Особенности самооценки младших школьников
Заказать уникальную курсовую работу- 30 30 страниц
- 20 + 20 источников
- Добавлена 02.07.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
1. Теоретические аспекты исследования самооценки младших школьников 5
1.1 Психолого-педагогические особенности младшего школьного возраста 5
1.2 Особенности формирования самосознания в младшем школьном возрасте 11
1.3 Особенности формирования самооценки у детей младшего школьного возраста 15
2. Эмпирическое исследование самооценки младших школьников 21
2.1 Организация и методы исследования 21
2.2 Анализ результатов исследования 24
Заключение 27
Список литературы 29
Г. Щур) представляет собой беседу с ребенком с использованием шкалы оценок из 7 ступенек, на которую он сам помещает себя и определяет положительное место, куда его ставят значимые для него люди. Беседа проводится с каждым ребенком индивидуально и начинается с непринужденного разговора о его семье. Вопросы, которые затрагиваются в данной методике очень значимы для ребенка и носят личностный характер. Поэтому если с ребенком не установить близкий контакт, то либо он совсем отвечать на данные вопросы не будет, либо ответы будут носить формальный характер.Суть методики следующая: ребенку дается изображение лесенки, состоящей из 7 ступенек, каждая ступенька имеет свое разъяснение: верхняя ступенька- самые-самые хорошие дети, 6 ступенька –тоже хорошие дети, но иногда у них что-то может не получаться, 5 ступенька- тоже хорошие дети, но у них побольше плохого, чем у детей из 6 ступеньки, на 4 ступеньке –это дети, у которых поровну и хорошего и плохого, на 2 ступеньке - дети у которых, поменьше хорошего, чем плохого и на 1 ступеньке - самые-самые плохие дети. Переход к следующей части методики осуществляется только тогда, когда экспериментатор убедился, что ребенок правильно понял основной принцип методики. Потом экспериментатор предлагает поставить ребенка себя ну ту ступеньку, где он себя видит по словам взрослых. В это время ребенку задаются вопросы, куда бы тебя поставили твои родители, воспитатель, друзья в группе.В результате этой методики выделяются следующие критерии: 7 ступенька максимально высокая оценка соответствует некритичному (очень высокому) уровню самооценки – 5 уровень. Далее следует высокий уровень самооценки - 4 уровень (шестая и пятая ступени лесенки). Четвертая ступень относится к среднему уровню - 3, третья и вторая - к низкому - 2, а первая - к очень низкому уровню общей самооценки - 1 уровень.В эксперименте фиксируются следующие показатели: уровень общей и ожидаемых самооценок - их высота, а также все другие значимые особенности поведения детей в ходе эксперимента.2) Методика «Какай я?» Р.С. НемоваПользуясь представленным далее протоколом, необходимо спросить у ребенка, как он сам себя воспринимает и оценивает по десяти различным положительным качествам личности (рис.1)Рисунок 1- Протокол к методике Р.С. Немова «Какой я?»Оценка результатов:ответы типа «да» – 1 балл;ответы типа «нет» – 0 баллов;ответы типа «затрудняюсь ответить» и «иногда» – 0,5 балла.Самооценка ребенка определяется по общей сумме набранных баллов.Выводы об уровне самооценки:10 баллов – очень высокий;8-9 баллов – высокий;4-7 баллов – средний;2-3 балла – низкий;0 баллов – очень низкий.2.2 Анализ результатов исследованияРезультаты исследования самооценки по методике «Лесенка» представлены на рисунке 2.Рисунок 2 - Результаты исследования самооценки младших школьников по методике «Лесенка» В.Г. Щур, в % (n=25)Исследование показало, что неадекватно высокий уровень самооценки выявлен у 8% младших школьников (1 человек в выборке). Такой уровень самооценки является проблемой, требующей внимания со стороны педагогов и родителей. В современном обществе, где успех и достижения ставятся на первое место, дети слишком часто сталкиваются с идеализированными образами и стандартами красоты и успеха, что может стать причиной формирования завышенного самомнения и недостаточной самокритичности у детей. В результате, они могут начать преувеличивать свои возможности и умения, что в дальнейшем может негативно сказаться на их развитии и социальной адаптации. Поэтому важно помочь детям развивать реалистичное самооценку, основанную на объективных достижениях и старании. Это можно сделать через поощрение и поддержку, а также через обучение детей навыкам самоанализа и самоконтроля. 