Особенности заголовков и лида на примере заметок в "Аргументы и факты"

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Средства массовой информации
  • 34 34 страницы
  • 31 + 31 источник
  • Добавлена 06.07.2024
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 2
1 Описание сетевого новостного издания «Аргументы и факты» 5
1.1 Новость как базовый текст издания «Аргументы и факты» 5
1.2 Описание газеты «Аргументы и факты» 11
2 Заголовки на страницах газет и сетевых изданий 20
2.1 Значение и функции заголовка 20
2.2 Использование заголовков в газете «Аргументы и факты 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 29

Фрагмент для ознакомления

Все на улицу!". На 600 площадках состоится свыше 5,5 тысячи мероприятий. Мы подготовили для вас навигатор по этому событию». Этот заголовок отличается яркостью и привлекает внимание читателей своей новизной, особенно благодаря фразе «все на улицу!». Удалив это выражение, заголовок потеряет часть своей привлекательности, так как фраза «все на улицу!» создает ассоциативный ряд, связанный с неожиданными подробностями и впервые упоминаемым событием.Газетные заголовки также выполняют прогностическую функцию. Примером этого является заголовок «Всё посыплется. Генерал Бужинский сказал, что может ждать Харьков и Одессу» [«Аргументы и факты», 28.05.2024]. ЛИД: «Военный эксперт объяснил смысл ядерных учений и посоветовал Западу не совершать эскалационные шаги».Прогностическая функция основывается на принципе антиципации предугадывания событий. Функция позволяет заголовку создать образ проекцию текста, обеспечивая предварительное понимание содержания статьи.Стилистически удачно составленный заголовок, включающий название бренда например как «AliExpress», вызывает у читателя ожидание, что статья, вероятнее всего, будет связана с этой компанией. Однако успешная реализация такой функции зависит не только от правильной стилистики заголовка, но и от фоновых знаний читателя, которые помогают ему понять полный контекст.Одной из отличительных черт газетных текстов является выразительность заголовков. Все заголовки обладают общим свойством максимальным воздействием на читателя. Придумать запоминающееся и уместное название для материала непростая задача. Стилистические особенности заголовков зависят от функций, которые они выполняют. Заголовки могут быть разнообразными, как показывает анализ заголовков газеты «Аргументы и факты». Функции заголовков определяются их воздействием на читателя. Анализ был проведен для выявления доминирующих функций газетных заголовков в современных условиях. Результаты анализа не утверждают явного превосходства, например, информативной функции, поскольку большинство заголовков выполняют несколько функций одновременно, представляя собой сочетание различных функций.Пример заголовка с информативной функцией: ««Тройка» онлайн и трамвай-беспилотник. Транспорт Москвы внедряет инновации» «Аргументы и факты 23.05.2024» ЛИД«В Москве стартовали испытания первого в России беспилотного трамвая. Привычная всем «Тройка» стала виртуальной, а оплатить проезд на четырех станциях МЦД можно по биометрии. Вот такие технологические новинки заработали в столице 23 мая.» Тем не менее, по своему воздействию на читателя, информативная и прагматическая функции являются ведущими. Анализ также выделил наиболее часто используемые лексико-стилистические средства для усиления воздействия на читателя метафоры, метонимии, перифразы. Разговорная и возвышенная лексика не используется в этих изданиях из-за их делового стиля, что подчеркивает вариативность заголовков и их стилистические особенности. Самой часто используемой является метафора около 20% заголовков.Например:«АиФ на Даче № 21-22. Собака на сене: как обеспечить любимому питомцу комфортную зимовку» [08.11.2022, Аргументы и факты] Метафора используется авторами как средство контраста к стандарту и привлечения внимания читателя. Именно метафора чаще всего встречается в заголовках с информативной и прагматической функцией.