Взаимосвязь профессионального выгорания и стратегий преодоления стресса у сотрудников клиентских служб банков.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Психология
  • 45 45 страниц
  • 24 + 24 источника
  • Добавлена 27.11.2024
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Содержание
Введение 3
Теоретические аспекты исследования профессионального выгорания и стратегий преодоления стресса у сотрудников клиентских служб банков 5
1.1. Характеристика профессионального выгорания 5
1.2. Характеристика совладающего поведения 13
Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи профессионального выгорания и стратегий преодоления стресса у сотрудников клиентских служб банков 24
2.1. Организация исследования 24
2.2. Результаты исследования 27
2.3. Анализ результатов исследования 31
Заключение 36
Список литературы 38
Приложение 41

Фрагмент для ознакомления

Подавляющее большинство испытуемых (74%) редко избегают проблем. Т10% респондентов почти всегда стараются избежать контакта с окружающей действительностью, уйти от решения проблем. 8% сотрудников иногда используютстратегию избегания.Также 8% работников банка практически никогда не избегают трудных ситуаций.Результаты диагностики сотрудников по опроснику удовлетворенности работой, JSS представлены в таблице 3 в Приложении.Результаты диагностики показали, что у сотрудников удовлетворенность работой ниже среднего.Более всего сотрудники банка удовлетворены сутью работы, содержание задач, выполняемых на работе, коллективом, коллегами вместе с которыми они работают и условиями работы, внутренними правилами, распорядками, оснащением.Меньше они удовлетворены премированием, денежными и нематериальными поощрениями за свои трудовые достижения, продвижением по службе, возможностью карьерного роста.Мало удовлетворены сотрудники своими непосредственными руководителями, взаимоотношениями с руководством,информированием по рабочим и общим вопросам и дополнениями к зарплате (медстраховка, компенсации, бонусы и т.п.). Менее всего сотрудники удовлетворены своей заработной платой.Соотношение испытуемых с разным уровнем удовлетворенности работой представлено на рисунке 3. Результаты соотношения показали, что у большинства испытуемых (58%) удовлетворенность работой ниже среднего. У таких сотрудников присутствует неудовлетворенность некоторыми аспектами труда. У 22% человек выявлен низкий уровень удовлетворённости трудом. Они недовольны многими аспектами своей трудовой деятельности, особенно зарплатой, соцпакетом, отношениями с руководством, информированностью, продвижением по карьерной лестнице и т.п.Рис. 3. Соотношение сотрудников с разным уровнем удовлетворенности работой.У 12% сотрудников средний уровень удовлетворённости трудом. Они в основном удовлетворены работой, оплатой труда, условиями своей деятельности, взаимоотношениями в коллективе. У 8% сотрудников очень низкий уровень удовлетворённости трудом. Они крайне не удовлетворены своей работой. 2.3. Анализ результатов исследованияРезультаты оценки шкал на нормальность распределений представлены в таблице 4.Таблица 4Результаты оценки шкал на нормальность распределений (Критерий колмогорова – Смирнова)ШкалыKolmogorov-Smirnov ZрЭмоциональное истощение1,2660,081Деперсонализация1,3170,062Профессиональные достижения1,0840,191Уровень профессионального выгорания1,2420,092Разрешение проблем0,7690,596Поиск социальной поддержки0,9490,328Избегание проблем0,680,744Удовлетворенность работой0,3960,998Результаты анализа показали, что ни одна шкала значимо не отличается от нормального распределения. Следовательно, для дальнейшей обработки можно использовать параметрический метод.Результаты корреляционного анализа представлены в таблице 5.Таблица 5Результаты корреляционного анализа (r Пирсона) ПараметрыРазрешение проблемПоиск поддержкиИзбегание проблемУдовлетворенность работойЭмоциональное истощение-0,481**0,2090,331*-0,418**Деперсонализация-0,427**0,297*0,214-0,501**Профессиональные достижения0,451**-0,188-0,388**0,398**Уровень профессионального выгорания-0,551**0,1970,413**-0,526**Примечание: * - взаимосвязь на уровне р≤0,05; ** - взаимосвязь на уровне р≤0,01.