Изучение тревожности у детей с недостатком в развитии
Заказать уникальную курсовую работу- 60 60 страниц
- 15 + 15 источников
- Добавлена 05.07.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения тревожности в зарубежной и отечественной литературе 6
1.1 Понятие тревожности в зарубежной и отечественной литературе 6
1.2 Понятия тревожности, ее виды, функции и формы. 10
Глава 2. Теоретические основы изучения тревожности у детей с недостатком в развитии 20
2.1 Психолого-педагогическая характеристика детей с недостатком в развитии 20
2. 2 Проявления и причин тревожности у детей с недостатком в развитии 26
2.3 Способы коррекции тревожности у детей с недостатком в развитии 28
Глава 3. Практические аспекты изучения тревожности у детей с недостатком в развитии 36
2.1 Актуальный уровень тревожности у детей с недостатком в развитии 36
2.2 Разработка и реализация коррекционной программы по снижению тревожности у детей с недостатком в развитии 39
2.3 Анализ эффективность разработанной коррекционной программы по снижению тревожности у детей с недостатком в развитии 47
Заключение 57
Список использованных источников 59
Приложение 61
В целом проводилосьпятнадцать занятий со старшими дошкольниками. Каждое занятие включало в себя проведение самых разных упражнений, игр, способствующих снижению уровня тревожности у детей. Каждое занятие длилось тридцать минут. Этооптимальноевремя старших дошкольников, так как за это время возможно проведение ни одного какого-то упражнения, а нескольких. В тоже время, дети не успеют устать от занятий. Тематический план коррекционной работы по снижению тревожности у детей старшего дошкольного возраста средствами арт-терапии представлен в виде таблицы в приложении. Далее кратко опишем, каким образом проводисьопределённые занятия, которые были направлены на снижение тревожности у детей старшего дошкольного возраста. В каждом занятии использовались элементы различных видов арт-терапии, таких как вокалотерапия, драматерапия, изотерапия и др.1-ое занятие - вводное. Терапевтические упражнения, проведённые с дошкольниками дали им возможность научиться справляться сосвоей тревожностью и своими страхами. Первое упражнение это «Подари подарок другу». Участники поделились на пары, каждомунужно было подарить подарок своему товарищу. Данное задание дало детям возможность научиться дарить подарки, почувствовать радость от процесса дарения, и осознать значимость заботы обокружающих людях. Следующее упражнение «Доброе утро» было релаксационным, которое было направлено на снятие напряжения. Беседа «Что я люблю?» дала детям возможность научиться слушать и слышать собеседника, поделиться собственными увлечениями и хобби, и осознать, как много общего у них с ровесниками. Рисование на тему «Художники натуралисты» проводилось в спокойной атмосфере, участники с психологом обсуждали тему животных и природы вокруг людей. Хоть занятие предполагало активность,дошкольники расслабились и были в хорошем настроении. Последнее было упражнение «Доверяющее падение». Ребенкунужно было встать на стул, а остальным его ловить. Это упражнение дает возможность показать доверие относительно окружающих и преодолеть собственные страхи и недоверие. Наблюдалось, как шаг за шагом снижался уровень напряженности и тревожности в отношениях детей друг с другом. Они с каждым упражнением активнее принимали участие в них. Каждое упражнение помогало раскрыть различные аспекты личности, что даваловозможность воспитанникам познать себя и собственный потенциал. Второе занятие, проведённое с детьми старшего дошкольного возраста, было занятие на тему «Будь смелым», направление на коррекцию тревожности у детей старшего дошкольного возраста и, в том числе, на снятие эмоционального и мышечного напряжения.