Архаизмы и историзмы в произведении Е.Г.Водолазкина «Лавр»
Заказать уникальную курсовую работу- 23 23 страницы
- 18 + 18 источников
- Добавлена 05.07.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Введение 2
Глава 1. 4
1.1. Устаревшие слова. Теория Комлева 4
1.2. Классификация устаревших слов. 7
Глава 2. 12
2.1. Использование устаревших слов и их функционирование. 12
2.2. Тематическое разнообразие архаизмов и историзмов 16
Заключение 19
Список литературы: 21
Наиболее употребительной архаичной грамматической формойв романе “Лавр” является звательная форма. Звательная форма, являясь особым стилистическим приёмом в романе «Лавр», выполняет несколько важных функций: апеллятивную, экспрессивную и стилистическую.Апеллятивная, или призывная функция звательной формы служит для обозначения лица или предмета, к которому обращена речь: «Пошли, Сильвестре»; «Прости мя, блаженный Устине, заплакал калачник Прохор»; «Что тебе дать, дедушка? Дай отдышаться, чадо». Стоит сказать, что в романе отсутствует последовательная пунктуация при оформлении прямой речи, так как писатель следовал традициям древнерусской литературы. Поэтому читателю не всегда удаётся разграничить слова персонажей романа в диалогах, вычленить в тексте прямую речь. Следующая функция звательной формы — экспрессивная. Обращения играют важную роль в диалогах, так как сих помощью можно определить отношение говорящего к собеседнику. Стоит отметить, что большинство обращений в древнерусской звательной форме подчёркивают именно уважительное отношение. Например, на протяжении всего романа к главным персонажамобращаются с помощью вокативной формы: Арсение, Устине, Лавре, Врачу и т. д. Так автор указывает на статус главного героя в глазах других персонажей: «Спаси его, Арсение»; «Благослови мя, Устине»; «Помози нам, Лавре, попросил мельник Тихон».А вот при обращении к отрицательным персонажам употребляется имя существительное в форме именительного падежа: «Слушай, Черпак, сказал Амброджо, у меня есть грамота, которую я вручу вашим властям»; «Знаешь, воевода, дело ведь не в твоём сердце». В некоторых случаях древнерусские звательные формы приобретают иронический характер. Это особенно заметно в речи юродивого Фомы и церковных служителей: «Рыло тебе, друже, еще начистят — и не раз»; «Разве что: живи, друже, поближе к кладбищу». Такие вокативы в романе служат не столько для архаизации речи, сколько для раскрытияхарактера определённых персонажей через взаимодействие разностилевых элементов. Старая звательная форма выполняет в романе «Лавр» также стилистическую функцию. С помощью вокативов и древнерусских конструкций Е. Г. Водолазкин стилизует текст под древнерусский памятник, чтобы придать речи более возвышенное, торжественное звучание, а также усилить пафос и сакральность текста: «Покой, Спасе наш, с праведными преждеречённых раб Твоих и сих всели во дворы Твоя, якоже есть писано, презирая, яко благ, прегрешения их вольная и невольная и вся,яже в ведении и не в ведении, Человеколюбче».Стоит отметить, что звательные формы типа “Господи, Боже” в некоторых случаях не воспринимаются как средства стилизации текста. По словам В. И. Борковского, данные формы являются остатками звательной формы в современном русском языке, которые воспринимаются как «восклицания междометного характера». Поэтому вокативы “Господи, Боже” сложно назвать средствами архаизации, так как для читателя эти формы привычны. С другой стороны, Е. Г. Водолазкин использует эти звательные формы в качестве обращения к Богу. В некоторых случаях данные вокативы используются именно как обращения, а не восклицания междометного характера: «Господи, как же я их всех люблю», «Слава Тебе, Господи, как я рада»,«Господи, оставь её жить».Также звательная форма помогает читателю романа проследить историю развития главного персонажа. В первой части, рассказывающей о начале пути Арсения, Христофор использует вокативные формы чадо и Арсение подчёркивающие начальный этап духовного развития. В последней части романа часто используются вокативы старче и Лавре (от лат. «победитель»), которые указывают на достижение духовной зрелости героя. Так вокатив создаёт контраст между ребёнком, начинающим свой путь, и старцем, достигшим своей цели.