Результаты корреляционного анализа показали, что эмоциональное истощение прямо связано со стратегией избегания проблем (р≤0,05) и обратно связано с разрешением проблем (р≤0,01) и удовлетворенностью работой (р≤0,01). То есть, чем больше у сотрудников отмечается сниженный эмоциональный тонус, психическая истощаемость, аффективная лабильность, утрата интереса и позитивных чувств к окружающим, тем чаще они пытаются избегать контакта с окружающей действительностью, уйти от решения проблем, тем реже они стараются использовать личностные ресурсы для поиска возможных способов эффективного разрешения проблем, и тем меньше они удовлетворены своей работой.Деперсонализация прямо связана со стратегией поиска социальной поддержки (р≤0,05) и обратно связана с разрешением проблем (р≤0,01) и удовлетворенностью работой (р≤0,01). То есть, чем больше у сотрудников отмечается отстранение, безразличие, формальное выполнение профессиональных обязанностей, тем чаще в трудных ситуациях они склонны обращаться за помощью к другим людям, тем реже они стараются использовать личностные ресурсы для поиска возможных способов эффективного разрешения проблем, и тем меньше они удовлетворены своей работой.Профессиональные достижения прямо связаны с разрешением проблем (р≤0,01) и удовлетворенностью работой (р≤0,01)и обратно связаны со стратегией избегания проблем (р≤0,01). То есть, чем больше у сотрудников выражена профессиональная мотивация, выше оценка себя как профессионала, тем больше они удовлетворены своей работой, тем чащеони стараются использовать личностные ресурсы для поиска возможных способов эффективного разрешения проблем, и тем реже они склонны избегать контакта с окружающей действительностью, уйти от решения проблем.Уровень профессионального выгорания прямо связан со стратегией избегания проблем (р≤0,05) и обратно связан с разрешением проблем (р≤0,01) и удовлетворенностью работой (р≤0,01). То есть, чем больше у сотрудников выражено профессиональное выгорание, тем чаще они пытаются избегать контакта с окружающей действительностью, уйти от решения проблем, тем реже они стараются использовать личностные ресурсы для поиска возможных способов эффективного разрешения проблем, и тем меньше они удовлетворены своей работой.На основе результатов исследования можно дать следующие практические рекомендации по психологической профилактике профессионального выгорания сотрудников банка.1. Важную роль в предотвращении профессионального выгорания, снижении стресса играет уверенность человека. Человек, который уверен в себе, легко выражает мысли, эмоции, прислушивается к мнению других людей, может рационально подходить к вопросам. Чтобы развить уверенность в себе, необходимо фиксировать внимание на положительных достижениях, успехах в жизни, вести записи о своих победах. Вы должны записывать и запоминать свои успехи в трудные периоды жизни, перед ответственными задачами. Кроме того, важно научиться поддерживать баланс между собственным внутренним миром и окружающей средой. 2. Важно взять на себя ответственность за свое здоровье и самооценку. Осознайте негативное влияние стресса на организм и начните сопротивляться ему: правильно питайтесь, достаточно отдыхайте, спите не менее 8 часов в сутки, занимайтесь регулярной физической активностью. Необходимо работать над собой: развивать свои навыки, научиться правильно распределять время, чередовать умственную деятельность с физическими упражнениями, регулярно делать перерывы в работе, а не работать семь дней в неделю.3. В случае стрессовой ситуации не стоит позволять негативным мыслям завладевать сознанием, лучше направить силы на полезную деятельность, любая работа отвлекает разум человека. Переживания замедляют мыслительный процесс, работа стимулирует логическое мышление. В таких случаях он говорит: "Я очень занят, у меня нет времени беспокоиться".4. Необходимо научиться принимать неизбежное - событие уже произошло, как мы можем улучшить ситуацию, можем ли мы повлиять на это? Если вы не можете изменить ситуацию, то вам остается только изменить свое отношение к ней, принять ее как данность и двигаться дальше. Человек может привыкнуть ко всему.5. Установите ограничитель потерь - это означает, что вы не можете позволить какому-либо событию разрушить вашу жизнь, все это временно, есть более важные вещи. Внутренняя шкала ценностей поможет трезво смотреть на события жизни