Вовремя занятия использовалось несколько упражнений, помогающихвоспитуемым справиться с собственными негативными эмоциями и развивать уверенность в себе. Первое упражнение «Подари подарок другу». Участникиподелились пары и получили задание придумать, какой подарок они могут сделать друг другу. Это упражнение позволило детям научиться проявлять доброту и заботу обокружающих и, в том числе, снять напряжение и расслабиться. Потом проводилась беседа «Будь смелым». Дошкольников просили рассказать, каким образом они смогут проявить смелость в самых разных ситуациях. Детиподелились собственными мыслями и идеями, а педагог продемонстрировалаучастникам, каким образом,возможно, преодолеть страх и справиться сосложностями. Данная беседа способствовало повышениюсобственную самооценку и уверенность в себе. Далее проводились телесные упражнения «Воздушный шарик» и «Волшебный стул». Детям было очень весело, и они проявляли активную деятельность, приступая к игре и демонстрируя собственные движения. Данное упражнение способствовало улучшению физического и эмоционального состояниядошкольников, снятию напряжения и снижению тревоги. Потомдети приступили к рисованию на тему «Нарисуй любимого героя». Участникисмогли выразить собственные эмоции и мысли посредством рисунков. Дети рисовали собственных любимых персонажей и рассказывали о собственных чувствах и переживаниях. Данная работа способствовала освобождению от эмоций и научила их справляться с собственными эмоциями. В целом, занятие по коррекции тревожности у детей старшего дошкольного возраста было очень полезным и интересным. Использованные упражнения помогают воспитуемым научиться управлять собственными эмоциями, повышать собственную самооценку и развивать уверенность в себе. Третье занятие было посвящено теме «Поверь в свои силы». Данное занятие по коррекции тревожности у старших дошкольников включало в себя четыре различных упражнения: «Я дарю тебе», беседу «Поверь в свои силы», рисование на тему «Техника каракулей» и упражнение «Горячие ладошки». Опыт показал, что такой подход дает отличные результаты и помогает ребятам справляться со своими тревожными мыслями и чувствами. Началось занятие с практики «Я дарю тебе», которая заключалась в том, чтобы каждый ребенок подошел к своему товарищу и сказал ему что-то приятное, к примеру: «Я очень ценю твою дружбу». Это позволило детям проявить заботу и доброту друг к другу, помогло уменьшить тревогу и снять напряжение. Далее была проведена беседа «Поверь в свои силы», в ходе которой обсуждались трудности, с которыми сталкиваются дети и способы их преодоления. Ребята делились своими историями, и мы совместно искали пути решения проблем. Это помогло детям осознать, что они могут справиться со своими трудностями, их страхи не должны препятствовать им в реализации своих целей. Затем было организовано рисование на тему «Техника каракулей», которое заключалась в том, чтобы дети рисовали каракули, не думая о том, что получится в итоге. Это помогло им проявить свою индивидуальность, выразить свои чувства и эмоции, избавиться от ненужных мыслей и напряжения. Закончили занятие упражнением «Горячие ладошки», которая заключалась в том, чтобы дети водили ладонями друг по другу, словно искупались в воде. Это помогло снять напряжение, расслабиться и сосредоточиться на настоящем моменте. В итоге, проведенное занятие было очень продуктивным и интересным. Дети получили навыки управления своими эмоциями и осознания своих сил, а также понимание того, что они могут проявить заботу и доброту к другим. Каждое упражнение было специально разработано, чтобы помочь детям преодолеть тревожность. Такие занятия помогают детям справляться со своими эмоциональными переживаниями и развивать навыки социализации, что очень важно в их дальнейшей жизни. Четвертое занятие по коррекции тревожности у детей старшего дошкольного возраста на тему «Мое настроение» проводилось с использованием самых разных терапевтических упражнений, и было довольно эффективным и интересным. Первоначально занятия началось с терапевтической вокальной гимнастики, которая называлась «Доброе утро». Первоначально проводилось несколько упражнений на растяжку, и укреплялись голосовые связки, а потом перешли к пению напевов и песен. Это способствовало расслаблению и настройке на позитивное настроение. Потом мы перешли к упражнениям «Возьми и передай» и «Превращения». В первом упражнении участники двигались в кругу, передавая друг другу предметы, а во втором – превращались в животных и зверей. Это помогло детям выразить собственные эмоции и развивать воображение. Потом проводилось упражнение «Неваляшка», суть которого состояла в том, чтобы расслабиться, сидя на полу и датьсобственному телу возможность