Использование онлайн-сервисов на основе технологий искусственного интеллекта в рамках школьного курса информатики.
Заказать уникальную курсовую работу- 29 29 страниц
- 19 + 19 источников
- Добавлена 25.07.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ОНЛАЙН-СЕРВИСЫ НА ОСНОВЕ ТЕХНОЛОГИЙ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ОБУЧЕНИИ ИНФОРМАТИКЕ 5
1.1 Особенности и сферы применения онлайн-сервисов на основе технологий искусственного интеллекта 5
1.2. Предпосылки и возможности для применения онлайн-сервисов на основе искусственного интеллекта в школьном курсе информатики 10
ГЛАВА 2 ПРИМЕНЕНИЕ ОНЛАЙН-СЕРВИСОВ НА ОСНОВЕ ТЕХНОЛОГИЙ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ИНФОРМАТИКИ 14
2.1 Обзор онлайн-сервисов на основе технологий искусственного интеллекта для внедрения в учебный процесс 14
2.2 Включение онлайн-сервисов на основе искусственного интеллекта в содержание уроков по информатике 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 27
Воспитательные:воспитывать у обучающихся гармоничное восприятие компьютерных технологий;воспитывать интерес к творческой и исследовательской работе.Развивающие:развитие представления о возможности создания различных текстов и их редактирования;научится работать с популярным сервисом обработки текста с ИИ, сформировав новые умения и навыки.Этапы урока.Организационный момент (1 минута)Мотивация. Актуальность. (3 минуты)Изучение новой темы. Работа в группах. (10 минут)Выступление групп. Каждая группа по 2 минуты. (6 минут)Практическая работа (15 минут)Первичное закрепление. Тест (6 минут)Самопроверка. (1 минута)Домашнее задание. (1 минута)Подведение итогов. Выставление оценок. (1 минута)Рефлексия (1 минуты)2. Урок информатики для 7 класса «Компьютерная графика» в рамках раздела «Информационные технологии»Тип урока: открытие нового знания.Практическая работа: индивидуальная работа.Программное обеспечение: онлайн сервис Visper by Sber мультимедиа-проектор, ПК, презентация – алгоритм, видеофайлы – заготовки (подготовлены заранее обучающимися), музыкальные файлы, фотографии.Рисунок 4 – Интерфейс программы Visper by SberЦель урока: Изучить интерфейс и возможности сервиса Visper by SberЗадачи:Образовательные:на примере создания фильма рассмотреть основные приемы видеомонтажа.Воспитательные:воспитывать у обучающихся гармоничное восприятие компьютерных технологий;воспитывать интерес к творческой и исследовательской работе.Развивающие:развитие представления о возможности создания полноценного фильма из видеоматериалов;научится работать с одной из известных программ видеомонтажа, сформировав новые умения и навыки.Этапы урокаОрганизационный момент (1 минута)Мотивация. Актуальность. (3 минуты)Изучение новой темы. Работа в группах. (10 минут)Выступление групп. Каждая группа по 2 минуты. (6 минут)Практическая работа (15 минут)Первичное закрепление. Тест (6 минут)Самопроверка. (1 минута)Домашнее задание. (1 минута)Подведение итогов. Выставление оценок. (1 минута)Рефлексия (1 минуты)Работа на уроке включает в себя обработку видео в соответствие со следующим алгоритмом:1. Выбираем формат видео: горизонтальное или вертикальное. Мы оставляем по умолчанию горизонтальное.2. Выбираем персонажа. На выбор три категории: реалистичный, анимационный, персонажи из фото. Также выбираем пол персонажа: мужской или женский.3. Выбираем язык и интонацию голоса. На выбор четыре варианта: спокойный, уверенный, бодрый, нейтральный. Каждую интонацию можно прослушать, нажав на иконку «Воспроизвести».4. Выбираем вид слайда и положение персонажа в кадре.5. Устанавливаем масштаб персонажа.6. Выбираем фон. В качестве фона на выбор предлагается: изображение, видео или сплошной цвет. Можно выбрать из галереи или загрузить собственное фоновое изображение или видео, нажав на «Загрузите фото или видео».7. При необходимости выбираем фоновую музыку. Можно выбрать из галереи или загрузить собственный аудиотрек, нажав на «Перетащите трек в формате mp3».8. Добавляем текст, который диктор будет озвучивать. В бесплатной версии сталкиваемся с лимитом на количество символов – 200. Сервис также позволяет загрузить аудио, записанный закадровый текст, до 20 секунд.9. Дополнительно можно придать эффекты озвучке: ударения, паузы, замедлить или ускорить речь, что позволит сделать речь ярче и эмоциональнее. Для этого устанавливаем курсор мыши на месте, где хотим применить паузу или ударение, и выбираем соответствующий эффект.10. Вводим название видеоролика в нижней части экрана.