и спокойно анализировать их. Ограничитель можно поставить на негативные эмоции и переживания, чтобы избежать ухудшения ситуации, отношений с другими людьми.6. Придерживайтесь основных правил:- решайте вопросы в порядке их важности;- не откладывайте решение простых вопросов на потом, чтобы избежать их накопления;- правильно распределяйте обязанности, учитесь делегировать их, если это возможно.7. Систематическая разгрузка нервной системы. Постоянное давление и занятие чем-то тяжелым или не совсем любимым крайне негативно сказываются на психике человека. Вам нужно регулярно посвящать время любимым занятиям, поездкам за город, отдыху за чтением книг, в общем, делать все, что вам действительно хочется делать.9. Никогда не произносите фраз типа: "если бы не работа / погода / люди...", "во всем виновато руководство / правительство / олигархи..." и так далее. Человек - хозяин своей жизни. Он способен если не радикально изменить условия своего существования, то, по крайней мере, изменить свое отношение к ним. Повторяйте каждое утро: "Я хозяин своей жизни. Только я несу ответственность за то, что со мной происходит".10. Развивайте навыки аутотренинга, релаксации, медитации. Эффективен способ прогрессивной и пассивной саморегуляции. Прогрессивнаясаморегуляция основана на чередовании напряжения и расслабления мышц. Пассивнаясаморегуляция - в положении лежа человек «просматривает» своё тело, и там, где ощущает напряжение, расслабляет тело. Здесь может помочь визуализация, можно напряжение представить в виде дымки, которая уходит из тела, и мышцы расслабляются. Можно овладеть медитативной техникой. Уменьшая мышечное напряжение можно постепенно преодолеть эмоциональное напряжение. 11. Важно овладеть техниками снятия напряжения, тревоги, страха, паники и беспокойства. Они могут быть полезны как для самостоятельного использования, так и для обучения других людей.Самый простой способ – это глубокое дыхание, которое предполагает использование живота, а не груди. Также эффективны техники дыхания с чередованием ноздрей и «пузырь» (надуться до предела, задержать дыхание и представить, как воздух массирует органы, затем спокойный медленный выдох).ЗаключениеЦелью данного исследования являлось выявление взаимосвязи профессионального выгорания и стратегий преодоления стресса у сотрудников клиентских служб банков. В ходе достижения цели был поставлен и решен ряд задач. При анализе научной литературы было подчеркнуто, что профессиональное выгорание является результатом длительного периода времени, в течение которого человек испытывает стресс. Факторы, которые инициируют проявление данного синдрома, представляются особенностями профессиональной деятельности, и определенными характеристиками самих людей. Причинами эмоционального выгорания работников могут быть: хроническая напряженная психоэмоциональная деятельность, связанная с интенсивным общением, дестабилизирующая рабочая ситуация, повышенная ответственность за исполняемые функции и операции, сложная обстановка в коллективе, психологически трудный контингент. Совладающее поведение это изменяющиеся когнитивные и поведенческие способы справиться с внешними и внутренними требованиями. В состоянии стресса индивид применяет комплекс копинг-стратегий и психологических защит. Ключевое значение имеет состояние человека и продуктивность применяемых стратегий, то есть насколько применяемые меры помогают преодолеть негативное воздействие стресса. Конкретные стратегии совладающего поведения - это осознанные паттерны поведения, которые субъект использует в конкретной ситуации (избегание, дистанцирование, решение проблем, поиск социальной поддержки и т.п.). Эффективность совладания оценивается по результату и состоянию субъекта, по общему уровню его психического состояния и благополучия, по социально-психологическойадаптированности. Результаты эмпирического исследования показали, что в группе сотрудников эмоциональное напряжение, деперсонализация (цинизм) и редукция профессиональных достижений находятся на среднем уровне. В структуре эмоционального выгорания у сотрудников банка больше всего выражена деперсонализация – эмоциональное отстранение, формальное выполнение профессиональных обязанностей. В наибольшей степени сотрудники ориентированы на продуктивный и конструктивный способ преодоления трудных ситуаций, стараются использовать все имеющиеся у них личностные ресурсы для поиска возможных способов эффективного разрешения проблемы.