ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗА ВЫСЛУГУ ЛЕТ КАК ИНСТИТУТ ПЕНСИОННОГО ПРАВА РОССИИ

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Право
  • 46 46 страниц
  • 34 + 34 источника
  • Добавлена 12.07.2024
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ПЕНСИОННОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ ЗА ВЫСЛУГУ ЛЕТ 6
1.1. Понятие и общая характеристика пенсии за выслугу лет в Российский Федерации 6
1.2. Понятие пенсионного обеспечения за выслугу лет в зарубежных странах 12
ГЛАВА 2. ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗА ВЫСЛУГУ ЛЕТ ПОНЯТИЕ И НАЗНАЧЕНИЕ 17
2.1. Категории граждан, имеющих право на пенсию за выслугу лет 17
2.2. Условия назначения и выплаты пенсии за выслугу лет 25
2.3. Порядок назначения пенсии за выслугу лет 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 44

Фрагмент для ознакомления

Такое обеспечение направлено на удовлетворение основных потребностей различных, названных законом, категорий граждан. Представляется, что такое определение отражает сущность социального обеспечения.В современной научной литературе выделяют основные критерии, наличие которых позволяет отнести то или иное обеспечение к институту социальной помощи. К числу таких критериев отнесены следующие.1. Основным признаком называют круг субъектов, которым предоставляется социальное обеспечение. Это всегда лица, которые названы в законодательстве, например, нетрудоспособные лица по причине старости или заболеваний; несовершеннолетние и др. К числу таких лиц законом отнесены и государственные служащие. 2. Финансирование за счет средств бюджета или специально создаваемых и пополняемых фондов, например, фонд социального страхования, который формируется за счет средств, отчисляемых работодателями. 3. Наступление установленных законодательством обстоятельств, которые являются основанием для предоставления социального обеспечения. Такие обстоятельства могут носить различный характер, в частности, достижение определенного возраста; установление определенного уровня материального обеспечения; принадлежность к определенной трудовой и профессиональной деятельности и др.4. Еще одним критерием социального обеспечения является цель его предоставления. Представляется, что применительно к рассматриваемой в рамках работы категории граждан данный признак не вполне применим, так как основной целью социального обеспечения, как правило, называют выравнивание социального положения. Социальное и материальное положение государственных служащих не требует выравнивания по сравнению с иными гражданами, в данном случае социальное обеспечение выполняет другое назначение. Таким образом, одним из проблемных аспектов реализации функции пенсии, как вида социального обеспечения, является предоставление такой пенсии в связи с прохождением гражданином публичной службы на протяжении определенного количества лет. Для таких граждан и членов их семей законодательством закреплены особые условия назначения, расчета и выплаты пенсии. В настоящее время размер пенсии определяется в зависимости от срока службы, в зависимости от которой исчисляется трудовой и страховой стаж. Размер пенсии устанавливается в процентном отношении к денежному содержанию, которое сотрудник получал в период службы (учитывается не только срок службы, но и общий трудовой стаж). В рассмотренном примере такое отличие имеет негативный характер для сотрудников ОВД. Представляется, что выявленный недостаток в нормативно-правовом регулировании подлежит устранению, для чего необходимо внести дополнение в ч. 36 (п. «г») Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 № 941 путем включения пункта следующего содержания: «периоды службы в органах внутренних дел в приграничных территориях по перечню подразделений, должностей и на условиях, определяемых Министром внутренних дел Российской Федерации».2.3. Порядок назначения пенсии за выслугу летПенсия за выслугу лет назначается в заявительном порядке, что предполагает обращение гражданина с заявлением и предоставление документов, которыми подтверждается определенный стаж. В соответствии со ст. 123.22 ГК РФ допускается существование казенных, бюджетных и автономных государственных и муниципальных учреждений, разница правового положения которых определяется полномочиями в отношении переданного им имущества, финансированием, характером ответственности учредителей по обязательствам учреждения. При этом все государственные и муниципальные учреждения не отвечают по обязательствам собственника имущества. Особенность государственного казенного учреждения (далее – ГКУ) заключается в том, что публичное