Факторы учебной неуспешности младших школьников
Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы:
Курсовая работа
Предмет:
Дошкольная педагогика
- 51 51 страница
- 48 + 48 источников
- Добавлена 10.07.2024
1 000 руб.
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ШКОЛЬНАЯ НЕУСПЕШНОСТЬ 5
КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА 5
1.1. Характеристика понятия «школьная неуспешность» 5
1.2. Психолого-педагогическая характеристика младшего школьного возраста 10
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРИЧИН ШКОЛЬНОЙ НЕУСПЕШНОСТИ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ 26
2.1. Организация исследования 26
2.2. Проведение исследования, направленного на изучение причин
школьной неуспеваемости у учащихся 4 «я» класса 28
2.3. Рекомендации для родителей по устранению причин
школьной неуспешности у детей 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 42
ПРИЛОЖЕНИЕ 47
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ШКОЛЬНАЯ НЕУСПЕШНОСТЬ 5
КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА 5
1.1. Характеристика понятия «школьная неуспешность» 5
1.2. Психолого-педагогическая характеристика младшего школьного возраста 10
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРИЧИН ШКОЛЬНОЙ НЕУСПЕШНОСТИ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ 26
2.1. Организация исследования 26
2.2. Проведение исследования, направленного на изучение причин
школьной неуспеваемости у учащихся 4 «я» класса 28
2.3. Рекомендации для родителей по устранению причин
школьной неуспешности у детей 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 42
ПРИЛОЖЕНИЕ 47
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Альманах психологических тестов [Текст]. – М.: Изд-во КСП, 1995. – 400 с.
2. Ануфриев, А. Ф. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения [Текст] / А. Ф. Ануфриев. – М.: Ось-89, 1997. –
224 с.
3. Арямов, И. А. Особенности детского возраста: очерки [Текст] / И. А. Арямов. – М.: Учпедгиз, 1953. – 192 с.
4. Бабанский, Ю. К. Вопросы предупреждения неуспеваемости школьников [Текст]: сб. статей / Ю.К. Бабанский. – Ростов-на-Дону.: Педагогика, 1972. – 523 с.
5. Бабанский, Ю. К. Избранные педагогические труды [Текст] / Ю. К. Бабанский. – М.: Педагогика, 1989. – 560 с.
6. Бабенышева, Л. Ф. Причины слабого развития самостоятельности в учении у школьников и пути их устранения [Текст] / Л. Ф. Бабенышева // Педагогические проблемы предупреждения неуспеваемости школьников: сб.
статей / Ю. К. Бабанский. – Ростов-на-Дону: Просвещение, 1973. – С. 35-41.
7. Белкин, А.С. Ситуация успеха. Как ее создать: Кн. для учителя [Текст] / А. С. Белкин. - М.: Просвещение, 1991. – 176 с.
8. Бадмаева, Н. Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей [Текст] / Н. Ц. Бадмаева. – Улан-Удэ: ВСГТУ, 2004. – 280 с.
9. Бардин, К. В. Если ваш ребенок не хочет учиться: методические указания [Текст] / К. В. Бардин. – М.: Знание, 1980. – 96 с.
10. Блейхер, В. М., Крук, И. В. Патопсихологическая диагностика [Электронный ресурс] / В. М. Блейхер, И.В. Крук. – Киев, 1986. – URL: https://refdb.ru/look/2797427-p6.html (дата обращения: 06.06.2024).
11. Блонский, П. П. Школьная успеваемость [Текст] / П. П. Блонский. – М.: Просвещение, 2006. – 423 с.
12. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л. И. Божович. – СПб.: Питер, 2008. - 400 с.
13. Болотина, Л. Р. Развитие мышления учащихся [Текст] / Л. Р. Болотина // Начальная школа. – 1994 – №11. – 13 с.
14. Борисов, П. П. Психофизиологические причины неуспеваемости и второгодничества, пути их преодоления [Текст] / Б. Н. Боденко. – Якутск, 1980. – 90 с.