В меньшей степени они используют поиск социальной поддержки, то есть в трудных ситуациях они иногда готовы обратиться за помощью к другим людям. Реже всего респонденты стараются избегать контакта с окружающей действительностью, уйти от решения проблем.У сотрудников удовлетворенность работой ниже среднего. Более всего сотрудники банка удовлетворены сутью работы, коллективом и условиями работы. Меньше они удовлетворены премированием, продвижением по службе. Мало удовлетворены сотрудники своими непосредственными руководителями, информированием по рабочим и общим вопросам и дополнениями к зарплате. Менее всего сотрудники удовлетворены своей заработной платой.Результаты корреляционного анализа показали, что, чем больше у сотрудников выражено профессиональное выгорание, тем чаще они пытаются избегать контакта с окружающей действительностью, уйти от решения проблем, тем реже они стараются использовать личностные ресурсы для поиска возможных способов эффективного разрешения проблем, и тем меньше они удовлетворены своей работой.Таким образом, гипотеза исследования подтвердилась: существуют значимые взаимосвязи выраженности профессионального выгорания у сотрудников клиентских служб банков с их стратегиями преодоления стресса и удовлетворенностью работой.Список литературыАбабков В.А. Защитные психологические механизмы и копинг: анализ взаимоотношений // Актуальные проблемы клинической психологии и психофизиологии: Материалы научно-практической конференции «Ананьевские чтения-2004». – СПб.: СПбГУ, 2004. С.14 – 22.Александрова О.В. Дифференциально-психологические факторы переживания и копинг поведения взрослых в трудной жизненной ситуации: дисс… канд. Псих.наук. – Санкт-Петербург, 2017. – 245 с. Балакшина Е.В. Исследование совладающего поведения педагогов общеобразовательных школ как фактора профессиональной деятельности / Е.В. Балакшина, Р.Н. Башилов, А.В. Антоновский // Вестник ТвГУ. – 2016. – № 4. – С. 15-20.Бодров В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление. – М.: ПЕР СЭ, 2006. – 526с.Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении. – СПб.: Речь, 2003. – 87 с.Буриш М. Синдром эмоционального выгорания. – Ярославль :Эксмо-пресс, – 2016. – 214 с.Колузаева Т.В. Эмоциональное выгорание: причины, последствия, способы профилактики // Вестник Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова, 2020. – № 1. – С. 122-130.Крот А.Ф. Механизмы психологической защиты: учеб.-метод. пособие. – Минск : БГМУ, 2015. – 22 с.Крюкова Т.Л. Культура, стресс и копинг: социокультурная контекстуализация исследований совладающего поведения: Монография/ Т.Л. Крюкова, Т.В.Гущина. – Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2015. – 236с.Кузьменко В.В. Стресс как источник профессионального выгорания // Гуманитарный научный журнал, 2021. – № 1. – С. 145-151.Либина А.В. Совладающий интеллект: человек в сложной жизненной ситуации. – М.: Юрайт, 2019. – 318с.Маслач К. Выгорание: многомерная перспектива. – М.: Издательство Института психотерапии, 2004. – 147 с. Москалева Т.В. Синдром эмоционального выгорания // Вестник Московского информационно-технологического университета – Московского архитектурно-строительного института, 2018. – № 4. – С. 63-68.Набиуллина Р.Р. Механизмы психологической защиты и совладания со стрессом / Р.Р. Набиуллина, И.В. Тухтарова. Учебное пособие. – Казань: Казанская Государственная Медицинская Академия, 2013. – 84 с. Нетребко Е.Э. Профессиональное выгорание // Глобус: психология и педагогика, 2019. – № 2 (30). – С. 12-17.Новик Д.В. Проблема копинг-стратегий в трудах Р. С. Лазаруса // Молодежь XXI века: образование, наука, инновации: Материалы IX Всероссийской студенческой научно-практической конференции. – Новосибирск, 2020. – С. 96 – 97.Орел В. Е. Синдром психического выгорания личности. – М.: Институт психологии РАН, 2016. – 605 с.Панасенко Т.В. Эмоциональное выгорание у медицинских работников / Т.В. Панасенко, Е.М. Азарко // Молодой исследователь Дона, 2021. – № 5 (32). – С. 97-103.Психология профессионального здоровья / Г.