16% детей (2 человека) показаливысокий уровень самооценки, у этих детей наблюдается уверенность в себе, самодисциплина, стремление к саморазвитию и достижению поставленных целей. Они достаточно легко справляются со сложностями, не боятся ошибаться и готовы искать новые пути решения проблем. Однако, в младшем школьном возрасте такой уровень самооценки нередко бывает неоправданным, ребенку только кажется, что он преуспевает в ряде областей жизни, но, если случится какая-либо проблема, неудача, разочарование в себе может стать слишком сильным. Для младшего школьного возраста наиболее благоприятным является средний уровень самооценки, такой выявлен у 40% младших школьников в выборке. Такой уровень самооценки у младших школьников считается наиболее адекватным, так как дети еще знакомятся со своими возможностями, познают свои силы, стараются оценить свои достоинства и недостатки. Низкий уровень самооценки присущ 40% опрошенных детей. Такой уровень развития самооценки может иметь негативные последствия для развития ребенка и его успехов в учебе. Низкая самооценка может привести к негативному отношению к себе, снижению мотивации, а также возникновению стрессовых ситуаций. Возможные причины низкой самооценки могут быть различными: от негативного влияния окружающей среды до отсутствия поддержки со стороны родителей и учителей.Вторая методика «Какой я?» Р.С. Немова была проведена в контрольных целях, чтобы проверить достоверность результатов первой диагностики (рис. 3).Рисунок 3 - Результаты исследования самооценки младших школьников по методике «Какой я?» Р.С. Немова, в % (n=25)Данные, полученные в ходе второй диагностики, подтвердили полученные ранее результаты.В целом, 24% младших школьников обладают высоким уровнем самооценки, 40% - средним (адекватный уровень) и 36% - низким уровнем.Таким образом, проведенное исследование показало, что в выборке четырехклассников большинство детей (40%) обладают средним (адекватным) уровнем самооценки. Такой уровень самооценки у младших школьников считается наиболее адекватным, так как дети еще знакомятся со своими возможностями, познают свои силы, стараются оценить свои достоинства и недостатки.ЗаключениеРассмотренные возрастные особенности младших школьников позволили уточнить содержание понятия «самооценка младших школьников» - качество личности, которое базируется на системе знаний о себе и своих возможностях, проявляется в потребности и способности оценивать свое поведение, процесс и результат учебной деятельности, как ведущего вида деятельности, обусловленного системой возрастных личностных новообразований и целенаправленного организованным процессом самопознания. Формирование самооценки сопровождает весь период младшего школьного возраста, то опережая выполнение действий и операций, определяя качество, то перепроверяя уже выполненные действия и операции с целью установления их правильности.Особенности самооценки младших школьников представляют собой сложную и важную проблему в психологии развития. В этом возрасте дети начинают осознавать себя как личность, строят свое представление о себе и своих возможностях. Самооценка формируется под влиянием многих факторов, включая семейное окружение, образовательную среду и социальное взаимодействие с окружающими. Однако, у младших школьников самооценка может быть особенно уязвимой и неустойчивой, поскольку в этом возрасте дети часто испытывают стресс и неуверенность в своих силах. Негативные оценки себя могут привести к низкой самооценке и недостатку мотивации к достижению успехов в учебе и других сферах жизни. В то же время, положительная самооценка младших школьников способствует развитию их самоуверенности и внутренней мотивации. Поэтому, важно помочь детям развить позитивное отношение к себе, поощрять их достижения и помогать им преодолевать трудности. Таким образом, изучение особенностей самооценки младших школьников является важным шагом в понимании и поддержке их психического развития.Проведенное эмпирическое исследование показало, что в выборке обучающихся 4 класса у большинства детей (40%) превалирует средний уровень самооценки. Такой уровень самооценки у младших школьников считается наиболее адекватным, так как дети еще знакомятся со своими возможностями, познают свои силы, стараются оценить свои достоинства и недостатки.У 24% опрошенных выявлен высокий уровень самооценки.