Проект ознакомления старших дошкольников с фотографией как вида современного искусства

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Дошкольная педагогика
  • 40 40 страниц
  • 30 + 30 источников
  • Добавлена 20.07.2024
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ОЗНАКОМЛЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ФОТОГРАФИЕЙ КАК ВИДОМ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА 7
1.1 Состояние проблемы ознакомления дошкольников с видами современного искусства в психолого-педагогических исследованиях 7
1.2. Обоснование гипотезы исследования и условий эффективного ознакомления старших дошкольников с фотографией как видом современного искусства 11
Выводы по 1 главе 13
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ОЗНАКОМЛЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ФОТОГРАФИЕЙ КАК ВИДОМ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА 16
2.1 Организация и проведение опытно-исследовательской работы 16
2.2. Разработка и внедрение педагогического проекта 25
2.3 Апробация разработанной методики 29
Выводы по 2 главе 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 38

Фрагмент для ознакомления

Для оценки эффективности внедряемой методики были определены следующие критерии и методы:Критерии оценки художественного восприятия:Уровень эстетического восприятия: умение замечать и описывать художественные элементы фотографии, выражать свои впечатления и эмоции.Навыки анализа и интерпретации: способность анализировать композицию, цветовую гамму, настроение фотографии, интерпретировать увиденное.Критерии оценки креативных способностей:Уровень творческого мышления: способность генерировать оригинальные идеи и решения в процессе создания собственных фотографий и участия в творческих заданиях.Уровень самостоятельности и инициативности: активное участие в творческих заданиях, проявление самостоятельности в выборе сюжетов для фотографий и их композиций.Методы диагностики:Наблюдение: систематическое наблюдение за деятельностью детей на занятиях, фиксация их интереса, активности, уровня включенности в процесс.Беседы: проведение бесед с детьми, направленных на выяснение их восприятия фотографического искусства, интересов и предпочтений.Анкетирование: анкетирование педагогов и родителей для получения их мнений о развитии художественного восприятия и креативных способностей у детей.Оценка эффективности методикиДля оценки эффективности методики были проведены следующие мероприятия:Наблюдение за занятиями:Педагоги систематически наблюдали за активностью детей на занятиях, фиксировали их интерес и уровень вовлеченности.Отмечались случаи проявления оригинальности и креативности в выполнении заданий.Беседы с детьми:Проводились регулярные беседы с детьми для выяснения их восприятия фотографического искусства, интересов и предпочтений.Дети делились своими впечатлениями о фотографиях, которые они видели на экскурсиях и в учебных материалах.Анкетирование педагогов и родителей:Педагоги и родители заполняли анкеты, в которых оценивали изменения в художественном восприятии и креативных способностях детей.Анализ анкет показал положительную динамику в развитии у детей интереса к фотографии, их способности к анализу и интерпретации изображений.Проект показал свою эффективность в развитии художественного восприятия и креативных способностей у детей. Внедрение разработанной методики в образовательный процесс позволило детям не только познакомиться с основами фотографии, но и активно участвовать в творческих заданиях, развивая свои творческие навыки и интерес к искусству.2.3 Апробация разработанной методикиПосле формирующего этапа были проведены беседы с детьми из экспериментальной группы и наблюдения за их деятельностью. Результатыбеседы были зафиксированы в таблице 3, а результаты наблюдения указаны в таблице 4, аналогично констатирующему этапу исследования.