРИЛОЖЕНИЕ 38
Например, в центре «Знайка» - условия опыта, в центре «Фантазеры» - средства рисования.Второе направление – «Работа с педагогическим коллективом» призвано формировать у детей умение осуществлять выбор деятельности по индивидуальным траекториям. Для реализации данного направления мы создали письменные консультации по следующим темам: «Индивидуальные траектории как средство обучения» и «Теоретические аспекты проблемы формирования умения осуществлять выбор деятельность у детей».Третье направление – «Работа с родителями обучающихся», направленное на повышение осознания важности формирования у детей умения делать выбор деятельности. Предоставление детям свободы выбора своей деятельности. Были разработаны меры по реализации данного направления.Родительское собрание в форме мастер-класса, консультация на тему «Формирование умения осуществлять выбор деятельности по индивидуальным траекториям».Это мероприятие помогло убедить родителей в важности предоставления детям свободы выбора занятий. Детей следует учить прислушиваться к своим потребностям и интересам, а также к своим способностям. Ответы большинства родителей показали, что они понимают важность развития умения выбирать вид деятельности, но не всегда предоставляют детям возможности самостоятельного выбора. В результате учебная работа была завершена. Оценить эффективность можно после контрольного этапа эксперимента и сравнительного анализа результатов.2.3Изучение динамики уровня построения индивидуальных траекторий развития дошкольниковРассмотрим результаты контрольного среза. Цель контрольного среза – выявить уровень развития умения осуществлять выбор деятельности у детей 6-7 лет. Критериями оценки служили критерии, выделенные на этапе наблюдения.Диагностическое задание 1. «Ситуация выбора» Цель: выявить наличие представлений о личностно-содержательной деятельности. Оборудование: картинки, иллюстрирующие деятельность: рисование, игра, экспериментирование, конструирование, лепка, подвижные игры. Движения: экспериментатор показывает ребенку картинки и спрашивает. «Что ты выбираешь: рисовать или играть?» Хотите поэкспериментировать или поиграть? Если ситуации выбора постоянно повторяются, можно судить о развитии инициативы.Оценка результатов: результаты выполнения задания оцениваются по следующим показателям: самостоятельность, время выбора, вид деятельности, выбранный ребенком, объяснение причин решения.Анализ результатов: по результатам данного диагностического задания выявлены дети (50%), характеризующиеся наличием целостных представлений о способах выбора деятельности и способах выбора действий. Для этой группы детей характерно стремление заниматься познавательной деятельностью. Их ответы были аргументированными и полными.Для детей (45%) характерны неполные представления о личной и содержательной деятельности, слаборазвитая способность выбирать вид деятельности: сомневаться, менять свое мнение. Низкий уровень самостоятельности: при выборе необходима помощь взрослого, выбор не всегда основан на собственных предпочтениях.Третья группа детей (5%) характеризуется отсутствием представлений о личностно-содержательной деятельности, слабо развитой способностью выбирать вид деятельности самостоятельно или с помощью взрослого. При выборе они не опираются на свои предпочтения и склонности, отсутствие представлений о видах личной и содержательной деятельности и способах выбора действий, исходя из склонностей и интересов. Выбор занятий основывается на интересах и склонностях других детей или взрослых. Количественные результаты диагностического задания «Ситуация выбора» таблица 7.Таблица 7Количественные результаты по диагностическому заданию «Ситуация выбора»Низкий уровень50% - десять детейНе выполняют задание самостоятельно.Средний уровень45% - девять детейВыполняют задание под руководством взрослогоВысокий уровень5% - один ребенокСамостоятельное выполнение заданий.Диагностическое задание 2. «Мотивационные предпочтения» (Д.В. Солдатов) Цель: выявить наличие представлений о способах выбора личной деятельности, способах выбора действий исходя из склонностей и интересов. Оборудование: два набора карточек размером 18х13см. В каждой серии изображен мальчик и мальчик.