Вторым по частоте оказалось использование перифраз около 12 % (от общего числа проанализированных заголовков). Примером может служить заголовок статьи «Шестерка английской сборной» [Аргументы и факты, 18.04.2024]. Авторы применяют перифразы в заголовках для привлечения внимания, однако некоторые из них трудно расшифровать без необходимых фоновых знаний. Перифразы часто используются авторами для формирования определенного отношения у читателей к происходящим событиям, позитивного или негативного, в зависимости от стилистической окраски. Наиболее часто перифразы служат для выполнения прогностической функции заголовка, облегчая предварительное понимание текста.Метонимический перенос наименований встречается примерно в 8 % случаев (от общего числа проанализированных заголовков). Пример: «Россия проголосовала дверью» [Аргументы и факты, 12.07.2022]. Этот прием делает заголовок более образным и выразительным. Метонимический перенос равномерно выполняет все четыре основные функции информативную, прагматическую, рекламную и прогностическую. Итак, стиль заголовка может зависеть от его функции, а стилистические средства в заголовках разнообразны. Анализ практического материала показал, что использование стилистических средств подчиняется определенной закономерности в зависимости от функции заголовка. Например, метафора чаще используется для реализации прагматической функции, а перифраз для прогностической функции.ЗАКЛЮЧЕНИЕАргументы и факты” в настоящее время - ведущий российский еженедельный журнал, занимающий лидирующие позиции на медиарынке.Он издается на русском языке, имеет региональные приложения, разветвленную корреспондентскую сеть и представительства в разных странах. Ежедневная газета "Аргументы и факты" максимально охватывает в различных целевых аудиториях в регионах России, Москве и Московской области.Новые черты газетных заголовков, на наш взгляд, являются характерной чертой современной публицистики, способствуя привлечению и удержанию внимания читателей. Целью настоящейработы является анализ особенностей заголовков современных русскоязычных новостных газет с деловым уклоном, а также исследование их функций. Для анализа были использованы заголовки статей, выбранные методом сплошной выборки из электронных версий газеты "Аргументы и факты»В начале нашего анализа рассмотрим состав тематических разделов издания газеты «Аргументы и факты», (т.е. рубрикатор или структуру). Именно структура СМИ определяет план работы редакции.Важнейшей типо-образующей характеристикой для «АиФ», определяющей информационную направленность издания и форму ее подачи является отнесение таблоида к еженедельникам. С воплощением этой характеристики определяется не только периодичность выхода газеты, но и качество особого способа подачи материаловВ газете «Аргументы и факты» существуют следующие основные рубрики: новости, общество, деньги, культура, спорт. Таким образом газета стремится охватить практически все наиболее существенные области жизнедеятельности.Аргументы и факты» сочетают в себе две главных составляющих серьезного респектабельного издания - общий высокопрофессиональный уровень редакционных текстов и статьи так называемых «золотых перьев», известных журналистов.«Аргументы и факты» во всех видах массовой коммуникации старается быть актуальной и серьезной газетой.Информацию снова подают в виде нарезки (сочетаются злободневные и развлекательные, общемировые и региональные, текстовые и графические новости), рассчитанные на «современного россиянина», которому не хватает зрелищ.Информационные жанры материалов в рубрике «Федеральный АИФ» представлены полностью — это и новости, и новостные заметки, и «песочные часы» и информационные интервью.