Психолого-педагогическое сопровождение программ дополнительного профессионального образования (в форме профессиональной переподготовки) для педагогов-психологов
Заказать уникальную курсовую работу- 33 33 страницы
- 21 + 21 источник
- Добавлена 04.08.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Глава 1. Теоретические основы психолого-педагогического сопровождения деятельности педагогов-психологов в процессе профессиональной переподготовки 5
1.1. Содержание профессиональной переподготовки педагогов-психологов 5
1.2. Психолого-педагогическое сопровождение деятельности педагогов-психологов 10
Глава 2. Опытно-поисковое исследования психолого-педагогического сопровождения педагогов-психологов 18
2.1. Логика и организация опытно-поискового исследования 18
2.2. Программа организации психолого-педагогического сопровождения деятельности педагогов-психологов 23
Заключение 28
Список использованной литературы 30
Стресс, находящийся на высоком уровне, может привести неизменному отрицательному результату, непременно следует предпринимать коррекционные действия. Тем тяжелее будет корректировать выработанный стиль деятельности, следовательно, требуется тщательный анализ профессиональной жизни. Среди качественных показателей такого уровня стресса, которые были отмечены в ходе диагностики можно отметить следующие: нехватка энергии и усталость, сложности в принятии решения, неспособность расслабиться по вечерам, раздражительность по пустякам.При этом 28% обследуемых сотрудников также показали умеренный и низкий уровень стресса. Такой уровень стресса может быть свойственен для сотрудников, которые выполняют достаточно ответственную работу. Однако, руководителю следует также обратить на них внимание и провести работу, направленную на снижение уровня стрессового воздействия. Таким образом, можно сделать вывод о том, что в рассматриваемом коллективе у большей части сотрудников эмоциональное выгорание находится на стадии формирования. В этом случае требуется проведение дополнительной работы по снижению уровня стресса и стабилизации эмоционального состояния.2.2. 24Психолого-педагогическое сопровождение предусматривает реализацию таких направлений как:Повышение психологической компетентности всех участников образовательного процесса – система мер, позволяющих повысить адаптационные возможности обучающихся, обеспечить психологически грамотный подход к воспитанию, обучению, развитию со стороны педагогов и родителей.Информационно-аналитическое обеспечение системы управления образованием – система мер, направленных на профилактику и устранение факторов негативного воздействия образовательной среды на развитие личности ребенка; мониторинг и анализ развивающего характера и безопасности образовательной среды, эффективности дополнительных образовательных программ, уровня развития и социально-психологической компетентности обучающихся.Психологическое проектирование - система мероприятий, связанных с реализацией психологической составляющей в образовательном проектировании, которая призвана сохранить и укрепить психическое и социальное здоровье участников образовательного процесса, обеспечить обучение, воспитание и развитие воспитанников с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, восприимчивости к различного рода педагогическим технологиям и др.Психологическая экспертиза - система мероприятий, предусматривающих оценку соответствия образовательной среды (образовательных программ, учебных пособий, образовательных маршрутов и т.п.) поставленным развивающим и воспитательным задачам, возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся, уровню психологической компетентности специалистов УДОД.Оказание психологической помощи участникам образовательного процесса - система мероприятий, направленных на преодоление психолого-педагогических проблем участников образовательного процесса, оказание психологической помощи, включающей такие виды деятельности, как психологическое просвещение и консультирование, психологическая профилактика, диагностика, коррекция и развитие, профессиональная ориентация.Виды деятельности по психолого-педагогическому сопровождению:- профилактика;- диагностика (индивидуальная и групповая (скрининг);- консультирование (индивидуальное и групповое);- развивающая работа (индивидуальная и групповая);- коррекционная работа (индивидуальная и групповая);- психологическое просвещение и образование: формирование психологической культуры, развитие психолого-педагогической компетентности обучающихся, администрации УДОД, педагогов, родителей;- экспертиза (дополнительных образовательных программ, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов УДОД).Сегодня в системе психолого-педагогического сопровождения наряду с рассмотренными выше традиционными видами деятельности реализуется такое комплексное направление, как разработка (проектирование) дополнительных образовательных программ.