девушка и включает девять изображений. Карточки пронумерованы, а цифры 1,2,3 обозначают деятельность, близкую к учебной. Ребята занимаются профессиональной деятельностью. Карточки с номерами 7,8,9 обозначают игровую деятельность детей. На втором наборе карточек изображено.подобные действия детей.Проведение: экспериментатор кладет на стол 9 карточек из серии. Предлагает ребенку рассмотреть картинки и объясняет действия детей на каждой карточке. После понимания смысла деятельности ребенка детям предлагается ответить на вопрос. «Что бы ты хотел сделать больше всего? Покажи мне эту карточку». Выбрав первые три карточки, ребенок получает следующие инструкции. «Покажи мне эту карточку: действие, которое ты бы не сделал». Остальные карточки ребенка следует разделить на две группы. Урок ему понравился и не понравился.В процессе выполнения методики экспериментатор фиксирует последовательность выбора ребенком карточек. После завершения приема экспериментатор благодарит ребенка за участие. В результате эксперимента был получен ряд цифр, отражающих иерархию предпочтений ребенка в занятиях. Методика предполагает количественную и качественную обработку полученных результатов. Количественная обработка осуществляется путем подсчета точек. За выбор образовательной деятельности – два балла. Домашнее задание – 1 балл. Игровая активность оценивается в 0 баллов.Анализ результатов позволил выявить детей (5%) с низким уровнем школьной активности и которые не имели представления о том, как они выбирают подходящую личную деятельность. Для этой группы детей характерно стремление к игровой деятельности. При выборе некоторые дети испытывали трудности, сомнения и прибегали к помощи взрослого.Для второй группы детей (75%) характерны частичные и неясные представления о том, как выбирать вид деятельности, как выбирать действия, исходя из склонностей и интересов. Дети в этой группе подвергли сомнению это решение. В качестве желательной деятельности были выбраны игры и учебная деятельность.Трудности возникают при выборе действий. Они не всегда полагаются на свои интересы и склонности. Для детей (20%) характерно целостное видение способов выбора деятельности и способов выбора действий. Для этой группы детей характерно стремление заниматься познавательной деятельностью. Количественные результаты диагностического задания «Мотивационные предпочтения» таблица 8.Таблица 8Количественные результаты диагностического задания «Мотивационные предпочтения»Низкий уровень5% - один ребенокНе выполняют задание самостоятельно.Средний уровень75% - пятнадцать детейВыполняют задание под руководством взрослогоВысокий уровень20% - четыре ребенкаСамостоятельное выполнение заданий.Диагностическое задание 3. «Карта путешественника» Цель: выявить наличие представлений о видах и способах выбора личной и содержательной деятельности. Материалы: карта с названиями городов (город Рисования, Музыкантов, Математики, Экспериментов, Игрушек, Природы, Чтения).Ход. Экспериментатор предлагает ребенку путешествие в волшебную страну Мультиделкино и сообщает: «У вас есть карта страны, в которой есть несколько городов. А именно: город Рисования, Музыкантов, Математики, Экспериментирования, Игрушки, Природы и города Чтения. Но у нас очень мало времени и мы не успеем посетить все эти города. Вам нужно выбрать 3 города. Куда бы вы хотели поехать в первую очередь?Анализ результатов диагностического задания позволил выделить группу детей (10%), не имеющих четкого представления о личностно-содержательной деятельности. А также о способах выбора деятельности. Дети этой группы не умеют расставлять приоритеты в личной и содержательной деятельности. Они не умеют действовать самостоятельно и при выборе всегда полагаются на помощь взрослых.Вторая группа детей (55%) имеет частичные и неясные представления о том, как выбирать вид деятельности, как выбирать действия, исходя из склонностей и интересов. Дети в этой группе подвергли сомнению это решение. Они выбрали игровую и познавательную деятельность.Третья группа детей (35%), у которых есть представления о том, как выбрать вид деятельности и как выбрать действие. Для этой группы детей характерно стремление заниматься познавательной деятельностью. Дети с радостью выполняли задание и сами выбирали действия. Количественные результаты диагностической задачи представлены в таблице 9.