С. Никифорова. – СПб.: Питер, 2006. – 607 с.Пьянкова Л.А. К вопросу о сущности синдрома профессионального выгорания / Л.А. Пьянкова, В.Е. Хомичева // Общество: социология, психология, педагогика, 2019. – № 4. – С. 90-94.Труфанова Т.А. Современные подходы к управлению профессиональными стрессами // Вестн. Тамбов.ун-та. Серия: Гуманитарные науки. – 2015. – № 4 (44). – С. 77–84.Холодная М.А. Структура стратегий совладания в юношеском возрасте (к проблеме валидности опросника «Юношеская копинг-шкала») / М.А. Холодная, О.Г. Берестнева, Е.А. Муратова // Вопросы психологии. – 2007. – № 4. – С. 143 – 156.Ширяев О.Ю. Эмоциональное выгорание. Феномен / О. Ю. Ширяев, В. А. Кунин, Ю. Н. Комарова, В. В. Шенцов // Научная книга. – 2018. – С. 289–291. Щербатых Ю.В. Управление стрессом для делового человека. Технологии управления стрессом, проверенные в корпоративных войнах, судебных баталиях и жестких переговорах. – М: Добрая книга, 2018. – 512 с.ПриложениеТаблица 1 Результаты диагностики сотрудников по методике «Синдром выгорания» (MBI) №ПолВозрастЭмоциональное истощениеДеперсонализацияПрофессиональные достиженияВсегоБаллШкальная оценкаБаллШкальная оценкаБаллШкальная оценка1м301115241142ж331413137133ж311923133254ж371418234255ж312738225386ж251417243147ж301617238148ж39355265185159м2732382381610ж30263143322811м40101102292512ж2613192342513м3917272332714ж33323153292815м36172133243716ж3113172381417ж3527382253818м258152371419ж2519272312620м3212182441421м3613172381422ж3019282332623ж297121381324м252931652531125м3112162441426м3514131371327ж3610131461328м2823282371529м358152371430м3319292195931ж313651332531132ж31161102263633ж30293133312834ж3215182371435м382932152731136ж3819282282637м3917292292638ж3613172381439м39283133292840ж3415192342541м25293133312842м3723241292543ж3517282371544м2816172381445м268152371446м26161102263647м393331651751148ж30192112263749м2817231195850м33242923126Среднее, М19,01,98,82,232,22,06,1Станд. отклонение, σ7,81,04,61,07,01,22,6Таблица 2Результаты диагностики по методике «Индикатор копинг-стратегий» (CSI) Д. Амирхана№ПолВозрастРазрешение проблемПоиск социальной поддержкиИзбегание проблем1м303015182ж332216213ж311822244ж372227175ж311523286ж251727237ж301928238ж391626189м2725211910ж3016272211м4027292212ж2622152213м3923242814ж3322111615м3626292116ж3121311617ж3517211818м2527261919ж2526182120м3230161721м3629161722ж3018162323ж2922172424м2527211925м3128191926м3532141127ж3622221928м2827221829м3532161530м3325142331ж3114242732ж3116282233ж3018291634ж3217182735м3824221836ж3816282337м3926301738ж3628161839м3922252940ж3419242041м2529282042м3722302043ж3518202244м2831251845м2622172346м2631151347м3930231548ж3019152449м2823162550м33282320Среднее, М23,121,720,4Стандартное отклонение, σ5,15,43,9Таблица 3Результаты диагностики сотрудников по опроснику удовлетворенности работой, JSS № ЗарплатаПродвижениеРуководствоСоцпакетПремированиеУсловияКоллегиСуть работыКоммуникацииВсего11310716181119131412121111101013181422191283108111715201414161254211819121316121712140517614610121520111116720191218181618121407914191313191415181348101517896715895945610102010221510210217165898111086111162011191413119114121012119762017131051381415719201216171281491111121516121111108151418167121611218123166131811151019191012117141216101316513910818121412112118222051351971114121613811131052013610169141420171192181811151312131561112261626971222109023111681314151517121212414112785913107925315281216111599126611813917131671002715161181191622811628121016111810151717126291411511161514201412030111031011181115109931510131014111215131033212121299101091194332213151191411894345131414191517141112235198859310987936105109141216169101371371112131114171010838511181311112013111133966748101511138040111291191318181411541641316131817196112421014211916131616121374343389181111976447111410121517121311145178101711112219712246131891013101793102479205956121112894814561797127108749911212121118141110050171321181613161720151М10,011,711,211,112,512,914,015,311,2109,9σ4,44,55,53,63,64,33,73,93,617,7

Список литературы
1. Абабков В.А. Защитные психологические механизмы и копинг: ана-лиз взаимоотношений // Актуальные проблемы клинической психо-логии и психофизиологии: Материалы научно-практической конфе-ренции «Ананьевские чтения-2004». – СПб.: СПбГУ, 2004. С.14 – 22.