Тематика газеты –освещение событий в России и за рубежом, аналитика и комментарии; обзор вопросов бизнеса и экономики, событий культурной и спортивной жизни. «Аргументы и факты» сочетают в себе две главных составляющих серьезного респектабельного издания - общий высокопрофессиональный уровень редакционных текстов и статьи так называемых «золотых перьев», известных журналистов. Таким образом, мы видим, что редакция газеты ставит перед собой задачу быть незаменимым навигатором по федеральным и региональным новостям общественной, содержит полезную и интересную информацию, которую читатель захочет прочитать, а не пролистать.Особенность газеты «Аргументы и факты» в том, что она имеет массовую заграничную аудиторию, сохраняет многомиллионные тиражи, не превращаясь при этом в бульварное издание. «Аргументы и факты» предлагают самую полную экспертную информацию по самым актуальным вопросам. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ.Бовшик Б.А. "Информационная повестка дня": медиареальность, профильтрованная через ТВ // Идеи и новации. – 2018. – Т. 6, № 2. – С. 9-13. [Электронный ресурс]. – URL:http://ideasnov.ru/wpcontent/uploads/2020/02/Idei_i_novacii_T6_2.pdf Вартанова Е. Л. док. фил. наук, профессор Конвергенция как неизбежность: о роли технологического фактора в трансформации современных медиасистем // Вартанова Е. Л От Книги до Интернета. Журналистика и литература на рубеже нового тысячелетия. — М., МГУ, 2000-256с.Гарбузняк, А. Ю. Интерпретация реалий политической жизни страны в повестке дня общероссийской прессы: технологические аспекты: дис. ... канд. фил. наук: 10.01.10 // Алина Юрьевна Гарбузняк ; Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова. – М.; 2016. – 202 с.Голядкин, Н. А. История отечественного и зарубежного телевидения. Учебное пособие // Н.А. Голядкин. - М.: Аспект пресс, 2017. - 192 c.Есин, Б. И. Три века московской журналистики // Б.И. Есин, И.В. Кузнецов. - М.: Флинта, 2019. - 537 cЖурналистика в 2005 году: трансформация моделей СМИ в постсоветском информационном пространстве: сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф// под общ. ред. Я Н.Засурского – М.: Фак-т журналистики МГУ, 2006. 600 с. – С. 143Новиков В. И Журналистика социальной сферы//Под общ. ред. Новикова В. И., Старостенкова Н. В.- М.: РГСУ- 2008. - 194 c.Зинин Е.Ю. Интегрированные бизнес-модели в медиаиндустрии: ответы на вызовы новой эпохи // Е.Ю. Зинин – Российский журнал менеджмента. — Том 6, № 3. — 2008. — С.129-144Е.Н.Сердобинцева Информационные жанры в журналистских текстах: Учебное пособие//Е.Н.Сердобинцева. – Пенза: Изд-во ПГУ, 2019. - 64 с. Беспалова А.Г., Корнилов Е.А., Короченский А.П., Лучинский Ю.В., Станько А.И. //Иcтория мировой журналистики. - Москва – Ростов-на-Дону: Издательский центр «МарТ», 2003. 432 с.Качкаева А. Г. «Журналистика и конвергенция: почему и как традиционные СМИ превращаются в мультимедийные» // под ред. А. Г. Качкаевой. – М.; 2010. – 200 с. — C. 33Кузьмина Н.А. Современный медиатекст: учебное пособие // Под редакцией Н. А. Кузьминой. Омск, 2011. – 414 с. — С. 224.Кибанов, А. Я. Этика деловых отношений // А. Я. Кибанов [и др.]. – М.: Дрофа, 2013. – 365 с. Кузьмина Н.А. Современный медиатекст: учебное пособие // Под редакцией Н. А. Кузьминой. Омск, 2011. – 414 с.Кашкин, В.Б. Введение в теорию коммуникации // В.Б. Кашкин. - М.: Флинта, 2017. - 349 c.-  Колесниченко А. В. Настольная книга журналиста.Учебное пособие//Колесниченко А. В. – М.: Изд-во Аспект Пресс, 2013. – 334с. Ким М. Н. Технологии создания журналистского произведения [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: http://evartist.narod.ru/text/81.htm#з_02Коноплев Д. Э. Современные медиасистемы: кризис традиционных СМИ [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-mediasistemy-krizis-traditsionnyh-smi Лащук О.