Таблица 3 - Протокол беседы на формирующем этапе исследованияФ.ИВозрастГруппаВопрос 1Вопрос 2Вопрос 3Вопрос 4Вопрос 5Вопрос 6А. К.5ЭкспериментальнаяДа, потому что это интересноКартинки, сделанные камеройДаДа, нравятся яркие фотографииПрироду, животныхФотографии похожи на реальностьА. М.6ЭкспериментальнаяДа, можно запомнить важные моментыИзображения, полученные камеройДа, фотографирую машины и природуДа, нравятся творческие фотографииМашины, природуФотографии выглядят настоящимиВ. С.6ЭкспериментальнаяДа, чтобы сохранять воспоминанияКартинки, полученные камеройДа, люблю фотографировать животныхДа, нравятся красивые фотографииЖивотных, природуФотографии выглядят реальнымиЕ. Н.6ЭкспериментальнаяДа, это увлекательноИзображения из фотоаппаратаДа, фотографирую цветы и друзейДа, нравятся яркие фотографииЦветы, друзейФотографии похожи на жизньЗ. А.5ЭкспериментальнаяДа, можно запомнить моментыКартинки из фотоаппаратаДаДа, нравятся творческие фотографииМашины, природуФотографии выглядят настоящимиК. Л.5ЭкспериментальнаяДа, это увлекательноИзображения, сделанные камеройДа, люблю фотографировать цветы и друзейДа, нравятся яркие фотографииЦветы, друзейФотографии похожи на реальностьК. К.5ЭкспериментальнаяДа, чтобы сохранять воспоминанияИзображения, полученные камеройДа, люблю фотографировать животныхДа, нравятся красивые фотографииЖивотных, природуФотографии выглядят настоящимиЛ. Б.5ЭкспериментальнаяДа, можно запомнить моментыКартинки, сделанные камеройДа, фотографирую природу и машиныДа, нравятся творческие фотографииМашины, природуФотографии выглядят настоящимиН. А.5ЭкспериментальнаяДа, это увлекательноИзображения из фотоаппаратаДа, фотографирую цветы Да, нравятся яркие фотографииЦветы, друзейФотографии похожи на жизньН. Е.5ЭкспериментальнаяДа, чтобы сохранять воспоминанияИзображения, сделанные камеройДа, люблю фотографировать животныхДа, нравятся красивые фотографииЖивотных, природуФотографии выглядят настоящимиО. А.5ЭкспериментальнаяДа, можно запомнить моментыКартинки из фотоаппаратаДа, фотографирую природуДа, нравятся творческие фотографииМашины, природуФотографии выглядят настоящимиП. М.5ЭкспериментальнаяДа, это увлекательноИзображения, сделанные камеройДа, люблю фотографироватьдрузейДа, нравятся яркие фотографииЦветы, друзейФотографии похожи на реальностьР. М.5ЭкспериментальнаяДа, чтобы сохранять воспоминанияИзображения, полученные камеройДа, люблю фотографировать животныхДа, нравятся красивые фотографииЖивотных, природуФотографии выглядят настоящимиТ. О.5ЭкспериментальнаяДа, можно запомнить моментыКартинки, сделанные камеройДа, фотографирую машиныДа, нравятся творческие фотографииМашины, природуФотографии выглядят настоящимиИсходя из данных таблицы 3, можно выделить следующие результаты анализа беседы:Интерес к фотографии: Все дети из экспериментальной группы выразили интерес к фотографии. Это подтверждается их ответами на первый вопрос, где все дети отмечают увлекательность и возможность сохранения воспоминаний через фотографию.Понимание сути фотографии: Дети смогли точно описать, что такое фотография, используя термины, изученные на занятиях, что говорит о хорошем усвоении теоретического материала.Практическая деятельность: Большинство детей активно занимаются фотографией, выбирая для съемки природу, животных, машины и друзей.Эстетическое восприятие: Все дети отметили, что им нравятся красивые и яркие фотографии, что свидетельствует о развитии их художественного восприятия.Креативные предпочтения: Дети выбирают разнообразные сюжеты для своих фотографий, что указывает на проявление креативного мышления.Таблица 4 - Карта наблюдения за детьми на формирующем этапе исследованияФ.