несколько раз откинуться назад. Это способствовало снятию накопившегося напряжения и расслаблению. Закончили занятие рисованием, где каждый участник рисовал собственное эмоциональное состояние и делился им со всемиостальными участниками. Это дало детям возможность понять собственные чувства и отыскать способы справиться с ними. Вследствиеэтого воспитуемые проявлялинемалый интерес к проводимым упражнениям, стали более самостоятельными, уверенными и любопытными. Успешность занятий подтверждает значимость применения самых разных средств в работе с детьми для достижения их эмоциональной стабильности и социальной адаптации. Седьмое занятие было посвящено теме: «Верь в себя».Занятие по коррекции тревожности у детей старшего дошкольного проходило довольно интересно и продуктивно. Использовались различные методы, помогшиеучастникам справиться с их чувствами и эмоциями. Занятие началось с пения «Доброе утро», давшее детям возможность расслабиться и настроиться на позитивный лад. Воспитанники с удовольствием пели песни, специально подобранные для данного занятия. Такие упражнения дали детям возможность заглянуть внутрь себя, осознать собственные чувства и настроение. После чего мы перешли к беседе «Верь в себя», где дошкольники рассказали о собственных мечтах, целях и достижениях. Дети говорили о том, что им нравится делать, в чем они хороши и что бы они желали достичь в будущем. Подобные разговоры помогли детям поверить в себя и свои силы и, частности, увидеть собственные возможности. Затем мы перешли к упражнению «На море», где дети имели возможность выплеснуть собственные эмоции и чувства в игровой форме. Участники играли в различные игры, пели песни и рисовали. Данные упражнения помогли участникам снять стресс и отвлечься от проблем. Закончили рисованием «Я и море», «Стройка», где дошкольникинарисовали собственные эмоции и настроение. Ими использовались самые разные цвета и формы, чтобы выразить собственные чувства. Такие упражнения помогли дошкольникам научиться распознавать собственные чувства и реагировать на них. В целом, занятие было очень полезным и эффективным. Дети научились контролировать собственные эмоции, поверили в собственные силы и открыли для себя новые способы справляться со стрессом и тревожностью. Итоговое занятие по коррекции тревожности у детей старшего дошкольного возраста было проводилось с использованием нескольких упражнений: пение «Доброе утро», телесную терапию «Что тебя привлекает в соседе», «Я очень хороший – ты очень хороший», «Доверительное падение», рисование «Мое взрослое будущее» и «Клеевой дождик», «Зайцы и слоны». Начав с пения, внимание детей акцентировалось на совсем несложное упражнение – громкое, активное произнесение «Доброе утро». Хоть сначала участники проявляли стеснительность, они быстро включились в игру и с радостью пели. У них появилось настроение, они стали более расслабленными и подвижными. Телесные упражнения дали детям возможность более тесно связаться друг с другом. Например, «Что тебя привлекает в соседе», где детьми повторялись комплименты по очереди, вызывало улыбки и аплодисменты в зале. В том числе было проведено упражнение «Доверительное падение», когда детямнеобходимо было закрыть глаза и в полной мере довериться собственным партнерам, чтобы падать на упругую матрасную подушку. Участники проявляли крайнюю осторожность, но очень скоро забыли про собственные опасения и уверенно выполняли задание. Рисование позволило детям прорабатывать свои личные ожидания от будущего. На занятии детей попросили рассказать, кем они желают стать, когда вырастут, и каковы их планы на будущее. Это помогло им понять, что мир за пределами детсада является огромным и приятным, и у детей имеется возможность получить хорошее образование. Затем проводились игры для пробуждения креативностивоспитуемых и избавления их от стресса. «Клеевой дождик» и «Зайцы и слоны» подарили воспитанникам полную свободу действий. Было очень информативно наблюдать, как детьми изготавливаются террариумы и создаются «животные» из бумаги. Большинство из участников были счастливы и расслаблены после исполнения подобных заданий. Кроме того, на формирующем этапе экспериментальной работы проводилась работа с родителями участников. Так, мы провели родительское собрание на тему «Мой ребенок тревожный». Проведения этого родительского собрания было нацеленона то, чтобыознакомить родителей о причинах тревожности у их детей, рассмотреть с ними методы, которые позволяют снизить тревожность у старших дошкольников.