Р. Термин «формат» в массовой коммуникации [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: https://vestnik.journ.msu.ru/books/2010/6/termin-format-v-massovoy-kommunikatsiiМаевская А. Ю. Колумнистика в глянцевых журналах// Вестник СПбГУ. — Сер. 9. — 2011. — Вып. 2.-с.273-281Маклюэн Маршалл. Понимание медиа: внешние расширения человека» [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: http://yanko.lib.ru/books/media/mcluhan-understanding_media.pdf Солганик Г. Я. К определению понятий «текст» и «медиатекст» // Солганик Г. Я. –Вестник Московского Университета. Серия 10: Журналистика. – 2005. – № 2 с.7-15Лобанов, Ю. С. Основы журналистики. Учебное пособие // Ю.С. Лобанов. - М.: Флинта, Наука, 2019. - 184 c.Колесниченко, А. В. Основы журналистской деятельности : учебное пособие для вузов // А. В. Колесниченко. — 2-е изд., перераб. и доп.- Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 341 с. Плониш В.Ю.Теория и практика массовой информации : учебное пособие // В.Ю. Плониш- С.-Петерб. ин-т внешнеэконом. связей, экономики и права, О-во "Знание" Санкт-Петербурга и Ленингр. обл.-2005г.-168с.Сибиданов Б. Б. С 341 Новостная журналистика: учебно-методическое пособие // Б. Б. Сибиданов. — Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета, 2016. — 102 сСмирнова О.В. Современные трансформации журналистики в фокусе научного анализа (традиции и новации в исследованиях кафедры цифровой журналистики) // Меди@льманах. 2022. № 4 (111). С. 16−25. Федосеев, А.А. канд. фил. наук Метафора как средство манипулирования сознанием в предвыборном агитационном дискурсе//Метафора как средство манипулирования сознанием в предвыборном агитационном дискурсе//г.Челябинск–2004гЧерникова Е. В. Основы творческой деятельности журналиста: учеб. пособие//Черникова Е. В.- 2-е изд., испр. и доп. Москва, 2012. 414 с. — С.116Шарков, Ф. И. Правовые основы коммуникации. В рекламе, связях с общественностью, журналистике. Учебное пособие // Ф.И. Шарков, В.И. Захарова. - М.: Проспект, 2017. - 224 c.Шергова К.А. Телевизионная документалистика: взаимосвязь жанра и формата // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Лингвистика». — 2010. — № 1- с.45-48

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ
.
1. Бовшик Б.А. "Информационная повестка дня": медиареальность, профильтрованная через ТВ // Идеи и новации. – 2018. – Т. 6, № 2. – С. 9-13. [Электронный ресурс]. – URL:http://ideasnov.ru/wpcontent/uploads/2020/02/Idei_i_novacii_T6_2.pdf
2. Вартанова Е. Л. док. фил. наук, профессор Конвергенция как неизбежность: о роли технологического фактора в трансформации современных медиасистем // Вартанова Е. Л От Книги до Интернета. Журналистика и литература на рубеже нового тысячелетия. — М., МГУ, 2000-256с.
3. Гарбузняк, А. Ю. Интерпретация реалий политической жизни страны в повестке дня общероссийской прессы: технологические аспекты: дис. ... канд. фил. наук: 10.01.10 // Алина Юрьевна Гарбузняк ; Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова. – М.; 2016. – 202 с.
4. Голядкин, Н. А. История отечественного и зарубежного телевидения. Учебное пособие // Н.А. Голядкин. - М.: Аспект пресс, 2017. - 192 c.
5. Есин, Б. И. Три века московской журналистики // Б.И. Есин, И.В. Кузнецов. - М.: Флинта, 2019. - 537 c
6. Журналистика в 2005 году: трансформация моделей СМИ в постсоветском информационном пространстве: сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф// под общ. ред. Я Н.Засурского – М.: Фак-т журналистики МГУ, 2006. 600 с. – С. 143
7. Новиков В. И Журналистика социальной сферы// Под общ. ред. Новикова В. И., Старостенкова Н. В. - М.: РГСУ- 2008. - 194 c.
8. Зинин Е.Ю. Интегрированные бизнес-модели в медиаиндустрии: ответы на вызовы новой эпохи // Е.Ю. Зинин – Российский журнал менеджмента. — Том 6, № 3. — 2008. — С.129-144
9. Е.Н.Сердобинцева Информационные жанры в журналистских текстах: Учебное пособие// Е.Н.Сердобинцева. – Пенза: Изд-во ПГУ, 2019. - 64 с.
