Развитие у младших школьников конструктивности и целесообразности мышления на уроках труда
Заказать уникальную курсовую работу- 40 40 страниц
- 22 + 22 источника
- Добавлена 07.07.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Введение………………………………………………………………….....3
1 Теоретические основы развития у младших школьников конструктивности и целесообразности мышления на уроках труда……...……6
1.1 Сущность процесса мышления в младшем школьном возрасте.……6
1.2 Особенности развития конструктивности и целесообразности мышления у младших школьников………………………………………….….13
1.3 Педагогические условия развития у младших школьников конструктивности и целесообразности мышления на уроках труда………….18
2 Эмпирическое исследование развития у младших школьников конструктивности и целесообразности мышления на уроках труда…….……24
2.1 Диагностика уровня развития у младших школьников конструктивности и целесообразности мышления на уроках труда…….……24
2.2Методические рекомендации по развитию у младших школьников конструктивности и целесообразности мышления на уроках труда…..……..30
Заключение………………………………………………………….…….36
Список используемых источников……………………………...………..39
По результатам данной методики мы выявили, что в экспериментальной группе 20% учеников (2 человека) с высоким уровнем сформированностивыделять существенные признаки. Средний уровень выявлен у 50 % (5человек), учащиеся умеют находить существенные признаки и отличать их отнесущественных, но допускают ошибки. Низкий уровень у 30 % (3 человека),ученики не умеют отделять существенные признаки от несущественных,допускают более 6 ошибок.Результаты исследования представлены наглядно ниже на рисунке 2.Рисунок 2 - Результаты диагностического исследования «Выделение существенных признаков» С.Л. Рубинштейна (%)3. Методика «Иерархия» Н.С. Кузьменко.Цель данной методики заключается в выявлении способности у младшихшкольников к составлению причинно-следственных связей.Инструкция: каждому ученику представлено задание в составлении 3групп логически выстроенных цепочек из предложенных ему слов.Пример: слоги, предложения, звуки, слова, буквы, книга, текст.Звуки -> буквы -> слоги -> слова -> предложения -> текст -> книгаОбработка результатов:Правильно составленные 3 причинно-следственные связи – высокийуровень овладение данным навыком;Допущена 1 - 3 ошибки – средний уровень;Допущено 4 и более ошибок – низкий уровень.В результате проведения данной диагностической методики быловыявлено в экспериментальной группе 40 % (4 человека), учащиеся хорошоанализируют предложенную ситуацию, составляют правильную логическуюцепочку. Средний уровень у 30 % (3 человека). Ученики составляютправильную логическую цепочку, но затрачивают больше времени, всравнении с высоким уровнем, а также некоторые ученики допускают не болеедвух ошибок. Низкий уровень у 30 % (3 человека). Ученики допускают впостроении логической цепочки более 4 ошибок.Рисунок 3 - Результаты диагностического исследования«Иерархия» Н.С. Кузьменко (%)Таким образом, результаты исследования показывают, что уровень конструктивности и целесообразности мышления у испытуемых в данной группе в основном находится на уровне "средний". Это не совсем достаточно для успешного обучения в школе и эффективного освоения школьной программы начальной школы. Поэтому необходимо провести дополнительную специально организованную работу для развития логического мышления у младших школьников.2.2 Методические рекомендации по развитию у младших школьников конструктивности и целесообразности мышления на уроках трудаСовременному учителю важно определить уровень знаний и практических навыков ученика. Учитель проверяет, насколько ученик владеет общетрудовыми мыслительными умениями: способностью анализировать образец изготавливаемого изделия, планировать будущие действия и операции, контролировать свои действия, отчитываться о выполненной работе, оценивать свою работу и работу товарищей по классу.Для восстановления и закрепления утраченных знаний и умений целесообразно начать работу ученика на первоначальных уроках по каждой программной теме с использованием несложного материала из программы предыдущего года обучения. Только в таких условиях ученик сможет постепенно включиться в учебный процесс, организовать свою деятельность для выполнения заданий и восстановить прежние знания, умения и навыки с помощью учителя.Для того чтобы дети развивали положительное отношение к своей работе, важно поощрять их даже за маленькие успехи. Постепенное уменьшение помощи, начиная с показа правильного способа работы и заканчивая лишь привлечением внимания ученика или организацией его деятельности, способствует развитию самостоятельности. Словесные отчеты детей о выполненной работе играют важную роль в развитии связи между речью и действиями, помогая им осознавать правильность или ошибки в своих действиях. Важно также научить детей правильно понимать устные инструкции, постепенно усложняя задания.