15. Бударный, А. А. Пути и методы предупреждения и преодоления неуспеваемости и второгодничества: автореферат канд. дис. [Текст] / А. А. Бударный. – М.: Просвещение, 2005. – 521 с.
16. Бэддели, А. Ваша память. Руководство по тренировке и развитию [Текст] / А. Бэддели. – М.: ЭКСМО-пресс, 2001. – 320 с.
17. Возрастные возможности усвоения знаний [Текст] / Под ред. Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова. – М.: Просвещение. – 1966. – 443 с.
18. Выготский, Л. С. Кризис семи лет [Текст] / Л. С. Выготский // Собр. соч.: в 6 т. – М.: Педагогика, 1984 – Т. I. – 376 – 385 с.
19. Гаврилычева, Г.Ф. Диагностики изучения личности младшего школьника [Текст] / Г.Ф. Гаврилычева // Начальная школа. - 1994. - №1. - С. 16-18; №8. - С. 4-8.
20. Газман, О. С. Педагогическая поддержка детей в образовании как инновационная проблема [Текст] / О. С. Газман // Новые ценности образования: десять концепций и эссе. Вып. 3. – М.:, 1995. – 58-64 с.
21. Гельмонт, А. М. О причинах неуспеваемости и путях ее преодоления [Текст] / А.М. Гельмонт. – М.: Просвещение, 2005. – 326 с.
22. Гизатуллина, Д. Х. Когда учиться трудно [Текст] / Д. Х. Гизатуллина. – М: Академия, 2003. – 210 с.
23. Данилов, М. А. Процесс обучения в советской школе [Текст] / М. А. Данилов, под ред. Г. Ф. Морозова. – М.: Учпедгиз, 1960. – 299 с.
24. Дубровина, И. В. Методы выявления индивидуально-психологических особенностей младших школьников [Текст] / И. В. Дубровина // Научно-методические основы использования в школьной психологической службе конкретных психодиагностических методик. – М.: 1988. – 166 с.
25. Ежкова, Н. С. Эмоциональная поддержка первоклассников в учебной деятельности [Текст] / Н. С. Ежкова, А. Е. Ежкова // Начальная школа плюс До и После. – 2013. – №5. – С. 52 – 55.
26. Завьялова, Т. Л. Сборник игровых занятий по развитию памяти, внимания, мышления и воображения у младших школьников [Текст] / Т. Л.
Завьялова. - М.: Аркти, 2008. – 56 с.
27. Зак, А. З. Занимательные задачи для развития мышления [Текст] / А. З. Зак // Начальная школа. – 1985. - №5. – С. 37-41.
28. Занков, Л. В. Избранные педагогические труды [Электронный ресурс] / М. В. Зверева, Н. К. Индик, В. В. Занков. – М.: Педагогика. 1990 – URL: http://www.zankov.com/works-ogl.htm, (дата обращения: 06.06.2024).
29. Зейгарник, Б. В. Патопсихология. Изд. 2-е, переработанное и дополненное [Текст] / Б. В. Зейгарник. – М.: Академия, 1999. – 208 с.
30. Ищеева-Филатова, М. М. Психологические факторы повышения эффективности обучения и воспитания учащихся [Текст] / М. М. Ищеева-Филатова. - Нальчик: Эльбрус, 1987. – 432 с.
31. Карвасарский, Б. Д. Клиническая психология [Текст] / Б. Д. Карвасарский. - СПб.: Питер, 2004. – 553 с.
32. Кикоин, Е. И. Младший школьник: возможности изучения и развития внимания [Текст] / Е. И. Кикоин. - М.: Педагогика, 1993. – 284 с.
33. Киселев, П. А. Как развить память ребенка [Текст] / П. А. Киселев. – СПб.: Аквариум, 1996. – 400 с.
34. Ковалева, Н. В. Психолого-педагогическая характеристика личности учащегося: Методические указания [Текст] / Н. В. Ковалева. – Калининград: Педагогика, 1997. – 24 c.