У этих детей наблюдается уверенность в себе, самодисциплина, стремление к саморазвитию и достижению поставленных целей. Они достаточно легко справляются со сложностями, не боятся ошибаться и готовы искать новые пути решения проблем. Однако, в младшем школьном возрасте такой уровень самооценки нередко бывает неоправданным, ребенку только кажется, что он преуспевает в ряде областей жизни, но, если случится какая-либо проблема, неудача, разочарование в себе может стать слишком сильным. Низкий уровень самооценки присущ 36% опрошенных детей. Такой уровень развития самооценки может иметь негативные последствия для развития ребенка и его успехов в учебе. Низкая самооценка может привести к негативному отношению к себе, снижению мотивации, а также возникновению стрессовых ситуаций. Возможные причины низкой самооценки могут быть различными: от негативного влияния окружающей среды до отсутствия поддержки со стороны родителей и учителей.Список литературыАндрущенко, Т.Ю. Психологические условия формирования самооценки в младшем школьном возрасте /Т. Ю. Андрущенко // Вопросы психологии. - 2018. - № 4. - С. 10-14Архиреева, Т. В. Самооценка академической компетентности младших школьников [электронный ресурс] //Психологическая наука и образование. URL: http://www/prognosis.ru/int_correspondent.htmlБожович, Л. И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды / Л. И. Божович. – М.: Институт практической психологии, 2019. - 380 с.Бондаренко Т.Н. Изучение особенностей самосознания младших школьников / Т.Н. Бондаренко, Н.М. Бессонова // Наука и профессиональное образование: национальные приоритеты и региональные драйверы развития. 2019. С. 14-17.Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст]– М.: Юрайт, 2020. - 352 с.Ересько, П. В. Формирование самооценки школьника в процессе контроля знаний, умений, навыков: автореф. дис. канд. пед. наук. / П.В. Ересько. – Саратов: СГУ им. Н. Г.Чернышевского, 2009. - 122 с. Ижойкина, Л. В. Самоконтроль и самооценка учебных действий школьников при организации урока окружающего мира/Л. В. Ижойкина // Начальная школа. 2016. – № 10Казаков, В. Г. Самооценка и направленность личности: метод, пособие / В. Г. Казаков.- М.: Издательство ИПКИППОМО. –2018. - 187 с.Крутецкий В. А. Основы педагогической психологии / А.В. Крутецкий. - М.: Просвещение, 1972. – 253 с. Кукубаева А.Х. Пути формирования самооценки и самосознания у младшего школьника / А.Х. Кукубаева, Д. Вагнер // Вестник Омского регионального института. 2018. № 3. С. 244-247.Ларина, А. Б. Технология формирования познавательной самооценки младшего школьника / А. Б. Ларина// Детство, открытое миру: традиции и новации в образовании детей дошкольного и младшего школьного возраста: сб. матер-лов Всероссийской научно-практической интернет-конференции с международным участием, 2017.Леонтьев, А. Н. Общее понятие деятельности /А.Н. Леонтьев. – Москва: Инфра-М, 2019. - 285 с.Молчанова, О. Н. Самооценка: теоретические проблемы и эмпирические исследования: учебное пособие / О.Н. Молчанова М.: Изд-во: «Флинта, Наука», 2020. - 190 с.Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / С. В. Мухина. – М.: Академия, 2017. – 452 с.Немов, Р. С. Психология: учебник для бакалавров / Р. С. Немов. —М.: Издательство Юрайт, 2014. — 639 с.Пономаренко Х.Л. Особенности самосознания младших школьников / Х.Л. Пономаренко // Психология и современный мир. Сборник Материалы Всероссийской научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. 2022. С. 166-169.Ралькова, Е. А. Формирование у учащихся готовности к самооценке учебных достижений в условиях стандартизации российского образования: дис. канд. педаг. наук: 13.00.01/Ралькова Е. А.; Калуж. гос. пед. ун-т им. К. Э. Циолковского.- Калуга, 2011. - 128 с.Фатуллаева, А. Т. Формирование самооценки как основа личностного становления в младшем школьном возрасте [Текст]: дис. ... канд. педаг. наук : 13.00.01 / Фатуллаева А.Т.; Дагестан. гос. пед. ун-т.- Махачкала, 2009;Эльконин, Д. Б. Избранные психологические труды /Д. Б. Эльконин. – М.: Педагогика, 2020. - 380 сЯковлева, М. В. Психолого-педагогическая коррекция самооценки младших школьников /М.В. Яковлева //Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 10. - с. 5-12
2. Архиреева, Т. В. Самооценка академической компетентности младших школьников [электронный ресурс] //Психологическая наука и образование. URL: http://www/prognosis.ru/int_correspondent.html
3. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды / Л. И. Божович. – М.: Институт практической психологии, 2019. - 380 с.