образование, учредившее его, отвечает по обязательствам учреждения. В обязательствах казенное учреждение несет ответственность всем имуществом, которым владеет на праве оперативного управления. Этом казенное учреждение отличается от автономного, для которого установлены ограничения на отчуждение имущества для исполнения обязательств. Таким образом, правовой статус государственных казенных учреждений во многом определяется соотношением прав учреждения и собственника на имущество. Государственные казенные учреждения являются некоммерческими организациями. Однако единообразного правового регулирования в отношении данного вида юридических лиц в настоящее время нет. Так, правовое положение таких учреждений определяется ст. 123.22 ГК РФ и нормами ФЗ «О некоммерческих организациях». Понятие и особенности казенных учреждений закреплены в ст. 161 Бюджетного кодекса РФ, где также не отражены особенности ликвидации. Такие особенности закреплены в ст. 19.1 ФЗ «О некоммерческих организациях». Казенные учреждения создаются для реализации государством определенных функций. В рассматриваемом случае таким способом реализуется функция государственного управления в сфере предоставления социального обеспечения. Государственное управление представляет собой разновидность административно-правового воздействия. Рассмотрение сущности и понятия государственного управления в большинстве теоретических источников основывается на выделении общих с иным административным воздействием и специальных признаков. Государственное управление затрагивает собой все сферы жизни общества в государстве, поскольку именно через управление осуществляется воздействие, направленное на упорядочивание общественных отношений. Вместе с тем в научной литературе выделяют насколько основных направлений, на которые осуществляется воздействие в процессе государственного управления. Так, Н.М. Конин выделяет три направления государственного управления: непосредственно реализация управленческих полномочий; обеспечение общественного порядка и безопасности; защита прав и законных интересов физических и юридических лиц.Указанный исследователь первое из названных направлений рассматривает как непосредственно деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, направленную на выполнение функций государственного управления. Полномочия соответствующих органов и их должностных лиц регулируются отраслевыми правовыми нормами, в результате чего органами власти и должностными лицами выполняются регулятивные функции.Обеспечение общественного порядка и безопасности включает в себя борьбу с правонарушениями различного характера и предупреждение правонарушений. Выполняя свои функции в этом направлении государство реализует и рассматриваемые в рамках настоящего исследования контрольные и надзорные функции. Что касается третьего направления деятельности государства, то защита прав физических лиц и организаций, прежде всего, предполагает защиту от незаконных действий органов власти и должностных лиц. данное направление реализуется во многом правовыми средствами, то есть, путем закрепления и применения норм права. Однако и административное воздействие, обусловленное вертикальным подчинением, для рассматриваемого направления также характерно. Понимание государственного управления в настоящее время включает в себя два подхода, в соответствии с которыми такое управление рассматривается в узком и в широком смысле. В широком смысле под государственным управлением понимается деятельность государства, имеющая регулирующий характер. Такая деятельность предполагает включение в нее всех органов государственной власти, в том числе, органов власти, занимающихся законотворчеством, а также деятельность прокуратуры, которая, в соответствии с большинством мнений ученых, не относится ни к одной из ветвей государственной власти согласно нормам российского законодательства. То есть, теория рассмотрения государственного управления в широком понимании предполагает организующее воздействие государства на общественные отношения посредством деятельности специальных субъектов (органов власти и должностных лиц, наделенных специальными полномочиями). Указанные органы и должностные лица в рамках предоставленных каждому из них полномочий в совокупности и выполняют функцию государственного управления: подбор кадров, управление ими, принятие и применение правовых норм, деятельность судебной системы и т.п.