Описание направлений работы с молодыми специалистамиНаправление работы Деятельность наставника (МБОУ «Школа №24») Деятельность тьютора (Мининский университет) Технологии, формы и методы работыДиагностическое. Понимание профессиональных трудностей молодых специалистов. Проведение диагностики, анализ и обобщение результатов. Тесты, анкеты, опросы, эссе, статистический анализ данныхПсихолого-педагогическое. Наблюдение за работой молодого специалиста, оказание индивидуальной помощи. Создание системы индивидуальной помощи молодому специалисту на основе диагностики и наблюдений. Посещение уроков, беседы, практические работы, чтение литературы.Управленческое. Включение молодого специалиста в деятельность методического объединения начальной школы. Разъяснение особенностей работы учителя в рамках управления учебно-воспитательным процессом. Педсоветы, заседания методического объединения начальной школы, работа с документами.Методическое. Практическая помощь молодому специалисту в преодолении профессиональных трудностей. Теоретическое обоснование деятельности учителя начальной школы. Мастер-классы, семинары, практикумы, дискуссии, круглые столы, интерактивные лекции, мозговые штурмы.Научно-исследовательское. Оказание помощи в организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся. Помощь в написании статей. Семинары, практические работы, дискуссии, чтение литературыРефлексивно-оценочное. Составление плана дальнейшей работы на основе наблюдений. Составление плана дальнейшей работы на основе анализа диагностических срезов. Тесты, анкеты, опросы, отчеты, планирование работы.Обозначим, что грамотное сопровождение специалиста возможно только благодаря усилиям наставника и тьютора. В связи с этим возникает необходимость налаживания сетевого взаимодействия, в организации которого мы видим решение проблемы ухода молодых учителей из профессии.Психолого-педагогическое сопровождение представляет собой комплексную систему работы и включает в себя 5 этапов:1 этап - проведение просветительской и первичной психопрофилактической работы с целью уточнения и формирования социального заказа. Психологическое сопровождение, как правило, начинается с реализации форм работы психопрофилактической и просветительской направленности (лектории, беседы, семинары, недели и декады психологии и др.), которые призваны актуализировать потребность субъектов образовательного процесса в психологических знаниях, оптимизировать их взаимодействие, что позволит формировать социальный заказ, адресуемый специалистам психологической службы.2 этап - индивидуальная и групповая диагностика в соответствии с запросом субъектов образовательного процесса или оказание психологических услуг (консультирование, групповая работа, вторичная психопрофилактика). Данный этап предусматривает изучение особенностей личностного развития, выявление резервов, обеспечивающих достижение максимальной самореализации личности. Результаты мониторинга личностных достижений реализуемых в ходе психологического сопровождения деятельности, позволяют вносить коррективы в программы взаимодействия.3 этап- психолого-педагогический консилиум, коррекционно-развивающая работа. Предполагает разработку и реализацию программ взаимодействия педагогов-психологов с другими субъектами образовательного процесса. Значительный объем необходимойработы предусматривается при организации учебно-воспитательного процесса данного объединения (коллектива),т.е. в ходе освоения дополнительных образовательных программ.4 этап- повторная диагностика, анализ эффективности проведенной работы.5 этап- обсуждение результатов и изучение уровня удовлетворенности взаимодействием, при необходимости - уточнение социального заказа и переход на первый этап психологического сопровождения.ЗаключениеРабота педагога-психолога имеет свои особенности, которые делают ее уникальной в системе профессий, связанных с общением между людьми. Важным фактором является образовательное пространство вуза, где происходит профессиональное развитие педагога-психолога. Интересно, что профессиональное становление в любой профессии, особенно в психолого-педагогической, происходит взаимосвязи с личностным развитием, а успех этого процесса зависит от определенных психолого-педагогических условий. В процессе обучения в вузе студент должен приобрести профессионально важные качества, которые определяют его профессиональную и личностную компетентность.Для успешной карьеры педагога-психолога необходимо создать образовательную среду, которая будет способствовать развитию интереса к психолого-педагогическим знаниям и умениям, а также мотивировать на применение их в практике. Важно, чтобы организация образовательного процесса в высшей школе способствовала формированию психолого-педагогической грамотности.Изучение проблем, связанных с психолого-педагогическим сопровождением индивидуального образовательного пути педагогов в дополнительном образовании, может проводиться в различных направлениях. Однако наиболее важным считается направление, которое связано с достижением основных целей профессионального и общего образования. В настоящее время школы и вузы России и других стран не могут определиться с конкретными целями образования. В советской системе образования основной целью было формирование всесторонне развитой и свободной личности (как индивида, члена общества/партнера и профессионала), развитие которой было связано с целями развития общества и культуры.