Исходя из всего вышесказанного в главе второй, можно сделать вывод,что архаизмы, историзмы и другие формы устаревших слов выполняют различные функциине только в произведениях писателей и поэтов, но и в речи современного русского человека. Более того, существуют еще и такие устаревшие слова, которые современному человеку неизвестны совсем и которые встречаются только на страницах художественных произведений. Таким примером служит звательная форма, которая являетсянеотъемлемым элементом архаизации языка. Вокативнаяформа придаёт тексту оттенок сакральности, возвышенности, помогает передать эмоции, отношение собеседников друг к другу. Употребление древнерусских элементовсоздаёт особое, неповторимое языковое пространство, которое и выделяет роман «Лавр» среди других современных «исторических романов».ЗаключениеТак же как мир постоянно меняется, меняются предметы, вещи, меняется образ жизни, таки меняется лексика русского языка. А так как человек не стоит на месте и меняется вместе с миром, то становится понятно, почему те или иные слова исчезают из речи людей.Результаты исследования показали, что слова становятся устаревшими по самым разнообразным причинам: социальным, бытовым, политическим, сохраняя при этом колорит той эпохи, к которой они относятся. Устаревшая лексика, хоть и ушла из речи современного носителя на второй план, всё равно сохраняет свою значимость в произведениях русской литературы, в фольклоре, в СМИ, в различных исторических трудах. Устаревшие слова таким образом описывают другую историческую эпоху.В ходе работы также стало известно, что устаревшую лексику принято разделять на две большие группы: историзмы и архаизмы. Первые обозначают предметы и явления, существовавшие в давние времена и исчезнувшие из употребления в настоящее время, вторые – вещи, существующие и сегодня и имеющие современные синонимы среди слов русского языка. Помимоэтого, внутри каждой из этих групп выделяются подгруппы: историзмы включают собственно историзмы и семантические историзмы; архаизмы — собственно лексические, лексико-фонетические, лексико-словообразовательные, грамматические и семантические.Более того, все виды историзмов и архаизмов используются с разными стилистическими функциями. Так, например, архаизмы и историзмы (иногда наряду со славянизмами) можно употреблять как художественное средство выразительности, для создания торжественного стиля, для воссоздания колорита отдалённых времен и для придания иронической окраски. Благодаря каждой этой функции автор с легкостью может погрузить читателя в другую временную эпоху.Помимо этого, было проанализированно художественное произведение Евгения Водолазкина “Лавр”. В своём романе автор не только использовал архаизмы и историзмы, но и активно употреблял славянизмы. Старославянская лексика использовалась еще в древнерусской литературе. А в XIX веке с высокой старославянской лексикой стилистически уравнялись древнерусизмы, которые тоже стали использоваться для придания торжественности.Но кроме славянизмов и древнерусской лексики писатель использовал еще один вид устаревшей лексики - звательную форму. Звательная форма является неотъемлемым элементом архаизации языка. Она придаёт тексту оттенок сакральности, возвышенности, помогает передать эмоции, отношение собеседников друг к другу. Лексика - лучший помощник человека. С её помощью человек выражает чувства, эмоции и свои мысли. Поэтому изучение лексики, в частности устаревшей, является неотъемлемой частью современного человека. Благодаря лексике человек познаёт этот мир, себя, историю своей страны и мира в целом. Данная исследовательская работа показала, насколько обширна и многообразна устаревшая лексика русского литературного языка, и именно поэтому данное исследование будет полезно в будущем для анализа художественных произведений современной русской литературы.Список литературы:Памяти Николая Георгиевича Комлева (msu.ru)Комлев, Николай Георгиевич — Википедия (wikipedia.org)Устаревшие слова в лексике современного русского литературного языка | Журнал Грамоты (gramota.ru)К вопросу о значении понятий «денотация» и «коннотация». – Джизакский государственный педагогический университет им. Абдуллы Кадыри (jdpu.uz)Устаревшие слова – старинные слова русского языка и их значения с примерами (obrazovaka.ru)21.