35. Корсакова, Н. К. Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников. Издание второе, дополненное [Текст] / Н. К. Корсакова. – М.: Педагогическое общество России, 2001. – 160 с.
36. Курганов, С. Ю. Ребёнок и взрослый в учебном диалоге [Текст] /С. Ю. Курганов – М.: Просвещение, 1999. – 318 с.
37. Липкина, А. И. Критичность и самооценка в учебной деятельности [Текст] / А. И. Липкина. – М.: Просвещение, 1968. – 335 с.
38. Матюгин, И. Ю. Как развить внимание и память вашего ребенка [Текст] / И. Ю. Матюгин. – М.: Эйдос, 1994. – 112 с.
39. Мир детства: Младший школьник [Текст] / Под ред. А. Г. Хрипковой, П. И. Гелазония [и др.]. – М.: Педагогика, 1988. – 272 с.
40. Морозов, М. Ф. Возникновение и развитие учебных интересов у детей младшего школьного возраста [Текст] / М. Ф. Морозов // Известия АПН РСФСР, 1955. - №73. – С.15 – 54.
41. Мурачковский, Н. И. Как предупредить неуспеваемость школьников [Текст] / Н. И. Мурачковский. – М.: Народная асвета, 1977. – 80 с.
42. Мухина, В. С. Возрастная психология. Феноменология развития [Текст] / В.С. Мухина. – М.: Академия, 2006. – 608 с.
43. Нечаева, Н. Знакомься, школа, - твой ученик! [Электронный ресурс] / Н. Нечаева, С. Яковлева // Начальная школа. – 2007. - №16. URL: http://nsc.1september.ru/article.php?id=200701609 (дата обращения: 06.06.2024).
44. Хорева, Н. А. Причины школьной неуспеваемости [Электронный ресурс] / Н. А. Хорева // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». – URL: http://festival.1september.ru/articles/212812/ (дата обращения: 06.06.2024).
45. Цетлин, В. С. Неуспеваемость школьников и ее предупреждение [Текст] / В. С. Цетлин. – М.: Педагогика, 1977. – 243 с.
46. Цетлин, В. С. Предупреждение неуспеваемости учащихся [Текст] / В. С. Цетлин. – М.: Знание, 1989. – 80 с.
47. Шадриков, В. Д. Познавательные процессы и способности в обучении [Текст]: сб. статей / В. Д. Шадриков, Н. П. Анисимова, Н. Е. Корнеева [и др.]. – М.: Просвещение, 1990. – 135 с.
48. Эльконин, Д. Б. Избранные психологические труды [Текст] / Д. Б. Эльконин, под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко. – М.: Педагогика, 1989. – 560 с.
1. Альманах психологических тестов [Текст]. – М.: Изд-во КСП, 1995. – 400 с.
2. Ануфриев, А. Ф. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения [Текст] / А. Ф. Ануфриев. – М.: Ось-89, 1997. –
224 с.
3. Арямов, И. А. Особенности детского возраста: очерки [Текст] / И. А. Арямов. – М.: Учпедгиз, 1953. – 192 с.
4. Бабанский, Ю. К. Вопросы предупреждения неуспеваемости школьников [Текст]: сб. статей / Ю.К. Бабанский. – Ростов-на-Дону.: Педагогика, 1972. – 523 с.
5. Бабанский, Ю. К. Избранные педагогические труды [Текст] / Ю. К. Бабанский. – М.: Педагогика, 1989. – 560 с.
6. Бабенышева, Л. Ф. Причины слабого развития самостоятельности в учении у школьников и пути их устранения [Текст] / Л. Ф. Бабенышева // Педагогические проблемы предупреждения неуспеваемости школьников: сб.
статей / Ю. К. Бабанский. – Ростов-на-Дону: Просвещение, 1973. – С. 35-41.
7. Белкин, А.С. Ситуация успеха. Как ее создать: Кн. для учителя [Текст] / А. С. Белкин. - М.: Просвещение, 1991. – 176 с.