Далее обучающиеся выполняют творческое задание и презентуют проекты. 3. Урок для 7 класса «Компьютерная графика» в рамках раздела «Информационные технологии».Программное обеспечение: онлайн сервис HeyGen мультимедиа-проектор, ПК, презентация – алгоритм, видеофайлы – заготовки (подготовлены заранее обучающимися), музыкальные файлы, фотографии.Рисунок 5 - Интерфейс программы HeyGenИспользование сервиса HeyGenЦель урока: обучить школьников работе с онлайн сервисом обработки видео с цифровыми аватарами на примере сервиса HeyGen.Задачи:Образовательная:познакомить обучающихся с понятиями: мультимедиа, мультимедийные технологиипознакомить с форматом видеофайлов;показать практическое применение теоретического материала;дать первоначальные умения по работе с программным продуктом WindowsMovieMakerРазвивающая:развивать творчество обучающихся, их мировоззрение, то есть способствовать формированию взглядов на окружающий мир, на вклад человека в представлении и обработке информации;развивать вкус к исследованию и поиску зависимостей;продолжить развитие таких познавательных процессов, как восприятие, внимание, память.Воспитательная:воспитывать устойчивый познавательный интерес к предмету информатика через показ практического применения темы;воспитывать такие качества личности, как активность, самостоятельность и аккуратность в работе;воспитывать у обучающихся стремление к реализации себя в обществе.Ход урока:1. Организационный момент (1 минута)2. Мотивация. Актуальность. (3 минуты)3.Изучение новой темы. Работа в группах. (10 минут)4. Выступление групп. Каждая группа по 2 минуты. (6 минут)5. Практическая работа (15 минут)6. Первичное закрепление. Тест (6 минут)7. Самопроверка. (1 минута)8. Домашнее задание. (1 минута)9. Подведение итогов. Выставление оценок. (1 минута)10 Рефлексия (1 минуты)Таким образом, организация подобных уроков будет способствовать более подробному изучению особенностей использования сервисов с ИИ. В процессе урока обучающиеся знакомятся с основными функциями сервиса и могут создать самостоятельные проекты в соответствие с их интересами. ЗАКЛЮЧЕНИЕИИ – одно из наиболее важных и перспективных направлений в условиях всеобщей цифровизации. Он активно используется в образовании, начиная от проведения и проверки экзаменов, заканчивая автоматическим подбором материала для обучающихся в тех областях, где они испытывают трудности. Это позволяет школьникам более осознанно изучать темы, повышать уровень знаний и навыков. Используя данные об успеваемости и производительности студентов, ИИ может корректировать их учебный план, обеспечивая постоянный и беспристрастный контроль.Применение технологий ИИ в сфере образования будет способствовать развитию основных методов обучения и созданию новых возможностей, которые будут доступны обучающимся в будущем. В будущем ИИ в образовании будет стимулировать изменения, так как в настоящее время он уже является источником реальных преимуществ для обучающихся, преподавателей, руководителей учебных заведений и родителей.