Учителя должны помнить, что младшие школьники обычно сравнивают предметы, обнаруживая различия, но не способны заметить сходства. Они также часто опираются на случайные внешние признаки при сравнении предметов или явлений, не обращая внимания на существенные признаки. Таким образом, учитель должен бороться с этой особенностью мышления учеников.Дети должны научиться мыслить, то есть:1) переходить от отражения реальности в наглядных образах ситуаций к отражению в понятиях, правилах и закономерностях;2) выполнять более сложные мыслительные действия, такие как решение задач, формулирование и проверка гипотез.Учитель должен организовывать систематическое включение учащихся в коллективные формы учебно-трудовой деятельности и производительного труда, которые способствуют развитию познавательной активности и формированию мышления.В процессе школьного обучения увеличивается глубина мысленного анализа объектов, совершенствуются методы наглядного мышления, увеличивается роль воображения и становится более доступным наглядное обобщение.Учителя должны быть осторожными и не строить методику обучения исключительно на основе наглядности и конкретных представлений. Наглядные методы обучения важны, но не должны быть единственными. Задача учителя заключается в том, чтобы помочь ученику отойти от конкретных представлений и перейти к более высокому уровню познания - логическому и словесному обобщению.На уроках трудового обучения достигаются важные воспитательные цели. Дети, выполняя различные трудовые задания, учатся ставить перед собой цели, проявлять настойчивость в их достижении и преодолевать трудности. Эти положительные качества формируются благодаря работе учителя, который, зная особенности каждого ребенка, проявляет терпение и тактичность, поощряет детей за любые успехи, дает возможность размышлять и собирать мысли.Перед современной школой стоит задача не только подготовить учащихся к будущей самостоятельной работе, дать им определенные знания и навыки, но и в значительной степени подготовить их к самообразованию и саморазвитию. Для самостоятельного усвоения знаний необходимы навыки анализа, сравнения, критического отбора, обобщения и систематизации информации, а также умение делать правильные логические выводы. Регулярное использование на уроках труда специальных игр и заданий, направленных на развитие конструктивного и целесообразного мышления, помогает расширить кругозор младших школьников и делает их более уверенными в ориентации.При разработке системы развития конструктивного и целесообразного мышления у детей младшего школьного возраста необходимо учитывать их психологические особенности. Под конструктивным и целесообразным мышлением понимается способность и умение ребенка самостоятельно выполнять простые логические действия, такие как анализ, синтез, сравнение, обобщение, а также сложные логические операции, например, построение отрицания, утверждения и опровержения, используя различные логические схемы, такие как индуктивная или дедуктивная.Период начальной школы является наиболее чувствительным и психологически благоприятным для стимулирования и развития конструктивного и целесообразного мышления. Наличие этой базы в дальнейшем поможет организовать специальную работу по формированию составных логических операций, обучению рассуждениям и способам доказательства в средней школе.Можно отметить следующие игры и упражнения, которые помогут развить конструктивное и целесообразное мышление у младших школьников на уроках труда:1. "Мы - творцы". Задача состоит в анализе образца изделия, определении учащимися совместно с учителем конструктивных и технологических особенностей задания, по возможности самостоятельном поиске рациональных способов его реализации и определении оптимальных. Примерные вопросы задания:- Какое название изделия, его назначение?- Из каких материалов изготовлено? Можно ли использовать другие материалы? Какие материалы лучше использовать для изготовления данного изделия?- Какие конструктивные особенности изделия (форма деталей, их количество, вид соединения - подвижное или неподвижное)?- Какими способами можно изготовить детали (разметить и выделить из заготовки)? Выберите лучший способ для данного случая.- Как можно соединить детали (склеить, сшить и т. д.)? Выберите лучший способ.- Требуется ли дополнительная отделка? Какая? Каким способом можно это сделать?2. "Числовой диктант". Это задание поможет определить количество деталей в новом изделии. Почти на каждом уроке в любом предмете есть понятия, которые можно выразить числом. Учащимся предлагается посчитать количество букв в слове и выполнить действие между полученными числами. Например: к числу букв в слове "молоко" прибавьте количество букв в слове "рог", прибавьте количество букв в слове "цветок" (6 + 3 + 6 = 15).3. "Составь слово". Это используется для тренировки внимания и создания мотивации на изучение новой темы. Необходимо запомнить первую букву в словах. При правильном выполнении получится слово, связанное с темой урока. Например, аппликация "Море" - мама, Оля, рак, енот. "Чудо - дерево" - Человек, Утка, Дом, Озеро. Дождь, Ель, Радуга, ехать, Ведро, Озеро.