2. Александрова О.В. Дифференциально-психологические факторы пе-реживания и копинг поведения взрослых в трудной жизненной ситу-ации: дисс… канд. Псих. наук. – Санкт-Петербург, 2017. – 245 с.
3. Балакшина Е.В. Исследование совладающего поведения педагогов общеобразовательных школ как фактора профессиональной дея-тельности / Е.В. Балакшина, Р.Н. Башилов, А.В. Антоновский // Вестник ТвГУ. – 2016. – № 4. – С. 15-20.
4. Бодров В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление. – М.: ПЕР СЭ, 2006. – 526с.
5. Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессио-нальном общении. – СПб.: Речь, 2003. – 87 с.
6. Буриш М. Синдром эмоционального выгорания. – Ярославль : Экс-мо-пресс, – 2016. – 214 с.
7. Колузаева Т.В. Эмоциональное выгорание: причины, последствия, способы профилактики // Вестник Хакасского государственного уни-верситета им. Н.Ф. Катанова, 2020. – № 1. – С. 122-130.
8. Крот А.Ф. Механизмы психологической защиты: учеб.-метод. посо-бие. – Минск : БГМУ, 2015. – 22 с.
9. Крюкова Т.Л. Культура, стресс и копинг: социокультурная контек-стуализация исследований совладающего поведения: Монография / Т.Л. Крюкова, Т.В. Гущина. – Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2015. – 236с.
10. Кузьменко В.В. Стресс как источник профессионального выгорания // Гуманитарный научный журнал, 2021. – № 1. – С. 145-151.
11. Либина А.В. Совладающий интеллект: человек в сложной жизненной ситуации. – М.: Юрайт, 2019. – 318с.
12. Маслач К. Выгорание: многомерная перспектива. – М.: Издательство Института психотерапии, 2004. – 147 с.
13. Москалева Т.В. Синдром эмоционального выгорания // Вестник Московского информационно-технологического университета – Московского архитектурно-строительного института, 2018. – № 4. – С. 63-68.
14. Набиуллина Р.Р. Механизмы психологической защиты и совладания со стрессом / Р.Р. Набиуллина, И.В. Тухтарова. Учебное пособие. – Казань: Казанская Государственная Медицинская Академия, 2013. – 84 с.
15. Нетребко Е.Э. Профессиональное выгорание // Глобус: психология и педагогика, 2019. – № 2 (30). – С. 12-17.
16. Новик Д.В. Проблема копинг-стратегий в трудах Р. С. Лазаруса // Молодежь XXI века: образование, наука, инновации: Материалы IX Всероссийской студенческой научно-практической конференции. – Новосибирск, 2020. – С. 96 – 97.
17. Орел В. Е. Синдром психического выгорания личности. – М.: Инсти-тут психологии РАН, 2016. – 605 с.
18. Панасенко Т.В. Эмоциональное выгорание у медицинских работни-ков / Т.В. Панасенко, Е.М. Азарко // Молодой исследователь Дона, 2021. – № 5 (32). – С. 97-103.
19. Психология профессионального здоровья / Г.С. Никифорова. – СПб.: Питер, 2006. – 607 с.
20. Пьянкова Л.А. К вопросу о сущности синдрома профессионального выгорания / Л.А. Пьянкова, В.Е. Хомичева // Общество: социология, психология, педагогика, 2019. – № 4. – С. 90-94.
21. Труфанова Т.А. Современные подходы к управлению профессио-нальными стрессами // Вестн. Тамбов. ун-та. Серия: Гуманитарные науки. – 2015. – № 4 (44). – С. 77–84.
22. Холодная М.А. Структура стратегий совладания в юношеском воз-расте (к проблеме валидности опросника «Юношеская копинг-шкала») / М.А. Холодная, О.Г. Берестнева, Е.А. Муратова // Вопро-сы психологии. – 2007. – № 4. – С. 143 – 156.
23. Ширяев О.Ю. Эмоциональное выгорание. Феномен / О. Ю. Ширяев, В. А. Кунин, Ю. Н. Комарова, В. В. Шенцов // Научная книга. – 2018. – С. 289–291.
24. Щербатых Ю.В. Управление стрессом для делового человека. Тех-нологии управления стрессом, проверенные в корпоративных вой-нах, судебных баталиях и жестких переговорах. – М: Добрая книга, 2018. – 512 с.