Одной из главных целей психолого-педагогического сопровождения в современном образовании является поддержка процесса формирования и развития личности в целостность. Для достижения этой цели используется персональная образовательная траектория, которая разрабатывается, реализуется и обсуждается обучающимися вместе с другими участниками образовательного процесса, включая службу психолого-педагогического сопровождения. Важной частью образовательного процесса является психолого-педагогическое сопровождение дополнительного и общего педагогического образования. В дополнительном образовании особое внимание уделяется разработке и реализации системы подготовки специалистов к изменениям, включая работу с персональными образовательными траекториями.Список использованной литературыБайбородова, Л. В. Индивидуализация и сопровождение в образовательном процессе педагогического вуза: монография / Л. В. Байбородова, Л. Н. Артемьева, М. П. Кривунь. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2019. - 260 с.Безрукова, В. С. Педагогика. Проективная педагогика: учебник для индустриально-педагог.техникумов и для студентов инженерно-педагогических специальностей. - Режим доступа: http://pedlib.ru/Books/5/0249/5_0249–38.shtmlБогданов Е.Н, Зазыкин В.Г. Введение в акмеологию. - Калуга: КГПУ, 2000. - 97 с.Гасанова Р. Р. Методологические проблемы изучения персональных траекторий образования в педагогической психологии // Профессиональное образование в современном мире. - 2020. - Т. 10. - № 4. - С. 4262-4270. Гасанова Р. Р. Проблема изучения индивидуальных образовательных траекторий в дополнительном образовании педагогов // Профессиональное образование в современном мире. - 2020. - Т. 10. - № 3. - С. 4053-4063Гасанова Р. Р., Меньшиков П. В., Арпентьева М. Р. Организация персонального психолого-педагогического сопровождения педагога в процессе повышения его квалификации // Ярославский педагогический вестник. - 2021. - № 6 (123). - С. 90-10Даль, В. И. Толковый словарь живого Великорусскаго языка. - М.: АСТ, 2023. - 560 с.Ичетовкина, Н.М. Система педагогического наставничества и сопровождения процесса адаптации выпускников педвуза // Преподаватель XXI века. - 2019. - №1-1. - С. 95-103Ковылина, А. А. Сущность и принципы сопровождения педагога образовательной организации // Молодой ученый. - 2019. - № 2 (240). - С. 353-355.Короткова, Е. Г. Виды педагогического сопровождения развития готовности студентов к профессиональному общению Вестник Южно-Уральского государственного университета // Серия: Образование. Педагогические науки. - 2012. - № 41 (300). - С. 29–35.Кот Т.В., Лузганов А.П. Актуальные проблемы профессиональной подготовки специалиста-психолога в вузе // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2011. - № 3 (95). - С. 73-76.Макарова Л.Н., Шаршов И.А. Воспитательное пространство вуза: проблемность определения и построения // Преподаватель высшей школы: традиции, проблемы, перспективы. - Тамбов: Издат. дом «Державинский», 2019. - С. 55-61.Манаенкова М.П. К проблеме формирования речевой компетенции студентов в условиях высшей школы // Социально-экономические явления и процессы. - 2013. - № 2. - С. 154-156.Манаенкова М.П., Калякин Е.В. Психолого-педагогические основы профессионального становления педагога-психолога // Гаудеамус. - 2021. - №1 (47). - С. 67-72Научно-методическое сопровождение персонала школы: педагогическое консультирование и супервизия: Монография / Под ред. М. Н. Певзнер, О. М. Зайченко. - Великий Новгород: НовГУ Им. Ярослава Мудрого; Институт образовательного маркетинга и кадровых ресурсов, 2002. - 316 с.Овчарова, Р. В. Родительство как психологический феномен: учебное пособие. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2006. - 496 с.Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М.: Мир и образование, 2020. - 736 с.Першина, Н.Ю. Наставничество как способ профессионального становления молодых педагогов / Н.Ю. Першина // Образование: Ресурсы развития. Вестник ЛОИРО. - 2022. - №1. - С. 63-66Правительство Российской Федерации. Концепция развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014 г. № 1726-р // Правительство Российской Федерации. 2014. 4 сентября. 23 с. - URL: http://dopedu.ru/attachments/article/378/koncepciyadod.pdfПсихолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка: Пособие для учителя-дефектолога / Под ред. Л. М. Шипицыной. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2017. - 528 с.Репкина Ю.А. Подготовка педагогов-психологов к профессиональной деятельности // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - №69-3. - С. 219-222Цветкова, Н.Д. Сопровождение педагогов на этапе адаптации: наставничество и баддинг / Н.Д. Цветкова // Интернаука. - 2022. - №47 - 2 (270). - С. 58-60
2. Безрукова, В. С. Педагогика. Проективная педагогика: учебник для индустриально-педагог.техникумов и для студентов инженерно-педагогических специальностей. - Режим доступа: http://pedlib.ru/Books/5/0249/5_0249–38.shtml
3. Богданов Е.Н, Зазыкин В.Г. Введение в акмеологию. - Калуга: КГПУ, 2000. - 97 с.