Вовремя проведения родительского собрания участники высказали собственное отношение к проблеме тревожности у детей, высказали собственные мнения о причинах появления тревожности. На данном собрании родители ознакомились с понятием тревожности, с содержанием и причинами тревожности, с методами снижения у дошкольников тревожности в домашних условиях. После проведенного собрания родители были ознакомлены со специальной литературой по этой теме и, в том числе, с применением коррекционных методов снижения тревожности старших дошкольников. Таким образом, после проведения коррекционной работы, направленной на снижение тревожности у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ, мы можемконстатировать, что разработанная коррекционная работа была интересна детям. Эта работа учитывала возрастные и индивидуальные особенности каждого ребенка старшего дошкольного возраста.2.3 Анализ эффективностьразработанной коррекционной программы по снижению тревожности у детей с недостатком в развитииАнкета по выявлению тревожного ребенка (для педагогов)Оценка проявлений тревожности педагогами испытуемых представлена в таблице 3.Таблица 3.Таблица показателей тревожности ребенка по анкете№ДоПосле п./п.баллуровеньбаллуровень1. 16высокий11средний2. 13средний10средний3. 17высокий8средний4. 14средний9средний5. 16высокий15высокий6. 18высокий16высокий7. 11средний13средний8. 12средний14средний9. 17высокий10средний10.13средний11средний11.9средний13средний12.14средний11средний13.9средний15высокий14.10средний11средний15.18высокий9средний16.15высокий13средний17.13средний7средний18.12средний11средний19.15высокий12средний20.14средний4низкий21.19высокий9средний22.10средний16высокий23.8средний6низкий24.11средний12средний25.16высокий12средний26.16высокий6низкий27.20высокий15высокийS13,9средний11,1среднийТаблица 4 и рисунок 1 показывают, что после проведённой работы с социальными страхами дошкольников посредством арт-терапии у испытуемых понизился уровень тревожности.Таблица 4.Тревожность в группах дошкольников по результатам анкетыуровеньДоПослеКол-во%Кол-во%Высокий1245%622%Средний1555%1867%Низкий00311%Обратим внимание, что детей до проведения работы с социальными страхами дошкольников посредством арт-терапии 45% детей имели высокий уровень тревожности, у остальных – средний. После проведенной работу тревожность имеет средний уровень (67%), у 11% выявлен низкий уровень тревожности и только у 22% детей – высокий уровень.Рисунок 1. Тревожность в группах испытуемых по результатам анкетыМетодика М.А. Панфиловой «Страхи в домиках»Данная методика показала следующее распределение кол-ва страхов среди испытуемых детей (таблица 5).Таблица 5.Количество страхов испытуемых до и послепроведения работы с социальными страхами дошкольников посредством арт-терапии№п./п.ДоПосле17 (д)15 (м)17 (д)13 (м)15 (м)18 (д)13 (м)15 (м)14 (м)17 (д)16 (д)17 (д)17(д)16(м)12(м)14(м)12(м)15 (д)11(д)11(м)17(д)11 (д)16(д)15(м)16(д)12 (д)13(м)17(м)11(м)15(м)14(м)16 (д)15(д)14 (д)12(м)11(м)11(м)18 (д)13(м)13 (д)12(м)16 (д)14(д)13(м)14(д)16(м)15(д)12 (д)15(д)14 (д)17(д)17 (д)13(м)18(м)S14,1414,7Все дети по результатам этой методики имеют страхов больше их возрастной нормы (6 баллов - для мальчиков, 9 баллов - для девочек).При анализе данных мы можем сделать вывод о преобладании в группах страхов темноты и наказания (73%).Дети боятся темноты и снов, т.к. часто им снятся кошмары. В этих снах за детьми гоняются бандиты, пытаются их убить, умирают люди, появляются разные чудовища и монстры.По нашему мнению, одной из причин данного страха является неправильное воспитание. Взрослые сами того не понимая, развивают в детях данные страхи. Например: “Если сейчас же не заснешь, придет “Бабай” и заберет тебя”. Фраза, услышанная от взрослого у ребенка, ассоциируется с темнотой, т.к. уже ночь и в комнате не горит свет, соответственно “Бабай” придет откуда-то из темноты. Так же дети смотрят много ужасов, боевиков, современные мультики, многие из которых содержат насилие, а главными героями являются – разные чудовища. Насмотревшись таких мультфильмов или фильмов, и еще вечером услышав фразу с угрозой от взрослых, ребенок видит кошмарные сны.