Таблица 9Количественные результаты диагностического заданияНизкий уровень10% - два ребенкаНе выполняют задание самостоятельно.Средний уровень55% - одиннадцать детейВыполняют задание под руководством взрослогоВысокий уровень35% - семь детейСамостоятельное выполнение заданий.Итогом формирующего эксперимента стало повышение уровня развития умения делать выбор деятельности у детей подготовительной группы. Это демонстрирует сравнительный анализ результатов наблюдательных и контрольных экспериментов. Сравнительные диагностические результаты контрольных и наблюдательных экспериментов представлены в табл. 10.Таблица 10Сравнительные результаты диагностики контрольного и констатирующего экспериментовУровень развития умения осуществлять выбор деятельности у детей 6-7 летКонстатирующий экспериментКонтрольный срезНизкий, недостаточныйпять детей – 25% –один ребенок – 5%Средний, близкий к достаточномутринадцать детей – 65%двенадцать детей – 60%Высокий, достаточныйдва ребенка – 10%семь детей – 35%Таким образом, из приведенной таблицы мы видим, что уровень развития умения осуществлять выбор деятельности у детей 6-7 лет по результатам контрольного раздела увеличился по сравнению с результатами наблюдательного эксперимента. Дети 6-7 лет самостоятельно и осознанно выбирали вид деятельности, отдавали предпочтение той деятельности, которая им интересна, что позволило им реализовать свои умения и способности.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ ходе исследования были рассмотрены основные аспекты построения индивидуальных траекторий развития дошкольников в условиях индивидуализации образования. Были изучены теоретические основы индивидуализации дошкольного образования, определены принципы и условия успешной индивидуализации, а также проанализированы методы и подходы к построению индивидуальных планов развития.Индивидуализация дошкольного образования предполагает учет индивидуальных особенностей и потребностей каждого ребенка в процессе обучения и воспитания. Это позволяет создать оптимальные условия для развития каждого ребёнка и достижения им наилучших результатов.Для успешной реализации индивидуализированного подхода необходимо создать развивающую среду, которая будет стимулировать развитие каждого ребенка. Эта среда должна быть разнообразной, насыщенной и безопасной, чтобы дети могли свободно исследовать, экспериментировать и учиться. Также важно обеспечить активное участие родителей в жизни детского сада и высокий уровень профессиональной подготовки педагогов.Таким образом, построение индивидуальных траекторий развития является ключевым аспектом индивидуализации дошкольного образования. Оно позволяет учитывать индивидуальные особенности и потребности каждого ребенка, что способствует его успешному обучению и развитию. Однако для успешной реализации этого подхода необходимо создание определенных условий, которые будут способствовать развитию каждого ребёнка и достижению им наилучших результатов в соответствии со своими индивидуальными особенностями и потребностями.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ1. Алексеева Е. Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста./ Алексеева Е. Е. - М.: Юрайт, 2024. - 196 с.2. Белкина В. Н. Психология раннего и дошкольного детства./ Белкина В. Н. - М.: Юрайт, 2024. - 171 с.3. Болотина Л. Р. Дошкольная педагогика./ Болотина Л. Р. - М.: Юрайт, 2020. - 219 с.4. Галигузова Л. Н. Дошкольная педагогика./ Галигузова Л. Н. - М.: Юрайт, 2020. - 254 с.5. Голованова, Н. Ф. Социализация и воспитание ребенка. / Голованова, Н. Ф. - СПб.: Речь, 2021. - 272 с. 6. Гонина, О. О. Психология дошкольного возраста . / О. О. Гонина. - М. : Издательство Юрайт, 2022. - 425 с.7. Дубова, И. А. Индивидуальный подход к организации игровой деятельности старших дошкольников / И. А. Дубова // Молодой ученый. -2020. - № 20 (124). - С. 682-684. 8. Ежкова Н. С. Дошкольная педагогика./ Ежкова Н. С. - М.: Юрайт, 2020. - 184 с.9. Киндря, Н. А. Понятие индивидуализации обучения в зарубежной методике / Н. А. Киндря // Молодой ученый. - 2021. - № 22 (102). - С. 808-810. 