ИВозрастГруппаАктивность на занятияхИнициатива и самостоятельностьКреативные способностиЭстетическое восприятиеАнализ и интерпретацияА. К.5ЭкспериментальнаяВысокаяВысокаяВысокиеВысокоеВысокийА. М.6ЭкспериментальнаяВысокаяВысокаяВысокиеВысокоеВысокийВ. С.6ЭкспериментальнаяВысокаяВысокаяВысокиеВысокоеВысокийЕ. Н.6ЭкспериментальнаяВысокаяВысокаяВысокиеВысокоеВысокийЗ. А.5ЭкспериментальнаяВысокаяВысокаяВысокиеВысокоеВысокийК. Л.5ЭкспериментальнаяВысокаяВысокаяВысокиеВысокоеВысокийК. К.5ЭкспериментальнаяВысокаяВысокаяВысокиеВысокоеВысокийЛ. Б.5ЭкспериментальнаяВысокаяВысокаяВысокиеВысокоеВысокийН. А.5ЭкспериментальнаяВысокаяВысокаяВысокиеВысокоеВысокийН. Е.5ЭкспериментальнаяВысокаяВысокаяВысокиеВысокоеВысокийО. А.5ЭкспериментальнаяВысокаяВысокаяВысокиеВысокоеВысокийП. М.5ЭкспериментальнаяВысокаяВысокаяВысокиеВысокоеВысокийР. М.5ЭкспериментальнаяВысокаяВысокаяВысокиеВысокоеВысокийТ. О.5ЭкспериментальнаяВысокаяВысокаяВысокиеВысокоеВысокийИсходя из данных таблицы 4, можно выделить следующие результаты наблюдений:Активность на занятиях: Все дети демонстрировали высокую активность на занятиях. Они были заинтересованы и вовлечены в процесс, проявляли желание участвовать во всех предложенных активностях.Инициатива и самостоятельность: Дети проявляли высокую степень самостоятельности и инициативности. Они активно выбирали сюжеты для фотографий, самостоятельно принимали решения по композиции и цветовой гамме.Креативные способности: Все дети показали высокий уровень креативных способностей. Они создавали оригинальные фотоработы, проявляли творческое мышление в процессе выполнения заданий.Эстетическое восприятие: Дети проявляли высокий уровень эстетического восприятия, умея замечать и описывать художественные элементы фотографии, выражать свои впечатления и эмоции.Анализ и интерпретация: Дети смогли анализировать и интерпретировать фотографии, обращая внимание на композицию, цветовую гамму и настроение изображений.Результаты наблюдений и беседы после формирующего этапа свидетельствуют о том, что разработанная методика эффективно способствует развитию художественного восприятия и креативных способностей у старших дошкольников. Все дети из экспериментальной группы показали высокие результаты по всем оценочным критериям.Выводы по 2 главеИсследование по проблеме ознакомления старших дошкольников с фотографией как видом современного искусства позволяет сделать вывод, что внедрение специально разработанной методики существенно влияет на развитие художественного восприятия и креативных способностей детей.Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по внедрению педагогического проекта у детей старшего дошкольного возраста сводится к следующему:Повышение уровня эстетического восприятия:Дети стали более внимательными к художественным элементам фотографии, умеют замечать и описывать детали, выражать свои впечатления и эмоции.Уровень эстетического восприятия значительно вырос, что подтверждается систематическими наблюдениями и беседами с детьми.Развитие навыков анализа и интерпретации:Дети научились анализировать композицию, цветовую гамму и настроение фотографий, а также интерпретировать увиденное.Это отражается в их способности более осмысленно подходить к созданию собственных фоторабот.Повышение уровня творческого мышления:Дети продемонстрировали высокую способность генерировать оригинальные идеи и решения в процессе создания собственных фотографий.Увеличилась активность и интерес к творческим заданиям, что проявляется в их инициативности и самостоятельности.Активное участие и самостоятельность:Дети стали более активно участвовать в творческих заданиях, проявляя самостоятельность в выборе сюжетов для фотографий и их композиций.