В настоящее время существуют разнообразные сервисы с использованием ИИ, которые могут применяться на уроках информатики в школе. В рамках настоящего исследования были выделены основные особенности сервисов и механика их применения. Также рассмотрен существующих курс по обучению с использованием ИИ. Однако данные сервисы в основном рассматриваются в системе дополнительного образования и практически не применяются на уроках информатики. На основании полученных в ходе анализа результатов были разработаны варианты включения сервисов с ИИ в содержание уроков информатики. Организация подобных уроков будет способствовать более подробному изучению особенностей использования сервисов с ИИ. В процессе урока обучающиеся знакомятся с основными функциями сервиса и могут создать самостоятельные проекты в соответствии с их интересами.БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОКАмиров Р. А., Билалова У. М. Перспективы внедрения технологий искусственного интеллекта в сфере высшего образования // Управленческое консультирование. 2020. № 3. С. 80-88.Байкова Ф. Ф. Применение геймификации при обучении основам искусственного интеллекта в рамках элективного курса по информатике // Шаг в науку. Материалы XII Региональной научно-практической конференции студентов и магистрантов ИФМИТО НГПУ. Новосибирск, 2021. С. 32-33.В МЭШ появилась возможность увидеть учебный прогресс школьников по каждой изученной теме [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.interfax-russia.ru/moscow/main/v-mesh-poyavilas-vozmozhnost-uvidet-uchebnyy-progress-shkolnikov-po-kazhdoy-izuchennoy-teme (дата обращения: 08.06.2024).Горохов А. В., Мартынов В. А., Гаврин В. А. Искусственный интеллект // Скиф. 2022. №4 (68). С. 159-162Знакомство с искусственным интеллектом [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ai-academy.ru/teachers/materials/welcome-to-ai/ (дата обращения: 08.06.2024).Калинин И.А., Самылкина Н.Н., Салахова А.А. Искусственный интеллект. 10-11 классы. Учебное пособие. ФГОС. М.: Просвящение, 2023. 144 с.Карпович Е. Б., Пархоменко Д. А. Инструменты анализа и визуализации данных: повышение образовательных компетенций обучающихся // Big Data and Advanced Analytics. 2020. № 6-3. С. 275-277.Коровникова H. A. Искусственный интеллект в образовательном пространстве: проблемы и перспективы // Социальные новации и социальные науки. 2021. № 2. С. 98-113.Лавренов А. Н. Искусственный интеллект в современной информационной образовательной среде // Актуальные проблемы методики обучения информатике и математике в современной школе. М., 2019. С. 660–666.Мирзоев М. С., Нижников А. И. Методика обучения основам искусственного интеллекта в школьном курсе информатики // Чебышевский сборник, 2023, т. 24, вып. 1, С. 276-293.Паспорт стратегии Цифровая трансформация образования (утв. Министерством просвещения РФ 15 июля 2021 г.)Попов О. Р., Горбачева А. А. Проблемы вузовского образования в эпоху цифровизации: человек и искусственный интеллект // Интеллектуал. ресурсы - региональному развитию. 2019. Т. 5. № 2. С. 98-109.Постановление Правительства РФ от 10 октября 2020 г. N 1646 «О мерах по обеспечению эффективности мероприятий по использованию информационно-коммуникационных технологий в деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов управления государственными внебюджетными фондами»Савченко Е. В. Применение искусственного интеллекта на уроках информатики в школе // Образование и воспитание. 2024. № 1 (47). С. 9-10.Садыкова А. Р., Левченко И. В. Искусственный интеллект как компонент инновационного содержания общего образования: анализ мирового опыта и отечественные перспективы // Вестник РУДН. Серия: Информатизация образования. 2020. № 3. С. 201-209. Сябитова К.С., Филатова О.Н. Искусственный интеллект в системе профессионального образования // Профессиональное самоопределение молодежи инновационного региона: проблемы и перспективы. Москва, 2023. С. 132-134. Указ Президента Российской Федерации от 10.10.2019 № 490 «О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации».Указ Президента РФ от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».Top 10 AI Tools for Educators and Classrooms in 2024 (Free & Paid) [Электронныйресурс]. Режим доступа: www.geeksforgeeks.org/ai-tools-for-educators-and-classrooms/?ref=ml_lbp (дата обращения: 08.06.2024).