8. Бадмаева, Н. Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей [Текст] / Н. Ц. Бадмаева. – Улан-Удэ: ВСГТУ, 2004. – 280 с.
9. Бардин, К. В. Если ваш ребенок не хочет учиться: методические указания [Текст] / К. В. Бардин. – М.: Знание, 1980. – 96 с.
10. Блейхер, В. М., Крук, И. В. Патопсихологическая диагностика [Электронный ресурс] / В. М. Блейхер, И.В. Крук. – Киев, 1986. – URL: https://refdb.ru/look/2797427-p6.html (дата обращения: 06.06.2024).
11. Блонский, П. П. Школьная успеваемость [Текст] / П. П. Блонский. – М.: Просвещение, 2006. – 423 с.
12. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л. И. Божович. – СПб.: Питер, 2008. - 400 с.
13. Болотина, Л. Р. Развитие мышления учащихся [Текст] / Л. Р. Болотина // Начальная школа. – 1994 – №11. – 13 с.
14. Борисов, П. П. Психофизиологические причины неуспеваемости и второгодничества, пути их преодоления [Текст] / Б. Н. Боденко. – Якутск, 1980. – 90 с.
15. Бударный, А. А. Пути и методы предупреждения и преодоления неуспеваемости и второгодничества: автореферат канд. дис. [Текст] / А. А. Бударный. – М.: Просвещение, 2005. – 521 с.
16. Бэддели, А. Ваша память. Руководство по тренировке и развитию [Текст] / А. Бэддели. – М.: ЭКСМО-пресс, 2001. – 320 с.
17. Возрастные возможности усвоения знаний [Текст] / Под ред. Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова. – М.: Просвещение. – 1966. – 443 с.
18. Выготский, Л. С. Кризис семи лет [Текст] / Л. С. Выготский // Собр. соч.: в 6 т. – М.: Педагогика, 1984 – Т. I. – 376 – 385 с.
19. Гаврилычева, Г.Ф. Диагностики изучения личности младшего школьника [Текст] / Г.Ф. Гаврилычева // Начальная школа. - 1994. - №1. - С. 16-18; №8. - С. 4-8.
20. Газман, О. С. Педагогическая поддержка детей в образовании как инновационная проблема [Текст] / О. С. Газман // Новые ценности образования: десять концепций и эссе. Вып. 3. – М.:, 1995. – 58-64 с.
21. Гельмонт, А. М. О причинах неуспеваемости и путях ее преодоления [Текст] / А.М. Гельмонт. – М.: Просвещение, 2005. – 326 с.
22. Гизатуллина, Д. Х. Когда учиться трудно [Текст] / Д. Х. Гизатуллина. – М: Академия, 2003. – 210 с.
23. Данилов, М. А. Процесс обучения в советской школе [Текст] / М. А. Данилов, под ред. Г. Ф. Морозова. – М.: Учпедгиз, 1960. – 299 с.
24. Дубровина, И. В. Методы выявления индивидуально-психологических особенностей младших школьников [Текст] / И. В. Дубровина // Научно-методические основы использования в школьной психологической службе конкретных психодиагностических методик. – М.: 1988. – 166 с.
25. Ежкова, Н. С. Эмоциональная поддержка первоклассников в учебной деятельности [Текст] / Н. С. Ежкова, А. Е. Ежкова // Начальная школа плюс До и После. – 2013. – №5. – С. 52 – 55.
26. Завьялова, Т. Л. Сборник игровых занятий по развитию памяти, внимания, мышления и воображения у младших школьников [Текст] / Т. Л.
Завьялова. - М.: Аркти, 2008. – 56 с.
27. Зак, А. З. Занимательные задачи для развития мышления [Текст] / А. З. Зак // Начальная школа. – 1985. - №5. – С. 37-41.