Это свидетельствует о развитии навыков самостоятельного принятия решений и ответственности за свою работу.Общая вовлеченность и интерес к фотографии:Все дети из экспериментальной группы проявляли высокую активность и интерес к занятиям по фотографии.Вовлеченность детей свидетельствует о том, что фотография как вид современного искусства вызывает у них искренний интерес и мотивацию к изучению.Проведенное исследование подтверждает, что разработанная и внедренная методика, включающая творческие задания, экскурсии и обсуждения, способствует всестороннему развитию старших дошкольников, повышая их художественное восприятие и креативные способности. В результате, дети проявляют больший интерес к фотографическому искусству и активно участвуют в творческом процессе, что свидетельствует о высокой эффективности педагогического проекта.ЗАКЛЮЧЕНИЕИсследование по теме «Проект ознакомления старших дошкольников с фотографией как видом современного искусства» подтвердило актуальность выбранной темы. В современном обществе визуальная культура играет значительную роль, и развитие художественного восприятия у детей дошкольного возраста через фотографию способствует их всестороннему развитию и формированию эстетического вкуса.В процессе работы были решены следующие задачи:Изучение теоретических основ ознакомления старших дошкольников с фотографией как видом современного искусства. В результате было определено, что фотография может служить мощным инструментом для развития креативных и аналитических способностей детей.Разработка методики ознакомления детей с фотографией. В рамках этой задачи была создана комплексная программа, включающая творческие задания, экскурсии, обсуждения произведений современного фотографического искусства и игровые методы.Внедрение разработанной методики в образовательный процесс. На формирующем этапе исследования проводились занятия, мастер-классы, экскурсии и обсуждения с детьми экспериментальной группы.Оценка эффективности методики. Были определены критерии и показатели оценки художественного восприятия и креативных способностей детей. Использовались методы наблюдения, бесед и анкетирования.Практическими рекомендациями, получившими обоснование в исследовании, являются:Включение занятий по фотографии в программу дошкольного образования для развития эстетического восприятия и креативных способностей детей.Организация творческих мастер-классов и экскурсий в художественные галереи и музеи для знакомства детей с современным искусством.Применение игровых и проектных методов для стимулирования интереса и активности детей.Перспективы дальнейшего исследования включают расширение возрастного диапазона участников, изучение воздействия различных видов визуального искусства на развитие детей, а также интеграцию методик по фотографии в другие образовательные дисциплины.Исследование показало положительные результаты в развитии художественного восприятия и креативных способностей детей. Однако, некоторые аспекты требуют дальнейшей проработки, например, влияние различных жанров фотографии на восприятие детей. Также существуют ограничения, связанные с временем и ресурсами, что не позволило охватить все возможные направления и методы работы с фотографией.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВАмонашвили Ш.А.,БондаревскаяЕ.В. Психолого-педагогические основы художественного образования [Текст] / Амонашвили Ш.А.и Бондаревская Е.В.– М.: Просвещение, 2015. – 324 с.АнаньевБ.Г. Эстетическое воспитание детей [Текст] / Ананьев Б.Г.– М.: Педагогика, 2017. – 368 с.Венгер Л.А., МухинаВ.С.Введение в современное искусство [Текст] / Венгер Л.А. и МухинаВ.С.– СПб.: Лань, 2016. – 456 с.Выготский, Л.С. Детство с музыкой. Современные педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста– СПб: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2010. – 656 с.