Устаревшая лексика. Разряды устаревших слов. Отражение устаревшей лексики в словарях. Стилистическое использование устаревшей лексики. (studfile.net)Калинин А. В. Лексика русского языка. – М.: Московский университет, 1978. – С. 101–112.Шанский Н. М., Иванов В. В. Современный русский язык. В 3 ч. Ч.1. Введение. Лексика. Фразеология. Фонетика. Графика и орфография. – М.: Просвещение, 1987. – С. 53–69Шмелёв Д. Н. Архаические формы в современном русском языке. – М.: Учпедгиз, 1960. – 114 сШмелёв Д. Н. Современный русский язык. Лексика.: учеб. пособие. – М.: Просвещение, 1977. – 335 с.Диброва Е. И. Лексикология // Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц: В 2ч. Ч.1.: Фонетика и орфоэпия. Графика и орфография. Лексикология. Фразеология. Лексикография. Морфемика. Словообразование // Под ред. Е. И. Дибровой. – М.: Академия, 2008. – С. 294–300Стихи поэтов классиков: читать стихотворения в Антологии русской и зарубежной поэзии РуСтих (rustih.ru)https://cyberleninka.ru/article/n/arhaizmy-v-russkom-epistolyarnom-tekste-xix-xx-vv-osobennoКалинина Н. В. Интертекстуальное пространство романа Е. Г. Водолазкина «Лавр» // Язык как материал словесности: XXIII научные чтения. —Казань : Бук, 2020. — С. 126–135Калинина Н. В. Роль обращений в художественной структуре романа Е. Г. Водолазкина «Лавр» // Теоретическое и методическое обеспечение современного филологического образования в свете требований профессиональных стандартов. — Набережные Челны, 2018.— С. 102–105. Маглий А. Д. Жанровое своеобразие романа Е.Водолазкина «Лавр» // Вестник Московского университета. Серия 9. Филология. — 2015. № 1. — С. 177–186.Мальчивецкая Ю. В., Попова Т. Г. Редкая и устаревшая лексика в романе Е.Водолазкина «Лавр». —Саарбрюкен: LapLambertAcademic Publishing, 2017.— 193 с.Трофимова Н. В. Традиции древнерусской литературы в романе Е. Г.Водолазкина «Лавр» // Рема. — 2016. № 2. — С. 7–20.
• Комлев, Николай Георгиевич — Википедия (wikipedia.org)
• Устаревшие слова в лексике современного русского литературного языка | Журнал Грамоты (gramota.ru)
• К вопросу о значении понятий «денотация» и «коннотация». – Джизакский государственный педагогический университет им. Абдуллы Кадыри (jdpu.uz)
• Устаревшие слова – старинные слова русского языка и их значения с примерами (obrazovaka.ru)
• 21.Устаревшая лексика. Разряды устаревших слов. Отражение устаревшей лексики в словарях. Стилистическое использование устаревшей лексики. (studfile.net)
• Калинин А. В. Лексика русского языка. – М.: Московский университет, 1978. – С. 101–112.
• Шанский Н. М., Иванов В. В. Современный русский язык. В 3 ч. Ч.1. Введение. Лексика. Фразеология. Фонетика. Графика и орфография. – М.: Просвещение, 1987. – С. 53–69
• Шмелёв Д. Н. Архаические формы в современном русском языке. – М.: Учпедгиз, 1960. – 114 с
• Шмелёв Д. Н. Современный русский язык. Лексика.: учеб. пособие. – М.: Просвещение, 1977. – 335 с.
• Диброва Е. И. Лексикология // Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц: В 2ч. Ч.1.: Фонетика и орфоэпия. Графика и орфография. Лексикология. Фразеология. Лексикография. Морфемика. Словообразование // Под ред. Е. И. Дибровой. – М.: Академия, 2008. – С. 294–300
• Стихи поэтов классиков: читать стихотворения в Антологии русской и зарубежной поэзии РуСтих (rustih.ru)
• https://cyberleninka.ru/article/n/arhaizmy-v-russkom-epistolyarnom-tekste-xix-xx-vv-osobenno
• Калинина Н. В. Интертекстуальное пространство романа Е. Г. Водолазкина «Лавр» // Язык как материал словесности: XXIII научные чтения. — Казань : Бук, 2020. — С. 126–135
• Калинина Н. В. Роль обращений в художественной структуре романа Е. Г. Водолазкина «Лавр» // Теоретическое и методическое обеспечение современного филологического образования в свете требований профессиональных стандартов. — Набережные Челны, 2018.— С. 102–105
• . Маглий А. Д. Жанровое своеобразие романа Е.Водолазкина «Лавр» // Вестник Московского университета. Серия 9. Филология. — 2015. № 1. — С. 177–186.
• Мальчивецкая Ю. В., Попова Т. Г. Редкая и устаревшая лексика в романе Е.Водолазкина «Лавр». — Саарбрюкен: Lap Lambert Academic Publishing, 2017.— 193 с.
• Трофимова Н. В. Традиции древнерусской литературы в романе Е. Г.Водолазкина «Лавр» // Рема. — 2016. № 2. — С. 7–20.