Отгадай буквы, прочтёшь слово:Звонкий Г, глухой - КПредпоследняя буква в слове "стол" - ОСтоит за буквой П - РБуква похожа на баранку - ОТретья буква алфавита - ВДружит в паре с буквой Г - КГласный звук в букве Я - АОтвет: "Коровка"4. "Четвертое лишнее". Используется на этапе определения темы урока для развития конструктивности и целесообразности мышления. Задание: в каждом ряду три слова по определенному основанию связаны между собой, а четвертое - отличается. Найдите его, ответ обоснуйте.1. Корова, медведь, лиса, заяц.2. Дуремар, Мальвина, Петушок, Пьеро.3. Ромашка, Василёк, Дюймовочка, Сирень.4. Машина, самолет, автобус, троллейбус.5. Яблоко, персик, огурец, груша.5. "Анаграммы". Используются на этапе изучения нового материала для тренировки быстроты реакции, сообразительности, внимания. Как можно быстрее поменяйте буквы в слове местами и получите нужное слово.Например: НОЛС – слон, ОРОКВА – корова, ШКАГУЛЯ – лягушка, РАЖИФ – жираф.6. "Похожи–Непохожи". Задания на выделение существенных признаков понятия. Чем отличаются:а) окно от двери;б) указка от карандаша;в) круг от овала;г) лист березы от листа клена.Чем похожи слова каждой группы? Как можно, одним словом, назвать каждую из предложенных групп?а) Шоссе, дорога, тропинка.б) Город, деревня, поселок.в) Иголка, ножницы, циркуль.7. "Какография"Учащимся предлагается неправильно решенная проблема: изделие с ошибками, неверно выполненный чертеж, информация, план работы, перепутана последовательность действий и т. д. Условие: найди все ошибки. Мотивируй свой ответ.8. "Доскажи словечко" В процессе выполнения задания учащиеся могут показать свою эрудицию в знаниях пословиц, поговорок и загадок о труде. Развивает наблюдательность, внимание, память. Задание требует от учащихся сообразительности, внимания, умение быстро находить правильное решение, воспитывает чувство коллективизма.Примеры:- Воля и труд … (дивные всходы дают).- Не потрудиться, так и хлеба… (не добиться).- Кто хорошо трудится, тому есть чем…(хвалиться).- Труд человека кормит, а…(лень портит).- Кто трудится, тот и…(пользуется).- Без труда нет…(добра).- Где работа, там и густо, а в ленивом доме…(пусто).- Кто любит прохлаждаться, тому… (в хвосте оставаться).- Ловкий ткач, хоть и без рук. Как же звать его…(паук).ЗаключениеВведение ФГОС НОО характеризуется его деятельностным подходом, который ставит развитие личности учащегося в качестве главной цели. В связи с этим система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков. Содержание образовательного стандарта предполагает формирование универсальных учебных действий у младших школьников, включая личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные навыки. В соответствии со стандартами второго поколения, познавательные универсальные действия включают общеучебные, знако-символические, информационные и логические навыки. Из этого следует, что уже в начальной школе необходимо развивать конструктивность и целесообразность мышления. Поэтому одной из важнейших задач, стоящих перед учителем начальных классов, является развитие всех видов мышления, которые позволят детям строить умозаключения, делать выводы, обосновывать свои суждения и самостоятельно приобретать знания и решать возникающие проблемы.Характеристика мышления младших школьников включает в себя преобладание конкретного, наглядного компонента, неспособность различать существенные и несущественные признаки предметов, выделение главного и второстепенного, установление иерархии признаков и причинно-следственных связей. Основные особенности мышления младших школьников - это преобладание чувственного и деятельного анализа над абстрактным, синтез в основном в наглядной ситуации без отрыва от действий с предметами, замена операции сравнения положением предметов, которые легче определяются по свойствам, чем по связям и отношениям между ними, несформированность базовых умений для обобщения, неспособность выделять существенные признаки, чаще всего заменяя их внешними яркими признаками предметов.Возможности младших школьников значительно шире, чем та логическая деятельность, которая преимущественно осуществляется в начальной школе. Они способны осваивать более сложный теоретический и логический материал. Уроки труда имеют определенный развивающий потенциал в этом отношении. Они имеют свои характерные особенности, определенную учебную и образовательно-предметную среду, поэтому на уроках труда в большинстве случаев используются комплексные средства обучения для раскрытия содержания изучаемого материала. Каждое из этих средств обучения имеет определенные дидактические функции и возможности, в зависимости от педагогической ситуации, содержания и типологии учебного предмета.