Страх, который также особенно проявился при проведении методики (54%), связан с тем, что дети не уверены в своей работе и ее результате. Это создает общий негативный эмоциональный фон отношений с педагогами, понижает успешность обучения ребенка.Причинами данного страха могут являться отрицательная оценка по поводу способностей ребенка; замедленное восприятие поступающей информации (познавательной); негативное отношение педагога к ребенку. Неуспеваемость ребенка ведет к понижению самооценки и уровня притязаний, что способствует усилению страха в данном направлении.Кроме того, среди испытуемых детей распространены страхи животных, страхи сказочных персонажей.Методика «Лесенка»Изучим результаты методики до и после проведения работы с социальными страхами дошкольников посредством арт-терапии.Таблица 6Результаты методики «Лесенка» в группах дошкольников№ДоПосле п./п.баллуровеньбаллуровень16средний5средний210высокий8высокий38высокий9высокий46средний8высокий53низкий4средний69высокий5средний73низкий6средний87средний9высокий92низкий6средний106средний10высокий119высокий6средний129высокий7средний138высокий9высокий146средний5средний1510высокий9высокий166средний10высокий174средний7средний186средний9высокий193низкий8высокий206средний5средний214средний4средний228высокий8высокий239высокий9высокий245средний7средний253низкий5средний265средний9высокий276средний7среднийСредний балл6,2средний7,2среднийПо результатам таблицы можно сделать вывод, что в среднем до проведения работы с социальными страхами дошкольников посредством арт-терапии испытуемым наиболее характерен средний уровень самооценки (7,2 балла).Изучим особенности уровней самооценки дошкольников.Таблица 7. Особенности уровней самооценки до и после проведения работы с социальными страхами дошкольников посредством арт-терапии.уровеньДоПослеКол-во%Кол-во%Высокий933%1348%Средний1348%1452%Низкий519%00%Другими словами, до проведения работы с социальными страхами дошкольников посредством арт-терапии у 52% испытуемых был обнаружен средний уровень самооценки, у 33% дошкольников обнаружен высокий уровень самооценки, низкий уровень не выявлен. у 19% испытуемых этой группы отмечен низкий уровень самооценкиУ большинства дошкольников после проведения работы с социальными страхами дошкольников посредством арт-терапии (13 человек – 48%) обнаружен средний уровень самооценки 48 % дошкольников обладают высоким уровнем самооценки.Рис.2. Особенности уровней самооценки дошкольниковБолее низкие показатели самооценки выявлены до проведения работы с социальными страхами дошкольников посредством арт-терапииМетодика «Несуществующее животное»Рисунки испытуемых оценивались нами только для выявления тревожности и страхов дошкольников, другие личностные особенности не учитывались при анализе рисунков.Для того, чтобы получить количественные результаты по данной методике, нами была введена процентная шкала уровней тревожности и страхов, построенная на основании большего или меньшего присутствия линий и знаков в рисунке, указывающих на тревожность личности.0-30% - низкий уровень тревожности;31- 60% - средний уровень тревожности;61-100% - высокий уровень тревожности.Рассмотрим полученные результаты среди детей до проведения работы с социальными страхами дошкольников посредством арт-терапии.Таблица 8.Результаты методики «Несуществующее животное»№ДоПосле п./п.баллуровеньбаллуровень152средний52средний275высокий75высокий368высокий68высокий465высокий65высокий567высокий67высокий674высокий74высокий746средний46средний876высокий76высокий979высокий79высокий1069высокий69высокий1162высокий62высокий1235средний35средний1345средний45средний1467высокий67высокий1565высокий65высокий1668высокий68высокий1733средний33средний1837средний37средний1946средний46средний2062высокий62высокий2152средний52средний2233средний33средний2367высокий67высокий2437средний37средний2568высокий68высокий2667высокий67высокий2762высокий62высокийS59средний59среднийДанные табл. 8 показывают, что до проведения работы с социальными страхами дошкольников посредством арт-терапии у детей отмечался высокий уровень тревожности.