4. Бондаренко Т.Н. Изучение особенностей самосознания младших школьников / Т.Н. Бондаренко, Н.М. Бессонова // Наука и профессиональное образование: национальные приоритеты и региональные драйверы развития. 2019. С. 14-17.
5. Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст]– М.: Юрайт, 2020. - 352 с.
6. Ересько, П. В. Формирование самооценки школьника в процессе контроля знаний, умений, навыков: автореф. дис. канд. пед. наук. / П.В. Ересько. – Саратов: СГУ им. Н. Г.Чернышевского, 2009. - 122 с.
7. Ижойкина, Л. В. Самоконтроль и самооценка учебных действий школьников при организации урока окружающего мира/Л. В. Ижойкина // Начальная школа. 2016. – № 10
8. Казаков, В. Г. Самооценка и направленность личности: метод, пособие / В. Г. Казаков.- М.: Издательство ИПКИППОМО. –2018. - 187 с.
9. Крутецкий В. А. Основы педагогической психологии / А.В. Крутецкий. - М.: Просвещение, 1972. – 253 с.
10. Кукубаева А.Х. Пути формирования самооценки и самосознания у младшего школьника / А.Х. Кукубаева, Д. Вагнер // Вестник Омского регионального института. 2018. № 3. С. 244-247.
11. Ларина, А. Б. Технология формирования познавательной самооценки младшего школьника / А. Б. Ларина// Детство, открытое миру: традиции и новации в образовании детей дошкольного и младшего школьного возраста: сб. матер-лов Всероссийской научно-практической интернет-конференции с международным участием, 2017.
12. Леонтьев, А. Н. Общее понятие деятельности /А.Н. Леонтьев. – Москва: Инфра-М, 2019. - 285 с.
13. Молчанова, О. Н. Самооценка: теоретические проблемы и эмпирические исследования: учебное пособие / О.Н. Молчанова М.: Изд-во: «Флинта, Наука», 2020. - 190 с.
14. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / С. В. Мухина. – М.: Академия, 2017. – 452 с.
15. Немов, Р. С. Психология: учебник для бакалавров / Р. С. Немов. —М.: Издательство Юрайт, 2014. — 639 с.
16. Пономаренко Х.Л. Особенности самосознания младших школьников / Х.Л. Пономаренко // Психология и современный мир. Сборник Материалы Всероссийской научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. 2022. С. 166-169.
17. Ралькова, Е. А. Формирование у учащихся готовности к самооценке учебных достижений в условиях стандартизации российского образования: дис. канд. педаг. наук: 13.00.01/Ралькова Е. А.; Калуж. гос. пед. ун-т им. К. Э. Циолковского.- Калуга, 2011. - 128 с.
18. Фатуллаева, А. Т. Формирование самооценки как основа личностного становления в младшем школьном возрасте [Текст]: дис. ... канд. педаг. наук : 13.00.01 / Фатуллаева А.Т.; Дагестан. гос. пед. ун-т.- Махачкала, 2009;
19. Эльконин, Д. Б. Избранные психологические труды /Д. Б. Эльконин. – М.: Педагогика, 2020. - 380 с
20. Яковлева, М. В. Психолого-педагогическая коррекция самооценки младших школьников /М.В. Яковлева //Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 10. - с. 5-12