4. Гасанова Р. Р. Методологические проблемы изучения персональных траекторий образования в педагогической психологии // Профессиональное образование в современном мире. - 2020. - Т. 10. - № 4. - С. 4262-4270.
5. Гасанова Р. Р. Проблема изучения индивидуальных образовательных траекторий в дополнительном образовании педагогов // Профессиональное образование в современном мире. - 2020. - Т. 10. - № 3. - С. 4053-4063
6. Гасанова Р. Р., Меньшиков П. В., Арпентьева М. Р. Организация персонального психолого-педагогического сопровождения педагога в процессе повышения его квалификации // Ярославский педагогический вестник. - 2021. - № 6 (123). - С. 90-10
7. Даль, В. И. Толковый словарь живого Великорусскаго языка. - М.: АСТ, 2023. - 560 с.
8. Ичетовкина, Н.М. Система педагогического наставничества и сопровождения процесса адаптации выпускников педвуза // Преподаватель XXI века. - 2019. - №1-1. - С. 95-103
9. Ковылина, А. А. Сущность и принципы сопровождения педагога образовательной организации // Молодой ученый. - 2019. - № 2 (240). - С. 353-355.
10. Короткова, Е. Г. Виды педагогического сопровождения развития готовности студентов к профессиональному общению Вестник Южно-Уральского государственного университета // Серия: Образование. Педагогические науки. - 2012. - № 41 (300). - С. 29–35.
11. Кот Т.В., Лузганов А.П. Актуальные проблемы профессиональной подготовки специалиста-психолога в вузе // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2011. - № 3 (95). - С. 73-76.
12. Макарова Л.Н., Шаршов И.А. Воспитательное пространство вуза: проблемность определения и построения // Преподаватель высшей школы: традиции, проблемы, перспективы. - Тамбов: Издат. дом «Державинский», 2019. - С. 55-61.
13. Манаенкова М.П. К проблеме формирования речевой компетенции студентов в условиях высшей школы // Социально-экономические явления и процессы. - 2013. - № 2. - С. 154-156.
14. Манаенкова М.П., Калякин Е.В. Психолого-педагогические основы профессионального становления педагога-психолога // Гаудеамус. - 2021. - №1 (47). - С. 67-72
15. Научно-методическое сопровождение персонала школы: педагогическое консультирование и супервизия: Монография / Под ред. М. Н. Певзнер, О. М. Зайченко. - Великий Новгород: НовГУ Им. Ярослава Мудрого; Институт образовательного маркетинга и кадровых ресурсов, 2002. - 316 с.
16. Овчарова, Р. В. Родительство как психологический феномен: учебное пособие. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2006. - 496 с.
17. Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М.: Мир и образование, 2020. - 736 с.
18. Першина, Н.Ю. Наставничество как способ профессионального становления молодых педагогов / Н.Ю. Першина // Образование: Ресурсы развития. Вестник ЛОИРО. - 2022. - №1. - С. 63-66
19. Правительство Российской Федерации. Концепция развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014 г. № 1726-р // Правительство Российской Федерации. 2014. 4 сентября. 23 с. - URL: http://dopedu.ru/attachments/article/378/koncepciyadod.pdf
20. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка: Пособие для учителя-дефектолога / Под ред. Л. М. Шипицыной. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2017. - 528 с.
21. Репкина Ю.А. Подготовка педагогов-психологов к профессиональной деятельности // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - №69-3. - С. 219-222
22. Цветкова, Н.Д. Сопровождение педагогов на этапе адаптации: наставничество и баддинг / Н.Д. Цветкова // Интернаука. - 2022. - №47 - 2 (270). - С. 58-60