Второй подход к государственному управлению включает в себя понимание такого управления в узком смысле, то есть, как деятельность органов исполнительной власти федерального уровня и в субъектах государства. В соответствии с ним государственное управление включает в себя деятельности Президента РФ, Правительства РФ, федеральных министерств, служб, агентств, а также органов исполнительной власти, создаваемых и функционирующих в субъектах государства. Следует обратить внимание, что в соответствии с узким подходом к понятию государственного управления, из него не исключается нормотворческая деятельность, поскольку данная деятельность составляет часть полномочий органов исполнительной власти. Однако здесь речь идет о подзаконных нормативно-правовых актах, цель принятия которых заключается в регулировании непосредственной деятельности отдельных органов, действующий в той или иной сфере. Таким образом, государственные казенные учреждения являются некоммерческими унитарными организациями, которые создаются государством для реализации функций государственного управления. В сфере социального обеспечения казенные учреждения, чаще всего, создаются с целью распределения бюджетный средств, направляемых на социальное обеспечение населения. Правоприменительные органы уделяют особое внимание соблюдению порядка назначения пенсии за выслугу лет, что связано с тем, что пенсия представляет собой дальнейшее, а иногда и единственное, средство существования гражданина. Например, на новое рассмотрение было возвращено Верховным Судом РФ дело по спору между гражданином и пенсионным фондом. Гражданину, получающему пенсию за выслугу лет, размер пенсии был изменен фондом в связи с тем, что в населенном пункте, в котором гражданин проживает, изменилась численность населения, в связи с чем стал применяться другой коэффициент. Верховный Суд РФ счел такой подход неправильным, указав на недопустимость произвольного снижения размера пенсии.Другой причиной исправления Верховным Судом РФ частого возвращения рассматриваемой категории дел на новое рассмотрение являются ошибки, допускаемые судами в толковании норм закона. так, гражданину был установлен при назначении размер пенсии за выслугу лет в размере, который был определен исходя из штатного размера оклада по должности. Верховный Суд РФ, отменяя решения, указал, что законодательство не допускает применение данного вида оклада для исчисления пенсии, пенсионный фонд и суды должны исходить из фактически получаемого служащим содержания. Нарушения порядка назначения пенсии за выслугу лет также нередко связаны с нарушениями, которые допускаются нанимателем. Например, в суд обратился военнослужащий, в стаж которого не были включены периоды выполнения им ряда задач в условиях вооруженного конфликта. Невключение указанных периодов в стаж последовало по той причине, что командованием части не был сделан запрос в архив о данных периодах. Суд удовлетворил требования истца. Таким образом, распространенная судебная практика по спорам, связанным с нарушением порядка назначения пенсии за выслугу лет, свидетельствует о том, что данный порядок либо недостаточно урегулирован законодательством, либо нормы правовых актов часто толкуются неверно. Так как в большинстве случаев суды ссылаются на действующие нормы, неверно их толкуя, считаем необходимым формирование Верховным Судом РФ разъяснений относительно применения правовых норм, регулирующих порядок назначения пенсии за выслугу лет, для этого было бы целесообразным принятие постановления Пленумом Верховного Суда РФ. ЗаключениеЦели, задачи и принципы пенсионного обеспечения за выслугу лет тесно связаны с реализацией гражданами – получателями социальной поддержки, конституционных прав человека, их реализация зачастую взаимообусловлена. Однако необходимо обратить внимание на то, что в Конституции РФ говорится о правах человека и гражданина, эти понятия не тождественны. Отсутствие тождественности имеет значение для правильного понимания пенсионных прав. В большинстве развитых зарубежных стран приобретение права на пенсию за выслугу лет связано с осуществлением деятельности в интересах реализации функций государства, как правило, такую пенсию получают государственные служащие, имеющие определенный законодательством страны стаж. Совершенствование пенсионного обеспечения в данном направлении чаще всего связано с необходимостью приспособления пенсионной системы к определенным экономическим условиям, существующим в тот или иной период в государстве. Как правило, преобразования осуществляются за счет увеличения необходимого стажа для получения пенсии, увеличения размера страховых взносов и т.п.