10. Ковальчук, Л. И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка: пособие для воспитателя детского сада / Л. И. Ковальчук. - М.: Просвещение, 2021. - 112 с.11. Комарова Т. С. Дошкольная педагогика./ Комарова Т. С. - М.: Юрайт, 2020. - 97 с.12. Микляева Н. В. Дошкольная педагогика./ Микляева Н. В. - М.: Юрайт, 2020. - 412 с.13. Михайлова, Л. А. Индивидуальные образовательные маршруты в педагогической работе детского сада / Л. А. Михайлова. // Молодой ученый. - 2022. - № 36 (170). - С. 94-96. 14. Смирнова Е. О. Дошкольная педагогика: педагогические системы и программы дошкольного воспитания./ Смирнова Е. О. - М.: Юрайт, 2020. - 122 с.15. Смородина, Е. В. Личный опыт реализации индивидуального образовательного маршрута в ДОУ / Е. В. Смородина, Л. А. Юрьева. // Образование и воспитание. - 2021. - № 1 (6). - С. 25-27.16. Сорокоумова Е. А. Психология детей младшего школьного возраста. Самопознание в процессе обучения. / Е. А. Сорокоумова. - М.: Юрайт, 2020. - 216 с.17. Тришанина, А. С. Индивидуальный образовательный маршрут как обязательное условие психолого-педагогического сопровождения развития ребенка / А. С. Тришанина. // Образование и воспитание. - 2021. - № 2 (2). - С. 19-21.Электронные ресурсы18. Баранов А.Н. Проектирование индивидуальных образовательных траекторий дошкольников. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/proektirovanie-individualnyh19. Газимова Т. Р. Определение содержания понятий «индивидуальной подход» в обучении и «индивидуализация обучения». [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/opredelenie-soderzhaniya-ponyatiy-individualnyy-podhod20. Дьячковская В. М. Индивидуализация образовательного процесса в ДОУ [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://mbdou206krsk.ru/images/22-23/met-kab/konsultaciya21. Завалко Н. А. Реализация индивидуализации обучения дошкольников в современных условиях. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/realizatsiya-individualizatsii22. МДОУ детский сад №18 г. Орехово-Зуево [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://ozgdou18.edumsko.ru/23. Солдатов Д.В. Мотивационные предпочтения. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://solyannik-dollastochka20.edumsko.ru/folders/post/264863324. Съемщикова Л.А. Проектирование индивидуальной траектории развития дошкольников в образовательном процессе ДОУ. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/proektirovanie-individualnoy-traektorii-razvitiyaПРИЛОЖЕНИЕПриложение 1Список детей № ИФ1Катя П.2Ира З.3Костя М.4Виктор Р5Оля С.6Георгий Н.7Рома Т.8Лена Ш.9Даша П.10Женя И.11Тома У.12Аня С.13Уля Р.14Света Н.15Эва А.16Коля С.17Петр Я.18Люда Т.19Маргарита К.20Юля С.Приложение 2Таблица 6Насыщение центров активностиНаправление развитияОбразовательная областьНазвание центра, его насыщениеФизическоеФизическая культураМаршруты центра Здравик: «Собери упражнение», «Оживи человека (многорукого и многоногого)», «Составь комплекс карточек», «Друзья-враги», «Моя семья», «Витамин», «Если у тебя проблемы"ЗдоровьеПознавательно-речевоеПознаниеЦентр «Математика» Маршруты: «Вверх, вниз», «Внутри, снаружи», «Лабиринт», «Калейдоскоп», «Уменьшить и увеличить масштаб», «Изменить форму, передвигая две палочки»КоммуникацияЦентр «Реченька» Маршруты: «Запомни и повтори», «Исправь ошибку», «Как сказать подругому?»Чтение художественной литературыЦентр «Почитай-ка» Маршруты: «Зимушка, зима», «Прочитайка», «Чтение с продолжением»Социально-личностноеСоциализацияЦентр «Игротек» Маршруты: «Будь осторожен», «Угадай, что ты сделал», «Что было, что будет», («Из каких материалов сделана современная бытовая техника?», «Почему не моют одноразовую посуду» ?», «Безопасная улица», «Береги природу!», «Нарисуй объект будущего», «Когда это было?», «Поезд». «Хитрая камера»ТрудБезопасностьХудожественно-эстетическоеХудожественное творчествоЦентр «Мечтатели» Маршруты: «Нарисуй стихотворение», «Укрась», «Открой кафе», «Открой музей»МузыкаПриложение 3Движение ребенка по индивидуальной траекторииПриложение 4Центр «Математики»Маршрут «Цифра 5»Продолжение Приложения 4Продолжение Приложения 4Маршрут «Один, много»Продолжение Приложения 4Продолжение Приложения 4Маршрут «Справа и слева»Продолжение Приложения 4Маршрут «Уменьши и увеличь»
1. Алексеева Е. Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста./ Алексеева Е. Е. - М.: Юрайт, 2024. - 196 с.