Руссо Ж.Ж., Кант И.Теория и методика художественного воспитания дошкольников [Текст] / Руссо Ж.Ж. и Кант И.– М.: Владос, 2018. – 408 с.Леонтьев А.Н., ДавыдовВ.В.Развитие креативных способностей у дошкольников– М.: Генезис, 2019. – 272 с.Дж. Митчелл, Р. Барнс Педагогика искусства: методика обучения [Текст] / Дж. Митчелл и Р. Барнс– М.: Академия, 2016. – 382 с.Ушаков, Д.С. Фотография как средство художественного воспитания [Текст] / Д.С. Ушаков – СПб.: Питер, 2015. – 290 с.Фомина, О.В. Визуальная культура и развитие детей [Текст] / О.В. Фомина – М.: Юрайт, 2020. – 332 с.СластенинВ.А.Инновационные технологии в художественном образовании [Текст] / 10.Сластенин В.А. – Ростов н/Д: Феникс, 2018. – 410 с.Андреев, В.И. Педагогика искусства: теория и практика [Текст] / В.И. Андреев – М.: Академия, 2017. – 378 с.Беляева, И.А. Методика преподавания искусства в детском саду [Текст] / И.А. Беляева – СПб.: Лань, 2019. – 290 с.Воробьева, А.П. Искусство и дети: методы и подходы [Текст] / А.П. Воробьева – М.: Просвещение, 2021. – 348 с.Григорьев, Н.А. Развитие творческого мышления у дошкольников [Текст] / Н.А. Григорьев – СПб.: Питер, 2016. – 312 с.Давыдова, Л.Ф. Психология художественного восприятия у детей [Текст] / Л.Ф. Давыдова – М.: Юрайт, 2018. – 288 с.Егоров, С.А. Основы художественного образования [Текст] / С.А. Егоров – М.: Генезис, 2019. – 334 с.Жукова, Е.В. Педагогическая практика в сфере искусства [Текст] / Е.В. Жукова – СПб.: Лань, 2020. – 298 с.Иванова, Т.М. Художественное воспитание в детском саду [Текст] / Т.М. Иванова – М.: Владос, 2017. – 352 с.Казанцева, Н.В. Введение в искусствоведение для педагогов [Текст] / Н.В. Казанцева – М.: Просвещение, 2020. – 294 с.Лебедева, М.С. Теория и методика обучения искусству [Текст] / М.С. Лебедева – СПб.: Лань, 2019. – 376 с.Михайлова, А.В. Искусство и культура в образовательном процессе [Текст] / А.В. Михайлова – М.: Академия, 2016. – 316 с.Новикова, Ю.Г. Творческие проекты в дошкольном образовании [Текст] / Ю.Г. Новикова – Ростов н/Д: Феникс, 2018. – 338 с.Орлова, Е.С. Психолого-педагогические основы художественного воспитания [Текст] / Е.С. Орлова – М.: Владос, 2019. – 320 с.Петрова, Л.В. Введение в современное искусство: методические подходы [Текст] / Л.В. Петрова – СПб.: Лань, 2021. – 366 с.Романова, Н.А. Основы эстетического воспитания [Текст] / Н.А. Романова – М.: Генезис, 2017. – 284 с.Сергеева, О.М. Художественное образование в дошкольном возрасте [Текст] / О.М. Сергеева – СПб.: Питер, 2020. – 304 с.Тимофеева, В.И. Педагогические технологии в художественном образовании [Текст] / В.И. Тимофеева – М.: Юрайт, 2016. – 350 с.Уварова, Т.Г. Креативные методики обучения искусству [Текст] / Т.Г. Уварова – СПб.: Лань, 2018. – 298 с.Федорова, М.Н. Искусство и дошкольное образование [Текст] / М.Н. Федорова – М.: Просвещение, 2017. – 276 с.ЭльконинД.Б., Основы педагогики искусства [Текст] / Эльконин Д.Б.– М.: Генезис, 2020. – 336 с.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Амонашвили Ш.А.,БондаревскаяЕ.В. Психолого-педагогические основы художественного образования [Текст] / Амонашвили Ш.А.и Бондаревская Е.В.– М.: Просвещение, 2015. – 324 с.
2. АнаньевБ.Г. Эстетическое воспитание детей [Текст] / Ананьев Б.Г.– М.: Педагогика, 2017. – 368 с.
3. Венгер Л.А., МухинаВ.С.Введение в современное искусство [Текст] / Венгер Л.А. и МухинаВ.С.– СПб.: Лань, 2016. – 456 с.
4. Выготский, Л.С. Детство с музыкой. Современные педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста– СПб: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2010. – 656 с.
5. Руссо Ж.Ж., Кант И.Теория и методика художественного воспитания дошкольников [Текст] / Руссо Ж.Ж. и Кант И.– М.: Владос, 2018. – 408 с.