Пенсионным обеспечением за выслугу лет является форма предоставления государством помощи государственным служащим в материальной форме, цель которой заключается в реализации социальной функции государства. Содержание пенсионного обеспечения за выслугу лет состоит в предоставлении помощи в виде выплат гражданам за счет средств бюджета либо за счет средств негосударственных фондов. Муниципальным служащим является гражданин Российской Федерации, который в соответствии с нормами специального законодательства о муниципальной службе наделен рядом полномочий в определенной сфере жизни общества и государства. Признаком муниципального служащего является наличие у него специфических прав и обязанностей, а также гарантий, ограничений, запретов, мер ответственности. Содержание муниципального служащего осуществляется публичным образованием за счет средств бюджета того или иного публичного образования. таким образом, указанные категории граждан имеют самостоятельный статус. Кроме того, в группе государственных служащих выделяются не только гражданские служащие и военнослужащие, но и граждане, которые находятся на иных видах службы. Однако указанные особенности не отражены в законодательстве, которым регулируется назначение пенсии за выслугу лет. Для устранения выявленного пробела необходимо дополнить ч. 1 ст. 3 Закона о государственном пенсионном обеспечении соответствующими положениями. Одним из проблемных аспектов реализации функции пенсии, как вида социального обеспечения, является предоставление такой пенсии в связи с прохождением гражданином публичной службы на протяжении определенного количества лет. Для таких граждан и членов их семей законодательством закреплены особые условия назначения, расчета и выплаты пенсии. В настоящее время размер пенсии определяется в зависимости от срока службы, в зависимости от которой исчисляется трудовой и страховой стаж. Размер пенсии устанавливается в процентном отношении к денежному содержанию, которое сотрудник получал в период службы (учитывается не только срок службы, но и общий трудовой стаж). В рассмотренном примере такое отличие имеет негативный характер для сотрудников ОВД. Представляется, что выявленный недостаток в нормативно-правовом регулировании подлежит устранению, для чего необходимо внести дополнение в ч. 36 (п. «г») Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 № 941 путем включения пункта следующего содержания: «периоды службы в органах внутренних дел в приграничных территориях по перечню подразделений, должностей и на условиях, определяемых Министром внутренних дел Российской Федерации».Таким образом, распространенная судебная практика по спорам, связанным с нарушением порядка назначения пенсии за выслугу лет, свидетельствует о том, что данный порядок либо недостаточно урегулирован законодательством, либо нормы правовых актов часто толкуются неверно. Так как в большинстве случаев суды ссылаются на действующие нормы, неверно их толкуя, считаем необходимым формирование Верховным Судом РФ разъяснений относительно применения правовых норм, регулирующих порядок назначения пенсии за выслугу лет, для этого было бы целесообразным принятие постановления Пленумом Верховного Суда РФ. Список использованных источниковНормативные правовые акты Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020, с изм. 06.10.2022. // Собрание законодательства РФ. – 2014. – № 31. – Ст. 4398. http://www.pravo.gov.ru.Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ // Российская газета. 1994. № 238-239. http://www.pravo.gov.ru.Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 02.11.2023) // Российская газета. 1998. № 153-154. http://www.pravo.gov.ru.Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» // Российская газета. 2001. № 247. http://www.pravo.gov.ru.Федеральный закон от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» // Российская газета. № 139. 21.07.1999. http://www.pravo.gov.ru.Федеральный закон от 27.05.2003 № 58-ФЗ (ред. от 10.07.2023) «О системе государственной службы Российской Федерации» // Российская газета. 2003. № 104. http://www.pravo.gov.ru.Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ (ред. от 24.07.2023) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // Российская газета. 2004. № 162. http://www.pravo.gov.ru.Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ (ред. от 23.03.2024) «О воинской обязанности и военной службе» // Российская газета. 1998. № 63-64. http://www.pravo.gov.ru.Федеральный закон от 27.05.1998 № 76-ФЗ (ред. от 26.02.2024) «О статусе военнослужащих» // Российская газета. 1998. № 104. http://www.pravo.gov.ru.Судебная практика Постановление Конституционного Суда РФ от 14.01.2016 № 1-П // Российская газета. 2016. № 15.Определение Конституционного Суда РФ от 25.05.2017 № 1048-О – URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 19.04.2022). – Текст : электронный. Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 08.03.2024 N 48-КГ24-1-К7 // СПС Консультант Плюс.Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 24.04.2023 N 45-КГ23-4-К7 // СПС Консультант Плюс.Апелляционное определение Южного окружного военного суда от 21.04.2021 № 33а-437/2021 // СПС Консультант Плюс.Учебная и научная литература Административное право: Учебник / Под ред. Л.Л. Попова. М., 2002. С. 26.Арутюнян Д.Г. Правовые позиции верховного суда российской федерации по вопросам социального обеспечения // Регион и мир. 2021. № 1. С. 28-32.Бакулина А.А., Топчий П.П. Управление и финансы в оборонно-промышленном комплексе: преобразования в рамках цифровой экономики // Банковское право. 2017. № 4.БыстренкоВ.И. Россия как социальное государство: миф или реальность / В.И. Быстренко // Идеи и идеалы. - 2018. - № 4 (38). - С. 26-48.Воронин А.Н., Надирова Р.Р. Институт государственной службы: право на государственную службу и механизм реализации // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2022. № 12-1. С. 49-54.Гамалей А.А. Исполнительная власть: понятие и соотношение с государственным управлением // Образование и право. 2018. № 4. С. 25-29.Галаганов В. П. Право социального обеспечения: учебник / В. П. Галаганов. - М.: Юрайт, 2018. С. 24.Глухов А.В. Правовая природа отношений на государственной гражданской службе // Sciences of Europe. 2017. № 14-3 (14). С. 55-64.Говорухина Е.Ю., Дианова И.В. О праве муниципальных служащих на пенсионное обеспечение и его защита // Право и управление. 2022. №11. С. 182-189.Добробаба М. Б. Служебно-деликтные дисциплинарные правоотношения (административно-правовое исследование). – М.: Инфра-М, 2021. – 287 с.Киселева А., Старцева С.В. Понятие выслуги лет и ее роль в пенсионном обеспечении военнослужащих и приравненных к ним в пенсионном обеспечении лицам // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2021. №11-1. С. 143-145.Конин Н.М. К вопросу о понятии и содержании государственного управления // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2012. № 2 (85). С. 159-163.Максименко М.В., Гарцев И.В. Понятие и черты государственного управления // Образование. Наука. Научные кадры. 2022. № 2. С. 93-95. Михайленко Ю. Денежные выплаты в социальном обеспечении: трансформация законодательства и научных подходов к определению используемых понятий / Ю. Михайленко // Юрислингвистика. - 2021. - № 22 (33). - С. 33-37.Право социального обеспечения. Общая часть : учебник / коллектив авторов ; под ред. М.О. Буяновой. Москва : КНОРУС, 2021. С. 124.Серков П.П.: Правоотношение (Теория и практика современного правового регулирования) : монография : в 3 ч. М., 2018. С. 21. Синюков В.И. Законодательство в России: проблемы социальной интеграции / В.И. Синюков // LexRussica. - 2018. - № 10 (143). - С. 18-29.Старостин С.А. О подмене понятий в государственном управлении // Вестник Томского государственного университета. Право. 2019. № 32. С. 76-96.ЧавкинБ.Д. Специальный страховой стаж и выслуга лет как основания возникновения права на досрочное пенсионное обеспечение в Российской Федерации // Научный формат. 2020. №12 (15). С. 17-21.Чернышова Л.В. К вопросу о пенсионном обеспечении служащих правоохранительных органов в зарубежных странах // Правовое государство: теория и практика. 2015. №3 (41). С. 164-167.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020, с изм. 06.10.2022. // Собрание законодательства РФ. – 2014. – № 31. – Ст. 4398. http://www.pravo.gov.ru.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ // Российская газета. 1994. № 238-239. http://www.pravo.gov.ru.
3. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 02.11.2023) // Российская газета. 1998. № 153-154. http://www.pravo.gov.ru.
4. Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» // Российская газета. 2001. № 247. http://www.pravo.gov.ru.
5. Федеральный закон от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» // Российская газета. № 139. 21.07.1999. http://www.pravo.gov.ru.
6. Федеральный закон от 27.05.2003 № 58-ФЗ (ред. от 10.07.2023) «О системе государственной службы Российской Федерации» // Российская газета. 2003. № 104. http://www.pravo.gov.ru.
7. Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ (ред. от 24.07.2023) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // Российская газета. 2004. № 162. http://www.pravo.gov.ru.
8. Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ (ред. от 23.03.2024) «О воинской обязанности и военной службе» // Российская газета. 1998. № 63-64. http://www.pravo.gov.ru.