Изучим уровни тревожности среди испытуемых.Таблица 9.Уровни тревожности среди испытуемых до и после проведения работы с социальными страхами дошкольников посредством арт-терапии.уровеньДоПослеКол-во%Кол-во%Высокий1763%1763%Средний1037%1037%Низкий0000По данным табл. 8 у большинства испытуемых до проведения работы с социальными страхами дошкольников посредством арт-терапии отмечены у 17 детей 2 группы выявлен высокий уровень тревожности по результатам данного теста.После проведения работы с социальными страхами дошкольников посредством арт-терапии тревожность понизилась до среднего (16 человек – 59% от группы) и низкого (7 человек – 26% от группы) уровней тревожностиРис. 3. Уровни тревожности дошкольников Сравнение результатов методик в группах с помощью U-критерия Манна-Уитни представлено в таблице 9.Таблица 9.Сравнение результатов методик в э группах. Эмпирические значения U-критерия Манна-УитниПоказатели тревожности по анкете219Количество страхов199,5Самооценка261Тревожность223Полученные данные свидетельствуют о наличии значимых различий в уровнях тревожности и страхов испытуемых детей дошкольного возраста (до и после проведения работы с тревожностью дошкольников с ОВЗ посредством арт-терапии) (U (кр) = 229, для a=0.05).ЗаключениеИсследования в области психологии показывают, что проблема тревожности дошкольников подробно раскрыта в теории и практике психолого-педагогических исследований. В этом возрасте происходит развитие новых психических новообразований, которые необходимы для успешного обучения на последующих этапах развития личности ребенка. Однако, этот период характеризуется непроизвольностью психических функций и неустойчивостью эмоциональных состояний. Анализ психолого-педагогической литературы показал, что появление тревожности у детей старшего дошкольного возраста связано с неблагоприятным эмоциональным состоянием, вызванным неудовлетворенностью физиологических потребностей или потребности в безопасности. Во второй главе данной курсовой работы была проведена экспериментальная работа по снижению тревожности детей старшего дошкольного возраста средствами арт-терапии. Результаты, которые были получены на констатирующем этапе экспериментальной работы, свидетельствуют о том, что у детей старшего дошкольного возраста имеется достаточно высокий уровень тревожности. Это говорит о том, что педагогу-психологу необходимо уделить внимание данным дошкольникам, проводить с ними коррекционные занятия, которые бы позволили снизить чувство тревожности у детей. Цель коррекционной работы заключается в проведении занятий, способствующих снижению чувства тревожности у детей старшего дошкольного возраста. Всего было проведено 15 занятий с детьми старшего дошкольного возраста, которые вошли в экспериментальную группу. Каждое занятие включало в себя проведение различных упражнений, игр, которые способствовали снижению уровня тревожности у дошкольников. Каждое занятие длилось 30 минут. Таким образом, результаты проведенного диагностического обследования подтвердили гипотезу, основанную на предположении о том, что применение таких арт-терапевтических средств, как драматерапия, вокалотерапия и изотерапия, в ходе специально организованных психокоррекционных занятий способствует снижению уровня тревожности у детей старшего дошкольного возраста.Таким образом, результаты проведенного диагностического обследования подтвердили гипотезу, основанную на предположении о том, что применение таких арт-терапевтических средств как драматерапия, вокалотерапия и изотерапия, в ходе специально организованных психокоррекционных занятий способствует снижению уровня тревожности у детей старшего дошкольного возрастас недостатком в развитии.Следовательно, цель исследования достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.Список использованных источниковАстапов В. М. Тревожность у детей. - М.: ПЕР СЭ; Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2019. - 160 c.Донченко О.С., Заруцкая Т.А. СНЯТИЕ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАСРЕДСТВАМИ АРТ-ТЕРАПИИ // Материалы VII Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL: https://scienceforum.ru/2015/article/2015016263?ysclid=lwhued0ctf371895481 (дата обращения: 22.05.2024 ).