6. Леонтьев А.Н., ДавыдовВ.В.Развитие креативных способностей у дошкольников– М.: Генезис, 2019. – 272 с.
7. Дж. Митчелл, Р. Барнс Педагогика искусства: методика обучения [Текст] / Дж. Митчелл и Р. Барнс– М.: Академия, 2016. – 382 с.
8. Ушаков, Д.С. Фотография как средство художественного воспитания [Текст] / Д.С. Ушаков – СПб.: Питер, 2015. – 290 с.
9. Фомина, О.В. Визуальная культура и развитие детей [Текст] / О.В. Фомина – М.: Юрайт, 2020. – 332 с.
10. СластенинВ.А.Инновационные технологии в художественном образовании [Текст] / 10. Сластенин В.А. – Ростов н/Д: Феникс, 2018. – 410 с.
11. Андреев, В.И. Педагогика искусства: теория и практика [Текст] / В.И. Андреев – М.: Академия, 2017. – 378 с.
12. Беляева, И.А. Методика преподавания искусства в детском саду [Текст] / И.А. Беляева – СПб.: Лань, 2019. – 290 с.
13. Воробьева, А.П. Искусство и дети: методы и подходы [Текст] / А.П. Воробьева – М.: Просвещение, 2021. – 348 с.
14. Григорьев, Н.А. Развитие творческого мышления у дошкольников [Текст] / Н.А. Григорьев – СПб.: Питер, 2016. – 312 с.
15. Давыдова, Л.Ф. Психология художественного восприятия у детей [Текст] / Л.Ф. Давыдова – М.: Юрайт, 2018. – 288 с.
16. Егоров, С.А. Основы художественного образования [Текст] / С.А. Егоров – М.: Генезис, 2019. – 334 с.
17. Жукова, Е.В. Педагогическая практика в сфере искусства [Текст] / Е.В. Жукова – СПб.: Лань, 2020. – 298 с.
18. Иванова, Т.М. Художественное воспитание в детском саду [Текст] / Т.М. Иванова – М.: Владос, 2017. – 352 с.
19. Казанцева, Н.В. Введение в искусствоведение для педагогов [Текст] / Н.В. Казанцева – М.: Просвещение, 2020. – 294 с.
20. Лебедева, М.С. Теория и методика обучения искусству [Текст] / М.С. Лебедева – СПб.: Лань, 2019. – 376 с.
21. Михайлова, А.В. Искусство и культура в образовательном процессе [Текст] / А.В. Михайлова – М.: Академия, 2016. – 316 с.
22. Новикова, Ю.Г. Творческие проекты в дошкольном образовании [Текст] / Ю.Г. Новикова – Ростов н/Д: Феникс, 2018. – 338 с.
23. Орлова, Е.С. Психолого-педагогические основы художественного воспитания [Текст] / Е.С. Орлова – М.: Владос, 2019. – 320 с.
24. Петрова, Л.В. Введение в современное искусство: методические подходы [Текст] / Л.В. Петрова – СПб.: Лань, 2021. – 366 с.
25. Романова, Н.А. Основы эстетического воспитания [Текст] / Н.А. Романова – М.: Генезис, 2017. – 284 с.
26. Сергеева, О.М. Художественное образование в дошкольном возрасте [Текст] / О.М. Сергеева – СПб.: Питер, 2020. – 304 с.
27. Тимофеева, В.И. Педагогические технологии в художественном образовании [Текст] / В.И. Тимофеева – М.: Юрайт, 2016. – 350 с.
28. Уварова, Т.Г. Креативные методики обучения искусству [Текст] / Т.Г. Уварова – СПб.: Лань, 2018. – 298 с.
29. Федорова, М.Н. Искусство и дошкольное образование [Текст] / М.Н. Федорова – М.: Просвещение, 2017. – 276 с.
30. ЭльконинД.Б., Основы педагогики искусства [Текст] / Эльконин Д.Б.– М.: Генезис, 2020. – 336 с.