Целью нашего исследования было выявление уровня сформированности конструктивного и целесообразного мышления у детей младшего школьного возраста. Результаты этого этапа свидетельствуют о том, что конструктивность и целесообразность мышления в группе испытуемых преимущественно на среднем уровне. Это не является достаточным для успешного школьного обучения и эффективного овладения программой начальной школы, поэтому необходимо проводить дополнительную, специально организованную работу, направленную на развитие конструктивного и целесообразного мышления у младших школьников.Далее нами были даны методические рекомендации по развитию у младших школьников конструктивности и целесообразности мышления на уроках труда, включающие в себя также игры и упражнения, которые помогут развить конструктивное и целесообразное мышление у младших школьников на уроках труда.Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о достижении цели и выполнении задач исследования. Гипотеза о том, что развитие конструктивности и целесообразности мышления у младших школьников на уроках труда будет наиболее эффективным, подтверждена при соблюдении следующих условий: 1) учащиеся должны выполнять не только практические задания, но и решать задачи, основанные на умственных действиях, таких как мысленное преобразование форм на плоскости и в объеме, мысленное представление конструкции изделия, выделение основных частей и деталей, определение их формы и взаимного расположения;2) задания, предлагаемые учащимся, должны требовать от них самостоятельного отбора и анализа информации.Список используемых источниковБелошистая А. В. Развитие логического мышления младших школьников: учебное пособие. М. :Юрайт, 2019. 129 с.Болотова А. К. Психология развития и возрастная психология: учебник для вузов. СПб. : Питер, 2018. 478 c.Вучичевич Б., Шумакова Н. Б. Интеллектуальное развитие младших школьников // Культурно-историческая психология. 2020. №4. C. 63–71.Данилов М.А. Умственное воспитание / М.А. Данилов. Сов.Педагогика. – 2024. – № 12. – 176 с.Кириллова Г.Д. Теория и практика урока в условиях развивающего обучения / Г.Д. Кириллова. – М., Просвещение, 1980. – 159сКозлова С. А. Развитие мышления детей 7-10 лет // Начальная школа. 2019. №8. С. 13-16Кулагина И. Ю. Младшие школьники: особенности развития. М. : 48 Эксмо, 2019. 176 с.Левина М. 365 веселых уроков труда / Беляков Е.А. - М.: Рольф, Айрис - пресс, 1999.-256с.Лоскутова Н. А. Упражнения, игры для развития логического мышления // Начальная школа. 2017. №4. С. 80-82.Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб. : Питер, 2002. 720 с.Русалов В. М. Определение понятий, выяснение причин, выявление сходства и различий в объектах [Электронный ресурс]. URL: https://cyberpedia.su/11x2ef1.htmlСеменова, Н. А. Методика преподавания технологии в начальной школе: учебно-методическое пособие. – Томск: Изд-во ТГПУ, 2019. – 108 сСолдатова Е. Л., Лаврова Г. Н. Психология развития и возрастная психология. Учебник для бакалавриата и специалитета. М. :Юрайт. 2019. 384 с.Сухоруков Д. В., Сорокина Л. А. Активизация познавательной деятельности учащихся образовательных школ // Инновационные проекты и 49 программы в образовании. 2018. № 1. С. 38–42Талызина Н. Ф. Психология детей младшего школьного возраста: формирование познавательной деятельности младших школьников: учебное пособие для среднего профессионального образования. М. : Издательство Юрайт, 2020. 174 сТихомиров О. К. Психология мышления: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М. : Издательский центр «Академия», 2002. 288 с.Факторович, Алла Аркадьевна. Педагогические технологии : Учебное пособие для СПО / А. А. Факторович . – 2. изд., испр. и доп . – Москва :Юрайт, 2020 . – 128 с. – (Профессиональное образование) . - На тит. л. подзаг.: Книга доступна на образовательной платформе "Юрайт" urait.ru, а также в мобильном приложении "Юрайт. Библиотека" . – Библиогр.: с. 123-128 . – На рус. яз. - ISBN 978-5-534-13194-9.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс] : Приказ Минобразования РФ от 06.10.2009 №373 (ред. от 11.12.2020). URL: https://base.garant.ru/197127/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/ Царева С. Е. Учебная деятельность и умение учиться в современных условиях // Начальная школа. 2019. №5. С. 13–17Чарнецкая Ж. А. Приемы, чтобы сформировать регулятивные УУД в 2019/20 учебном году // Управление начальной школой. 2019. №7. С. 68–73.Чиркова Е. Б. Развитие универсальных учебных действий в проектно-исследовательской деятельности // Начальная школа. 2019. № 12. С. 55–58.Эльконин Д. Б. Психология развития: учеб. пособие для студ. вузов. М. : Просвещение, 2013. 420 с
Список используемых источников
1. Белошистая А. В. Развитие логического мышления младших школьников: учебное пособие. М. :Юрайт, 2019. 129 с.