Звенигородская, М. А. Тревожность в современном обществе: определение, значение и влияние данного феномена на поведение людей / М. А. Звенигородская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 4 (294). — С. 256-258. Звенигородская, М. А. Тревожность в современном обществе: определение, значение и влияние данного феномена на поведение людей / // Молодой ученый. — 2020. — № 4 (294). — С. 256-258. Корепанова Н. Л., Лебедева О. В. Тревожность. Её причины и следствия // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 28. – С. 35–37.Косачева Е. В. Особенности тревожных состояний у детей старшего дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2021. — № 10 (352). — С. 162-164. Лазарева, А. Н. Арт-терапия как метод коррекции тревожности у детей старшего дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2023. — № 9 (456). — С. 349-351.Нехорошкова А.Н., Грибанов А.В. ТРЕВОЖНОСТЬ У ДЕТЕЙ: ПРИЧИНЫ И ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 5.; URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=14720 (дата обращения: 22.05.2024).Никонова С. Л. Психолого-педагогическая коррекция тревожности у старших дошкольников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № S1. – С. 236–240. Никонова С. Л. Психолого-педагогическая коррекция тревожности у старших дошкольников // Концепт. -2015. - Спецвыпуск № 01. - ART 75048. - 0,3 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2015/75048.htm. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. М.-Воронеж, 2008. - 304 с.Сабирова Р. Ш., Сатенова Г. У. Изучение особенностей страхов и тревоги у детей дошкольного возраста. // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. — 2018. — № 6. — С. 582–586. Смолина М. Н. О внедрении арт-терапевтической программы психолого-педагогической коррекции тревожности старших дошкольников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № S1. – С. 111–115. Тимофеева О. А. Проявление тревожности у детей старшего дошкольного возраста. // Бюллетень науки и практики. — 2017. — № 11 (24). — С. 497–501.Шагивалеева Г.Р., Нуриахметова И.Ф. ТРЕВОЖНОСТЬ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 6-1. – С. 94-94.Приложение1. Астапов В. М. Тревожность у детей. - М.: ПЕР СЭ; Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2019. - 160 c.
2. Донченко О.С., Заруцкая Т.А. СНЯТИЕ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАСРЕДСТВАМИ АРТ-ТЕРАПИИ // Материалы VII Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL: https://scienceforum.ru/2015/article/2015016263?ysclid=lwhued0ctf371895481 (дата обращения: 22.05.2024 ).
3. Звенигородская, М. А. Тревожность в современном обществе: определение, значение и влияние данного феномена на поведение людей / М. А. Звенигородская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 4 (294). — С. 256-258.
4. Звенигородская, М. А. Тревожность в современном обществе: определение, значение и влияние данного феномена на поведение людей / // Молодой ученый. — 2020. — № 4 (294). — С. 256-258.
5. Корепанова Н. Л., Лебедева О. В. Тревожность. Её причины и следствия // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 28. – С. 35–37.
6. Косачева Е. В. Особенности тревожных состояний у детей старшего дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2021. — № 10 (352). — С. 162-164.
7. Лазарева, А. Н. Арт-терапия как метод коррекции тревожности у детей старшего дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2023. — № 9 (456). — С. 349-351.
8. Нехорошкова А.Н., Грибанов А.В. ТРЕВОЖНОСТЬ У ДЕТЕЙ: ПРИЧИНЫ И ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 5.; URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=14720 (дата обращения: 22.05.2024).
9. Никонова С. Л. Психолого-педагогическая коррекция тревожности у старших дошкольников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № S1. – С. 236–240.
10. Никонова С. Л. Психолого-педагогическая коррекция тревожности у старших дошкольников // Концепт. -2015. - Спецвыпуск № 01. - ART 75048. - 0,3 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2015/75048.htm.
11. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. М.-Воронеж, 2008. - 304 с.
12. Сабирова Р. Ш., Сатенова Г. У. Изучение особенностей страхов и тревоги у детей дошкольного возраста. // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. — 2018. — № 6. — С. 582–586.
13. Смолина М. Н. О внедрении арт-терапевтической программы психолого-педагогической коррекции тревожности старших дошкольников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № S1. – С. 111–115.
14. Тимофеева О. А. Проявление тревожности у детей старшего дошкольного возраста. // Бюллетень науки и практики. — 2017. — № 11 (24). — С. 497–501.
15. Шагивалеева Г.Р., Нуриахметова И.Ф. ТРЕВОЖНОСТЬ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 6-1. – С. 94-94.