9. Федеральный закон от 27.05.1998 № 76-ФЗ (ред. от 26.02.2024) «О статусе военнослужащих» // Российская газета. 1998. № 104. http://www.pravo.gov.ru.

Судебная практика
10. Постановление Конституционного Суда РФ от 14.01.2016 № 1-П // Российская газета. 2016. № 15.
11. Определение Конституционного Суда РФ от 25.05.2017 № 1048-О – URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 19.04.2022). – Текст : электронный.
12. Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 08.03.2024 N 48-КГ24-1-К7 // СПС Консультант Плюс.
13. Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 24.04.2023 N 45-КГ23-4-К7 // СПС Консультант Плюс.
14. Апелляционное определение Южного окружного военного суда от 21.04.2021 № 33а-437/2021 // СПС Консультант Плюс.

Учебная и научная литература
15. Административное право: Учебник / Под ред. Л.Л. Попова. М., 2002. С. 26.
16. Арутюнян Д.Г. Правовые позиции верховного суда российской федерации по вопросам социального обеспечения // Регион и мир. 2021. № 1. С. 28-32.
17. Бакулина А.А., Топчий П.П. Управление и финансы в оборонно-промышленном комплексе: преобразования в рамках цифровой экономики // Банковское право. 2017. № 4.
18. Быстренко В.И. Россия как социальное государство: миф или реальность / В.И. Быстренко // Идеи и идеалы. - 2018. - № 4 (38). - С. 26-48.
19. Воронин А.Н., Надирова Р.Р. Институт государственной службы: право на государственную службу и механизм реализации // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2022. № 12-1. С. 49-54.
20. Гамалей А.А. Исполнительная власть: понятие и соотношение с государственным управлением // Образование и право. 2018. № 4. С. 25-29.
21. Галаганов В. П. Право социального обеспечения: учебник / В. П. Галаганов. - М.: Юрайт, 2018. С. 24.
22. Глухов А.В. Правовая природа отношений на государственной гражданской службе // Sciences of Europe. 2017. № 14-3 (14). С. 55-64.
23. Говорухина Е.Ю., Дианова И.В. О праве муниципальных служащих на пенсионное обеспечение и его защита // Право и управление. 2022. №11. С. 182-189.
24. Добробаба М. Б. Служебно-деликтные дисциплинарные правоотношения (административно-правовое исследование). – М.: Инфра-М, 2021. – 287 с.
25. Киселева А., Старцева С.В. Понятие выслуги лет и ее роль в пенсионном обеспечении военнослужащих и приравненных к ним в пенсионном обеспечении лицам // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2021. №11-1. С. 143-145.
26. Конин Н.М. К вопросу о понятии и содержании государственного управления // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2012. № 2 (85). С. 159-163.
27. Максименко М.В., Гарцев И.В. Понятие и черты государственного управления // Образование. Наука. Научные кадры. 2022. № 2. С. 93-95.
28. Михайленко Ю. Денежные выплаты в социальном обеспечении: трансформация законодательства и научных подходов к определению используемых понятий / Ю. Михайленко // Юрислингвистика. - 2021. - № 22 (33). - С. 33-37.
29. Право социального обеспечения. Общая часть : учебник / коллектив авторов ; под ред. М.О. Буяновой. Москва : КНОРУС, 2021. С. 124.
30. Серков П.П.: Правоотношение (Теория и практика современного правового регулирования) : монография : в 3 ч. М., 2018. С. 21.
31. Синюков В.И. Законодательство в России: проблемы социальной интеграции / В.И. Синюков // Lex Russica. - 2018. - № 10 (143). - С. 18-29.
32. Старостин С.А. О подмене понятий в государственном управлении // Вестник Томского государственного университета. Право. 2019. № 32. С. 76-96.
33. Чавкин Б.Д. Специальный страховой стаж и выслуга лет как основания возникновения права на досрочное пенсионное обеспечение в Российской Федерации // Научный формат. 2020. №12 (15). С. 17-21.
34. Чернышова Л.В. К вопросу о пенсионном обеспечении служащих правоохранительных органов в зарубежных странах // Правовое государство: теория и практика. 2015. №3 (41). С. 164-167.