2. Болотова А. К. Психология развития и возрастная психология: учебник для вузов. СПб. : Питер, 2018. 478 c.
3. Вучичевич Б., Шумакова Н. Б. Интеллектуальное развитие младших школьников // Культурно-историческая психология. 2020. №4. C. 63–71.
4. Данилов М.А. Умственное воспитание / М.А. Данилов. Сов.Педагогика. – 2024. – № 12. – 176 с.
5. Кириллова Г.Д. Теория и практика урока в условиях развивающего обучения / Г.Д. Кириллова. – М., Просвещение, 1980. – 159с
6. Козлова С. А. Развитие мышления детей 7-10 лет // Начальная школа. 2019. №8. С. 13-16
7. Кулагина И. Ю. Младшие школьники: особенности развития. М. : 48 Эксмо, 2019. 176 с.
8. Левина М. 365 веселых уроков труда / Беляков Е.А. - М.: Рольф, Айрис - пресс, 1999.-256с.
9. Лоскутова Н. А. Упражнения, игры для развития логического мышления // Начальная школа. 2017. №4. С. 80-82.
10. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб. : Питер, 2002. 720 с.
11. Русалов В. М. Определение понятий, выяснение причин, выявление сходства и различий в объектах [Электронный ресурс]. URL: https://cyberpedia.su/11x2ef1.html
12. Семенова, Н. А. Методика преподавания технологии в начальной школе: учебно-методическое пособие. – Томск: Изд-во ТГПУ, 2019. – 108 с
13. Солдатова Е. Л., Лаврова Г. Н. Психология развития и возрастная психология. Учебник для бакалавриата и специалитета. М. :Юрайт. 2019. 384 с.
14. Сухоруков Д. В., Сорокина Л. А. Активизация познавательной деятельности учащихся образовательных школ // Инновационные проекты и 49 программы в образовании. 2018. № 1. С. 38–42
15. Талызина Н. Ф. Психология детей младшего школьного возраста: формирование познавательной деятельности младших школьников: учебное пособие для среднего профессионального образования. М. : Издательство Юрайт, 2020. 174 с
16. Тихомиров О. К. Психология мышления: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М. : Издательский центр «Академия», 2002. 288 с.
17. Факторович, Алла Аркадьевна. Педагогические технологии : Учебное пособие для СПО / А. А. Факторович . – 2. изд., испр. и доп . – Москва :Юрайт, 2020 . – 128 с. – (Профессиональное образование) . - На тит. л. подзаг.: Книга доступна на образовательной платформе "Юрайт" urait.ru, а также в мобильном приложении "Юрайт. Библиотека" . – Библиогр.: с. 123-128 . – На рус. яз. - ISBN 978-5-534-13194-9.
18. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс] : Приказ Минобразования РФ от 06.10.2009 №373 (ред. от 11.12.2020). URL: https://base.garant.ru/197127/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/
19. Царева С. Е. Учебная деятельность и умение учиться в современных условиях // Начальная школа. 2019. №5. С. 13–17
20. Чарнецкая Ж. А. Приемы, чтобы сформировать регулятивные УУД в 2019/20 учебном году // Управление начальной школой. 2019. №7. С. 68–73.
21. Чиркова Е. Б. Развитие универсальных учебных действий в проектно-исследовательской деятельности // Начальная школа. 2019. № 12. С. 55–58.
22. Эльконин Д. Б. Психология развития: учеб. пособие для студ. вузов. М. : Просвещение, 2013. 420 с