10. Беспалова А.Г., Корнилов Е.А., Короченский А.П., Лучинский Ю.В., Станько А.И. //Иcтория мировой журналистики. - Москва – Ростов-на-Дону: Издательский центр «МарТ», 2003. 432 с.
11. Качкаева А. Г. «Журналистика и конвергенция: почему и как традиционные СМИ превращаются в мультимедийные» // под ред. А. Г. Качкаевой. – М.; 2010. – 200 с. — C. 33
12. Кузьмина Н.А. Современный медиатекст: учебное пособие // Под редакцией Н. А. Кузьминой. Омск, 2011. – 414 с. — С. 224.
13. Кибанов, А. Я. Этика деловых отношений // А. Я. Кибанов [и др.]. – М.: Дрофа, 2013. – 365 с.
14. Кузьмина Н.А. Современный медиатекст: учебное пособие // Под редакцией Н. А. Кузьминой. Омск, 2011. – 414 с.
15. Кашкин, В.Б. Введение в теорию коммуникации // В.Б. Кашкин. - М.: Флинта, 2017. - 349 c.-
16. Колесниченко А. В. Настольная книга журналиста. Учебное пособие//Колесниченко А. В. – М.: Изд-во Аспект Пресс, 2013. – 334с.
17. Ким М. Н. Технологии создания журналистского произведения [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: http://evartist.narod.ru/text/81.htm#з_02
18. Коноплев Д. Э. Современные медиа системы: кризис традиционных СМИ [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-mediasistemy-krizis-traditsionnyh-smi
19. Лащук О.Р. Термин «формат» в массовой коммуникации [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: https://vestnik.journ.msu.ru/books/2010/6/termin-format-v-massovoy-kommunikatsii
20. Маевская А. Ю. Колумнистика в глянцевых журналах// Вестник СПбГУ. — Сер. 9. — 2011. — Вып. 2.-с.273-281
21. Маклюэн Маршалл. Понимание медиа: внешние расширения человека» [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: http://yanko.lib.ru/books/media/mcluhan-understanding_media.pdf
22. Солганик Г. Я. К определению понятий «текст» и «медиатекст» // Солганик Г. Я. –Вестник Московского Университета. Серия 10: Журналистика. – 2005. – № 2 с.7-15
23. Лобанов, Ю. С. Основы журналистики. Учебное пособие // Ю.С. Лобанов. - М.: Флинта, Наука, 2019. - 184 c.
24. Колесниченко, А. В. Основы журналистской деятельности : учебное пособие для вузов // А. В. Колесниченко. — 2-е изд., перераб. и доп.- Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 341 с.
25. Плониш В.Ю. Теория и практика массовой информации : учебное пособие // В.Ю. Плониш - С.-Петерб. ин-т внешнеэконом. связей, экономики и права, О-во "Знание" Санкт-Петербурга и Ленингр. обл.-2005г.-168с.
26. Сибиданов Б. Б. С 341 Новостная журналистика: учебно-методическое пособие // Б. Б. Сибиданов. — Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета, 2016. — 102 с
27. Смирнова О.В. Современные трансформации журналистики в фокусе научного анализа (традиции и новации в исследованиях кафедры цифровой журналистики) // Меди@льманах. 2022. № 4 (111). С. 16−25.
28. Федосеев, А.А. канд. фил. наук Метафора как средство манипулирования сознанием в предвыборном агитационном дискурсе//Метафора как средство манипулирования сознанием в предвыборном агитационном дискурсе//г.Челябинск–2004г
29. Черникова Е. В. Основы творческой деятельности журналиста: учеб. пособие //Черникова Е. В.- 2-е изд., испр. и доп. Москва, 2012. 414 с. — С.116
30. Шарков, Ф. И. Правовые основы коммуникации. В рекламе, связях с общественностью, журналистике. Учебное пособие // Ф.И. Шарков, В.И. Захарова. - М.: Проспект, 2017. - 224 c.
31. Шергова К.А. Телевизионная документалистика: взаимосвязь жанра и формата // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Лингвистика». — 2010. — № 1- с.45-48