1. Амиров Р. А., Билалова У. М. Перспективы внедрения технологий искусственного интеллекта в сфере высшего образования // Управленческое консультирование. 2020. № 3. С. 80-88.
2. Байкова Ф. Ф. Применение геймификации при обучении основам искусственного интеллекта в рамках элективного курса по информатике // Шаг в науку. Материалы XII Региональной научно-практической конференции студентов и магистрантов ИФМИТО НГПУ. Новосибирск, 2021. С. 32-33.
3. В МЭШ появилась возможность увидеть учебный прогресс школьников по каждой изученной теме [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.interfax-russia.ru/moscow/main/v-mesh-poyavilas-vozmozhnost-uvidet-uchebnyy-progress-shkolnikov-po-kazhdoy-izuchennoy-teme (дата обращения: 08.06.2024).
4. Горохов А. В., Мартынов В. А., Гаврин В. А. Искусственный интеллект // Скиф. 2022. №4 (68). С. 159-162
5. Знакомство с искусственным интеллектом [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ai-academy.ru/teachers/materials/welcome-to-ai/ (дата обращения: 08.06.2024).
6. Калинин И.А., Самылкина Н.Н., Салахова А.А. Искусственный интеллект. 10-11 классы. Учебное пособие. ФГОС. М.: Просвящение, 2023. 144 с.
7. Карпович Е. Б., Пархоменко Д. А. Инструменты анализа и визуализации данных: повышение образовательных компетенций обучающихся // Big Data and Advanced Analytics. 2020. № 6-3. С. 275-277.
8. Коровникова H. A. Искусственный интеллект в образовательном пространстве: проблемы и перспективы // Социальные новации и социальные науки. 2021. № 2. С. 98-113.
9. Лавренов А. Н. Искусственный интеллект в современной информационной образовательной среде // Актуальные проблемы методики обучения информатике и математике в современной школе. М., 2019.
С. 660–666.
10. Мирзоев М. С., Нижников А. И. Методика обучения основам искусственного интеллекта в школьном курсе информатики // Чебышевский сборник, 2023, т. 24, вып. 1, С. 276-293.
11. Паспорт стратегии Цифровая трансформация образования (утв. Министерством просвещения РФ 15 июля 2021 г.)
12. Попов О. Р., Горбачева А. А. Проблемы вузовского образования в эпоху цифровизации: человек и искусственный интеллект // Интеллектуал. ресурсы - региональному развитию. 2019. Т. 5. № 2. С. 98-109.
13. Постановление Правительства РФ от 10 октября 2020 г. N 1646 «О мерах по обеспечению эффективности мероприятий по использованию информационно-коммуникационных технологий в деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов управления государственными внебюджетными фондами»
14. Савченко Е. В. Применение искусственного интеллекта на уроках информатики в школе // Образование и воспитание. 2024. № 1 (47). С. 9-10.
15. Садыкова А. Р., Левченко И. В. Искусственный интеллект как компонент инновационного содержания общего образования: анализ мирового опыта и отечественные перспективы // Вестник РУДН. Серия: Информатизация образования. 2020. № 3. С. 201-209.
16. Сябитова К.С., Филатова О.Н. Искусственный интеллект в системе профессионального образования // Профессиональное самоопределение молодежи инновационного региона: проблемы и перспективы. Москва, 2023. С. 132-134.
17. Указ Президента Российской Федерации от 10.10.2019 № 490 «О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации».
18. Указ Президента РФ от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».
19. Top 10 AI Tools for Educators and Classrooms in 2024 (Free & Paid) [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.geeksforgeeks.org/ai-tools-for-educators-and-classrooms/?ref=ml_lbp (дата обращения: 08.06.2024).