28. Занков, Л. В. Избранные педагогические труды [Электронный ресурс] / М. В. Зверева, Н. К. Индик, В. В. Занков. – М.: Педагогика. 1990 – URL: http://www.zankov.com/works-ogl.htm, (дата обращения: 06.06.2024).
29. Зейгарник, Б. В. Патопсихология. Изд. 2-е, переработанное и дополненное [Текст] / Б. В. Зейгарник. – М.: Академия, 1999. – 208 с.
30. Ищеева-Филатова, М. М. Психологические факторы повышения эффективности обучения и воспитания учащихся [Текст] / М. М. Ищеева-Филатова. - Нальчик: Эльбрус, 1987. – 432 с.
31. Карвасарский, Б. Д. Клиническая психология [Текст] / Б. Д. Карвасарский. - СПб.: Питер, 2004. – 553 с.
32. Кикоин, Е. И. Младший школьник: возможности изучения и развития внимания [Текст] / Е. И. Кикоин. - М.: Педагогика, 1993. – 284 с.
33. Киселев, П. А. Как развить память ребенка [Текст] / П. А. Киселев. – СПб.: Аквариум, 1996. – 400 с.
34. Ковалева, Н. В. Психолого-педагогическая характеристика личности учащегося: Методические указания [Текст] / Н. В. Ковалева. – Калининград: Педагогика, 1997. – 24 c.
35. Корсакова, Н. К. Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников. Издание второе, дополненное [Текст] / Н. К. Корсакова. – М.: Педагогическое общество России, 2001. – 160 с.
36. Курганов, С. Ю. Ребёнок и взрослый в учебном диалоге [Текст] /С. Ю. Курганов – М.: Просвещение, 1999. – 318 с.
37. Липкина, А. И. Критичность и самооценка в учебной деятельности [Текст] / А. И. Липкина. – М.: Просвещение, 1968. – 335 с.
38. Матюгин, И. Ю. Как развить внимание и память вашего ребенка [Текст] / И. Ю. Матюгин. – М.: Эйдос, 1994. – 112 с.
39. Мир детства: Младший школьник [Текст] / Под ред. А. Г. Хрипковой, П. И. Гелазония [и др.]. – М.: Педагогика, 1988. – 272 с.
40. Морозов, М. Ф. Возникновение и развитие учебных интересов у детей младшего школьного возраста [Текст] / М. Ф. Морозов // Известия АПН РСФСР, 1955. - №73. – С.15 – 54.
41. Мурачковский, Н. И. Как предупредить неуспеваемость школьников [Текст] / Н. И. Мурачковский. – М.: Народная асвета, 1977. – 80 с.
42. Мухина, В. С. Возрастная психология. Феноменология развития [Текст] / В.С. Мухина. – М.: Академия, 2006. – 608 с.
43. Нечаева, Н. Знакомься, школа, - твой ученик! [Электронный ресурс] / Н. Нечаева, С. Яковлева // Начальная школа. – 2007. - №16. URL: http://nsc.1september.ru/article.php?id=200701609 (дата обращения: 06.06.2024).
44. Хорева, Н. А. Причины школьной неуспеваемости [Электронный ресурс] / Н. А. Хорева // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». – URL: http://festival.1september.ru/articles/212812/ (дата обращения: 06.06.2024).
45. Цетлин, В. С. Неуспеваемость школьников и ее предупреждение [Текст] / В. С. Цетлин. – М.: Педагогика, 1977. – 243 с.
46. Цетлин, В. С. Предупреждение неуспеваемости учащихся [Текст] / В. С. Цетлин. – М.: Знание, 1989. – 80 с.
47. Шадриков, В. Д. Познавательные процессы и способности в обучении [Текст]: сб. статей / В. Д. Шадриков, Н. П. Анисимова, Н. Е. Корнеева [и др.]. – М.: Просвещение, 1990. – 135 с.
48. Эльконин, Д. Б. Избранные психологические труды [Текст] / Д. Б. Эльконин, под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко. – М.: Педагогика, 1989. – 560 с.