2. Белкина В. Н. Психология раннего и дошкольного детства./ Белкина В. Н. - М.: Юрайт, 2024. - 171 с.
3. Болотина Л. Р. Дошкольная педагогика./ Болотина Л. Р. - М.: Юрайт, 2020. - 219 с.
4. Галигузова Л. Н. Дошкольная педагогика./ Галигузова Л. Н. - М.: Юрайт, 2020. - 254 с.
5. Голованова, Н. Ф. Социализация и воспитание ребенка. / Голованова, Н. Ф. - СПб.: Речь, 2021. - 272 с.
6. Гонина, О. О. Психология дошкольного возраста . / О. О. Гонина. - М. : Издательство Юрайт, 2022. - 425 с.
7. Дубова, И. А. Индивидуальный подход к организации игровой деятельности старших дошкольников / И. А. Дубова // Молодой ученый. -2020. - № 20 (124). - С. 682-684.
8. Ежкова Н. С. Дошкольная педагогика./ Ежкова Н. С. - М.: Юрайт, 2020. - 184 с.
9. Киндря, Н. А. Понятие индивидуализации обучения в зарубежной методике / Н. А. Киндря // Молодой ученый. - 2021. - № 22 (102). - С. 808-810.
10. Ковальчук, Л. И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка: пособие для воспитателя детского сада / Л. И. Ковальчук. - М.: Просвещение, 2021. - 112 с.
11. Комарова Т. С. Дошкольная педагогика./ Комарова Т. С. - М.: Юрайт, 2020. - 97 с.
12. Микляева Н. В. Дошкольная педагогика./ Микляева Н. В. - М.: Юрайт, 2020. - 412 с.
13. Михайлова, Л. А. Индивидуальные образовательные маршруты в педагогической работе детского сада / Л. А. Михайлова. // Молодой ученый. - 2022. - № 36 (170). - С. 94-96.
14. Смирнова Е. О. Дошкольная педагогика: педагогические системы и программы дошкольного воспитания./ Смирнова Е. О. - М.: Юрайт, 2020. - 122 с.
15. Смородина, Е. В. Личный опыт реализации индивидуального образовательного маршрута в ДОУ / Е. В. Смородина, Л. А. Юрьева. // Образование и воспитание. - 2021. - № 1 (6). - С. 25-27.
16. Сорокоумова Е. А. Психология детей младшего школьного возраста. Самопознание в процессе обучения. / Е. А. Сорокоумова. - М.: Юрайт, 2020. - 216 с.
17. Тришанина, А. С. Индивидуальный образовательный маршрут как обязательное условие психолого-педагогического сопровождения развития ребенка / А. С. Тришанина. // Образование и воспитание. - 2021. - № 2 (2). - С. 19-21.
Электронные ресурсы
18. Баранов А.Н. Проектирование индивидуальных образовательных траекторий дошкольников. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/proektirovanie-individualnyh
19. Газимова Т. Р. Определение содержания понятий «индивидуальной подход» в обучении и «индивидуализация обучения». [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/opredelenie-soderzhaniya-ponyatiy-individualnyy-podhod
20. Дьячковская В. М. Индивидуализация образовательного процесса в ДОУ [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://mbdou206krsk.ru/images/22-23/met-kab/konsultaciya
21. Завалко Н. А. Реализация индивидуализации обучения дошкольников в современных условиях. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/realizatsiya-individualizatsii
22. МДОУ детский сад №18 г. Орехово-Зуево [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://ozgdou18.edumsko.ru/
23. Солдатов Д.В. Мотивационные предпочтения. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://solyannik-dollastochka20.edumsko.ru/folders/post/2648633
24. Съемщикова Л.А. Проектирование индивидуальной траектории развития дошкольников в образовательном процессе ДОУ. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/proektirovanie-individualnoy-traektorii-razvitiya